СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная Общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности"" на 2018-2019 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новизна программы "Растениеводство" в гармоничном соединении ботаники, экологии, цветоводства, овощеводства с сельским хозяйством, которое даёт цельное представление о растительном мире, связанном с трудовой деятельностью человека.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная Общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности"" на 2018-2019 учебный год»




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Станция юных натуралистов

города Димитровграда Ульяновской области»



Рассмотрена и одобрена на заседании

педагогического совета

от «___»_____________ 20____г.

Протокол № ________________


«Утверждаю»

Директор МБУДО СЮН

_____________ Н.Ф.Крупина

«____»_____________20____г





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«Растениеводство»



Возраст обучающихся: 9-12 лет

Срок реализации 2 года





Автор-составитель:

Кузнецова Елена Павловна, педагог дополнительного образования





г.Димитровград 2018 год


Рецензенты:


1. внешняя рецензия

(Ф.И.О. рецензента место его работы, должность, учёная степень, категория)

2. внутренняя рецензия:

(Ф.И.О. рецензента место его работы, должность, учёная степень, категория)


Программа рассчитана на 2 года обучения:


1 год – 144 часа (2 раза по 2 часа в неделю; 4х36=144) 9-11 лет

2 год – 216 часов (3 раза по 2 часа в неделю; 6х36=216) 10-12 лет



Возрастной диапазон освоения программы: 9-12 лет










Программа рассмотрена

и одобрена на заседании

педагогического совета

МБУДО СЮН

протокол № ___ от _______

Секретарь _______________


Содержание


Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»


1.1

Пояснительная записка


1.2

Цель и задачи программы


1.3

Содержание программы



1.3.1 Учебный план 1 года обучения



1.3.2 Учебный план 2 года обучения



1.3.3 Содержание учебного плана 1 года обучения



1.3.4 Содержание учебного плана 2 года обучения


1.4

Планируемые результаты



Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»


2.1

Календарный учебный график


2.2

Календарный учебный график по группам



2.2.1 Календарный учебный график группа 1



2.2.2 Календарный учебный график группа 2



2.2.3 Календарный учебный график группа 3



2.2.4 Календарный учебный график группа 4


2.3

Условия реализации программы


2.4

Формы аттестации 


2.5

Оценочные материалы


2.6

Методические материалы


2.7

Список литературы


Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1. Пояснительная записка.


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Растениеводство». Данная программа создана как авторская. Программа составлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242. Она существенно дополняет школьный курс биологии о культурных растениях. Знания учащихся не только расширяются, но и значительно углубляются, детализируются, приобретают выраженную экологическую направленность.

Новизна программы «Растениеводство» в гармоничном соединении ботаники, экологии, цветоводства, овощеводства с сельским хозяйством, которое даёт цельное представление о растительном мире, тесно связанном с трудовой деятельностью человека в сельском хозяйстве. Новизна программы заключается также в формах и методах подачи материала.

В 2006 году программа «Растениеводство» стала лауреатом областного конкурса общеобразовательных программ. Опубликована на сайте образовательного портала «Продлёнка» 7 апреля 2015 года.

Актуальность программы:

В отличие от сельских в городских школах нет условий для изу­чения основ сельского хозяйства, хотя социальная потребность общества в этих знаниях существует, т.к. почти в каждой семье есть дачный участок. На Станции юннатов для этого созданы все необходимые условия: зимние теплицы, большой сельскохозяйственный участок, библиотека со специальной литера­турой. Существующая программа для внешкольных учреждений под редакци­ей М.Б.Коваль «Юный растениевод» устарела. В ней нет эколо­гической направленности, как требует время. Она рассчитана только на лет­ний период времени, а не на весь учебный год. Программа «Растениеводство» позволяет в большей степени учесть индиви­дуальные особенности детей, их интерес к цветоводству и овощеводству. Много издано книг по цветоводству и овощеводству, но они не адаптированы к пониманию их школьниками 9-12 лет. Поэтому создание программы «Рас­тениеводство» с основами цветоводства и овощеводства актуально.

Отличительные особенности программы:

Особенности программы «Растениеводство» заклю­чаются в формах и методах подачи материала. Приоритет отдается практическим занятиям, экскурсиям. Усилена роль занятий, ко­торые проходят вне класса. Даже теоретические занятия проводятся в основ­ном средствами окружающей действительности (в поле, лесу, теплице, на сельхоз. участке). Экскурсии позволяют в естественной обстановке познакомить детей с миром растений, способствуют развитию наблюдательности. Используется нетрадиционная форма подачи материала - игра. Через игру ребенок постигает мир и познает себя, развивает ловкость и фантазию, ум и смекалку. Много времени отводится исследовательской работе юннатов. Научно-исследовательская деятельность необходима для развития творческого мыш­ления учащихся.

Программа составлена на основе нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»

5. Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станции юных натуралистов города Димитровграда Ульяновской области»

Адресат программы: дети

1 года обучения: 9-11 лет

2 года обучения: 10-12 лет;

Психолого-педагогические особенности:

Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Отсюда и ориентация на поведение значимых для них взрослых: педагогов, родителей, родственников.

Вторая важная особенность детей этого возраста — мотивация достижений. Как отмечает Э.А. Фарапонова, поведение младшего школьника, определяется чаще всего мотивами двух видов: во-первых, мотивами, идущими о самой деятельности, поступков и переживаний, которые вызываются конкретными обстоятельствами. Путь к сознанию ребенка проходит через его переживания, эмоциональное состояние. Если занятия, выполнение трудовых обязанностей вызывает радость, приносит удовольствие, закрепляется в успехе, то у ребенка возникает интерес к труду и занятию, желание активно участвовать в работе, чтобы вновь и вновь испытывать вдохновенное чувство радости.

Но, как и любой возрастной период, младший школьный возраст имеет свои проблемы. Они в основном связаны с эмоционально-ценностным отношением к себе. В первую очередь, каждый ребенок сталкивается с проблемой компетентности. Перед ним ежедневно возникают разнообразные познавательный задачи, которых невозможно избежать, какими бы трудными они ни были; у ребенка нет свободы действий, которая есть у взрослых. Поэтому Е.Н.Прошицкая выделяет задачу для педагогов и родителей. «Они должны помочь ребенку научиться воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не дефект личности или признак неминуемой неудачи».

Учебная и трудовая деятельность способствует развитию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного (творческого). На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности.

Мышление у детей 9-12 лет раз­вивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому, поэтому в начале 1 года обучения проводится много экскурсий, демонстрация опыта, модели, используется беседа, познавательная игра. Используется посильный для возраста 9-10 лет труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем не сравнимо. Восприятие учебного материала детей 11 лет более целенаправлен­но, мышление становится последовательным, улучшается способность к абстрактному мышлению. Поэтому на второй год обучения процент теоретических занятий возрастает. Этот возраст наиболее благопри­ятный для развития творческого мышления, поэтому используется метод проектов. Приоритет практических занятий остается, т.к. это имеет большое значение в формировании мировоззрения, закреплении теоретических знаний, приобретении различных умений и навыков.

Таким образом, формы и методы обучения используются в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями и возможностями обучающихся на разных ступенях развития.

Содержание и материал программы «Растениеводство» соответствует общекультурному базовому уровню освоения программы.

Объем программы (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы) - 360 часов:

1 год обучения - 144 академических часов в год;

2 год обучения – 216 академических часов в год;

Срок освоения программы определяется содержанием программы — количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения.

Программа рассчитана на 2 года обучения:

1 год – 144 часа (2 раза по 2 часа в неделю; 4х36=144)

2 год – 216 часов (3 раза по 2 часа в неделю; 6х36=216)

Форма обучения очная

Формы организации образовательного процесса: групповая.


Методы обучения:

Словесные (рассказ, беседа, объяснение); наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение); практические (познавательная игра, проведение опыта, создание проектов, рефератов, практическая работа в теплице и на пришкольном участке)

Типы занятий: комбинированное, теоретическое, практическое, контрольное, экскурсии.

Формы проведения занятий: акция, беседа, викторина, выставка, диспут, познавательная игра, защита проектов, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, праздник, практическое занятие, проведение опыта, экскурсия, тестирование.

Режим занятий (периодичность и продолжительность занятий.)

1 год обучения 2 раза в неделю по 2 академических часа (продолжительность академического часа 45 минут (в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14))

2 год обучения 3 раза в неделю по 2 академических часа (продолжительность академического часа 45 минут (в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14))

Формы подведения итогов реализации программы: реализация творческого проекта, зачет, выставка, тестирование.


1.2. Цель и задачи программы.

Цель - удовлетворить интерес детей к миру сельскохозяйственных растений, привить любовь к природе, к сельскому хозяйству, получить основы агрономического образования, выра­ботать сознательное и бережное отношение к природе, воспитать самостоя­тельную, творчески мыслящую личность.

Задачи:

- предметные - обеспечить усвоение учащимися основных положе­ний сельскохозяйственной науки о строении, жизнедеятельности растений, об их индивидуальном и историческом развитии; добиваться понимания практического значения агрономических знаний, как научной основы сель­скохозяйственного производства, природоохранной деятельности; помочь школе расширить и углубить знания ученика по биологии, естествознанию и экологии ;

- метапредметные - формировать умение по выращиванию растений, прове­дению опытов с растениями, охране природы; развивать логическое мышле­ние и самостоятельность ребенка

- личностные - воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, формировать у каждого ответственность за состояние окружающей среды, способствовать трудовому воспитанию и физическому оздоровлению школьников.

Первый год обучения:

Цель - получение дополнительного образования по цветоводству.

Задачи:

- предметные: обеспечить усвоение учащимися знания истории развития цветоводства, о разнообразии цветочно-декоративных растений, их биологических особенностей, способах размножения; о 30 видах комнатных растений, особенностях ухода за ними, способах борьбы с вредителями и болезнями комнатных растений; формировать понятие об удобрениях, о почве.

- метапредметные: формировать умение собирать зрелые семена цветочных культур, черенковать травянистые растения, бороться с вредителями и болезнями комнатных цветов, подготовить земельную смесь для комнатных растений, для черен­ка, для посева, поливать, рыхлить, подкармливать, обрезать комнатные растения, сеять мелкие и крупные цветочные семена, пикировать цветочные сеянцы, проводить опыты с цветочными растениями

- личностные: воспитывать любовь к цветам, трудолюбие, аккуратность, наблюдательность, самостоя­тельность, чувство долга и патриотизма.

Второй год обучения:

Цель - получение дополнительного образования по овощеводству.

Задачи:

- предметные: обеспечить усвоение учащимися знания о истории развития овощеводства, о семенах основных овощных культур, о районированных сортах основных овощных культур в Ульяновской области, о схемах посева и посадки основных овощных культур, требованиях их к уходу, о значимости в питании каждого овоща, об основных вредителях и болезнях овощных культур;

- метапредметные: формировать умение собирать семена овощных растений; бороться с вредителями и болезнями овощных культур; выращивать рассаду овощных культур; сеять, сажать овощные растения, поливать, рыхлить, подкармли­вать; проводить опыты, направленные на решение поставленных перед сельским хозяйством задач;

- личностные: воспитывать бережное отношение к посадкам сельскохозяйственных культур; воспитывать потребность в труде и уважение к людям труда; воспитывать культуру проводимых сельскохозяйственных мероприятий.


1.3. Содержание программы



3.1.1. Учебный план программы 1 года обучения


п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Введение (6ч.)

1.1

Инструктаж по охране труда и ПДД

2

1

1

Комплексное занятие,

Наблюдение, опрос, тестирование

1.2

Введение в программу «Растениеводство»

2


2

Познавательная игра

Наблюдение

1.3

Знакомство с растениями

2


2

Практическое

Наблюдение

Раздел 2. Значение растений в жизни человека (8ч.)

2.1

Знакомство с теплицей

2


2

Экскурсия, практическое занятие

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

2.2

Значение парка

2

1

1

Комплексное занятие, экскурсия

Наблюдение

2.3

Лесное сообщество

4

2

2

Комплексное занятие, практическое, экскурсия

Наблюдение, выставка

Раздел 3. Семена цветочных культур (12 ч.)

3.1

Сбор семян бархатцев

4

1

3

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

3.2

Сбор семян цинии

4

1

3

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

3.3

Сбор семян алисума

4

1

3

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

Раздел 4. Комнатные растения (18 ч.)

4.1

Красивоцветущие комн. растения

4

1

3

Комплексное занятие, познавательная игра

Наблюдение

4.2

Декор.-лиственные растения

4

1

3

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

4.3

Лианы

2

1

1

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

4.4

Ампельные растения

4

1

3

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

4.5

Суккуленты

2

1

1

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

4.6

Разнообразие комнатных растений

2


2

Контрольное занятие, практическое

Тестирование

Раздел 5. Вредители комнатных растений (12 ч.)

5.1

Тля- внешний вид и меры борьбы

4

1

3

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

5.2

Щитовка - внешний вид и меры борьбы

4

1

3

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

5.3

Другие вредители

4

1

3

Комплексное занятие, практическое, диспут

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

Раздел 6. Болезни комнатных растений (4 ч.)

6.1

Основные болезни

2

1

1

Комплексное занятие, практическое

Анализ выполнения практических заданий

6.2

Симптомы болезней

2

1

1

Комплексное занятие, практическое

Опрос, тестирование

Раздел 7. Размножение комнатных растений (18 ч.)

7.1

Правила черенкования

2

1

1

Комплексное занятие, проведение опыта

Наблюдение, опрос

7.2

Черенкование лиан

2


2

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

7.3

Размножение аспарагуса

2


2

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

7.4

Размножение луковичных растений

2


2

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

7.5

Размножение папоротника

2


2

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

7.6

Размножение полукустарников

2


2

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

7.7

Уход за черенками

4

1

3

Комплексное занятие, практическое

Защита проектов

7.8

Размножение комнатных растений

2


2

Контрольное занятие

Тестирование

Раздел 8. Питание комнатных растений (10 ч.)

8.1

Сроки и правила подкормки

4

1

3

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

8.2

Минеральные и органические удобрения

2

2


Теоретическое занятие

Опрос

8.3

Питательные растворы

4

1

3

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

Раздел 9. Почва, земельные смеси (8 ч.)

9.1

Понятие о почве, земле

4

2

2

Теоретическое занятие, познавательная игра

Наблюдение, опрос

9.2

Земельные смеси

4

1

3

Комплексное занятие, практическое, проведение опыта

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

Раздел 10. Пересадка цветочных растений (8 ч.)

10.1

Пересадка черенков

4

1

3

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

10.2

Пересадка растений

4

1

3

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

Раздел 11. Цветочные растения открытого грунта (36 ч.)

11.1

Однолетники

4

1

3

Теоретическое занятие, познавательная игра

Наблюдение, опрос

11.2

Многолетники

4

1

3

Теоретическое занятие, познавательная игра

Наблюдение, опрос

11.3

Определение семян цветочных культур

2


2

Контрольное занятие

Тестирование

11.4

Условия необходимые для роста семян

6

1

5

Комплексное занятие, практическое, проведение опыта

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

11.5

Подготовка семян к посеву

2

1

1

Теоретическое занятие, практическое

Наблюдение, опрос

11.6

Посев мелких семян

4

1

3

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

11.7

Посев крупных семян

4

1

3

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

11.8

Уход и наблюдение за посевами

4

1

3

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

11.9

Посадка многолетников

2

1

1

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

11.10

Посадка однолетних цветочных культур

4

1

3

Комплексное занятие, практическое, акция

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

Раздел 12. Итоговое занятие (4 ч.)

12.1

Итоговое занятие

4


4

Практическое занятие, контрольное, праздник

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий, тестирование


Итого

144 (100%)

37 (26%)

107 (74%)




1.3. 2 Учебный план программы 2 года обучения

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Введение (6ч.)

1.1

Введение

6

1

5

Комплексное занятие, практическое, познавательная игра

Наблюдение, опрос, тестирование

Раздел 2. Значение овощей в жизни человека (8ч.)

2.1

Экскурсия на пришкольный участок

4

1

3

Комплексное занятие, экскурсия

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

2.2

Знакомство с тепличными овощными растениями

4

1

3

Комплексное занятие, экскурсия

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

Раздел 3. Семена овощных культур (8 ч.)

3.1

Сбор семян крестоцветных

4

1

3

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

3.2

Сбор семян тыквенных

4

1

3

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

Раздел 4. Группировка овощных растений (20 ч.)

4.1

Плодовые овощные растения

4

1

3

Комплексное занятие, познавательная игра

Наблюдение, выполнения практических заданий

4.2

Луковичные

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

4.3

Капустные

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

4.4

Овощи, у которых употребляют в пищу семена

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

4.5

Зеленые культуры

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

4.6

Корнеплоды и клубнеплоды

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

4.7

Пряные культуры

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

4.8

Малораспространённые овощи

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

4.9

Разнообразие овощных растений

2


2

Контрольное занятие, практическое

Тестирование

Раздел 5. Вредители овощных растений (12 ч.)

5.1

Тля- внешний вид и меры борьбы

4

1

3

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

5.2

Белокрылка - внешний вид и меры борьбы

4

1

3

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

5.3

Другие вредители

4

1

3

Комплексное занятие, практическое, диспут

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

Раздел 6. Болезни овощных растений (10 ч.)

6.1

Основные болезни

4

1

3

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

6.2

Симптомы болезней

2

1

1

Комплексное занятие, практическое

Анализ выполнения практических заданий

6.3

Профилактика заболеваний овощных растений

4

1

3

Комплексное занятия, контрольные

Наблюдение, опрос, тестирование

Раздел 7. Удобрения (16 ч.)

7.1

Минеральные удобрения

4

2

2

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

7.2

Органические удобрения

4

2

2

Комплексное занятие

Опрос

7.3

Подкормки

4

1

3

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

7.4

Сроки и правила внесения удобрений

4

1

3

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

Раздел 8. . Почва, тепличные грунты (10 ч.)

8.1

Виды почв

4

2

2

Теоретическое занятие, практическое

Наблюдение, опрос

8.2

Тепличные грунты

2

2


Теоретическое занятие

Опрос

8.3

Приготовление грунта для рассады

4

1

3

Комплексное занятие, практическое, проведение опыта

Наблюдение, тестирование, анализ выполнения практических заданий

Раздел 9. Севообороты (8 ч.)

9.1

Культурооборот

2

1

1

Комплексное занятие

Опрос

9.2

Конвейерное выращивание овощных культур

4

1

3

Комплексное занятие, практическое

Защита проекта

9.3

Севообороты

2

1

1

Комплексное занятие, контрольное

Тестирование

Раздел 10. Выращивание зеленых в теплице (24 ч.)

10.1

Выращивание кресс-салата и горчицы

12

3

9

Комплексное занятие, практическое, проведение опыта, выставка

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

10.2

Выгонка лука на зелень

8

2

6

Комплексное занятие, практическое, проведение опыта

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

10.3

Выращивание петрушки на зелень

4

1

3

Комплексное занятие, практическое, проведение опыта

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

Раздел 11. Выращивание рассады овощных культур (64 ч.)

11.1

Подготовка семян к посеву

12

3

9

Комплексное занятие, практическое, познавательная игра, проведение опыта

Наблюдение, опрос

11.2

Посев семян овощных культур

12

2

10

Комплексное занятие, практическое, проведение опыта

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

11.3

Пикировка сеянцев

20

4

16

Комплексное занятие, практическое, проведение опыта

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

11.4

Уход и наблюдение за рассадой

20

4

16

Комплексное занятие, практическое, проведение опыта

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий, защита проектов

Раздел 12. Посев и посадка овощных культур (26 ч.)

12.1

Подготовка почвы

4

1

3

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

12.2

Посев овощных культур

12

3

9

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

12.3

Посадка овощных культур

10

2

8

Комплексное занятие, практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

Раздел 13. Итоговое занятие (4 ч.)

12.1

Итоговое занятие

4


4

Практическое занятие, контрольное, праздник

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий, тестирование


Итого

216 (100%)

58 (27%)

158 (73%)




1.3.3 Содержание учебного плана 1 года обучения


1.Введение.

Всего:6часов.

Цель: Заинтересовать учащихся в занятиях объединения «Юный агроном». Познакомить с правилами ТБ и ПДД.

Теория: Знакомство с детьми. Беседа о интересах воспитанников. Лекция о истории развития станции юннатов. Обсуждение режима работы кружка, досуга детей. Чтение правил по технике безопасности и правил дорожного движения. Беседа о причинах травматизма.

Практика: Коллективный труд с различными орудиями труда. Познавательная игра «Зелёный огонёк». Тест по методики «Альтернатива» В.А. Ясвина, направленный на диагностику ведуще­го типа мотивации взаимодействия с природными объектами. Тест «Изучение опыта общения учащихся с природой». Тест по ПДД.


2. Значение растений в жизни человека.

Всего: 8 часов.

Темы:

- Знакомство с теплицей

- Значение парка

- Лесное сообщество

Теория:

- Правила поведения в теплице. История развития теплиц. Виды

теплиц, парников. Что можно вырастить в парнике и в теплице. Рассказ о комнатных цветах.

- Беседа о растительном составе парка. Назначение газонов. Разнообразие газонов. Назначение цветника

- Беседа о правилах поведения в лесу. Разбор понятия «этажи леса», «пищевые цепочки». Чтение рассказа Ю.Дмитриева «Что такое лес?»

Практика:

- Индивидуальное задание: нарисовать комнатное растение и описать его по схеме: лист (форма, цвет, размер), стебель (длинный, короткий, древесный, травянистый, стелющийся), цветок (размер, цвет, соцветие)

- Фотографирование клумбы, робатки, арабески, альпинария. Сбор красивых листьев. Небольшие зарисовки детей цветников. Сбор мусора в мешки на территории парка

- Наблюдение за жизнью леса. Проводится словесная игра «пищевые цепочки» в лесу. Фотографирование лесных объектов. Сбор природного материала (листьев, шишек, мха, коряг и др.)

- Индивидуальная работа: поделка из природного материала.


3. Сбор семян цветочных культур. ;

Всего: 12 часов.

Темы:

- Сбор семян бархатцев

- Сбор семян цинии

- Сбор семян алисума

Теория:

- понятие семя, строение семени, внешний вид алисума, бархотцев, циннии, однолетних георгинов, агератума, сальвии, петуньи.

Практика:

- игра « Я садовником родился».

- Сбор зрелых семян алисума, бархатцев, циннии, однолетних георгинов, агератума, сальвии, петуньи.


4.Комнатные растения.

Всего: 18 часов.

Темы:

- Красивоцветущие комнатные растения

- Декоративно -лиственные растения

- Лианы

- Ампельные растения

- Суккуленты

- Разнообразие комнатных растений

Теория:

- лекция об истории развития цветоводства. Подразделение цветов на несколько групп. Рассказ о декоративно-лиственных, декоративно-цветущих, лианы, ампельные, суккуленты. Рассказ о растениях по плану: история, география, в честь кого назван, требования к условиям среды.

Практика:

- оформление этикеток. Зарисовать любимый цветок в тетради. Тестирование.

Индивидуальная работа: рефераты по темам

  1. Растения в висячих вазах.

  2. Опасные растения.

  3. Папоротники.

  4. Пальмы.

  5. Кактусы.

  6. Интересные суккуленты.

  7. Бегонии.

  8. Лианы.

.

5. Вредители комнатных растений.

Всего: 12 часов.

Теория: беседа о вредителях и о вреде наносимом растениям с примером из

жизни. Лекция о вредителях ( тля, белокрылка, клещ...) Называются

агротехнические и биологические способы борьбы с вредителями. Показ

пораженных растений с четкими признаками поражения.

Практика: находят самостоятельно в теплице растения пораженные тлей,

белокрылкой, клещом. Рассматривают под микроскопом листья бегонии,

пораженные клещом. Зарисовывают вредителя в тетрадку. Готовят рабочий

раствор: 15г лука мелко нарезать, залить 1л. воды, настоять 12 часов в плотно

закрытой таре. Готовят раствор из хозяйственного мыла и опрыскивают

пораженные растения рабочим раствором приготовленным на предыдущем

занятии. Щитовку уничтожаем протирая тряпочкой.

Повторение: вредители - трудный материал для усвоения учащимися, но постоянный практический контроль за пораженными растениями помогает лучше его усвоить. Правила ТБ.


6. Болезни комнатных растений.

Всего: 4 часа.

Теория: беседа с детьми о гриппе, с целью выявления понятия симптом. Рассказ по плакатам о симптомах болезней у комнатных растений. Наблюдение за больными растениями.

Практика: рассмотреть больные растения по рисункам, определить , чем болеет растение. Найти больные растения в теплице, обратив внимание на листья и стебли растений. Определить самостоятельно по листу заболеваемость растения.


7. Размножение комнатных растений.

Всего:18часов.

Теория: беседа с детьми о том, что мы собираем осенью ( о семенах ), для чего мы это делаем? Рассказ о растениях, которые можно размножить семенами. Рассматриваем вегетативное размножение травянистых растений. Показ среза черенка. Черенок - это часть стебля с листьями, почками или часть листа. Лекция о том, какие растения можно размножить черенком с почками и с листьями, какие листом, какие частями листа, какие семенами и делением куста. Показ деления куста папоротника. Рассказ о луковичных, которые размножаются детками. Показ правильного отделения детки-луковицы. Рассказ о размножении полукустарников. Объяснение правильного выбора черенка. Беседа о правильном уходе за черенками. Рассказ о методике проведения опыта.

Практика: опыты по размножению растений разными методами. Самостоятельное нарезание черенков. Закладка опыта «Выявление наилучшего приживания черенка». Для этого помещаем черенки в разные субстраты: банка с водой, ящик с землей. Наблюдаем за приживаемостью черенков через неделю, через месяц ( приложение «Методическая разработка проведению опытов с растениями» ). Сажаем детки амариллисов в стеллажи с землей или ящики на 1/3 выше уровня почвы. Ухаживаем за посаженными черенками: полив, рыхление.

Тест на размножение комнатных растений. Оформление самостоятельной работы по своему опыту. Защита своей работы. Темы исследовательских работ:

  1. Где быстрее дает корни черенок традесканции в воде или земле.

  2. Где быстрее дает корни черенок циперуса в темноте или на свету.

  3. Где быстрее дает корни лист фиалки в темноте или на свету. .

  1. Влияние температуры на приживаемость черенков традесканции.


8.Питание комнатных растений.

Всего: 10 часов. Цель: Развивать знания об удобрениях.

Теория: беседа о витаминах, для чего они служат, откуда они поступают к нам в организм. Взаимосвязь человека с растениями. Макроэлементы: азот, фосфор, калий, сера, магний, кальций. Микроэлементы: цинк, марганец, бор, молибден, железо. Органические удобрения: навоз коровий, птичий помет, травяная мука. Минеральные удобрения: мочевина, селитра, аммофос, метафосфат калия. Лекция о сроках и правилах подкормки.

Практика: готовят рабочий раствор для подкормки. Подкармливают растение. Закладка коллективного опыта «Влияние различных питательных растворов на колеус».


9. Почва. Земельные смеси.

Всего: 8 часов.

Теория: понимание значения земли и почвы. Рассказ о земле. Беседа по вопросам. Беседа о мероприятиях по охране почв, о методах повышения плодородия почв, о культуре землепользования. Понятие о земельных смесях.

Практика: запись в тетради определения почвы, виды почв ( дерновая, листовая, хвойная, торф, песок ). Определяют влажность почвы на ощупь. Составление таблицы земельных смесей.

Закладка долгосрочного опыта «Влияние земельной смеси на рост и развитие комнатных растений» Работа по подгруппам

  1. группа готовит земельные смеси № 1,2,3,4,5,6 для эписции.

  2. группа готовит смеси № 1,2,3,4,5,6 для герани. .


10. Пересадка растений.

Всего: 8 часов.

Теория: Беседа о правилах. Для чего они необходимы? Вспомним, когда черенковали растения? Какие они сейчас? Сравнение. Педагогом даются правила пересадки черенков, горшечных растений. Рассказ о необходимости пересадить цветок. Разглядывание цветка и беседа по наводящим вопросам. Подвести к выводу, что цветок необходимо пересадить.

Практика: Пересадка черенков и горшечных растений , которые нуждаются в пересадке. Тест по блокам «Почва. Земельные смеси.» и «Пересадка растений».

Индивидуальная работа: Самостоятельно пересадить цветы у себя дома.

11. Цветочные растения открытого грунта.

Всего:36 часа.

Темы:

- Однолетники

- Многолетники

- Определение семян цветочных культур

- Условия необходимые для роста семян

- Подготовка семян к посеву

- Посев мелких семян

- Посев крупных семян

- Уход и наблюдение за посевами

- Посадка многолетников

- Посадка однолетних цветочных культур

Теория: Биологические особенности многолетников и однолетников. Способы размножения многолетников. Связь с фенологическими изменениями в природе (сбор семян осенью, а посев весной). Беседа по вопросам : чем отличаются семена друг от друга (форма, размер, окраска). Рассказ о том, как долго растения могут находиться в состоянии покоя (зерновые культуры в зернохранилищах, семена, найденные в толще льда, гробницах). Что необходимо для прорастания семени? Беседа по вопросам. Основные правила посева мелких семян и крупных семян. Режим ухода за сеянцами.

Практика: Провести познавательную игру «Какое это семя?» на закрепление названий растений и определение семян цветочных культур. Очистка семян. Проведение опыта. Для быстрого получения результата берем семена гороха и помещаем в различные условия.

Результаты наблюдений занести в тетрадь .

Проверка всхожести семян в % . Подготовка ящиков к посеву. Посев мелких и крупных семян. Подписывают ящики с посевами. Ухаживают за всходами. Пробуют пикировать крупные семена. Тестирование.

Индивидуальная работа: темы опытов

  1. Влияние земельной смеси на качество цветов.

  2. Влияние температурного режима на всходы.

  3. Влияние светового режима на качество сеянцев.

  4. Наблюдение над прорастанием семян гемантус без земли и без воды.

  5. Получение семян фуксии и выращивание ее из семян..

Уход за многолетниками ( полив, перекопка, рыхление, подкормка,

вырезка, опрыскивание ), посадка и пересадка многолетников; подготовка места под посадку однолетних культур ( перекопка, боронование, разравнивание борозд ), посадка цветов в открытый грунт.

72.Итоговое занятие .

Всего: 4 часа.

Цель: подвести итоги знаний и умений приобретенных за год.

Задачи: продемонстрировать свои знания в биологической викторине, интересно провести праздник «В мире лекарственных растений».

Цель праздника: приобщить детей к миру лекарственных растений, воспитывать гуманное отношение к природе, оценить творческие , коммуникативные и организационные навыки ребенка.

Содержание: распределить роли среди юннатов, пригласить к участию в празднике руководителей СЮН, других юннатов. Каждый участник оформляет свой уголок: цветочная выставка, композиция, выставка поделок или исследовательских работ.


1.3.4 Содержание учебногоплана 2 года обучения


1.Введение.

Всего:6 часов.

Теория: Знакомство с правилами поведения юннатов, планом, режимом обучения. Просмотр детских поделок, показ фотографий. Беседа на тему «Как провел лето?», «Что удалось вырастить?». Отгадываем загадки про овощи. Рассказ про овощные растения, что к ним относится. Беседа для выяснения знаний правил ТБ и ПДД, травматизма и его причины. Показ правильного обращения с орудиями труда - лопатой, граблями, землей, совочками, ножницами, секатором.

Практика: Выбираем старосту. Игра с мячом «Овощ, плод или цветок?» (по типу съедобное - не съедобное). Готовим класс и теплицу к работе, оформляем стенгазету. Коллективный труд с различными орудиями труда. Познавательная игра «Зелёный огонёк». Тест по методики «Альтернатива» В.А. Ясвина, направленный на диагностику ведуще­го типа мотивации взаимодействия с природными объектами. Тест «Изучение опыта общения учащихся с природой». Тест по ПДД.

2.3начение овощей в жизни человека.

Всего: 8 часов.,

Теория: Знакомые овощи. Условия необходимые для выращивания овощных растений. Овощи открытого грунта и тепличные растения. Беседа о значении овощей в жизни человека, их роль в питании. Назначение современных теплиц. Виды переносных укрытий, парников, теплиц. История развития теплиц. Температура и влажность воздуха в теплице. Отличие по химическому составу овощей открытого грунта от тепличных.

Практика: Измерение температуры в теплице. Приготовление блюд из капусты, моркови, свеклы. Уборка овощей на агроучастке СЮН. Определение площади поля в шагах. Познавательная игра «Вокруг Света по стране Легумии»

3. Семена овощных культур.

Всгго:8 часа.

Темы:

- Сбор семян крестоцветных

- Сбор семян тыквенных

Теория: Лекция о семенах, значении семени для растения. Показ коллекции овощных семян. Беседа о применении семян.

Практика: Провести познавательную игру «Чье это семя?» на определение семян овощных культур. Определение размеров семян.Сбор семян моркови, петрушки, укропа, тыквы, кабачка.


4.Группировка овощных растений.

Всего: 20 часов.

Темы:

- Плодовые овощные растения

- Луковичные

- Капустные

- Овощи, у которых употребляют в пищу семена

- Зеленые культуры

- Корнеплоды и клубнеплоды

- Пряные культуры

- Малораспространённые овощи

- Разнообразие овощных растений

Теория: Лекция об агротехнике выращивания томата, перца, баклажана, огурца, тыквы, кабачка. Самые известные сорта этих овощей.

Рассказ о различии репчатого лука, лука-слизуна, лука-шалотт, лука-порей. Агротехника выращивания лука и чеснока. Лекарственные свойства этих растений. Сказка о том, как овощи воевали.

Легенда о капусте. Знакомство с белокочанной, брюссельской, цветной, краснокочанной капустой и брокколи. Лекция о бобовых. Агротехника выращивания фасоли, гороха, бобов, кукурузы. Витаминная ценность зеленых культур. Способы выращивания. Агротехника выращивания открытого грунта. Особенности выращивания зеленых культур в зимней теплице. Беседа о витаминной ценности моркови, свеклы, репы, редиса. Время посева, схемы посева, требования к поливу корнеплодов. Клубнеплоды: земляная груша, картофель. История появления картофеля в России. Что такое клубень? Какие у картофеля семена? Схемы посадки картофеля, основные приемы агротехники. Что такое окучивание? Разнообразие блюд из картофеля.

Лекция о пряных культурах. Знакомство с запахами сухих листьев базилика, мяты, укропа, шалфея, тимьяна; семян тмина, кориандра.

Лекция о малораспространенных овощах (бамия, фенхель, хрен, горчица), их значении в медицине, косметике, пищевой промышленности. Практика:

Дегустация консервированных томатов и огурцов, свежей тыквы. Инсценировка сказки «Как овощи воевали». Готовим салат из капусты. Игра: «Сортировка смеси семян». Инсценировка сказки «Репка». Поделки из овощей.

Зачет по карточкам с вопросами. Сдача и защита рефератов (о любимом овощном растении).

5. Вредители овощных растений.

Всего: 12 часов.

Теория: Беседа о вреде наносимом вредителями посевам с примерами из жизни. Лекция о вредителях (тля, белокрылка, крестоцветная блошка, клещ, колорадский жук, бабочка). Показ коллекции вредителей, пораженных растений с четкими признаками поражения. Подробный разбор агротехнических, биологических, химических способов борьбы с вредителями овощных культур.

Практика: Зарисовка вредителей в тетради. Приготовить рабочий раствор .

6. Болезни овощных растений.

Всего: 10 часов.

Теория: Заболевание капусты - кила капусты. Мучнистая роса. Рассматриваем пораженные листья огурца мучнистой росой. Фитофтороз. Парша. Оптимальные условия развития болезней. Профилактика заболеваний.

Практика: Зарисовываем наросты на корнях в тетрадь. Рисуем в тетради лист с мучнистой росой. Зарисовываем пораженные лист и клубень картофеля. Составляем прогноз заболевания по данной температуре и влажности воздуха. Отбираем здоровый посадочный материал картофеля. Обрабатываем клубни картофеля.


7. Удобрения.

Всего: 16 часов.

Теория: Минеральные удобрения. Сравнение по цвету и по размеру гранул

различные минеральные удобрения. Таблица требования овощей минеральных веществ. Признаки недостачи питательных веществ. Находим среди растений те, которым недостает тот или иной элемент питания. Органические удобрения. Различие между минеральными и органическими удобрениями. Таблица состава органических удобрений: навоза свиней, коров, конского, перегноя, птичьего помета, фекалий, сточных вод, торфа, бытового мусора, зеленной массы, древесной листвы, ила. Виды подкормок, сроки и способы их внесения. Влияние условий внешней среды на питание растений.

Практика: Закладка долгосрочного опыта: «Влияние различных подкормок на рост, развитие и вкусовые качества лука зеленого».

Контрольный ящик лука полив водой

Опыт № 1 подкормка комплексным удобрением

Опыт № 2 подкормка азотным удобрением

Опыт № 3 подкормка калийным удобрением

Опыт № 4 подкормка фосфорным удобрением


8. Почва. Тепличные грунты.

Всего: 10 часа.

Теория: Отличие понятий земля и почва, их значение. Беседа о мероприятиях по охране почв, о методах повышения плодородия почв. Виды почв. Тепличные грунты. Типы субстратов. Подготовка грунтов. Применение удобрений в теплицах.

Практика: Осмотр теплицы СЮН. Определение типа субстрата. Рыхлящие материалы, применяемые для улучшения воздухопроницаемости и влагоемкости грунта. Реакция среды. Приготовление грунта для рассады. Тестирование.


9. Севооборот и культурооборот.

Всего:8 часов.

Теория: Севооборот в открытом грунте . Требования к питанию и прополке

различных овощных культур. Предшественники овощных культур. Культурооборот в зимних теплицах и в пленочных. Конвеерное выращивание овощей.

Практикаь: Самостоятельное составление севооборота.


10. Выращивание зеленых в теплице.

Всего: 24 часов.

Теория: Внешнее знакомство с теплицей СЮН. Виды переносных укрытий. парников, теплиц. Зеленые культуры, их требования к условиям выращивания. Сроки посева зеленых культур в зимней и пленочной теплицах. Подробное описание выращивания кресс-салата, горчицы, лука и петрушки на зелень.

Практика: Приготовление земельных смесей. Посев кресс-салата и горчицы. Посадка корней петрушки на зелень. Закладка опыта по теме «Различные способы выгонки репчатого лука на зелень». Задачи опыта: выяснить влияние способов выгонки лука на скорость роста зеленого пера, на массу зелени, на дружность роста. Выделить лучший способ выгонки лука на зелень (приложение).


11. Выращивание рассады овощных культур

Всгго:64 часа.

Темы:

- Подготовка семян к посеву

- Посев семян овощных культур

- Пикировка сеянцев

- Уход и наблюдение за рассадой

Теория: Лекция о семенах, значении семени для растения. Показ коллекции овощных семян. Беседа о применении семян. Определение размеров семян. Условия, необходимые для прорастания различных семян овощей. Качество, калибровка и хранение семян. Подготовка семян к посеву: обеззараживание, намачивание, проращивание, барботирование, закаливание, дражирование. Земельная смесь для посева семян. Особенности посева капустных, плодовых овощных культур.

Необходимость пикировки. Фаза, схема, правила пикировки томата, перца,

баклажана, ранней капусты, средней капусты и поздней капусты. Особенности ухода за рассадой капусты, томата и перца. Температурный режим.

Практика: Провести познавательную игру «Чье это семя?» на определение семян : овощных культур. Подготовка семян к посеву. Подготовка земельной смеси для посевов. Посев семян капусты, перца, баклажана, томата. Полив сеянцев розовым раствором марганцовки. Проведение опыта «Влияние температуры на всхожесть семян капусты». Подготовка земельной смеси для пикировки. Пикировка капусты, перца и томата. Полив, подкормка, прополка рассады. Закладка долгосрочного опыта

«Влияние схемы пикировки на качество рассады». Задача опыта - определить

оптимальную схему пикировки капусты, перца, томата.


12. Посев и посадка овощей в открытый грунт.

Всего:26 часов.

Теория: Обработка почвы. Внесение удобрений. Подготовка грядки к посеву. Схемы, правила посева и посадки овощных культур в открытый грунт. Правила ТБ.

Практика: Планировка участка. Перекопанные участки разравниваем граблями, делаем грядки, сеем морковь, свеклу, тыкву, прикатываем. Сажаем рассаду овощных культур.Разбивание почвенной корки. Окучивание.

13. Итоговое занятие.

Всего:4часа. .

Цель: Подвести итоги знаний и умений приобретенных за год и по программе «Растениеводство».

Практика: Озеленение школьного двора, городских клумб. Проект на лучшую клумбу. Проведение мероприятия «Сельский календарь». Тестирование



1.4 Планируемые результаты.

1. Высокий уровень. У учащихся имеются осознанные знания о трудовой деятельности, трудовых навыках по основным разделам программы, понимают значимость данной деятельности для людей. Учащиеся положительно относятся к трудовой деятельности, а также у детей выражены интересы к учебной и профессиональной деятельности, имеется потребность в труде, ответственное отношение к труду, учебе, людям, коллективу. Учащиеся активны в определении будущей трудовой деятельности, активно участвуют в труде, проявляя трудолюбие, способны проявлять творчество и самостоятельность. Дети способны добросовестно выполнять трудовую деятельность, владеют специальным оборудованием. Ребёнок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой: собирать семена, бороться с вредителями и болезнями, приготовление земельной смеси, посев и посадка растений, проведение агротехнических приёмов (полив, прополка, рыхление и т.д.), проведение опытов. Учащийся овладел общеучебными умениями и навыками: умение подбирать литературу, пользоваться компьютерными источниками информации. Ребёнок овладел учебно-коммуникативными умениями: слушать и слышать педагога, выступать перед аудиторией, вести дискуссию. Учащийся овладел учебно-организационными умениями и навыками: организовать своё рабочее место, соблюдать правила безопасности.


Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий


2.1 Календарный учебный график


Начало учебного года 15 сентября 2018 года

Окончание учебного года 31 мая 2019 года

Продолжительность учебного года 36 недель

В течение осенних, зимних, весенних каникул образовательный процесс проводится согласно календарному учебному графику.



2.2.1 Календарный учебный график 1 года обучения группа № ________


п/п

месяц

число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля



Комплексное

2

Инструктаж по охране труда и ПДД

Каб. Орнитологии

СЮН

Опрос



Позн. игра

2

Введение в программу «Растениеводство»

Каб. Орнитологии

СЮН

Наблюдение, тестирование



Практика

2

Знакомство с растениями.

Агрон. Участок СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Экскурсия, практика

2

Знакомство с теплицей

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплексн., экскурсия

2

Значение парка

Парк г. Димитровграда

Наблюдение



Комплексн., экскурсия

2

Лесное сообщество

Лес г. Димитровграда

Наблюдение



Комплексн., практика

2

Лесное сообщество

Лес г. Димитровграда

Выставка



Комплекс., практика

2

Сбор семян бархатцев

Агрон. Участок СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Сбор семян бархатцев

Агрон. Участок СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Сбор семян цинии

Агрон. Участок СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Сбор семян цинии

Агрон. Участок СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Сбор семян алисума

Агрон. Участок СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Сбор семян алисума

Агрон. Участок СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс.

2

Красивоцветущие комн. растения

Теплица СЮН

Наблюдение



Позн. игра

2

Красивоцветущие комн. растения

Каб. Орнитологии

СЮН

Наблюдение



Комплекс., практика

2

Декор.-лиственные растения

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Декор.-лиственные растения

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Лианы

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Ампельные растения

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Ампельные растения

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Суккуленты

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Контроль

2

Разнообразие комнатных растений

Теплица СЮН

Тестирование



Комплексн.

2

Тля- внешний вид и меры борьбы

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Практика

2

Тля- внешний вид и меры борьбы

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплексн.

2

Щитовка - внешний вид и меры борьбы

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Практика

2

Щитовка - внешний вид и меры борьбы

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Практика

2

Другие вредители

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Диспут

2

Другие вредители

Каб. Орнитологии

СЮН

Наблюдение



Комплекс., практика

2

Основные болезни

Теплица СЮН

Анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Симптомы болезней

Теплица СЮН

Опрос, тестирование



Компл., опыт

2

Правила черенкования

Теплица СЮН

Наблюдение, опрос



Комплекс., практика

2

Черенкование лиан

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Размножение аспарагуса

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Размножение луковичных растений

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Размножение папоротника

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Размножение полукустарников

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Уход за черенками

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Уход за черенками

Каб. Орнитологии

СЮН

Защита проектов



Контроль

2

Размножение комнатных растений

Каб. Орнитологии

СЮН

Тестирование



Комплекс., практика

2

Сроки и правила подкормки

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Сроки и правила подкормки

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Теорет.

2

Минеральные и органические удобрения

Каб. Орнитологии

СЮН

Опрос



Комплекс., практика

2

Питательные растворы

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Питательные растворы

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Теорет.

2

Понятие о почве, земле

Каб. Орнитологии

СЮН

Опрос



Позн. игра

2

Понятие о почве, земле

Каб. Орнитологии

СЮН

Наблюдение



Комплекс., практика, опыт

2

Земельные смеси

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика, опыт

2

Земельные смеси

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Пересадка черенков

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Пересадка черенков

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Пересадка растений

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Пересадка растений

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Теорет.

2

Однолетники

Каб. Орнитологии

СЮН

Опрос



Позн. игра

2

Однолетники

Каб. Орнитологии

СЮН

Наблюдение



Теорет.

2

Многолетники

Каб. Орнитологии

СЮН

Опрос



Позн. игра

2

Многолетники

Каб. Орнитологии

СЮН

Наблюдение



Контроль

2

Определение семян цветочных культур

Каб. Орнитологии

СЮН

Тестирование



Комплекс., практика, опыт

2

Условия необходимые для роста семян

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика, опыт

2

Условия необходимые для роста семян

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика, опыт

2

Условия необходимые для роста семян

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Теор., практика

2

Подготовка семян к посеву

Теплица СЮН

Наблюдение, опрос



Комплекс., практика

2

Посев мелких семян

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Посев мелких семян

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Посев крупных семян

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Посев крупных семян

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Уход и наблюдение за посевами

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Уход и наблюдение за посевами

Теплица СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Посадка многолетников

Агр. Участок СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Посадка однолетних цветочных культур

Агр. Участок СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Комплекс., практика

2

Посадка однолетних цветочных культур

Агр. Участок СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий



Контроль

2

Итоговое

Каб. Орнитологии

СЮН

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий, тестирование

72




Праздник

2

Итоговое

Каб. Орнитологии

СЮН

Наблюдение



3.3.2 Календарный учебный график 2 года обучения

п/п

месяц

число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля






























108









2.3 Условия реализации программы


Условиями реализации образовательной программы являются:

-теплица школы с наличием 70 видов комнатных растений, учебно-опытный участок плодового сада, цветочного, овощного и кормового отделов; специальное оборудования и инвентарь; наглядные средства и методические материалы. разработанный ОМК для учащихся, диагностический материал. Разработано программно-методическое обеспечение.


2.4 Формы аттестации

Формы аттестации— наблюдение, анализ выполнения практических заданий, опрос, тестирование, творческая работа, проект, выставка, конкурс.



2.5. Оценочные материалы


Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы.

Использовались следующие методы диагностики когнитивного критерия: тест «Изучение опыта общения учащихся с природой» , беседа на теоретических занятиях, опрос по основным разделам программы.

Использовались следующие методы диагностики мотивационно - потребностного критерия:

1. наблюдение, которое осуществляется на практических занятиях по программе, в процессе общественно полезной деятельности. Обращается внимание на активность участия учащихся в мероприятиях, конкурсах, общественно-полезном труде;

2. тест по методики «Альтернатива» В.А. Ясвина, направленный на диагностику ведуще­го типа мотивации взаимодействия с природными объектами (приложение № 4);

3. собеседование проводится индивидуально и позволяет определить мотивацию и потребность в разных видах деятельности.

Использовались следующие методы диагностики деятельностно -практического критерия:

1. наблюдение показывает способность выполнять трудовую деятельность , владение специальным оборудованием; наличие общеучебных умений и навыков, учебно-коммуникативных умений, учебно- организационных умений и навыков;

2. анализ продуктов деятельности включает в себя оценку следующих трудовых навыков детей, предусмотренных программой : собирать семена, бороться с вредителями и болезнями, приготовление земельной смеси, посев и посадка растений, проведение агротехнических приёмов (полив, прополка, рыхление и т.д.), проведение опытов;

3. экспертные оценки в конкурсах;

4. наличие грамот определяют творческие достижения учащихся.


Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

Показатели (оцениваемые параметры

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Баллы

1. Теоретическая подготовка ребенка.

1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);


Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);


Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период)

1



5



10


1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);


Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);


Максимальный уровень(специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием).

1



5



10


ВЫВОД:

Уровень теоретической подготовки

Низкий

Средний

Высокий

2-6

7-14

15-20

2. Практическая подготовка ребенка.

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям


Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);


Средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более 1/2);


Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).

1



5



10


2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);


Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);


Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1



5



10


2.3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);


Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);


Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

1




5



10


ВЫВОД:

Уровень практической подготовки

Низкий

Средний

Высокий

3-10

11-22

23-30

3. Общеучебные умения и навыки ребенка.

3.1. Учебно-интеллектуальные умения:


3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе

и анализе литературы

Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднений при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и

контроле педагога);


Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);


Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает любых трудностей).

1





5



10

3.1.2. Умение пользоваться

компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Уровни — по аналогии

с п.3.1.1.

1

5

10

3.1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные

учебные исследования)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Уровни — по аналогии

с п. 3.1.1.

1

5

10

3.2. Учебно-коммуникативные умения:


3.2.1. Умение слушать и слышать педагога


3.2.2. Умение выступать перед аудиторией


3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Адекватность восприятия ин-

формации, идущей от педагога


Свобода владения и подачи

обучающимися подготовлен-

ной информации


Самостоятельность в построении

дискуссионного вьклупления. Логика в построении доказательств

Уровни — по аналогии

с п.3.1.1,


Уровни — по аналогии

с п. 3.1.1.



Уровни — по аналогии

с п. 3.1.1.

1

5

10


1

5

10


1

5

10

3.3. Учебно-организационные умения

и навыки:


3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место




3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности








3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу





Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой


Соответствие реальных навыков соблюдения правил

безопасности программным требованиям






Аккуратность и ответственность в работе





Уровни — по аналогии

с п. 3.1.1.





Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем '/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);


Средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2);


Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, пред-


усмотренных программой за конкретный период).


Удовлетворительно

Хорошо

Отлично





1

5

10


9-30

31-62

63-90

ВЫВОД:

Уровень обще-учебные умений и навыков

Низкий

Средний

Высокий

до 46

47-98

99-140

Заключение

Результат обучения ребенка

по дополнительной образовательной программе

Низкий

Средний

Высокий

Мониторинг личностного развития ребенка в процессе внедрения в дополнительной образовательной программы

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Кол-во баллов

1. Организационно-волевые качества.

1.1. Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности.

Терпения хватает менее чем на1/2 занятия. Терпения хватает более чем на 1/2 занятия. Терпения хватает на все занятие.

1

5

10

1.2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям.

Волевые усилия ребенка побуждаются извне.

Иногда — самим ребенком.

Всегда – самим ребенком.

1

5

10

1.3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия).

Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне.

Периодически контролирует себя сам.

Постоянно контролирует себя сам.

1

5

10

ВЫВОД:

Уровень сформированности организационно-волевых качеств

Низкий

Средний

Высокий

До

4-15 16-30

II. Ориентационные качества

2.1.Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.

Завышенная.

Заниженная.

Нормальная.

1

5

10

2.2. Интерес к занятиям в детском объединении

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы.

Интерес к занятиям продиктован ребенку извне.

Интерес периодически поддерживается самим ребенком.

Интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно.

1

5


10

ВЫВОД:

Уровень сформированности ориентационных качеств

Низкий

Средний

Высокий

До

2 3- 10 11-20

III. Поведенческие качества

3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) процессе взаимодействия)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации.

Периодически провоцирует конфликты.

Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать.

Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты.

1

5

10

3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные.

Избегает участия в общих делах.

Участвует при побуждении извне.

Инициативен в общих делах.

1

5

10

ВЫВОД:

Уровень сформированности поведенческих качеств

Низкий

Средний

Высокий

До

2 3-10 11-20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результат личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы

Низкий

Средний

Высокий

0-7

8-37 38-70



2.6. Методические материалы


Методическое обеспечение программы 1 год

Раздел

или

тема

программы

Формы

занятии

Приемы и методы

организации

образовательной

деятельности

(в рамках занятия)

Дидактический

материал

Техническое

оснащение

занятия

Формы

подведения

итогов

Введение

Комплексное, практическое, позн. игра

Словесные, наглядные, практические

Позн. игра «Зелёный огонёк», Тест «Изучение опыта общения учащихся с природой». Тест по ПДД.


Стол 8шт. 7ШТ.

Стул, лопата, 13шт.

грабли, сито, 13 шт.

мотыга, лейка, 13шт.

ящик, кашпо, ножницы,

совочки, лупа,

ведро 16шт

Носилки 4шт. 2шт.

Опрыскиватель 4шт. 6шт.

Секатор 2шт. Зшт.

Пикир. палочка 16шт. 13шт.

теплица 70 растений



Наблюдение, опрос, тестирование

Значение растений в жизни человека

Комплексное, практическое,

экскурсия

Словесные, наглядные, практические

Разработка маршрута экскурсий, карточки «Растения»

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий, выставка

Семена цветочных культур

Комплексное, практическое

Словесные, наглядные, практические

Разработка открытого занятия «Определение

семян», коллекция семян, карточки «Семена»

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий

Комнатные растения

Комплексное, практическое, позн. игра

Словесные, наглядные, практические

Тест «Комнатные растения», Позн. Игра «Волшебный горшочек»

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий, тестирование

Вредители комнатных растений

Комплексное, практическое,диспут

Словесные, наглядные, практические

Карточки «Вредители растений»

Наблюдение, анализ выполнения практич. заданий

Болезни комнатных растений

Комплексное, практическое

Словесные, наглядные, практические

Карточки «Болезни растений», тест «Защита растений»

Опрос, анализ выполнения практич. заданий, тестирование

Размножение комнатных растений

Комплексное, практическое, проведение опыта

Словесные, наглядные, практические

Разработка методики проведения опытов с растениями, разработка методики исполнения проекта

Опрос, анализ выполнения практич. заданий, тестирование, наблюдение, защита проекта

Питание комнатных растений

Комплексное, практическое, теорет.

Словесные, наглядные, практические

Разработка методики проведения опытов с растениями

Опрос, анализ выполнения практич. заданий, наблюдение

Почва, земельные смеси

Комплексное, практическое, проведение опыта, позн. игра

Словесные, наглядные, практические

Разработка методики проведения опытов с растениями, игра «Куличики»

Опрос, анализ выполнения практич. заданий, наблюдение

Пересадка цветочных растений

Комплексное, практическое

Словесные, наглядные, практические

Технологическая карта «Пересадка растений»

Анализ выполнения практич. заданий, наблюдение

Цветочные растения открытого грунта

Комплексное, практическое, позн. игра, акция

Словесные, наглядные, практические

Позн. игра «Однолетники», Позн. игра «Многолетники», тест «Семена»

Анализ выполнения практич. заданий, наблюдение, опрос, тестирование

Итоговое занятие

Практическое, контроль, праздник

Словесные, наглядные, практические

Разработка праздника «В мире лекарственных растений». Тест «Изучение опыта общения учащихся с природой».

Анализ выполнения практич. заданий, наблюдение, тестирование


Методическое обеспечение программы 2 год

Раздел

или

тема

программы

Формы

занятии

Приемы и методы

организации

образовательной

деятельности

(в рамках занятия)

Дидакти-

ческий

материал

Техническое

оснащение

занятия

Формы

подведения

итогов

Введение

Комплексное, практическое, позн. игра

Словесные, наглядные, практические

Позн. игра «Зелёный огонёк», Тест «Изучение опыта общения учащихся с природой». Тест по ПДД.

Носилки 4шт. 2шт.

Опрыскиватель 4шт.

Стол 8шт.


Наблюдение, опрос, тестирование

Значение овощей в жизни человека

Комплексное, практическое, экскурсия

Словесные, наглядные, практические

Разработка маршрута экскурсий, карточки «Растения»

Наблюдение, анализ выполнения практич. Заданий, выставка

Семена овощных культур

Комплексное, практическое

Словесные, наглядные, практические

Разработка открытого занятия «Определение семян», коллекция семян, карточки «Семена»

Стул, лопата, 13шт.

грабли, сито, 13 шт.

мотыга, лейка, 13шт.

ящик, кашпо, ножницы,

совочки, лупа,

ведро 16шт


Наблюдение, анализ выполнения практич. Заданий

Группировка овощных растений

Комплексное, практическое, позн. Игра

Словесные, наглядные, практические

Тест «Разнообразие овощных растений»,

Позн. Игра «В стране Легумии»

Наблюдение, анализ выполнения практич. Заданий, тестирование

Вредители овощных растений

Комплексное, практическое,

диспут

Словесные, наглядные, практические

Карточки «Вредители растений»

Секатор 2шт.

Пикир. Палочка 16шт. 13шт.

теплица 70 растений


Наблюдение, анализ выполнения практич. Заданий

Болезни овощных растений

Комплексное, практическое

Словесные, наглядные, практические

Карточки «Болезни растений», тест «Защита растений»

Опрос, анализ выполнения практич. Заданий, тестирование

Удобрения

Комплексное, практическое,

Словесные, наглядные, практические

Коллекция удобрений


Опрос, анализ выполнения практич. Заданий, наблюдение,

Почва, тепличные грунты

Комплексное, практическое, проведение опыта

Словесные, наглядные, практические

Разработка методики проведения опытов с растениями

Опрос, анализ выполнения практич. Заданий, наблюдение

Севообороты

Комплексное, практическое, контрольное

Словесные, наглядные, практические

Технологическая карта «Севообороты», разработка методики проекта

Опрос,защита проекта, тестирование

Выращивание зеленых в теплице

Комплексное, практическое, проведение опыта, выставка

Словесные, наглядные, практические

Разработка методики проведения опытов с растениями

Анализ выполнения практич. Заданий, наблюдение,

Выращивание рассады овощных культур

Комплексное, практическое, проведение опыта, позн. Игра

Словесные, наглядные, практические

Разработка методики проведения опытов с растениями, разработка методики проекта

Опрос, защита проекта, анализ выполнения практич. Заданий, наблюдение

Посев и посадка овощных культур

Комплексное, практическое

Словесные, наглядные, практические

Схемы посева и посадки

анализ выполнения практич. Заданий, наблюдение

Итоговое занятие

Практическое, контроль, праздник

Словесные, наглядные, практические

Разработка праздника «Посвящение в юные агрономы». Тест «Изучение опыта общения учащихся с природой».

Анализ выполнения практич. Заданий, наблюдение, тестирование

2.7 Список литературы


1. Биггс Т. Овощные культуры. - Лондон, 1982.

2. Бочкарева Н. Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся.

- Калуга: Институт усовершенствования учителей, 1996.

3. Детская энциклопедия. Тайны природы. -М: Махаон, 2004. 4.Дмитриев Ю. Что такое лес ? - Самара: Дом печати, 1993.

  1. Зверев И. Д. Экологическое и эстетическое образование школьников. -М.,1994.

  2. Калинова Г.С. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. - М.:Просвещение, 1996. .

  1. Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. - Волгоград: Учитель, 2004.

  2. Кладезь-Блуз М. Все о комнатных растениях. - М., 2000.

9. Кудрявец Д.В. Как вырастить цветы ?-М., 1993.

10 Кузнецова В.И. Уроки биологии: 6-7кл. -М.: Просвещение, 1991..

11 .Пантелеев Я.Х. Сезонные работы в овощеводстве. - М.: Колос, 1999.

12.Парники и теплицы. - Донецк: Донеччина, 2000.

13.Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа// Начальная

школа. - №5, 1991.

14.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Владос, 2003.

15.Поглазова О.Т., ШилинВ.Д. Окружающий мир: Учебник 1-Зкл. -М.: Инпро-Рес, 1999.

16.Полевая практика по природоведению. - М.: Просвещение, 1991.

17.Поспелов СМ., Берим Н.Г. Защита растений. - М., 1986.

18.Программно-методические материалы. Окружающий мир. Начальная школа/

сост. Е.О.Яременко-М.: Дрофа, 2001.

19.Программно-методические материалы. Биология 6-11кл./ сост. В.С.Кучменко.-М.: Дрофа, 1999.

20.Природоведение. Учебник 5кл. -М.: Дрофа, 1999.

21.Родина В.А. Цветоводство в школе.- М.: ГУПИ Мин. Просвет РСФСР, 1985.

22Доспехов Б.А. Методика полевого опыта - М.: Агроиромиздат, 1985. 351с.

23.Колпаков Н.А. Биолого-хозяйственная характеристика и сорта овощных культур - Барнаул.: Изд-во АГАУ, 1998. 126с.

24.Литвинов С.С. Проблемы экологизации овощеводства России - М.: Россельхозакадемии, 1998. 363с.

25. Методика государственного сортоиспытания сельскохозяйственных культур М.: Колос, 1975.

26.Овощеводство / Под ред. Тараканова Г.И. - М.: Колос, 1993. 511с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!