СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа «кружевница»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа «кружевница»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Злынковская средняя общеобразовательная школа №1.



«Принята на заседании»

Педагогического совета


Протокол № ______

От «___» _________20___года.


«Утверждаю»

Директор МБОУ Злынковской СОШ №1

_________Т.В.Червякова

Приказ №_____ от «___» __________20____года.









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«КРУЖЕВНИЦА»



Направленность: художественная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 10-14 лет

Срок реализации: –2 года (222 часа)







Автор - составитель:

Новикова Надежда Ивановна

педагог дополнительного образования









Злынка 2019 год

Ручное вязание – очень древний, но при этом ничуть не устаревший вид рукоделия.


Занимаясь в кружке, вы научитесь вязать крючком. Это увлекательное занятие может превратиться в ваше хобби. Всего несколько вечеров, проведенных за любимым занятием, и готова красивая вещь.
Вязание развивает пространственное мышление, художественный вкус, творческие способности
.



Умение вязать – чрезвычайно полезное занятие: оно воспитывает характер, упорство, умение сосредоточиться, привычку доводить дело до конца.


Руководитель кружка «Кружевница»

Новикова Надежда Ивановна


Кружок "Кружевница"

приглашает на занятие девочек

5-8-х классов

(по желанию 9-11 классов)

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев… В.А. Сухомлинский
  1. Пояснительная записка


Вязание является одним из традиционных видов декоративно-прикладного творчества. Это старинный, но не потерявший своей актуальности и сегодня вид рукоделия. Клубок ниток и крючок таят в себе неограниченные возможности для творческого труда. Занятие вязанием вызывает у детей положительные чувства и эмоции, формирует манеру поведения и общения. Вязание крючком через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность вносит свою лепту в духовное развитие ребёнка, пробуждает первые яркие впечатления и представления о русской культуре, народных традициях, способствует воспитанию чувства прекрасного.

Направленность программы

  Дополнительная общеобразовательная программа разработана для дополнительного образования детей.  По направленности программа – художественная, по функциональному назначению – прикладная. Уровень программы – ознакомительный. Для разработки программы использованы методические рекомендации по обучению детей современному, классическому и народному стилю вязания крючком, обобщён личный опыт проведения занятий. Программа интегрируется со школьным курсом «Технология» и способствует приобщению детей к народной культуре и традициям.

Новизна программы

Программа включает в себя знакомство с народными промыслами, традициями, праздниками, даёт возможность реализовать свои фантазии и планы, задуматься о будущей профессии. Дети отрабатывают практические навыки на образцах вязания и на готовых изделиях, полезных и необходимых в быту: подарки, вещи для украшения интерьера, одежда для себя и близких. Новизна программы в том, что все изделия подобраны с учётом сезонности и их выполнение совпадает по времени с  определёнными праздниками. Программа даёт возможность выбора ребёнком  собственного образовательного маршрута и открывает возможности для проведения профориентационной работы.

Актуальность программы

Наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени создателя.  А это очень актуально и созвучно с современной парадигмой образования, которая направлена на воспитание творческой, неординарно мыслящей личности.

Систематические занятия вязанием крючком полезны для психофизического развития ребёнка, при этом улучшается моторика рук, зрительная память, развивается художественный вкус и творческие способности, прививаются


трудовые навыки, воспитывается аккуратность, усидчивость, терпение, внимательность. Кроме того, актуальность программы  обусловлена практической значимостью занятий.

  Педагогическая целесообразность

Преподавание теоретического материала ведётся параллельно с формированием практических навыков, с использованием принципа от простого к сложному, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В процессе занятий формируются ключевые понятия: воздушная петля, столбики без накида и с накидом, вязание по кругу, по спирали, накапливается практический опыт чтения схем и вязания изделий.

В первый год обучение идёт в форме, не допускающей разночтений и двусмысленностей, но является достаточно гибким, способным адаптировать детей с различными способностями. Ребята с интересом вяжут небольшие изделия, так как быстро видят результаты своего труда.

 Второй год обучения предполагает развитие творческих способностей и включает в себя индивидуальную работу с детьми. Здесь ребёнок может самостоятельно выбрать не только цветовое решение, но и конкретное изделие, узор, ориентируясь на свои возможности.

Важно, чтобы на занятиях дети ставили себе правильные частные цели, которые тесно связаны с целью образовательной программы. Они должны быть конкретными, доступными, посильными и постоянно усложняться, что приучает к самостоятельности, самоконтролю, развивает творческую активность, образное мышление, фантазию.

Программа разработана в соответствии с основными принципами дидактики: логичность, доступность, простота в изложении, наглядность. Чтобы помочь ребёнку сделать правильный выбор, предлагаются образцы готовых изделий, фотографии, журналы, схемы и образцы вязания. Постоянно действующая выставка работ учащихся также  является наглядным пособием.   

 Условием реализации программы является создание благоприятных условий для удовлетворения познавательных, духовных и творческих потребностей развивающейся личности.


Цель программы: приобщение детей и подростков к декоративно-прикладному творчеству и создание условий для самореализации личности посредством освоения техники вязания крючком.

Задачи:

Воспитывающие:

  1. Воспитание социально–психологического чувства удовлетворения от изделия, сделанного своими руками;

  2. Воспитание потребности к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

  3. Воспитание уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

4. Воспитание уважения к народным традициям;


Развивающие:

1.Развитие стремления к творческой самореализации средствами художественного вязания.

2. Развитие природных задатков, творческого потенциала каждого ребенка: фантазии, наблюдательности.

3. Развитие способность видеть и ценить прекрасное.

4. Развитие художественного вкуса и ориентация на качество выполняемых

изделий;

5. Развитие творческой активности и познавательного интереса к декоративно-

прикладному искусству, развитие и поддержка способных и талантливых

детей.


Обучающие:

  1. Научить детей техническим приёмам и способам художественного вязания;

  2. Научить основным принципам построения декоративной композиции и основам цветоведения;

  3. Научить самостоятельному совершенствованию и применению полученных знаний и умений в практической деятельности;

  4. Знакомить с техникой художественного вязания народов мира;


 Группа/ категория учащихся, для которой программа актуальна

Программа ориентирована на учащихся 10-14 лет. В данном возрасте ребёнок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. Ребенок нацелен на достижение положительных результатов. Это качество очень важно для формирования художественной культуры, творческого потенциала каждого ребенка: фантазии, наблюдательности.

Реализация программы очень важна для определения сферы увлечений детей 10-14 лет. Среди интересов выделяются склонности к какой-то определенной области познания и деятельности, захватывающей воображение и волю, и готовность отдать все время любимому занятию. Необходимо учитывать и новую позицию детей данного возраста в системе общественных отношений, осознание новой роли и овладение им нравственным опытом в индивидуальной или совместной творческой деятельности, направленной на достижение цели, имеющей значение для всего коллектива.


Формы и методы реализации программы

Различная начальная подготовка детей требует дифференцированного подхода к их работе. В ходе работы используются беседы, упражнения, самостоятельные работы, практические работы, демонстрация, иллюстрация, учебные дискуссии, познавательные игры, консультации, зарисовка схем, разучивание терминов и условных обозначений, обучение по алгоритму. Дети вяжут не только образцы, но и готовые изделия с использованием новых приёмов и узоров. Этот метод пробуждает интерес и вселяет уверенность в своих силах.

Формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная;

- индивидуально-групповая;

- групповая (или в парах);

- фронтальная;

- выставка;

Основной вид занятий – практический.

Используются следующие методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- проблемный;

- исследовательский.

Педагогические приемы:

- Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

- Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):

- Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

- Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;

- Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя творческую работу.

В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагоги постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.

На занятия принимаются дети без конкурсного отбора, изъявившие желание и не имеющие медицинских противопоказаний. При формировании учебных групп учитывается первоначальный уровень подготовки: дети, имеющие хорошие навыки вязания крючком, могут быть зачислены сразу на второй год обучения, чтобы не потерять интерес к занятиям вязанию крючком. Успешно закончившие  двухгодичный курс и изъявившие желание продолжить обучение, могут заниматься по индивидуальному образовательному маршруту или индивидуальной образовательной программе.

Связь с родителями поддерживается в течение всего учебного года через индивидуальные беседы, участие в выставках, праздниках, через проведение родительских собраний.

Педагог дополнительного образования имеет право менять учебный план  в зависимости от особенностей возрастной группы, сохраняя содержание и замысел программы.

     Срок реализации программы 2 года, 222 часа (111 часа в учебном году).

Дополнительная образовательная программа «Кружевница» рассчитана на два года обучения по 222 часа:

- первый год обучения – 111 часов; - это начальный этап, предполагает знакомство воспитанников с правилами безопасности при работе с инструментами и электроприборами, санитарно-гигиеническими требованиями, знакомство с художественным вязанием, особенностями используемого в работе материала; обучение навыкам использования основных инструментов, освоение основных технических приёмов вязания крючком. Этап способствует развитию интереса к

сотворчеству в коллективе. Воспитанники приобретают первичный опыт в представлении своих работ на выставках;

- второй год обучения – 111 часов; - на данном этапе предполагается знакомство с техникой вязания более сложных изделий, формируется более устойчивая потребность в занятии данным видом творчества, в этот образовательный период помимо овладения воспитанниками новыми специальными знаниями и возможностями, применить полученные знания на практике, также создаются условия для самостоятельного выполнения детьми авторских творческих работ (композиции, панно и т.д.), участие в выставках более высокого уровня;

Групповые занятия с детьми проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу, с перерывом между занятиями 10 минут.


Планируемые результаты

При освоении программы у учащихся будут сформированы:

1.  Личностные универсальные учебные действия

– интерес к вязанию крючком как к новому виду прикладного творчества;

– понимание причин успешности (неуспешности) творческой деятельности.

Обучающиеся получат возможность для формирования мотивации для занятий творческой деятельностью, устойчивого интереса к вязанию крючком.

2.   Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

– планировать свою деятельность;

– контролировать и анализировать свои действия;

– оценивать результат деятельности;

Обучающиеся получат возможность самостоятельно находить способы и пути решения творческой задачи.

3.   Коммуникативные универсальные учебные действия

 Обучающиеся смогут:

– организовать  совместную  деятельность и  учебное  сотрудничество с  педагогом  и  сверстниками;

– работать в  группе;

– распределять  функции  и  роли;

Обучающиеся получат возможность научиться аргументировать  свою  позицию, учитывать  интересы и позиции  всех  участников, развивать устную речь в диалоге со сверстниками.

4.      Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающиеся научатся:

– анализировать объекты и выделять главное;

-проводить сравнение и классификацию объектов по различным признакам;

– устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающиеся получат возможность научиться осуществлять поиск информации, использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в повседневной жизни.


 

 


2. Содержание программы

 

Учебный план 1 года  обучения

 

Раздел, тема

Кол-во часов

Форма контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

Организация рабочего места. Инструменты и материалы.

2


1

1

 

2

Материаловедение

2


1

1

Опрос 

3

Цветоведение.

Свойства и значение цвета

2


1

1

Тестирование

4

Техника вязания воздушных петель

10

2

8

Опрос

5

Техника вязания столбиков без накида

14

2

12

Кроссворд

6

Техника вязания столбиков с накидом

14

2

12

Выставка

7

Вязание по кругу

16

4

12

Конкурсы

8

Вязание квадрата и многоугольников

10

2

8

Зачёт

9

Цветы и листья .


10

4

8

Выставка

10

Мини выставка

2



Выставка

11

Объемная игрушка. Поделки к Пасхе

10

4

6

Выставка

12

Ажурное вязание

16

4

12

Зачёт

13

Мини выставки

1


1

 

14

Итоговое занятие

2

1

1

Выставка

15

Итого:

111

28

83

 


 

Планируемые  результаты  к концу 1 года обучения

Должны знать:

– правила техники безопасности,

– правила выполнения петель и столбиков,

– правила подбора крючка к толщине ниток,

– правила вязания круга, квадрата, прямоугольника,

– условные обозначения петель и столбиков.

Должны уметь:

– ориентироваться в качестве пряжи,

– подобрать крючок по толщине ниток,

– гармонично сочетать цвета пряжи,

– читать схемы не сложных узоров,

– выполнять простейшие узоры и изделия.


Содержание учебного плана 1 года обучения

1.Вводное занятие (2 часа). Знакомство с вязаными изделиями и программой на год обучения. Необходимые инструменты и материалы. Правила поведения в объединении, организация рабочего места, техника безопасности.  Анкета «Расскажи о себе».

2.Материаловедение (2 часа). История вязания крючком, история крючка, иголки. Классификация и свойства пряжи. Правила подбора крючка к толщине ниток. Игра – помоги зверюшке найти свой хвостик. Загадки и стихи про инструменты и пряжу. Изготовление куклы из ниток.

3. Цветоведение (2 часа). Цветовой круг, основные и промежуточные цвета. Гармоничное сочетание цветов. Какие цвета лучше выбирать при вязании детских изделий, игрушек, салфеток. Советы при работе с несколькими клубками ниток. Загадки про цвет. Рисунок – мои любимые цветы.

4. Техника вязания воздушных петель (10 часов). Учимся правильно держать крючок и прямо сидеть во время работы. Первая петля, отрабатываем правильное положение рук и способа закрепления петли в конце вязания.  Панно «Дождик». Цепочка из воздушных петель. Учимся считать количество связанных петель. Панно «Золотая рыбка», «Снеговик», браслет на руку. Опрос.

5. Техника вязания столбиков без накида (14 часов).  Способы введения крючка, петли подъёма, условные обозначения, зарисовка схемы вязания. Вязание образцов.  Плоское вязание – это двухстороннее вязание, на нем нет лицевой и изнаночной стороны. Салфетка или прихватка в виде прямоугольника – это минимальный уровень сложности, края салфетки отделаны воздушными петлями – это базовый уровень, салфетка отделана вязаным цветком – это углублённый уровень сложности. Закладка для книг «Карандаш»  – минимальный уровень, обвязка края «рачьим шагом» – базовый, связано нитками нескольких цветов – углублённый. Шарф для куклы, связанный столбиками без накида за заднюю дольку – минимальный уровень, края шарфа отделаны кистями – базовый, отделка цветком – углублённый. Кроссворд.

6. Техника вязания столбиков с одним и несколькими накидами (14 часов). Способы введения крючка, петли подъёма, условные обозначения, зарисовка схемы. Вязание образцов. Салфетка или прихватка выполненная столбиками с накидом. Выбор способа введения крючка и цвета ниток по желанию – минимальный уровень, отделка салфетки каймой – базовый, украшение цветком и листьями – углублённый. Дать название салфетке и обосновать его. Чехол для сотового телефона, очечник или косметичка по желанию – минимальный уровень, с застёжкой или клапаном – базовый, с отделкой – углублённый.

7. Техника вязания по кругу(16 часов). Прибавление и убавление петель, схема вязания круга, полукруга, полустолбик или соединительный столбик для замыкания ряда, принцип перехода от ряда к ряду при введении ниток другого цвета, встречающиеся ошибки.  Новый Год и Рождество, русские народные праздники и традиции, история праздника.  Творческая работа – «Ёлочка», вязанных нитками разных цветов. Изделия вязаные по кругу:  снеговик, прихватки «Дед Мороз», закладка для книг « Котёнок». Конкурсы.

8. Техника вязания квадрата, треугольника и других многоугольников (10 часов).

Принцип вязания многоугольников, схемы вязки, узоры. Пико – что это? Вязание образцов. Ажурный уголок для расчёсок – минимальный уровень, отделка края каймой – базовый, украшение цветком и серёжками – углублённый. Зачёт.

9.Цветы и листья, букеты, которые не вянут(10 часов).

Схемы цветов и листьев, разбор схем . Вязание образцов. Праздники: 23 февраля, 8 Марта, масленица, традиции, подарки. Букет тюльпанов – минимальный уровень, бутоны с листьями – базовый, в вязаной вазочке – углублённый.

10. Мини –выставка (2 часа). Игры и конкурсы к 8 Марта или Масленице.


11Объёмные игрушки(10 часов).  История игрушки. Вязание отдельных элементов и набивка деталей, правила соединения деталей между собой, отделка игрушки и оформление. Праздники и традиции русского народа – Пасха. Игрушки цыплёнок;  грелка для яйца; яйцо разноцветное; курочка, связанная пышными столбиками.


12. Ажурное вязание салфеток(16 часов) История салфетки, виды салфеток, принципы их вязания, цветовые сочетания. Схемы вязки салфеток – разбор сочетаний петель и столбиков. Выбор вида, схемы, цвета по желанию ребёнка. Зачёт.

13. Выставка работ, выполненных в течение учебного года (1час) Выставка творческих работ.

14. Итоговое занятие(2 часа). Подведение итогов работы кружка за учебный год, оформление портфолио.



Календарный учебный график 1 год обучения

п/п 

Число

Ме

сяц

Время

Форма занятий

Кол-во  часов

Тема занятий

Место проведения

Форма аттестации

1

 

 

 

Беседа

2

1

Вводное занятие.

Организация рабочего места. Инструменты и материалы


Учебный кабинет

 






1

Инструктаж по ТБ.


Опрос

2

 

 

 

Лекция, пр. работа

2

1

1

Материаловедение. Свойства ниток.

Кукла-мартиничка.


Учебный кабинет

 

3

 

 

 

Лекция, беседа, пр. работа.

2

1

1

Цветоведение.

Цветовой круг.

Гармоничное сочетание цветов

Учебный кабинет

Опрос

4

 

 

 

Лекция, беседа,

пр.работа

10

Техника вязания воздушных петель

Учебный кабинет

Опрос


 

 

 

 

2

Панно «Дождик»

Учебный кабинет

 


 

 

 

 

2

Браслет на руку

Учебный кабинет

 


 

 

 

 

2

Панно « Снеговик»

Учебный кабинет

 


 

 

 

 

4

Панно «Золотая рыбка»


Учебный кабинет

Выставка

5

 

 

 

Лекция, пр. работа

14

Техника вязания столбиков без накида

Учебный кабинет

Кроссворд


 

 

 

 

4



Выполнение образцов вязки

Учебный кабинет

 


 

 

 

 

6



Вязание салфетки

Учебный кабинет

 


 

 

 

 

2


Вязание закладки для книг

Учебный кабинет

 


 

 

 

 

2



Вязание шарфа для куклы

Учебный кабинет

 

6

 

 

 

Лекция, демонстрация, пр. работа

14

Техника вязания столбиков с одним и несколькими накидами

Учебный кабинет

Выставка работ


 

 

 

 

4

Вязание образцов

Учебный кабинет

 


 

 

 

 

6



Вязание прихватки

Учебный кабинет

 


 

 

 

 

6

Чехол для сотового телефона


Учебный кабинет

 

7

 

 

 

Лекция, демонстрация, пр. работа

16

Техника вязания по кругу

Учебный кабинет


Выставка


 

 

 

 

4

Новогодний сувенир «Ёлочка»


Учебный кабинет

 


 

 

 

 

2

Сборка «Ёлочки»

Учебный кабинет

 


 

 

 

 

2

Декорирование «Ёлочки»

Учебный кабинет

 


 

 

 

 

2

Дед  Мороз

Учебный кабинет

 


 

 

 

 

4



Снеговик

Учебный кабинет

 


 

 

 

 

2

Декорирование снеговика

Учебный кабинет

 

8

 

 

 

Лекция, практическая работа

10

Техника вязания квадрата и многоугольников

Учебный кабинет

Зачет


 

 

 

 

6

Вязание образцов квадрата, треугольника, шестиугольника


Учебный кабинет

 


 

 

 

 

4

Вязание ажурного уголка.



Учебный кабинет

 

9

 

 

 

Лекция, беседа,  игра, пр. работа

10

Вязаные цветы и листья



Учебный кабинет

Выставка






2


Разбор схем.








8




Вязание цветов по выбору




10




Беседа, игра.

2



Мини выставка.


Выставка

11

 

 

 

Лекция, пр. работа, игра

10

Объемная игрушки.

Праздники и традиции русского народа – Пасха

Учебный кабинет

Конкурсы

Выставки


 

 

 

 

4



Цыпленок

Учебный кабинет

 


 

 

 

 

4



Пасхальное яйцо

Учебный кабинет

 


 

 

 

 

2

Курочка

Учебный кабинет

 

12

 

 

 

Лекция, пр. работа

16




Ажурное вязание салфетки


Учебный кабинет

Зачет

13

 

 

 

Беседа с игровыми элементами

1




Выставка работ, выполненных за учебный год

Учебный кабинет

Выставка

14

 

 

 

Беседа

2




Итоговое занятие

Оформление портфолио

Учебный кабинет

Подведение итогов работы

Итого

111







Учебный план 2 год обучения

Раздел, тема

Кол-во час

Форма контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

 

2

Материаловедение

2

1

1

Лабораторная работа

3

Условные обозначения

4

1

3

Зачёт

4

Шарф

10

2

8

Опрос

5

Шапка

16

4

12

Зачёт

6

Варежки

16

4

12

Кроссворд

7

Носки

14

4

10

Конкурсы

8

Полезные вещи для украшения интерьера

24

6

18

Выставка

9

Сувениры и игрушки к Пасхе

16

4

12

Конкурсы

10

Мини выставки

5

2

3

 

11

Итоговое занятие

2

1

1

Итоговая выставка

 

Итого:

111

30

81

 

 

Планируемые результаты к концу 2 года обучения

 

Должны знать:

– правила увеличения и уменьшения петель;

– правила снятия мерок для вязания шапки, варежек, носков;

– порядок и расчет петель;

– условные обозначения петель и столбиков;

– способы вязания мелких изделий и их оформление;

Должны уметь:

– снимать мерки для мелких изделий и рассчитывать количество петель;

– пользоваться схемами и вязать по ним узор;

– вязать шарф, шапку, варежки, носки;

– самостоятельно оформить готовое изделие.

  

Содержание учебно-тематического плана 2 года обучения

1.      Вводное занятие (2часа). Знакомство с программой на 2 год обучения, режим работы кружка, правила поведения и техники безопасности. Игра « шпаргалка – вспоминалка». Анкета.

2.      Материаловедение (2 часа). Определение свойства пряжи – лабораторная работа. Сочетание разных по толщине и свойствам видов пряжи в одном изделии.

3.   Условные обозначения (4 часа). Новые виды петель: незаконченные столбики, «ракушки», «рогатки», «веер» и другие. Разбор схем и вязание образцов. Опрос.

4.   Шарф (10 часов). История появления. Способы вязания:  (по длине, по ширине). Виды отделки края: (кисти, бахрома, помпон, серёжки). Понятие «раппорт». Схемы ажурных вязок шарфа, выполнение образцов. Опрос. Выбор цвета, способа  и узора вязки, отделки края по желанию ребёнка. Шарф связанный простым узором – минимальный уровень, шарф связанный узором средней сложности – базовый уровень, узором высокой сложности, а также сложная отделка – углублённый уровень. Опрос.

5.  Шапка (16 часов). История головных уборов. Снятие мерки головы и расчёт количества петель.  Фасоны шапок. Способы вязания – сверху, снизу. Оформление шапки – помпон, серёжки, косы, цветы. Схемы узоров вязки и выполнение образцов. Зачёт. Выбор цвета, фасона, узора и способа отделки по желанию ребёнка. От этого выбора зависит уровень сложности работы. Зачёт.

6. Варежки (16 часов). Виды варежек: перчатки, митенки, муфта. История варежек, способы вязания, отделка. Снятие мерки руки и расчёт количества петель. Схемы узоров, выполнение образцов вязки узоров. Кроссворд. Выбор цвета, вида, способа вязания и способа отделки, узора по желанию ребёнка. От этого зависит уровень сложности работы.

7. Носки (14 часов). Модели, способы вязания. Снятие мерки ноги и расчёт количества петель. Схемы узоров, выполнение образцов. Новогодние и Рождественские праздники. Празднование Нового Года в различных странах. Рождественский чулок. Выбор цвета, длины, способа вязки, отделки, узора по желанию. От этого зависит уровень сложности работы. Мини выставка

8. Полезные вещи для украшения интерьера (24 часа). Понятие интерьера, виды изделий для оформления  и украшения интерьера, цветовое решение. Цветы, которые не вянут: ромашка, роза. История цветка, окраска лепестков, необходимые материалы, форма лепестков, листьев и схемы их вязки.  Цветок в подарок маме на 8 Марта. Выбор цветка и схемы вязания по желанию. Вазы и корзины для цветов и фруктов. Формы: круглая, овальная, квадратная. Принцип вязания, цветовые сочетания, отделка дополнительными элементами, придание жёсткости. Схемы вязания. Выбор цвета, толщины ниток, формы и узора по желанию ребёнка.   Декоративные бабочки. Различный размер, форма, цвет и способ вязки. Схемы вязания.  Выбор изделия по желанию. Коллективная работа: панно «Бабочки».

Мини выставка работ. Конкурсы

9. Сувениры и игрушки к Пасхе (16 часов). Народные обычаи и традиции. Изделия: сумочка для пасхального яйца, кулич, пасхальный кролик. Необходимые материалы, различные размеры и схемы вязки, цвета ниток. Выбор цвета, схемы узора, отделки по желанию ребёнка. Игры, конкурсы.

10.   Выставка работ, выполненных в течение учебного года.

11.   Итоговое занятие. Подведение итогов работы объединения за год,



Календарный учебный график 2 год обучения

п/п 

Число

Ме

сяц

Время

Форма занятий

Кол-во  часов

Тема занятий

Место проведения

Форма аттестации

1

 

 

 

Беседа

2

1

Вводное занятие.

Организация рабочего места. Инструменты и материалы


Учебный кабинет

 






1

Инструктаж по ТБ.


Опрос

2

 

 

 

Лекция, игра, пр. работа

2

1

1

Материаловедение. Свойства ниток.

Сочетание разных по толщине и свойствам видов пряжи в одном изделии

Учебный кабинет

 Опрос

3

 

 

 

Лекция, беседа, пр. работа.

4


2




2

Условные обозначения

Новые виды петель: незаконченные столбики, «веер» и другие.

Разбор схем и вязание образцов. Зачёт.


Учебный кабинет

Опрос

4

 

 

 

Лекция, беседа,

пр.работа

11

1



1



1

2



1






1

Шарф

 История появления. Способы вязания:  (по длине, по ширине). Виды отделки края: (кисти, бахрома, помпон, серёжки).

Понятие «раппорт». Схемы ажурных вязок шарфа, выполнение образцов.

Выбор цвета, способа  и узора вязки, отделки края по желанию ребёнка.

Вязание шарфа по выбору

Мини выставка

Учебный кабинет

Опрос















Выставка

5

 

 

 

Лекция, пр. работа

16

1




1


4



4



6

Шапка (16 часов). История головных уборов. Снятие мерки головы и расчёт количества петель.  Фасоны шапок. Способы вязания – сверху, снизу. Оформление шапки – помпон, серёжки, косы, цветы.

Схемы узоров вязки и выполнение образцов. Выбор цвета, фасона, узора и способа отделки по желанию ребёнка.

Вязание шапки


Учебный кабинет

Зачет

6

 

 

 

 Лекция, беседа, пр. работа.

16


2



2



4



8

Варежки.

 Виды варежек: перчатки, митенки, муфта. История варежек, способы вязания, отделка. Снятие мерки руки и расчёт количества петель. Схемы узоров, выполнение образцов вязки узоров. Кроссворд. Выбор цвета, вида, способа вязания и способа отделки, узора по желанию ребёнка.


Учебный кабинет

 Кроссворд.

7

 

 

 

 Лекция, беседа, пр. работа.

15

1




2


1

10



1


Носки.

Модели, способы вязания. Снятие мерки ноги и расчёт количества петель.

Схемы узоров, выполнение образцов.. Рождественский чулок. Выбор цвета, длины, способа вязки, отделки, узора по желанию.

Мини выставка


Учебный кабинет

 Выставка

8

 

 

 

 Лекция, беседа, пр. работа.

25


2





2


2


2


6


8



4



5.

Полезные вещи для украшения интерьера Понятие интерьера, виды изделий для оформления  и украшения интерьера, цветовое решение. Цветы, которые не вянут.

Цветок в подарок маме на 8 Марта.

Выбор цветка и схемы вязания по желанию.

Вазы и корзины для цветов и фруктов.   Декоративные бабочки. Схемы вязания. 

Выбор изделия по желанию.

Коллективная работа: панно «Бабочки».

Выставка

Учебный кабинет

 Выставка

9

 

 

 

 Лекция, демонстрация, пр. работа

16


1


1


2




12




 Сувениры и игрушки к Пасхе.

Народные обычаи и традиции.

Изделия: сумочка для пасхального яйца, кулич. Необходимые материалы, различные размеры и схемы вязки, цвета ниток.

Выбор цвета, схемы узора, отделки по желанию ребёнка.


Учебный кабинет

 Опрос

Выставка работ

10

 

 

 

Беседа с игровыми элементами

2

  Выставка работ, выполненных в течение учебного года.

Учебный кабинет

Выставка работ

11

 

 

 

Беседа

2

Итоговое занятие

Оформление портфолио

Учебный кабинет

Подведение итогов работы


111




Итого









 

3. Форма аттестации и оценочные материалы. Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся проходит через:

- участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях;

- диагностику уровней учебно-познавательного интереса, целеполагания, действия оценки;

- создания портфолио;

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки могут быть:

  • однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

  • постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

  • тематические - по итогом изучения разделов, тем;

  • итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фото продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, праздничные мероприятия, выставки по итогам обучения, участие в выставках разного уровня.

Организация итоговых выставок – это контроль роста ребенка, способ выражения творчества, воспитание ответственности и желания работать интереснее.

Работа над программой предусматривает различные способы контроля и оценки работы учащихся.

1. Входной контроль проводится в виде краткого собеседования на первом занятии

2. Текущий контроль осуществляется в форме тестирования, собеседований по окончании каждой темы.

3. Итоговый контроль проводится в форме опроса учащихся. При этом учитываются: правильность и осознанность изложения материала, полнота раскрытия темы, точность употребления понятий и терминов, умение применять, полученные знания в самостоятельных работах.

Основные формы тестовых заданий.

1.Задание с выбором ответа из некоторого числа предложенных:

а) с бинарным ответом – указывается верное или неверное высказывание (полное или неполное) и требуется выбрать ответ (да, нет);

б) с многовариантным выбором ответов – задание сопровождается 4 – 5 вариантами ответов, 1 из которых является правильным;

2. Задание со свободно конструируемым ответом (вопрос-ответ; дополнить высказывание; выполнить схему)

3. Задание с ответом, конструируемым на основе заданных элементов:

а) соотнесение терминов и понятий;

б) дополнить уже готовый ответ.

          Любое тестовое задание должно дополняться сопроводительными материалами: инструкцией по применению; ранжированием по возрастам и уровням обученности; рекомендацией по обработке результатов.


 

  1. Организационно – педагогические условия реализации программы

Материально-техническое и методическое обеспечение программы

Занятия объединения проводятся в учебном кабинете. У каждого ребёнка имеется своё рабочее место и набор необходимых инструментов. В кабинете есть шкафы для хранения инструментов, материалов, образцов основных приёмов вязания, узоров и готовых изделий, незаконченных работ, учебно-методической литературы, журналов и книг по вязанию крючком, а также стенды для наглядной информации.

Для занятий объединения изготовлены технологические карты изделий, имеется подборка дидактического материала.

Методическое оснащение: методические плакаты; стенды с образцами материалов, инструментов; стенд по технике безопасности при работе с ножницами и электронагревательными приборами; справочно-информационная литература, комплекты журналов, картотека с образцами для первых учебных работ и с вариантами эскизов по каждому из заданий; компьютерных презентаций по художественному вязанию, изделия воспитанников, авторские работы педагога; раздаточный материал (схемы, эскизы, образцы).

В кабинете есть выставка-демонстрация работ воспитанников. Дети видят результаты своего труда, учатся анализировать, делать оценку своего труда и участников коллектива.

       Большая часть дидактического материала изготовлена самим педагогом объединения:

- таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;

- альбомы с образцами, фотографиями и схемами.

- Собрана обширная библиотека по художественному вязанию.

Оборудование: столы для ручных работ; стулья; шкафы для хранения изделий; компьютер, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

Инструменты и приспособления: ножницы; наперсток; линейки, угольник; карандаши, картон; клей ПВА; рамки, пряжа различного вида, нитки, швейные иглы, наборы спиц и крючков, булавки, утюг.

Прикладной материал: ткани различной фактуры и расцветки; мех натуральный и искусственный; синтепон; поролон; фурнитура (шнуры, тесьма, атласные и капроновые ленты; кружева или плетеное кружевное полотно и т.д.); бусины, пайетки бисер, стразы.


Основные составляющие занятий. Воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет). Дети учатся быть вежливыми: приходя в объединение, здороваются с педагогом и товарищами, учатся, как можно чаще употреблять «волшебные» слова – «спасибо», «пожалуйста». Своим личным примером педагоги побуждают воспитанника быть внимательным, добрым и вежливым в общении друг с другом. Хорошей традицией в подготовительных группах стало поздравление кружковцев с днем рождения.

Повторение пройденного материала. Чаще всего используется фронтальный опрос; при необходимости применяются индивидуальные карточки с вопросами, тесты. В некоторых группах имеет место практика повторения темы через разгадывание кроссворда.

Организация и проведение учебного занятия включает следующие структурные элементы:

- Инструктаж:

1. Вводный – проводится перед началом практической работы;

2. Текущий – проводится во время практической работы;

3. Заключительный;

- Практическая работа (80% урочного времени);

-Физкультминутки у младших школьников, динамические паузы у детей среднего и старшего школьного возраста;

- Подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку поделки каждого ребенка;

- Приведение в порядок рабочего места.

 



5. Литература

1.    Бобрицкая, Е.В. Цветы и украшения связанные крючком / Е. Бобрицкая. –  М.:ООО АСТ-пресс, 2014. – 29 с.

2.    Боровская, Е.Н. Вяжем цветы./ Е.Н. Боровская. – ООО АСТ-пресс, 2015. – 32 с.

3.    Гуреева, П.К. Психология личности: учебное пособие / П.К. Гуреева. – М. Юнити-Дана, 2013. – 1126 с.

4.    Журналы «Валя-Валентина» №№1-24, 2011, 2012, 2013. 2014, 2015. 2016.

5.    Журналы «Вязание модно и просто». 2009-2013.

6.    Забелина, С.В. Вязаные закладки./ С.В.Забелина – М.: ООО АСТ-пресс, 2013. – 64 с.

7.    Забелина, С.В. Забавные прихватки./ С.В. Забелина – М.: ООО АСТ-пресс,  2015. – 64 с.

8.    Исследование проблем психологии творчества./ Отв.ред. Я.А. Пономарев. – М.: Наука, 1983. – 260 с.

9.    Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству. Художественное развитие детей в семье./ А.А Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М.: Наука, 1987.

10.  . Ракова, С. В. Вязание крючком. / С.В. Ракова. – Ярославль: Академия развития,  2002.

11.   Ращупкина С.Ю. Оригинальные идеи для вязания крючком и спицами./ С.Ю. Ращупкина. – М.: РИПОЛ-классик,  2010. – 252 с.

 

Литература для детей

1.    Боровская, Е.Н. Вяжем цветы./ Е.Н. Боровская. – ООО АСТ-пресс, 2015. – 32 с.

2.    Забелина, С.В. Вязаные закладки./ С.В.Забелина – М.: ООО АСТ-пресс, 2013. – 64 с.

3.    Забелина, С.В. Забавные прихватки./ С.В. Забелина – М.: ООО АСТ-пресс,  2015. – 64 с.

4.    Ракова, С. В. Вязание крючком. / С.В. Ракова. – Ярославль: Академия развития,  2002.




21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!