СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области искусств «ОБЩЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» по учебному предмету «КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование общее эстетическое образование

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области искусств «ОБЩЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» по учебному предмету «КУЛЬТУРА РЕЧИ»»

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ





Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД ДШИ

____________ Э.Н. Фисенко

«___» __________ 20__г.

Приказ №__ от ____________









Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа

в области искусств «ОБЩЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»


по учебному предмету

«КУЛЬТУРА РЕЧИ»


возраст учащихся при поступлении 7-8 лет

срок реализации 2 года





Составитель:

Крымская Юлия Вячеславовна

Преподаватель без квалификационной

категории









Александровск-Сахалинский

2014 г.


Рекомендовано:

Методическим объединением

Преподавателей художественного отделения МБОУ ДОД ДШИ

Протокол №______от______2014г.



Согласовано:

Зам. директора по УВР

_____________________ И.В.Ремнева














Составлено в соответствии с:

Методическими рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, утвержденными распоряжением Минкультуры России от 19.11.2013г. № 191-01-39/06-ГИ




























Структура программы учебного предмета


  1. Пояснительная записка………………………………………………………………..4

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

1.2. Срок реализации учебного предмета

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

1.4. Сведения о затратах учебного времени

1.5. Форма проведения учебных аудиторных занятий

1.6. Цель учебного предмета

1.7. Задачи учебного предмета

1.8. Структура программы учебного предмета

1.9. Методы обучения

1.10. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета


  1. Содержание учебного предмета……………………………………………………....8

2.1. Содержание программы

2.2.Годовые требования


  1. Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………..19


  1. Формы и методы контроля…………………………………………………………20


  1. Методическое обеспечение учебного процесса……………………………………21

5.1. Методические рекомендации преподавателям

5.2. Самостоятельная работа учащихся

5.3. Средства обучения

  1. Список литературы ………………………………………………………………….23

6.1. Методическая литература

6.2. Учебная литература

6.3.Электронное УМК





«Культура речевого поведения –

проявление общей культуры

человека».

Т.А.Ладыженская

I. Пояснительная записка

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Главное назначение детской школы искусств–целенаправленное формирование высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника.

Школа обязана научить не только осознанному чтению, письму, счёту, но и воспитывать лучшие нравственные качества, способствовать разностороннему и гармоничному развитию обучающихся, раскрытию их творческих способностей, научить правильной, полноценной речи.

Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляция поведения и деятельности. Все функции диалектически связаны между собой: они формируются посредством друг друга и функционируют одна в другой. Чтобы эти функции своевременно появились и полноценно реализовались, необходимы соответствующие условия. Когда ребёнок только начинает говорить, он зачастую с трудом использует свою речь для организации общения. Передать ему опыт предшествующих и современных поколений (в форме знаний, умений и навыков) с помощью слова, без наглядной и действенной опоры просто невозможно. Как регулятор деятельности ребёнка речь в этот период действует также весьма ограниченно. Для того чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и большой путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребёнка – обогащением его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения и выражения своих мыслей, а также для обогащения словарного запаса и дальнейшего развития речи учащихся первого звена обучения.

В младших классах существенное значение имеет речевая активность обучаемых. Некоторые дети стесняются говорить, не участвуют в беседах, не могут ответить на прямой вопрос учителя, избегают рассказов или рассказывают очень кратко, допускают такие речевые ошибки, как:

пропуск необходимых слов, а иногда и существенных фактов, нарушение логической последовательности, нелепые суждения, неверные ударения в словах и логические – в тексте, малый словарный запас.

1.2. Срок реализации учебного предмета

С целью развития такой речи учащихся, которая будет показателем их интеллекта и культуры, разработана дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа « Культура речи».

При реализации программы учебного предмета «Развитие речи» со сроком обучения 2 года, продолжительность учебных занятий первого года обучения составляет по 32 недели, второго 33 недели. Всего за 2 года – 65 учебных недели. Недельная нагрузка по предмету «Культура речи» составляет 1 час в неделю.


1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Культура речи» при 2-х годичном сроке обучения составляет 65 часов, из них:

1 год обучения-32 часа;

2 год обучения – 33 часа.

1.4. Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной

работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов


Годы обучения

1-й год

2-й год


Полугодия

1

2

3

4


Количество

недель

16

16

16

17

65

Аудиторные

занятия

16

16

16

17

65

Максимальная

учебная нагрузка

32


33

65


1.5. Форма проведения учебных занятий

Программа по предмету «Культура речи» предполагает групповые занятия в составе от 6 до 10 человек по 1 уроку в неделю (равному 25 минутам) и рассчитана на 2 года обучения детей 7-9 лет.


1.6. Цель учебного предмета

Развитие правильной и полноценной речи младших школьников, воспитание в детях лучших нравственных качеств, воспитание интеллектуальной, культурной личности.

1.7. Задачи учебного предмета

1. Развитие и совершенствование общих речевых навыков младших школьников;

2. Уточнение, обогащение и активизация словаря обучающихся;

3. Развитие творческих способностей детей;

4. Воспитание культурной и интеллектуальной личности каждого ребёнка;

5. Формирование у детей навыков речевой культуры.


1.8. Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • формы и методы контроля;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».


1.9. Методы обучения

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

  • практический (освоение приемов пения);

  • эмоциональный (создание художественного образа)

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы работы:

  • чтение букв, слогов, слов, скороговорок, поговорок, чистоговорок;

  • упражнения и этюды на предлагаемые обстоятельства (проявление фантазии, воображения и актерских способностей);

  • вопросы-ответы (как индивидуальные, так и групповые) касающиеся изученного материала;

  • декламация (чтение стихотворений).


1.10. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Аудиозаписи, картинки, фигурки, игрушки, дидактические игры.


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. Содержание программы

Объективные предпосылки создания данной образовательной программы опираются на противоречия между:

- низким уровнем развития речевых навыков младших школьников и важностью речи как познавательной функции, регулятора деятельности и общения детей;

- имеющейся системой теоретических разработок в области развития речевой активности учащихся первого звена в традиционном курсе русского языка и организацией развивающего обучения;

- востребованностью современного общества в интеллектуальной и культурной личности и реальным состоянием традиционной образовательной практики.

Программа дополнительного образования « Речевой этикет и общая культура младшего школьника» предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определённой самостоятельностью курса:

Техника и выразительность речи;

Литературное творчество;

Культура общения.

Для тренировки техники речи (дыхания, голоса, дикции) обучающиеся знакомятся с основными требованиями к каждому компоненту техники речи, разучивают специальные тренировочные упражнения. В начале каждого занятия предусматривается проведение речевой гимнастики. Как правило, она включает в себя 2-3 упражнения на тренировку дыхания, голоса и дикции. Большое внимание при проведении этих упражнений уделяется выразительность речи. Используются приёмы работы над выразительным чтением: образцовое исполнение текста учителем, построчное разучивание размеченного текста, хоровое, индивидуальное чтение, чтение « с дирижированием» и др.

Курс литературного творчества выработку умений писать творческие изложения с языковым разбором текста, сочинений по данному началу и опорным словам, по серии сюжетных картинок, по наблюдениям. Работа над стихотворным текстом: рифма и ритм. Диалог. Реплика диалога. Умение выделить диалог в художественном тексте. Умение выразительно исполнять диалог. Работа над монологом. Сочинение считалок, потешек, загадок, сказок.

Особое место в программе занимает курс по культуре общения. Это изучение группы так называемых «волшебных» слов, т.е. слов выражения приветствия, благодарности, извинения и др. Правила поведения в гостях, в автобусе, в магазине, в школе. Умение использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой и пантомимикой.

Занятия по данной программе дополнительного образования строятся так, чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органически сочетались с выработкой у каждого ученика положительных качеств, характерных для общественно значимой, активной, критически и конструктивно мыслящей личности.

Программа является дополнительной к предмету русского языка в начальных классах. Все три взаимосвязанных курса дополнительной образовательной программы предусматривают обучение на протяжении двух лет обучения и тесно связаны с программными требованиями по русскому языку в общеобразовательной школе.

Формы занятий: групповые

-беседы;

-дискуссии;

- игровые упражнения;

-конкурсы

Режим занятий предполагает 25-минутное занятие 1 раз в неделю.

Ожидаемые результаты:

-развитие речи и словаря младших школьников;

-овладение богатствами родного языка;

-исключение вульгаризмов из речи детей;

-формирование культурной, гармонично-развивающейся личности, востребованной современным обществом.


2.2. Годовые требования

Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся с помощью анкетирования детей и их родителей, конкурсов творческих работ, изложений, сочинений.

Методическое обеспечение:

- система игровых упражнений;

- вопросники;

- анкеты;

-цикл занятий по культуре общения «Школа вежливости».

Первый год обучения

Учебно-тематический план

Наименование разделов, тем

Всего часов

Теория

Практика

11.

Исследование речевых навыков обучающихся.

2 часа

2 часа


 

12.

Какую речь хочется слушать? Техника речи: дыхание.

1 час

1 час

 

13.

Техника речи: голос.

1 час

1 час

 

14.

Техника речи: дикция.

1 час

1 час

 

15.

Техника речи: дыхание, голос,

1 час

1 час

1 час

16.

Дикция.

1 час

1 час

2 часа

17.

Выразительность речи.

2 часа

1 час

1 час

18.

Знакомство с толковыми словарями.

2 часа

1 час

2 часа

99.


Точность речи: синонимы, антонимы.

7 часов

1 час

 


Слова выражения приветствия.

2час

2 час

 


Слова выражения прощания.

3 час

1 час

 


Слова выражения просьбы.

3 час

 

 


Слова выражения благодарности.

3 час

1 часов

2 часа


Слова выражения извинения.

2 часа

 

2 часа


Итоговое занятие.

1 час


1 час

Учебно-тематический план

2 год обучения

Наименование разделов, тем.

Всего часов

Теория

Практика

1.


Тема текста, опорные слова, основная мысль, заглавие.

2 часа

2 часа




12

Повторение изученного

2 часа

2 часа


3


Техника речи. Выразительное чтение.

4 часа


2 часа


2 часа

44


Техника речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи.

2 часа

1 час

2 часа


55

Слова выражения приветствия, просьбы, благодарности, извинения.

1 час

1 час

1 час

26

Повторение изученного

1 час

1 час

1 час

27

Правила поведения на дне рождения.

1 час

1 час

1 час

8

Правила поведения в школе.

1 час

1 час

1 час

39

Правила поведения в магазине.

1 час

1 час

1 час

10


Прямое и переносное значение слов.

1 час

1 час

1 час

111

Изобразительные средства языка. Сравнение. Метафора.

1 час

1 час

1 час

312

Загадка. Обучение составлению загадок.

1 час

1 час

1 час

313

Стихотворная речь.

1 час

1 час

1 час

314

Сочинение считалок.

1 час

1 час

1 час

315

Что такое план и как его составить.. Виды текстов (общее понятие).

1 час

1 час

1 час

16


Сочинение-описание по готовому началу, коллективно-составленному плану и опорным словам.

1 час

1 час

1 час

17


Связь между предложениями в тексте. Повторы и пути их устранения.

1 час

1 час

1 час

318


Работа с деформированным текстом.

Редактирование текста.

2 часа

1 час

1 час

319


Структура текста. Обучение написанию изложений.

2 часа

1 час

1 час

220.

Итоговое занятие

5 часов

3 часа

2 часа

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате освоения программы предмета «Культура речи», учащиеся приобретают:

  • умение различать и произносить звуки в слогах, словах, предложениях, скороговорках, стихотворениях.

  • составление рассказов к иллюстрациям, перессказывание и придумывание небольших текстов сказок.


IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.

Контроль знаний, умений, навыков учащихся выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Формами контроля по предмету «Культура речи» являются различные викторины, комплексные итоговые мероприятия, выступления на праздничных концертах, где дети демонстрируют умения и навыки, полученные на занятиях.


V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

5.1. Методические рекомендации преподавателям

Срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по различным общеобразовательным общеразвивающим программам, продолжать самостоятельные занятия.

Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, эмоциональных данных, уровень подготовки.

5.2. Самостоятельная работа предполагает изучение учащимися дополнительных произведений, данных в списке для родителей. С помощью данных источников, представленных в списке, учащиеся быстрее осваивают материал и расширяют свой кругозор, обогащают словарный запас при помощи разучивания отрывков литературных произведений, а также при заучивании наизусть стихотворений детских поэтов.





VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

6.1. Методическая литература

  1. Бородич А.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.

  2. Волика В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

  3. Выготский Л.С. Развитие устной речи. М., 1996.

  4. Гаврина С.Е., Крутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика. М.,2000

  5. Гаврина С.Е., Крутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С 100 кроссвордов по любимым сказкам. Ярс., 1999.

  6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.

  7. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1986.

  8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М.: Гном-Пресс, 1998.

  9. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 1979.

  10. Обучение дошкольников грамоте. Под. ред. Н.В. Дуровой, М., 2001.

  11. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.

  12. Придумай слово. Под. ред. О.С.Ушаковой. М.: Просвещение, 1996.

  13. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. М.А. Васильева. Минс. просвещ. РСФСР, 1985.

  14. Симакоский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярс.: Академия развития, 1997.

  15. Сухарева Э.Л. Учимся играя. Ярс.,1992.

  16. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. Ярс.: Академия развития, 1997.

  17. Тумакова Г.А. Методическое руководство к учебно-наглядному пособию «Звучащее слово». М.: Просвещение, 1983.

  18. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. М.: Просвещение. АО Учебная литература, 1995.

  19. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. М., 1997.

  20. Шаехова Р.К. Играя – учимся творить. Казань,1997.

  21. Шаехова Р.К. Читая – учимся творить. Казань, 1997.

  22. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1988.

6.2. Учебная литература

  1. Афонькин С.Ю., Рузина М.С.. Стана пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. СПб.: Кристалл, 1997г.

  2. Герасимова А.С. Учимся говорить: Программа развития и обучения дошкольника 5 лет СПб.: «Нева»,2001г.

  3. Евдак О.П. Уроки творчества: Развитие творческого и интеллектуального потенциала личности. – Челябинск, 1998г.2-е издание.

  4. От стихов к музыке: Ритмическая декламация, движения и словотворчество на уроках музыки. Хрестоматия. – СПб.: «Композитор», 1999г.

  5. Пикулева Н. «О вежливости – с вами вместе. Слово на ладошке: Игры, считалки, загадки и скороговорки. – М.: Из-во «Новая школа», 1997г.

  6. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки: Популярное пособие для родителей и педагогов /Сост. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. – «Академия и К», 2000г.

  7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М.: Гуманистический издательский центр «Владос»№, 2001г.

  8. Домагацкая И. Развитие речи: Программа.-М.: Научно-методический центр по художественному образованию министерства культуры РФ.

  9. Сопер Поль Л. Основы искусства речи/Пер. с англ. Чижовой С.Д. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000

  10. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. М.: Аквариум,1997

  11. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.,2002

  12. 2500 скороговорок: Программа развития и обучения дошкольника. – СПб.: Издательский дом «Нева», М.: Олма-Пресс Образование,2003

  13. Я познаю мир: Культура: Дет.энциклопедия/Авт.сост. Н.В.Чудакова;ООО «Издательство АСТ», 2003

  14. С.А. Васильева: Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников

  15. С.П. Цуканова: Л.Л. Бетц. Я учусь говорить и читать

  16. С.П. Цуканова: Л.Л. Бетц. Учим ребёнка говорить и читать

  17. Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе: Сценарии праздников в школе. – Ярославль, Академия и К, 2011г.

  18. Н.В.Нищева. Методический комплект программы Детство». Рабочая тетрадь для развития речи и коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста. Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2012

  19. Т.А.Фалькович, Л.П. Барылкина «Развитие речи, подготовка к освоению письма». Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования., М., «Вако»,2007г.

  20. А.Ундзенкова, Л.Колтыгина «Звукарик». Сборник занимательных упражнений для дошкольников по формированию начальных навыков чтения и грамотного письма. Екатеринбург, 2003г.

  21. Е.Х Афанасенко, С.А.Клюнеева. Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий, рекомендации, Изд. «Учитель», Волгоград, 2009г.

  22. Л.А.Литвинцева. Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приемов сказкотерапии. Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012г.

6.3. Электронное УМК отсутствует


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!