СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Основы лесоводства и лесоразведения»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предполагает создание условий для приобретения учащимися экологических знаний, практических навыков и умений в области природоохранной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Основы лесоводства и лесоразведения»»


Управление образования

администрации Тамбовского района


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новолядинская средняя общеобразовательная школа»




РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета школы

Протокол № 1 от 22.08.2018г


УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

_______________Н.А.Громова

Приказ №750 от 22.08.2018г







Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Основы лесоводства и лесоразведения»

(базовый уровень)


Возраст учащихся: 11-15 лет

Срок реализации: 2 года








Составитель: Н.В.Володина, учитель географии












п. Новая Ляда, 2018 г.


Информационная карта программы

1. Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новолядинская средняя общеобразовательная школа»

2. Полное название программы

Основы лесоводства и лесоразведения

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Володина Нина Владимировна, учитель географии

3.2.Основные сведения о педагоге, реализующем программу (образование, стаж, квалификация, награды)

Володина Нина Владимировна окончила в 1986 году Тамбовский ордена «Знак Почета» государственный педагогический институт по специальности «учитель географии, биологии». Образование высшее. Общий педагогический стаж – 30 лет. Учитель первой квалификационной категории.

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ,

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14, (утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41),

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГОАУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015.

4.2. Область применения

Биология, экология

4.3. Направленность

Естественнонаучная

4.4. Уровень освоения программы

Базовый


4.5. Вид программы

Модифицированная

4.6. Возраст учащихся по программе

11-15 лет


4.7. Продолжительность обучения, объем и сроки реализации

2 года, 01.09.2017 – 31.05.2019, 72 часа в год, всего – 144 часа

4.8. Количество учащихся

10 – 15 человек

4.9. Краткая аннотация программы


Первый год: изучение леса как природного биогеоценоза; овладение теоретическими и прикладными знаниями в области экологии и биологии леса; изучение особенностей строения, размножения, развития и роста основных видов древесных, кустарниковых и травянистых растений; овладение нормами и правилами поведения в природе, знаниями необходимыми для проведения рубок ухода за лесом, ведения борьбы с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса.

Второй год: изучение особенностей размножения, развития и роста основных видов древесных, кустарниковых и травянистых растений; знакомство с методами и способами лесоразведения и лесопользования, изучение организации лесохозяйственного производства, взаимодействия леса и окружающей его среды; пропаганда среди школьников и населения знаний о лесе и его обитателях, налаживание и развитие сотрудничества со средствами массовой информации.


Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

    1. Пояснительная записка

Программа «Основы лесоводства и лесоразведения» естественнонаучной направленности разработана Володиной Н.В., учителем географии первой квалификационной категории, в соответствии с Положением о структуре и порядке разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБОУ «Новолядинская СОШ» (утв.приказом №658 от 30.08.2017г.) и предназначается для учащихся среднего школьного возраста.

Человек вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между учащимися, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Все это должно способствовать активной деятельности в защиту природы.

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает. Человек, любящий природу, любит свою родину, свой родной край. Для воспитания любви и бережного отношения к природе составлена программа «Основы лесоводства и лесоразведения», содержание которой направлено на экологическое воспитание учащихся, а так же углубление теоретических знаний по естественнонаучным дисциплинам.

Актуальность.  Образовательная программа предполагает создание условий для приобретения учащимися экологических знаний,  практических  навыков и умений в области природоохранной деятельности, на основе изучения краеведческого материала, которые развивают мотивацию к личному участию в решении экологических проблем, с целью улучшения качества окружающей среды родного края.

Программой предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность через личностное познание родного края – экскурсии, походы, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов.

Отличительные особенности программы. Деятельность учащихся в школьном лесничестве организуется на специально выделенной и закрепленной за ним территории лесного участка в порядке, не противоречащем Лесному кодексу, под руководством учителя образовательного учреждения и специалистов «Тамбовского лесничества». В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности. Практические умения и теоретические знания, являются хорошей мотивационной основой для обучения предметам естественнонаучного цикла, исследовательской деятельности, а также профессиональной ориентации школьников.

Адресат программы. Программа адресована детям среднего школьного возраста 11-15 лет, построена с учетом возрастных особенностей учащихся на основе планомерного и преемственного формирования и развития экологических знаний и научных фактов.

Объем и срок освоения программы. Предлагаемая программа рассчитана на 2 года обучения, из расчета 72 часа в год, всего 144 часа.

Особенности организации образовательного процесса. Обучение проводится в группе постоянного состава, наполняемость в группах составляет 10-15 человек. В группу набираются все желающие, с последующей диагностикой первоначальных навыков и делением их внутри группы по уровням освоения предмета. Допускается обучение детей разных возрастов, способностей и лет обучения, поэтому используется индивидуальный и дифференцированный подход.

Форма обучения – очная.

Режим занятий: один раз в неделю по 2 учебных часа с 10-минутным перерывом между ними. Продолжительность одного учебного часа – 45 минут.


    1. Методические условия реализации программы

Методы обучения и воспитания. В процессе реализации программы используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, следовательский, игровой и методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Формы организации образовательного процесса. При планировании и организации учебного процесса предусматриваются групповая и индивидуально-групповая формы обучения. При наличии в объединении детей с особыми образовательными потребностями (одаренные дети, с ОВЗ) возможно использование индивидуальной формы обучения, по индивидуальному образовательному маршруту.

Формы организации учебного занятия. Основными формами работы по программе является проведение теоретических и практических занятий с учащимися: беседа, рассказ, лекции, лабораторные работы, проведение учебных экскурсий в природу, акции, викторины, конкурсы, игры, мастер-классы, консультации, организация самостоятельной работы учащихся над учебно-исследовательскими проектами, проведение научно-практических конференций с членами школьного лесничества, а также выполнение значительного объема практических работ.

Педагогические технологии. В ходе реализации программы используются следующие педагогические технологии: здоровьесберегающие; технологии проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, игровые.

Структура занятия и его этапов. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.

  1. Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний. Вводное занятие – педагог знакомит учащихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. Сбор материала.

  2. Совершенствование ЗУН. Формирование ЗУН, комплексное применение ЗУН, обобщение и систематизация знаний на практических занятиях, экскурсиях.

  3. Контрольное занятие. Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога. Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.

  4. Комбинированное занятие. Занятие-экскурсия – проводится в лес, с последующим обсуждением. Комбинированное занятие  – проводится для решения нескольких учебных задач.

  5. Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде конференции, защита исследовательских работ

Методическое обеспечение:

п/п

Название раздела, темы

Материально- техническое оснащение, дидактический материал

Формы, методы и приемы обучения

Формы подведения итогов

1-й год обучения

1.

Введение

наглядные пособия, компьютер,

видеозаписи

Информационно-рецептивный, продуктивный метод.

Игра "Дорисуй дерево"

2.

Представление о лесе

Видеозаписи,

наглядные пособия, компьютер, фотоаппарат

Частично-поисковый, фронтальный, индивидуальный

Оформление фотовыставки

3.

Древесные и кустарниковые породы родного края

наглядные пособия, видеозаписи, компьютер, фотоаппарат

Коробка, деревянная лопатка, карандаш, блокнот.

частично-поисковый, наглядно - практический,

(вводный, текущий и заключительный инструктаж)

Викторина

Проект

Отчет

Ведение дневника

4.

Вредители леса. Полезные насекомые леса

видеозаписи,

наглядные пособии, компьютер, фотоаппарат.

Коробка, деревянная лопатка, карандаш, блокнот.

Словесный, наглядно- практический, словесно-практические (вводный, текущий и заключительный инструктаж)

Презентация

Игра

отчет

5.

Растения родного края

наглядные пособия, компьютер,

Коробка, деревянная лопатка, карандаш, блокнот.


частично-поисковый, наглядно-прктический, словесно-практические (вводный, текущий и заключительный инструктаж)

Творческая мастерская

2 год обучения

1.

Начальная диагностика

компьютер, проектор.


Тестирование

2.

Лес как важнейший компонент биосферы Земли

видеозаписи, наглядные пособия, компьютер

Словесный, частично-поисковый, исследовательский (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление  фактов)

Проект

3

Основные лесообразующие породы

видеозаписи, наглядные пособия, компьютер

Словесный, исследовательский (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление  фактов), практический, словесно-практические (вводный, текущий и заключительный инструктаж)

Конкурс рисунков, плакатов, презентаций

4

Лес и среда

наглядные пособия

Словесный, наглядно- практический, словесно-практические ( вводный, текущий и заключительный инструктаж)

Выпуск агитацион-ного материала

5

Изучение и охрана лесных птиц

Аудио и видеозаписи, наглядные пособии, компьютер, фотоаппарат кинокамера.

Словесный, наглядно- практический, словесно-практические (вводный, текущий и заключительный инструктаж)

Памятка, буклеты, рисунки

6

Изучение и охрана лесных млекопитающих

видеозаписи, наглядные пособии, компьютер, фотоаппарат, кинокамера.

Словесный, наглядно- практический, практический, словесно-практические (вводный, текущий и заключительный инструктаж)

Выпуск агитационных плакатов

7

Изучение и охрана земноводных, насекомых и других беспозвоночных животных

Аудио и видеозаписи, наглядные пособии, компьютер, фотоаппарат, кинокамера.

Словесный, наглядно- практический, словесно-практические (вводный, текущий и заключительный инструктаж)

Презентация


8

Выращивание растений

рулетка, складной метр, карточки, фотоаппарат, кинокамера.

Исследовательский (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление  фактов), практический, словесно-практические (вводный, текущий и заключительный инструктаж)

Проект

9

Рубки ухода за лесом

Видеозаписи, наглядные пособии, компьютер, фотоаппарат, кинокамера.

Словесный, исследовательский (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление  фактов), наглядно- практический, словесно-практические

(вводный, текущий и заключительный инструктаж)

Творческий отчет

10

Экологический практикум

Компьютер, проектор, экран

Исследовательский (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление  фактов), наглядно- практический, словесно-практические

(вводный, текущий и заключительный инструктаж)

Защита проектов работы


1.3. Цель и задачи программы

Цель программы:  формирование экологической культуры, через изучение основ лесоводства и лесоразведения и приобщение учащихся к природоохранной деятельности.

Задачи программы:


1год обучения

2 год обучения

Обучающие







  • сформировать представление о лесе, как важнейшем компоненте биосферы;

  • ознакомить с особенностями лесных сообществ родного края, видовым составом древесных и кустарниковых пород посёлка Новая Ляда;

  • продолжить формировать навыки исследовательской деятельности

  • получить знания об основных лесообразующих породах Тамбовской области;

  • продолжить формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера;

  • сформировать навыки экологической безопасности

Развивающие

  • развить познавательный интерес, направленный на изучение живой природы;

  • вызвать интерес к получению знаний о лесоразведении и желание практической их реализации;

  • развить эмоционально – доброжелательное отношение к природе.

  • способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей;

  • вовлекать детей в самостоятельную учебно- творческую деятельность через познание родного края;

  • способствовать формированию потребности в проявлении социальной активности для решения экологических проблем своей местности.

Воспитывающие

  • способствовать воспитанию эстетического отношения к окружающей среде, любви и заботы о природе родного края;

  • содействовать формированию активной жизненной позиции.


  • содействовать формированию экологической культуры личности;

  • способствовать воспитанию чувства долга и ответственности за порученное дело




1.4. Содержание программы

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы


Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1 год обучения


Вводное занятие

2

1

1

Анкета, опрос

1.

Представление о лесе

18

7

11

Игра, творческий отчет

2.

Древесные и кустарниковые

породы родного края

16

8

8

Конкурс рисунков, плакатов, презентаций

Дневник наблюдения

3.

Лесонарушения. Охрана и защита лесов

6

4

2

Агитационный материал

проект

4.

Вредители леса. Полезные насекомые леса

10

4

6

Презентация

наблюдение

5.

Растения родного края

18

8

10

Буклет, листовка


Итоговое занятие

2


2

Защита творческих работ


Всего:

72

32

40


2-й год обучения


Вводное занятие

2

-

2

Тест

1.

Лес как важнейший компонент биосферы Земли

16

8

8

Агитационный материал

2.

Основные лесообразующие породы

10

2

8

Проект

3.

Лес и среда

10

2

8

Зачет

4.

Изучение и охрана лесных птиц

6

2

4

Памятка, буклет

5.

Изучение и охрана лесных млекопитающих

6

2

4

Памятка


6.

Изучение и охрана земноводных, насекомых и других беспозвоночных животных

6

2

4

Презентация, отчет


7.

Выращивание растений

4

1

3

Проект

8.

Рубки ухода за лесом

4

1

3

Творческий отчет

9.

Экологический практикум

6

-

6

Игра, акция

Дневник наблюдения


Итоговое занятие

2

-

2

Защита проектов


Всего:

72

20

52



ИТОГО:

144

52

92



Краткое содержание программы

1-й год обучения

Вводное занятие

Теория. Ознакомление с планом работы первого года обучения, с правилами техники безопасности. Входная диагностика.

Практика. Экскурсии в лес. Сбор данных у старожилов по истории села, природы своего края, ее охране. Работа со справочной литературой, определителями растений и животных.

Раздел 1. Представление о лесе

Теория. Понятие о лесе. Лес - важнейший компонент биосферы Земли. Значение леса в природе и жизни человека. Защитная роль леса. Значение леса в формировании микроклимата. Лес – источник эстетического воспитания. Использование леса. Лес – источник древесины, ценных продуктов сырья. Лес – хранитель влаги и почвы, источник здоровья людей. Составные части леса, признаки леса. Лесные ресурсы Тамбовской области. Современное состояние и проблемы леса. Знакомство с Лесным Кодексом Российской Федерации. Памятники природы, охраняемые территории.

Практика. Экскурсия «Лес родного края». Экскурсия «Растения твоего села». Экскурсия «Удивительный лес». Составление коллекции семян. Экскурсия «Удивительные листья». Сбор листьев разной формы, величины и окраски и оформление гербария из листьев. Игра: «Один день из жизни юных путешественников».

Раздел 2. Древесные и кустарниковые породы

Теория. Древесные породы, их строение и жизнь, морфология. Ярусы лесного сообщества. Хвойные породы. Растения соснового леса. Лиственные породы. Кустарниковые породы, их особенности. Разнообразие кустарников.

Практика. Экскурсия по территории школы «Разнообразие древесных пород». Экскурсия в сосновый лес. Изучение хвои и шишек хвойных растений по коллекциям. Определение хвойных пород по внешним признакам в лесу, по гербариям. Определение лиственных пород по внешним признакам в лесу, по гербариям, определителю. Описание деревьев и кустарников по листьям.

Раздел 3. Лесонарушения. Охрана и защита леса

Теория. Виды лесонарушений и борьба с ними. Меры предупреждения лесонарушений. Лесные пожары. Причины, последствия лесных пожаров. Виды лесных пожаров.

Практика. Создание агитационного материала (буклета, листовки).

Раздел 4. Вредители леса. Полезные насекомые леса

Теория. Насекомые – вредители леса. Меры борьбы с вредителями леса. Вредители плодов и семян. Вредители корней. Вредители хвои и листвы. Стволовые вредители. Насекомые – помощники леса.

Практика. Изучение вредителей леса по коллекциям. Определение вредителей по повреждениям листьев. Экскурсия «Определение вредителей по повреждениям стволов разных деревьев».

Раздел 5. Растения родного края

Теория. Роль растений в жизни человека и развитии нашей планеты. Возрастающее влияние человека на растительный мир. Лекарственные растения родного края, их применение. Ягодные растения родного края. Красная Книга Тамбовской области. Растения лесов Красной книги Тамбовской области. Первоцветы.

Практика. Экскурсия «Если посмотреть на природу взглядом врача». Подбор и изучение литературы по лекарственным растениям. Изучение правил сбора лекарственных растений. Выявление и изучение лекарственных растений своей местности. Сбор лекарственных растений, для оформления гербария. Экскурсия «Разнообразие первоцветов родного края, определение их мест произрастания». Изучение экологии первоцветов родного края на участке леса.

Итоговое занятие

Практика. Защита творческих работ (презентации, проекты).

2-й год обучения

Вводное занятие

Практика. Контрольное тестирование на основе изученного материала первого года обучения.

Раздел 1. Лес как важнейший компонент биосферы Земли

Теория. История лесоизучения и лесоразведения в России. Современное лесоведение. Практика лесного хозяйства. Правила поведения в лесу. Морфология леса. Физиологические взаимоотношения. Лесная фитомасса. Факторы лесообразования.

Практика. Экскурсия в лес. Создание буклета «Правила поведения в лесу»

Раздел 2. Основные лесообразующие породы

Теория. Типы леса.

Практика. Определение типа леса. Изучение структуры лесонасаждений. Определение возраста деревьев по мутовкам, годичным кольцам.

Раздел 3. Лес и среда

Теория. Лес и свет. Лес и температура. Лес и ветер.

Практика. Изучение состава почвы на разных участках леса.

Раздел 4. Изучение и охрана лесных птиц

Теория. Значение птиц в природе и хозяйстве человека. Сезонные явления в жизни птиц. Особенности охраны птиц.

Практика. Изготовление искусственных гнездовий для птиц. Экскурсия с целью изучения видового состава лесных птиц своей местности.

Раздел 5. Изучение и охрана лесных млекопитающих

Теория. Роль млекопитающих в природном комплексе и жизни человека. Значение сохранения млекопитающих для генофонда. Законы по охране млекопитающих. Редкие виды млекопитающих изучаемого края. Сезонные явления в жизни млекопитающих, промысловые виды.

Практика. Определение млекопитающих леса.

Раздел 6. Изучение и охрана

земноводных, насекомых и других беспозвоночных животных

Теория. Причины сокращения численности земноводных и рептилий в природе. Роль беспозвоночных животных в жизни природы и человека. Роль насекомых в жизни человека.

Практика. Изучение чешуекрылых своей местности.

Раздел 7. Выращивание растений

Теория. Общие принципы выращивания деревьев. Агротехника подготовки почвы.

Раздел 8. Рубки ухода за лесом

Теория. Виды и способы рубок.

Практика. Изучения преобладания распространения на вырубке ценных хвойных, твёрдых лиственных пород мягкими лиственными породами (берёза, осина).

Раздел 9. Экологический практикум

Практика. Проведения мониторинга зелёных насаждений. Выявление степени повреждения хвои сосны. Биоиндикация воздуха. Изучение фитоценоза.

Итоговое занятие

Практика. Итоговая аттестация в форме защиты творческих работ (презентации, проекты).


1.5. Планируемые результаты

В результате освоения дополнительной общеобразовательной программы «Основы лесоводства и лесоразведения» у учащихся формируются

Личностные (социально-личностные) компетенции:

к концу 1-го года обучения

к концу 2-го года обучения

  • любовь и уважение к природе;

  • ответственность, внимание к людям, уважение и бережное отношение к природе, терпимость к чужому мнению, аккуратность, интерес к познанию живой природы;

  • повышение экологической культуры;

  • эстетическое отношение к живым объектам;


  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

  • потребность к осуществлению добрых и правильных поступков;

  • потребность в соблюдении правил поведения в природе;

Метапредметные компетенции:

к концу 1-го года обучения

к концу 2-го года обучения

  • умения проводить наблюдения и оформлять результаты наблюдений, экскурсий в виде рисунков, презентаций, отчетов и др.;

  • умения общаться и сотрудничать со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, творческой деятельности;

  • навыки исследовательской деятельности;

  • познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы;


  • умения формулировать цели, задачи, выдвигать гипотезы, анализировать, делать выводы;

  • умения использовать средства информационных технологий;

  • организовывать продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • создавать и оформлять презентации, буклеты, исследовательские работы;

Предметные компетенции:

к концу 1-го года обучения

к концу 2-го года обучения

  • определять по внешним признакам виды хвойных и лиственных пород;

  • определять вредителей леса по повреждениям листьев и стволов деревьев;

  • делать гербарии из семян, листьев, растений;

  • определять растения по определителю;

  • свободно общаться в типовых ситуациях повседневности;

  • давать экологическую оценку состояния лесного хозяйства;

  • создавать агитационный материал;

  • выявлять лекарственные растения своей местности.

  • определять тип леса по произрастающим в нем растениям;

  • определять животных по определителю;

  • осуществлять природоохранные мероприятия;

  • умения выращивать растения.



Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель в год– 36, месяцев обучения – 9, учебных дней – 36. Всего: 72 учебные недели, 18 месяцев обучения, 72 учебных дня.

Продолжительность учебного года: начало учебного года по программе первого года обучения – не позднее 15 сентября 2017 года, окончание учебного года – 31 мая 2018 года; начало второго года обучения - 1 сентября 2018 года, окончание - 31 мая 2019 года.

Сроки летних каникул - с 01 июня по 31 августа.

Занятия в объединении проводятся в соответствии с расписанием занятий.

Продолжительность одного занятия для учащихся – 90 минут с перерывом – 10 минут.

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Информационное обеспечение

  • Учебный кабинет

  • Видео-, фото и аудио-аппаратура

  • Интерактивная доска (экран)

  • Компьютер

  • Проектор

  • Сканер

  • Принтер

  • Копировальный аппарат

  • Канцелярские принадлежности





  • Подборка информационной и справочной литературы, разработки занятий, сценарии

  • Дидактические и раздаточные пособия для самостоятельной работы, используемые при организации учебного процесса по программе, обучающие диски

  • Наглядные пособия, гербарии

  • Определители: древесных растений; растений Европейской части России; основных вредителей леса; птиц, насекомых, млекопитающих и др.

  • Интернет-ресурсы:

1. Лесная энциклопедия / http://forest.geoman.ru

2.Лесоведение: Учебное пособие Автор/создатель: Сенов С.Н., Грязькин А.В. http://window.edu.ru/resource/990/65990

3.Российский музей леса

/ http://museum.forest.ru/about.html

4.Основы лесного хозяйства для лесопользователей: Монография /Тренин В.В.// http://window.edu.ru/resource/720/68720

5.Журнал "Лесоведение"

/ http://www.cepl.rssi.ru/lesovedenie.htm


Кадровое обеспечение

Квалификационные требования: высшее или среднее педагогическое образование, соответствие специальности и квалификации по диплому профилю программы без предъявления требований к стажу работы

Необходимые компетенции: владение знаниями основных положений лесоводства и лесоразведения; умение организовать исследовательскую и проектную деятельности; владение ИКТ-технологиями


2.3. Формы аттестации

Промежуточная аттестация учащихся проводится в мае 2018 года, итоговая аттестация – по окончанию реализации программы, в мае 2019 года.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и фиксируются в следующих формах: исследовательская работа, творческий отчет, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, дневник наблюдений, фотоотчет, сертификат о прохождении курса.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в следующих формах: выставка, защита творческих работ, конкурс, акции, научно-практическая конференция, слет.


2.4. Оценочные материалы

Предполагаемые результаты и способы их проверки. Диагностический инструментарий: тестовые задания, опросные листы, диагностические карты, творческие работы, исследовательские проекты, участие в конкурсах.

Формы контроля: индивидуальный контроль, групповой контроль.

Приемы контроля: рисунки, буклеты, памятки, игровые задания, презентации, практические работы, проекты, отчеты.

Этапы педагогического контроля

Этап

Дата контроля

Цель контроля

Тема контроля

Формы контроля

Методы контроля

Уровни оценочных критериев

Текущий контроль

В течение учебного года

Выявление уровня ЗУН

Контроль уровня прочности ЗУН

Тесты, практические работы

Наблюдение письменныйопрос

Высокий

Средний

Низкий

Промежу-точный контроль

В конце учебного года

Выявление уровня освоения изученного материала

Контроль осознанности в процессе освоения темы, раздела

Тест, проект, отчет

Диагности-ческие карты, тесты

Высокий

Средний

Низкий

Итоговый контроль

Подведение итогов освоения программы

Выявление уровня освоения программы (модуля)

Контроль прохождения тем программы

Защита творческой работы

Диагности-ческая карта

Высокий

Средний

Низкий


2.5. Список литературы

для педагога:

1. Бобров Р. В. Беседы о лесе. М., Лесная промышленность, 2003 г. стр.20-25

2. Воронцов А. И. Лесозащита. М., Лесная промышленность, 2005 г. стр.43-70

3. Дежникова Н.С. Экологический практикум: проекты, поиски, находки / Н.С. Дежникова, И.В. Цветкова. – М., 2001. стр.45-57

4. Книга Юного лесовода: учебное пособие по основам лесоведения, лесоводства и охраны природы для обучающихся по дополнительным программам. Петрозаводск 2006, стр.11-15, 37-111, 211-269

5. Космовский С. М. Лесоводство. 2008

6. Ливенцев В.П., Атрохин В.Г. Основы лесоводства. М., «Просвещение», 2009

7. Сеннов С.Н. Лесоведение и лесоводство: Учебник. Изд.центр «Академия». 256 с. 2008

для учащихся:

1. Атлас животных. М., 2010г.

2. Зауэр Ф. Птицы, путеводитель по природе. М.,2010.

3. Степановских А.С. Охрана окружающей среды. 2010г.

4. Скляевский Л.Я. Ядовитые растения . М., 2010.

5.Энциклопедия окружающего мира. М., 2009. 12.Мир вокруг тебя. Энциклопедия экологии для детей. М., 2010.

6.Большая энциклопедия природы. М., 2010.

7.Насекомые. М., 2009. 15.Деревья. М., 2009.

8.Энциклопедия. Тайны живой природы. М., 2011.

9.Энциклопедия. Мир леса. М., 2010.

10.Энциклопедия знатока. Зеленая планета. М., 2009.

11. Юдин А.В. Большой определитель грибов. 2009.

Интернет-ресурсы

Лес http://vk.com/forest_kingdom

Лесная библиотека http://dendrology.ru/books.shtml

Лесная отрасль в Интернете http://www.wood.ru/

Лесной Регион http://lesregion.ru/

Лесное хозяйство http://www.fao.org/forestry/ru/
 Природа России : национальный портал http://www.priroda.ru/regions/forest/

Российский лесной портал http://lessovet.ru/

Русский лес (полнотекстовая электронная библиотека)  http://www.booksite.ru/rusles/index.html

Самая большая электронная библиотека рунета. Поиск книг и журналов http://bookfi.org/

Сыктывкарский лесной институт – электронные учебники  http://сли.рф/index.php?page=116#logic

Федеральное Агентство лесного хозяйства http://www.rosleshoz.gov.ru/docs/leshoz/227

Энциклопедии. Словари http://enc-dic.com/colier/Les-4101.html


2.6. Приложения

Приложение №1

Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Основы лесоводства и лесоразведения»

2017-2018 учебный год

1-й год обучения

Группа:1

п/п

Дата проведения:

Время и место проведения

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Форма контроля

по

плану

факти

чески

1

2

3

4

5

6

7

8

Введение (2 ч)

1-2.

07.09



15.00-16.40

Каб. 104

Беседа, экскурсия

2

Знакомство с планом работы и задачами объединения. Экскурсия «Лес родного края»

Анкета

Представления о лесе (18 ч)

3.

14.09


15.00-15.45

Каб. 104

Практическое занятие


1

Понятие о лесе. Лес как важнейший компонент биосферы Земли.

Игра

4.

14.09


15.55-16.40

Каб. 104

Деловая игра

1

Значение леса в природе и жизни человека. Защитная роль леса.

Рисунки

5.

21.09


15.00-15.45

Каб. 104

Деловая игра

1

Значение леса в формировании микроклимата. Роль леса.


проект

1

2

3

4

5

6

7

8

6.

21.09


15.55-16.40

Каб. 104

Деловая игра

1

Лес – источник эстетического воспитания.

проект

7.

28.09


15.00-15.45

Каб. 104

Беседа

1

Использование леса. Лес – источник древесины, ценных продуктов сырья.

Оформ агит материала

8.

28.09



15.00-15.45

Каб. 104

Практическое занятие


1

Практическая работа «Сбор семян для составления коллекции в кабинет биологии».

отчет

9-10.

05.10



15.55-16.40

лес

экскурсия

2

Экскурсия «Удивительный лес».

Творч. отчет

11-12.

12.10



15.55-16.40

Каб. 104

Практическое занятие


2

Практическая работа «Составление коллекции семян в кабинет биологии».

отчет

13.

19.10


15.00-15.45

Каб. 104

лекция

1

Лес – хранитель влаги и почвы, источник здоровья людей. Составные части леса, признаки леса.

Оформ плаката

14-15.

19.10

26.10


15.55-16.40

Каб. 104

экскурсия

2

Экскурсия «Удивительные листья». Практическая работа «Сбор листьев разной формы, величины и окраски».

Фотоотчет

16-17.

26.10

02.10


15.00-15.45

Каб. 104

Практическое занятие


2

Пр. работа «Оформление гербария из листьев разных деревьев и кустарников».

Творч отчет

18.

02.10


15.55-16.40

Каб. 104

Рассказ с элементами беседы

1

Лесные ресурсы Тамбовской области. Современное состояние и проблемы леса.

Оформление агитматериала

дневник наблюдений

19.

09.11



15.00-16.40

Каб. 104

рассказ

1

Знакомство с Лесным Кодексом РФ. Памятники природы, охраняемые территории

проект

20.

09.11


15.00-15.45

Каб. 104

Мастер-класс

1

Древесные породы, их строение и жизнь, морфология. Ярусы лесного сообщества

презентация

Древесные и кустарниковые породы родного края (16 ч)

21.

16.11


15.00-15.45

Каб. 104

Экскурсия

1

Экскурсия по территории школы «Разнообразие древесных пород».

Творч. отчет

22.

16.11


15.55-16.40

Каб. 104

Рассказ, беседа

1

Хвойные породы.

презентация

23-24.

23.11



15.00 -16.40

Экскурсия

2

Экскурсия в сосновый лес.

фотоотчет

25.

30.11


15.00-15.45

Каб. 104

Практическое занятие


1

Пр. работа «Изучение хвои и шишек хвойных растений по коллекциям».

отчет

26.

30.11


15.55-16.40

Каб.104

Практическое занятие

1

Пр. работа «Определение хвойных пород по внешним признакам в лесу, по гербариям».

игра

27.

07.12


15.00-15.45

Каб. 104

Игра

1

Растения соснового леса.

викторина

28.

07.12


15.55-16.40

Каб. 104

Игра

1

Лиственные породы.

игра

29.

16.11


15.00-15.45

Каб. 104

Практическое занятие


1

Пр.работа «Определение лиственных пород по внешним признакам в лесу, по гербариям, определителю».

отчет

30.

16.11


15.55-16.40

Каб. 104

Беседа, лекция

1

Кустарниковые породы, их особенности. Разнообразие кустарников.

презентация

1

2

3

4

5

6

7

8

31.

21.12



15.00-15.45

Каб. 104

Практическое занятие

1

Практическая работа «Описание деревьев и кустарников по листьям».

отчет

32.

21.12


15.55-16.40

Рассказ, беседа

1

Лиственные породы.

Опрос

33.

28.12



15.00-15.45

Каб. 104

Практическое занятие

1

Пр.работа «Определение лиственных пород по внешним признакам в лесу, по гербариям, определителю».

Отчет

34.

28.12


15.55-16.40

Каб. 104

игра

1

Кустарниковые породы, их особенности. Разнообразие кустарников.

Презентация

35-36.

11.01



15.00-16.40

Каб. 104

Практическое занятие


2

Практическая работа «Описание деревьев и кустарников по листьям»

Творческий отчет

Лесонарушения. Охрана и защита леса (6 ч)

37-38.

18.01



15.55-16.40

Каб. 104

рассказ

2

Виды лесонарушений и борьба с ними. Меры предупреждения лесонарушений.

Творческие работы


39-40.

25.01



15.00-15.45

Каб. 104

Лекция с элементами беседы

2

Лесные пожары. Причины, последствия лесных пожаров. Виды лесных пожаров.

Дневник наблюдений

41-42.

01.02



15.55-16.40

Каб. 104

Исследование

2

Создание агитационного материала (буклеты, листовки)

Буклет

Вредители леса. Полезные насекомые леса (10 ч)

43.

08.02


15.00-15.45

Каб. 104

Мастер класс

1

Насекомые – вредители леса. Меры борьбы с вредителями леса.

презентация

44.

08.02



15.55-16.40

Каб. 104

Практическое занятие

1

Практическая работа «Изучение вредителей леса по коллекциям»

Творческие работы

45-46.

15.02



15.00-16.40

Каб. 104

Исследование

2

Вредители плодов и семян. Вредители корней. Вредители хвои и листвы. Стволовые вредители.

Дневник наблюдений

47-48.

22.02



15.00-16.40

Каб. 104

Экскурсия

2

Экскурсия «Определение вредителей по повреждениям стволов разных деревьев». Насекомые – помощники леса

Творческие работы

49-50.

01.03



15.00-16.40

Каб. 104

Игра

2

Роль растений в жизни человека и развитии нашей планеты.

презентация

51.

15.03



15.00-15.45

Каб. 104

Практическое занятие

1

Практическая работа «Определение вредителей по повреждениям листьев».

Фронтальный опрос

52.

15.03



15.55-16.40

Каб. 104

Исследование

1

Возрастающее влияние человека на растительный мир.

Презентация

Растения родного края (20 ч)

53.

22.03


15.55-16.40

Каб. 104

Игра

1

Лекарственные растения родного края, их применение.

Проект

д

54.

22.03


15.55-16.40

Практическое занятие


1

Практическая работа «Выявление и изучение лекарственных растений своей местности».

Фронтальный опрос

55-56.

29.03



15.00-15.45

Каб. 104

Экскурсия

2

Экскурсия «Если посмотреть на природу взглядом врача».

Творческие работы




1

2

3

4

5

6

7

8

57-58.

05.04



15.55-16.40

Каб. 104

Практическое занятие

2

Практическая работа «Подбор и изучение литературы по лекарственным растениям».

Фронтальный опрос

59-60.

10.04



15.00-15.45

Каб. 104

Практическое занятие

2

Практическая работа «Изучение правил сбора лекарственных растений».

Буклет

61.

22.03


15.55-16.40

Каб. 104

Практическое занятие


1

Практическая работа «Сбор лекарственных растений, для оформления гербария»

Отчет

62.

22.03


15.55-16.40

лес

Практическое занятие

1

Ягодные растения родного края.

Фронтальный опрос

63.

29.03

29.03



15.00-15.45

Каб. 104

Рассказ с элементами беседы

1

Красная Книга Тамбовской области. Растения лесов Красной книги Тамбовской области.

Презентация

64.

05.04

05.04


15.55-16.40

Каб. 104

Беседа

1

Первоцветы.

Тест

65-66.

26.04

26.04


15.00-15.45

Каб. 104

Экскурсия

2

Экскурсия «Разнообразие первоцветов родного края, определение их мест произрастания».

Творческая работа

67-68.

17.05



15.55-16.40

Каб. 104

Практическое занятие

2

Практическая работа «Изучение экологии первоцветов родного края на участке леса».

Отчет

69-70.

24.05



15.00 -16.40

Каб. 104

Занятие-игра

2

Промежуточная аттестация

Игра

71-72.

31.05



15.00 -16.40

Каб. 104

Обобщение материала

2

Итоговое занятие

Промежуточ-ная аттестация

2-й год обучения

Группа: 1

п/п

Дата проведения:

Время и место проведения

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Форма контроля

по плану

факти-

чески

1

2

3

4

5

6

7

8

Начальная диагностика (2 ч)

1-2.

05.09



15.00 -16.40

Каб. 104

беседа

2

Начальная диагностика

Тест

Лес как важнейший компонент биосферы Земли (16 ч)

3.

12.09


15.00-15.45

Каб. 104

лекция

1

История лесоизучения и лесоразведения в России. Современное лесоведение.

Фронтальный опрос

4.

12.09


15.55-16.40

Каб. 104

Беседа

1

Практика лесного хозяйства. Правила поведения в лесу.

Фронтальный опрос

5-6.

19.09



15.00 -16.40

Каб. 104

Рассказ с элементами беседы

2

Морфология леса

Фронтальный опрос

7-8.

26.09



15.00 -16.40

Каб. 104

Игра

2

Физиологические взаимоотношения.

Фронтальный опрос

9-10.

03.10



15.00 -16.40

Каб. 104

Рассказ

2

Лесная фитомасса.

Фронтальный опрос

11-14.

10.10

17.10


15.00 -16.40

Каб. 104

Экскурсия

4

Экскурсия в лес

отчет

15-18.

24.10

31.10


15.00 -16.40

Каб. 104

Творческое занятие

4

Создание буклета «Правила поведения в лесу»

Буклет

Основные лесообразующие породы (10 ч)

19-20.

07.11



15.00 -16.40

Каб. 104


Игра

2

Типы леса.


Фронтальный опрос

1

2

3

4

5

6

7

8

21-

22.

14.11



15.00 -16.40

Каб. 104

Практическое занятие

2

Практическая работа «Определение типа леса»

Игра

23-

24.

21.11



15.00 -16.40

Каб. 104

Практическое занятие

2

Практическая работа «Изучение структуры лесонасаждений»

Отчет

25-28.


28.11

05.12


15.00 -16.40

Каб. 104

Практическое занятие

4

Практическая работа «Определение возраста деревьев по мутовкам, годичным кольцам»

Проект

Лес и среда (10 ч)

29.

12.12


15.00-15.45

Каб. 104

Беседа, лекция

1

Лес и свет. Лес и температура.

Фронтальный опрос

30.

12.12


15.55-16.40

Каб. 104

Рассказ

1

Лес и ветер.

Тест

31-32.

19.12


15.00 -16.40

Каб. 104

Практическое занятие

2

Практическая работа «Изучение состава почвы на разных участках леса»

Отчет

33-

34.

26.12



15.00 -16.40

Каб. 104

Практическое занятие

2

Практическая работа «Изучение состава почвы на разных участках леса»

Отчет

35-36.

09.01



15.00 -16.40

Каб. 104

Практическое занятие

2

Практическая работа «Изучение состава почвы на разных участках леса»

Отчет

37-38.

16.01



15.00 -16.40

Каб. 104

Практическое занятие

2

Практическая работа «Изучение состава почвы на разных участках леса»

Зачет

Изучение и охрана лесных птиц (6 ч)

39.

23.01


15.00-15.45

Каб. 104

Беседа

1

Значение птиц в природе и хозяйстве человека.

презентация

40.


23.01


15.55-16.40

Каб. 104

игра

1

Сезонные явления в жизни птиц. Особенности охраны птиц.

Тест

Дневник наблюдений

41-42

30.01



15.00 -16.40

Каб. 104

Практическое занятие

2

Практическая работа «Изготовление искусственных гнездовий для птиц»

Фотоотчет

43-44.

06.02



15.00 -16.40

Каб. 104

Экскурсия

2

Экскурсия «Изучение видового состава лесных птиц своей местности».

Памятка

Изучение и охрана лесных млекопитающих (6 ч)

45.

13.02


15.00-15.45

Каб. 104

Беседа

1

Роль млекопитающих в природном комплексе и жизни человека. Значение сохранения млекопитающих для генофонда. Законы по охране млекопитающих.


Памятка

46.


13.02


15.55-16.40

Каб. 104

Мастер класс

1

Редкие виды млекопитающих изучаемого края. Сезонные явления в жизни млекопитающих, промысловые виды.

Презентация

47-48.

20.02



15.00 -16.40

Каб. 104

Практическое занятие

2

Практическая работа «Определение млекопитающих леса»

Отчет

49-50.

27.02



15.00 -16.40

Каб. 104

Практическое занятие

2

Практическая работа «Определение млекопитающих леса»


Отчет

1

2

3

4

5

6

7

8

Изучение и охрана земноводных, насекомых и других беспозвоночных животных (6 ч)

51-52.

06.03



15.00 -16.40

Каб. 104

Беседа

2

Причины сокращения численности земноводных и рептилий в природе. Роль беспозвоночных животных в жизни природы и человека. Роль насекомых в жизни человека.

Фронтальный опрос

53-

54.

13.02



15.00 -16.40

Каб. 104

Практическое занятие

2

Практическое работа «Изучение чешуекрылых своей местности»

Отчет

55-

56.

20.03



15.00 -16.40

Каб. 104

Практическое занятие

2

Практическое работа «Изучение чешуекрылых своей местности»

Презентация

Выращивание растений (4 ч)

57

58

27.03



15.00 -16.40

Каб. 104

Мастер-класс

2

Общие принципы выращивания деревьев.

Фронтальный опрос

59-60.

03.04



15.00 -16.40

Каб. 104

Мастер-класс


2

Агротехника подготовки почвы.

Проект

Рубки ухода за лесом (4 ч)

61-

62.

10.04



15.00 -16.40

Каб. 104

Мастер- класс

2

Виды и способы рубок

Тест

63-64.

17.04



15.00 -16.40

Каб. 104

Практическое занятие

2

Практическое занятие «Изучения преобладания распространения на вырубке ценных хвойных, твёрдых лиственных пород мягкими лиственными породами»

Отчет

Экологический практикум (6 ч)

65-66.


24.04



15.00 -16.40

Каб. 104

Практическое занятие

2

Практическое занятие «Проведения мониторинга зелёных насаждений»

Акция

67-68.


08.05



15.00 -16.40

Каб. 104

Практическое занятие

2

Практическое занятие «Выявление степени повреждения хвои сосны»

Отчет

69

70

15.05



15.00 -16.40

Каб. 104

Практическое занятие

2

Практическое занятие «Биоиндикация воздуха. Изучение фитоценоза»

Творческие работы

Итоговое занятие (2 ч)

71-72.

22.05



15.00 -16.40

Каб. 104

Конференция

2

Итоговая аттестация

Защита проектов
















Приложение №2

Примерный календарь работ в школьном лесничестве

Мероприятие

Сроки

Содержание работ

Учебная работа

Круглогодично

Исследования, подготовка рефератов

"Птичья столовая"

Ноябрь - март

Подкормка птиц и изучение их поведения

"Семена"

Ноябрь - март

Сбор семян сосны, дуба

"Елочка"

15-31 декабря

Охрана еловых и сосновых посадок для предотвращения их порубок перед новогодними праздниками

"Птичий домик"

Январь - март

Изготовление и развешивание скворечников, дуплянок

"Берёзовый сок"

Март - апрель

Охрана берёзовых лесов для предотвращения порчи берёз

"Первоцветы"

Апрель - май

Патрулирование с работниками природоохранных органов лесов и лугов, на которых начинают распускаться весенние цветы

"Питомник"

Апрель - октябрь

Работы в школьном питомнике

"Чистый лес"

Апрель-май

Очистка леса от мусора

"Чистый родник"

Апрель-май

Очистка территории родника

"Муравей"

Апрель - август

Огораживание муравейников

"Лесной костёр"

Апрель - сентябрь

Оборудование мест отдыха, патрулирование

"Лесопосадки"

Апрель-сентябрь

Весенне-осенние лесопосадки

Экологические походы

Июнь - август

Познавательные походы

Агитация и просвещение

Круглогодично

Проведение экскурсий, подготовка листовок, чтение лекций


Приложение №3

Протокол оценки презентаций

Критерии

Максимальное кол-во

баллов

Структура презентации


Правильное оформление титульного листа

10

Отмечены информационные ресурсы,

10

Логическая последовательность информации на слайдах

10

Оформление презентации


Единый стиль оформления

10

Текст легко читается, фон сочетается с текстом

10

Использование анимационных объектов

10

Правильность изложения текста

10

Содержание презентации


Доступность информации для выбранной категории слушателей

10

Полнота представления информации

10

Эффект презентации


Общее впечатление от просмотра презентации

10

Сумма баллов

100

Критерии оценки презентаций: Высокий уровень - 70 – 100 баллов

Средний уровень - 30 – 69 баллов

Низкий уровень - 0– 29 баллов






Приложение №4

Протокол оценки индивидуальных и групповых проектов

Критерии

Баллы

Содержание

1

Четкость формулировки темы, цели, задач и гипотезы.

0

1

2

2

Содержание темы раскрыто полностью

0

1

2

3

Выводы корректны, аргументированы и соответствуют заявленной проблеме

0

1

2

4

Теоретическая и практическая части проекта взаимосвязаны и соответствуют заявленной проблеме

0

1

2

5

Проявлено умение находить нужную информацию в различных источниках

0

1

2

6

Выражение собственной авторской позиции, её обоснование

0

1

2

7

Отсутствие фактических ошибок

0

1

2

8

Логичность изложения

0

1

2

9

Наличие самостоятельных исследований

0

1

2

10

Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав

0

1

2

Максимальный балл по разделу



20

Оформление

1

Картинки качественные, не перегружают работу

0

1

2

2

Эстетичность дизайна

0

1

2

3

Целесообразность использования графиков, диаграмм и таблиц

0

1

2

4

Целесообразность использованных анимационных эффектов и других эффектов оформления (границ, подложек, эффектов к шрифтам и картинкам и т.п.)

0

1

2

Максимальный балл по разделу



8

Метапредметные и личностные результаты

1

Артистизм защиты

0

1

2

2

Оформление работы в соответствии с требованиями

0

1

2

3

Умение ориентироваться в тематике исследования при ответе на вопросы

0

1

2

4

Умение пользоваться техническими средствами для представления результатов проектной деятельности

0

1

2

Максимальный балл по разделу



8

Всего баллов



36

Критерии: Высокий уровень - 26– 36 баллов

Средний уровень - 15 – 25 баллов

Низкий уровень - 0– 14 баллов



















Приложение №5





Начат____________

Окончен__________










пос. Новая Ляда


Гидрометеорологические наблюдения

событие

Даты








1.Появление первых воронок около деревьев в лесу.








2Появление первых проталин на полях.








3.Исчезновениеь сплошного снежного покрова .








4.Начало ледохода.








5.Конец ледохода.








6.Исчезновение ледяного покрова на стоячих водоемах.








7.Установление мягко- пластинчатого состояния почвы.








8. Первая гроза.








9.Последние заморозки в воздухе.








10.Последний заморозок на почве.








11Первый заморозок на почве.








12.Первый заморозок в воздухе.








13.Первый снег.








14.Появление льда на стоячих водоемах.








15.Ледостав на реке.








16.Образование устойчивого снегового покрова.








.

Наблюдения за растениями


Явления

Дата наступления явлений

1.Начало сокодвижения у клена остролистого.








2.Начало сокодвижения у березы бородавчатой.








3.Начало цветения мать- мачехи.








4.Начало цветения, лещины.








5.Начало цветения осины.








6.Начало цветения вяза обыкновенного, калужницы.








7.Начало развертывания первых листьев у черемухи обыкновенной, зеленение лиственницы сибирской.








8.Распускание цветочных почек у яблони садовой.








9.Начало развертывания первых листьев у березы бородавчатой.








10.Начало цветения березы бородавчатой.








11.Первое появление сморчков и строчков.








12.Начало цветения тополей, одуванчика.








13.Начало цветения ивы ломкой, сурепки.








14.Начало развертывания первых листьев у осины.








15.Начало развертывания первых листьев у липы, дуба.








16.Начало цветения смородины красной.








17.Начало цветения черемухи обыкновенной, лесной земляники.








18.Начало цветения смородины черной.








19.Начало цветения купальницы европейской.








20.Начало цветения каштана конского, ландыша майского.








21.Началоцветения яблони садовой.








22.Начало цветения акации желтой.








23.Начало цветения сирени обыкновенной.








24.Начало колошения озимой ржи.








25.Начало цветения рябины обыкновенной.








26.Первое появление подберезовиков.








27.Начало цветения брусника. Первое появление боровиков.








28.Начало цветения сосны обыкновенной, герани лесной.








29.Начало цветения жимолости татарской(волчьих ягод).








30.Первое появление подосиновиков.








31.Начало рассеивание зрелых плодов вяза обыкновенного.








32.Первое появление маслят.








33.Начало цветения шиповника, калины обыкновенной.








34.Начало цветения акации белой , ежи сборной.








35.Первые зрелые ягоды лесной земляники.








36.Начало цветения донника лекарственного.








37.Появление первых лисичек.








38.Начало цветения иван-чая.








39.Начало цветения таволги вязолистной.








40.Первые зрелые плоды красной смородины.








41.Начало цветения цикория.








42.Начало цветения липы мелколистной.








43.Первые зрелые плоды лесной малины, черной смородины.








44.Первые зрелые плоды черемухи обыкновенной.








45.Первое появление рыжиков, груздя настоящего.








46.Начало восковой спелости озимой ржи.








47.Первые зрелые плоды садовой вишни .








48.Начало рассеивания спелых семян березы бородавчатой.








49.Массовое появление подберезовиков, подосиновиков, белых грибов.








50.Начало рассеивания зрелых плодов акации желтой.








51.Начало раскраски листьев у липы мелколипестной.








52.Начало раскраски листьев у вяза обыкновенного.








53.Начало раскраски листьев у клена остролистного.








54.Начало раскраски листьев у осины.








55.Начало листопада осины.








56.Начало раскраски листьев дуба.








57.Начало опадения зрелых желудей у дуба.








58.Первые зрелые плоды у калины обыкновенной.








59.Начало листопада у клена остролистного.








60.Начало пожелтения хвои у лиственницы обыкновенной.








61.Полная раскраска у листьев клена остролистного.








62.Полная раскраска листьев липы.








63.Полная раскраска листьев у осины.








64.Начало опадения зрелых крылаток у клена остролистного.








65.Полная раскраска листьев у берёзы бородавчатой.








66.Полное пожелтение хвои у лиственницы сибирской.








67.Конец листопада у липы мелколепестной, осины.








68. Конец листопада у клёна остролистного.








69. Конец листопада у вяза обыкновенного, каштана конского, берёзы бородавчатой.








70. Конец листопада у берёзы бородавчатой.








71. Конец листопада у яблони и вишни садовой.








72. Конец листопада у сирени обыкновенной.









Наблюдения за животными

Явления

Даты наступления 2018год








1.Первая песня большой синицы.








2.Первая барабанная дробь дятла.








3.Прилет передовых грачей.








4. Прилет передовых скворцов.








5.Первая песня жаворонка.








6.Первое появление бабочки крапивницы.








7.Прилёт первых белых трясогузок.








8.Прилет первых уток-крякв








9. Первые стаи гусей.








10. Первые стаи журавлей.








11.Первое появление муравьёв на муравейниках.








12. .Первое появление шмелей.








13. .Первое кукование кукушки.








14.Прилёт первых деревенских ласточек.








15 Прилёт первых городских ласточек.








16.первый вылет майских жуков.








17.Первая песня соловья.








18.Начало пролёта журавлей.








19.Массовый отлёт деревенских ласточек.








20. Начало пролёта серых гусей.








21.Первое появления снегирей.








22. .Начало пролёта свиристелей.








23. Массовый отлёт грачей.









Необычные явления природы

год

Явление

дата






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!