СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа "Занимательная математика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа "Занимательная математика"»































































Пояснительная записка.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

− Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

− Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

- Уставом МКУ ДО « Богучарский РЦДТ».

  Дети должны обучаться математике с самого раннего возраста, поскольку такие занятия успешно развивают умственные способности, служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.

В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

В этом возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.

Разработанная  программа является модифицированной. Она  составлена на основе учебно–методического пособия  К.В. Шевелева «Математика для дошкольников» и программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки».

Актуальность

Несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности каждого ребенка. Поэтому создание программы обучения детей 5,5-6 лет элементарным математическим представлениям и формированию основ логического мышления в дошкольном объединении учреждения дополнительного образования детей является актуальным.

Новизна программы «Занимательная математика» заключается в том, что педагогическая технология, на которой строится математическое образование, предусматривает знакомство детей с математическими понятиями на основе деятельного подхода, когда новое знание дается не в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Педагогическая целесообразность программы.

Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Занятия по программе «Занимательная математика» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. Этому способствует интегративный подход, направленный не только на появление у детей математических представлений, но и на развитие ребенка в целом. Познавательная деятельность по математике организуется с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка.

Отличительной особенностью программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике.

Цель программы - всестороннее развитие дошкольников, формиро­вание их умственных способностей и творческой активности.

Выпол­нению поставленной цели способствует решение следующих задач:

1.  Формирование простейших математических представлений, умения анализировать, сравнивать, обобщать, группировать,  введение в активную речь простейших математических тер­минов, активизация навыков использования полученных знаний и умений на практике.

2. Развитие логических способностей,  формирование образного мышления,  развитие зрительной и слуховой памяти;  развитие у детей основ конструирования и моделирования.

3. Воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности, коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать помощь друг другу, стимулирование желания учиться в школе.



Методическое обеспечение программы

Для успешной организации занятий с детьми по программе «Занимательная математика» используются:

1. Методы обучения:

•    рассказ или беседа;

•    наглядный — демонстрационный материал;

•    индуктивный — от частного к общему;

•    дедуктивный — от общего к частному;

•    аналитический — решение логических задач;

•    работа под руководством педагога;

•    самостоятельная работа дошкольников.

2.  Методы контроля и самоконтроля:

•    устные;

•    письменные;

•    индивидуальные;

•    фронтальные.

3.   Методы стимулирования учебной деятельности:

•    дидактические игры;

•    занимательные задания;

•    математические конкурсы, соревнования;

•    поощрение и порицание.

Данные методы способствуют выполнению поставленной цели, успешному усвоению программы, активизации познавательной де­ятельности детей, развивают их самостоятельность. У дошкольни­ков появляется интерес к математике, желание овладеть новыми знаниями, умениями, навыками и применить их на практике.

Работая по данной программе, педагог использует следующие формы обучения:

1. Занятие — основная форма обучения. Проводится в отдель­ном кабинете, подготовленном и оснащенном всем необходимым материалом.

2. Дополнительные формы работы (конкурсы, соревнования). Дети показывают знания, умения, навыки, которые они получили на занятиях.

Педагог использует следующие виды занятий:

1.  Ознакомление с новым материалом.

2.  Комбинирование (повторение ранее изученного материала и знакомство с новой темой).

3.  Закрепление.

4.  Контроль и учет знаний, умений и навыков дошкольников (проверочные задания в рабочих тетрадях, в тетрадях в клеточку (0,7 см), работа с раздаточным материалом, устные опросы детей).

5.  Особое внимание на занятиях уделяет глубокому, осмысленно­му пониманию программного материала, взаимосвязи теоретичес­ких и практических вопросов, способности ориентироваться в сложной, нестандартной ситуации, умению использовать получен­ные знания в повседневной жизни.

Условия реализации программы

Срок реализации программы – 1 учебный год.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: дети старшего дошкольного возраста (5,5– 6 лет).

Занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительность занятия – 30 минут. Всего 108 занятий. Наполняемость группы-12-15 человек. Форма организации занятий, групповая.

                                 

По итогам  обучения дети должны знать:

•         числа от 0 до 10 и от 10 до 20 и их графическое изображение;

•         порядковый счет от 1 до 10;

•         числа-соседи;

•         меру длины — сантиметр;

•         простейшие геометрические понятия: точка, луч, угол, отре­зок, прямая, горизонтальные и вертикальные линии, кривая, ломаная, замкнутая и разомкнутая линии;

•   понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;

•    геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямо­угольник,

овал, многоугольник;

•    вершины, стороны, углы фигур;

•    основные цвета и их оттенки;

•    название сторон и углов клетки;

•    строчку и столбик в тетради в клеточку (0,7 см);

•    предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к;

•    временные части суток: утро, день, вечер, ночь;

•    название дней недели;

•    название месяцев и времен года;

уметь:

•     считать от 1 до 10 и от 10 до 20;

•     находить и сравнивать числа-соседи, преобразовывать смеж­ные числа;

•     решать простейшие арифметические задачи;

•     находить недостающий или «четвертый лишний» предмет;

•     изменять геометрические фигуры по 1-2 признакам;

•     подбирать и группировать предметы по 1-2 признакам;

•     ориентироваться в тетради в клеточку (0,7 см);

•     ориентироваться в пространстве;

• ориентироваться во времени (утро, день, вечер, ночь, дни недели, месяцы, времена года);

• правильно использовать предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к;

• сравнивать предметы по различным признакам: размер, форма, цвет, высота,

длина, ширина, толщина;

•      использовать линейку для измерения длины, высоты, ширины предметов;

•       измерять длину отрезков, сторон фигур, записывать их значение в сантиметрах;

•       делить фигуры на 2—4 равные части и на 2—6 неравные;

•       собирать фигуры из 4—8 частей;

•        рисовать узоры (на слух) в тетрадях;

•        рисовать по памяти;

•        срисовывать и дорисовывать различные предметы по точкам и по клеточкам;

•        логически формулировать ответы;

•        продолжать логический ряд фигур и предметов;

•        решать математические загадки, ребусы, головоломки.

Формы аттестации и оценочные материалы

Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Вводный Контроль

Текущий (промежуточный) Контроль

Итоговый Контроль

Итоги реализации программы

  • Собеседование при приеме в группу;

  • Педагогическое наблюдение.

  • Анализ работ в тетради

  • Итоговое занятие;

  • Индивидуальные собеседования;

  • Педагогическое наблюдение;

  • Анализ работ в тетради

  • Самооценка воспитанников;

  • Беседы с обучающимися.

  • Итоговое занятие;

  • Анализ работ в тетради

  • Собеседование;

  • Педагогическое наблюдение;

  • Самооценка обучающихся;

  • Итоговое занятие;

  • Анализ работ в тетради

  • Собеседование;

  • Педагогическое наблюдение;

  • Самооценка обучающихся.

Критерии оценки


Параметры

Уровень усвоения программы

Высокий

Средний

Низкий

Количество и

счет. Навыки

прямого и

обратного счета.

Состав чисел до10, и состав

чисел первого

пятка из двух

меньших,

знание монет их набор и размен.

Представления о закономерностях образования

чисел числового

ряда.

Составление и

решение задач в одно действие

на сложение и

вычитание,

использование цифр и знаков.

Величина.

Умение делить

предметы на

несколько

равных частей.

Измерение с

помощью

условных мер.

Форма.

Сравнение

предметов по

форме;

узнавание

знакомых фигур

в предметах

реального мира.

Ориентировка

в пространстве.

Ориентировка в

окружающем

пространстве (с

помощью плана)

и на плоскости. Ориентировка

во времени.

Знания названий

текущего

месяца,

последовательно

сть всех дней

недели, времен

года.

Самостоятельно

осуществляет

классификацию по

одному-двум

свойствам,

обнаруживает

логические связи и

отражает их в

речи, считает,

измеряет, решает

простые задачи на

увеличение и

уменьшение.

Самостоятельно

составляет

алгоритмы,

поясняет свои

действия.

Проявляет

инициативу и

творчество,

интерес к

решению задач,

оказывает помощь

сверстникам.

Имеет

обобщенное

представление о

свойствах

предметов.

Выделяет

самостоятельно

основания для

классификации.

Замечает и

выражает в речи

изменения, связи и

зависимости групп

предметов, чисел,

величин. Владеет

способом

воссоздания

геометрических

фигур, силуэтов.

Проявляет интерес

и творчество в играх

интеллектуального

характера. Не

испытывает

затруднений в

выполнении

учебных программ в выполнении

учебных программ

Осуществляет

классификацию по одному-

двум свойствам,

самостоятельно выделяет

признак, по которому можно

классифицировать;

Считает, измеряет,

сравнивает числа.

С помощью педагога

выражает в речи логические

связи, предполагаемые

изменения в группах

предметов, величин.

Не проявляет инициативы и

творчества.

Выделяет свойства

предметов, фигур и

самостоятельно

классифицирует.

Затрудняется в выделении

предполагаемых изменений

при смене основания

классификации, числа

предметов в образованных

группах, условной мерки.

Самостоятельно составляет

алгоритм, выполняет

заданные им действия,

поясняет последовательность.

Результаты деятельности

носят, в основном,

воспроизводящий

(нетворческий) характер.

Классифицирует

геометрические фигуры,

величины по одному-

двум свойствам,

определяет форму

предметов, ориентируясь

на эталон.

На основе сравнения

предметов, чисел

выделяет

количественные

отношения, выполняет

действия в заданной

последовательности.

Способы деятельности,

связи изменения и

неизменности не

устанавливает, не

объясняет сущность

действий.

Самостоятельности и

творчества не проявляет.

Затрудняется в речевых

формулировках,

касающихся свойств,

зависимостей,

результатов сравнения.

Выделяет свойства

предметов, определяет

наличие/отсутствие

признака.

Считает, измеряет,

сравнивает.

Затрудняется в речевом

выражении своих

действий, связей групп,

количественных и

пространственных

отношениях. В играх

пользуется образцами,

инициативы и творчества

не проявляет.

Учебно-тематический план

№ п\п

Тема

Теория

Практика

Итого

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

Диагностика. (Входной контроль).

1

1

2

2

Количество и счёт

5

30

35

3

Величина

3

10

13

4

Ориентировка в пространстве

2

10

12

5

Ориентировка во времени

2

10

12

6

Форма

2

10

12

7

Графические работы

-

11

11

8

Логические задачи

1

8

9

9

Итоговое занятие.

Диагностика.

-

2

2

10

Итого

16

92

108

Содержание программы

Вводное занятие 2ч.

Теоретическая часть

Знакомство с программой на весь год. Техника безопасной работы. Правила поведения. Диагностика.

Количество и счет 35 ч.

Теоретическая часть

Счет в пределах десяти в прямом и обратном порядке. Совершенствование навыков счета в пределах двадцати.

Определение предыдущего и последующего числа к названному или обозначенному цифрой, определение пропущенного числа.

Знакомство с составом чисел от 1 до 10. Знакомство с цифрами от 1 до 10 и от 11 до 20.

Составление и решение простых задач на сложение и вычитание, умение пользоваться знаками действий с цифрами: плюс ( + ),минус (-), равно( = ).

Сложение и вычитание чисел (приемы присчитывания и отсчитывания по 1, по 2) при решении арифметических задач, примеров.

Представление о равенстве или неравенстве между числами, о способах их сравнения. Понимание отношений между последовательными числами в пределах десяти (7 меньше 8 на 1, но больше 6 на 1),используя знаки (

Практическая часть

Учить считать, пользоваться цифрами, упражнять в счете, различать, называть и записывать цифры от 1 до 20, учить соотносить числительное с существительным. Считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо. Упражнять в счете на слух считать по порядку; отвечать на вопросы: который? Какой? Различать количественный и порядковый счет. Упражнять в счете по осязанию. Запись и чтение при помощи цифр и знаков. Учить детей составлять число из двух меньших чисел. Учить считать по заданной мере. Учить называть «соседей» названных чисел, различать и называть цифры по порядку; учить отсчитывать количество предметов по заданной цифре. Продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа на единицу. Учить считать в пределах 20 и составлять число по заданному количеству десятков и единиц. Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе. «Записывать» задачи, используя знаки. Учить детей считать двойками, тройками; учить называть общее количество предметов в группах. Познакомить детей с четными и нечетными числами.

Величина 13ч.

Теоретическая часть

Измерение и сравнение длины, ширины, высоты предметов с помощью условной мерки. Деление круга, квадрата на 2, 4 равные части, сравнение целого и части, понимание, что целое больше части, а часть меньше целого.

Деление целого на 3, 4, 5, 6 и более частей, чем на большее количество частей делится целое, тем меньше каждая часть и наоборот.

Знакомство со способами сравнения объектов по величине (длина, объем) с помощью условной меры, использование их при решении практических и проблемно - познавательных ситуаций. Классификация предметов по величине.

Знакомство с общепринятыми единицами измерения различных величин: сантиметр, метр.

Практическая часть

Учить находить сходство предметов по признаку величины. Упражнять с помощью условной мерки длину предмета; учить показывать 1/5, 2/5. Учить классифицировать фигуры по разным признакам. Упражнять детей в измерении с помощью условной меры. Учить детей измерять одно и то же количество крупы мерками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки. Продолжать учить детей измерять сыпучие вещества, следить за полнотой меры, понимать, что от этого зависит результат измерения. Учить детей с помощью условной мерки определять объем жидкости. Упражнять в измерении длины с помощью условной меры; познакомить детей с единицей длины - сантиметром; познакомить с линейкой

и ее назначением. Учить чертить отрезки и измерять их. Упражнять детей в сравнении полосок по длине; учить раскладывать полоски в порядке убывания; учить детей отражать в устной речи результат сравнения: длиннее-короче. Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, находить их в окружении.

Форма 12ч.

Теоретическая часть

Представление о многоугольниках.

Представление о геометрических фигурах (круг, треугольник, четырехугольник - квадрат и прямоугольник), их признаках (вершины, стороны, углы), о классификации геометрических фигур.

Знакомство с геометрическими формами: шар, куб, конус, пирамида, цилиндр, параллелепипед. Составление фигур из частей и деление фигуры на части, конструирование фигуры из палочек. Знакомство с геометрическими понятиями: линия, точка, прямая, луч, отрезок, ломаная линия, угол (прямой, острый, тупой).

Знакомство с соотношением сторон, внутренней и внешней областью фигуры; с пересечением линий, фигур.

Знакомство с горизонтальной, вертикальной (осевой симметрией). Преобразовывание одних фигур в другие.

Обогащение словаря при определении и описании формы предметов окружающего мира.

Практическая часть

Находить и называть предметы различной формы. Учить составлять предмет из трех равнобедренных треугольников. Учить составлять домик из четырех треугольников, сделанных из квадрата. Учить составлять квадрат, прямоугольник из счетных палочек, называть предметы квадратной формы. Учить различать геометрические фигуры, находить заданные геометрические фигуры. Учить составлять узор из геометрических фигур. Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме. Узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах. Учить различать и называть геометрические фигуры.

Графические работы 11ч.

Практическая часть

Учить правильно штриховать и раскрашивать рисунки, рисовать по

памяти   и   рисование узоров по клеточкам на слух. Срисовывание

предметов по клеткам и по точкам; дорисовывание недостающих

частей предметов;

копирование точек, палочек, узоров, ломаных и кривых линий.

Логические задачи 9 ч.

Теоретическая часть

Виды логических задач.

Практическая часть      

Продолжение ряда,  классификация предметов по признакам,   нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не под­ходящего по 1-2 признакам;      головоломки различного вида сложения;     занимательные вопросы, ребусы, логические загадки;   игры, развивающие память, внимание, воображение и логиче­ское мышление,    математические конкурсы. Решение логических задач на поиск недостающих фигур ( «Найди фигуру», «Лабиринт», «Лишняя фигура»), игры на сравнение, обобщение; игры на классификацию, анализ, синтез ( « Раздели предметы на группы», « Назови одним словом»).

Ориентировка в пространстве 12 ч.

Теоретическая часть

Ориентирование на листе бумаги в клетку по словесной инструкции. Ориентирование на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже). Воспроизведение предлагаемых графические образцов; понимание словесных инструкций взрослого и действия в соответствии с ними.

Употребление в речи и понимание предлогов, обозначающих взаимное пространственное расположение предметов.

Уточнение отношений: на - над - под, справа - слева, посередине - спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше.

Практическая часть

Совершенствование опыта ориентировки в пространстве, определение своего местонахождения среди объектов.

Обогащение словесного определения пространственного расположения объектов.

Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить ставить точки на пересечении линий,

соединять точки по прочерченным линиям. Упражнять в ориентировке в

пространстве, при определении положения предмета, пользоваться словами:

«слева», «справа», «впереди», «сзади». Упражнять в ориентировке в пространстве, используя

слова: позади, впереди, рядом. Продолжать учить детей ориентироваться на тетрадной

странице, учить перерисовывать рисунок, рассказывать при этом, в каком направлении

необходимо двигаться при рисовании.

Ориентировка во времени 12 ч.

Теоретическая часть

Расширение представления о последовательности дней недели.

Название месяцев года, формирование представления об определении времени по часам. Понимание отношения во времени: получас - час, неделя - месяц, месяц - год.

Уточнение отношения: вчера, сегодня, завтра.

Практическая часть

Закрепить названия частей суток, дней недели, месяцев, времен года. Уточнить знания детей о годе, как временном отрезке, сформировать представления о необратимости времени. Показывание на примере жизненных ситуаций продолжительность временных отрезков.

Итоговое занятие. Диагностика 2ч.

Теоретическая часть

Повторение по всем направлениям.

Практическая часть.

Решение и составление задач. Развитие восприятия, памяти, мышления.

      Материально-техническое обеспечение.

Помещение:

  • учебный кабинет: столы и стулья для педагога и обучающихся, классная доска, стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.

Для поддержания интереса и эффективного усвоения знаний используется красочный и доступный демонстрационный и раздаточный материал, представленный по всем тематическим циклам программы, различные игрушки и пособия. Материалы:

  • рабочие тетради, цветные карандаши, тренажёр для счёта, печатные пособия, крупные игрушки, набор геометрических фигур.

Литература для педагога

1.     Шевелев К.В. Конспекты занятий по математике  с детьми 5-6 лет.-М.:2009

2.     ШевелевК.В.  Конспекты занятий по математике  с детьми 6-7 лет.-М.:2010

3.     Шевелев К.В. Авторская образовательная программа «Математика для дошкольников». — М.: Издательство «Ювента», 2006. -11-39 с.

4.     Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет – М.:ТЦ Сфера, 2014. – 64с.

5.     Колесникова Е.В. Обучение решению арифметических задач. Методическое пособие – М.:ТЦ Сфера, 2012.-5-48с.

Литература для детей

1.     Шевелев К.В. Учусь писать цифры. Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет.

2.     Шевелев К.В. Готовимся к школе (в 2х частях).  Рабочая тетрадь для дошкольников 6-7 лет.

3.     Шевелев К.В. Занимательная геометрия .   Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет.

4.     Шевелев К.В. Графические диктанты.  Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет.

5.     Колесникова Е.В. Я решаю арифметические задачи.  Рабочая тетрадь для дошкольников 5-7 лет.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!