СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению "Родник Памяти"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы в школе показал, что предмет краеведения должен иметь ступенчатую градацию. Чем раньше мы начнем приобщать ребенка к истории малой Родины, к традиционной национальной культуре, тем больше эффекта мы можем добиться. Но основная проблема сводится к тому, что нет специальных учебников, очень мало литературы о родном крае, учитывая местность проживания. Поэтому возникла необходимость и целесообразность создания программы «Родник памяти», рассчитанной на год обучения и предназначенной для детей в возрасте 11-12 лет, которые интересуются вопросами истории, краеведения, культуры.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению "Родник Памяти"»

МКОУ СОШ №1 им. Героя Советского Союза М.А. Машина г. Лиски, Воронежской области
















дополнительная общеобразовательная программа по краеведению

«Родник памяти»

для обучения детей 11 - 12 летнего возраста

продолжительность освоения 1 год






















Разработчик: Прорешная Оксана Владимировна,

учитель истории и обществознания

Лиски

2023 год



Содержание

Введение с. 3

1. Пояснительная записка с. 4

1.1. Обоснование актуальности программы с. 4

1.2. Цели и задачи общеобразовательной программы. с.5

1.3. Принципы образовательной деятельности. с.7

1.4. Организационно – педагогические условия. с.8

1.5. Ожидаемые результаты. с. 10

2. Учебно – тематическое планирование с. 11

3.Содержание программы. с. 18

4. Диагностические материалы с. 21

4.1. Организация здоровьесберегающей среды на занятиях с.23

5. Список литературы. с.26

5.1. Список рекомендуемой литературы для педагогов. с.26

5.2. Список рекомендуемой литературы для обучающихся. с. 27

























Введение

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. Воспитание патриотизма должно начинаться с изучения своей малой Родины - деревни, города, края, в котором живешь, приобщения к тому трепетному отношению, которое человек испытывает при виде родных мест, при общении с людьми старшего поколения. Всё это включает в себя наука о краеведении, которое великий ученый Д.С.Лихачев назвал «объединяющим началом всех наук».

Школа – отражение и выражение жизни общества. Если общество здорово и правильно устроено, то такова же и школа. Сегодня-день поиска и принятия решений, определяющих день завтрашний. Сегодня-день ответа на вопросы: как быть? Что делать для того, чтобы вернуться к истокам, корням, традициям, культуре своего народа? Как воспитать патриотизм и гражданственность?

В современных условиях развития нашего общества, когда происходят глубокие перемены в жизни России, важно формирование активной жизненной позиции молодого поколения, приобщение его к нравственным, духовным ценностям, возрождение традиций нашей страны. К сожалению, нет универсального рецепта, как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, и который будет ею гордиться.

Поэтому особого внимания заслуживают следующие принципы воспитания:

-благонравие и духовность как основа воспитания;

-патриотизм и любовь к Родине;

- роль семейного воспитания;

-воспитание любви к малой Родине;

- экологическое воспитание;

-воспитание эмоциональности и толерантности;

-воспитание коллективизма.

Русская национальная педагогика учит уважению к старшим, соблюдению принятых традиций народа, трудолюбию, любви к народному фольклору и песням. Сознание и чувство родины не наследуются генетически. Они формируются всем укладом жизни человека.









  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Обоснование актуальности программы

Опыт работы в школе показал, что предмет краеведения должен иметь ступенчатую градацию. Чем раньше мы начнем приобщать ребенка к истории малой Родины, к традиционной национальной культуре, тем больше эффекта мы можем добиться. Но основная проблема сводится к тому, что нет специальных учебников, очень мало литературы о родном крае, учитывая местность проживания. Поэтому возникла необходимость и целесообразность создания программы «Родник памяти», рассчитанной на год обучения и предназначенной для детей в возрасте 11-12 лет, которые интересуются вопросами истории, краеведения, культуры.

Программа опирается на законодательную и нормативную базу, регулирующую деятельность системы дополнительного образования в Российской Федерации:

  • нового Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Минобрнауки России от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 27 ноября 2013 г. № 30468);

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);

  • Региональных рекомендаций к регламентации деятельности образовательных организаций Воронежской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам

  • Устава и локальных актов МКОУ СОШ №1 г. Лиски им. Героя Советского Союза М.А. Машина Воронежской области

Ведущей идеей программы «Родник памяти» является формирование ценностных ориентиров обучающихся, воспитания любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле. Воспитательный аспект акцентируется на формировании активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

Отличительные особенности программы «Родник памяти» заключаются в том, что она интегрированная, разнообразная по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей обучающихся, имеет личностную направленность, нацелена на организацию целостного воспитательного пространства и совместную поисковую деятельность педагога и обучающихся.

Актуальность и новизна предлагаемой программы :

  1. Формирование мировоззренческой, нравственной, социальной, экологической культуры.

  2. Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными этническими группами.

  3. Воспитание патриотизма и гражданственности.

  4. Содержательным стержнем предлагаемой программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России. Ведь справедливы слова: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, города.

  5. Представляется возможность обратиться к «устной истории», источниками которой для обучающихся становятся родные, встречи с интересными людьми.

Программа также направлена на самореализацию личности ребенка, раскрытие его внутреннего потенциала, развитие организаторских способностей, на духовно-нравственное становление личности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

    1. Цели и задачи образовательной программы



Цель: Гражданско – патриотическое воспитание подростков. Развитие творческих способностей обучающихся средствами туристско-краеведческой деятельности в процессе изучения родного края.

Задачи:

1. Обучающие:

- формировать у учащихся общие представления об истории родного края, культуре, о ее богатстве и разнообразии;

- формировать потребности в изучении родного края, его природы, истории, культуры.

- формировать у учащихся умения и навыки культуры общения, жизнеобеспечения.

  1. Воспитательные:

- воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;

- развивать чувство коллективизма и взаимовыручки;

- прививать любовь к природе и историческому наследию,

- воспитывать общую экологическую культуру.

3. Развивающие:

развивать творческую и исполнительскую активность учащихся в процессе освоения краеведческого материала; - развивать потребности к самостоятельному получению знаний, умению преодолевать трудности.

  1. Оздоровительные:

- организовывать активный отдых в рамках учащего процесса (оздоровление на занятиях в условиях природной среды); - сохранение здоровья учащихся.

Цель первого года обучения: Вхождение в краеведение на примере изучения локальной истории и культуры предков, воспитание любви к малой родине, уважение к традициям предков.

Задачи:

- развивать познавательный интерес к истории малой родины, эстетическую культуру;

- учить осознанному восприятию содержания краеведческого материала, приобщать к культурным ценностям;

- воспитывать чувство любви к своему Отечеству, уважительное отношение к культурному наследию;

- воспитывать творческую личность.

Цель второго года обучения:

Воспитание чувства любви и патриотизма к своему Отечеству и ответственности за будущее.

Задачи:

- учить осознанному освоению содержания краеведческого материала, приемам работы с архивом музея, навыкам поисковой деятельности;

- учить поисково-исследовательским способом изучения материала, работать с источниками, архивом, делать презентации;

- развивать познавательный интерес к истории и культуре своих предков, историческое и образное мышление, удовлетворять образовательные потребности, способствовать развитию авторских идей через создание ситуации успеха;

- воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.

1.3. Принципы образовательной деятельности.

Организация педагогического процесса и реализация содержания образовательной программы зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:

Принципы обучения:

личностно — ориентированный (воспитывающего обучения) - предполагает создание условий, обеспечивающих становление личного опыта ребенка, поддержку, развитие его индивидуальности и самобытности. Личность ребенка становится целью всей педагогической системы, а не средством, с помощью которого прежде педагоги реализовывали отчужденные от ребенка абстрактные планы. Вся деятельность ребенка в объединении является частью будущей жизни, где он приобретает определенные навыки и опыт, полноценно проживает определенный возрастной период;

  • научности - в содержание обучения включаются только объективные научные сведения, к тому же отражающие современное состояние и направление спортивно-туристской деятельности;

  • системности и последовательности содержания учебного процесса;

  • доступности и последовательности - предполагает «построение» учебного материала от простого к сложному;

  • принцип связи обучения с практикой — учебный процесс строится так, чтобы

дети могли использовать полученные теоретические знания в решении практических задач, в реальной жизни, умели анализировать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды;

  • наглядности предполагает максимальное включение всех органов чувств ребенка в восприятие и переработку полученной информации;

  • сознательности и активности - если ребенок является субъектом процесса познания, тогда он может достичь высоких результатов обучения;

  • прочности — полученные учащимися знания должны стать частью их сознания, основой поведения и деятельности;

  • принцип результативности — в программе указано, что узнает и чему научится каждый ребенок.

Принципы воспитания:

  • принцип интеграции воспитания с жизнью;

  • принцип игры и игрового тренинга, равноправного духовного контакта, воспитывающих ситуаций, коллективной деятельности;

  • принцип деятельного подхода направлен на действенное познание, активное освоение ребенком опыта поколений;

  • принцип гуманистической ориентации - общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколения образцы, социально-этические нормы

поведения, уважение достоинства и прав человека, доброжелательного отношения;

  • принцип воспитания в коллективе и через коллектив (участие в командных соревнованиях за честь объединения, школы т.д.);

  • принцип физической работы — соответствующей возрасту, укрепление всех групп мышц, оздоровления детского организма.

1.4. Организационно – педагогические условия.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Родник памяти» является модифицированной, имеет общекультурный (ознакомительный) уровень, рассчитана на 1 год обучения, преимущественно для учащихся возрастной группы 11 – 12 лет, 144 часа (4 часа в неделю, 2 занятия по 2 часа).

Главным критерием вхождения ребенка в состав детского объединения является его желание дополнительно заниматься, его интерес к новому виду краеведческой деятельности, желание знать историю родного края.

Занятие состоит из теоретической и практической частей: теоретическая часть занятия проводится в классной аудитории базовой школы, в музее школы, в практику включаются различные виды деятельности: работа с картами, таблицами, архивом, историческими и литературными источниками в библиотеках города, выходы в исторические и культурные музеи города, экскурсии к памятникам и памятным местам, участие в акциях, торжественных мероприятиях, организационно – массовых мероприятиях ДПШ и города и пр.

Педагог имеет возможность, с учетом местных традиций и личных творческих наклонностей, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы. Программа основана на сочетании в каждом занятии, по каждой теме теоретических и практических форм работы таким образом, чтобы они дополняли и обогащали друг друга. При обучении необходимо использовать наглядные материалы: ТСО (в том числе – слайдфильмы, электронные компьютерные презентации, видеофильмы), таблицы, графики, карты и схемы, плакаты, макеты и пр.

Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта детей следует сделать большой упор на групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия, особенно на том этапе обучения, когда начинается специализация и работа над исследовательскими краеведческими работами.

Педагог предполагает использование следующие формы занятий: массовые, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности: познавательный, творческий, проектный, вызывает активность и заинтересованность и даст определенные положительные результаты.

Изучение тем краеведения будет способствовать развитию познавательного интереса, любознательности у школьников к тому, что их окружает, кто их предки, каковы их корни, культура, т.е. к родному краю. Использование широкого спектра методических форм работы и приемов создаст условия для самореализации учащихся:

- беседа, экскурсии;

- практическая работа;

- работа с картой района;

- работа с материалами школьного музейного уголка;

- конкурсы, игры, праздники;

- исследовательская работа;

- конференции;

- интервьюирование;

-встречи с интересными людьми;

-компьютерные презентации и др.

После изучения каждого раздела проводится зачетное занятие в форме представления творческой работы (презентации), игры-викторины, защиты исследовательской работы, анализа выполненного практического задания, устного или письменного мини-зачета и др. В ходе работы объединения будут вноситься изменения, дополнения, корректировки в план реализации программы и в сами занятия тоже.

Формы подведения итогов реализации программы. Отдавать преимущество ак­тивным формам работы, предусматривать организацию краеведческих викторин, экскурсионных поездок, подготовку учащимися докладов, исследовательских работ, разнообразной наглядности (альбомы, рас­кладушки, плакаты), которая пополнит научно-вспомогательный фонд музея, а так же участие кружковцев в различных культурно-массовых мероприятиях, проводимых на базе школьного музея (экскурсии, му­зейные часы, вечера встреч).

1.5. Ожидаемые результаты.

  1. В ходе посещения занятий объединения учащиеся получат возможность подробнее познакомиться с историей города Лиски и окрестных сел, с историей родной школы, с биографиями уважаемых людей.

  2. Научатся общаться, брать интервью, грамотно собирать материал, обрабатывать его, оформлять в виде альбомов, рефератов, стендов.

  3. Приобретут умение публичного выступления.

К концу обучения у учащихся: - сформируется интерес к истории родного края и Родины; - разовьется инициатива и творческий потенциал; - наметится тенденция к сохранению и преумножению традиций по патриотическому воспитанию.

Кроме того, укрепятся связи школы и семьи в вопросах нравственно-патриотического воспитания.

Результатом будет участие в краеведческих конкурсах, написание и защита реферата, исследовательской работы, оформление альбомов, выступление на школьной и городской научно-практической конференции.

2. Учебно – тематическое планирование

п/п

Раздел

Темы и содержание

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение в программу

Вводное занятие. Ознакомление с годовой программой и расписанием занятий. ТБ на занятиях объединения. Ознакомление с содержанием работы объединения на год. Тестирование. Диагностика воспитанности. Обзор специальной литературы

2

1

1

2

Раздел I.

Краеведение - наука о родном крае.



1.Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края.

2.Творческие задания: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае, художественное слово, рисование по теме.

4

2







2

2

2

2










2

3

Раздел II.

Электронный музей – глазами детей

1. Концепция экспозиции электронного школьного музея

Тематико-экспозиционный план и компьютерно-графическое ре­шение экспозиции. Виды электронных экспозиций, экспозиционные приемы. Состав и структура виртуального музейного фонда. Организация фондовой работы. Пути комплектования фондов электронного школьного му­зея.

Практические занятия

Учет, систематизация и описание источников по архивным правилам, создание электронных экспозиций. размещение информации на музейном сайте ( сайте школы)

2.Музейная электронная экспозиция. Принципы и методы построения экспозиции.

Составление тематико-экспозиционного плана. Худо­жественное оформление экспозиций.

Практические занятия

Составление тематико-экспозиционного плана. Изучение и отбор ма­териалов для электронной экспозиции. Создание электронных экспозиций по конкретным темам.

3. Фотография в электронном музее

Основы построения фотографии. Виды съемки

Практические занятия

Фотографирование зданий, улицы, природных и исторических объектов. Портретная съемка.

  1. Военная слава земляков

( Великой Победе посвящается…)

Жители родного края - участники Ве­ликой Отечественной войны и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи.

Практические занятия

Составление картотеки ветеранов и Книги Памяти школы

16

4


































4

























4
















4

8

2





































2

























2
















2

8

2





































2

























2
















2

4

Раздел III.

Топонимика нашего города и района.




-Что такое топонимика.

Знакомство с методикой изучения географических названий. О чем рассказывают названия улиц нашего города. Знакомство с происхождением названий населенных пунктов и географических объектов Лискинского района.

- Обзор газетных публикаций, популярной литературы, энциклопедий, справочной литературы, работа в интернете по поиску объяснения названий объектов.

Практикум:

- Составление дайджеста.

-Написание и защита рефератов по исследуемой проблеме.

- Составление электронной карты с объяснением происхождения названий улиц нашего города.

- Посещение музеев города.

28

4



















2













4

4

6




8

6

3



















0,5













0,5

1

1




0

22

1



















1,5













3,5

3

5




8

5

Раздел IY.

Заселение и хозяйственное освоение нашего района.



-Знакомство с историей заселения и освоения края. Хозяева и их владения.

- Наш район в начале 20-го века. Лискинский район в 20-е – 30-е годы.

- Лиски в годы войны.

- Лискинский район в послевоенный период (40-80-х годах).

- Район в 90-е годы. Район в конце XX начале XXI в.в.

- Встречи с интересными людьми. Практикум:

- Экскурсии по городу, местам боевой славы, в музеи, библиотеки.

- Составление презентаций.

- Обзор книг и публикаций, работа в интернет.


22

2

2

2

2

2

4

4




2

2

10,5

2

2

2

2

2










0,5


11,5
















4

4




1,5

2

6

Раздел Y.

Люди Лискинской.




- Сбор и обработка материалов о почетных и знаменитых гражданах города Лиски ( работа в фондах библиотек; встречи-интервью, беседы; работа с музейными и архивными документами).

- Подготовка рефератов и выступлений.

- Подготовка презентаций.

22

8













8

6

3

1













1

1

19

7













7

5

7

Раздел YI.

Массовая и творческая деятельность


1.Консультативно – экскурсионный час «Музей – книга памяти человеческой» ( старт проекта по созданию электронного школьного музея).

2. Эстафета творческих дел

КТД «Мой край родной –моя история живая».

3. Вечер – портрет» «Гражданин, герой, Лискинец»

4. Конкурс музейных проектов «Наш музей»

14

2










4







2




6


7

2










2







2




1


7













2













5

8

Раздел YII.

Исследовательская деятельность





- Виды исследовательских работ: доклад

(реферат), литературный обзор

- Структура содержания исследовательской работы.

- Общие правила оформления текста научно-исследо­вательской работы. - Требования к докладу

- Культура выступления и веде­ния дискуссии. Психологический аспект готовности к выступлению

- Подготовка исследовательских работ (инд. работа, подгрупповая раб.)

- Краеведческий конкурс исследовательских работ «Золотой летописец»

- Муниципальный этап региональной краеведческой олимпиады

34

2







2




2

2




6




14







2










4

9

1







1




1

1




0




3







0













2

25

1







1




1

1




6




11







2













2

9

Итоговое занятие

Диагностика уровня усвоения программного материала по образовательной программе ( контрольные испытания). Тесты.Диагностика воспитанности.

2

1

1



ИТОГО:

144

47,5

96,5















































3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение Вводное занятие.

Ознакомление с содержанием работы объединения на год (перспектива). Беседа по ТБ. Проведение входящей диагностики. Ознакомление с годовой программой и расписанием занятий. ТБ на занятиях объединения. Тестирование. Диагностика воспитанности. Обзор специальной литературы

I.Краеведение - наука о родном крае.

Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.

II. Электронный музей глазами детей.

1. Концепция экспозиции электронного школьного музея

Тематико-экспозиционный план и компьютерно-графическое ре­шение экспозиции. Виды электронных экспозиций, экспозиционные приемы. Состав и структура виртуального музейного фонда. Организация фондовой работы. Пути комплектования фондов электронного школьного му­зея.

Практические занятия . Учет, систематизация и описание источников по архивным правилам, создание электронных экспозиций. размещение информации на музейном сайте ( сайте школы)

2.Музейная электронная экспозиция. Принципы и методы построения экспозиции.

Составление тематико-экспозиционного плана. Худо­жественное оформление экспозиций.

Практические занятия. Составление тематико-экспозиционного плана. Изучение и отбор ма­териалов для электронной экспозиции. Создание электронных экспозиций по конкретным темам.

3. Фотография в электронном музее

Основы построения фотографии. Виды съемки

Практические занятия Фотографирование зданий, улицы, природных и исторических объектов. Портретная съемка.

4. Военная слава земляков (Великой Победе посвящается…)

Жители родного края - участники Ве­ликой Отечественной войны и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи.

Практические занятия. Составление картотеки ветеранов и Книги Памяти школы

III. Топонимика нашего города и района.

Что такое топонимика. Знакомство с методикой изучения географических названий. О чем рассказывают названия улиц нашего города. Знакомство с происхождением названий населенных пунктов и географических объектов Лискинского района. Обзор газетных публикаций, популярной литературы, энциклопедий, справочной литературы, работа в интернете по поиску объяснения названий объектов. Посещение музеев города.

Практикум:

Составление дайджеста.

Защита рефератов по исследуемой проблеме.

Составление электронной карты с объяснением происхождения названий улиц нашего города.

IY. Заселение и хозяйственное освоение нашего района.

Знакомство с историей заселения и освоения края.

Хозяева и их владения. Наш район в начале 20-го века. Лискинский район в 20-е – 30-е годы. Лиски в годы войны. Лискинский район в 40-60-е годы. Район в 70-80-х годах. Район в 90-е годы. Район в конце XX начале XXI в.в. Обзор книг и публикаций, работа в интернет. Встречи с интересными людьми. Практикум:

Экскурсии по городу, местам боевой славы, в музеи, библиотеки.

Сбор и накопление материалов в кабинете географии.

Составление презентаций.

V. Люди земли Лискинской.

Сбор материалов о почетных и знаменитых гражданах города Лиски. Подготовка рефератов и выступлений. Подготовка презентаций.

VI. Массовая и творческая деятельность

Участие в организационно – массовых мероприятиях МКОУ СОШ №1:

Консультативно – экскурсионный час «Музей – книга памяти человеческой».

Эстафета творческих дел (КТД) «Мой край родной – моя история живая».

Вечер – портрет» «Гражданин, герой, лискинец» (к годовщине со дня освобождения от оккупации)

Конкурс музейных проектов «Наш музей»

YII.Исследовательская деятельность

- Виды исследовательских работ: доклад (реферат), литературный обзор

- Структура содержания исследовательской работы.

- Общие правила оформления текста научно-исследо­вательской работы

- Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу

- Культура выступления и веде­ния дискуссии

- Подготовка исследовательских работ ( инд. работа)

- Краеведческая конференция в городском музее

- Областная Краеведческая конференция .

Итоговое занятие

Диагностика уровня усвоения программного материала по образовательной программе (контрольные испытания). Тесты. Диагностика воспитанности.

























4. Диагностические материалы

Способы определения результативности.

  • Мониторинг образовательной деятельности.

Для отслеживания результативности и успешности учащихся в детском объединении педагогом используется ряд диагностических методик, на основе которых осуществляется педагогический мониторинг. Наиболее часто применяемыми и эффективными являются методы:

1.педагогическое наблюдение; 2.педагогический анализ:

  • Участие учащихся в различных мероприятиях: конкурсно - игровых программах, конференциях, мастер-классах и творческих педагогических мастерских.

  • Конкурсах учрежденческого, регионального, Всероссийского уровня (очные, заочные, дистанционные)

  • Анкетирование

  • Тестирование

  • Опрос;

  • Активность учащихся на занятиях.

К мониторингу образовательной деятельности учащихся можно отнести ведение детских «Портфолио достижений», в которых отражается вся активная литературно - краеведческая деятельность каждого учащегося. Портфолио может являться как самостоятельным документом, так и составной частью (отдельным разделом) портфолио детского объединения. «Портфолио достижений» является творческим дневником, который наполняется грамотами, дипломами, фотографиями с различных мероприятий детского объединения, записями личных впечатлений от участия в делах объединения и другой информацией.

Мониторинг образовательной деятельности педагогом проводится регулярно с периодичностью 1 раз в полугодие, целью которого является анализ усвоения программного материала каждым учащимся. Педагогом заполняется «Диагностическая карта» и проводится краткий анализ деятельности ДО за полугодие.

  • Контроль. Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. Механизм контроля в учебном процессе играет значительную роль в познавательной деятельности учащихся. Система проверки их знаний и умений - органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля. Для выяснения роли контроля в процессе обучения краеведческой деятельности рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.

Однако стоит отметить, что контроль как учебное действие осуществляется педагогом не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных и творческих операции и действий, их соответствия существу и содержанию (принципам, законам, правилам) изучаемой нормы, служащей ориентировочной основой для правильного принятия учебной задачи. Контроль - это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога направлен как на деятельность учащегося, так и на контроль взаимодействия учащихся и самого педагога.

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

При индивидуальном контроле каждый учащийся получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

При групповом контроле группа временно делится на 2-3 группы и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения творческих задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий. При фронтальном контроле задания предлагаются всей группе. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала.

Контроль на всех этапах обучения является необходимым для полноценной реализации данной общеобразовательной программы. Для оценки уровня усвоения программы «Литературное краеведение» используются три основных вида контроля:

текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью учащегося в процессе занятий; направлен на освоение учебного материала по теме, учебной единице программы.

промежуточный (или рубежный) - различные формы краеведческих мероприятий, конкурсные краеведческие викторины, занятия-зачеты, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого учащегося, раскрытием его творческих и литературно - краеведческих устремлений. Проводится такой вид контроля по окончании изученной темы (раздела), также с целью коррекции и ликвидации пробелов. Методами такого контроля являются повторные тесты, индивидуальные консультации.

итоговый – подготовка и участие в краеведческих конференциях учрежденческого и муниципального уровня, мастер-классы, являются одной из форм итогового контроля. Это контроль выполнения поставленных задач на год, методом которого является представление продукта на разных уровнях и позволяющим контролировать развитие способностей каждого учащегося детского объединения.

Отдельным видом контроля можно выделить начальный или входной контроль, целью которого является определение уровня развития учащихся, их познавательной активности, творческих способностей, задатков, общего кругозора и пр. Методами его проведения являются тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение и различные активные и интерактивные игровые формы.

Нетрадиционные виды контроля.

За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса, которые представляют несомненный интерес. На занятиях детского объединения возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, тем более, что решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память и расширять общий кругозор учащихся.

4.1. Организация здоровьесберегающей среды на занятиях объединения

Нормативно-правовой базой для обеспечения здоровья детей являются:

  • Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.

  • Федеральный закон №38 –ФЗ от 30.03.1995. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ – инфекции)».

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2 2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;

  • СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям  обучения в ОУ»

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Основная задача при организации образовательного процесса состоит в обеспечении качества образовательной среды для сохранения и развития здоровья обучающихся. Следовательно, педагог должен соблюдать технику безопасности по охране труда при проведении занятий с учащимися:

При работе педагог обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленный режим труда и отдыха. Количество учебных занятий в группах в неделю должно соответствовать расписанию занятий.

Продолжительность 1 занятия в группах должна составлять 40 - 45 минут. Перерыв между занятиями должен быть не менее 10 - 15 мин.

1.2. Педагог должен знать и выполнять:

- инструкцию и правила по охране жизни, здоровья воспитанников:

- санитарные нормы, правила, устройства содержания помещений дополнительного образования образовательного учреждения (в помещении должна быть своевременно произведена влажная уборка, не проводить в перерывах между занятиями сквозное проветривание помещений в присутствии воспитанников. Запрещается проветривание путем открывания полностью окон, проветривание проводить только через фрамугу);

- правила пожарной безопасности, знать план эвакуации воспитанников на случай пожара, знать места расположения первичных средств пожаротушения;

- инструкцию по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим.

1.3. При проведении занятий педагог должен соблюдать расписание занятий.

1.4. В кабинете должна находиться медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи.

1.5. Педагог обязан выполнять требования личной гигиены, содержать в чистоте и порядке рабочее место.

1.6. При организации образовательного процесса не допускать воздействие на воспитанников следующих опасных и вредных факторов: нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости; нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности.

  7. Не допускать использование неисправных технических средств обучения и длительную работу с ними (ПК).       1.8. При работе с воспитанниками необходимо использовать демонстрационный и раздаточный учебный материал, соответствующий санитарно-гигиеническим, дидактическим, эстетическим требованиям.

Факторы образовательной среды, значимые для сохранения здоровья:

  • организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерывов);

  • санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота, достаточная освещенность, правильное цветовое решение кабинета, низкий уровень шума);

  • психологический фон занятий (доброжелательность, мудрость педагога, демократический стиль общения);

  • методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;

  • компетентность педагога в вопросах здоровья и здорового образа жизни;

  • достаточно высокий уровень культуры здоровья учающихся, их грамотность в вопросах здоровья;

  • достаточное количество времени, отведенное на двигательную активность учащихся (с учетом их возрастной динамики).

Ожидаемый результат: Предупреждение перегрузки учащихся в учебном процессе и ухудшения их здоровья: физического, психического, социального и нравственного.







5. Список литературы

5.1. Список литературы для педагога

  1. Активисты школьного музея. Программы для системы дополнительного образования детей, М. ФЦДЮТиК, МосгорСЮТур 2008

  2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. «Феникс», Ростов—на—Дону, 1999. с.416

  3. Воспитание и развитие личности в обновляющейся системе образования, Материалы к научно – практической конференции. Выпуск 1, Ростов-на-Дону, 1993.

  4. Духовные ценности региональной и национально – этнической культуры – завет предков потомкам», Дом детского творчества, 2009.

  5. Исследовательская деятельность учащихся по краеведению. Сост. П.В.романченко, Н.Н.Ткаченко, Е.И.ткаченко., Ростов-на-Дону, 2005.

  6. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей. Ростов-на-Дону, 2009.

  7. Особенности обучения и воспитания детей с опережающим развитием. № 1, 2008.

  8. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Сост. С.Г. Щербакова, Изд.-торговый дом «Корифей», 2007.

  9. «Развитие исследовательской деятельности учащихся» - Москва «Народное образование», 2001 г.

  10. Региональные программы Донской средней общеобразовательной школы. Выпуск 1, Ростов-на-Донк, 1993.

  11. Селюнин В.А. Юг России в войне 1941-1945 гг.Ростов н/Д. 1995.

  12. Материалы городского Архива, музея при "Доме пионеров", РДК.

  13. Фролов Ю.В. Профессиональный стандарт педагога с точки зрения компетентностного подхода. Источник: http://www.zam.resobr.ru





5.2. Список литературы для детей

1. Донская история в вопросах и ответах Е.И. Дулнмова, С.А. Кислицына в 2-х томах. Ростов н/Д 1999.

2. Донское казачество в гражданской войне (1918-1920 г) Ростов н/Д. 1992.

3. История донского казачества. А.В. Венков. Ростов н/Д.2001.

4. История Донского края с древнейших времен до конца 16 века О.Г.
Веряскина. Ростов н/Д 2005

5. История Донского края. 17-19 века. Н.В. Самарина. Ростов н/Д. 2004.

6. История Донского края 20 века, С.А. Кислицын И.Г. Кислицыиа.
Ростов н/Д. Л 004.

7. История Дона и Северного Кавказа. С древнейших времен до 1917 года.
Л.И. Нарежного, Н.В. Самариной Ростов н/Д.2001.

8. Незабываемые годы. Малахаткин П.И. г.Сальск. 2000.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!