СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа «Традиционная народная кукла»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа содействует эстетическому, нравственному, патриотическому, этнокультурному воспитанию детей путем приобщения к народному творчеству, сохранению культурного наследия народов Российской Федерации.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа «Традиционная народная кукла»»

Администрация Купинского района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№105 КУПИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ



Рассмотрена на заседании

педагогического(методического)

совета « »_______________2022г.

протокол№___________




УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУСОШ№105

Купинского р-на

__________________________Екимова Т.Д.













ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Художественной направленности

«Традиционная народная кукла»

Уровень программы: стартовая.

Возраст обучающихся: 8-11 лет.

Срок реализации: 1 год.










Авторы составители:

Семыкина Ирина Павловна

учитель нач.классов высшей категории,

педагог доп.образования

Оноприенко Ольга Григорьевна

учитель нач.классов высшей категории,

педагог доп.образования






Купино, 2022

Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом (методическом) совете учреждения


Зам.директор по УВР /_____________________/ /__________________________/

подпись Ф.И.О.



«_______»________________________2022г.













































Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы

    1. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами


  • Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Традиционная народная кукла» имеет художественную направленность. Программа способствует формированию нравственной и творческой личности через освоение способов изготовления традиционной народной игрушки. В ходе реализации программы обучающиеся знакомятся с бытом крестьян, календарными и христианскими праздниками, в которых были задействованы тряпичные куклы, с их историей, традициями, обрядами, фольклором. Знакомятся с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки; приобретают основные знания, умения, практические навыки при изготовлении народных кукол.


  • Актуальность программы

Программа «Традиционная народная кукла» разработана с учётом Концепции развития дополнительного образования. Программа содействует эстетическому, нравственному, патриотическому, этнокультурному воспитанию детей путем приобщения к народному творчеству, сохранению культурного наследия народов Российской Федерации.

Вместе с тем, актуальность программы обусловлена детским и родительским спросом. По результатам анализа востребованности программ дополнительного образования МБОУ СОШ №105 Купинского района в 2021-2022 учебном году, программа «Традиционная народная кукла» признана популярной среди обучающихся начальной школы.


  • Отличительные особенности, новизна

Программа разработана на основе изучения и анализа программ,методических и практических разработок по декоративно-прикладному творчеству различных авторов, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области дополнительного образования авторов-составителей программы.

К отличительным особенностям программы относятся:

1. Вариативность позволяет проводить обучение в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять занятия новыми приемами практического исполнения, вводить новинки декоративно-прикладного искусства, используя опыт лучших мастеров-кукольников, что делает творчество детей модным и современным.

2. Программа включает в себя элементы разных видов декоративно-прикладного творчества в изготовлении народной куклы:декорирование предметов одежды бисером, аппликацией; изготовление украшений из бисера; создание прически с помощью нитки и иголки, знакомство с несколькими вариантами причесок.

Новизна программы заключается в форме проведения занятий. Занятия проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием. Занятие выстроено в форме мастер-класса, это позволяет эффективно использовать время. Педагог показывает технологию изготовления куклы, сопровождая процесс рассказами об истории создания куклы, связанными с ней традициями, обрядами, активно использует фольклор.

Педагогическая целесообразностьпрограммы заключается в том, что пробуждается интерес к декоративно-прикладному искусству, приобретаются теоретические знания и практические навыки работы с различными материалами в различных техниках рукоделия.Воспитывается художественно-эстетический вкус, развивается творческая активность, формируется всесторонне-развитая личность.Занятия способствуют пробуждению интереса и любви к истокам славянской культуры через изучение истории народной куклы.У детей формируются социально-значимые знания, умения и навыки. Оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное воздействие, которое способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности.


  • Целевая аудитория

Программа адресована детям от 8 до 11 лет.

Дети этого возраста чрезвычайно любознательны. Поощряя любознательность, сообщая новые знания, они легко вовлекаются в различные виды деятельности. А младший школьный возраст - это благоприятный период для развития творческих задатков и способностей. В этом возрасте ребенок склонен к фантазиям и воображениям, дети могут создавать свои уникальные работы.

Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со средой, под влиянием обучения и воспитания. Педагог излагает новый материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. В ходе усвоения детьми содержания программы учитываются темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности.


  • Объем программы, срок освоения

Объем программы-68 часов.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Срок обучения по программе –01.09.2022 г. – 31.05.2023 г.


  • Форма обученияочная.


  • Уровень программы – стартовый.

Обучение предполагает знакомство обучающихся с историей текстильных кукол, их видами и значением, техниками и основными приемами работы с тканью.


  • Особенности организации образовательного процесса

Программа «Традиционная народная кукла» реализуется по традиционной модели: последовательное освоение содержания от простого к сложному в течение одного года. Предусматривается возможность дистанционного обучения в случае распространения короновирусной инфекции.

Занятия проводятся по группам. Группы формируются из обучающихся младшего школьного возраста. Состав группы не более 10 человек.


  • Режим занятий

Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 15 мин.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Общее количество часов в неделю – 2 часа.


    1. Цели и задачи программы

  • Цель программы формирование и развитие творческихспособностей через освоение способов изготовления традиционной народной игрушки.

  • Задачи:

Предметные:

  • познакомить обучающихся с бытом крестьян, календарными и христианскими праздниками, в которых были задействованы тряпичные куклы, с их историей, традициями, обрядами, фольклором;

  • познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;

  • научить скреплять ткань узелками, работать с иголкой, познакомить со сметочным швом;

  • освоить техники изготовления народных кукол.


Метапредметные:

  • формировать мотивации к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • развивать творческого мышления, внимания, творческого воображения и фантазии;

  • формировать культуры и навыков общения и взаимодействия сосверстниками в коллективе;


Личностные:

  • формировать устойчивый интерес в изучении истории своей Родины, народной культуры, философии, традиций и обычаев;

  • воспитывать уважения к обычаям нашего народа;

  • формировать ценностное отношение к труду, трудолюбие, целеустремленность в процессе освоения технологических основ изготовления русской народной куклы;

  • формироватьинтерес к народно-прикладному творчеству.



    1. Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Русская народная кукла: история появления, особенности изготовления и виды народных кукол

1

1


Входной контроль. Собеседование.

2.

Технология обработки ткани. Технология шитья.

2

0,5

1,5

Опрос

Практическая работа

Просмотр работ

3.

Основы цветоведения.

2

1

1

Опрос

Практическая работа

Просмотр работ

4.

Народная кукла.

45

11

34


4.1

Веревочные куклы.

12

3

9

Практическая работа.

4.2

Куклы – закрутки.

12

3

9

Практическая работа.

4.3

Куклы – обереги. Куклы – закрутки.

9

3

6

Комплексная работа.

4.4

Кукла «Столбушка»

12

2

10

Практическая работа.

5.

Обрядовая кукла.

17

4

13


5.1

«Мартинички». Обряд закликания весны

2

0,5

1,5

Практическая работа.

5.2

Свободное творчество.

2

0,5

1,5

Практическая работа.

5.3

Свадебная кукла «Неразлучники»

4

0,5

3,5

Практическая работа.

5.4

Кукла «Масленица»

2

0,5

1,5

Практическая работа.

5.5

Кукла «Коляда»

2

0,5

1,5

Практическая работа.

5.6

Мастерская кукол. Кукла «Птичка».

5

1,5

3,5

Итоговая аттестация: комплексная работа.

6.

Итоговое занятие.

1

1


Выставка.


Итого

68

18.5

49,5



Содержание учебного плана.

Раздел №1. Вводное занятие.

Тема №1 Русская народная кукла: история появления, особенности изготовления и виды народных кукол.

Теория: Знакомство с планом работы. Русская народная кукла: история появления, особенности изготовления и виды народных кукол

Практика: Анкетирование.

Раздел № 2. Технология обработки ткани.

Тема № 1. Технология обработки ткани. Технология шитья.

Теория: Виды ткани. Основные ручные швы.

Практика: Определение вида ткани. Выполнение образцов швов.

Раздел № 3. Основы цветовидения.

Тема № 1. Основы цветовидения.

Теория: Цветовой круг. Основные и составные цвета.

Практика: Упражнения на подбор цветовых сочетаний.

Раздел № 4. Народная кукла.

Тема № 1. Веревочные куклы.

Теория: Назначение и применение. Технология изготовления.

Практика: Выполнение куклы. Оформление куклы.

Тема № 2. Куклы – закрутки.

Теория: Назначение и применение. Технология изготовления.

Практика: Выполнение куклы. Оформление куклы.

Тема № 3. Куклы – обереги. Куклы – закрутки.

Теория: Назначение и применение. Технология изготовления. Материалы.

Практика: Выполнение куклы. Оформление куклы.

Тема № 4. Кукла «Столбушка».

Теория: Назначение и применение. Технология изготовления. Материалы.

Практика: Выполнение куклы. Оформление куклы.

Раздел № 5. Обрядовая кукла.

Тема № 1. «Мартинички». Обряд закликания весны

Теория: Виды кукол. Назначение и применение. Технология изготовления.

Практика:  Выбор основы. Раскрой ткани. Выполнение основы. Отделка тканью. Изготовление верхней части. Пошив и украшение юбки. Декорирование работы.

Тема № 2. Свободное творчество.

Теория: Виды кукол. Технология изготовления.

Практика: Раскрой ткани. Смётывание деталей одежды. Соединение. Прическа. Оформление.

Тема № 3. Свадебная кукла «Неразлучники».

Теория: Виды кукол. Назначение и применение. Технология изготовления.

Практика:  Выбор основы. Раскрой ткани. Рассказ о предназначении куклы,оспособе её выполнения, изготовление куклы в три этапа.

1. Изготовление центральной общей руки;

2. Изготовление куклы жены(слева) способом скрутки лоскута ткани. Соединить детали крестовой намоткой, сделать юбку, надеть фартук, платок;

3.Изготовление куклы мужа(справа) способом скрутки лоскута ткани. Соединить детали крестовой намоткой, одеть рубаху и шапку, закрепить концы штанов.

Тема № 4. Кукла «Масленица».

Теория: Назначение и применение. Технология изготовления.

Практика: Выполнение куклы. Оформление куклы.

Тема № 5. Кукла «Коляда»

Назначение и применение. Технология изготовления. Материалы.

Практика: Выполнение куклы. Оформление куклы.

Тема № 6. Мастерская кукол. Кукла «Птичка».

Теория: Закрепление терминологии. Работа по инструкционной карте.

Практика: Выполнение куклы по инструкционной карте. Оформление куклы.

Раздел № 6. Итоговый.

Тема № 1.Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов за год.

Практика: Оформление выставки.


    1. Планируемые результаты


Предметные:

  • обучающихся познакомятся с бытом крестьян, календарными и христианскими праздниками, в которых были задействованы тряпичные куклы, с их историей, традициями, обрядами, фольклором;

  • познакомятся с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;

  • научатся скреплять ткань узелками, работать с иголкой, познакомятся со сметочным швом;

  • освоят техники изготовления народных кукол.


Метапредметные:

  • сформирована мотивации к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • развиты творческое мышление, внимание, творческое воображение и фантазия;

  • сформирована культура и навыки общения и взаимодействия со сверстниками в коллективе.


Личностные:

  • сформирован устойчивый интерес в изучении истории своей Родины, народной культуры, философии, традиций и обычаев;

  • воспитано уважение к обычаям нашего народа;

  • сформировано ценностное отношение к труду, трудолюбие, целеустремленность в процессе освоения технологических основ изготовления русской народной куклы;

  • сформированинтерес к народно-прикладному творчеству.



Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий


    1. Календарный учебный график

Год обучения (уровень)

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год обучения (стартовый)

01 сентября 2022 г.

31 мая 2023г.

34

68

68


2 раза в нед. по 2 часу (40 мин)

Периодичность и продолжительность занятий:

вторник

12.50-13.30

пятница

12.50-13.30


    1. Условия реализации программы

  • Материально-техническое обеспечение

Кабинет для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

  • Оборудование:

  • шкафы для хранения методического материала;

  • стол для педагога;

  • столы для обучающихся;

  • ноутбук;

  • экран;

  • проектор.

  • Инструменты и расходные материалы:

  • ножницы;

  • иглы;

  • цветные булавки с большими головками;

  • клей ПВА, силиконовый.

  • клеевой пистолет

  • нитки (хлопковые, ирис, акриловые, шерстяные);

  • джутовая веревка;

  • ткань хлопчатобумажная белая;

  • ткань хлопчатобумажная цветная (разнообразной фактуры и рисунка); -ткани смесовые (разнообразной фактуры и рисунка);

  • ткань льняная двунитка;

  • ленты, кружево, тесьма;

  • бисер, бусины.

  • Методический материал:

  • образцы готовых изделий;

  • рисунки, фотографии, иллюстрации;

  • конспекты занятий;

  • схемы изготовления;

  • рекомендации по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в УДО;

  • ребусы, кроссворды;

  • анкеты, тесты;

  • диагностические карты.

  • Информационное обеспечение

  • CD презентации к программе «Народная кукла», Азанова С.И.

  • DVD «Делаем сами. Русская тряпичная кукла» Т.В. Завелишко 

  • МП4 «Народные куклы»

  • ИКТ и Интернет-технологии

  • Кадровое обеспечение:

  • педагог дополнительного образованияСемыкина Ирина Павловна, учитель начальных классов высшей категории, стаж работы 36 лет.

  • педагог дополнительного образования Оноприенко Ольга Григорьевна, учитель начальных классов высшей категории, стаж работы 25 лет.


    1. Формы аттестации:

Текущий контрольвключает следующие формы аттестации: наблюдение за деятельностью ребенка, контроль практических и творческих работ, самостоятельность выполнения работ, само- и взаимоконтроль.

Промежуточная аттестация проводится в форме отчётной выставки детского творчества.

Критерии отбора работ:

аккуратность исполнения;

соблюдение технологии;

творческий подход к работе.

Кроме этого, в течение годаобучающиеся участвуют в выставках и конкурсах по профилю обучения, где происходит оценка их деятельности общественностью и специалистами.


2.4 Оценочные материалы в программе представлены перечнем используемых диагностик, которые позволяют определить достижение обучающимися планируемых результатов. Контроль проводится в форме наблюдения, опроса, выставок, выполнения практических заданий. Списки вопросов для устных опросов, критерии оценивания работ представлены в приложении к программе.


    1. Методические материалы

Занятия проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием. Занятие выстроено в форме мастер-класса. Педагог одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы.

Для реализации программы используются различные формы и методы обучения: это рассказ, беседа, практические упражнения. В обучение используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождается учебной демонстрацией, а целью практических упражнений является применение теоретических знаний, обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому, эстетическому воспитанию, творческой активности, развивает художественный вкус и формирует интерес к декоративно-прикладному творчеству. Занятия декоративно-прикладным искусством позволяют более активно использовать возможность создавать своими руками уникальные произведения, которые подчеркнут индивидуальность и помогут с пользой реализовать свой творческий потенциал.

Активно используются здоровье-сберегающие технологии, личностно-ориентированного обучения, технологии игрового обучения, технология создания художественного образа, технология мастерской.


Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов:

• Куклы различных видов и размеров;

• Иллюстрации, фотоматериалы;

• Видеозаписи;

• Дидактические пособия (тесты, задания для опросов);

• Чертежи и выкройки.


Методические материалы

№ п/ п

Название раздела, темы

Материально- техническое оснащение, дидактико-методический материал

Формы, методы, приемы обучения. Педагогические технологии

Формы учебного занятия

Формы контроля/ аттестации

1

Вводное занятие.



Видеоматериалы, иллюстрации, куклы

Групповая форма обучения. Словесные и наглядные методы обучения. Показ видеоматериалов и иллюстраций, образцов кукол

беседа

Опрос, презентация

2

Технология обработки ткани.

Видеоматериалы, иллюстрации, куклы

Коллективно-групповые методы обучения. Индивидуально – фронтальные методы

рассказ, объяснение практические упражнения.

Опрос

Практическая работа

Просмотр работ

3

Основы цветоведения.

Видеоматериалы, иллюстрации, куклы

Коллективно-групповые методы обучения. Индивидуально – фронтальные методы

рассказ, объяснение практические упражнения.

Опрос

Практическая работа

Просмотр работ

4

Народная кукла.

Видеоматериалы, иллюстрации, куклы

Коллективно-групповые методы обучения. Индивидуально – фронтальные методы

рассказ, объяснение практические упражнения.

Просмотр, выставка, конкурс

5

Обрядовая кукла.

Видеоматериалы, иллюстрации, куклы

Коллективно-групповые методы обучения. Индивидуально – фронтальные методы

рассказ, объяснение практические упражнения.

Просмотр, выставка, конкурс

6

Итоговое занятие.

Видеоматериалы, иллюстрации, куклы

Коллективно-групповые методы обучения. Индивидуально – фронтальные методы

Тестирование, практические упражнения.

итоговая аттестация



    1. Рабочая программа воспитания

Цель воспитанияпрограммы «Традиционная народная кукла»: развитие личности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и нормповедениявинтересахчеловека,семьи,обществаигосударства,формированиеуобучающихсячувствапатриотизма,гражданственности,уважениякпамятизащитниковОтечестваиподвигамГероевОтечества,закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимногоуважения,бережногоотношенияккультурномунаследиюитрадицияммногонационального народа Российской Федерации, природе и окружающейсреде.

Задачивоспитания:

  • усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей,традиций, которые выработало российское общество (социально значимыхзнаний);

  • формирование и развитие личностных отношений к нормам,ценностям,традициям(ихосвоение,принятие);

  • приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний.

Воспитательнаядеятельностьпланируетсяиосуществляетсянаосновекультурно-исторического,системно-деятельностного,личностно-ориентированного подходов и с учѐтом принципов воспитания:гуманистическойнаправленностивоспитания,совместнойдеятельностидетейивзрослых,следованиянравственномупримеру,безопаснойжизнедеятельности,инклюзивности, возрастосообразности.

Рабочая программа воспитания предназначена для всех групп обучающихся, а также их родителей (законных представителей) детского объединения «Традиционная народная кукла» в возрасте 8-11 лет.

Данная программа воспитания рассчитана на один учебный год.

Программареализуетсявединствеучебнойивоспитательнойдеятельности общеобразовательной организации по основным направлениямвоспитания:

      • гражданскоевоспитание,

      • патриотическое воспитание,

      • духовно-нравственноевоспитание,

      • эстетическоевоспитание,

      • физическоевоспитание,формированиекультурыздоровогообраза жизни и эмоционального благополучия,

      • трудовое воспитание,

      • экологическоевоспитание,

      • ценностинаучногопознания.

Направления, формы и содержание деятельности

Формы работы с обучающимися и их родителями (законными представителями) - индивидуальные и групповые.

Воспитание на занятиях дополнительногообразованияпреимущественноосуществляетсячерез:

  • вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

  • формированиедетско-взрослыхобщностей,которыемоглибыобъединятьдетейипедагоговобщимипозитивнымиэмоциямиидоверительнымиотношениямидругкдругу;

  • созданиевдетском объединениитрадиций,задающихихчленамопределенныесоциально значимые формыповедения;

  • поддержкувдетскомобъединениишкольниковсярковыраженнойлидерскойпозициейиустановкойнасохранениеиподдержаниенакопленных социальнозначимых традиций;

  • поощрениепедагогамидетскихинициативидетскогосамоуправления.


Планируемые результаты и формы их проявления:

  • усвоены нормы поведения, духовно-нравственные ценности, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

  • сформированы и развиты личностные отношения к нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

  • приобретены соответствующие нормам, ценностям, традициям социокультурный опыт поведения, общения, межличностные и социальные отношения;

  • активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявляют положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • оказывают помощь членам коллектива, находят с ними общий язык и общие интересы.


Календарный план воспитательной работы на 2022-2023 уч. год

объединения «Традиционная народная кукла»

№ п/п

Название мероприятия, события

Форма проведения

Сроки

1

Модуль «Учебное занятие»


Участие в творческих конкурсах, выставках, фестивали, олимпиады и т.д. различного уровня

участие в конкурсах

В течение года

2

Модуль «Общешкольные дела и воспитательная среда»


День открытых дверей «Мы вам рады» в объединении

игра, обсуждение

сентябрь


Международный день мира

игра

сентябрь


День неизвестного солдата

просмотр фильма, обсуждение

декабрь


День полного снятия блокады Ленинграда

Участие в акции «Хлеб блокадного Ленинграда»

январь


День защитников Отечества

поздравления

февраль


Международный женский день

поздравления

март


Всемирный день Земли

просмотр фильма, фотосессия, обсуждение

март


День космонавтики

игра

апрель


День Победы

участие в акциях,

май

3

Модуль «Работа с родителями


Организационное родительское собрание

родительское собрание

сентябрь


Индивидуальные консультации для родителей

консультирование

в течение года


Открытые занятия для родителей

открытое занятие

декабрь, апрель


Итоговое родительское собрание

родительское собрание

май

4

Модуль «Профилактика»


Первичный инструктаж по ТБ, правилам пожарной безопасности, поведению на дорогах, поведению при угрозе ЧС и теракта

инструктаж

сентябрь


Проведение учений по эвакуации при ЧС

ситуационно-ролевая игра

октябрь


Повторный инструктаж по ТБ, правилам пожарной безопасности, поведению на дорогах, поведению при угрозе ЧС и теракта

инструктаж

январь


Проведение бесед по информационной безопасности в сети

инструктаж

февраль


Проведение бесед о здоровом образе жизни

беседа

апрель


Проведение бесед по правилам поведения на дорогах, в общественных местах в летнее время, по правилам поведения у водоемов

беседа

май


Список литературы

Для педагогов:

Нормативные документы

  1. Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 с изм.
    01.07.2020);

  2. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 «О
    национальных целях развития РФ на период до 2030 года»;

  3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
    утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
    традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

  4. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
    Российской Федерации» (далее – ФЗ-273);

  5. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
    гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  6. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

  7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
    года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678) (далее -
    Концепция);

  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
    от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
    "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
    обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

  9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
    от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
    1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
    безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму
    работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
    молодежи»);

  10. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка"
    (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту
    «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);

  11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
    03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
    систем дополнительного образования детей» (далее- Целевая модель);

  12. Устав МБОУ СОШ №105 Купинского района Новосибирской области.


-литература, использованная при составлении программы:

1. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (включая разноуровневые и модульные): методические рекомендации по разработке и реализации. – 3-е изд., изм. и дополн. – Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2023. – 78 с.

2. И.Зимина «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 2000.


Для детей:

1. Е.Берстенева, Н.Догаева. «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М. «Белый город».

2. «Делаем куклы». – М. Издательство «Ниола-прес», 2006 год



























Приложение 1

Оценочные материалы по программе «Традиционная народная кукла»

Текущий контроль.

Методическое обеспечение: Тест «Я знаю»; презентация «Куклы – обереги».

Материально – техническое обеспечение: компьютер.

На каждого обучающегося: ткань, нитки, ножницы, фурнитура.

Теоретическая часть: оценивается педагогом на занятии с помощью теста «Я знаю» по пройденным темам программы. Педагог раздает каждому обучающемуся тест. Объясняет правила выполнения работы. Обучающиеся выполняют тест, подписывают и сдают педагогу.

Критерии оценивания:

- Знает историю куклы;

- Знает название и назначение материалов и инструментов;

- Знает название и назначение кукол;

- Знает правила безопасности труда и личной гигиены;

- Знает виды изученных швов.

Шкала оценивания:

правильный ответ - 2 балла; неправильный ответ – 0 баллов

Результат отслеживается по уровням:

От 1 до 9 – минимальный; от 10 до 15 – средний; от 16 до 20 – максимальный

Практическая часть: Оценивается педагогом при выполнении практической работы «Кукла - оберег». Обучающийся самостоятельно выполняет работу, используя инструкционную карту.

Критерии оценивания:

1. Умеет пользоваться инструкционными картами;

2. Умеет пользоваться инструментами для работы;

3. Умеет начать и закончить работу;

4. Умеет экономно использовать материалы;

5. Умеет эстетично оформить работу;

Шкала оценивания:

У ребёнка критерий сформирован полностью – 6 баллов

У ребёнка критерий сформирован частично – 5 баллов

У ребёнка наблюдается критерий в единичном случае – 3 балла

Результат отслеживается по уровням:

От 1 до 14 – минимальный; от 15 до 25 – средний; от 25 до 30 – максимальный

Общеучебные навыки и умения: оцениваются педагогом в процессе защиты работы. Каждый обучающийся рассказывает о том, как выполнял работу, какие инструменты и материалы использовал, правила техники безопасности, какие трудности испытывал при выполнении, дает самооценку своей работе.

Критерии оценивания:

1. Умеет подбирать и анализировать литературу;

2. Умеет пользоваться компьютерными источниками информации;

3. Умеет осуществлять учебно-исследовательскую работу;

4. Умеет слушать и слышать педагога;

5. Умеет выступать перед аудиторией;

6. Умеет вести полемику, участвовать в дискуссии;

7. Умеет организовать свое рабочее место;

8. Соблюдает правила техники безопасности;

9. Умеет аккуратно выполнять работу.

Шкала оценивания:

У обучающегося критерий сформирован полностью – 10 баллов

У обучающегося критерий сформирован частично – 8 баллов

У обучающегося наблюдается критерий в единичном случае – 5 баллов

Результат оценивается по уровням:

Максимальный уровень – 71 – 90 баллов

Средний уровень – 45 – 70 баллов

Минимальный уровень – 1 – 44 балла


Тест «Я знаю»

Тестовые задания: «Ручные швы»

Отметьте знаком «+» все правильные ответы (один или несколько).

  1. Установите соответствие между термином и его определением. Напишите возле цифры, из левого столбца соответствующую ей букву из правого столбца.


Термин

Значение термина

1. Шов

а) последовательный ряд стежков

2. Стежок

б) расстояние между двумя проколами иглы

3. Строчка

в) последовательность стежков, выполненных для соединения деталей изделия друг с другом

2. Сшивание - это:

а) соединение нескольких приблизительно равных по величине деталей по совмещенным срезам швом «назад иголкой» или машинным швом;

б) соединение нескольких различных по величине деталей швом «крест»;

в) прокладывание строчки для закрепления подогнутого края детали.

3. Определите виды ручных швов:

а) шов «набор»; г) шов «через край»;

б) смёточный шов; д) шов «вперёд иголкой»;

в) петельный; е) шов «назад иголкой»;

4. Народные игрушки - это:

а) современные игрушки, изготовленные на фабриках;

б) игрушки, изготовленные вручную человеком.

5. На какие три группы делятся народные куклы?

а) игровыеб) обрядовыев) сувенирныег) обереги

6. У русской тряпичной куклы лицо не оформляли, так как:

а) в крестьянской семье не было карандашей;

б) не умели хорошо рисовать;

в) куклы без лица считались оберегами.

7.Материал для изготовления тряпичных кукол в крестьянской семье:

а) ситец;б) шелк;в) мочало;г) шерсть;д) трикотаж.

8. Куклу «масленица» изготавливали:

а) из ситца;б) из соломы;в) из веревки;г) из лыка (мочала).

9. Кукла «на выхвалку» изготавливается из:

а) одного целого квадрата;

б) трех квадратов - тела, рук и ног;

в) двух квадратов - тела и рук.

10. Почему в наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет?

а) это цвет солнца, тепла, здоровья, радости

б) он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм

в) красивый яркий цвет

Правильные ответы: 1. 1 - в; 2-б; 3-а; 2. а); 3. 1-б); 2-в); 3-г); 4-д); 5-а); 4.б); 5. а),б),г); 6. в); 7. а), в), г); 8. г); 9. в); 10. б);

Практическая работа «Кукла - оберег»

Задание для обучающихся:

1. Организуй рабочее место.

2. Выбери инструкционную карту.

3. Выбери цветовое решение для изделия.

4. Выполни работу согласно карте.

5. Оформи работу.

6. Защити свою работу.

Промежуточная аттестация

Проводится в форме комплексной работыв конце учебного года.

Время проведения 5 часов: 1 час – теоретическая подготовка; 3,5 часа – практическая подготовка; 0,5 час - общеучебные навыки и умения.

Методическое обеспечение: Тест «Я знаю»; презентации «Виды швов», «Куклы своими руками».

Материально – техническое обеспечение: компьютер.

На каждого обучающегося: ткань, нитки, ножницы, фурнитура .

Теоретическая часть: оценивается педагогом на занятии с помощью теста «Я делаю куклу » по пройденным темам программы. Педагог раздает каждому обучающемуся тест. Объясняет правила выполнения работы. Обучающиеся выполняют тест, подписывают и сдают педагогу.

Критерии оценивания:

- Знает историю куклы;

- Знает название и назначение материалов и инструментов;

- Знает название и назначение кукол;

- Знает правила безопасности труда и личной гигиены;

- Знает виды изученных швов.

Шкала оценивания:

правильный ответ - 2 балла; неправильный ответ – 0 баллов

Результат отслеживается по уровням:

От 1 до 9 – минимальный

От 10 до 15 – средний

От 16 до 20 – максимальный

Практическая часть: Оценивается педагогом при выполнении практической работы «Кукла «Птичка». Обучающийся самостоятельно переводит на ткань выкройку, выполняет работу, используя изученные швы.

Критерии оценивания:

1. Может выполнить и перевести выкройку на ткань;

2. Умеет пользоваться инструментами для работы;

3. Умеет начать и закончить работу;

4. Умеет экономно использовать материалы;

5. Умеет применять в работе изученные виды швов;

Шкала оценивания:

У ребёнка критерий сформирован полностью – 6 баллов

У ребёнка критерий сформирован частично – 5 баллов

У ребёнка наблюдается критерий в единичном случае – 3 балла

Результат отслеживается по уровням:

От 1 до 14 – минимальный

От 15 до 25 – средний

От 25 до 30 – максимальный

Общеучебные навыки и умения: оцениваются педагогом в процессе защиты работы. Каждый обучающийся рассказывает о том, как выполнял работу, какие инструменты и материалы использовал, правила техники безопасности, какие трудности испытывал при выполнении, дает самооценку своей работе.

Критерии оценивания:

1. Умеет подбирать и анализировать литературу;

2. Умеет пользоваться компьютерными источниками информации;

3. Умеет осуществлять учебно-исследовательскую работу;

4. Умеет слушать и слышать педагога;

5. Умеет выступать перед аудиторией;

6. Умеет вести полемику, участвовать в дискуссии;

7. Умеет организовать свое рабочее место;

8. Соблюдает правила техники безопасности;

9. Умеет аккуратно выполнять работу.

Шкала оценивания:

У обучающегося критерий сформирован полностью – 10 баллов

У обучающегося критерий сформирован частично – 8 баллов

У обучающегося наблюдается критерий в единичном случае – 5 баллов

Результат оценивается по уровням:

Максимальный уровень – 71 – 90 баллов

Средний уровень – 45 – 70 баллов

Минимальный уровень – 1 – 44 балла


Тест «Я знаю»

Отметьте все правильные ответы.

1. Прямыми ручными стежками выполняют строчки:

   А) сметочные    Б) наметочные В) копировальные  Г) подшивочные

  Д) для образования сборок

2. Строчки временного назначения:

    А) сметочная  Б) обметочная   Г) подшивочная

3. Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен быть:

   А) контрастные Б) соответствует цвету тканиВ) любой

4. Установите соответствие между термином и его определением.

Термин

Значение термина

1. Шов

а) последовательный ряд стежков

2. Стежок

б) расстояние от среза детали до строчки

3. Строчка

в) последовательность стежков, выполненных для соединения деталей изделия друг с другом

4.Длина  стежка

г) ряд повторяющихся стежков.

5. Ширина  шва

д) край ткани

6. Срез

е) расстояние между двумя последовательными проко­лами иглы.

5. Отделку на изделие пришивают нитками

    А) любыми  Б) в цвет тканиВ) контрастными

6. Как закрепляют нитку при выполнении ручных работ?

    А) не имеет значения,  как закрепить нитку

    Б) с помощью узелка в начале и в конце строчки

    В) в начале с помощью узелка на конце нитки, в конце  - двумя-тремя стежками

7. Для предохранения от осыпания срезов детали используется шов:

    А) обметочный (косой)  Б) подшивочный (косой) В) обметочный (петельный)

8. Установите соответствие между термином и его определением.

Термин

Значение термина

1. Сметать


а) временно соединить две детали сметочными стежками, наложив одну деталь на другую

2. Наметать

б) временно закрепить подогнутый край изделия или детали сметочной строчкой

3. Заметать

в) временно соединить две или несколько деталей сметочными стежками

9. Укажите название терминологии – временно закрепить подогнутый край изделия или детали сметочными стежками

    А) сметатьБ) выметать В) заметать

  1. Какие строчки удаляют после стачивания изделия?

 А) временного назначения Б) постоянного назначенияВ) их не убирают совсем

Правильные ответы: 1. а, б; 2. а; 3. в; 4.1а, 2е, 3г, 4в, 5б, 6д; 5.б; 6.в; 7. в; 8. 1в, 2а, 3б; 9. а;10.а.


Практическая работа «Птица-счастья»

Задание для обучающихся:

1. Организуй рабочее место.

2. Выбери куклу и материалы для нее.

3. Выбери цветовое решение для изделия.

4. Выполни работу согласно карте.

5. Оформи работу.

6. Защити свою работу.

Технологическая последовательность выполнения «Птицы-счастья»


Последовательность

Материалы, инструменты

Графическое изображение

Подготовка к работе:

Проверить наличие инструментов и материалов

Ножницы, иголка.

Джутовые нитки, мулине разного цвета

Формируем клюв:

Ниткой в цвет обвязать тело, подложив палец.
Накрутить красную нить на клюв, закрепить у основания головы.

Нитки, мулине красного цвета

Изготовление крыльев:

Детали крыльев вложить между нитками тела

Тело, детали крыльев

Формируем тело:

Нитками красного цвета обмотать вокруг шею, крест накрест туловище и по кругу под крыльями

Нитки мулине красного цвета

Разрезать нитки хвоста по нижнему краю

Ножницы

Формируем хвост:

Разделить хвост на три части. Каждую часть обмотать нитками мулине отступая от туловища на 2 см.

Концы нитей заправить иглой.

Нитки мулине разного цвета, иголка

Окончательная отделка:

Подрезать крылья, хвост, так чтобы нитки были ровными.

Нитка мулине красного цвета, ножницы






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!