СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа естественнонаучной направленности «Смысловое чтение»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса направлена на работу с текстом. Целенаправленная систематическая работа позволяет достигать высоких результатов у учащихся, обучающихся по данной программе

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая образовательная программа естественнонаучной направленности «Смысловое чтение»»


Принято педагогическим советом

МОУ СОШ №7

Протокол от 30.08.2022 г. №1


Утверждаю

Директор МОУ СОШ №7

__________В.В.Мельников

Приказ от _________№ _________








Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

естественнонаучной направленности

«Смысловое чтение»



Возраст учащихся 13-14 лет



Срок реализации: 9 месяцев (34 часа)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Смысловое чтение» составлена на основании Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», Письма Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», Устава Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7», Положения о порядке оказания платных образовательных услуг в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №7».

За последние несколько лет уровень читательской грамотности российских школьников очень сильно снизился. Навык чтения является фундаментом всего образования, и проблема смыслового чтения становится одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная и письменная речь.

Чтение – это многофункциональный процесс, направленный на смысловое восприятие, понимание, извлечение информации из текста. В современной образовательной среде появилось новое понятие – смысловое чтение. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Содержание программы предполагаетиспользование содержательного материала, обеспечивающего доступ к сложным, нетривиальным понятия и предполагает знакомство учащихся с различными приемами смыслового чтения, что позволит существенно изменить отношение к чтению, к текстам как художественным, так и научно-популярным.

Цель программы «Смысловое чтение» формирование читательской компетентности учащихся на основе работы с текстами разных функциональных стилей и смысловых типов.

Задачи курса:

  • Формировать позитивное отношение к чтению.

  • Совершенствовать умения самостоятельной работы с учебной книгой, художественным текстом.

  • Совершенствовать умения вычитывать информацию, размышлять о прочитанном, давать оценку прочитанному.

  • Развивать культуру речи, коммуникативные и творческие способности школьников.

  • Формировать библиографическую грамотность школьников.

Работа по программе готовит обучающихся к полноценному усвоению информации текстов всех стилей и типов. В методическом плане программа курса ориентирована на общеучебные технологии и учитывает основные требования к чтению.


Планируемые результаты:

Личностные УУД: мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

Регулятивные УУД : принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

Познавательные УУД : логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;

Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи, учиться подтверждать аргументы фактами, взаимодействовать в режиме полилога; умение бегло, сознательно читать учебные тексты.


Обучение по данной программе безотметочное.

Контроль и оценка результатов.

Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется в процессе проведения практических занятий (создание письменных работ, чтения, работа с текстами), а также при выполнения учащимися индивидуальных заданий.

Промежуточная аттестация: подготовка и участие в мероприятиях предметных недель, интеллектуальных мероприятиях разного уровня.

Итоговая аттестации не предусмотрена.


Содержание учебного курса

Введение. Виды речевой деятельности. Цели и виды чтения. Просмотровое чтение, ознакомительное, изучающее, поисковое.

Основные этапы работы с текстом, предназначенным для чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы.

Виды чтения. Просмотровое чтение. Аннотация, иллюстрация.

Виды чтения. Ознакомительное чтение. Основная информация текста. Сплошное чтение текста.

Прогнозирование общего содержания текста. Прием ИНСЕРТ.

Изучающее чтение. Виды фиксирования информации: схема, графические символы, зрительные опоры, кластер.

Синквейн. Клоуз-тест.Уровни понимания текста.

Составление логической схемы текста. Сравнение объектов Выделение существенных признаков для сравнения объектов. Сравнение литературных персонажей. Тезис, аргументы, вывод

Информация, представленная разными способами в тексте. Таблица, схема,текст.

Различные виды чтения: поисковое . Нахождение в тексте конкретных данных, графическая информация

Словари и справочники. Справочная литература, виды словарей.

Аргументация собственного мнения по затронутым в тексте проблемам.Эссе.























Учебно-тематическое планирование

Наименование темы


Общее кол-во часов


В том числе

Теория

Практика

1.Введение. Виды речевой деятельности. Цели и виды чтения

2. Основные этапы работы с текстом, предназначенным для чтения.

3. Виды чтения. Просмотровое чтение.

4. Аннотация. Иллюстрация.

5. Виды чтения. Ознакомительное чтение.

6. Работа с текстом. Прием ИНСЕРТ

7. Виды чтения. Изучающее чтение.

8. Схема. Графические символы. Зрительные опоры.

9. Составление кластера.

10. Составление синквейна

11. Составление логической схемы текста.

12. Сравнение объектов текста.

13. Выделение существенных признаков для сравнения объектов текста.

14. Информация, представленная разными способами в тексте. Таблица

15. Информация, представленная разными способами в тексте. Схема

16. Различные виды чтения: поисковое

17. Работа с текстом. Аргументация собственного мнения по затронутым в тексте проблемам. Графическая информация.

18. Аргументация собственного мнения по затронутым в тексте проблемам. Эссе.

19. Словари-справочники. Справочная литература.

20. Итоговое занятие «Что такое умение работать с текстом»


1

1

1

2

1

2

1

3

2

2

2

2

2

2

2

1

2


2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1

2




1


1


2

1

1

1

1

1

1

1


1


1


1

1

1

Итого

34

20

14

Литература

  1. Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом» http://metodsovet.ru/megdiciplinarnaya_programma.html

Образовательные ресурсы

http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Интерактивная доска

2. Компьютер

3. Мультимедийный проектор.

4. Раздаточный материал по темам курса


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!