СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юные инспектора движения»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая Программа по ЮИД (Юные инспектора  дорожного движения).

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юные инспектора движения»»

Министерство образовани и науки Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы» Ново-Савиновского района

Города Казани Республики Татарстан

Принята на заседании

методического совета

Протокол №1 от 01.09.2018 г.

Утверждаю:

Директор МБУДО ЦВР

_________


Введена в действие приказом № от 01.09.2018г.






Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Юные инспектора движения»


Возраст обучающихся : 7-10 лет

Срок реализации: 2 года




Педагог дополнительного образования:

Калашникова Ксения Дмитриевна





г.Казань, 2018г.

Содержание


Пояснительная записка 3

Учебно-тематическое планирование 10

Содержание дополнительной общеобразовательной 15

Литература для педагогов 19

Литература для учащихся и родителей 20

























Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные инспектора движения» (далее – Программа «ЮИД») составлена на основании Образовательной программы «Центра внешкольной работы» Ново-Савиновского района г. Казани в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. «1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Программа кружка «Юные инспектора движения» (ЮИД) в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».

Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.

Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача педагога и кружка ЮИД.

Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны.

Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандистской работы.

Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.

Отряд ЮИД состоит из учащихся 7-10 лет. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.

Программа рассчитана на 2 года обучения (144 часа в год). Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа. Возраст обучающихся 7-10 лет (для учащихся 1-4-х классов). Язык обучения – русский.

Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Задачи:

  • Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношение;

  • Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

  • Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;

  • Повысить интерес у детей школьного возраста к велоспорту;

  • Развивать у обучающихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

  • Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах;

  • Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

  • самостоятельности в принятии правильных решений;

  • убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
    правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей
    жизни;

  • внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
    дорожного движения;

  • здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического
    совершенства.

Ожидаемый результат:

  • Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;

  • Формирование интереса к регулярным  занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;

  • Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;

  • Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;

  • Формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандистской работы;

  • Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.

Учащиеся должны:

знать:

  • правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;

  • серии дорожных знаков и их представителей;

  • способы оказания первой медицинской помощи;

  • техническое устройство велосипеда.

уметь:

  • работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;

  • работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;

  • читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;

  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;

  • пользоваться общественным транспортом;

  • управлять велосипедом.

иметь навыки:

  • дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;

  • взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

  • участия в конкурсах, соревнованиях.

  • активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.


Материально-техническое обеспечение:

  • кабинет;

  • комплект устанавливаемых знаков

Информационное обеспечение:

  • обзор аналитической информации;

  • оформление информационных стендов;

  • банк данных (разработки занятий, беседы для учащихся, лекции и беседы для родителей, разработки массовых мероприятий)

В тематический план включен следующий материал:

1. Правила дорожного движения:

•       общие положения;

•       обязанности пешеходов;

•       сигналы светофора;

•       правила для водителей;

•       дорожные знаки;

•       практические занятия.

2. Основы доврачебной медицинской помощи:

•   общие принципы оказания доврачебной помощи;

•   техника наложения повязок;

•        первая помощь при общих ранениях;

•        первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей;

•        первая помощь при несчастных случаях;

•        первая помощь при ожогах и отморожениях;

•        транспортировка при различных видах травм.

3. Фигурное вождение велотранспортных средств.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • выставки

  • соревнования

  • конкурсы

  • агитбригады

  • тестирование-зачет

Основные методы, используемые для реализации программы кружка:

В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.

В воспитании – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

Программа кружка «ЮИД» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:

- Создание уголка безопасности дорожного движения;

- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в среде учащихся;

- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;

-Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;

- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;

- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;

- Проведение игр, конкурсов, соревнований.

На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.


Учебно-методическое обеспечение

1. Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах

2. Атлас медицинских знаний

3.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Методическое пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД

4. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Методическое пособие. 1-4 кл. М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД»

5. Газета «Добрая дорога детства»

6. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель».

Материально-техническое обеспечение:

  • ноутбук, проектор;



Аттестация учащихся.

Текущая аттестация проводится по окончании изучения каждого раздела.

Промежуточная и итоговая аттестация – представляет собой оценку качества усвоения учащимися содержания дополнительной образовательной программы. Формы проведения аттестации обучающихся определяются учебным планом Центра. Промежуточная и итоговая аттестации проходит в форме зачета.

Содержание аттестации: обучающийся отвечает выборочно на вопросы, по одному вопросу из раздела, (6 вопросов).

Оценка итоговой аттестации выставляется педагогом по трёхуровневой системе (низкий уровень обученности, средний уровень обученности, высокий уровень обученности).

Уровень обученности определяется по количеству правильно выполненных заданий (вопросов) в %:

80% и более – высокий уровень обученности,

60%-70% – средний уровень обученности,

50% и менее – низкий уровень обученности.


Учащиеся в течение года участвуют в следующих мероприятиях:

  1. Операция «Внимание – дети!»

  2. Конкурс «Безопасное колесо»

  3. Районный слет ЮИД

  4. Проведение игры для детей первого года обучения

  5. Акция «Памятка пешеходу»

  6. Составление памятки «Юному велосипедисту»

  7. Акция «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения»

  8. Викторина «Знатоки ПДД»

































Учебно-тематическое планирование

дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «ЮИД»

на первый год обучения

п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.


Правила дорожного движения

42

42

-

Вводное занятие. Основные понятия и термины ПДД

2

2

-

Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения

2

2

-

Дорожные знаки и дополнительные средства

12

12

-

Правила движения пешеходов

2

2

-

Где и как переходить улицу и дорогу. Элементы улиц и дорог.

2

2

-

Регулируемые и нерегулируемые перекрестки

2

2

-

Правила движения велосипеда и мопеда

2

2

-

Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте

2

2

-

Движение групп пешеходов и велосипедистов

2

2

-

Технические требования к велосипеду и мопеду

2

2

-

Дорожная разметка

2

2

-

Правила пользования транспортом

2

2

-

Правила на железной дороге

2

2

-

Движение по загородной дороге

2

2

-

Дорожные ловушки

2

2

-

История ПДД

2

2

-


Велотехника и веловождение

46

8

38

Устройство велосипеда

4

2

2

Уход за велосипедом. Устранение неисправностей.

4

2

2

Правила ПДД для велосипеда

4

4

-

Практические занятия по фигурному вождению

24

-

24

Конкурсы

4

-

4

Соревнования

6

-

6


Медицина

56

28

28

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему

2

1

1

Виды кровотечений. Артериальное кровотечение, характеристика, первая помощь.

2

1

1

Венозное и капиллярное кровотечение. Характеристика, первая помощь

2

1

1

Переломы. Закрытый и открытый переломы. Характеристика, первая помощь.

2

1

1

Раны. Виды ран. Первая помощь, обработка ран.

2

1

1

Отморожения. Признаки и степени отморожения. Первая помощь.

2

1

1

Тепловой и солнечный удар. Признаки. Первая помощь

2

1

1

Ожоги. Виды, степени ожогов. Ожоговый шок. Первая помощь.

2

1

1

Первая помощь при химическом ожоге.

2

1

1

Первая помощь при термическом и лучевом ожоге.

2

1

1

Первая помощь при отравлении угарным газом.

2

1

1

Иммобилизация, ее цель, правила иммобилизации при травмах конечностей.

2

1

1

Травма живота. Виды, признаки травмы живота. Первая помощь.

2

1

1

Травмы грудной клетки. Виды, признаки, первая помощь, транспортировка.

2

1

1

Черепно-мозговая травма. Первая помощь.

2

1

1

Травма в области таза. Первая помощь. Транспортировка при травмах в области таза.

2

1

1

Травмы спины и позвоночника. Первая помощь. Транспортировка.

2

1

1

Перелом ключицы. Первая помощь.

2

1

1

Перелом ребер. Первая помощь.

2

1

1

Реанимация, искусственная вентиляция легких, наружный массаж сердца, иммобилизация.

2

1

1

Причины остановки сердечной деятельности. Продолжительность периода реанимации.

2

1

1

Первая доврачебная помощь при остановке дыхания.

2

1

1

Техника проведения искусственной вентиляции легких.

2

1

1

Признаки клинической смерти, биологической смерти.

2

1

1

Признаки травматического шока Профилактические меры, предупреждающие развитие травматического шока.

2

1

1

Правила снятия одежды с пострадавшего

2

1

1

Правила наложения жгута.

2

1

1

Правила наложения повязок

2

1

1



144

78

66









Учебно-тематическое планирование

дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «ЮИД»

на второй год обучения

п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.


Фигурное вождение

96

3

93

Вводное занятие. Инструкция по ТБ

2

2

-

Устройство велосипеда

2

1

1

Веловождение по полосе препятствий

4

-

4

Фигурное вождение «Змейка»

«Крокодил»

«Ворота»

«Доска»

4

4

4

4

-

16

Фигурное вождение балансировка на месте

по кругу

друг за другом

с соблюдением дистанции

с одной рукой

при проезде препятствий (восьмерка, квадрат, доллар)

4

4

4

4

4

4

-

20

Фигурное вождение. Езда по кругу скоростная:

- одной рукой

- в паре

- положа руку на плечо соседа

- соблюдение дистанции

4

4

4

4

4

-

20

Фигурное вождение препятствий: «качели»

«крокодил»

«желоб»

«восьмерка»

«доллар»

(S-образная дорожка)

«цепочка»

4

4

4

4

4

4

4

-

28


Работа с экзаменационными задачами для водителей транспортного средства категории «А» и «В»

48

48

-

Общие положения и обязанности водителей

2

2

-

Дорожные знаки

4

4

-

Дорожная разметка

2

2

-

Взаимодействие с транспортными средствами, обозначенными специальными сигналами

2

2

-

Взаимодействие водителей с пешеходами и велосипедистами

2

2

-

Общение на дороге

2

2

-

Начало движения, перестроение, объезд и встречный разъезд

2

2

-

Поворот и разворот на перекрестках

4

4

-

Разворот вне перекрестка и движение задним ходом

4

4

-

Расположение на проезжей части

2

2

-

Регулирование дорожного движения

4

4

-

Очередность проезда перекрестков

2

2

-

Скорость движения

2

2

-

Обгон

2

2

-

Выбор места для остановки (стоянки)

2

2

-

Особые условия движения

2

2

-

Требования к техническому состоянию и оборудованию транспортных средств

2

2

-

Основы обеспечения безопасности дорожного движения

2

2

-

Ответственность водителя

2

2

-

Оказание доврачебной медицинской помощи

2

2

-



144

51

93




























Содержание

на первый год обучения

п/п

Тема занятия

Содержание


Правила дорожного движения


Вводное занятие. Основные понятия и термины ПДД

Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы.

Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения

Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.

Изучение пав, обязанностей и ответственность участников дорожного движения

Дорожные знаки и дополнительные средства

Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки.

Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации

Правила движения пешеходов

ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.

Где и как переходить улицу и дорогу. Элементы улиц и дорог.

Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Правила переходов улиц и дорог.

Регулируемые и нерегулируемые перекрестки

Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.

Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.

Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.

Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенных для перевозки детей.

Правила движения велосипеда и мопеда

Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Движение групп велосипедистов.

Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте

Изучение правил перевозки людей и груза на велосипеде и мототранспорте

Движение групп пешеходов и велосипедистов

Движение пеших групп и колонн.

Технические требования к велосипеду и мопеду

ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов

Дорожная разметка

Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Разметка проезжей части дороги.

Правила пользования транспортом

Изучение правил пользования транспортом

Правила на железной дороге

Движение через железнодорожные пути.

Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.

Движение по загородной дороге

Изучение правил движения по загородной дороге

Дорожные ловушки

Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.

История ПДД

История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках… Правила дорожного движения в России.


Велотехника и веловождение


Устройство велосипеда

Изучение устройства велосипеда

Уход за велосипедом. Устранение неисправностей.

Изучение методов ухода за велосипедом и устранения неисправностей

Правила ПДД для велосипеда

Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.

Практические занятия по фигурному вождению

Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду.

Прохождение отдельных препятствий на велосипеде: змейка, восьмерка Фигурное вождение велосипеда.

Составление памятки: «Юному велосипедисту».

Конкурсы

Участие в конкурсах разных уровней, Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам. Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…)

Соревнования

Участие в соревнованиях разных уровней Разработка викторины по ПДД в уголок.


Медицина


Оказание первой до врачебной помощи пострадавшему

Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

Виды кровотечений. Артериальное кровотечение, характеристика, первая помощь.

Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.


Венозное и капиллярное кровотечение. Характеристика, первая помощь

Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.


Переломы. Закрытый и открытый переломы. Характеристика, первая помощь.

Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.

Раны. Виды ран. Первая помощь, обработка ран.

Раны, их виды, оказание первой помощи.


Отморожения. Признаки и степени отморожения. Первая помощь.

Отморожение и оказание первой медицинской помощи.

Тепловой и солнечный удар. Признаки. Первая помощь

Тепловой и солнечный удар и оказание первой медицинской помощи.

Ожоги. Виды, степени. Ожоговый шок. Первая помощь.

Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.


Первая помощь при химическом ожоге.

Химический ожог и оказание первой медицинской помощи.

Первая помощь при термическом и лучевом ожоге.

Термический и лучевой ожог и оказание первой медицинской помощи.

Первая помощь при отравлении угарным газом.

Отравление угарным газом и оказание первой медицинской помощи.

Иммобилизация, ее цель, правила иммобилизации при травмах конечностей.

Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.


Травма живота. Виды, признаки. Первая помощь.

Травмы живота и оказание первой медицинской помощи.

Травмы грудной клетки. Виды, признаки, первая помощь транспортировка.

Травмы грудной клетки и оказание первой медицинской помощи.

Черепно -мозговая травма. Первая помощь.

ЧМТ и оказание первой медицинской помощи.

Травма в области таза. Первая помощь. Транспортировка при травмах области таза.

Травма в области таза и оказание первой медицинской помощи.

Травмы спины и позвоночника. Первая помощь. Транспортировка.

Травмы спины и позвоночника и оказание первой медицинской помощи.

Перелом ключицы. Первая помощь.

Перелом ключицы и оказание первой медицинской помощи.

Перелом ребер. Первая помощь.

Перелом ребер и оказание первой медицинской помощи.

Реанимация, искусственная вентиляция легких, наружный массаж сердца, иммобилизация.

Изучение правил реанимации, искусственной вентиляции легких, наружный массаж сердца, иммобилизация.

Причины остановки сердечной деятельности. Продолжительность периода реанимации.

Изучение причин остановки сердечной деятельности. Продолжительность периода реанимации.

Первая доврачебная помощь при остановке дыхания.

Изучение первой доврачебной помощи при остановке дыхания.

Техника проведения искусственной вентиляции легких.

Изучение техники проведения искусственной вентиляции легких.

Признаки клинической смерти, биологической смерти.

Изучение признаков клинической смерти, биологической смерти.

Признаки травматического шока Профилактические меры предупреждающие развитие травматического шока.

Изучение признаков травматического шока Профилактические меры предупреждающие развитие травматического шока..

Правила снятия одежды с пострадавшего

Изучение правил снятия одежды с пострадавшего

Правила наложения жгута.

Изучение правил наложения жгута

Правила наложения повязок

Виды повязок и способы их наложения.








Содержание

на второй год обучения

п/п

Тема занятия

Содержание


Фигурное вождение


Вводное занятие. Инструкция по ТБ

Организационные вопросы. Оформление уголка по безопасности ДД.

Устройство велосипеда

Изучение устройства велосипеда

Веловождение по полосе препятствий

Изучение каждого препятствия отдельно.


Фигурное вождение «Змейка»

«Крокодил»

«Ворота»

«Доска»

Препятствия (прохождение трассы):

«Змейка»

«Крокодил»

«Ворота»

«Доска»

Фигурное вождение балансировка на месте

по кругу

друг за другом

с соблюдением дистанции

одной рукой

при проезде препятствий (восьмерка, квадрат, доллар)

балансировка на месте

по кругу

друг за другом

с соблюдением дистанции

одной рукой

при проезде препятствий (восьмерка, квадрат, доллар)

Фигурное вождение езда по кругу скоростная

одной рукой

в паре

положа руку на плечо соседа

соблюдение дистанции

езда по кругу скоростная

одной рукой

в паре

положа руку на плечо соседа

соблюдение дистанции

Фигурное вождение препятствий: качели

крокодил

желоб

восьмерка

доллар

(S-образная дорожка)

цепочка

Препятствия (прохождение трассы):

Качели, крокодил, желоб, восьмерка, доллар (S-образная дорожка), цепочка


Работа с экзаменационными задачами для водителей транспортного средства категории А и В


Общие положения и обязанности водителей

Изучение общих положений и обязанностей водителей

Дорожные знаки

Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков.

Дорожная разметка

Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка. Вертикальная разметка. Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки.

Взаимодействие с транспортными средствами, обозначенными специальными сигналами

Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.

Взаимодействие водителей с пешеходами и велосипедистами

Правила взаимодействия водителей с пешеходами и велосипедистами

Общение на дороге

Правила общения на дороге

Начало движения, перестроение, объезд и встречный разъезд

Правила движения на дороге

Поворот и разворот на перекрестках

Изучение правил поворота и разворота на перекрестке

Разворот вне перекрестка и движение задним ходом

Изучение правил поворота и разворота вне перекрестка и правил движения задним ходом

Расположение на проезжей части

Изучение расположения транспортных средств на проезжей части

Регулирование дорожного движения

Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика.

Очередность проезда перекрестков

Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».

Скорость движения

Изучение скоростного режима

Обгон

Правила обгона

Выбор места для остановки (стоянки)

Остановка и стоянка транспортных средств.

Особые условия движения

Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути. Дорожные ловушки.

Требования к техническому состоянию и оборудованию ТС

Изучение требований к техническому состоянию и оборудованию ТС

Основы обеспечения безопасности дорожного движения

Причины ДТП.


Ответственность водителя

Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.

Оказание доврачебной медицинской помощи

Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.

Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Вывихи и оказание первой медицинской помощи.

Транспортировка пострадавшего. Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.

Наложение различных видов повязок.


Литература для педагогов

1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ.

2. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265. Введены в действие с 1.07.2003 года.

3. Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2002.

4. «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002.

5. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -19988.

6. В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.

7. Н.Е. Щуркова Игровые методики. – М: Педагогическое общество России, 2006, - 224 с.

8. Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2006. – 208 с.

9. Л.С.Колмогорова Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. Психологов. – М: «Владос пресс»,2002, 360 с.

10. В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М, Кумицкая Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М: «ВАКО», 2006 – 224 с.

11. Н.А. Максименко Дарите детям любовь Материалы в помощь классному руководителю . Лекции для родителей. – Волгоград : Учитель, 2006. – 150 с.

12. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. – Москва -1988.

13. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. воспитательна работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методич. Пособие. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.

14. Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих велосипедистов. Издатель: ООО «ГринАритВидио»

Литература для учащихся и родителей

1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2006.

2. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

3. Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

4. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 кл.– М.: Дрофа, 2004.

5. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.

6. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

7. Правила дорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.

8. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.



Аттестация.

Аттестация учащихся по окончанию учебного курса проходит в форме ответов на вопросы (тестирования).

Вопросы аттестации для учащихся 1 года обучения.

  1. Переход проезжей части. Сигналы светофора и регулировщика

    1. Почему надо переходить проезжую часть только по пешеходному переходу?

    2. Что обязательно должен сделать пешеход перед переходом проезжей части?

    3. В чем отличие дороги с односторонним движением от дороги с двусторонним движением?

    4. Перед переходом через проезжую часть с односторонним движением в какую сторону необходимо посмотреть пешеходу?

    5. Сколько раз нужно посмотреть налево и направо перед переходом дороги?

    6. Почему нельзя переходить проезжую часть на красный сигнал светофора?

    7. Можно ли начинать переход проезжей части по зеленому мигающему сигналу светофора?

    8. Можно ли оглядываться при переходе через проезжую часть?

    9. Как определить, что автомобиль собирается совершить поворот?

    10. Как поступить пешеходу, если он не успел закончить переход проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу?

    11. Как поступить пешеходу, если он не успел закончить переход проезжей части на регулируемом пешеходном переходе?

    12. Почему опасно пересекать проезжую часть бегом, даже по пешеходному переходу?

    13. Почему опасно пересекать проезжую часть наискосок?

    14. Почему детям опасно переходить через проезжую часть держась за руки?

    15. Почему при переходе проезжей части взрослые должны крепко держать маленьких детей за руки?

    16. Как поступить, если при переходе проезжей части ты уронил какую-либо вещь?

    17. Можно ли начинать переход проезжей части сразу после проехавшего вправо автомобиля?

    18. У пешеходного перехода остановился автомобиль. Водитель показывает жестом руки, что переходить можно. Как следует поступить?

    19. Может ли водитель, подъезжающий к пешеходному переходу, не заметить пешехода?

    20. Почему нельзя шагать с тротуара на проезжую часть, не останавливаясь?

    21. Сколько времени проводит за день каждый пешеход на проезжей части?

    22. Почему перекресток считается одним из самых опасных мест на дороге?

    23. Как перейти проезжую часть, если на перекрестке нет обозначенного пешеходного перехода?

    24. Сколько приблизительно времени горит красный сигнал светофора?

    25. Загорелся зеленый сигнал для пешеходов. Можно ли сразу начинать переходить проезжую часть?

    26. Каким сигналам следует подчиняться, если сигналы светофора противоречат сигналам регулировщика?

    27. Как должны поступать пешеходы, когда регулировщик поднял руку вверх?

    28. Почему нельзя выходить на проезжую часть без остановки?

    29. Какое значение имеет зеленый сигнал?

    30. Как должен вести себя пешеход, когда горит зеленый сигнал?

    31. Что означает желтый сигнал светофора?

    32. Чем опасно для пешехода нарушение требований желтого сигнала светофора?

    33. Что означают термины «Разделительная полоса» и «Разделительная линия»?

    34. Какая разница между терминами «Разделительная полоса» и «Разделительная линия», какое значение это имеет для пешеходов?

    35. Какое значение имеют мигающие сигналы – зеленый и желтый?

    36. Разрешено ли движение пешеходов на зеленый и желтый мигающий сигналы и не является ли оно опасным?

    37. Что означает для пешехода одновременное включение красного и желтого сигналов светофора?

    38. Какое пересечение называется перекрестком?

    39. Что такое «Дорожная ловушка»?

    40. Что означает для пешехода сигнал регулировщика, если у него руки вытянуты в стороны или опущены?

    41. Сигналам каких светофоров должны подчиняться пешеходы?

  2. Ограниченный обзор проезжей части и другие дорожные опасности

    1. Может ли представлять опасность стоящий автомобиль?

    2. Представляют ли опасность кусты и деревья, растущие рядом с проезжей частью?

    3. Мешает ли обзору проезжей части проехавший мимо пешехода автомобиль?

    4. Представляют ли опасность приближающиеся крупногабаритные транспортные средства (автобус, грузовик)?

    5. Представляют ли опасность большой сугроб снега вблизи проезжей части?

    6. Как должен поступить пешеход, если обзор проезжей части, которую он собирается перейти, ограничен стоящими автомобилями, деревьями и другими препятствиями?

    7. Какую опасность может представлять автомобиль с прицепом?

    8. Какие опасные места находятся на твоем пути в школу и обратно?

    9. Какую опасность может представлять для пешехода пустынная дорога (дорога с незначительным количеством транспорта)?

    10. Как должен вести себя пешеход при переходе дороги в капюшоне или с зонтиком?

  3. Пешеход – пассажир – пешеход

    1. Какая опасность для пешехода может возникнуть, когда автобус, троллейбус, трамвай подъезжает к остановке?

    2. Где следует ожидать трамвай, если остановка не оборудована посадочной площадкой.

    3. Когда пешеход может идти на посадку в трамвай, остановка которого не оборудована посадочной площадкой?

    4. Как следует поступить, если надо перейти дорогу после выхода из маршрутного транспорта?

    5. Почему опасно задерживаться при выходе из транспорта?

    6. Почему опасно суетиться при выходе из транспорта?

    7. Как должен поступить взрослый пассажир с ребенком при выходе из транспорта?

    8. Какие правила должен соблюдать пассажир в транспорте?

    9. Какие правила должен соблюдать пешеход, находясь на остановке, ожидая транспорт?

    10. С какого возраста ребенок может ездить на переднем сиденье легкового автомобиля, не оборудованном детским креслом?

    11. Почему нельзя идти по поребрику и даже стоять на нем?

    12. Ты вышел из трамвая. Посадочной площадки нет. Твои дальнейшие действия?

    13. Для чего водители и пассажиры должны пристегиваться ремнями безопасности?

    14. Как надо останавливать маршрутное такси или легковой автомобиль?





Вопросы по итоговой аттестации для учащихся 2 года обучения

  1. Остановочный путь транспортных средств и другие понятия о безопасности дорожного движения

    1. Что означает «Мертвая зона»?

    2. Что означает понятие «Остановочный пункт»?

    3. Что означает понятие «Тормозной путь»?

    4. Может ли транспортное средство мгновенно остановиться после того, как водитель нажмет на тормоз?

    5. Когда водителю труднее затормозить, в начале дождя или когда уже дождь идет некоторое время?

    6. Почему в первый день гололеда ДТП больше, чем в последующие?

    7. Может ли водитель автобуса, трамвая и других транспортных средств не увидеть пешехода, стоящего прямо перед его транспортным средством?

    8. Чем можно объяснить то, что водитель может не заметить пешехода, преходящего проезжую часть?

    9. Правильно ли, что чем больше скорость автомобиля, тем длиннее остановочный путь?

    10. Какую одежду лучше носить в темное время суток?

    11. Какие причины влияет на длину тормозного пути?

    12. Какие причины влияет на длину остановочного пути?

    13. Что влияет на время реакции водителя?

    14. Может ли лицо, не принимающее участие в процессе движения, стать участником ДТП? Ответ обоснуй.

    15. Что такое «Дорожно-транспортное происшествие»?

    16. Что такое «Дорожная ситуация»?

    17. Назовите виды ДТП.

    18. Какое расстояние (сколько метров) вы проходите за один шаг? Как определить это расстояние?

    19. С какой скоростью ты движешься медленным шагом, обычным шагом, быстрым шагом (в м/с)?

    20. Какой запас времени после перехода проезжей части нужно иметь пешеходу и для чего?

    21. Определи минимальное безопасное расстояние до автомобиля, приближающегося со скоростью 60 км/ч, если ширина проезжей части 8м., скорость пешехода 1м/с.

  2. Дорожные знаки

    1. Какое назначение дорожных знаков?

    2. Какое назначение предупреждающих знаков?

    3. Сколько существует групп дорожных знаков? Перечислите их.

    4. Какое назначение знаков приоритета?

    5. Какое назначение запрещающих знаков?

    6. Какое назначение предписывающих знаков?

    7. Какое назначение информационно-указательных знаков?

    8. Какое назначение знаков сервиса?

    9. Какое назначение знаков дополнительной информации?

    10. Что означает знак «Дети», к какой группе он относится?

    11. Какую форму и цвет имеет знак «Движение пешеходов запрещено». К какой группе знаков он относиться, что означает?

    12. Что означает знак «Пешеходная дорожка»?

    13. В чем разница между информационно-указательным знаком «Пешеходный переход» и предупреждающим знаком «Пешеходный переход»?

    14. Можно ли играть на проезжей части дороги, если въезд на нее закрыт знаком «Въезд запрещен»?

    15. Разрешается ли движение пешеходов по дорогам, обозначенным знаком «Автомагистраль»?

  3. Движение на велосипедах и роликах

    1. С какого возраста согласно ПДД разрешено управлять велосипедом при движении по дорогам?

    2. Какие светофоры используются для регулирования велосипедного движения?

    3. Где можно кататься на роликах?

    4. Можно ли достигнув 14 лет и уверенно владея техникой езды на роликах, ездить по тротуару?

    5. Какими мерами предосторожности должен пользоваться катающийся на роликах, чтобы уберечь себя от травм?





1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!