ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СУРГУТА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ «ЛАБОРАТОРИЯ САЛАХОВА»
Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности
«Серпантин» (эстрадный танец)
Автор-составитель:
Пахомова Татьяна Викторовна.
педагог дополнительного образования
Возраст обучающихся: 6-8 лет
Срок реализации: 1 год
Сургут, 2020
Паспорт
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»
Название программы | «Серпантин» (эстрадный танец) |
Направленность программы | художественная |
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу | Пахомова Татьяна Викторовна |
Год разработки | 2020 |
Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа | |
Уровень программы | Стартовый |
Информация о наличии рецензии | - |
Цель | Формирование и развитие творческих способностей средствами хореографии |
Задачи | Задачи: Обучающие: 1. Формировать базовые хореографические навыки в области классического, народного и эстрадного танцев, элементарных навыков гимнастики. 2. Обеспечить постановочную работу и концертную деятельность (разучивание танцевальных композиций, участие детей в концертных выступлениях, конкурсах и т.п.). 3. Обучать детей приёмам индивидуальной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля. Развивающие: 1. Развивать и совершенствовать исполнительские и хореографические навыки гимназистов. 2. Способствовать развитию координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости. 3. Развивать артистические способности, творческое воображение и фантазию через этюды и упражнения. 4. Обеспечить развитие эмоциональных качеств у детей средствами хореографических занятий. 5. Сформировать навык соблюдения техники безопасности. Воспитательные: 1. Формировать художественно-эстетический вкус, общую культуру личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе. 2. Расширить понимание значимости танца в жизни народа и лично обучающегося, чувства причастности к истории и культуре своего народа. 3. Способствовать воспитанию уважительного отношения к национальной культуре других народов. 4. Формировать потребности и навыки сохранения и укрепления здоровья. 5. Развивать коммуникативные навыки. 6. Включить родителей в образовательное пространство. |
Ожидаемые результаты освоения программы | Предметные результаты: - устойчивый интерес к хореографии, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности, понимание значения танца в жизни человека; - освоение танцевальных направлений как духовного опыта поколений; - знание основных закономерностей хореографического искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности. Метапредметные результаты: - являются способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; - сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства; - работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; - умение участвовать в танцевальной жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач. Личностные результаты: - развитие художественно-эстетическое вкуса, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству; - реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) исполнения танцевальных образов; - позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей. |
Срок реализации программы | 1 год |
Количество часов в неделю/год | 1 час в неделю, 34 часа в год |
Уровень освоения | базовый |
Возраст обучающихся | 6-8 лет |
Формы занятий | Групповая, индивидуальная |
Условия реализации программы (методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение) | Материально-техническое обеспечение: - специально оборудованное помещение со станками и зеркалами; -технические средства обучения: музыкальный центр, видеовоспроизводящая аппаратура; - музыкальный материал на дисках; - помещение для переодевания; -сцена для репетиций и выступлений; - специальная форма для занятий: Девочки: купальник, юбка, балетки. Мальчики: черные шорты, белая футболка, чешки. |
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа по хореографии:
«Серпантин» (эстрадный танец), художественной направленности (далее Программа) разработана на основании:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196“Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
- Концепции развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Актуальность данной программы
Развитие технического прогресса и тотальная компьютеризация привела к тому, что наши дети просиживают перед мониторами и телевизорами. Дети забывают о радости движения, у них появляются новые заболевания, они не знают «вкуса» спортивных побед.
Назрела необходимость создания целостной системы работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, что подтверждается введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Одна из проблем педагогики современной школы – создание благоприятных условий для привлечения обучающихся к занятиям физической культурой и спортом. Добиться положительных результатов можно путем использования новых, нестандартных форм обучения. Одним из эффективных средств сохранения и укрепления здоровья школьников, на наш взгляд, является хореография.
Танец является многогранным инструментом комплексного воздействия на
личность ребёнка:
формирует фигуру и осанку; устраняет недостатки физического развития тела; укрепляет здоровье;
формирует выразительные движенческие навыки, умение легко, грациозно и координировано танцевать, а также ориентироваться в пространстве;
воспитывает общую музыкальную культуру, развивает слух, темпо-ритм, знания простых музыкальных форм, стиля и характера произведения;
формирует личностные качества: силу, выносливость, смелость, волю, ловкость, трудолюбие, упорство и целеустремлённость;
развивает творческие способности детей (внимание, мышление, воображение, фантазию), способствует активному познанию окружающей действительности;
развивает коммуникативные способности детей, развивает чувства «локтя партнёра», группового, коллективного действия;
пробуждает интерес к изучению родной национальной хореографической культуры и воспитывает толерантность к национальным культурам других народов.
Таким образом, эти особенности хореографии определяют актуальность и востребованность данного вида искусства, как в общеобразовательных школах, так и в системе дополнительного образования детей.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы:
Художественная.
Отличительные особенности, новизна и педагогическая целесообразность программы.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она строится по концентрическому принципу. Систематическое возвращение к отдельным темам, повторение, усложнение хореографического материала позволяет комплексно строить занятия, используя материал из разных тем.
Приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и географией танца, прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают детей, прививают культуру общения между партнерами, а также учат выражать через танец свои мысли и чувства. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета в начальной школе заключаются в раскрытии воспитательной составляющей танцевального искусства, влиянии его на развитие духовного мира учащихся, становление нравственных ориентиров.
Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, классический, народно-сценический и современный танец. В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, что позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями и направлениями. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается
-в успешном развитии у гимназистов навыков работы в паре, в умении согласовывать движения в коллективе исполнителей – ансамбле;
-в формировании навыков здорового образа жизни;
-в профессиональном самоопределении учащихся.
Вид образовательной деятельности: хореографическое творчество.
Образовательная программа направлена на обучение гимназистов основам хореографического искусства, развитие общефизических, артистических, исполнительских способностей, а также воспитание высоких эстетических критериев, необходимых для достижения гармоничного социального, интеллектуального и нравственного развития индивида.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования «Серпантин» предназначена для работы с детьми в возрасте от 6-ти до 8-ми лет.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 6-8 лет. Ребенок постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35-40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам. Учащийся ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.
Срок освоения, объем программы и режим занятий
Срок реализации программы определяется содержанием программы и составляет 1 год. Календарный годовой график объединений дополнительного образования предполагает реализацию программы в течение 34 недель.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 34 ч. Периодичность занятий составляет 1 недельный час. Продолжительностью занятия - 40 мин. Количество обучающихся в одной группе дополнительного образования составляет 16 человек.
Программы дополнительного образования обладают высокой мобильностью и вариативностью, поэтому режим занятий может меняться, в зависимости от потребностей обучающихся, а также в связи с проведением различных мероприятий на уровне гимназии, города, округа.
Уровень освоения программы – стартовый.
Формы обучения и виды занятий
Обозначенный объем программы планируется к реализации в различных формах практической и концертной деятельности.
В зависимости от поставленных задач и потребностей обучающихся, форма проведения занятий может быть, как групповой, так и индивидуальной.
При разработке дополнительной общеобразовательной программы предусмотрены подготовка и участие в массовых мероприятиях (концерты, балы, конкурсы, фестивали), что создает необходимые условия для совместного труда и отдыха учащихся, а также их родителей.
Цель:
-приобщать детей к танцевальному искусству;
-способствовать эстетическому, физическому и нравственному развитию младших школьников.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать базовые хореографические навыки в области классического, народного и эстрадного танцев, элементарных навыков гимнастики.
2. Обеспечить постановочную работу и концертную деятельность (разучивание танцевальных композиций, участие детей в концертных выступлениях, конкурсах и т.п.).
3. Обучать детей приёмам индивидуальной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
Развивающие:
1. Развивать и совершенствовать исполнительские и хореографические навыки гимназистов.
2. Способствовать развитию координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости.
3. Развивать артистические способности, творческое воображение и фантазию через этюды и упражнения.
4. Обеспечить развитие эмоциональных качеств у детей средствами хореографических занятий;
5. Сформировать навык соблюдения техники безопасности.
Воспитательные:
1. Формировать художественно-эстетический вкус, общую культуру личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе.
2. Расширить понимание значимости танца в жизни народа и лично обучающегося, чувства причастности к истории и культуре своего народа.
3. Способствовать воспитанию уважительного отношения к национальной культуре других народов.
4. Формировать потребности и навыки сохранения и укрепления здоровья.
5. Развивать коммуникативные навыки.
6. Включить родителей в образовательное пространство.
Условия реализации программы.
Формы организации деятельности
Занятия по данной программе дают детям возможность социально адаптироваться, получить яркие эмоциональные впечатления от учебно-творческого процесса, от выступлений на концертах и конкурсах как итога личных устремлений, пика артистичности и выразительности, как высшей точки их большой коллективной работы.
Формы организации учебного процесса: индивидуальная, коллективная, в паре, групповая, фронтальная, классная и внеклассная.
Занятия проводятся по группам, группы формируются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Коллективная форма проведения занятий и разноуровневые возрастные группы дают возможность более продуктивно влиять на выработку у детей норм и правил нравственного поведения, добиваться сплочения коллектива, наладить дружбу, здоровые отношения между членами коллектива чему способствует дружеская атмосфера совместного творчества, делового содружества, взаимопонимания и полного доверия между педагогами и детьми.
Педагогические технологии
Ключевыми технологиями, применяемыми в реализации программы, являются:
- традиционная технология;
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология разноуровнего обучения;
- информационные технологии.
Также на занятиях активно используются следующие методы:
- метод целостного освоения упражнений и движений (использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения);
- ступенчатый метод (практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения движения, улучшения выразительности движения. Метод может применяться при изучении сложных движений);
- игровой метод (используется при проведении музыкально-ритмических дидактических игр, основан на элементах соперничества обучающихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата, повышает эмоциональность обучения). Занятия хореографией проводятся в игровой форме, большое внимание уделяется музыкальным играм, импровизации. В музыкальных играх, создавая тот или иной образ, дети слышат в музыке и передают в движении разнообразные чувства.
- метод объяснения – универсальный метод обучения, с его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в музыку.
- методы наглядного восприятия – показ упражнений, демонстрация плакатов, рисунков, использование мультимедийных средств, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует более быстрому, глубокому и прочному усвоению обучающимися программы курса.
Кроме того, образовательный процесс, строится с учетом основных педагогических принципов:
систематичность и регулярность занятий;
последовательность в овладении материалом;
постепенность развития профессиональных данных учащихся, а также увеличения физической нагрузки и технической сложности (от простого к сложному);
целенаправленность учебного процесса.
Планируемые результаты освоения программы.
В результате реализации программы предполагается достижение хорошего уровня развития музыкально-пластических способностей обучающихся средствами искусства хореографии.
Предметные результаты:
- устойчивый интерес к хореографии, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности, понимание значения танца в жизни человека;
- освоение танцевальных направлений как духовного опыта поколений;
- знание основных закономерностей хореографического искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
У учащихся формируются умения:
- понимать роль хореографии в жизни человека; различать лирические, эпические, драматические образы в танце; определять по характерным признакам хореографических композиций к соответствующему танцевальному направлению и стилю - танец классический, народный, эстрадный, современный;
- эмоционально воспринимать и оценивать танец; размышлять о знакомых танцевальных поставочных работах; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- понимать специфику хореографического языка, получать представление о средствах танцевальной выразительности;
- исполнять танцевальные комбинации, участвовать в публичных выступлениях класса.
Метапредметные результаты:
- являются способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
- сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;
- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- умение участвовать в танцевальной жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач.
У учащихся формируются умения:
- наблюдать за разнообразными явлениями жизни, искусства и оценивать их;
- выявлять особенности взаимодействия хореографии с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр и др.);
- находить ассоциативные связи между художественными образами в танце и других видов искусства;
- передавать свои впечатления в устной и письменной форме.
Личностные результаты:
- развитие художественно-эстетическое вкуса, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) исполнения танцевальных образов;
- позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей.
У учащихся формируются умения:
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли хореографии в жизни;
- решать творческие задачи, участвовать в художественных событиях школы;
- проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в художественно-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, концерты).
Содержание программы.
Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Серпантин» ориентировано на создание необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации, а также на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся, формирование и развитие творческих способностей.
Учебный план
Календарный учебный график
№ | Название раздела | теория | практика | всего |
1 | Введение | 1 | | 1 |
2 | Ритмика и эстрадный танец | - | 7 | 7 |
3 | Азбука классического танца и партерная гимнастика | - | 6 | 6 |
4 | Промежуточная аттестация | - | 2 | 2 |
5 | Народно-сценический танец | - | 7 | 7 |
6 | Постановочная работа | - | 9 | 9 |
7 | Итоговая аттестация | - | 2 | 2 |
№ п\п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | | | | | 1 | Инструктажи по ТБ на занятиях. | Хореографический зал | |
2 | | | | | 1 | Реверанс. Точки зала. | Хореографический зал | |
3 | | | | | 1 | Позиции рук, ног в классическом танце. 1,2,3. | Хореографический зал | |
4 | | | | | 1 | Позиции рук и ног в народном танце. | Хореографический зал | |
5 | | | | | 1 | У принцессы первый бал. Основной ход | Хореографический зал | |
6 | | | | | 1 | У принцессы первый бал. Движения в паре. | Хореографический зал | |
7 | | | | | 1 | Позиции рук. 1 port des dras. | Хореографический зал | |
8 | | | | | 1 | Носок-каблук. Ковырялочка. Притопы. | Хореографический зал | |
9 | | | | | 1 | У принцессы первый бал. Композиция танца. | Хореографический зал | |
10 | | | | | 1 | Ёлочка, гармошка | Хореографический зал | |
11 | | | | | 1 | Переменный ход. | Хореографический зал | |
12 | | | | | 1 | Маленькая страна. Основной ход | Хореографический зал | |
13 | | | | | 1 | Развитие пластической выразительности движений рук. | Хореографический зал | |
14 | | | | | 1 | Маленькая страна. Композиция танца | Хореографический зал | |
15 | | | | | 1 | Движения по диагонали: марш, прыжки, подскоки, галоп. | Хореографический зал | |
16 | | | | | 2 | Промежуточная аттестация. Повторение и совершенствование ранее изученного хореографического материла. | Хореографический зал | |
17 | | | | | 1 | Понятия и термины. Plié, releve. | Хореографический зал | |
18 | | | | | 1 | Экзерсис на середине зала: танцевальный бег. | Хореографический зал | |
19 | | | | | 1 | Танцевально-ритмические этюды для развития творческого воображения. | Хореографический зал | |
20 | | | | | 1 | Диагональ. Боковой ход. Поскоки в комбинации. | Хореографический зал | |
21 | | | | | 1 | Основы партерной гимнастики. | Хореографический зал | |
22 | | | | | 1 | Упражнения и этюды для развития пространственного мышления. | Хореографический зал | |
23 | | | | | 1 | Понятия и термины Вattement tendu из 1 позиции. | Хореографический зал | |
24 | | | | | 1 | Упражнения для развития координации. | Хореографический зал | |
25 | | | | | 1 | Цирковые лошадки. Основной ход. | Хореографический зал | |
26 | | | | | 1 | Прыжки в повороте по точкам зала. | Хореографический зал | |
27 | | | | | 1 | Танцевальная импровизация. | Хореографический зал | |
28 | | | | | 1 | Партерная гимнастика. Развитие гибкости и эластичности мышц. | Хореографический зал | |
29 | | | | | 1 | Цирковые лошадки. Композиция танца. | Хореографический зал | |
30 | | | | | 2 | Совершенствование разученных танцев. | Хореографический зал | |
31 | | | | | 2 | Итоговая аттестация. Итоговое занятие. | Хореографический зал | |
Раздел 1. Введение – 1 час
Знакомство с обучающимися. Беседа о значении танца в жизни людей разных национальностей. Выявление интересов ребят, уровня из знаний, возможностей. Введение в курс обучения по данной программе, ознакомление с планами работы на год обучения. Объяснение правил поведения и внутреннего распорядка в кабинете хореографии.
Раздел 2. Ритмика и эстрадный танец – 7 часов
Элементы музыкальной грамоты. Определение и передача в движении: характера музыки (веселый, грустный), темпа (медленный, быстрый), динамических оттенков (тихо, громко), куплетной формы (вступление, запев, припев), жанров музыки (вальс, полька, марш), пауз (четвертной, восьмой). Упражнения на развитие основных навыков и умений (для корпуса рук, ног, головы в разном характере, темпе, ритме). Ходьба и бег, марш, прыжки, подскоки, галоп. Танцевальные элементы. Музыкальные загадки, композиции. Упражнения с предметами: скакалками, платочками. Упражнения на развитие координации движений. Упражнения на развитие ориентирования в пространстве: построение в колонну по одному, по два; расход парами, четверками в движении и на месте, построение в круг, движение по кругу. Упражнения для развития художественно-творческих способностей. Танцы-игры на развитие творческих способностей. Танцевально-ритмические этюды. Музыкально-ритмические игры. Поклон; шаги на носках, шаги на пятках; вытягивание ноги вперед вытянутым носочком по 6 позиции; танцевальный шаг с носка; Relleve по 6 позиции; маленькие приседания; поднимание согнутых ног вперед, назад; танцевальный бег, танцевальный бег с подниманием ног вперед; приставной шаг в сторону (вправо, влево); приставной шаг с маленьким приседанием вперед по 6 позиции; притопы; чередование носочка и пяточки из 6 позиции на месте; боковой галоп и подскоки.
Раздел 3. Азбука классического танца и партерная гимнастика – 6 часов
Пояснение понятия «Классический танец». Показ основных элементарных позиций рук и ног, постановку корпуса, головы. Знакомство с названиями отдельных технических движений для: подъема ноги, стопы, пальцев, паховой зоны, поясницы, «птичка», пресс. Название и особенности движений на полу. Объяснение необходимости терпения. Психологический настрой на неприятные ощущения при растягивании мышц. Изучение подготовительной, I, II, III позиций рук; изучение I, II, III, IV позиций ног. Plie на середине, battement tendu, releve. Прыжки по 6 позиции. Приобретение устойчивости, умение распределять центр тяжести корпуса равномерно на одну или две ноги.
Упражнения на середине: приседания plie, tendu, releve, port de bras Приобретение умения фиксировать выворотность и вытянутость колена и стопы ноги: упражнение сокращение и вытягивание. Вращательные движения стопой. Чувствование напряжений мышц ног, в чередовании с полным расслаблением мышц. Приобретение эластичности седалищных мышц и голеностопа с помощью складки («щучка») к ногам. Выворачивание паховых связок («лягушка» на спине; сидя; на животе).
Раздел 4. Промежуточная аттестация – 2 часа
Раздел 5. Народно-сценический танец – 7 часов
Знакомство с разнообразием русских народных танцев различных сюжетов и тем. Изучение рисунков: линий, диагонали, круги в русских движениях в сольном и групповом танцах. Особенности открывания и закрывания рук. Прослушивание народной музыки,
Поклон в характере русского танца;
Ходы и проходки на середине зала, выстраивая рисунок квадрат, круг, диагональ и др.:
а) простой бытовой шаг;
б) переменный ход на всю стопу;
в) переменный ход то на всю стопу, то на полупальцы;
- «Елочка»; «Гармошка»;
- Основные положения рук:
а) подготовительное положение рук, обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти повернуты ладонью к корпусу;
б) позиции рук: 1,2,3;
в) подготовка к началу движения - руки на талию, пальцы собраны.
- Основные положения ног: 1,2,3-я;
- Раскрывание и закрывание рук:
а) одной руки; двух рук;
б) поочередное раскрывание рук;
в) переводы рук в различные положения;
- Притопы:
а) одинарные; тройные;
б) удар всей стопой;
в) шаги с притопом в сторону;
- Боковой шаг на всей стопе и на полупальцах по прямой позиции;
- Боковые перескоки с ноги на ногу по 3 свободной позиции;
- Бег на месте и с продвижением вперед и назад на полупальцах;
- Подскоки на месте, с продвижением вперед, назад и вокруг себя;
- Выведение ноги на каблук из свободной 1 позиции, затем приведение ее в исходное положение;
Раздел 6. Постановочная работа 9 часов
Увлекательный рассказ о концертных выступлениях, вмещающих в себя сведения о значимости концертов и всякого рода творческих мероприятий. Значение зрителя в зале, умение вести себя на сцене и за кулисами. Разучивание, закрепление, совершенствование
новых композиций танца. Формирование умения работать в паре и в «ансамбле».
Раздел 7. Итоговая аттестация 2 часа
Календарно-тематическое планирование программы.
№ занятия | Тема | Дата | Кол-во часов | Теория | Практика |
план | факт |
1 | Инструктажи по ТБ на занятиях. | | | 1 | 1 | |
2 | Реверанс. Точки зала. | | | 1 | | 1 |
3 | Позиции рук, ног в классическом танце. 1,2,3. | | | 1 | | 1 |
4 | Позиции рук и ног в народном танце. | | | 1 | | 1 |
5 | У принцессы первый бал. Основной ход | | | 1 | | 1 |
6 | У принцессы первый бал. Движения в паре. | | | 1 | | 1 |
7 | Позиции рук. 1 port des dras. | | | 1 | | 1 |
8 | Носок-каблук. Ковырялочка. Притопы. | | | 1 | | 1 |
9 | У принцессы первый бал. Композиция танца. | | | 1 | | 1 |
10 | Ёлочка, гармошка | | | 1 | | 1 |
11 | Переменный ход. | | | 1 | | 1 |
12 | Маленькая страна. Основной ход | | | 1 | | 1 |
13 | Развитие пластической выразительности движений рук. | | | 1 | | 1 |
14 | Маленькая страна. Композиция танца | | | 1 | | 1 |
15 | Движения по диагонали: марш, прыжки, подскоки, галоп. | | | 1 | | 1 |
16-17 | Промежуточная аттестация. Повторение и совершенствование ранее изученного хореографического материла. | | | 2 | | 2 |
18 | Понятия и термины. Plié, releve. | | | 1 | | 1 |
19 | Экзерсис на середине зала: танцевальный бег. | | | 1 | | 1 |
20 | Танцевально-ритмические этюды для развития творческого воображения. | | | 1 | | 1 |
21 | Диагональ. Боковой ход. Поскоки в комбинации. | | | 1 | | 1 |
22 | Основы партерной гимнастики. | | | 1 | | 1 |
23 | Упражнения и этюды для развития пространственного мышления. | | | 1 | | 1 |
24 | Понятия и термины Вattement tendu из 1 позиции. | | | 1 | | 1 |
25 | Упражнения для развития координации. | | | 1 | | 1 |
26 | Цирковые лошадки. Основной ход. | | | 1 | | 1 |
27 | Прыжки в повороте по точкам зала. | | | 1 | | 1 |
28 | Танцевальная импровизация. | | | 1 | | 1 |
29 | Партерная гимнастика. Развитие гибкости и эластичности мышц. | | | 1 | | 1 |
30 | Цирковые лошадки. Композиция танца. | | | 1 | | 1 |
31-32 | Совершенствование разученных танцев. | | | 2 | | 2 |
33-34 | Итоговая аттестация. Итоговое занятие. | | | 2 | | 2 |
Формы контроля
В рамках реализации программы предусмотрены следующие виды контроля/ аттестации: входной контроль, текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестации.
Входной контроль проводится непосредственно перед началом занятий при приеме обучающегося в учебную группу. Предусмотрены собеседование, входная диагностика на предмет определения способностей и мотивации ребенка к занятиям хореографией, а также проверка отсутствия противопоказаний.
Текущий контроль осуществляется в рамках проведения занятий в формах диагностики, устного опроса, практических заданий, наблюдения в процессе самостоятельной работы обучающихся.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце первого полугодия, учебного года, как результат освоения материала за соответствующий период обучения. Промежуточная аттестация определяет на сколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения. Возможны следующие формы: внутригрупповые и/ или межгрупповые конкурсы, просмотры, отчетный концерт.
Итоговая аттестация проводится в форме отчетного концерта.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются:
- систематичность
- учет индивидуальных особенностей.
Методика отслеживания результатов (апробированные способы):
- мини–показ;
- концертное выступление перед родителями;
- выступление на классных вечерах, конкурсах, балах, утренниках.
Критерии оценки результативности программы
Главным результатом программы является сплоченный детский коллектив с устойчивым интересом к выбранному виду деятельности.
Пройдя все этапы образовательного процесса в коллективе, воспитанники приобретут:
- навыки музыкально-ритмической деятельности, правильного и выразительного движения;
- эмоциональную выразительность;
- усвоение основ классического, народно-сценического, современного детского танцев, освоение хореографической терминологии;
- творческий потенциал.
На основе данной программы формируется базовая культура личности ребенка, включающая в себя потребность в здоровом образе жизни и укреплении его, воспитание потребностей к труду, как к первой жизненной необходимости и способу достижения жизненного успеха, формирование целеустремленности, воспитание свободной личности, развитие духовных потребностей к самопознанию.
Методическое обеспечение:
-Барышникова Т. Азбука хореографии.
-Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала.
-Ваганова А.Я. Основы классического танца.
-Записи спортивных танцев на флешносителях.
-Видеозаписи с танцевальных конкурсов и шоу программ.
-Практический и теоретический материал методических объединений.
Материально-техническое обеспечение:
-специально оборудованное помещение со станками и зеркалами;
-технических средств обучения (музыкальный центр, видеовоспроизводящая аппаратура);
-музыкальный материал на дисках;
-помещение для переодевания;
-сцены для репетиций и выступлений;
-специальная форма для занятий:
Девочки: купальник, юбка, балетки.
Мальчики: черные шорты, белая футболка, чешки.
Список литературы.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон № 273-ФЗ;
2. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41;
3. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008;
5. Примерные требования к программам дополнительного образования детей, направленные письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2016 № 06-1844.
Список литературы для педагога:
Ваганова А.Я. Основы классического танца. Изд-е 6 Сер. «Учебники для вузов. Спец. Литература» – СПб.: Лань, 2000 .- 192 с., илл.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка: Учеб. пособие для вузов искусств и культуры. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.: ил.: ноты.
Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 1999. – 272 с., с илл.
Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. Пособие для музыкальных руководителей детских садов.-М.: Издательство «Гном и Д», 2002. – 120 с.
Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала: Учеб. пособие для студ. вузов культуры и искусств. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.: ил.: ноты.
Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Этюды: учеб. пособие для студ. хореограф. фак. вузов культуры и искусств/ Г.П. Гусев. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 232 с.: ил.: ноты.
Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. – Орёл, 2003.
Список литературы для обучающихся:
Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. В помощь музыкальным руководителям, воспитателям родителям/ Художники Ю.В. Турилова, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия, К*: Академия Холдинг, 2000. – 112 с.: ил. – (Серия: «Детский сад день за днем»).
Нарская Т. Б. Классический танец: Учебно-методическое пособие. – Челябинск, 1998. – 156 с.
Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца. 3 изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство « ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007. – 344с.: ил. – ( Мир культуры, истории и философии).
Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. – М.: Гном-Пресс, 2000 г. – 64 с. (Музыка для дошкольников.)