СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект примерной программы по учебному предмету "Музыкальный инструмент. Баян" на 3 года.

 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства»

14


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА











ПРОЕКТ

ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ


по учебному предмету

Музыкальный инструмент (баян)























Казань, 2023

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения







Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.

Баян является одним из самых популярных музыкальных инструментов, благодаря универсальности баяна как инструмента, используемого и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный репертуар включает в себя музыку разных стилей и эпох, в том числе барочную, классическую, джазовую и, в особенности, народную.

Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы: 9 – 12 лет, 12 – 15 лет.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося.

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (баян)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.

Слышавший хотя бы раз баян в живом исполнении, никогда не забудет его звук: «…густой, плотный, как тембр трубы» и красивый блестящий корпус с многочисленными кнопочками в правой и левой руках, баян - прекрасный по своему певучему звуку и техническим возможностям инструмент, а как звучат на нем обработки русских, украинских, татарских песен и танцев. Именно поэтому он и является популярным инструментов при выборе вновь поступающих детей в музыкальную школу.

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена. Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян)» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.


Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год


Полугодия

1

2

3

4

5

6


Количество недель

16

19

16

19

16

19

Аудиторные занятия

32

38

32

38

32

38

210

Самостоятельная работа

32

38

32

38

32

38

210

Максимальная учебная нагрузка

64

76

64

76

64

76

420



Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян)» при 3 – летнем сроке обучения составляет 420 часов. Из них: 210 часов – аудиторные занятия, 210 часов – самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о гитарном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на баяне, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

Задачами предмета «Музыкальный инструмент (баян)» являются:

  • Знакомство детей с инструментом: баян, исполнительскими возможностями и разнообразием способов игры;

  • формирование навыков игры на музыкальном инструменте;

  • приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

  • приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;

  • формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

  • оснащение системой знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

  • развитие мышления, воображения, музыкальной памяти;

  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, самодисциплины;

  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности;

  • возрастание интереса к народным традициям.

Обучение должно сочетать в себе два главных и взаимосвязанных направления – синтез формирования исполнительских навыков и технических средств выразительности.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- анализа;

- сравнения;

- практический, метод показа на инструменте;

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Учебно-тематический план


1 год обучения

I полугодие

Календарные

Сроки

Темы и содержание занятий Кол-во

часов

1 четверть

Постановка исполнительского аппарата, освоение нотной грамоты. Освоение штриха нон легато. Одноголосные народные песни, детские попевки.

16

2 четверть

Освоение гаммы C – dur, игра упражнений, соединение пьес двумя руками мажорных пьес, народные песни и танцы.

16

II полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий Кол-во

часов

3 четверть

Подготовка к игре в ансамбле с педагогом на простейшем материале. Освоение гаммы C – dur левой рукой и соединение двумя руками, упражнения, этюды.

22

4 четверть

Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов, игра в минорном ладу. Игра в ансамбле с педагогом.

16



2 год обучения

I полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий Кол-во

часов

1 четверть

Гаммы: C, G – dur в 2 октавы отдельными руками, основные трезвучия и их обращения. Штрихи легато, нон легато и стаккато легато. Упражнения и этюды.

16

2 четверть

Игра пьес с элементами полифонии, ансамбль с педагогом (учащимся). Произведения современных композиторов и обработки народных песен и мелодий.

16



II полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий Кол-во

часов

3 четверть

Гаммы a, e – moll отдельными руками, минорные арпеджио. Упражнения и этюды на разные виды техники. Игра в ансамбле, чтение нот с листа несложных пьес.

22

4 четверть

Произведения зарубежных классиков, простая крупная форма, обработки народных песен и танцев.

16



3 год обучения

I полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий Кол-во

часов

1 четверть

Гаммы G, F, D –dur двухоктавные двумя руками, арпеджио, аккорды 2 – мя руками. Этюды на разные виды техники. Игра в ансамбле, чтение нот с листа.

16

2 четверть

Полифонические пьесы, крупная форма (обработки народных песен и танцев), эстрадные произведения.

16

II полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий Кол-во

часов

3 четверть

Гаммы e, d, g –moll двумя руками в 2 октавы, арпеджио, аккорды двумя руками. Этюды на аккордовую и мелкую техники. Подготовка итоговой программы.

22

4 четверть

Произведения зарубежной и русской классики, полифония, крупная форма, пьесы современных авторов. Игра в ансамбле.


16



Годовые требования

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.

Требования третьего года обучения имеют также программу разного уровня подготовленности, разработанных для различных групп учащихся с учетом индивидуальных и возрастных возможностей.

1 год обучения

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Освоение нотной грамоты и чтение нот с листа правой рукой. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 музыкальных произведений: народные песни, пьесы танцевального характера, этюды, ансамбли с педагогом.

В качестве теоретического материала обучающиеся начинают осваивать нотную грамоту: современную систему линейной нотации, музыкальный звукоряд, длительности, музыкальный счет, понятие тональности и пр.

Рекомендуемые упражнения и этюды

1.Упражнения мехом, «Хроматическая гамма», «Горка», «Уголок».

2. Упражнения для левой руки

3. Упражнение «Игра обеими руками»

4.Этюды А. Доренского, С. Скворцова, К. Черни.

5. Упражнения для игры в ансамбле с педагогом (Д. Самойлов).

Примерные исполнительские программы

1 вариант

Д. Самойлов «Марш»

Р.Н.П. «У медведя, во бору»

Дет.п. «Сойка – ворона»

2 вариант

Д. Самойлов «Грустное настроение»

Р.н.п. «Я гуляю во дворе»

Р.н.п. «Соловей»

3 вариант

Укр.н.п. Во саду ли, в огороде»

Тат.н.п. «Эрбет»

Д. Самойлов «Вальс»

По окончании первого года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки. Учащийся:

- знает строение инструмента и начальную теорию нотной грамоты;

- соблюдает постановку исполнительского аппарата: правильную посадку, постановку рук, владеет мехом.

- владеет различными способами звукоизвлечения (нон легато, легато, стаккато)

2 год обучения

Освоение новых выразительных средств художественной выразительности на баяне: усложнение ритмического рисунка. Самостоятельный разбор произведений, разучивание по нотам и наизусть небольших произведений. Игра в ансамбле: работа над согласованным исполнением каждой партии. В репертуар ансамблей включаются эстрадные песни и обработки народных песен и танцев.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений.

Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося.

Рекомендуемые этюды:

1. К. Черни Этюд G dur

2. Л. Шитте Этюд F-- dur

3. В. Вольфарт Этюд a - moll

Примерные исполнительские программы

1 вариант

1. Тат. н.п. Апипа

2. Р. Сабитов «Вдоль реки»

3. Д. Самойлов «Полифоническая миниатюра» C - dur

2 вариант

В. Бухвостов «Мальчик – с – пальчик»

В. Мотов «Лирический танец»

Г.Д. Телеман «Гавот»

3 вариант

Обр. А. Сударикова р.н.п. «Как под горкой, под горой»

Н. Корецкий Танец Снегурочки

Л. Кригер Менуэт

По окончании второго обучения учащийся:

- играет разнохарактерные произведения;

- имеет навыки чтения нот с листа, игры в ансамбле;

- знает основные музыкальные термины,

- играет мажорные и минорные гаммы до 1 – го знака.

3 год обучения

Продолжение работы над постановочно – двигательными навыками, позиционной игры, формированию слухового контроля к качеству звукоизвлечения, динамики, фразировки, грамотного меховедения, построение формы произведения и т.д. Для хорошо подготовленных учащихся целесообразно включать в репертуарные списки произведения с элементами полифонии и крупной формы.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений, включая ансамбли и этюды.

Рекомендуемые этюды

1. Д. Самойлов Этюд dmoll

2. Г. Черни Этюд D - dur

3. А. Анцати C- dur

4. А. Гедике Этюд e - moll

Примерные исполнительские программы

1 вариант

Обр. В. Бухвостова р.н.п. «Я на горку шла»

Р. Сабитов «Мой соловей»

Д. Самойлов «Полифоническая миниатюра» Gdur


2 вариант

Г. Гендель «Сарабанда» d - moll

А. Куклин «Прыг – скок»

3 вариант

Д. Самойлов «Полифоническая миниатюра» № 4,5.

Д. Самойлов «Как у нас – то козёл»

А. коробейников «Весёлый колобок»

III. Требования к уровню подготовки учащегося

Выпускник должен получить следующий уровень подготовки:

- исполнить 3 разнохарактерных произведения на выпускном экзамене;

- овладеть основными приемами звукоизвлечения, уметь правильно использовать их на практике;

- иметь навыки чтения нот с листа, игры в ансамбле;

- играть мажорные и минорные гаммы до 2 – х знаков достаточно бегло;

- уметь исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,

- уметь самостоятельно разбирать музыкальные произведения;

- знать историю возникновения своего инструмента, образцы народного художественного творчества.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.

Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно – просветительской, творческой деятельности школы.

При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной программы и/или участие в ансамбле.


Критерии оценки

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

- овладение практическими умениями и навыками в разнохарактерных произведениях.

- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой – посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.

На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и народной музыки, эстрадных, джазовых пьес, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основ гармонии и знакомства с всемирно известными образцами музыки.

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально – игровых навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных или ансамблевых).

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1. О. Агафонов. Самоучитель игры на баяне.

2. Л. Баренбойм. Путь к музицированию.

3. Б. М. Егоров. К вопросу о систематизации баянных штрихов. / Баян и баянисты. Вып.6.М,:1984.

4. Ф. Липс. Искусство игры на баяне. (М.: Музыка , 1985.

5. В. Новожилов. Баян.

6. В.И. Петухов. Вопросы методики обучения игре на баяне (2 ч. Ч.П..: Учеб. пособие/ Петухов. В.И.;ТГИИК; Кафедра оркестрового дирижирования. Тюмень, 2003.

7. И. Пуриц. Методические статьи по обучению игре на баяне. – М Издательский дом «Композитор», 2001.

8. Программа Министерства культуры СССР. М./Составитель Г.П. Дмитриев, 1981.

9. Программа Министерства культуры СССР. М./Составитель Л.В. Гаврилов, 1988.

10. А. Чиняков «Преодоление технических трудностей на баяне».

Нотная литература

1. Р. Бажилин. Хрестоматия аккордеониста.

2. В. Баканов. Альбом баяниста и аккордеониста. Пьесы для детей и юношества. Москва – 2016.

3. В. Брызгалин. Первая полифоническая школа для аккордеонистов и баянистов (выпуск 1).

4. А. Доренский. Пять ступеней мастерства.

5. М. Дьяков. Пьесы и обработки для баяна (Часть 1 и 2).

6. А. Коробейников. Альбом для детей и юношества.(1, 2 части).

7. А. Крылоусов. Хрестоматия баяниста.

8. Народные песни (1-4 классы ДМШ). М.,1997 г.

10. А. Нечипоренко. Этюды для баяна на разные виды техники.

11. Популярные песни (выпуск 10). М.,1980г.

12. В. Семёнов. Современная школа игры на баяне. – М.: Музыка, 2009.

13. А. Талакин. Альбом начинающего баяниста

14. Ю. Шишкин и Е. Лёвина. Аккордеон плюс: концертные пьесы для аккордеона и баяна: учебно – методическое пособие/. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!