СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающая программа «Лёгкая атлетика»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа по лёгкой атдетике разработана с учётом запросов детей,потребности семьи,образовательных учреждений,детских общественных обьединений и организации,особенностей социально- экономического развития региона и национально-культурных традиций.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающая программа «Лёгкая атлетика»»

Управление народного образования

городского округа город бор нижегородской области

муниципальное Автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №12





Утверждаю:

Директор МАОУ СШ № 12

___________ Малыгин А.А.

«1» сентября 2023г.





Дополнительная общеобразовательная программа

общеразвивающая программа

«Лёгкая атлетика»





Программа предназначена для детей с _9-11__ лет

Срок реализации программы __1_ год





Составитель: Воронина О.В.

Учитель физической культуры



г. Бор 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ


1.ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА стр. 3-8

2.ВТОРОЙ РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ стр.9-25

3.ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН стр.26

4.ЧЕТВЁРТЫЙ РАЗДЕЛ. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ стр.27-30

5.ПЯТЫЙ РАЗДЕЛ. КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ И ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ стр.31-34

6. ШЕСТОЙ РАЗДЕЛ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр.35






























Пояснительная записка


Дополнительная общеразвивающая программа по легкой атлетике разработана с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских общественных объединений и организаций, особенностей социально – экономического развития региона и национально – культурных традиций.

В настоящей программе выделен один этап спортивной подготовки – спортивно – оздоровительный этап.

В данной Программе, систематизированы средства и методы, организация подготовки направленные на то, чтобы каждый занимающийся нашел себя в движениях, соответствующих его двигательным задаткам и интересам.

Направленность программы – физкультурно – спортивная.

Новизна состоит в возможности методами физической культуры и спорта предоставить равные права в получении образовательных услуг категорией населения, не вовлечённой в физкультурную деятельность по легкой атлетике требованиями СанПиН (дети 9 лет). Одним из направлений, способствующих решению этих задач, является создание легкой атлетики спортивно-оздоровительных групп (СОГ) для детей 9-11 лет, работающих после основного учебно-образовательного процесса (внеурочное время). Данная программа разработана с учётом принципов самоактуализации, индивидуализации, доступности и результативности. Физическое воспитание обучающихся в общеобразовательном учреждении и учреждении дополнительного образования детей представляет собой единую систему, составными частями которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Проблема здорового образа жизни подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательных учреждениях на современном этапе не обеспечивает необходимого уровня физического развития и подготовленности учащихся. Этот факт требует увеличения их двигательной активности, а также расширения внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, цель которой – заложить фундамент крепкого здоровья молодого поколения нашей страны, в соответствии с государственными национальными проектами «Здоровье» и «Спорт».

Цель программы: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся посредством организации занятий легкой атлетикой.

Задачи:

-удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях;

-формирование стойкого интереса к занятиям легкой атлетике;

-овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр;

-обеспечение адаптации обучающихся к жизни в обществе, профессиональную ориентацию;

-развитие физических качеств: координации движения, силы, быстроты, гибкости, выносливости, подвижности в суставах;

-выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, проявивших выдающиеся способности.

На обучение по дополнительной общеразвивающей программе по легкой атлетике, на спортивно – оздоровительный этап принимаются лица без предъявления требований к уровню образования, физическим (двигательным) способностям и при отсутствии медицинских противопоказаний к занятиям легкой атлетикой.

Организационно – педагогические условия

Дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей, в течение всего календарного года, включая каникулярное время. В группы спортивно – оздоровительного этапа зачисляются дети с 9 лет и старше. Программа рассчитана на детей возраста с 9-11 лет. Срок реализации программы - 1 год

Спортивно - оздоровительные группы формируются как из вновь зачисляемых детей, так и из обучающихся не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься легкой атлетикой. Обучающиеся спортивно-оздоровительных групп, успешно усвоившие учебную программу, выполнившие нормативы контрольных испытаний: по общей физической подготовке, специально физической подготовке, технико –тактической подготовке и теоретической подготовке на конец учебного года, могут быть зачислены на последующие этапы подготовки, в соответствии с возрастным диапазоном этапа подготовки на обучение по дополнительной предпрофессиональной программе. Обучающиеся, не сдавшие контрольные нормативы продолжают обучение.

Режим занятий обучающихся регламентируется годовым учебным планом, расписанием занятий. Расписание занятий утверждается директором учреждения с учетом пожеланий тренеров – преподавателей, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей Учреждения, возрастных особенностей обучающихся и установленных санитарно – гигиенических норм.

Воспитание и обучение ведется на государственном языке Российской Федерации – на русском языке. Обучение осуществляется в очной форме. Занятия с обучающимися проводятся в течение всего календарного года, могут проводиться в любой день недели, в том числе и каникулярные дни.

Тренировочные занятия по видам спорта проводятся в соответствии с годовым учебным планом и по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха (самостоятельная работа обучающихся, контролируемая тренером – преподавателем, выполнение индивидуального задания, посещение спортивных мероприятий, судейская практика и другие формы).

Продолжительность занятий (академический час) во всех группах, составляет 45 минут, перерыв между тренировочными занятиями 10 минут для отдыха обучающихся и проветривания помещений (после 40минут тренировочных занятий, 10 минутный перерыв, время перерыва входит во время тренировочного процесса).

Учебный материал программы представлен в разделах учебного плана.

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков.



















Нормативная часть программы


Наполняемость учебных групп

Этап подготовки

Период
подготовки

Минимальная
наполняемость
групп (человек)

Оптимальный
(рекомендуемый) количественный
состав группы
(человек)

Максимальный
количественный
состав группы
(человек)

Максимальный
объем
тренировочной
нагрузки
в неделю в академических часах

Спортивно – оздоровительный этап

1год

10

15 - 20

30

2*


* в группах спортивно-оздоровительного этапа с целью большего охвата занимающихся, максимальный объем тренировочной нагрузки на группу в неделю может быть снижен, но не более чем на 10% от годового объема и не более чем на 2 часа в неделю с возможностью увеличения в каникулярный период, но не более чем на 25% от годового тренировочного объема.













Режим занятий

Год обучения

Количество часов в неделю

Продолжительность занятий)

Количество тренировок в неделю

Общее количество часов в год

Наполняемость группы (человек)

1 год

2часа

1 час

1

78часов

10- 30










Продолжительность периода обучения, минимальный возраст обучающихся для зачисления

Этапы спортивной подготовки

Продолжительность этапов (в годах)

Минимальный возраст для зачисления в группы (лет)

Спортивно – оздоровительный этап

1 год

9













Рабочая программа

Содержание тем учебного курса

Модуль теоретическая подготовка

В содержании теоретического материала выделено 6 основных тем, которые охватывают минимум знаний необходимых обучающимся.

При проведении теоретических занятий используются аудиторные и внеудиторные (самостоятельные) занятия которые проводятся по группам или индивидуально. Аудиторные занятия проводятся в форме бесед, рассказа, лекции, сообщения, семинара и другие. Теоретическая подготовка органически связана с физической, технико – тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических занятий. Учебный материал распределяется на весь период обучения этапа подготовки. При проведении теоретических занятий учитывается возраст обучающихся и материал излагается в доступной им форме.

Теоретические знания имеют определенную целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий, после 30 – 40 минут теоретических занятий устраивается перерыв длительностью не менее 10 минут. Теоретические занятия могут проводиться в комплексе с практическими занятиями в течение 10 – 15 минут в начале практического занятия или в конце.










План по теоретической подготовке

п/п

Наименование темы,

раздела подготовки


Этап подготовки, количество часов

Спортивно - оздоровительный этап

1 год


Теоретические занятия

10

1

Развитие легкой атлетике в России и за рубежом

1

2

Правила поведения в спортивном зале.

2

3

Правила, организация и проведения соревнований по легкой атлетике.

2

4

Гигиена физических упражнений.

2

5

Влияние физических упражнений на организм человека.

2

6

Техника и терминология легкой атлетике.

1


Тема 1. Развитие легкой атлетике в России и за рубежом (1час)

Спорт как средство воспитания морально-волевых качеств, жизненно важных умений и навыков. Спортивное, оздоровительное и прикладное значение легкой атлетике как вида спорта. Российские спортсмены - герои Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы.

Тема 2. Правила поведения в спортивном зале (2часа)

Основные меры безопасности и правила поведения в спортивном зале. Предупреждение несчастных случаев и заболеваний при занятиях легкой атлетикой.


Тема 3. Правила, организация и проведения соревнований (2часа)

Требования корганизация и проведению соревнований по легкой атлетике.

Тема 4. Гигиена физических упражнений (2 часа)

Личная гигиена легкоатлета, закаливание. Режим дня. Влияние физических упражнений и занятий легкой атлетикой на организм занимающихся.

Тема 5. Влияние физических упражнений на организм человека (2часа)

Строение и функции организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Специфические особенности адаптации сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма человека под воздействием систематических занятий легкой атлетикой. Изменение состояния организма человека под воздействием физических нагрузок.

Тема 6. Техника и терминология в легкой атлетике ( 1час)

Краткая характеристика техники видов легкой атлетики. Основные термины, используемые для описания средств и методов тренировки, характеризующие ошибки техники.

Практические занятия

Общеразвивающие упражнения

Строевые упражнения

(используются в спортивно – оздоровительных группах в целях организации занятий, воспитания дисциплинированности и формирования правильной осанки).

- строй, шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция, направляющий;

- команды: «Становись!», «Равняйся!», «Смирно!», «Вольно!», «Разойдись!», «Шагом марш!», «Кругом!», «Стой!» и т.д.

- расчет, повороты и полуобороты на месте и в движении;

- построение и перестроение в одну, несколько шеренг или колонн.

Ходьба и бег

- ходьба на месте, переход с шага на бег и наоборот, остановка во время движения шагом и бегом, изменение скорости движения;

- ходьба на носках, на пятках, на внутренних и наружных сводах стопы;

- ходьба с высоким подниманием бедра, выпадами, в полуприсяде, приставными и скрестными шагами;

- ходьба с изменением темпа и направления движения, характера работы рук;

- бег на носках, с высоким поднимание бедра и захлестыванием голени назад, на прямых ногах, скрестным шагом.

-Обучение основам техники легкоатлетических упражнений

-Специальные беговые легкоатлетические упражнения.

- Обучение технике высокого старта.

Общеразвивающие упражнения без предметов

- для рук и плечевого пояса (отведение, приведение, сгибание, разгибание, круговые движения в плечевом, локтевом, лучезапястных суставах, в различных исходных положениях, на месте и в движении и др.);

- для мышц туловища (наклоны в различные стороны, повороты, круговые движения из различных и.п., с различным положением рук и ног);

- для мышц ног (махи вперед-назад, в стороны из различных и.п., выпады вперед и в стороны, приседания на одной и обеих ногах, подскоки в выпаде и в присяде, прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на месте и с продвижением, скрестные прыжки на месте и с продвижением);

- для мышц шеи (наклоны головы вперед, в стороны, назад, круговые движения головой);

- упражнения с сопротивлением (парные и групповые в различных и.п., подвижные игры с элементами сопротивления).

С предметами

- с короткой и длинной скакалкой (прыжки на одной, двух ногах, с вращением скакалки вперед-назад, в приседе и в полу приседе, на месте и с продвижением);

- с гимнастической палкой (наклоны и повороты из различных и.п., перешагивание и перепрыгивание, выкруты и круги, бег с палкой за плечами и за спиной;

- с набивными и баскетбольными мячами (наклоны, повороты, круговые движения, приседания, выпады).

Броски мяча ногами вперед (набивного), ведение мяча рукой в приседе (баскетбольного), парные упражнения с мячом, толкание мяча двумя руками и одной из различных и.и.

С отягощениями

- гантели, гири, мешки с песком (для всех учебных групп);

- наклоны вперед, назад, повороты в стороны, подъем вращения из различных и.п.

- подскоки, прыжки и выпрыгивания; приседания

- ходьба выпадами, бег с различными отягощениями;



Прыжки

-Пружинные движения ногами, подскоки, подпрыгивания. Спрыгивания и разнообразные прыжки в глубину.

-Разновидности прыжков на одной и двух ногах в сочетании с ходьбой и бегом.

-Перепрыгивания с предмета на предмет через горизонтальные и вертикальные препятствия с места и с разбега.

-Прыжки с поворотом вокруг вертикальной оси, прыжки с движениями рук и ног в полёте, с ловлей и бросанием мячей.

-Прыжки в длину и высоту с разбега, простейшими способами, отталкиваясь правой и левой ногой.

-Упражнения с длинной скакалкой: пробегание через вращающуюся скакалку в разных направлениях, перепрыгивания через качающуюся скакалку, одиночные и групповые прыжки различными способами.

-Упражнения с короткой скакалкой: разнообразные прыжки на месте и в движении.

Метание и ловля

-Подбрасывание и перепрыгивание мячей: различного веса и размера, изменяя исходные положения, а также способы бросков и ловли.

-Упражнения в жонглировании мячами.

-Метание мяча с разных дистанций и исходных положений в горизонтальную и вертикальную цели удобной и неудобной рукой.

-Метание малого мяча способом «из-за спины» через плечо с трех шагов разбега; с пяти; с семи.

Упражнения на развитие физических качеств:

Выносливость:

-Равномерный бег в режиме умеренной интенсивности до 500м.

-Чередование ходьбы и бега до 1000м., 1500м.

-Равномерный бег до 1,5 км в режиме умеренной интенсивности.

Быстрота:

-Повторное выполнение беговых упражнений с максимальной интенсивностью на дистанции до 20 м, «челночный бег» (3х10м).

-Повторный бег в режиме максимальной интенсивности на дистанции до 20 метров.

Скоростно-силовые способности:

-Повторное выполнение «многоскоков» на дистанции 8-10м.

-Повторное выполнение прыжков с преодолением препятствий (15-20 см)

Ловкость:

-Бег с изменяющимся направлением, бег по ограниченной опоре.

-Прыжки через скакалку; пробегание коротких отрезков из различных исходных положений.

Скоростно-силовые качества:

-Бег по наклонной плоскости.

-Многоскоки с преодолением препятствий высотой до 10-15 см.

-Броски набивных мячей массой до 1 кг из разных исходных положений (сбоку, снизу, сверху, от груди).

Гимнастика с элементами акробатики:

Практические умения:

Прикладные упражнения.

-Простейшие виды построений и перестроений.

-Основные положения и движения рук, ног и туловища без предметов и с предметами.

-Упражнения разностороннего воздействия для плечевого пояса, туловища и ног, проводимые с музыкальным сопровождением и без него.

-Доступные упражнения в смешанных и простых висах с различными хватами.

-Смешанные упоры и различные передвижения в них на полу, гимнастических матах, скамейках.

-Лазание в различных направлениях в смешанных и простых висах на гимнастической стенке.

-Перелезания через препятствия.

-Упражнения в равновесии на мате и в движении с уменьшением площади опоры, увеличением высоты опоры, изменением исходного положения, выполнением движений руками, ногами, туловищем, поворотом, изменением скорости передвижения.

-Преодоление полос препятствий с использованием навыков прикладных гимнастических видов движений.

Общеразвивающие и оздоровительные упражнения:

Упражнения на развитие гибкости:

-Ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, взмахов ногами.

-Наклоны вперёд, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах.

-Выпады и полушпагаты на месте.

-«Выкруты» со скакалкой.

-Высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях.

-Полушпагат и широкие стойки на ногах.

Упражнения на развитие ловкости и координации:

-Произвольное преодоление простых препятствий.

-Передвижения с резко изменяющимися направлениями движения с остановками в заданной позе.

-Ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями, воспроизведение заданной игровой позы по заданию.

-Упражнения на переключение внимания, концентрацию ощущений, на расслабление в стойках на ногах для рук, головы, туловища, в седах и положениях лёжа.

-Жонглирование малыми предметами.

-Преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов и т. д.

-Комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями ногами и руками.

-Равновесие типа «ласточка» на широкой и ограниченной опоре с фиксацией равновесия положений; воспроизведение поз по заказу и словесному описанию.

-Упражнения на переключение внимания и чувственного контроля с одних звеньев тела на другие.

-Упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; «выключение» и «включение» звеньев, полное расслабление всех мышц.

Упражнения на формирование осанки:

-Упражнения на проверку осанки, ходьба на носках, ходьба с заданной осанкой, виды стилизованной ходьбы.

-Комплексы корригирующих упражнений; на контроль ощущений в постановке головы, плеч, позвоночного столба.

-Комплексы корригирующих упражнений; на контроль ощущений в постановке головы, плеч, позвоночного столба.

Упражнения для развития силовых способностей:

-Динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги.

-Упражнения на локальное развитие мышц туловища с использованием отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 гр, гимнастические палки) с включением в работу основных мышечных групп.

-Лазание по гимнастической стенке (комплексы упражнений с различной направленностью передвижений); по наклонной гимнастической скамейке ( в упоре на коленях и в упоре присев).

-Перелезания через препятствия с опорой на руки.

-Подтягивание в висе лёжа; Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа с опорой на гимнастическую скамейку.

-Прыжковые упражнения; многоскоки; прыжки с продвижением поочерёдно на правой и левой; прыжки вверх и вперёд толчком одной и двумя о гимнастический мостик.

Элементы акробатических упражнений:

-Группировка, перекаты вперёд и назад из различных исходных положений.

-Кувырок вперёд и назад в группировке.

-Кувырок назад в стойку на одно колено.

-Кувырок назад в полушпагат (девочки).

-Кувырок назад в упор стоя ноги врозь (мальчики).

-Длинный кувырок вперед (мальчики).

-Стойка на лопатках (с поддержкой, с опорой прямыми руками).

-Кувырок назад в упор присев из стойки на лопатках.

-Мост из положения, лежа с помощью.

-Комбинации из изученных элементов.

-Сгибание и разгибание рук в упоре: на гимнастической скамейке(девочки), на полу (мальчики).

-Равновесия: повороты на опоре.

-Равновесие, стоя на одной ноге, другая согнута или поднята вперёд.

-Ходьба вперёд и назад в полуприседе на одной ноге.

-Приставные шаги, переменные, быстрые шаги. Ходьба вдвоем, втроём, взявшись за руки.

-Расхождение вдвоем при встрече.

-Преодоление полосы препятствий с включением бега, лазания, гимнастических скамеек, снарядов, каната, элементов акробатики и т.д. на усмотрения тренера – преподавателя.

Подвижные игры

Преподаватель выбирает самостоятельно:

-Индивидуальные, парные, коллективные игры.

-Игры с использованием гимнастических, легкоатлетических (бег, прыжки, метания) видов движений.

-Подготовительные игры к баскетболу, футболу и другие.

-Эстафеты. Упражнения при горизонтальном положении туловища.

-Упражнения в положении туловища ниже горизонтального.

Примерный перечень подвижных игр для 9-10 лет:

«Чья команда быстрее соберётся?», «Медведь и пчёлы», «У медведя во бору», «Ловишки», «Хитрая лиса», «Море волнуется», «Сделай фигуру», «Сторож», «Два Мороза».

Игры-соревнования (эстафеты). Игровые задания: «Кто быстрее перенесёт кегли?», «Ходьба и бег с препятствиями» (по шнуру, по гимнастической скамейке), «Кто быстрее докатит обруч до флажка?», «Не намочи ног» ( пройти по кубам), «Построение и перестроение команд», «Найди, где спрятано», «Кто дольше?»(стойка на бревне на одной ноге), «Пройди и не урони» ( пройти расстояние с мешочком на голове), «Покрути обруч», «Кто быстрее соберёт овощи?», «Переход через болото» (по дощечкам, кубикам, бревну), «Кто быстрее?» (перетянуть канат, «Кто первым доставит флажок?» (преодолевая препятствия), «Кто самый ловкий?» (проползти под дугой, пролезть в два обруча, перепрыгнуть «ручеёк» и доставить пакет).

Игры со скакалками. Выполнить упражнения: «Кто быстрее?» (прыжки через скакалку, продвигаясь вперёд до условного места), «Кто дольше?» (прыжки через скакалку на месте), «Кто как умеет?» (каждый играющий показывает движения).

Примерный перечень подвижных игр для 11 лет:

«Охотник и звери», « Рыбак и рыбки», «Бездомный заяц», «Кто быстрее?

Игры-соревнования (эстафеты). Игровые задания: «Пройди и не урони» (ходьба по доске или скамейке с мешочком на голове), «Не сходи со шнура» (прыжки на одной ноге по расположенному на полу шнуру), «Попади мячом в цель» (метание в горизонтальную цель), «Кто ловкий?» (бежать и нести шарик в ложке), «Канатоходец» (пройти по канату, положенному на полу, на четвереньках, опираясь руками о канат), «Кто дальше прыгнет?» (прыгнуть в длину с места через положенный на полу канат), «Чья команда сильнее?» (перетягивание каната), «Кто бросит дальше?» (метать правой и левой рукой вдаль), «Передай мяч» (передавать мяч над головой от первого члена команды к последнему - кто быстрее?), «Пронести мяч» (пройти определённое расстояние, ударяя мяч о пол), «Мяч о стенку» (ударять мяч о стенку и ловить его), «Попади мячом в кольцо» (с расстояния 2-3 м), «Перепрыгнули ручеёк» (перепрыгнуть через две положенные на расстоянии палки), «Бросаю-ловлю» (посчитаем вместе, сколько раз ты поймаешь мяч), «Кто быстрее?» (прыжки вперёд с мячом, зажатым между коленями), «Трудные препятствия» (пронести два ведёрка, наполненных водой; быстро перенести картошку в ложке)


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Главная задача психологической подготовки – формирование и совершенствование спортивного, бойцовского характера, развитие свойств личности, определяющих успех в спорте, укрепление и совершенствование механизмов нервно-психической регуляции, доведение их до уровней, определяющих рекордные достижения. Формирование необходимых личностных качеств легкоатлета происходит с помощью изменения и коррекции отношения спортсмена к выполняемой и предстоящей тренировочной нагрузке, к своим возможностям восстановления, к нервно-психическому перенапряжению, к качеству выполнения тренировочного задания, к спортивному режиму и к спортивной жизни вообще.

К числу главных методов психологической подготовки относятся беседы, убеждения, педагогическое внушение, методы моделирования соревновательной ситуации через игру.

К методам словесного воздействия относятся: разъяснение, критика, одобрение, осуждение, внушение, примеры авторитетных людей и др. Методы смешанного воздействия включают: поощрение, выполнение общественных и личных поручений, наказание.







Условия реализации программы

Ожидаемые результаты

По окончанию обучения в спортивно – оздоровительных группах обучающиеся должны знать:

- развитие легкой атлетике в России и за рубежом.

-основные меры безопасности и правила поведения в спортивном зале. Предупреждение несчастных случаев и заболеваний при занятиях легкой атлетикой.

-требования к организация и проведению соревнований по легкой атлетике.

-личная гигиена легкоатлета, закаливание. Режим дня. Влияние физических упражнений и занятий легкой атлетикой на организм занимающихся.

- освоение комплексов физических упражнений;

- развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий легкой атлетикой;

- укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому

развитию, воспитанию личностных качеств и нравственных чувств (коллективизм, взаимопомощь).

в области избранного вида спорта:

- овладение основами техники и тактики в легкой атлетике;

- приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;

- повышение уровня функциональной подготовленности;

- освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся тренировочных и соревновательных нагрузок;

- выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по легкой атлетике.

в области других видов спорта и подвижных игр:

- умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для всех в подвижных играх правилами;

- умение развивать профессионально необходимые физические качества в легкой атлетике средствами других видов спорта и подвижных игр;

- умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений;

- навыки сохранения собственной физической формы.

7. Материально – техническое обеспечение

Занятия в спортивно – оздоровительных группах по легкой атлетике проводятся в спортивном зале, тренажерном зале. Для проведения занятий по легкой атлетике имеется следующее оборудование и инвентарь.















Оборудование и спортивный инвентарь

п/п

Наименование

Единица измерения

Количество изделий

1

Скакалка

штук

20

2

Гимнастическая скакалка

штук

1

3

Мячи набивные

пар

5

4

Барьеры

штук

10

5

Маты гимнастические

штук

10

6

Мячи баскетбольные

штук

10

7

Мячи волейбольные

штук

6

8

Мячи футбольные

штук

2

9

Секундомер электронный

штук

1

10

Эстафетные палочки

штук

3

11

Мячи метбол

штук

2

12

Комплект для прыжков в высоту

штук

1

13

Комплект для баскетбола

штук

1

14

Свисток

штук

1

15

Обручи

штук

15


Обеспечение безопасности на занятиях

Общие требования

1.1.К тренировочным занятиям по легкой атлетике допускаются дети с 7 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2.При проведении тренировочных занятий по легкой атлетике соблюдать правила поведения, расписание тренировочных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

1.3.При проведении тренировочных занятий по легкой атлетике возможно воздействие на спортсменов следующих опасных факторов:

- травмы при падении на скользком грунте или твердом покрытии;

- травмы при нахождении в зоне броска во время занятий по метанию;

- выполнение упражнений без разминки.

1.4.При проведении тренировочных занятий по легкой атлетике должна быть медицинская аптечка, с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.5.При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщать тренеру, который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности спортивного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом тренеру.

1.6.В процессе занятий спортсмены должны соблюдать порядок проведения тренировочных занятий и правила личной гигиены.

1.7. Спортсмены, допустившие невыполнение или нарушение инструкций, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по технике безопасности.

2. Требования техники безопасности во время занятий.

2.1. При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. Дорожка должна продолжаться не менее чем на 15 м. за финишную отметку.

2.2. Во избежание столкновений исключить резко «стопорящую» остановку.

2.3. Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки.

2.4. Перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания.

2.5. Не производить метания без разрешения тренера, не оставлять без присмотра спортивный инвентарь.

2.6. Не стоять справа от метающего, не находиться в зоне броска, не ходить за снарядами для метания без разрешения тренера.

2.7. Не подавать снаряд для метания друг другу броском.

3. Требования техники безопасности в аварийных ситуациях.

3.1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом тренеру.

3.2. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

4. Требования по окончании занятий

4.1. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.

4.2. Снять спортивный костюм и спортивную обувь.

4.3. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

Учитель обязан:

1. Производить построение и перекличку учебных групп перед занятиями с последующей регистрацией в журнале. Опоздавшие к занятиям не допускаются.

2. Не допускать увеличения числа занимающихся в каждой группе сверх установленной нормы.

3. Подавать докладную записку в учебную часть Учреждения о происшествиях всякого рода, травмах и несчастных случаях.













Учебный план тренировочных занятий на 39-недель


п/п

Разделы подготовки

Спортивно – оздоровительный этап

2 часа в неделю

1

Модуль теоретическая подготовка


10

2

Модуль физическая подготовка

15

2.1.

Общая физическая подготовка


18

2.2.

Специальная физическая

подготовка


16

3

Модуль технико – тактическая подготовка


15

4

Промежуточная и итоговая аттестация

4


Общее количество часов


78










Календарно - тематическое планирование

1 года обучения







Тема занятия




Количество часов




Плановая дата проведения


Фактич. дата проведения

1.

Техника безопасности на занятиях лёгкой атлетикой. Ходьба обычная, с высоким подниманием бедра. Игра «Кот и мыши»

2

02.09


2.

Кросс 1500м в чередовании с ходьбой, с изменением направления. с преодолением препятствий. Игра «Салки».

2

09.09


3.

Бег 30м. Развитие скоростных качеств. Подвижная игра «Лиса и куры».

2

16.09


4.

Бег с прыжками и с ускорением Подвижная игра «Коршун, курочка и цыплята»

2

23.09


5.

Бег по пересеченной местности 2000 м. Игра «Пустое место»

2

30.09


6.

Прыжки с продвижением вперед на одной и на двух ногах, со скакалкой. Игра «Попрыгунчики-воробушки».

2

07.10


7.

Тестирование. Челночный бег 3х10м

2

14.10


8.

Прыжок в длину с разбега. Подвижная игра «Зайцы в огороде».


2

21.10


9.

Прыжки по полоскам. Встречная эстафета. Подвижная игра «Пятнашки».


2

28.10


10.

Метание малого мяча в парах с места. Подвижная игра «Попади в мяч».

2

04.11


11.

Метание малого мяча на дальность. Игра «Кто дальше бросит».

2

11.11


12.

Броски набивного мяча в парах. Игра «Охотники и утки»

2

18.11


13.

Бег на выносливость, чередование ходьбы, бега (бег 100м, ходьба 50м). Подвижная игра «Пятнашки».



2


25.11


14.

Бег на 1500м. Упражнения на гибкость. Подвижная игра «Третий лишний».

2

02.12


15

Метание мяча в парах из разных положений. Упражнения на пресс. Подвижная игра «Салки с мячом».

2

09.12


16

Тестирование. Наклон вперёд на гибкость.

2

16.12


17

Бег по диагонали. Прыжки со скакалкой. Подвижная игра «Третий лишний».

2

23.12


18

Игра «Салки», «Прыгающие воробушки». Развитие скоростных способностей. Эстафета.

2

30.12


19

Прыжки в высоту. Игры «Зайцы в огороде», «Третий лишний». Развитие скоростных способностей


2

06.01


20

Прыжки с места. Подвижные игры «Гуси-лебеди», «Вызов номеров». Развитие быстроты и ловкости.

2

13.01


21

Шестиминутный бег на выносливость. Спортивная игра Баскетбол.

2

20.01


22

Подвижная игра «Рыбак и рыбки». Развитие выносливости и быстроты. Эстафеты.

2

27.01


23

Подвижная игра «Перебежки». Развитие выносливости и скоростных способностей. Эстафеты.

2

03.02


24

Весёлые старты. Развитие быстроты и ловкости. Прыжки со скакалкой.


2

10.02


25

Подвижные игры «Пионербол»,

«Перестрелка». Упражнения на пресс

2

17.02


26

Эстафеты с мячами. Развитие скоростно-силовых способностей.

2

24.02


27

Полоса препятствий. Прыжки через препятствия.

2

02.03


28



Игры: «Удочка», «Компас». Развитие скоростно-силовых способностей. Эстафеты.



2



09.03


29



Тестирование. Прыжки с места в длину.


2




16.03



30



Бег из разных исходных положений. Игра «День и ночь».

2




23.03


31

Эстафеты. Прыжки с места. Спортивная игра в «футбол»

2

30.03


32

Круговая тренировка. Прыжки со скакалкой. Игра «Пионербол».

2

06.04


33

Эстафеты с мячами. Развитие скоростно-силовых способностей. Упражнения на пресс.

2

13.04


34

Встречная эстафета. Челночный бег 3х10м.Упражнения на гибкость.

2

20.04



35


Прыжковые упражнения: с высоты до 40 см, прыжки со скакалкой. Игра «Волк во рву».



2



27.04


36

Бег по пересечённой местности 2000 м. Игра в футбол.

2

04.05


37

Тестирование. Бросок набивного мяча.

2

11.05


38

Высокий старт. Низкий старт. Ускорения 30-40 м. Эстафета.

2

18.05


39

Спортивные игры с элементами подвижных игр. Прыжки со скакалкой.

2

25.05







Контрольные нормативы

Требования к уровню подготовки обучающихся

Одним из важных вопросов в управлении тренировочным процессом легкоатлетов является система контроля. Для оценки эффективности средств и методов тренировки контроль используется в соответствии с контрольными нормативами для выявления динамики спортивной формы и прогнозирования спортивных достижений.

Оценка уровня развития физических качеств проводится по результатам тестирования на основе комплекса разнообразных упражнений. В основу критериев оценки результата обучения обучающихся положены объективность и единый подход.

Тестирование состоит из четырех нормативов по общей физической подготовке (ОФП), по специальной физической подготовке (СФП), технической подготовке (ТП) и теоретической подготовке.

Программа тестирования ОФП включает упражнения для определения уровня развития следующих качеств: быстроты, выносливости, гибкости, силы.





НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Контрольные упражнения

Норматив


Мальчики

Девочки

Бросок набивного мяча 1кг; м

3,8

3,3

Наклон вперед стоя на возвышении

+

+

Прыжок в длину с места

+

+

Челночный бег 3*10м; с

10.0

10.5


Критерии выполнения техники упражнений

Тестирование общей физической подготовленности, специальной и технико - тактической подготовленности, теоретической, участие в соревнованиях проводится один раз в год ( май).

При проведении тестирования следует обратить внимание на соблюдение требований инструкции и создания условий для выполнения упражнений.

Система и критерии оценок при проведении аттестации должны быть едиными для всех обучающихся. Критерии оценки определяются на основании программных требований и в соответствии с этапом подготовки.

Выполнение контрольного норматива определяется следующими оценками: положительное – «сдал»; отрицательное - «не сдал».

  • Оценка выполнения челночного бега 3 х 10 метров (сек) Измерение координационных способностей.

На линии старта лежат два бруска размером 5Х5 и длиной 10 сантиметров, по команде на старт сдающий подходит к линии старта и берёт один брусок так, чтобы одна грань снаряда обязательно касалась земли. По сигналу стартёра спортсмен бежит 10 метров и опускает кубик за линию финиша, затем спортсмен возвращается за вторым кубиком и переносит его тоже за линию финиша. Как только второй кубик коснётся земли, секундомер выключается. (Бросать кубики не разрешается). Фиксируется результат.

  • Оценка выполнения броска набивного мяча весом 1 кг производится сидя из-за головы (см) двумя руками одновременно. Измерение скоростно – силовых способностей выполняется из положения, сидя на полу ноги врозь. Спортсмен садится за линию броска так, чтобы только пятки ног касались линии, и разводит ноги врозь на расстояние не более одного метра между ступнями. Спортсмен выполняет упражнение три раза. (Во время упражнения колени остаются выпрямленными). Обучающийся совершает два броска, фиксируется лучший результат.

  • Оценка выполнения наклона, вперёд с возвышения. Измерение гибкости. Испытуемый стоит на возвышенности в исходном положение, стоя ноги врозь на ширине плеч. По сигналу судьи спортсмен делает три пружинистых наклона вперёд, во время третьего наклона необходимо удержатся в максимальном наклоне в течение трёх секунд. (Сгибать ноги в коленных суставах запрещено).

  • Оценка выполнения прыжка в длину с места.

И. п. – стойка, ноги врозь, ступни параллельно (на ширине одной ступни).

Подняться на носки, одновременно поднять руки вперед – вверх; опускаясь на всю ступню, согнуть ноги (до полуприседа), руки назад; затем с резким движением рук вниз – вперед – вверх оттолкнуться двумя ногами вперед – вверх. В полете вынести ноги вперед, колени подтянуть к груди и приземлиться на согнутые ноги, руки вперед. Перед толчком нельзя подпрыгивать. Приземление проводится на пятки с последующим перекатом на всю стопу.

Методика проведения контроля по теоретической подготовке.

Контроль уровня знаний по теоретической подготовке проводится в форме устного опроса одновременно со всей группой. Обучающимся задаются вопросы на которые они должны дать краткий однозначный ответ.

При оценивании результатов раздела теоретической подготовки ставится оценка: положительное – «сдал»; отрицательное - «не сдал».

  • Оценочное суждение «сдал» ставится, если обучающийся:

1.умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами, самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы.

  • Оценочное суждение «не сдал» ставится, если обучающийся:

1.не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.


Список литературы


Для учителя

  • Вамк Б.В. «Тренерам юных легкоатлетов». М. 1984г.

  • Куколевский Г.М. «Советы врача спортсмену». М. 1984г.

  • Лыхов В.И. «Судейство соревнований по легкой атлетике». М. 1988г.

  • Ломан В. «Бег. Прыжки. Метание». Пер. с немецкого. М. 1988г.

  • Попов В. Б. «Прыжки в длину». М. 1981г.

  • Колодницкий Г.А., Кузнецов В.А., «Легкая атлетика».

  • Внеурочная деятельность. Работаем по новым стандартам.- М. Просвещение, 2012г.

  • «Физическая культура», Лях В.И.: Учебник для 1-4 классов - М. Просвещение, 2019г.

  • Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников/ В.И. Лях.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2008.- 272 с.

  • http://www.minsport.gov.ru/ - Министерство спорта Российской Федерации

  • http://www.olympic.ru/ - Олимпийский Комитет России

  • http://www.olympic.org/ - Международный Олимпийский Комитет

  • http://www.iaaf.org/ - Международная ассоциация легкоатлетических федераций

  • http://www.european-athletics.org/ - Европейская легкоатлетическая ассоциация

  • http://www.rusathletics.com/ - Всероссийская федерация легкой атлетики


Для учащихся


1. «Физическая культура», Лях В.И.: Учебник для 1-4 классов-М. Просвещение,2019г.

1.Гришин В. Г. Игры с мячом и ракеткой.- М., 1982 г.

2.Вавилова Е. Н. Бегай, прыгай, метай.- М., 1982 г.

3. Гришина В. С. Румяные щечки.- М., ФиС., 1988 г.

4. Каганов, Л.С. Развиваем выносливость/ Л.С. Каганов.- М.: Знание, 2011. - 98 стр.

5.Филин, В.П. Фомин Н.А. Основы юношеского спорта/ В.П. Филин, Н.А. Фомин.- М.: Физкультура и спорт, 2012.- 255 стр.





























Календарный учебный график

Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Лёгкая атлетика 2023-2024 учебный год на 1 год обучения


Месяцы

числа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

сентябрь


2







2







2







2







2


октябрь







2







А







2







2




ноябрь




2







2







2







2







декабрь


2







2







А







2







2


январь






2







2







2







2





февраль



2







2






А








2








март


2







2







2







2







2


апрель






2







2







2







2





май




2







А







2







2







Июнь-август

к

к

к

к

к

к

к

к

к

к

к

к

к

к

к

к

к

к

к

к

к

к

к

к

к

к

к

к

к

к

к


- месяц ( сентябрь- май, числа месяца)

-количество часов 1 или2 часа

А-аттестация ( после каждого модуля)

К- проставить каникулярный период -зимние каникулы и летние каникулы









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!