СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа для детей Ритмика 1-4 классы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для занятий с детьми ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа для детей Ритмика 1-4 классы»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №5»


Рассмотрена на заседании ЭМС Утверждаю

Протокол №5 от 23.01.2019 Директор МБОУ «Школа №5»

М.Ю.Заболотских

Рекомендована к реализации 27.01.2019г.

педагогическим советом

Протокол № 10 от 27.01.2019г.







Дополнительная общеразвивающая программа

для детей

Ритмика

1-4 классы










Срок реализации: 102 час

Автор – составитель:

Воронцова О.В., учитель

физической культуры









г. Муравленко, 2019



  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа для детей Ритмика разработана с учетом следующих нормативных правовых актов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (гл.13 ст. 101);

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, разработанная Министерством образования и науки РФ;

  • Положение о дополнительных образовательных программах МБОУ «Школа № 5», утвержденное приказом ОУ № 30 от 15.01.2014 года.

Программа «Ритмика» 1-4 классы составлена на основе программы  «Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная Министерством образования и авторской программы по учебному предмету ритмика для учащихся 1-7 классов Беляевой Веры Николаевны "Ритмика и танец". Программа усиливает вариативную составляющую начального общего образования с учетом опыта, интересов, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Программа «Ритмика» предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на четыре года обучении, 102 учебных часов.

Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.

Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”, находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся.

Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.

Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.


На уроках ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других уроках.

Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки, дополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений.

Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки.  Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Уроки ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.

Уроки ритмики в целом повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к сценическому действию под музыку. С использованием элементов костюма и декорации. Отработанные сценические музыкальные постановки  удобно использовать при проведении детских утренников. Особенно хочется отметить ценность народных плясок и танцев. Они приобщают детей к народной культуре. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой. В них дети учатся внимательно относиться к партнёру, находить с ним общий ритм движения.

Программа характеризуется следующими отличными особенностями:

- направленностью на реализацию принципа вариативности, задающего возможность более полной реализации личностно- ориентированного подхода в образовательном процессе, содержания учебного материала с учетом состояния здоровья учащихся, их физического развития и физической подготовленности, а также интереса к предмету «Ритмика».

- направленностью на реализацию принципа достаточности структурной сообразности программного материала, его непосредственную ориентацию на общеприкладную и личностно - значимую физическую подготовку, и сочетание с основными компонентами физкультурно-оздоровительной деятельности.

Цели и задачи программы

Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.

Основные задачи:

Обучающая:  формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма.

Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала.

Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.

Содержанием работы на уроках  ритмики  является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать.

        В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем.

        Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами  развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа.

                Занятия  ритмикой  эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

Программа рассчитана на 3 года обучения (1 нед/ч;34 час.в год; 102 ч. за три года обучения; из них - 85% отводится на практику)

Направленность программы. Дополнительная образовательная программа для детей 7-10лет предназначена для использования в общеобразовательных учреждениях. Программа «Ритмика» - это комплекс мер оздоровительного характера, направленных раскрытия творческого потенциалаиучащихся и адаптацию к нормальной социальной среде, пре­одолению психологических барьеров, препятствующих ощущению полноцен­ной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в соци­альное развитие общества.

Программа признана обучать школьников формированию здорового образа жизни. Она стимули­рует позитивные морфо-функциональные и анатомо-физиологические особенности развития организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенство­вание организма. В данной программе большое внимание уделяется воспитанию правильной осанки, укреплению основных мышечных групп и закаливанию учащихся.

Программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объему. При планировании занятий учитываются индивидуальные особенности детей. При подборе средств и методов практических занятий учитывается интерес учащихся.

         Базовые теоретические идеи:

  1. Идея компетентностного подхода в обучении – обучение приобретает деятельностный характер.

  2. Идея самоопределения - учащийся как субъект деятельности развивается в различных видах образовательной деятельности на основе свободного выбора.

  3. Идея личностно-ориентированного образования – личность учащегося, его неповторимая индивидуальность составляет главную и приоритетную ценность, от которой проектируются все остальные звенья образовательного процесса.

  4. Идея вариативного образования – вариативность и многофакторность обучения позволяют гибко учитывать интересы и познавательные возможности обучающегося и реализовывать принципы индивидуализации и дифференциации.

  5. Идеи открытого образования (сотворчество и кооперация) – выстраивание системы взаимодействия и взаимообмена с большой социальной средой с целью обеспечения многообразия и альтернативных путей становления личности младшего школьника.

Ключевые понятия: личность обучающегося, индивидуальность, деятельностный характер обучения, продуктивная деятельность, вариативность, сотрудничество. Программа   по   ритмике  состоит из четырёх разделов:        

  1. Упражнения на ориентировку в пространстве

  2. Ритмико-гимнастические упражнения

  3. Игры под музыку

  4. Танцевальные упражнения

В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.

Структурное построение урока ритмики.


Части занятия

Время

Виды упражнений

1. Разминка

5 мин.

ОРУ (упражнения, направленные на разогрев, подготовку всех групп мышц и опорно-двигательного аппарата к работе).

2. Ритмические упражнения

5 мин.

СРУ (упражнения на развитие музыкально-ритмических способностей, умение синтезировать движение и музыку)

3. Основная часть

15 мин.

Разучивание и исполнение ритмических движений, музыкально-ритмических и танцевальных композиций.

4. Заключительная часть

5 мин.

Упражнения рекреационного характера (на восстановление дыхания)

Условия реализации

Программа  рассчитана на 3 года обучения - 1 час в неделю

1 кл. – 34 ч., 2 кл. – 34 ч., 3 кл. – 34 ч.


Реализация программы.

Программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объему. При планировании занятий учитываются индивидуальные особенности детей. При подборе средств и методов практических занятий учитывается интерес учащихся.

На каждом занятии осуществляется работа по всем  разделам  программы  в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.

Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.

В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.

Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем, учитель  должен сказать название, которое определяло бы характер движения. Например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).

После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен (2  класс ), таких, как «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький ледок», в которых надо раскрыть не только образ, но и общее содержание. В дальнейшем (3 класс) предлагается инсценирование хорошо известных детям сказок. Лучше всего начинать со сказок «Колобок», «Теремок». В 4 классе дети успешно показывают в движениях музыкальную сказку «Муха-Цокотуха».

Обучению младших школьников танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.

Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).

Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.

Программа каждого года строится по единой схеме (с учетом возраста группы ) и предусматривает: теоретические и практические занятия, участие в мероприятиях, инструкторскую и судейскую практику; обязательное знание и соблюдение правил техники безопасности во время занятий.

В процессе занятий руководитель определяет отношение воспитанника к делу, которым он занимается, к людям, его окружающим, к себе, к природе; определяет направленность личности воспитанника, его интересы, мотивы поведения, степень развития нравственных и волевых качеств и строит на этой основе учебно-воспитательную работу.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К ОКОНЧАНИЮ КУРСА


В результате реализации данной образовательной программы дети должны знать:

·  взаимосвязь движения, ритма и музыки;

·  название основных музыкально-ритмических движений и их элементов;

·  правила гигиены тела, тренировочной одежды;

·  терминологию партерного экзерсиса;

·  правила сценического поведения.

Воспитанник должен уметь:

·  понимать и различать музыкальные размеры и ритмы;

·  определять и использовать основные рисунки, направления в движении;

·  исполнять этюды, танцевальные композиции и танцы;

·  красиво и правильно исполнять двигательные элементы;

·  быстро и чётко реагировать на замечания педагога;

·  координировать движения.



Знания, умения и навыки к концу трех лет обучения.

1. Ритмика, элементы музыкальной грамоты:

уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;

  • чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения;

  • уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4;

  • отмечать в движении сильную долю такта;

  • уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;

  • отмечать в движении музыкальные фразы, акценты; несложный ритмический рисунок;

  • иметь понятия и трёх основных понятиях (жанрах) музыки: марш- песня-танец;

  • выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;

  • иметь навыки актёрской выразительности;

  • распознать характер танцевальной музыки;

  • иметь понятие о детальных оттенках музыки, о звуковысотности;

  • иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска, диско;

  • исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно;

  • знать темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям;

  • уметь отсчитывать такты, определять на слух музыкальные размеры;

  • различать особенности танцевальной музыки: марш, вальс, полька, пляска, хоровод и т. д.;

  • уметь анализировать музыку разученных танцев;

  • слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнении.

2. Танцевальная азбука:

  • знать позиции ног и рук классического танца, народно — сценического танца;

  • усвоить правила постановки корпуса;

  • уметь исполнять основные упражнения на середине зала;

  • знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений;

  • знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник; элементы якутского танца в простой комбинации;

  • освоить технику исполненных упражнений в более быстром темпе;

  • иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;

  • знать правила исполнения упражнений народного тренажа и их названия;

  • знать положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;

  • уметь исполнять основные движения русского танца: хороводный шаг, переменный ход (виды) — вращения на месте и в движении, дроби простые, синкопированные, ключ, веревочка, присядки простые, с хлопушкой, на полном приседе и с прыжком.


3. Танец: (понятия: музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно)

  • В конце 1 года обучения дети должны уметь исполнить: веселую польку на подскоках, вальс в три па, свой национальный танец, танцевальную композицию, построенную на изученных танцевальных движениях.

  • В конце 2 года обучения дети должны уметь исполнять: фигурную польку, вальс — променад, русские танцы с использованием элементов хоровода и перепляса.

  • В конце 3 года обучения дети должны уметь исполнять: историко-бытовой танец — полонез, фигурный вальс; русские танцы: хороводные и кадриль. Иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру.


4. Творческая деятельность:

  • раскрытие творческих способностей;

  • развитие организованности и самостоятельности;

  • иметь представления о народных танцах.


Достижение поставленной цели невозможно без укрепления связи с семьей. Ведутся постоянные беседы с родителями, проводятся совместные мероприятия ребят и родителей.

Состав участников – не более 15 человек.

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.


Условия реализации программы.

Методическая литература и пособия для педагогов:

1) DVD - диски с записями - детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);

- популярные детские песни.

2).

- магнитофон;

- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

- фонотека; диски DVD, диски DVD – караоке

- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);

- наглядные демонстрационные пособия;

- коврики для выполнения упражнений;

- мячи, гимнастические палки, спортивные ленты. 

3). Дыхательные упражнения в укреплении здоровья.

4). Профилактика плоскостопия.

5). Позвоночник гибок - тело молодо.

6). Общеразвивающие упражнения:

- без предметов;

- упражнения на гимнастической стенке;

- упражнения с мячами;

- в парах.

Материально - техническое обеспечение

Занятия проводятся в - учебном кабинете, актовый зале, спортивном зале с хорошим освещением.

Оборудование и инвентарь:

коврики для выполнения упражнений;

- мячи, гимнастические палки, спортивные ленты

Учебные пособия

  • Игры на воздухе/ Составитель Т. Барышникова: Кристалл, КОРОНА, 2001г. – 288стр.

  • В часы досуга. Составитель И. Н. Крайнева – СПб: «Кристалл», 1996. – 544 стр.

Методические пособия

1).«Методика преподавания физической культуры» Л.Д.Глазырина (1-4 класс) Москва, «ВЛАДОС», 2010.

2). программа  «Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная Министерством образования

3). авторской программы по учебному предмету ритмика для учащихся 1-7 классов Беляевой Веры Николаевны "Ритмика и танец".2011

Учебно-методический комплекс

Нормативно-правовые документы

■Федеральный государственного образовательный стандарт основного общего образования.

Элементы современных технологий, используемые при реализации программы

Игровые технологии.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности в самовыражении, самоопределении, саморегуляции и самореализации. Игра активизирует деятельность учащихся, способствует улучшению позиции ребёнка в коллективе и созданию доверительных отношений между детьми. Через игру педагог постепенно увлекает ребёнка в мир искусства и, тем самым, формирует его мотивацию. Развивающие игры способствуют развитию внимания, памяти, мышления, умению сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; будят воображение и фантазию. В игре ребёнок учится самостоятельности, приобщается к нормам и ценностям общества.

Личностно-ориентированные технологии.

Одной из важных идей в этих технологиях является формирование положительной «Я-концепции». Для этого необходимо:

-  видеть в ребенке уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё;

-  создавать личности «ситуацию успеха», атмосферу одобрения, поддержки и доброжелательности;

-  предоставлять возможность и помощь детям в самореализации, в положительной деятельности.

Таким образом, в результате использования данных технологий создаётся атмосфера обучения и воспитания, в которой ребёнок может познать себя, самовыразиться и самореализоваться.

Педагогика сотрудничества детей и педагога предлагает совместную развивающую деятельность, скреплённую взаимопониманием, проникновением в мир друг друга, совместным анализом хода и результатов деятельности. Традиционное обучение основано на субъект-объектных отношениях педагога и учащегося. В концепции педагогики сотрудничества это положение заменяется представлением о ребенке, как о субъекте творческой деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнёрами, составлять союз старшего с менее опытным. При этом ни один из них не должен стоять над другим.

Диалог культур как двусторонняя информационно-смысловая связь является важнейшей составляющей образовательного процесса. В диалоге культур можно выделить:

-  внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций);

-  диалог, как речевое общение людей (педагога и ребёнка);

-  диалог эпох - прошлого и настоящего в искусстве, диалог с культурой стран мира.

Основные методы обучения

Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и воспитанников, при помощи которых наилучшим образом усваивается учащимися музыкально-ритмический материал, прививаются навыки, формируется и развивается эстетический вкус и музыкально-двигательные способности способности.

Метод танцевального показа – это такой способ обучения, при котором педагог демонстрирует танцевальную композицию или элементы и анализирует их.

Метод устного изложения учебного материала – с его помощью педагог сообщает детям знания об истории и современном состоянии хореографии. ритмики Рассказывает об отдельных танцах и танцевальной музыке. Показывая и разъясняя, те или иные танцевальные композиции педагог помогает ребенку понять характер ритмической, танцевальной лексики и особенности танцевальной музыки.

Методы танцевально-практических действий.

Методы познавательной деятельности детей:

иллюстративно-объяснительный метод

репродуктивный метод.

При иллюстративно-объяснительном методе дети приобретают знания в «готовом виде», то есть получают знания, которые им излагает педагог. Дети наблюдают и воспринимают учебный материал, не напрягая своих интеллектуальных и физических сил.

При репродуктивном методе дети сами воспроизводят известный им по прошлому опыту материал.

Этот метод позволяет педагогу в процессе обучения осуществить контроль за тем, как дети усваивают знания, овладевают танцевальными умениями и навыками.

Рассмотренные методы наглядного обучения и устного изложения материала сочетаются с методом ритмично-практических действий.

Педагогические игры – метод с использованием игровых приёмов и ситуаций.

Коллективно-творческое дело – метод применяется на такой стадии развития детского коллектива, когда воспитанники овладели определёнными навыками самостоятельной, практической и творческой деятельности.

Методы воспитания

Методы воспитания - это воздействие педагога на дошкольника с целью формирования у них взглядов и убеждений, а также умений и навыков, как в общении, так и в деятельности.

Один из методов воспитания :

Метод внушения, то есть способ воздействия, при котором педагог стремится передать ребенку своё отношение к определённому материалу – танцевальной лексике, музыке, характеру исполнения движения, чувству ритма и т. п., а также своё (или других) мнение, настроение, оценку.

Метод убеждения – это способ воздействия, с помощью которого педагог обоснованно доказывает ребенку определённые положения, эстетические представления и оценки. Метод убеждения адресуется к разуму дошкольника.

Контроль

Виды контроля:

·  фронтальный

·  взаимоконтроль

·  самоконтроль

·  индивидуальный

Формы контроля:

·  собеседование с детьми и родителями - постоянно

·  анкетирование детей и родителей – 1раза в год

·  открытые занятия

·  участие в праздниках по группам

·  участие в массовых мероприятиях

·  участие в концертной деятельности

Формы обучения, используемые в образовательной деятельности

По составу участников:

·  фронтальные

·  групповые

·  индивидуальные

По способу организации учебно-воспитательной деятельности:

·  учебное занятие

·  репетиционная деятельность

·  концертная деятельность

·  работа с родителями

·  досуговые



Содержание изучаемого курса.

1 класс

Упражнения на ориентировку в пространстве

Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

Ритмико-гимнастические упражнения

         Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.

      Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.

Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.

Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка            наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).


Игры под музыку

Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.

Танцевальные упражнения

Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.

Танцы и пляски

Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то».

Стукалка. Украинская народная мелодия.

Подружились. Музыка Т. Вилькорейской.

Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия.

Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия.

Основные требования к умениям учащихся

1  класс

Личностные результаты

Сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению через интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям. Наличие эмоциональноценностного отношения к искусству, физическим упражнениям. Развитие эстетического вкуса, культуры  поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.

     Метапредметные результаты

  • регулятивные

  • способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи;

  •  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • накопление  представлений о ритме, синхронном движениии.

  • наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной  и внеурочной деятельности

  • познавательные

  • навык умения учиться:  решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация  информации с помощью учителя.

Учащиеся должны уметь:

  • готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно;

  • под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;

  • ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;

  • ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая      круг и не сходя с его линии;

  • ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; 

  • соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;

  • выполнять игровые и плясовые движения;

  • выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;

  • начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.

  • коммуникативные

  • умение координировать свои усилия с усилиями других;

  • задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций.



2 класс

Упражнения на ориентировку в пространстве

Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.

Ритмико-гимнастические упражнения

Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук). Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки и т. д.). Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.

Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра). Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).

Игры под музыку

Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов И содержания песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

Танцевальные упражнения

Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоче-. нившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек).

Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. Основные движения местных народных танцев.

Танцы и пляски

Зеркало. Русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелек».

Парная пляска. Чешская народная мелодия.

Хлопки. Полька. Музыка Ю. Слонова.

Русская хороводная пляска. Русская народная мелодия «Выйду ль я на реченьку».

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

2  класс

Личностные результаты

Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих танцевальных способностей; навыков творческой установки. Умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения.

     Метапредметные результаты

  • Регулятивные

  • Умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • самовыражение ребенка в движении, танце.

  • познавательные 

Учащиеся должны уметь:

  • понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;

  • организованно строиться (быстро, точно);

  • сохранять правильную дистанцию в колонне парами;

  • самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;

  • соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;

  • правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, поскок».

  • коммуникативные

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  •  формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

3 класс

Упражнения на ориентировку в пространстве

Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой — на шаг назад. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг.

Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах.

Ритмико-гимнастические упражнения

Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание резинки). Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в стороны с движениями рук. Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на носках и полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным выставлением ноги вперед в сторону. Перелезание через сцепленные руки, через палку. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен). Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Протопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот.

Упражнения на расслабление мышц. Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус — стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки. Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.

Игры под музыку

Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений. Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные, игры с пением и речевым сопровождением.

Танцевальные упражнения

Повторение элементов танца по программе 2 класса. Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп. Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Основные движения народных танцев.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

3 класс

Личностные результаты

Сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех, проявить себя в период обучения как яркую индивидуальность, создать неповторяемый сценический образ. Раскрепощаясь сценически, обладая природным артистизмом, ребенок может мобильно управлять своими эмоциями, преображаться, что способствует развитию души, духовной сущности человека. 

     Метапредметные результаты

  • регулятивные

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность.

  • воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении танцевальных движений.

  • познавательные 

  • умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;

  • соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;

  • самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;

  • передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.;

  • передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;

  • повторять любой ритм, заданный учителем;

  • задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).

  • коммуникативные

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

участие в музыкально-концертной жизни класса, школы, города и др.;






Календарно-тематическое планирование

1 класс

№ 

урока

Дата

Название темы

Кол-во часов

1


Что такое «Ритмика»? Основные понятия.

1

2


Разминка. Поклон. Музыкальный этюд «Пружинка».

1

3


Постановка корпуса. Основные правила.

1

4-5


Позиции рук. Позиции ног.  Основные правила

2

6


Общеразвивающие упражнения

1

7


Ритмико-гимнастические упражнения

1

8


Движения на развитие координации. Бег и подскоки.

1

9


Разминка.  Музыкальный этюд «Листья».

1

10-11


Движения по линии танца.

2

12


Игры под музыку. Комбинация «Гуси».

1

13


Комбинация «Слоник».

1

14


Индивидуальные задания.

1

15


Ритмико-гимнастические упражнения

1

16


Разминка.  Музыкальный этюд «Цыплята».

1

17-19


Позиции в паре. Основные правила. Танец “Диско”. Элементы танца.

3

20-21


Упражнения для улучшения гибкости

2

22-23


 Комбинация «Ладошки».

2

24-25


Тренировочный танец «Стирка»

2

26


Ритмико-гимнастические упражнения

1

27-30


Разминка. Основные движения танца “Полька”. Разучивание движений.

4

31


Общеразвивающие упражнения.

1

32


Репетиция танца

1

33


Урок-смотр знаний

1



ИТОГО

33

1. Вводное занятие

Учащиеся знакомятся с предметом «Ритмика».

Беседа о целях и задачах, правилах поведения на уроках ритмики, о форме одежды для занятий.

2. Основы хореографии

           1. Поклон  

2. Обучающиеся знакомятся со следующими понятиями:

- позиции ног;

- позиции рук;

- позиции в паре.

- точки класса;

     Для ориентации лучше всего использовать схему, принятую  А.Я.Вагановой. Это – квадрат, который условно делит зал на восемь равных треугольников. Ц - положение ученика, точки 1 – 8, располагающиеся по ходу часовой стрелки, - это возможные направления поворотов корпуса или движений в пространстве.

При изучении элементов бального и народного танца целесообразно познакомить детей еще с одной схемой – круг, линия танца. Движение танцующих по кругу против часовой стрелки называется «по линии танца», по часовой стрелке – «против линии танца».

3. Разминка

Проводится на каждом уроке в виде “статистического танца” в стиле аэробики под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям.

Задача – развитие координации, памяти и внимания, умения “читать” движения, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.

Примерные упражнения:

- наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения;

- вытягивание шеи вперед из стороны в сторону;

- подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих);

- круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого;

- наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево;

- повороты корпуса вправо, влево, круговые движения;

- движения рук «волна»;

- подъем рук через стороны вверх и опускание вниз;

- то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону;

- подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево;

- работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты;

- пружинка на месте по VI позиции;

- перенос веса тела с одной ноги на другую;

- упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп;

4. Общеразвивающие упражнения

Движения по линии танца и диагональ класса:

- на носках, каблуках;

- шаги с вытянутого носка;

- перекаты стопы;

- высоко поднимая колени «Цапля»;

- выпады;

- ход лицом и спиной;

- бег с подскоками;

- галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.

Упражнения на улучшение гибкости

- наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения;

- ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу;

- ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу;

- сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед;

- сидя на полу в парах, наклоны вперед;

- «бабочка»;

- «лягушка»;

- полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны;

- полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны;

- полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад;

- полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад;

- «кошечка»;

- «рыбка».

5. Ритмические комбинации

Отрабатываются разновидности шагов

1. Комбинация «Гуси»:

- шаги на месте;

- шаги с остановкой на каблук;

- шаги по точкам (I, III, V, VII);

- приставные шаги.

Можно исполнить в народном характере. Схема остается та же, только вместо приставных шагов исполняется «гармошка».

2. Комбинация «Слоник»:

- шаг приставка, руками «нарисовать» уши;

- шаг назад, руки вытянуть вперед вверх;

- пружинка на месте, в стороны;

- пружинка назад;

- колено, локоть;

- прыжки.

Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом выявляются творческие способности учащихся, их воображение и мышление. 

    3. Комбинация «Ладошки»

Пары встают лицом друг к другу и делают различные хлопки по одному и в парах. Можно добавить притопы

6. Диско танцы

Отрабатываются разновидности шагов.

      1.Танец «Стирка»

Имитируется процесс стирки белья.

- два шага вправо, два шага влево, стираем;

- полощем;

- выжимаем;

- развешиваем;

- устали.

      2. Танец «Лимбо»

- приставные шаги вперед-назад;

- приставной шаг вперед, два кик вперед, приставной шаг назад;       - приставной шаг вперед, два кик вперед и два хлопка, приставной шаг назад, поворот.

 Движения повторяются по четырем точкам (1, 3, 5, 7).

7. Урок-смотр знаний

Проводится в конце учебного года.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);

- популярные детские песни.

        Знания и умения

- знать позиции рук, ног, точки класса;

- знать движения, выученные за год;

- знать названия движений и танцев;

- знать танцы, выученные за год;

- уметь танцевать в заданном темпе.




Календарно-тематическое планирование

№ 

урока

Дата

Название темы

Кол-во часов

1


Вводное занятие.  Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев.

1

2


Разминка. Музыкальный этюд «Бабочки».

1

3-4


Общеразвивающие упражнения.

2

5-9


Танец «Полька».

5

10-11


Тренировочный танец “Ладошки”. Основные движения, переходы в позиции рук.

2

12


Разминка.  Музыкальный этюд «Птицы».

1

13-14


Движения по линии танца.

2

15-19


Танец «Вару – Вару».

5

20-23


Элементы народной хореографии: ковырялочка, лесенка, елочка.

4

24


Разминка.  Музыкальный этюд «Мячик».

1

25


Общеразвивающие упражнения.

1

26-30


Танец « Диско».

5

31


Разминка.  Музыкальный этюд «Пружинка».

1

32


Движения по линии танца.

1

33


Индивидуальное творчество «Я – герой любимой сказки».

1

34


Урок-смотр знаний

1



ИТОГО

34

2 класс

1. Разминка

Закрепляются знания и навыки.

2. Общеразвивающие упражнения

- простые бытовые шаги на каждую четверть;

- шаги на полупальцах;

- шаги с вытянутого носка;

- шаги на пятках;

- сочетание шагов на пятках и носках;

- шаги с высоко поднятыми коленями («цапля»);

- подъем на полупальцы и опускание на всю стопу по VI позиции;

- приседания и выпрямление ног по VI, II и I позициям;

- перенос веса тела с одной ноги на другую;

- упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полувыворотную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп;

- упражнения на устойчивость – «цапля». Подъем и опускание согнутой в колене ноги по VI позиции;

- сгибание ноги с отведением голени назад (в дальнейшем исполняется с продвижением на легком беге);

- шаг в сторону с приставкой (раз-два), два хлопка (три-четыре);

- шаг вперед с приставкой (раз-два), два хлопка (три-четыре);

- шаг в сторону и точка (тэп) – удар носком об пол без переноса веса тела (раз-два);

- шаг в сторону и кик – выброс свободной ноги по диагонали вперед накрест перед опорной ногой(раз-два);

- три шага в сторону и кик (раз-два-три-четыре);

- три шага в сторону и тэп с хлопком (раз-два-три-четыре);

- «пружинка» с шагом (на затакт – присесть, раз – шагнуть вправо, выпрямляя колени, и – присесть, два – приставить левую ногу к правой, выпрямляя колени);

- прыжки по VI позиции в различном темпе и ритме;

- прыжки трамплинные по I, II и VI позициям;

- прыжки с согнутыми коленями по VI позиции;

- бег с высоко поднятыми коленями («лошадки»);

- бег с подниманием выпрямленных ног вперед и назад;

- мелкий бег на полупальцах;

- подскоки на месте с поворотом вправо, влево.

Движения по линии танцев:

- на носках, каблуках;

- шаги с вытянутого носка;

- перекаты стопы;

- высоко поднимая колени «цапля»;

- выпады;

- ход лицом и спиной;

- бег с подскоками;

- галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног;

- позиции европейских танцев;

- позиции латиноамериканских танцев;

- линия танца;

- направление движения;

- углы поворотов.

Упражнения на улучшение гибкости

Закрепляются знания и навыки.

3. Диско танцы

     1. Танец «Полька»

- галоп по линии танца;

- подскоки по линии танца;

- «Полька» по линии танца;

- хлопушки и прыжки.

     2. Танец «Диско»

- шаг-приставка в сторону (вперед, назад);

- пружинка;

- «треугольник»;

- боковое;

- дорожка вперед;

- дорожка назад;

- приседание по II позиции;

- движения рук.

4. Музыкально-ритмическая игра

«Я - герой любимой сказки»

Выявляются творческие возможности учащихся.

 Каждый ученик представляет себя сказочным героем, изображая его в танце.

 Импровизация сказки.

5. Урок-смотр знаний

Проводится в конце учебного года

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);

- популярные детские песни.

Обязательно иметь в наличии композиции танцев «Полька», «Вару-вару».

Знания и умения

- знать движения, выученные за год;

- знать названия движений и танцев;

- знать танцы, выученные за год;

- уметь координировать движения;

- уметь ориентироваться в танцевальном классе;

- уметь танцевать в заданном темпе.
































Календарно-тематическое планирование

3 класс

№ 

урока


Дата


Название темы

Кол-во часов

1


Вводное занятие.  Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев.

1

2


Разминка.  Музыкальный этюд «Котята».

1

3-4


Общеразвивающие упражнения.

2

5


Ритмико-гимнастические упражнения

1

6-10


Танец «Вару-Вару»

5

11


Разминка.  Музыкальный этюд «Пружинка».

1

12-14


Упражнения на развитие координации движений.

3

15-19


Танец «Сударушка»

5

20


Разминка. Музыкальный этюд «Фонарики».

1

21-22


Общеразвивающие упражнения.

2

23-24


Упражнения на координацию движений.

2

25-29


 Танец «Самба».

5

30


Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки (имитация под музыку).

1

31


Разминка.  Музыкальный этюд «Хлопушки».

1

32


Общеразвивающие упражнения.

1

33


Индивидуальное творчество.

1

34


Урок-смотр знаний

1



ИТОГО

34

1. Разминка

Закрепляются знания и навыки.

2. Общеразвивающие упражнения

Упражнения на развитие координации

Координировать – значит согласовывать, устанавливать целесообразные соотношения между действиями. Например:

- приставные шаги и работа плеч: вместе, поочередно;

- приставные шаги и работа головы, повороты, круг;

- перекаты стопы, работа рук: вверх, вниз, в стороны.

Свободные комбинации.

Упражнения на улучшение гибкости

Основные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым усложнением задач.

3. Диско танцы

     1. Танец «Вару-Вару»

- шаг-приставка по одному, в парах;

- прыжки по одному, в парах;

- хлопушки по одному, в парах;

- шаг-поворот по одному, в парах;

- полностью танец по одному, в парах.

     2. Танец «Сударушка»

- шаг по л. т. по одному, движения рук;

- выход в парах;

- приглашение к танцу;

- «расходимся – сходимся».

4.Бальные танцы (латиноамериканская программа)

     1. Танец «Самба»

- основное движение по одному, в парах;

- самба-ход на месте по одному, в парах;

- бота-фого по одному, в парах;

- виск по одному, в парах;

- виск с поворотом;

- самба-ход;

- самба-ход в променадной позиции;

- поворот под рукой;

- Вольта

 

5. Индивидуальное творчество

Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом выявляются творческие способности учащихся, их воображение и мышление.

6. Урок-смотр знаний

Проводится в конце учебного года

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Разминку следует проводить под латиноамериканские мотивы. Обязательно иметь в наличии композиции танцев «Рилио», «Сударушка», «Самба», «Ча-ча-ча».

Знания и умения

- знать движения, выученные за год;

- знать названия движений и танцев;

- знать танцы, выученные за год;

- знать танцевальные схемы;

- уметь координировать движения;

- уметь ориентироваться в танцевальном классе;

- уметь танцевать в заданном темпе








Литература.

  1. Андреева М. Дождик песенку поет. – М.: Музыка, 1981.

  2. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979.

  3. Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984.

  4. Бекина С., Ломова Т. Хоровод веселый наш. – М.: Музыка, 1980.

  5. Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. – М.: Советский композитор, 1984.

  6. Бычаренко  Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1984.

  7. Волкова Л. Музыкальная шкатулка. Вып. I-III. – М.: Музыка, 1980.

  8. Дубянская Е. Нашим детям. – Л.: Музыка, 1971.

  9. Дубянская Е. Подарок нашим малышам. – Л.: Музыка, 1975.

  10. Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – М.: Просвещение, 1971.

  11. Коза-Дереза: Народные сказки с музыкой. Под ред. Н. Метлова. – М.: Музыка, 1969.

  12. Медведева М. А мы просо сеяли: Русские народные игры и хороводы для детей младшего возраста. Вып. 3, 4. – М.: Музыка, 1981.

  13. Метлов Н., Михайлова Л. Мы играем и поем: Музыкальные игры для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. – М.: Советский композитор, 1979.

  14. Слонов Н. Аленушка и лиса: Русская народная сказка. – В сб.: Гори, гори ясно. – М.: Музыка, 1984.

  15. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский композитор, 1989.

  16. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. – М.: Советский композитор, 1991.


Программа предназначена для преподавателей физического воспитания и хореографов.

Предусматривается возможность изменения и дополнения с учетом специфики образовательного учреждения.

































Приложения


Приложение 1. Тест по ритмике

1. Какой танец получил название «король танцев и танец королей»?

А. Полонез.                                  В. Миньон

Б. Менуэт.                                  Г. Мазурка.


2. Какой танец чаще всего исполняют на сцене кабаре?

А. Канкан.                                   В. Танго.

Б. Вальс.                                        Г. Румба.


 3. «Полонез» в переводе с французского означает:

А. Польский танец.             В. Половецкие пляски.

Б. Марш игроков в поло.      Г. Скрип полозьев.


4. Какой из этих танцев не является польским?

А. Полонез.                                  В. Мазурка.

Б. Краковяк.                                 Г. Полька.

(Это чешский народный танец.)


5. Танцами какой страны являются полонез, мазурка, краковяк?

А. Венгрии.                                   В. Польши.

Б. Украины.                                   Г. Франции.


6. Блестящий образец какого танца создал М.И. Глинка в так называемом «польском акте» (II действие) оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)?

А. Краковяк.                                В. Полька.

Б. Полонез.                                    Г. Гопак.


7. Жители какой страны танцуют чардаш?

А. Венгрии.                                   В. Молдавии.

Б. Грузии.                                       Г. Италии.


8. Что, в переводе с венгерского, означает название танца чардаш?

А. Ресторан.                                  В. Трактир.

Б. Кафе.                                          Г. Казино.

(Что говорит о простонародном происхождении этого любимого во всём мире танца. в XIX веке чардаш стал бальным танцем.)


9. Как называется оперетта Имре Кальмана?

А. «Королева чардаша».Б. «Императрица полонеза».

В. «Царица мазурки».Г. «Принцесса польки».


10. Какой из этих танцев не является американским?

А. Твист.                                         В. Чарльстон.

Б. Шейк.                                        Г. Буги-вуги.

(Это современный английский бальный танец.)


11. Какой народ придумал танцы «Левониху» и «Крыжачок»?

А. Белорусский.                             В. Русский.

Б. Украинский.                                Г. Грузинский.

12. Как называется старинный русский танец в быстром темпе с дробным притоптыванием?

А. Трепло.                                        В. Трепак.

Б. Болтун.                                         Г. Тараторка.

(Музыкальный размер 2/4. Жанр трепака использовали в своих произведениях А.Г. Рубинштейн, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский и др.)


13. С какими темпераментными возгласами танцуют быстрый и весёлый украинский танец гопак?

А. Асса!                                             В. Ура!

Б. Гоп!                                              Г. Вау!

(Отсюда и название танца.)


14. Какое название получил танец, популярный в XIX веке?

А. Карьер.                                        В. Галоп.

Б. Рысь.                                            Г. Иноходь.  


15. Какой из этих танцев исполняется в медленном темпе?

 А. Лезгинка.                                    В. Тарантелла.

Б. Галоп.                                          Г. Полонез.

16. Как буквально переводится название американского бального танца фокстрот?

А. Лисий шаг.                               В. Змеиный изгиб.

В. Собачья стойка.                        Г. Полёт орла.

17. Как называется зажигательный латиноамериканский танец?

А. Лампада.                                    В. Ламбада.

Б. Лямбда.                                       Г. Баланда.

18. Какое из этих слов обозначает не только танец, но и предмет мужской одежды?

А. Фарандола.                                В. Мазурка.

Б. Самба.                                         Г. Болеро.

19. Как называется матросская песня и танец?

А. «Морячка».                                 В. «Матроска».

Б. «Яблочко».                                Г. «Лодочка».

20. Известная песня Дмитрия Кабалевского «Школьные годы» - это... Что?

А. Танго.                                           В. Ламбада.

Б. Вальс.                                          Г. Твист.

21. Как называется известный во всём мире российский академический хореографический ансамбль?

А. «Тополёк».                                    В. «Рябинушка».

Б. «Берёзка».                                   Г. «Ивушка».

22. Что выделывает танцор-виртуоз?

А. Колени.                                           В. Колена.

Б. Коленья.                                          Г. Коленвал.

(Именно так с точки зрения русской грамматики.)

23. Как называют партнёра в танце?

А. Орденоносец.                                 В. Лауреат.

Б. Кавалер.                                        Г. Кавалерист.














Приложение 2. Раздел «Беседы по хореографическому искусству».


Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течении всего курса обучения; включает в себя лекции по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Цель занятий состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства.

Беседы проводятся отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д.




29



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!