СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа «Во саду ли, в огороде» естественнонаучной направленности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная

программа

«Во саду ли, в огороде»

естественнонаучной направленности

Цель программы:

Создать условия для привития воспитанникам интереса и любви к природе и сельскому хозяйству, углубить их знания по биологии, вооружить их практическими умениями и навыками по изучению и выращиванию овощных культур.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа «Во саду ли, в огороде» естественнонаучной направленности»

Министерство просвещения Российской Федерации


Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение

закрытого типа»





СОГЛАСОВАНО

на заседании методсовета

Протокол № 1 от 29.08.2023 г.

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № от

Директор Орловского СУВУ

_____________ Т.В. Хохлова



Дополнительная общеобразовательная

программа

«Во саду ли, в огороде»

естественнонаучной направленности







Составитель (разработчик):

педагог дополнительного образования:

Перминова Екатерина Владимировна







Орлов, 2023

Содержание

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ


1.1.Пояснительная записка

3

1.2.Цель и задачи программы

6

1.3.Планируемые результаты

6

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ


2.1.Учебно-тематический план

10

2.2.Содержание программы

10

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ


3.1. Условия реализации программы

14

3.2. Формы аттестации и оценочные материалы

16

Список литературы

17

Приложения

18













РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ

    1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Во саду ли, в огороде» (далее Программа) имеет естественнонаучную направленность и реализуется в рамках Программы дополнительного образования воспитанников Орловского СУВУ.

Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду учебно-методических и программно-методических документов и регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее - ФЗ № 273).

2.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.

3.Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

4.Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года.

5. Положение о Центре дополнительного образования «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам ФГБПОУ «Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» от 31.08.2021 г., приказ № 3201.

Данная программа особенно актуальна в настоящее время, когда агротехнически правильное ведение своего приусадебного участка весьма существенно влияет на семейный бюджет и уменьшает негативное воздействие на природу.

В процессе освоения программы обучающиеся приобретают практические навыки: по обработке почвы, подготовке почвенных смесей, выращиванию рассады и уходу за растениями в открытом грунте.

Это поможет детям стать хорошими помощниками старшим в решении многих практических вопросов при возделывании овощных культур на своих участках.

В программе заложены вопросы, которые углубляют и систематизируют знания воспитанников по биологии, экологии и географии: дается, в расширенном объеме в сравнении с программами общеобразовательной школы, информация о биологических особенностях культурных овощных растений, освещаются сортовые особенности районированных культур; изучаются приемы воздействия на рост и развитие растений, а, в итоге, - на формирование урожая.

Овощеводство – отрасль сельского хозяйства. Задача его – возделывание овощных культур. К овощным культурам относятся травянистые растения. В пищу идут сочные части и их органы: корни, корневища, клубни, почки, стебли, листья, плоды.

Особенности овощеводства – выращивание овощных культур в открытом и защищенном грунте.

Овощеводство защищенного грунта – часть отрасли овощеводства. Как наука овощеводство изучает биологические особенности овощных растений, их связи с внешней средой и разрабатывает технологию получения высоких урожаев высококачественных овощей при наименьших затратах труда и материальных средств.

Она связана с такими науками, как физиология, биохимия растений, почвоведение, агрохимия, защита растений, которые являются основой для изучения биологических особенностей овощных культур.

Программа составлена по периодам в соответствии с сезонностью выполнения работ.

Занятия предусмотрены с начала учебного года (осеннего периода).

В основу занятий положены практические работы: уход за растениями, изучение овощей по их пищевым и биологическим особенностям; знакомство с агротехникой овощных культур, борьба с вредителями и болезнями овощей; работа в открытом и закрытом грунте.

Темы и перечень практических работ составлены в соответствии с местными условиями.

Программа предусматривает проведение массовых мероприятий: викторины, выставки, конкурсы и т. д.

Адресат программы. Возраст обучающихся по программе 11 - 18 лет.

Наполняемость групп. Наполняемость группы 10 - 20 человек с постоянным, разновозрастным составом.

Набор обучающихся свободный.

Объем и срок освоения программы. Программа «Во саду ли, в огороде», рассчитана на 1 год обучения по 1 часу в неделю, 40 часов в год.

Программа относится к естественно-научной направленности.

Режим занятий, периодичность и продолжительность:

Продолжительность одного академического часа - 45 мин.

Общее количество часов в неделю - 1 час.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Форма обучения - очная.

Особенности организации образовательного процесса. Образовательная деятельность по программе «Во саду ли, в огороде» реализуется в течение учебного года. Занятия проводятся в объединении по группам, подгруппам или всем составом объединения. На занятиях естественно-научной направленности обучаются подростки

При проведении занятий строго соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, время выполнения тренировочных заданий, проводятся динамические паузы, обязательна смена деятельности между занятиями.

    1. Цель и задачи программы

Цель программы:

Создать условия для привития воспитанникам интереса и любви к природе и сельскому хозяйству, углубить их знания по биологии, вооружить их практическими умениями и навыками по изучению и выращиванию овощных культур.

Задачи:

  1. Воспитывать доброжелательные отношения между людьми и бережное отношение человека к природе,

  2. Развивать интерес к сельскохозяйственным профессиям;

  3. Знакомить с разнообразием овощных и полевых культур и их биологическими особенностями;

  4. Расширять понятия о почве и ее плодородии;

  5. Знакомить с агротехническими приемами;

  6. Развивать умения самостоятельно работать со справочной литературой, дидактическими пособиями, таблицами;

  7. Учить проводить опыты, наблюдения за ростом и развитием сельскохозяйственных культур, обобщать итоги проведенной работы;

  8. Развивать память, мышление, творческие способности;

  9. Воспитывать умения работать в коллективе;

  10. Воспитывать чувства ответственности за порученное дело.


1.3. Планируемые результаты

Ожидаемый результат

Обучающиеся должны знать:

Правила поведения в природе;

Правила техники безопасности при работе садовым инвентарем. Основные

сельскохозяйственные культуры;

Агротехнику овощных культур;

Что такое почва;

Полезных и вредных жителей огорода;

Основные болезни овощных культур;

Представителей фауны, занесённых в Красную книгу;

Сорные растения;

Правила техники безопасности при работе с инвентарём.

Обучающиеся должны уметь:

Распознавать семена овощных культур;

Правильно посадить рассаду и ухаживать за ней в течение всего вегетационного периода;

Проводить наблюдения за овощными растениями;

Проводить наблюдения за природными явлениями;

Работать со справочной литературой;

Собирать и засушивать растения, работать с гербарным материалом.

В результате освоения программы «Огород – круглый год» у учащихся будут сформированы следующие личностные, предметные и метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- Сотрудничать со взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные результаты:

В соответствии с ФГОС метапредметные результаты освоения программы отражают:

-Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интересы своей познавательной деятельности в растениеводстве;

-Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

-Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора;

-Умение определять понятия, создавать обобщения и делать выводы при проведении опытнической и научно-исследовательской деятельности;

-Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

-Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

-Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной деятельности.

Предметные результаты:

-Формирование первоначальных представлений о значении отрасли овощеводства в народном хозяйстве России.

-Понимание обучающимися того, что природа помогает нам жить, и мы должны знать эту природу и помогать ей.

-Формирование позитивного отношения к отрасли овощеводство.

-Заготавливать и составлять различные земляные смеси для выращивания овощных культур, определять посевные качества семян, готовить семена к посеву и выращивать рассаду овощных культур для открытого и защищенного грунта.

-Изучать агротехнику выращивания овощных культур.

-Знать болезни и вредителей овощных культур и меры борьбы с ними.

-Проводить научно-исследовательскую работу с любой овощной культурой, оформить проект и делать выводы по работе с овощными культурами.

Формы подведения итогов.

Результативность деятельности оценивается путем проведения тестовых заданий, конкурсов, кроссвордов, практических работ в теплице и на огороде учреждения, ведение дневников наблюдений по опытам, анкетирования.











РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1. Учебно-тематический план

п\п

Тема раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение. Вводное занятие

1

1

-

2.

Учебно-опытный участок

1

-

1

3.

Уборка урожая, его учет и хранение

5

1

4

4.

Осенняя обработка почвы

2

-

2

5.

Семена овощных культур

3

2

1

6.

Полезные свойства овощей

2

1

1

7.

Основы овощеводства открытого и защищенного грунта

9

5

4

8.

Выращивание рассады овощных культур в защищенном грунте

4

2

2

9.

Лекарства с овощной грядки

1

1

-

10.

Удобрения

1

1

-

11.

Весенняя обработка почвы

2

-

2

12.

Посев овощных культур в открытом грунте

4

-

4

13.

Агротехнические приемы ухода за овощными культурами

4

2

2

14.

Заключительное занятие

1

1

-

ИТОГО

40

17

23


2.2. Содержание программы

1. Введение (1 час)

Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка. Знакомство с техникой безопасности во время занятий. Отделы учебно-опытного участка.

2. Учебно-опытный участок (1 час)

Оформление территории учреждения. Планирование учебно-опытного участка. Отделы учебно опытного участка. Плодово – ягодный отдел. Отдел цветочно – декоративных культур. Отдел овощных растений. Защищённый грунт. Коллекционный отдел. Дендрарий. Теплица.

Ручной сельскохозяйственный инвентарь и вспомогательное оборудование.

3. Уборка урожая, его учет и хранение (5 часов)

Уборка урожая, его учет и хранение. Уборка, сортировка. Хранение картофеля. Уборка капусты.

Хранение белокочанной капусты. Уборка моркови. Уборка свёклы. Уборка и хранение корнеплодов.

Хранение лука. Сбор и хранение огурцов. Хранение петрушки и укропа. Викторина «Доброму урожаю –добрая и уборка»

4. Осенняя обработка почвы (2 часа)

Понятие почвы и ее плодородие. Особенности осенней обработки почвы. Осенняя обработка почвы.

Вспашка почвы. Определение влажности почвы. Способы обработки почвы. Основные агротехнические требования к обработке почвы. Обработка почвы в поле.

5. Семена овощных культур (3 часа)

Что такое семя? Знакомство с семенами овощных культур. Семена овощных культур. Классификация семян. Распознавание семян овощных культур. Готовность семян к уборке. Сбор семян овощных и цветочно-декоративных культур. Сушка и очистка семян овощных культур. Сортировка семян овощных и цветочно-декоративных культур. Условия и сроки хранения семян. «За труд семена отплатят сполна»

6. Полезные свойства овощей (2 часа)

Полезные свойства овощей. Условия хранения овощей. «Не вырастишь овощей – не сваришь щей». «Великаны с грядки». Витамины. Способы сохранения витаминов в овощах и фруктах. Рецепты приготовления блюд из овощей. Рецепты приготовления здоровой пищи.

7. Основы овощеводства открытого и защищенного грунта (9 часов)

Основы овощеводства. Капуста и ее родственники. Капустник. Блюда из капусты. Луковое многообразие. Знакомство с сортами лука. Лечебные свойства лука и чеснока. Томат – необыкновенная ягода. Сорта перца. Баклажан. Приготовление блюд из овощей. Тыква и ее родственники. Огурец. Патиссоны и кабачки. Сахарный арбуз и ароматная дыня. Приготовление каши из тыквы. О всем известных свекле и моркови. Крестьянская кухня. Блюда из редьки. Редиска – младшая сестра редьки. Картофель – второй хлеб. Прошлая жизнь картофеля. Наш современный картофель. Сорта картофеля. Картофельная кулинария. Картофельный банкет. Малораспространенные овощи (аспарагус, артишок, ревень, кресс-салат). Чудо-зелень. Наши овощные культуры.

8. Выращивание рассады овощных культур в защищенном грунте (4 часа)

Выращивание рассады овощных культур в защищенном грунте. Необходимые условия для роста и развития. Подготовка почвы к посадке. Подготовка семян перцев к посеву. Посев семян перцев в рассадные ящики. Влияние продолжительности освещения и температуры воздуха на скорость прорастания семян. Наблюдение за всходами перцев. Уход за всходами перцев. Подготовка семян томатов к посеву. Посев семян томатов в рассадные ящики. Уход за рассадой томатов. Высаживание рассады перцев в теплицу. Пикировка рассады томатов. Всё о перцах. Влияние полива на рост перцев. Влияние частоты полива на рост и развитие перцев.

9. Лекарства с овощной грядки (1 час)

Лекарства с овощной грядки. Рецепты народной медицины. Правила сборки и сушки лекарственных трав. Сбор лекарственных трав. Сбор лекарственных трав. Растения целители. Правила заваривания травяного чая.

10. Удобрения (1 час)

Удобрение почв. Виды удобрений. Закладка компостной кучи. Севообороты. Изучение сорняков на территории учреждения.

11. Весенняя обработка почвы (2 часа)

Весенняя обработка почвы на учебно-опытном участке. Весенняя обработка почвы на учебно-опытном участке для посева семян свеклы и моркови. Обработка почвы на клумбах и цветника.

12. Посев овощных культур в открытом грунте (4 часа)

Подготовка почвы к посеву семян. Подготовка семян к посеву. Намачивание и проращивание семян.

Посев семян в грунт. Посев семян моркови, свеклы в грунт. Что такое сорт? Скорость прорастания овощных растений. Всхожесть и энергия прорастания. Закаливание семян теплолюбивых растений.

Составление каталога сортов овощных культур. Изучение сортов овощных культур.

13. Агротехнические приемы ухода за овощными культурами (4 часа)

Агротехнические приемы ухода за овощными растениями в открытом грунте. Правила прореживания всходов и рыхления почвы. Правила полива овощных растений. Правила окучивания растений.

Болезни овощных культур и способы борьбы с ними. Сорняки и способы борьбы с ними. Проведение подкормок. Составление графика прополки и рыхления растений. Приёмы выращивания столовой свеклы. Приемы ухода за морковью. Посадка картофеля в грунт. Праздник «Мой любимый овощ».

14. Заключительное занятие (1 час)

«Что я умею»- конференция.


РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1. Условия реализации программы

Методическое обеспечение.

Формы и методы обучения:

Формы и методы проведения занятий разнообразны – теоретические занятия, творческие задания, индивидуальная работа, выставка творческих работ, проектная деятельность, практические работы, опыты, наблюдения, беседы, дидактические игры, подготовка к праздникам, экскурсии.

Эта форма обучения создает условия для особенно сильного воздействия на эмоциональную сферу личности.

Экскурсия дает обильный материал для последующей аналитической деятельности учеников. Все это позволяет сделать занятия интересными, увлекательными для детей.

Из вербальных методов обучения наиболее целесообразным может быть признано использование рассказа, поскольку определенная часть предлагаемой вниманию учащихся информации будет иметь для них характер новизны. Если ученики обладают необходимыми опорными знаниями или располагают личными наблюдениями, не получившими научной интерпретации, допустимо обращение к беседе. Касаясь ранее неизвестных учащимся понятий, терминов, схем, рекомендуется использовать метод объяснения.

Методические приёмы и педагогические технологии.

Методы преподавания: объяснительный, информационно–сообщающий, иллюстративный. Ведущими методами работы являются метод практической работы и метод проблемных ситуаций. В процессе практической работы обучающиеся легче воспринимают учебный материал ввиду его наглядности.

Метод проблемных ситуаций развивает способность у детей мыслить самостоятельно и находить правильное решение.

В группе детей используется способ индивидуального подбора заданий посредством выбора детьми культуры для индивидуального изучения или решения ситуационной проблемы. Продолжая опытные работы на рассаде, дети на своих домашних участках наблюдают за растениями, изучают дополнительную литературу и решают проблемную задачу по оптимизации выращивания конкретной культуры.

Материально-техническое обеспечение

Помещение – кабинет, теплица, учебно-опытный участок, дидактический материал, таблицы, рисунки, лабораторное оборудование, раздаточный материал, коллекции, с/х инвентарь, компьютер.

Оборудование и дидактические материалы, необходимые для работы по программе

Сельскохозяйственный инвентарь: секаторы, садовые пилки, садовый вар, плоскорез Фокина малый, совок посадочный, ведра, полиэтиленовая пленка, лопаты, лейки пятилитровые.

Дидактические материалы:

1. Видеофильм по т/б.

2. Карта «Центры происхождения овощных культур».

3. Открытки, слайды, муляжи.

4. Семена овощных, цветочно-декоративных и плодово-ягодных культур (часть семян можно взять потерявших всхожесть, вторую часть - на определение качественных признаков обязательно с хорошей всхожестью).

5. Мерные стаканы, банки, пробирки.

6. Мох сфагнум, лук, чеснок, листья алоэ.

7. Деревянные или пластмассовые ящички.

8. Коллекции органических и минеральных удобрений.

9. Компоненты почвенных смесей (перегной, торф, дерновая земля, песок, хорошо разложившийся компост, древесная зола, минеральные удобрения.)

10. Справочные материалы по овощеводству.

11. Линейки

12. Простые и цветные карандаши

13. Ластики

Кадровое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Огород-круглый год» реализуется педагогом дополнительного образования.

Педагог имеет среднее специальное педагогическое образование, прошедший курсы повышения квалификации по программе «Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности».

3.2. Формы аттестации и оценочные материалы

Контрольно-измерительные материалы:

На протяжении всего курса обучения и по окончании учебного года применяются различные способы проверки знаний, умений и навыков, результативности учебно-воспитательного процесса.

Творческая инициативность, умение «творить» своими руками прослеживается при участии детей в выставках творческих работ на различную тематику.

Знания и умения в научно – практической деятельности отслеживается через участие в конференции «Умка».

По окончании полугодия, года проводится промежуточное и итоговое тестирование (Приложение 2).

Творческий отчет объединения, проходящий в разной форме демонстрирует успехи, инициативность, талант обучающихся.






Список литературы

1. Ващенко И.М. Практикум по основам с/х. М. Просвещение, 1991

2. Дукаревич Б.И. Самая полная энциклопедия умного огородника .- М.: АСТ;СПб;Сова,2007 - 478 с.

3. Защита овощей от болезней и вредителей: справочник огородника / М.М. Ганиев, В.Д. Недорезков. - М.: Колос, С, 2003 - 254 с.

4. Коваленко В.Ф. Юному плодоводу. М., Просвещение, 2001

5. Мухин В.Д. Юному овощеводу. М., Просвещение, 1997

7. Папорков М.А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке. М., Просвещение, 2009

8. Стружев А.Н. Как вырастить овощи круглый год. М., Просвещение, 2003

9. Федосеенко М.В. «Новая энциклопедия растений» изд . дом «Ринол классик» 2003

10. Хессайон Д.Г. Все о луковичных растениях. - М., «Кладезь-Букс», 2006.

11.Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия /авт. - сост. И.Г. Норенко. - Волгоград: Учитель, 2006. - 139 с.

12. Энциклопедия садовода и огородника /О.А. Ганичкина, А.В. Ганчкин. 3 - изд. испр. и доп. - М.: ЭКСМО, 2005

13. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия / авт. сост. И.Г.Норенко. - Волгоград: Учитель, 2006. - 139 с.












Приложение 1



Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение

закрытого типа»







УТВЕРЖДАЮ

Директор Орловского СУВУ

_____________ Т.В. Хохлова

«____» ____________ 2023 г.



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Во саду ли, в огороде»

естественнонаучной направленности





Составитель (разработчик):

педагог дополнительного образования:

Перминова Екатерина Владимировна





Орлов, 2023

п/п


Тема занятия

Количество часов

Содержание занятия

Дата проведения


План

Факт

1

Вводное занятие.

1

Знакомство с планом работы объединения. Знакомство с ТБ во время занятий.

Сентябрь


2

Оформление территории учреждения.

1

Планирование учебно-опытного участка. Отделы учебно-опытного участка.

Сентябрь


3

Отдел овощных растений.


1

Плодово – ягодный отдел.

Коллекционный отдел. Дендрарий. Теплица.

Сентябрь


4

Защищённый грунт.


1

Теплица, парник. Ручной сельскохозяйственный

инвентарь и вспомогательное оборудование.

Сентябрь


5

Условия хранения корнеплодов.


1

Уборка урожая, его учет и хранение.

Уборка капусты.

Октябрь


6

Уборка овощных культур. Сортировка картофеля. Уборка моркови. Уборка свёклы.

1

Сортировка картофеля. Уборка моркови. Уборка свёклы.

Октябрь


7

Условия хранения лука, чеснока, зелени.

1

Уборка лука, зелени, учет и хранение.

Октябрь


8

«Доброму урожаю – добрая и уборка».

1

Особенности осенней обработки почвы. Способы обработки почвы. Вспашка почвы.

Октябрь


9

Что такое семя?


1

Знакомство с семенами овощных культур. Классификация семян. Распознавание семян овощных культур. Готовность семян к уборке. Сбор семян овощных культур.

Ноябрь


10

Условия и сроки хранения семян.


1

Сушка и очистка семян овощных культур. Сортировка семян овощных культур.

Ноябрь


11

Полезные свойства овощей.

1

Витамины. Способы сохранения витаминов в овощах и фруктах.

Ноябрь


12

«Великаны с грядки».

1

Рецепты приготовления блюд из овощей. Организация овощной выставки.

Ноябрь


13

Основы овощеводства. Капуста и ее родственники.

1

Сорта капусты и их использование в пищу. Блюда из капусты.

Декабрь


14

Овощная культура – лук.

1

Сорта лука. Лечебные свойства лука и чеснока



15

Все о томатах, перцах и огурцах.


1

Томат- необыкновенная ягода. Перец – и сладкий и горький. Огурцы. Сорта огурцов. Применение огурцов в медицине и косметологии

Декабрь


16

Маленькие родственники - патиссоны и кабачки.

1

Патиссоны, кабачки, тыква. Полезные свойства.

Декабрь


17

О всем известных свекле и моркови.


1

Полезные и вкусные блюда из свёклы и моркови. Проще пареной репы. Крестьянская кухня. Блюда из редьки. Полезные свойства редьки. Редиска - младшая сестра редьки.

Январь


18

Картофель – второй хлеб.


1

Сорта картофеля. Наш современный картофель. Прошлая жизнь картофеля.

Январь


19

Малораспространенные овощи


1

Аспарагус, артишок, ревень, кресс-салат. Полезные свойства.

Январь


20

Чудо-зелень «Все об овощах»

1

Викторина «Все об овощах»

Январь


21

Выращивание рассады овощных культур в защищенном грунте.


1

Необходимые условия роста и развития. Влияние продолжительности освещения и температуру воздуха на скорость

прорастания семян. Подготовка почвы к посадке

Февраль


22

Подготовка семян перцев и томатов к посеву.


1

Подготовка и посев семян перцев и томатов в рассадные ящики

Февраль


23

Влияние полива на рост перцев.


1

Уход за всходами перцев и томатов. Закаливание рассады. Высаживание рассады перцев в теплицу. Пикировка рассады.

Февраль


24

Лекарства с овощной грядки.


1

Рецепты народной медицины. Растения – целители. Правила сбора, сушки и хранения лекарственных трав.

Февраль


25

Сбор лекарственных трав.


1

Сбор лекарственных трав. Правила заваривания травяного чая.

Март


26

Удобрение почв.


1

Виды удобрений. Севообороты. Закладка компостной кучи

Март


27

Весенняя обработка почвы на учебно-опытном участке.

1

Весенняя обработка почвы на учебно-опытном участке. Изучение сорняков на приусадебных участках.

Март


28

Весенняя обработка почвы на учебно-опытном участке.

1

Весенняя обработка почвы на учебно- опытном участке для посева семян моркови, свёклы.

Март


29

Составление каталога сортов овощных культур.

1

Составление каталога сортов овощных культур.

Апрель


30

Подготовка семян к посеву.

1

Подготовка семян к посеву. Намачивание, проращивание семян.

Апрель


31

Посев семян моркови, свеклы в грунт.

1

Посев семян моркови, свеклы в грунт.

Апрель


32

Агротехнические приемы ухода за овощными растениями в открытом грунте.

1

Правила прореживания всходов и рыхления почвы. Правила полива овощных растений. Правила окучивания растений.

Апрель


33

Болезни овощных культур и способы борьбы с ними.

1

Болезни овощных культур и способы борьбы с ними.

Май


34

Сорняки и способы борьбы с ними.


1

Сорняки и способы борьбы с ними. Подкормка культур.

Май


35

Постановка опытов.

1

Закладка опытов по сортоиспытанию картофеля

Май


36

Посадка картофеля в грунт

1

Приёмы и правила посадки картофеля клубнями и семенами. Посадка картофеля в грунт.

Май


37

Приёмы выращивания столовой свеклы и моркови.

1

Приёмы выращивания столовой свеклы и моркови.

Июнь


38

Составление графика прополки и рыхления растений.

1

Составление графика прополки и рыхления растений.

Июнь


39

Праздник «Мой любимый овощ».

1

Организация и проведение праздника «Мой любимый овощ».

Июнь


40

Заключительное занятие «Что я умею».



Итоговое занятие в форме конференции «Что я умею».

Июнь





Приложение 2


Мониторинг отслеживания и оценивания результатов обучения воспитанников 4 группы по программе объединения

за 1 полугодие учебного года


Объединение: «Огород-круглый год»

Фамилия, имя _______________________

Класс _____возраст___ лет


1.Мониторинг результатов обучения детей в процессе освоения программы

Показатели

Критерии

Кол-во баллов

Методы диагностики

1.Теоретическая подготовка




1.1 Теоретические знания

  • правила поведения в природе;

  • правила ТБ при работе с садовым инвентарём;

  • основные с/х культуры;

  • понятие почва и её плодородие;

  • полезные и вредные жители огорода;

  • представители живой природы, занесённые в Красную книгу


Наблюдение, контрольный опрос, творческие задания

1.2 Практические умения и навыки

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии


Собеседование

2.Практическая подготовка




2.1 Практические умения и навыки

  • распознавание семян овощных культур;

  • проведение наблюдений за природными явлениями;

  • умение собирать и засушивать растения;

  • работать с гербарным материалом


Контрольное задание

2.2 Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения


Контрольное задание

2.3 Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий


Контрольное

задание

3.Общеучебные умения и навыки




    1. Учебно интеллектуальные умения:

      1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы


Анализ, творческие работы

3.1.2 Умение пользоваться компьютерными

источниками информации

Самостоятельность в использовании компьютерными источниками

информации


Наблюдение

3.1.3 Умение самостоятельно осуществлять

научно – исследовательскую работу

Самостоятельность в научно – исследовательской работе


Анализ,

наблюдение

    1. Учебно коммуникативные умения:

      1. Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагоги


Наблюдение

3.2.2 Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи информации


Наблюдение

3.2.3 Умение вести полемику, участвовать в

дискуссии

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика

в построении доказательств


Наблюдение

    1. Учебно – организационные умения и навыки:

      1. Умения организовывать своё учебное место

Способность самостоятельно готовить своё учебное место и убирать его за собой


Наблюдение

3.3.2 Навыки соблюдения правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям


Наблюдение


2. Мониторинг личностного развития обучающихся в процессе освоения программы

Показатели

Критерии

Кол-во баллов

Методы диагностики

1. Организационно волевые качества




1.1 Терпение

Способность переносить нагрузки в течение определённого времени, преодолевать трудности


Наблюдение

1.2 Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям


Наблюдение

1.3 Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки


Наблюдение

2.Ориентационные качества




2.1 Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям


Анкетирование

2.2 Интерес к занятиям в группе, в

объединение

Осознание участие ребёнка в освоении программы


Тестирование

3. Поведенческие качества




3.1.Конфликтность

Способность занять определённую позицию в конфликтной ситуации


Наблюдение, тестирование

3.2 Тип сотрудничества

Умение воспринимать общие дела, как свои собственные


Наблюдение

Критерии оценки:

3 балла – знает недостаточно, 4-7 баллов – знает удовлетворительно, 8-10 баллов - знает хорошо


Приложение 3


Мониторинг отслеживания и оценивания результатов обучения воспитанников 4 группы по программе объединения

за 2 полугодие учебного года


Объединение: «Огород-круглый год»

Фамилия, имя Класс возраст лет


      1. Мониторинг результатов обучения детей в процессе освоения программы

Показатели

Критерии

Кол-во баллов

Методы диагностики

1.Теоретическая подготовка




1.1 Теоретические знания

  • правила поведения в природе;

  • правила ТБ при работе с садовым инвентарём;

  • основные с/х культуры;

  • основные болезни овощных культур;

-сорные растения;

-вредители, болезни и меры профилактики;

-агротехника овощных культур


Наблюдение, контрольный опрос, творческие задания

1.2 Практические умения и навыки

Осмысленность и правильность использования специальной

терминологии


Собеседование

2.Практическая подготовка




2.1 Практические умения и навыки

-правила посадки рассады и ухода за ней в течение всего вегетационного периода

-проведение наблюдений за овощными растениями

-работа со справочной литературой


Контрольное задание

2.2 Владение специальным оборудованием и

оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования

и оснащения


Контрольное

задание

2.3 Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий


Контрольное

задание

3.Общеучебные умения и навыки




    1. Учебно - интеллектуальные умения:

      1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы


Анализ, творческие

работы

3.1.2 Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в использовании компьютерными источниками информации


Наблюдение

3.1.3 Умение самостоятельно осуществлять

научно - исследовательскую работу

Самостоятельность в научно – исследовательской работе


Анализ,

наблюдение

    1. Учебно - коммуникативные умения

      1. Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагоги


Наблюдение

3.2.2 Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи информации


Наблюдение

3.2.3 Умение вести полемику, участвовать в

дискуссии

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления,

логика в построении доказательств


Наблюдение

    1. Учебно - организационные умения и навыки

      1. Умения организовывать своё учебное место

Способность самостоятельно готовить своё учебное место и убирать его за собой


Наблюдение

3.3.2 Навыки соблюдения правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям


Наблюдение


2. Мониторинг личностного развития обучающихся в процессе освоения программы

Показатели

Критерии

Кол-во баллов

Методы диагностики

1. Организационно волевые качества




1.1 Терпение

Способность переносить нагрузки в течение определённого времени, преодолевать трудности


Наблюдение

1.2 Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям


Наблюдение

1.3 Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки


Наблюдение

2.Ориентационные качества




2.1 Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям


Анкетирование

2.2 Интерес к занятиям в группе, в объединение

Осознание участие ребёнка в освоении программы


Тестирование

3. Поведенческие качества




3.1.Конфликтность

Способность занять определённую позицию в конфликтной ситуации


Наблюдение, тестирование

3.2 Тип сотрудничества

Умение воспринимать общие дела, как свои собственные


Наблюдение


Критерии оценки: 3 балла – знает недостаточно, 4-7 баллов – знает удовлетворительно, 8-10 баллов - знает хорошо



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!