Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 47
Дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Волейбол»
(возраст обучающихся 11 -15лет, 5-9 класс)
Срок реализации 72 часа
2019 -2020 учебный год
Составитель:
Маршева Л.А.
Калининград 2019 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» (далее-Программа) составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.09.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Цель-дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Волейбол»: развитие физических качеств, формирование двигательной сферы, овладение техникой и тактикой игры волейбол, подготовка обучающихся для реализации своих достижений в соревновательной деятельности.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
Укреплять физическое и психологическое здоровье;
Развивать физические качества (ловкость, выносливость, прыгучесть и т.п.);
Формировать двигательные умения и навыки (кондиционных и координационных);
Прививать интерес к спорту;
Воспитывать волевые качества.
Направленность
по профилю - физкультурно – спортивная
по содержанию – оздоровительная
по форме организации – секционная
по времени реализации - годичная
Актуальность Программы основана на интересе, потребностях обучающихся в спортивной деятельности, и заключается в том, что занятия позволяют обучающимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приемами игры в особенности тактическими приёмами, подготовка к сдаче нормативов ГТО.
Отличительной особенностью Программы является то, что её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у обучающихся в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
Формы и методы занятий: формы организации занятий: групповой, индивидуальный.
Методы обучения: общепедагогические (метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств) и спортивные (метод непрерывности, метод максимальности и постепенности повышения требований, метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод избыточности, предполагающий применение тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные).
Краткая характеристика целевой группы
Программа рассчитана на преподавание волейбола 72 часа в год, продолжительность занятия 2 часа. Количество занимающихся в группе – до 20 обучающихся, возраст 11 – 15 лет. Выполнение нормативного объема реализации Программы достигается сложением времени занятий, затратами времени на соревновательную деятельность по волейболу в школе и вне ее, мероприятия по плану работы ОУ, и физкультурно-спортивные праздники.
Приём в группу осуществляется по заявлениям родителей\ законных представителей\ обучающихся согласно требованиям приказа № 1008 и ст. 55 Закона.
В программе предусмотрено регулярное отслеживание результатов обучающихся, участие обучающихся в соревнованиях разного уровня, ГТО.
Планируемые результаты
уметь подавать мяч в любые зоны;
уметь делать удары в прыжке;
подавать мяч из разных точек;
уметь переключаться из скоростных действий к медленным;
- владение техникой и тактикой игры в волейбол;
- владение строевыми командами и подбором упражнений по общей физической подготовке (разминке);
- способность вести практическое судейство игры волейбол;
- способность вести технический протокол игры, составлять заявку на участие в соревнованиях;
- комплектование сборной команды школы для участия в Спартакиаде школьников по волейболу;
- результативность сдачи нормативов ГТО.
Контрольные испытания:
Программа тестов включает следующие виды испытаний:
бег на 30 м;
челночный бег 5 х 6 м;
прыжок в длину с места;
подача (верхняя, нижняя);
прием подачи и передача.
Контрольные игры. Соревнования между группами.
Соревнования. Участие в соревнованиях различного уровня.
Контрольные тесты (требования к обучающимся)
№ | Контрольные нормативы | Зачет |
девочки | мальчики |
1 | Бег 30 м . с | 5,1 | 4,9 |
2 | Челночный бег 5 х 6 с. | 14 | 12,5 |
3 | Прыжки в длину | 185 | 210 |
4 | Подача (верхняя, нижняя) | 3 | 4 |
5 | Прием подачи и передача | 3 | 4 |
Учебно-тематический план.
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов |
всего | теория | практика |
1 | Техника безопасности на занятиях по волейболу. Развитие физической культуры и спорта в России. | 1 | 1 | |
2 | История возникновения волейбола. Выдающиеся достижения российских спортсменов. Специальные упражнения в парах на месте. Учебная игра | 1 | 1 | |
3 | Стойки и перемещения игрока. Передача мяча сверху двумя руками у стенки. | 1 | | |
4 | Передача мяча сверху двумя руками над головой. О.Ф.П. | 1 | | |
5 | Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение. | 1 | 1 | |
6 | Передача мяча двумя руками в парах, тройках. Игра в волейбол. | 1 | | 1 |
7 | Передача мяча в парах через сетку. Нижний прием мяча. | 1 | | 1 |
8 | Двухсторонняя игра в волейбол. | 1 | | |
9 | Развития волейбола в России. Двухсторонняя игра в волейбол. | 1 | 1 | |
10 | Нижняя подача мяча. Двухсторонняя игра в волейбол. | 1 | | 1 |
11 | Подводящие упражнения для нижней прямой подачи. Специальные упражнения для нижней прямой подачи. | 1 | | 1 |
12 | Подача на точность. Передача мяча и прием мяча в парах ,тройках через сетку . | 1 | | 1 |
13 | Передача мяча в падении на спину. Двухсторонняя игра в волейбол. | 1 | | 1 |
14 | Страховка при блокировании. Двухсторонняя игра в волейбол | 1 | | 1 |
15 | Основные приемы самоконтроля. Подводящие упражнения для верхней прямой подачи. | 1 | | 1 |
16 | Нижняя боковая подача мяча. Двухсторонняя игра в волейбол. | 1 | | 1 |
17 | Боковой нападающий удар. Двухсторонняя игра в волейбол. | 1 | | 1 |
18 | Подача – передача – нападающий удар. Двухсторонняя игра в волейбол.. | 1 | | 1 |
19 | Одиночное блокирование. Двухсторонняя игра в волейбол | 1 | | 1 |
20 | Предупреждение травматизма. Оказание первой помощи при травмах. | 1 | 1 | |
21 | Верхняя передача мяча двумя руками над собой. Двухсторонняя игра в волейбол. | 1 | | 1 |
22 | Верхняя прямая подача мяча. Двухсторонняя игра в волейбол. | 1 | | 1 |
23 | Нападающие удары из зон 2,3,4. Двухсторонняя игра в волейбол. | 1 | | 1 |
24 | Передача мяча сверху двумя руками: из глубины площадки для нападающего удара | 1 | | 1 |
25 | Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире | 1 | 1 | |
26 | Развитие волейбола. Двухсторонняя игра в волейбол | 1 | | 1 |
27 | Сочетание способов перемещений и стоек с техническими приёмами | 1 | | 1 |
28 | Правила игры в волейбол. Методика судейства. Терминология и судейские жесты. | 1 | 1 | |
29 | Приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4,3,2. | 1 | | 1 |
30 | Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. | 1 | 1 | |
31 | Подводящие упражнения для нижней боковой подачи. Специальные упражнения для нижней боковой подачи. Учебная игра. | 1 | | 1 |
32 | Передачи в прыжке над собой . Учебная игра. | 1 | | 1 |
33 | Подводящие упражнения для подачи с вращением мяча. Специальные упражнения для подачи с вращением мяча. | 1 | | 1 |
34 | Специальные упражнения через сетку (в паре). Упражнения для развития ловкости, гибкости. Учебная игра. | 1 | | 1 |
35 | Специальные упражнения в тройках. Упражнения для развития ловкости, кувырки. Учебная игра. | 1 | | 1 |
36 | Передача мяча в падении на спину. Двухсторонняя игра в волейбол. | 1 | | 1 |
37 | Приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, и первая передача в зоны 4,3; приём мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину. | 1 | | 1 |
38 | История возникновения волейбола. Выдающиеся достижения Российских спортсменов. | 1 | 1 | |
39 | Защитные действия в волейболе.Двухсторонняя игра в волейбол. | 1 | | 1 |
40 | «Либеро»- его действия на площадке. Двухсторонняя игра в волейбол. | 1 | | 1 |
41 | Передачи в прыжке над собой, назад (короткие, средние, длинные) Передача двумя с поворотом, одной рукой. Развитие координации. | 1 | | 1 |
42 | Развитие прыгучести. Упр. для развития взрывной силы. Учебная игра. | 1 | | 1 |
43 | Передачи в прыжке над собой, назад. Передача двумя с поворотом, одной рукой. Развитие координации. | 1 | | 1 |
44 | Передача над головой, в парах, в тройках, через сетку. | 1 | | 1 |
45 | Упражнения для напрыгивания. Специальные упражнения у стены в опорном положении. Специальные упражнения на подкидном мостике. | 1 | | 1 |
46 | Упражнения с набивными мячами, с баскетбольными мячами. Специальные упражнения у сетки. Учебная игра | 1 | | 1 |
47 | Акробатические упражнения. Учебная игра. | 1 | | 1 |
48 | Упр. для перемещения блокирующих игроков. Имитационные упр. по технике блокирования (на месте, после перемещения). | 1 | | 1 |
49 | Упр. по технике группового блока. Учебная игра. | 1 | | |
50 | Специальные упр. в парах через сетку. Упр. для развития прыгучести, точности удара. Учебная игра. | 1 | | 1 |
51 | Технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны. Учебная игра. | 1 | | 1 |
52 | Технико-тактические действия в защите для страховки крайним защитником, свободным от блока. Учебная игра | 1 | | 1 |
53 | Технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны. Упражнения для развития быстроты перемещения. | 1 | | 1 |
54 | Акробатические упражнения- кувырки , перекаты. | 1 | | 1 |
55 | Прием мяча от сетки. Развитие координации. Учебная игра. | 1 | | 1 |
56 | Передача мяча одной рукой в прыжке. Учебная игра. | 1 | | 1 |
57 | Обманные нападающие удары. Подбор упражнений для развития взрывной силы. Учебная игра. | 1 | | 1 |
58 | Передача в прыжке -откидке, отвлекающие действия при вторых передачах. | 1 | | 1 |
59 | Индивидуальные тактические действия при приеме нападающего удара. Развитие координации. Учебная игра. | 1 | | 1 |
60 | Упражнения для развития ловкости, кувырки. Учебная игра. | 1 | | 1 |
61 | Командные действия в нападении. Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. | 1 | | 1 |
62 | Упражнения для воспитания быстроты ответных действий. Упражнения на расслабление. | 1 | | 1 |
63 | Выполнение вторых передач. Подбор упражнений для развития быстроты перемещений. Учебная игра. | 1 | | 1 |
64 | Подача в прыжке. СФП. | 1 | | 1 |
65 | Упражнения для воспитания быстроты ответных действий. Упражнения на расслабление. Боковой нападающий удар, подача в прыжке. СФП | 1 | | 1 |
66 | Нападающие удары из зон 2,3,4. Двухсторонняя игра в волейбол. | 1 | | 1 |
67 | Нападающий удар задней линии. СФП. Подбор упр. для развития специальной силы. Учебная игра. | 1 | | 1 |
68 | Нападающие удары из зон 2,3,4. Двухсторонняя игра в волейбол. | 1 | | 1 |
69 | Упражнения для развития прыгучести. Нападающий удар толчком одной ноги. Подбор упражнений для развития взрывной силы. Учебная игра. | 1 | | 1 |
70 | Страховка при блокировании. Двухсторонняя игра в волейбол. | 1 | | 1 |
71 | Повторения пройденного материала | 1 | | 1 |
72 | Зачет. | 1 | | 1 |
всего | 72 | 9 | 63 |
Календарный учебный график.
Программа «Волейбол» предназначена для обучающихся 5-9 классов общеобразовательной школы; рассчитана на 36 недель, 2 час в неделю, 72 часа.
Начало учебного года – 02.09.2019 года
Окончание учебного года – 29.05.20 года
Продолжительность учебного года – 36 недель
1 полугодие ,02.09. – 28.12.19 | 2 полугодие, 14.01.- 29.05.20 |
Образовательный процесс | Осенние каникулы | Зимние каникулы | Образовательный процесс | Весенние каникулы | Всего недель |
I четверть 02.09-01.11.2019 | 02.11.19-10.11.19 | 29.12.19- 13.01.20 | III четверть 13.01-24.03 | 25.03-31.03 | учебных 34 недели |
II четверть 11.11-28.12.2019 | IV четверть 01.04-29.05.2019 | каникулярных 2 недели |
16 недель | 1 неделя | - | 18 недель | 1 неделя | 36 недель |
Во время школьных каникул занятия секций проводятся в соответствии с учебным расписанием. Занятия могут проводиться по временному расписанию, составленному на период каникул и утвержденному директором учреждения.
Материально-техническая база
Для проведения занятий в школе должен быть зал: минимальные размеры 24 х 12 м.
Оборудование и инвентарь:
1. Сетка волейбольная — 2 шт.
2. Гимнастические стенки — 6-8 шт.
3. Гимнастические скамейки — 3-4 шт.
4. Гимнастические маты — 3 шт.
5. Скакалки — 30 шт.
6. Мячи набивные (масса 1 кг) — 10 шт.
7. Мячи волейбольные— 30 шт.
8. Рулетка-1 штуки.
9. Свисток –1 шт
Кадровое обеспечение
Успешность и результативность занятий зависят от сотрудничества с заместителем директора по ВР, классными руководителями, педагогом-библиотекарем, системным администратором, школьным медицинским работником, учителем ОБЖ.
Список литературы.
Учебная литература
1. Байгулов Ю.П. Программа средней школы по физической культуре (внеклассная работа). - М., Просвещение, 2014г.
Лях, В.И. Физическое воспитание учащихся 10-11 кл. - М., 2015.
Мейксон, Г.Б., Любомирский, Л.Е., Лях, В.И. Физическая культура: учебник для учащихся 10-11 классов. - М.: Просвещение, 2013.
Физическая культура: 10-11 классы / под ред. В.И. Ляха. - М.: Просвещение, 2014.
Физическая культура: учебник для учащихся 10 классов образовательных учреждений. Под общей ред М.Я. Виленского, А.Т. Паршикова, В.В. Кузина - М., 2015.
Физическая культура: учебник для учащихся 10-11 классов образовательных учреждений. Под ред. В.И. Ляха и др. - М.: Просвещение, 2014.
Физическая культура: основы знаний. /Для учащихся старших классов/ Лукьяненко В.П. - М.: Советский спорт, 2015.
. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. - М.: Просвещение, 2015- 77с.: ил. - (Работаем по новым стандартам).
Дополнительная и методическая литература
500 игр и эстафет. - М.: ФиС, 2015.
Подвижные игры. Жуков М.Н. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.
3.Спорт в школе: Организационно-методические основы преподавания физической культуры. /Сост. И.П. Космина, А.П. Паршиков, Ю.П. Пузырь. - М.: Советский спорт, 2015.
8