СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Уроки общения»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Уроки общения»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУЗБАССКОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТКРЫТОГО ТИПА»

ИМЕНИ НАРОДНОГО УЧИТЕЛЯ СССР Э.Г.ФЕЛЬДЕ





Принята на заседании методического (педагогического) совета

от «__» __________ 2022г.

Протокол № __

Утверждаю

Директор ГБОУ КСУВУ ОТ им.Э.Г.Фельде

__________ А.В. Шупиков

«__» __________ 2022г.









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «УРОКИ ОБЩЕНИЯ»





Возраст учащихся: 12 – 15 лет

Срок реализации: 1 год





Составитель:

Волкова Анна Александровна

социальный педагог








Кемерово 2022


Содержание



Введение……………………………………………………………………

3

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы………….......

4

1.1 Пояснительная записка………………………………………….........

4

1.2 Цель и задачи программы……………………………………….........

6

1.3 Содержание программы………………………………………………

7

1.3.1 Учебно – тематический план………………………………….........

7

1.3.2 Содержание учебно – тематического плана……………………….

7

1.4 Планируемые результаты……………………………………………..

9

Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий………

11

2.1 Календарно – тематический план…………………………………….

11

2.2 Условия реализации программы……………………………………..

11

2.3 Формы аттестации (контроля)………………………………………..

12

2.4 Оценочные материалы………………………………………………...

13

2.5 Методические материалы………………………………………..........

13

Список используемой литературы………………………………….........

15




























Введение


Общение – одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди "как физически, так и духовно творят друг друга…". Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей. Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей.

В процессе совместной, коллективно-распределенной деятельности с учителем и, особенно, с одноклассниками у детей преодолевается эгоцентрическая позиция и развивается децентрация,понимаемая как способность строить свое действие с учетом действий партнера, понимать относительность и субъективность отдельного частного мнения. В общении зарождается и развивается самосознание и рефлексия, происходит децентрация.

Общение и сотрудничество вместе с формированием у школьников привычки к систематическому развернутому словесному разъяснению совершаемых действий (а это возможно только в условиях совместной деятельности, в том числе проектной) способствует возникновению и развитию рефлексии. Речь идет о такой важнейшей человеческой способности, как способность рассматривать и оценивать собственные действия, анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности.

Чтобы научиться правилам коллективной жизни, ребенку нужен определенный социально-нравственный опыт, в котором формируются правила общения со взрослыми и сверстниками. Психологи считают отсутствие подобных умений одной из главных трудностей в обучении младших школьников. Названный аспект проблемы касается как "домашних" так и "детсадовских" детей, хотя, конечно в разной степени. Общительность, дружелюбие, уступчивость, сдержанность, внимательность, стремление помочь товарищу и другие необходимые для школьного обучения качества проявляются и формируются лучше всего при постоянном общении группы детей в ходе разнообразных игр под умелым руководством старших.

 Средняя ступень школьного образования  служит исключительно благоприятным периодом развития коммуникативных способностей и сотрудничества, кооперации между детьми, а также для вхождения в проектную (продуктивную) деятельность. Исходными умениями здесь могут выступать соблюдение договоренности о правилах взаимодействия: один отвечает – остальные слушают, оценка ответа товарища после его полного ответа; правила работы в группе, паре; действия учащихся на основе заданного эталона и т.д.

Несомненно, организация общения на основе проектной деятельности очень важна и требует тщательной подготовки учителя и самих учащихся.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы


    1. Пояснительная записка


Данная программа направлена на формирование навыков общения и культуры поведения учащихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение и совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.

Актуальность программы

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

Отличительные особенности программы

Специфика ведения занятий заключается в том, что дети в игровой форме (упражнения, игры, проигрывание ролей, рефлексия, Я-высказывания и др.) усваивают определенные знания и поведенческие навыки. В процессе выполнения заданий ребята не только получают удовольствие от совместной игры, но, что самое важное, учатся учитывать в своем поведении настроение других детей, тренируют умение договариваться, идти на компромисс ради достижения общей цели, получают новый опыт принятия коллективных решений. На занятиях, предусмотренных программой, проводится коррекция эмоционально-личностной сферы детей, развитие у них навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.

Адресат программы

В государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Кузбасское специальное учебно – воспитательное учреждение открытого типа» имени народного учителя СССР Э.Г.Фельде, функционирует программа «Уроки общения», в которой занимаются учащиеся 6 классов.

Особенность программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному формированию коммуникативных действий, необходимых для установления межличностных отношений, умения выстраивать желаемые взаимоотношения, избегать конфликтных ситуаций, научиться понимать себя и других людей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной оздоровительной программы – 12 – 15 лет.

Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов, запланированных на весь период обучения – 32 часа.

Режим занятий, периодичность и продолжительность

Предполагаются групповые занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Форма обучения

Очная, включающая в себя теоретические и практические занятия. Практической подготовке отводится большее количество времени в отличие от теоретической по причине особенной специфики работы учреждения.

В связи с этим, важное место занимает непосредственная работа с
детьми: ситуативные игры, дискуссии, работа в тренинговых группах,
которая позволяет решить комплекс задач: формирование здорового
жизненного стиля; создание условий для восприятия информации и
творческой работы; развитие личностных ресурсов, развитие стратегии и
навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего нарушению
общественных норм жизни.

Особенности организации образовательного процесса

Программа «Уроки общения» предусматривает включение задач и заданий неучебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младшего школьника, дети на этих занятиях сами оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Ценностными ориентирами содержания курса является то что, применяемые в программе методы обладают следующими особенностями. Они:

• активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира;

• эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы детей;

• рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает наличие рефлексивной позиции у участников;

• оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития.

Занятия направлены на формирование следующих умений и способностей:

• осознание себя с позиции школьника;

• умение адекватно вести себя в различных ситуациях;

• умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;

• способность справляться со страхами, обидами, гневом;

• умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;

• умение справляться с негативными эмоциями;

• стремление к изучению своих возможностей и способностей;

• успешная адаптация в социуме.



    1. Цель и задачи программы


Цель программы – помочь подросткам  в плодотворной социальной адаптации через овладение психологическими знаниями и навыками самопознания, культуры общения, формирование компетентностей, предусмотренных требованиями ФГОС к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения, развитие универсальных учебных действий: коммуникативных, регулятивных, когнитивных.

Задачи программы:

Обучающие

• сформировать соответствующие психологические компетентности, необходимые для успешной адаптации и межличностного общения в детском коллективе;

• сформировать понимание психологических различий между людьми, причин возникновения межличностных конфликтов и путей их разрешения;

• сформировать представления о культуре общения через знакомство обучающихся с методиками гармоничного межличностного общения и правилами современного этикета;

• вызвать интерес к проблемам самопознания;

• познакомить обучающихся с приемами самопознания и самовоспитания.

Развивающие

• формировать у обучающих способности к осуществлению когнитивных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий;

• помочь развитию у обучающихся умений и навыков самопознания, самоанализа, общения;

• способствовать овладению навыками построения гармоничных межличностных отношений, разрешения и профилактики конфликтов;

• помочь учащимся познать свои индивидуальные психологические особенности, их проявление в процессе обучения и межличностного общения.

Воспитательные  

• формировать у школьников потребность в самопознании, самовоспитании, стремления к сотрудничеству и плодотворному взаимодействию с другими людьми;

• формировать у учащихся толерантное отношение к окружающим людям;

• способствовать формированию у учащихся личностных компетентностей, обеспечивающих плодотворную социальную адаптацию.



    1. Содержание программы


1.3.1 Учебно – тематический план


Таблица 1. Учебно – методический план работы


п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Что такое общение. Язык общения

1

0,5

0,5

2

Способы человеческого общения

2

1

1

3

Качества, важные для общения

2

1

1

4

Почему люди ссорятся?

2

1

1

5

Моя обида

2

1

1

6

Мое настроение

2

1

1

7

Мои эмоции

2

1

1

8

Мы умеем выражать свои эмоции

2

1

1

9

Мой характер

2

1

1

10

Что мы знаем о дружбе

2

1

1

11

Комплимент

1

0,5

0,5

12

Давайте говорить друг другу комплименты!

1

0,5

0,5

13

Мой успех

2

1

1

14

Нужна ли агрессия?

2

1

1

15

Радость

2

1

1

16

Мои страхи

2

1

1

17

Принятие себя и других

2

1

1

18

Подведение итогов

1

0,5

0,5

Итого:

32

16

16


1.3.2 Содержание учебно-тематического плана


Что такое общение. Язык общения (1 ч)

Раскрыть понятие «общение», познакомить со способами передачи информации

мотивировать на взаимопонимание и сотрудничество.

Способы человеческого общения (2 ч)

Познакомить со способами человеческого общения: речевым, мимикой и жестами.

Качества, важные для общения (2 ч)

Дать учащимся определение понятия «вежливость». Познакомить со способами обращения к знакомым и незнакомым людям.


Почему люди ссорятся? (2 ч)

Познакомить учащихся с понятием «ссора». Выявить особенности поведения в конфликтной ситуации. Обучить способам выхода из конфликтной ситуации.

Моя обида (2 ч)

Объяснить учащимся понятие «обида». Выявить способы борьбы с обидой.

Мое настроение (2 ч)

Раскрыть понятие «настроение»; развивать умение определять настроение окружающих людей.

Мои эмоции (2 ч)

Мотивировать на познание собственного эмоционального мира, способствовать осознанию собственных эмоций; показать богатство и многообразие эмоциональных проявлений людей, расширить активный словарь для обозначения эмоций.

Мы умеем выражать свои эмоции (2 ч)

Содействовать осознанию динамики своих эмоций и роли других людей в этом процессе; помочь осознать актуальные эмоции; развивать чувствительность к восприятию эмоций других людей, умение выражать свои эмоции.

Мой характер (2 ч)

Объяснить учащимся понятие «характер». Развивать умение определять черты человеческого характера.

Что мы знаем о дружбе (2 ч)

Объяснить учащимся понятие «дружба». Проанализировать психологические составляющие человеческой дружбы. Провести рефлексию собственных качеств, необходимых для дружбы.

Комплимент (1 ч)

Познакомить с понятием «комплимент». Научить видеть положительные качества у других людей, и говорить комплименты.

Давайте говорить друг другу комплименты! (1 ч)

Развивать навыки оказания психологической поддержки; помочь учащимся осознать и раскрыть в общении собственные достоинства, способности, достижения; способствовать получению опыта самопринятия и принятия других.

Мой успех (2 ч)

Закрепить у учащихся навыки самоанализа. Развить уверенность в себе. Способствовать возникновению желания самосовершенствоваться.
Нужна ли агрессия? (2 ч)

Дать учащимся представление об агрессивном поведении. Выработать приемлемые способы разрядки гнева и агрессии.

Радость (2 ч)

Познакомить учащихся с эмоцией «Радость». Развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения.

Мои страхи (2 ч)

Осознание личностного смысла понятия «страх». Преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Принятие себя и других (2 ч)

Показать значимость собственного «Я». Подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими.

Подведение итогов (1 ч)

Вербализация личных целей участия в группе. Диагностика «Умеете ли вы общаться».


    1. Планируемые результаты


Личностные результаты:

• развивать творческие способности детей;

• создать условия для развития фантазии, утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых;

• формировать и поддерживать реальный образ учителя, родителей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

• осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением;

• извлекать необходимую информацию из текста;

• определять и формулировать цель в совместной работе;

• учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;

• осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;

• реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;

• планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого;

•соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

• наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять

• обогатить представление о собственных возможностях и способностях

• учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

• оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости

• учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;

• находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;

• адекватно воспринимать оценку учителя.

КоммуникативныеУУД:

• ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учиться контролировать свою речь и поступки;

• учиться толерантному отношению к другому мнению;

• учиться самостоятельно решать проблемы в общении;

• осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;

• формулировать своё собственное мнение и позицию;

• учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры,психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы. Основной формой работы является психологический тренинг.


































Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий


2.1 Календарно – тематический план


Таблица 2. Календарно – тематический план первого года обучения


п\п

Название раздела, темы

Всего

1

Что такое общение. Язык общения

1

2

Способы человеческого общения

2

3

Качества, важные для общения

2

4

Почему люди ссорятся?

2

5

Моя обида

2

6

Мое настроение

2

7

Мои эмоции

2

8

Мы умеем выражать свои эмоции

2

9

Мой характер

2

10

Что мы знаем о дружбе

2

11

Комплимент

1

12

Давайте говорить друг другу комплименты!

1

13

Мой успех

2

14

Нужна ли агрессия?

2

15

Радость

2

16

Мои страхи

2

17

Принятие себя и других

2

18

Подведение итогов

1

Всего:

32



2.2 Условия реализации программы


Процесс достижения поставленных целей и задач программы осуществляется в сотрудничестве обучающихся и учителя. Формы организации образовательной деятельности занятия по программе состоят из двух частей: теоретической и практической. Занятия проводятся в группах с применением следующих форм организации обучения:

• по количеству обучающихся: групповая, в малых подгруппах;

• по дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, комбинированные формы занятий.

Количественный состав группы – не более 15 человек. Такое количество детей является оптимальным для организации учебной деятельности. В процессе обучения используются следующие формы и методы организации образовательного процесса:

• методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);

• словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);

• метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);

• наглядный метод (иллюстрации, показ плакатов, таблиц, зарисовок на доске);

• метод демонстраций (демонстрация практических умений, компьютер);

• практические методы (упражнения, практические работы).

Использование педагогом активных методов обучения предполагает:

• глубоко продуманные учебные цели;

• анализ и обсуждение приобретённого детьми опыта или полученной
информации.

Формы контроля:

• практические занятия;

• тестирование.

Используются следующие методы обучения: словесный, наглядно –
практический, игровой, репродуктивный, поощрения, упражнения.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая, групповая.


2.3 Формы аттестации, контроля


Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

• журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования по итогам прохождения разделов программы;

• педагогическое наблюдение;

• результаты промежуточного тестирования на предмет усвоения материала;

• решение задач поискового характера;

• активность обучающихся на занятиях.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.

Текущий контроль проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки: беседа по пройденному материалу, самостоятельная работа, выполнение практического или теоретического задания.

Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда задания в основном сформированы, систематизированы: анализ проделанной работы, участие в массовых мероприятиях.

Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год: итоговая аттестация обучающихся в форме тестирования, персональный показ (исполнение изученного театрального произведения на итоговом занятии), участие в итоговом отчетном концерте.




2.4 Оценочные материалы


Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика, наблюдения, собеседования.

Тест на тему : «Выявление уровня сформированности коммуникации как общения».

Инструкция: Вам необходимо ответить на 10 вопросов. Свободно выражайте своё мнение по каждому из них и отвечайте на них только «А» - да; «Б» - не всегда; «В» - нет. Не задумывайтесь о деталях, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро.

Вопросы:

1. Часто ли тебе удаётся уговорить своих друзей делать все так, как хочешь ты?

2. Всегда ли тебе трудно попросить прощения у своих друзей?

3. Любишь ли ты придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

4. Часто ли ты откладываешь на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

5. Верно ли, что у тебя не бывает ссор со своими товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний?

6. Часто ли ты в решении важных дел делаешь все сам?

7. Правда ли, что ты утомляешься от частого общения с товарищами?

8. Часто ли ты помогаешь своим одноклассникам?

9. Часто ли ты оказываешься в центре внимания своих товарищей?

10. Правда ли, что ты не очень уверенно чувствуешь себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка полученных результатов. Показатель сформированности коммуникации как общения определяется по количеству набранных баллов. Учащимся необходимо было выбрать вариант ответа. Каждый ответ «А» оценивался в 3 балла, «Б» - 2 балла и«В» - 1 балл.

Все вопросы были поделены на уровни:

- высокий уровень – 25 – 30 баллов;

- средний уровень – 20 – 24 баллов;

- низкий уровень – 10 – 19 баллов.


2.5 Методические материалы


Учебно-методический комплекс программы состоит из 3 компонентов:

• учебные и методические пособия для педагога и учащихся;

• система средств обучения;

• система средств контроля результативности обучения.

Первый компонент включает в себя составленные педагогом списки литературы и интернет – источников, необходимых для работы педагога и обучающегося, а также сами учебные пособия.

Второй компонент – система средств обучения.

Организационно-педагогические средства:

• дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, поурочные планы, конспекты открытых занятий, проведенных педагогом в рамках реализации программы и выступлений на конкурсе.

• методические рекомендации для педагогов по проведению занятий;

• методические рекомендации для родителей по вопросам подготовки к концертам.

Дидактические материалы:

• альбомы репродукций картин;

• памятки;

• научная и специальная литература;

• видеозаписи;

• аудиозаписи;

• мультимедийные материалы;

• компьютерные программные средства и др.

Основой третьего компонента – системы средств контроля результативности обучения по программе служат:

• диагностические и контрольные материалы;

• нормативные материалы по осуществлению групповых и массовых форм работы с учащимися (положения).


























Список используемой литературы



  1. Аржакаева Т.А., Вачкрв И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука.Программа развивающих занятий в 3-м классе. –М.: Генезис, 2-13.-144 с.

  2. «Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов». Под общей редакцией И.В.Дубровиной, М. Издательский центр "Академия", 1995.

3. Баженова О.В. Тренинг эмоционального-волевого развития (для дошкольников и младших школьников), Санкт- Петербург: Речь 2010.

4. Карандашев В.Н. А.С. Лисянская, Т.А. Крылова. Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы. – Волгоград: Учитель, 2013.

5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению» - популярное пособие для педагогов и родителей , Ярославль «Академия развития», 1997.

  1. Васильченко К.В. «Путешествие в страну «Я», - Д.: Сталкер, 1998.

  2. Вачков И. В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек Издательство: Ось-89, 2001.

  3. Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой "душевной" науке. Издательство: Ось-89, 1996.

  4. Гоулман Дэниел, Эмоциональный интеллект, М.: Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2017.

  5. Григорьева М.Ю. «Я и другие Я. Психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация подростков», М.: Школьная пресса, 2011.

  6. Дерябо С., Ясвин В. "Гроссмейстер общения", М.: Смысл, 1996.

  7. Зарипова Ю. «Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам», М., 2007.

  8. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»: Пер. с англ. /Общ. Ред. и предисл. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М.-М.: Прогресс, 1990.

  9.  Козлов Н.И. «Лучшие психологические игры и упражнения». Переиздание. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД. 1997.

  10. Прутченков А.С. «Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников». М.: Российское педагогическое агенство, 1996.

  11. Райгородский Д.Я, «Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие», Самара: Изд. дом «БАРАХ-М», 2011.

  12. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы». - М.: Новая школа, 1994.

  13. Федеральные государственные образовательные стандарты.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!