СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Химия вокруг нас"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная программа по химии для обучающихся 14-15 лет

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Химия вокруг нас"»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кремлевская средняя общеобразовательная школа



СОГЛАСОВАНО.

Педагогический совет

№ 1 от 30.08.2023г

УТВЕРЖДЕНО.
приказом МКОУ Кремлевской СОШ
№ 207 от 01.09.2023 Директор МКОУ Кремлевской СОШ

________________Бобровицкая С.В.








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«Химия вокруг нас»


Направленность: естественно-научная


Срок реализации программы: 1 год





Автор-составитель программы:

Баранова Елена Васильевна,

учитель биологии и химии

высшей квалификационной категории








село Новокремлевское, 2023


Содержание





Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы…….…………3

    1. Пояснительная записка……………………………………….……...3

    2. Цель и задачи программы ……………….. ….…………………....6

    3. Содержание программы………………………………………………7

    4. Планируемые результаты……………………………………………10

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий………...11

2.1. Условия реализации программы……………………………………. 11

2.2. Методические материалы……………………………………………..13

2.3. Рабочая программа воспитания……………………………………....14

2.4. Список литературы……………………………………………………18 Приложения…………………………………………………………….......20























Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

    1. Пояснительная записка.

Дополнительное образование - это мотивированная образовательная деятельность, за рамками основного образования, осуществляемая по образовательным программам, имеющим конкретные образовательные цели и объективные, оцениваемые результаты, позволяющие подростку максимально реализовать свои интересы в познании и творчестве.
Одной из целей работы объединений дополнительного образования является воспитание подрастающего поколения. Работа школьного химического объединения как нельзя лучше соответствует этой цели, так как позволяет сформировать у детей глубокий и устойчивый интерес к миру веществ и химических превращений, приобрести необходимые практические умения. Направленность программы – естественно - научная. Программа направлена на формирование у подростков универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности в области химических знаний.

Программа «Химия вокруг нас» создает условия для развития индивидуальности детей в области естественно-научных знаний. Исследовательская и проектная деятельность подростков - это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием такой работы является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапах его достижения. Только во взаимосвязи учебно-исследовательской и проектной деятельности детей создаются условия для становления индивидуальной образовательной траектории подростков - траектории успеха. Данная программа отвечает требованиям сегодняшнего дня, которые основываются на новом понимании функций дополнительного образования.

Программа предусматривает выбор, разработку, реализацию и общественную презентацию предметного (химического) или межпредметного учебного проекта по выбору, направленного на решение теоретической и значимой проблемы в области математических знаний. Ценность программы заключается в том, что дети получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность

Современное производство требует естественно - научной грамотности, определенного стиля мышления, от этого зависит создание современных технологий. Согласно Концепции развития образования в Российской Федерации, главной проблемой сегодня является низкая учебная мотивация подростков, которая вызвана недооценкой естественно - научных знаний. В Концепции определена задача – естественно- научного просвещение и популяризации естественных наук, в том числе через дополнительное образование. И одним из путей решения этой задачи является реализация данной программы сознательное овладение знаниями через исследовательскую, проектную деятельность помогает в понимании необходимости химических знаний, знаний смежных дисциплин, в восприятии науки и технических идей.

Программа актуальна и потому, что речь подростков сегодня наполнена сленгом, на второй план уходит правильность и разнообразие речи. Деятельность детей по программе подразумевает не только развитие исследовательского химического мышления, но и развитие умения правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Отличительные особенности, новизна

Отличительной особенностью программы является и то, что это программа открытого типа. То есть она открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, индивидуальных особенностей детей. Программа построена на принципах адаптивности, комфортности и интеграции, казалось бы, несовместимого – естественно-научных и лингвистических знаний. А где же будут точки соприкосновения? Именно на практических занятиях наиболее эффективными могут быть результаты по исследовательской, проектной деятельности, которые предусмотрены программой. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Новизна в том, что программа заставляет подростков взглянуть на химию по-новому, не как на школьный предмет, а также в том, что программа предусматривает латентное (скрытое) обучение, оно обеспечивается накоплением информационного опыта подростками в области химических знаний через продуманную самостоятельную проектную деятельность.

Адресат программы

Программа разработана для детей 14-15 лет, мальчиков и девочек, поскольку у большинства школьников этого возраста ярко выражена потребность в самовыражении и общественном признании. Занятия в объединении развивают склонность к выполнению химических опытов, способствуют развитию творческих умений и навыков. Большой объем знаний основных законов, методов и экспериментальных приемов требует от изучающих химию упорного, целенаправленного труда. Поэтому, чем раньше ребята войдут в огромный увлекательный мир химии, тем быстрее они смогут стать самостоятельными, инициативными, творческими работниками. В современных условиях объем знаний резко и быстро возрастает, поэтому необходимо прививать детям умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации, побуждать интерес и привычку к постоянному расширению кругозора. Развитию данных умений и навыков способствует работа в химическом объединении.

Занятия с разнообразием форм и методов создают для становления личности благоприятные условия, позволяя не только ответить на возникающие у подростков вопросы, но и существенно конкретизировать и расширить их компетенции в области естественных наук, ознакомить с профессиями и специальностями, связанными с химией и ее приложениями. Тем самым данная работа способствует решению проблемы профессиональной ориентации молодежи.

Теоретические занятия в объединении учат подростков слушать, размышлять, анализировать услышанное и увиденное. Практические занятия учат работать с простейшими приборами, реактивами, ставить определенные цели и планировать свою деятельность. Защита своих работ и проектов развивают у детей такие качества, как уверенность в своих силах, умение концентрировать свое внимание, думать и действовать самостоятельно. Все эти качества необходимы ребенку в повседневной жизни. Разум подростка тренируется находить решения, выбирать оптимальные варианты действий.

У них появляется необходимость новых критериев оценки себя, желание реализовать себя и, вместе с тем, неумение это сделать. Занятие по программе выводят подростков на новый качественный уровень оценки, помогают подросткам реализовать себя и дают положительную эмоциональную поддержку как среди сверстников, так и взрослых. Немалое место в программе объединения отведено занимательным опытам, конструированию, моделированию и работе с виртуальной химической лабораторией. Как показывает опыт, теоретические знания и практические навыки, полученные в объединении, для многих ребят оказываются значительно более широкими, глубокими и разнообразными, чем предусматриваемые программой. Объясняется это тем, что для многих ребят интерес к химии не ограничивается занятиями в объединении, а продолжается в виде самостоятельной работы дома, в процессе чтения научно-популярной литературы и даже специальной литературы, изучения сайтов в Интернете.

Группы формируются на добровольной основе из мотивированных к данному виду деятельности детей. Предварительная подготовка не требуется.


Объем и сроки освоения программы

Программа рассчитана на один год обучения. Объем программы – 34 часа. Срок освоения – с сентября по май. Количество учебных недель - 34. Программа реализуется в течение всего учебного года, включая каникулы.

Программа разработана для подростков 14 – 15 лет.

Продолжительность занятий – 1 час

Частота проведения занятий – 1 раз в неделю.

Количество детей в группе – 15-18 человек.

Форма обучения - очная.

Особенности организации образовательного процесса

Занятия проводятся с группами, сформированными из учащихся одного возраста или разновозрастных. Состав групп постоянный.

Режим занятий Занятия проводятся 1 академический час в неделю по расписанию, 1 раз в неделю по 1 занятию.

Продолжительность одного занятия - 45 минут.


    1. Цель и задачи программы:


Формирование практических знаний и умений по химии, способных помочь ребенку в его повседневной жизни.


Задачи:

Личностные

  • Знакомить с индивидуальной исследовательской работой, работой в группах, презентацией результатов своей деятельности;

  • Формировать способности оценивать свой рост, свои достижения;

  • Формировать готовность к саморазвитию и осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  • Развивать познавательный интерес и формировать мотивацию к химическим знаниям, к исследовательской работе, на основе включения в активную предметную познавательную деятельность;

  • Формировать достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мысли обучающимися.

Метапредметные

  • Развивать умения самостоятельно определять задачи своего обучения и планировать пути их достижения;

  • Учить приемам отбора материала на определенную тему;

  • Развивать умения строить логические рассуждения;

  • Развивать умения использовать речевые средства для выражения своих мыслей, полного речевого высказывания;

  • Развивать умения работать индивидуально и в группе;

Предметные

  • Познакомить с понятием и методами исследовательской деятельности;

  • Познакомить с актуальными темами исследований, содержанием проектов по химии и их особенностями;

  • Систематизировать естественно-научные знания в ходе практической работы по написанию реферата, проекта;

  • Познакомить с оформлением проектной документации; правилами проведения презентации и защиты исследовательской работы, проекта.


    1. Содержание программы.


Учебный план


п/п

Тема

Количество часов

Формы

аттестации

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда и техники безопасности.

1

1


Тестирование

2

От алхимии до наших дней.

4

2

2

Наблюдение


3

Тайны химической лаборатории.

8

2

6

Практическая работа

4

Загадки веществ.

2

1

1

Презентация

5

Семь металлов создал свет.

5

1

4

Практическая работа

6

Знакомый незнакомец.

2

1

1

Лабораторная работа

7

Огонь – явление химическое

2

1

1

Практическая работа

8

Царство воды.

2

1

1

Практическая работа

9

Химия в белом халате.

2

1

1

Практическая работа

10

Химия в повседневной жизни

2

1

1

Заполнение дневника наблюдений,

Практическая работа

11

Химия в криминалистике (элементы аналитической химии)

2

1

1

Практическая работа

12

Защита проектов.

Итоги года

2

-

2

Презентация и защита проекта


Итого

34

12

22



Вводное занятие. Инструктаж по охране труда и техники безопасности( 1час)

Введение в образовательную программу. Знакомство с участниками. Инструктаж по охране труда и технике безопасности при работе в химической лаборатории. План работы объединения. Мотивация на дальнейшее обучение.

От алхимии до наших дней.(4 чача)

Теоретическая часть.

Книга как средство передачи информации – прошлое и настоящее. Основные идеи и цели алхимии. Периодизация алхимии. Персоналии столпов алхимии. Практические достижения алхимии. История атомистики. Основные положения атомно - молекулярного учения. Классификация и номенклатура веществ.

Практическая часть.

Моделирование молекул неорганических веществ, работа с виртуальной химической лабораторией.

Тайны химической лаборатории.(8 часов)

Теоретическая часть.

Посуда общего назначения и мерная. Приборы для получения и собирания газов, для нагревания и выпаривания, перегонки и дистилляции, очищения и фильтрования. Работа с виртуальной лабораторией.

Практическая часть.

Мытье и сушка посуды. Работа со стеклом, пробками, трубками. Изготовление простейших приборов. Измерения в химии. Определение относительной молекулярной массы веществ на примере углекислого газа. Очистка газов. Получение сложных веществ из простых.

Загадки веществ.

Теоретическая часть.

Разнообразие химии в окружающем мире. Коллекция виртуальной лаборатории.

Практическая часть.

Разделение смесей и очистка веществ методом хроматографии. Невидимые чернила и волшебные записки. Очистка медного купороса перекристаллизацией. Возгонка йода.

Семь металлов создал свет.(5 часов)

Теоретическая часть.

Великий труженик – железо. Древнейший и заслуженный – медь. Серебряная вода – ртуть. Погубивший Рим – свинец. Металл, болеющий чумой – олово. Мерило стоимости – серебро. Царь металлов, металл царей – золото.

Практическая часть.

Зеркальная колба. Серебряная монета. Растворимая ложка. Ферратный вулкан. Коррозия железа. Золотистые листочки в растворе. Золотой дождь. Красивые гвозди. Работа с виртуальной химической лабораторией.

Знакомый незнакомец.(2 часа)

Теоретическая часть.

Охрана воздуха от загрязнений. Кислород и озон. В гостях у благородных газов.

Практическая часть.

Количественное определение кислорода в воздухе. Получения кислорода и озона.

Огонь – явление химическое. (2 часа)

Теоретическая часть.

Огонь. Добывание огня. Простейшие представления о пиротехнике.

Практическая часть.

Горение и медленное окисления. Условия горения и прекращения горения. Приготовление фейерверков.

Царство воды.(2 часа)

Теоретическая часть.

Аномалии воды. Живая и мертвая вода. Профессии воды. Роль воды в жизни человека. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов. Растворы в природе и технике.

Практическая часть.

Приготовление растворов с определенной молярной концентрацией растворенного вещества. Определение состава воды. Определение рН растворов и дистиллированной воды. Перегонка воды. Зависимость растворимости солей от температуры. Свойства кристаллогидратов.

Химия в белом халате.(2 часа)

Теоретическая часть.

Значение химии для медицины. Лекарства. Профессии провизора и фармацевта.

Практическая часть.

Приготовление физиологического раствора. Получение древесного угля, изучение его адсорбционной способности.

Химия в повседневной жизни.(2 часа)

Теоретическая часть.

Кислоты и основания на кухне. Поваренная соль. Сахар. Сода. Кристаллогидраты. Красители. Полимеры. Волокна. Синтетические моющие средства.

Практическая часть.

Получение солей различными способами. Свойства кристаллогидратов. Кислотно-основные смеси в быту. Сахар: как же он сладок. Леденцовая хроматография. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира, йода.

Химия в криминалистике.( 2 часа)

Теоретическая часть.

Индикаторы и качественные реакции. Секретные послания. Ловушка для вора.

Практическая часть.

Приготовление растительных индикаторов. Качественные реакции на неорганические и органические вещества. Решение экспериментальных задач на определение качественного состава вещества.

Итоги года.(2 часа)

Теоретическая часть.

Подведение итогов года. Защита проектов.






    1. Планируемые результаты

Личностные

  • Будут иметь представление об индивидуальной исследовательской работе, работе в группах и презентации результатов своей деятельности;

  • Будут уметь оценивать свой творческий рост, анализировать свои достижения;

  • Дети будут мотивированы к приобретению химических знаний и готовы к дальнейшему саморазвитию;

  • Будут уметь транслировать результаты своей работы, участвовать в конференциях, фестивалях;

  • Будет сформирован достаточный объем словарного запаса, позволяющий выражать мысли при публичном выступлении.

Метапредметные

  • Получат представление о проектной, исследовательской и творческой деятельности;

  • Смогут самостоятельно добывать знания, определять задачи своего обучения и планировать пути их достижения;

  • Овладеют приемами отбора материала на определенную тему;

  • Сформируются умения строить логические рассуждения, планировать, анализировать, проводить рефлексию;

  • Получат умения использовать речевые средства для выражения своих мыслей, полного речевого высказывания.

Предметные

  • Расширят знания в области химии, смогут систематизировать имеющиеся химические знания в ходе практической работы над проектами;

  • Будут знать основы учебно-исследовательской деятельности, методику написания реферата, проекта по химии;

  • Будут знать актуальные темы исследований и особенности проектов по химии;

  • Будут знать основные требования оформления проекта, правила проведения презентации и защиты.







Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий


Календарный учебный график (Приложение 1).


2.1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

  • Наличие кабинета для занятий, столов, стульев.

  • Компьютеры с доступом в Интернет, проектор, телевизор, халаты, перчатки, химическая посуда и химические реактивы.

Информационное обеспечение: Видеоролик «Химическая лаборатория», мультимедийные презентации «Методы исследования», информационные системы «Учи.ру», «ЯКласс», ведущий образовательный портал ИНФОУРОК, портал Мультиурок.

Кадровое обеспечение:

Программу реализует педагог дополнительного образования, имеет высшее педагогическое образование, специальность – учитель биологии и химии.


Формы аттестации: тестирование, дневник наблюдений, практическая работа, презентация работы, защита проекта. Формы демонстрации образовательных результатов: защита творческого индивидуального проекта на конференциях, конкурсах, презентация на занятиях, в период проведения Недели науки и Недели экологии в школе.

Тестирование ориентировано на усвоение теоретического материала.

Наблюдение ориентировано на мониторинг личностных и метапредметных результатов. Проводится фронтально на каждом занятии по следующим критериям:

  1. - ребёнок проявляет повышенный познавательный интерес к деятельности, проявляет терпение и выдержку в процессе деятельности, понимает для какой профессиональной сферы деятельности необходимы навыки, может организовать свою деятельность и оценить результат, строит логические рассуждения, классифицирует, мыслит креативно, легко и бесконфликтно выстраивает сотрудничество со сверстниками;

  1. – ребёнок с периодичностью проявляет познавательный интерес к деятельности, терпение и выдержка имеют нестабильный характер, поверхностно понимает для какой профессиональной сферы деятельности необходимы навыки, под руководством педагога может организовать свою деятельность и оценить результат, при помощи педагога строит логические рассуждения, имеет потенциал мыслить креативно, сотрудничество со сверстниками носит пассивный и бесконфликтный характер;

  1. - ребёнок не проявляет познавательный интерес к деятельности; нетерпелив, отсутствует выдержка в процессе деятельности, плохо понимает для какой профессиональной сферы деятельности необходимы навыки, не может организовать свою деятельность и оценить результат, не строит логические рассуждения, не умеет классифицировать, отсутствует креативное мышление, не умеет работать в сотрудничестве, конфликтует со сверстниками, не умеет договариваться (лист наблюдения, Приложение 2).

Практическая работа ориентирована на мониторинг планируемых образовательных результатов и оценивается по системе «отлично», «хорошо», «достаточно»:

- «отлично» – работа выполнена самостоятельно;

- «хорошо» - работа выполнена в медленном темпе, ошибки исправляются под руководством педагога;

- «достаточно» - ребенок не может понять последовательность действий, может выполнять работу только под контролем педагога.

Презентация работы ориентирована на проверку навыков работы, освоения материала, навыков публичного выступления. Оценивается по системе «зачёт», «незачёт».

Самооценка имеет мотивационную функцию, стимулирует продолжение учебного труда со стороны обучающихся, успешность которого будет подкреплена соответствующими результатами.

Защита проекта – коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности направлена на развитие речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний. Дети демонстрируют понимание проблемы, умение планировать и осуществлять работу, способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата, умение и навыки использования компьютерных информационных технологий для представления результатов работы. Оценивается по системе «зачёт», «незачёт».

Оценочные материалы. Для определения достижений подростками планируемых результатов по программе используются следующие материалы:

1. «Карта оценки индивидуального итогового проекта». В карте представлены критерии оценки проекта: сформированность у подростков познавательных естественно-научных знаний, сформированность коммуникативных умений, практическая направленность проекта, уровень самостоятельности в приобретении знаний, уровень презентации работы. Оценки уровня результатов отражаются в количестве баллов: 1-3 балла – низкий уровень, 4-7 баллов – средний уровень, 8-10 баллов – высокий уровень.

2. «Карта самооценки», в которой дети самостоятельно оценивают свою работу по критериям: нашел информацию самостоятельно, нашел информацию с помощью педагога, смог выбрать самое основное, оформил работу, мой вклад в работу группы. (Приложение 2)



2.2. Методические материалы.


Методы обучения: эвристический, исследовательский, проблемный, объяснительно-иллюстративный, мозговой штурм, метод погружения, метод проектов, интегративные занятия. Методы воспитания: деятельностный (стимулирование подростков на различные виды деятельности, которые способствуют усвоению какого-либо опыта), убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация. Теоретический этап обучения включает в себя такие формы работы с подростками как лекции и семинары, дискуссия, беседа, интеллектуальная игра, просмотр и обсуждение видеофильмов, презентаций, дисков по химии.

Практический этап – один из основных видов деятельности. Данное направление является прикладной деятельностью, которая для детей наиболее интересно. Включает в себя практические и лабораторные работы, химические эксперимент. Работу с виртуальной химической лабораторией.

Формы организации учебного занятия: лекция, практические и лабораторные занятия, работа в библиотеке, работа с Интернет-ресурсами, конференция, экскурсия, презентация, защита проектов.

Педагогические технологии: технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология педагогики сотрудничества, здоровье сберегающая технология, ИКТ.

Алгоритм учебного занятия: учебное занятие состоит из следующих этапов: организационного, основного, этапа первичного контроля, рефлексивного, подведение итогов.

Каждая тема курса начинается с постановки задачи – характеристики работы, которую нужно будет выполнить подросткам.

Примерный план проведения учебного занятия:

        1. Организация. Проверка готовности детей к занятию. Актуализация знаний. Повторение. 10 мин.

        2. Изучение нового материала: новой техники, приёма, упражнения и т.д. 10 мин.

        3. Физкультминутка (смена вида деятельности). 2 мин.

        4. Самостоятельная (практическая) работа обучающихся. Закрепление знаний и способов действий. Практические задания. Тренировочные упражнения. 20 мин.

        5. Итог занятия: подведение результатов работы, оценивание, поощрение. Домашнее задание (при необходимости).Подведение итогов. Рефлексия. 3 мин.

Дидактические материалы: демонстрационные материалы «Краткий словарь проектных терминов» (Приложение 3), «Формы работы над проектом», «Инструкционная технологическая карта работы над проектом», раздаточные материалы «Варианты демонстрации проекта», банк творческих работ.

2.3. Рабочая программа воспитания

Рабочая программа воспитания

Программа воспитания направлена на организацию не только содержательного досуга обучающихся, но и их интеллектуального развития.

Цель – создание условий для формирования интеллектуальной, нравственной, творческой личности   с позитивным опытом общения с другими людьми.

Задачи: формировать новые коммуникативные умения при социальном взаимодействии, общении; реализовывать воспитательные возможности дополнительного образования по развитию нравственных качеств, познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; поддержать традиции детского объединения «Траектория успеха» и учреждения при проведении мероприятий; укреплять дружественные отношения между педагогом, обучающимися, родителями через приобщение к участию мероприятиях.

Процесс воспитания в творческом объединении основывается на следующих принципах: ориентир на создание в объединении психологически комфортной среды для каждого обучающегося; реализация процесса воспитания главным образом через организацию в объединении мероприятий, которые бы объединяли детей и родителей, учащихся и педагога познавательными делами, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу.

Особенности организуемого воспитательного процесса: дети демонстрируют свои достижения не только на занятиях, где они защищают проекты, но и на досуговых мероприятиях, в конкурсном пространстве. Подготовка и выступления на мероприятиях привносят в общественное сознание детей чувство социальной значимости.

Индивидуальные результаты каждого обучающегося зависят не столько от таланта и умений, но в огромной степени и от человеческих качеств. Например, состояние здоровья, запас энергии, работоспособность, уверенность в собственных силах, умение поддерживать высокий уровень концентрации внимания. Именно над этим необходимо работать педагогу при подготовке к мероприятиям.

Особенности организуемого воспитательного процесса и в том, что занятия компьютерными технологиями заставляют ребенка построить для себя таблицу ценностей и сохранять её в порядке. Занятия требуют большой усидчивости, напряжения, внимания, поэтому воспитательные мероприятия должны в большей степени содержать эмоциональные, двигательные составляющие.

Содержание программы предусматривает воспитание следующих качеств:

-нравственно-этических качеств: соблюдение норм поведения, этики;

- интерес к самому себе: «Чего я хочу? Что я могу? Что я для этого умею?», эти вопросы обучающийся должен ставить перед собой и отвечать на них без боязни (результат: целеустремленность, собранность, выдержка);

-признание себя как личности: подросткам необходимо почувствовать свою значимость, чувство собственной успешности (результат: усидчивость, внимательность, воля, планирование своих действий);

-умение управлять самим собой: ответственность за принятое решение перед самим собой (результат: привыкает самостоятельно думать);

-уважение чужого мнения: уметь признавать свою неправоту, не формируя в себе комплекса вины (результат: становится самокритичнее, терпимее к разным людям, развитие товарищеских взаимоотношений);

-любознательность, развитие интеллектуальных навыков, вовлеченность в деятельность: продемонстрировать свои умения (результат: трудоспособность, хорошая адаптация в социальной среде, формирование интеллектуальной культуры);

-эмоциональная устойчивость: умение вызывать у себя одни (положительные) эмоции и избавляться от других (результат: умение прощать, не таить обиду);

-наличие позитивной мотивации действий и поступков: стимулом являются индивидуальные мотивы (результат: заинтересованность, вера в собственные силы, чувства патриотизма).

Воспитательная работа организована по следующим направлениям: эстетическое, досуговое, интеллектуально-познавательное, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное. Используются разнообразные формы работы: викторина, выставка, праздник, мастер-класс, игра-путешествие, вечер-встреча, просмотр фильма, экскурсия.


Календарный план воспитательной работы


пп

Направления воспитательной работы

Название мероприятия, события, форма его проведения

Цель

и краткое содержание

Сроки проведения

Ответствен-ный исполни-тель

1.

Эстетическое

«Осенний пейзаж»,

викторина с использованием Интернет -ресурсов

Создание условий для формирования творческой позиции подростков.

Сентябрь

Руководитель объединения

2.

Досуговое

«Мой самый милый человек», выставка, мастер-класс

Создание условий для установления доверительных и творческих отношений между детьми, родителями и педагогами. Праздник бабушек и дедушек ко дню пожилых людей.

Октябрь

Руководитель объединения

3.

Интеллектуально-познавательное

«Химическая лаборатория», игра-путешествие

Создать для детей возможность проявлять свои умения и творческие достижения.

Ноябрь

Руководитель объединения

4.

Досуговое

«Новогоднее представление», театрализованное представление

Организация содержательного досуга, подготовка концертных номеров.

Декабрь

Руководитель объединения

5.

Гражданско-патриотическое

«День защитника Отечества», просмотр фильма, обсуждение

Формирование основ гражданственности и патриотизма. Обсуждение фильма.

Февраль

Руководитель объединения

6.

Духовно-нравственное


«Нам мир завещано беречь», экскурсия в школьный музей. Участие в Митинге, посвященного Дню Победы.

Формирование ценности своего существования, сохранение памяти о Великой победе.

Апрель

Руководитель объединения



Планируемые результаты реализации программы воспитания:

Планируемые результаты

Показатели оценивания планируемых воспитательных результатов

  1. У подростков будут сформированы новые коммуникативные умения на мероприятиях;

  2. Будут сформированы основы интеллектуальной культуры, расширится кругозор;

  3. У подростков будут сформированы навыки самодисциплины и организованности;

  4. Будут приобщены к здоровому образу жизни, творчеству;

  5. Будут сформированы способности к адекватной самооценке и самоконтролю;

  6. Будут сформированы личностные качества: трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, активность, эмоциональная устойчивость.

5. Будут сохранены и поддержаны традиции объединения и учреждения;

6. Будут приобретены навыки организации отдыха и досуга с использованием компьютерных технологий.

1. Деятельность детей в ходе мероприятий (ведущий, исполнитель роли, пассивный наблюдатель)


2. Качество (результаты) выполнения различных творческих заданий при подготовке к мероприятиям.


3. Творческая активность участия в мероприятиях.


4. Умение работать в команде.

5. Демонстрация различных творческих умений на мероприятиях, не предусмотренных на учебных занятиях.

6.Степень проявления качеств: усидчивости, воли, внимательности.
























2.4. Список литературы:


Нормативные документы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральный закон от 31 .07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

  3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением правительства РФ от 31.03.2022 №678);

  4. Постановление Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  5. Постановление Главного государственного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

  6. Паспорт федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07.12.2018 г., протокол № 3);

  7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 628 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» ;

  8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196»;

  9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

  10. Устав муниципального казенного учреждения Кремлевская средняя общеобразовательная школа.




Литература, использованная при составлении программы:


1. Аликберова, Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей / Л. Ю. Аликберова. – М.:АСТ-ПРЕСС, 2017. – 560 с. – (Занимательные уроки).
2. Аликберова, Л.Ю. Полезная химия: задачи и истории / Л. Ю. Аликберова, Н. С. Рукк. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 187 с. – (Познавательно! Занимательно!).
3. Аранская, О.С. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: 8 – 11 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 288 с.
4. Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе. 8 класс: учебно-метод. пособие /О.С. Габриелян, Н.Н. Рунов, В.И. Толкунов. – М.: Дрофа, 2018. – 304 с.
6. Карцова, А.А. Химия без формул. / А.А. Карцова – СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2019. – 112 с.
7. Степин, Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии / В.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, 2017. – 432 с.

























Приложение 1


Календарный учебный график -


№п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля











Раздел 1.Вводное занятие - 1 час


1

сентябрь

4.09

15:30-16:15


Теория

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. План работы объединения.

МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет химии

Входная диагностика, опрос










Раздел 2. От алхимии до наших дней - 4 часа

2

сентябрь

11.09

15:30-16:15


теория

1

Книга как средство передачи информации – прошлое и настоящее.


МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет химии

Текущий контроль

Опрос

3

сентябрь

18.09

15:30-16:15


теория

1

Основные идеи и цели алхимии.

Периодизация алхимии. Персоналии столпов алхимии.

МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет химии

Текущий контроль

Опрос

4

сентябрь

25.09

15:30-16:15


практика

1

Практические достижения алхимии. Основные положения атомно-молекулярного учения.

МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет химии

Текущий контроль

Опрос, сообщения

5

октябрь

2.10

15:30-16:15


теория

1

Классификация и номенклатура веществ.

МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет химии

Текущий контроль

Опрос, сообщения

Раздел 3 .Тайны химической лаборатории - 8 часов



6

октябрь

9.10

15:30-16:15


Теория


1

Посуда общего назначения и мерная.

Мытье и сушка посуды.

МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет химии

Текущий контроль

Опрос, химический эксперимент

7

октябрь

18.10

15:30-16:15


Практика

1

Прибор для получения и собирания газов, для нагревания, перегонки и дистилляции.

МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет химии

Текущий контроль

Опрос

8

октябрь

23.10

15:30-16:15


практика

1

Очищения и фильтрования. Работа с виртуальной лабораторией

МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет химии

Текущий контроль

Опрос, практическая работа

9

октябрь

30.10

15:30-16:15


практика

1

Мытье и сушка посуды.

Работа со стеклом, пробками, трубками.

МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет химии

Текущий контроль

выполнение практической работы

10

ноябрь

6.11

16:15


1

Изготовление простейших приборов.

МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет химии

Текущий контроль

выполнение практической работы

11

ноябрь

13.11

15:30-16:15


практика

1

Измерения в химии. Определение относительной молекулярной массы веществ на примере углекислого газа

МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет химии

Текущий контроль

практическая работа

12

ноябрь

20.11

15:30-16:15


практика

1

Очистка газов.

МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет химии

Текущий контроль

Опрос, практическая работа

13

ноябрь

27.11

15:30-16:15


практика

1

Получение сложных веществ.

МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет химии

Текущий контроль

Опрос, практическая работа

Раздел 4. Загадки веществ- 2 часа

14

декабрь

4.12

15:30-16:15


Теория





1




1

Разнообразие химии в нашей жизни.



МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет химии

Текущий контроль

Опрос

15

декабрь

11.12

15:30-16:15


практика


Разделение смесей и очистка веществ методом хроматографии. Невидимые чернила и волшебные записки

МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет химии

Текущий контроль

Опрос, Практическая работа

Раздел 5. Семь металлов создал свет – 5 часов


16

декабрь

18.12

15:30-16:15


теория

1

Великий труженик – железо. Ферратный вулкан

МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет химии

Текущий контроль

Опрос

17

декабрь

25.12

15:30-16:15


практика

1

Древнейший и заслуженный металл – медь. Красивые гвозди.

Кабинет химии

Текущий контроль

Практическая работа

18

январь

8.01

15:30-16:15


практика

1

Серебряная вода- ртуть. Погубивший Рим – свинец. Растворимая ложка.

Кабинет химии

Текущий контроль

Практическая работа

19

январь

15.01

15:30-16:15


практика

1

Металл, болеющий чумой – олово.

Мерило стоимости – серебро. Серебряная монета.

Кабинет химии

Текущий контроль

Практическая работа

20

январь

22.01

15:30-16:15


практика

1

Царь металлов, металл царей – золото. Золотые листочки в растворе.

Кабинет химии

Текущий контроль

Практическая работа

Раздел 6. Знакомый незнакомец – 2 часа

21

январь

29.01

15:30-16:15


теория

1

В гостях у благородных газов.

Кабинет химии

Текущий контроль

Опрос, сообщения

22

февраль

5.02

15:30-16:15


практика

1

Получение кислорода и озона.

Кабинет химии

Текущий контроль

Опрос

Раздел 7. Огонь – явление химическое -2 часа


23

февраль

19.02

15:30-16:15


теория

1

Огонь. Добывание огня. Простейшие представления о пиротехнике.

Кабинет химии

Текущий контроль

сообщения

24

февраль

26.02

15:30-16:15


практика

1

Горение и медленное окисление. Приготовление фейерверков.

Кабинет химии

Текущий контроль

Практическая работа

Раздел 8 .Царство воды – 2 часа


25

март

4.03

15:30-16:15


теория

1

Аномалии воды. Живая и мертвая вода. Профессии воды.

Кабинет химии

Текущий контроль

тест

26

март

11.03

15:30-16:15


практика

1

Приготовление растворов с определенной молярной концентрацией растворенного вещества.

Кабинет биологии

Текущий контроль

Практическая работа

Раздел 9. Химия в белом халате – 2 часа


27

март

18.03

15:30-16:15


теория

1

Значение химии для медицины.

Кабинет химии

Текущий контроль

тест

28

март

25.03

15:30-16:15


практика

1

Приготовление физиологического раствора. Получение древесного угля.

Кабинет химии

Текущий контроль

Практическая работа

Раздел 10 Химия в повседневной жизни – 2 часа

29

апрель

8.04

15:30-16:15


теория

1

Кислоты и основания на кухне

Кабинет химии

Текущий контроль

опрос

30

апрель

15.04

15:30-16:15


практика

1

Смеси в быту. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира, йода.

Кабинет химии

Текущий контроль

Практическая работа

Раздел 11. Химия в криминалистике

(элементы аналитической химии) –2 часа

31

апрель

22.04

15:30-16:15


теория

1

Индикаторы и качественные реакции. Ловушка для вора.

Кабинет химии

Текущий контроль

32

апрель

29.04

15:30-16:15


практика

1

Секретные послания. Приготовление растительных индикаторов.

Кабинет химии

Текущий контроль

Практическая работа

Раздел 12. Защита проектов. Итоги года –2 часа

33

май

6.05

15:30-16:15


практика

1

Презентация проектов.

Итоговое отчетное занятие.

Кабинет химии

Итоговая аттестация.

Защита проекта

34

май

20.05

15:30-16:15


практика

1

Презентация проектов.

Итоговое отчетное занятие.

Кабинет химии

Итоговая аттестация.

Защита проекта










Приложение 2

Оценочные материалы  

  1. Лист самооценки (предлагается на каждом занятии)

№ п/п

Вопросы

Выберите один из предложенных вариантов, отвечая на вопросы анкеты

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

1.

Мне понравилось занятие





2.

Я справился со всеми заданиями, предложенными на занятии





3.

Я приобрёл полезные знания на занятии





4.

Я хочу изучить дополнительную информацию, литературу по теме занятия







  1. Оценочный лист Наблюдения

    № п/п

    Фамилия, И. уч-ся

    Параметры состояния образованности

    Итоговый балл

    Предметно-информационная составляющая образованности

    Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности

    Ценностно-ориентационная составляющая образованности

    Контроль-но-методиче-ский срез

    Общеучебные умения и навыки

    Уровень развития устной речи

    Умение работать с информа-цией

    Гра-мот- ность

    Умение использо-вать получен-ные знания в повседнев-ной жизни

    Уро-вень аде-кват-ности само-оценки

    Умение анализиро-вать

    Умение доказы-вать

    Умение делать выводы

    1












    2












  2. Оценочный лист Защита проекта

Объект оценивания

Содержание оценки

Оценочные маркеры (баллы)

Выбор темы и (или) конечного продукта проекта

Тема и (или) конечный продукт проекта соответствует содержанию внеурочной деятельности учащихся

1

Самостоятельность в выполнении проекта

Тема и (или) конечный продукт проекта отражает достаточный объем самостоятельной деятельности учащихся

3

Оригинальность решений проектной деятельности

Содержание и результаты проекта оригинальны

5

Реализация личностных смыслов в деятельности на занятиях

Продукт проекта отвечает индивидуальным потребностям и интересам учащегося

4

Качество презентации продукта проекта

Продукт проекта презентован; учащийся творчески подошел к презентации проекта

3




Приложение 3

Краткий словарь «проектных» терминов

Актуальность – показатель исследовательского этапа проекта. Определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью практики.

Обосновать актуальность – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Вопросы проекта – вопросы, на которые предстоит ответить участникам проектной группы, чтобы в достаточной мере уяснить и раскрыть тему проекта.

Выход проекта – продукт проектной деятельности.

Гипотеза – обязательный элемент в структуре исследовательского проекта; предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причём этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Чаще всего гипотезы формулируются в виде определённых отношений между двумя или более событиями, явлениями.

Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата. Жанр проекта – то же, что и форма продукта проектной деятельности.

Задачи проекта – это выбор путей и средств достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.

Заказчик проекта – лихо или группа лиц, испытывающих затруднения в связи с имеющейся социальной проблемой, разрешить которую, призван данный проект.

Защита проекта – наиболее продолжительная и глубокая форма презентации проекта, включающая вопрос-ответный и дискуссионный этапы. Используется, как правило, для исследовательских проектов.

Индивидуальный проект – проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога. Информационный проект – проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации. Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.

Консультант – педагог или специалист, выполняющий роль эксперта и организатора доступа к необходимым ресурсам. Приглашается к участию в проекте, если содержательная компетенция руководителя проекта в ряде случаев недостаточна.

Координация проекта – способ управления работой проектной группы учащихся; может быть открытой (явной) или скрытой.

Методы исследования – основные способы проведения исследования.

Монопроект – проект, проводящийся в рамках одного учебного предмета.

Оппонент – на защите проекта учащийся, имеющий цель с помощью серии вопросов выявить в проекте противоречия или другие недочёты.

Портфолио (папка) проекта – подборка материалов проекта.

Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера.

Презентация проекта – публичное предъявление результатов проекта.

Проблема – социально-значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта. Проблемой может быть, например, противоречие между потребностью и возможностью её удовлетворения, недостаток информации о чём-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др.

Продукт проектной деятельности – разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы.

Проект: 1) Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости. 2) Метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и её практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться метапредметным.

Проектирование: 1) Процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; практическое оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии; защита проекта. 2) Возможный элемент содержания образования, в отличие от проекта, как метода обучения. Как правило, «проектирование» является разделом образовательной области «Технология».

Проектная деятельность – форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.

Проектные ситуации – различные специальные проблемы, которые можно разрешить с использованием метода проектов. Результаты проекта: 1) выход проекта; 2) портфолио проекта; 3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сфер обучающегося, формировании у него определённых общих компетенций и др.

Рецензент – на защите проекта обучающийся или учитель (специалист), представивший рецензию на подготовленный проект.

Ролевой проект (игровой) – проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.

Руководитель проекта – преподаватель, непосредственно координирующий проектную деятельность группы, индивидуального исполнителя.

Структура проекта – последовательность этапов учебного проекта. Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по её достижению, поиск необходимой информации, изготовление с опорой на неё продукта, презентацию продукта, оценку и анализ проведённого проекта. Может включать и другие этапы

Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы.

Телекоммуникационный проект– групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.

Цель проекта – модель желаемого конечного прагматическую, но и педагогическую цель. результата (продукта)







36



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!