СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленности «Донская рукодельница».

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа для кружка.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленности «Донская рукодельница».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательная

средняя общеобразовательная школа № 19



ПРИНЯТА

на заседании ШМО классных руководителей

протокол от 27.08.23 г.№ 1

Руководитель ШМО ______ С.А.Черникова



УТВЕРЖДЕНА приказом от 31.08.23г . №115

Директор МБОУ СОШ 19

___________ В.В.Котельникова


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленности «Донская рукодельница»

Возраст обучающихся: 14-16лет

Срок реализации: 1 год




Автор-составитель:

Кузнецова Н.И, учитель технологии

г. Новочеркасск,2023






  1. Пояснительная записка

Программа кружка «Донская рукодельница» 8-9 классы


Данная программа кружка «Донская рукодельница» разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 8 -9 классов.


Цель программы кружа:


    • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами работы с ручными швейными инструментами, работы на швейной машине, выполнения утюжильных работ;

    • овладение обще трудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда из бумаги и текстильных материалов;

    • развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

    • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.

Задачи:
  • обучить конкретным трудовым навыкам при работе с бумагой, отделке ткани элементами вышивки лентами, работе с тканью;

  • углубить и расширить знания о таких видах рукоделия как квиллинг, основы вышивки, вышивки лентами, лоскутной технике;

  • сформировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

  • формировать готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию;

  • развивать образное мышление, творческие способности;

  • формирование эстетического и художественного вкуса.

Программа дает возможность расширить возможности в освоении курса «Технологии ведения дома» при изучении разделов «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремесла». Объекты труда ориентированы на определенную технику, но могут

быть самыми разнообразными. Выбор объекта труда будет зависеть от уровня подготовленности школьника, наличия материала и фантазии. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться рукоделием вообще и научиться приемам работы с бумагой и текстильными материалами; научиться делать своими руками небольшие сувениры, которые смогли бы стать оригинальным подарком, украсить интерьер.



Курс включает изучение и отработка навыков по работе с бумагой в технике квиллинг, по отделке ткани ручными стежками, вышивкой лентами и освоение приемов работы на швейной машине, изготовление сувениров и изделий в технике лоскутного шитья.

Программой предусмотрено проведение аудиторных занятий на базе швейной мастерской, укомплектованной необходимым швейным оборудованием, наглядными пособиями. Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, выполнение практических работ, разработка мини-проектов.

Сроки реализации программы: 1 год.

Программа реализует обще интеллектуальное направление во внеурочной деятельности.

Программа кружка «Донская рукодельница» относится к типу образовательных программ по конкретным видам внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1час в неделю, всего 34 часа в год

  1. Содержание программы
  1. Введение -1час

Рукоделие – увлекательное занятие, способ реализации творческих возможностей. Обзор основных тем курса.

Посещение школьной выставки декоративно-прикладного творчества. Знакомство с творческими работами учащихся школы, анализ различных техник рукоделия.

  1. Работа с бумагой, квиллинг -13 час

Материалы и инструменты для квиллинга. Бумага, клей, дополнительные материалы. Организация рабочего места.

Способы скручивания бумаги. Изготовление простых форм. Заготовка «свободная спираль», «капля», «глаз», «лист», «лепесток», «рыхлый завиток», «змейка».

Композиционные приемы. Плоские изделия в технике квиллинга. Разработка эскиза. Подготовка деталей для плоской композиции. Практическая работа: Изготовление открытки с цветком. Изготовление плоской композиции.

Возможные объекты труда: открытка, фоторамка, панно и т.д.

  1. Вышивка-4 часа

Вышивка нитками и лентами. Материалы и инструменты. Общие приемы вышивания лентами.

«Французский узелок», ленточный стежок. Разновидности ленточного стежка. Полупетля и петля с прикрепом. Стежок «петелька», «пестик».

Разработка эскиза и изготовление сувенира с применением элементов вышивки лентами.

Подготовка материалов, разметка рисунка на ткани. Вышивка сувенира лентами. Окончательная отделка сувенира. Практическая работа: изготовление сувенира с элементами вышивки лентами.



Возможные объекты труда: открытка, панно, чехол для телефона, косметичка, отделка готового изделия.

  1. Лоскутное шитье -2часа

Общие сведения о лоскутной технике. Инструменты и материалы для лоскутного шитья. Подготовка материала к работе.

Знакомство с устройством бытовой швейной машины. Подготовка машины к работе.

Простейшие изделия из квадратов. Лоскутный подарочный конвертик. Раскрой, соединение деталей. Отделка лоскутного подарочного конвертика

Практическая работа: Лоскутный подарочный конвертик.

Возможные объекты труда: Лоскутный подарочный конвертик, игольница.

  1. Вязание-3 часа

Материалы и инструменты для вязания. Основные виды петель. Организация рабочего места.

  1. Работа с тканью-3часа.

Изготовление чердачной игрушки. Раскрой, соединение деталей. Отделка игрушки красками или декупажем.

  1. Плетение -5 час.

Разновидности плетения. Разработка эскиза и изготовление сувенира с применением элементов плетения шнура. Окончательная отделка сувенира. Изготовление браслета.

  1. Новые виды рукоделия- 4 часа.

Предполагаемые результаты реализации программы

При освоении программы курса обеспечивается достижение личностных, мета предметных и предметных результатов деятельности обучающихся.

Личностные результаты освоения программы кружка «Донская рукодельница»:

    • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и

физического труда;

    • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;

    • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

    • стремление внести красоту в домашний быт;



    • желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Мета предметные результаты освоения учащимися программы кружка Донская рукодельница»:
    • самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в творческой и познавательной деятельности;

    • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

    • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

    • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими еѐ участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно- трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

    • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

    • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.

  1. Формы и виды контроля

В процессе выполнения работы по изготовлению изделий используется текущий контроль. Руководитель кружка непрерывно отслеживает процесс работы учащихся, своевременно направляет обучающихся на исправление неточностей в практической работе. Учащиеся в качестве текущего контроля используют самоконтроль. Текущий контроль позволяет в случае необходимости вовремя произвести корректировку

деятельности и не испортить изделие. Кроме текущего контроля используется итоговый контроль. После выполнения каждого изделия, предусмотренного программой, организуется выставка детских работ. Совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, экспертная оценка творческих работ, фотографирование. Участие учащихся в школьных, городских выставках творческих работ.

  1. Методические рекомендации

Для успешного освоения программы курса «Донская рукодельница» учащимся необходимо иметь материалы и инструменты для изготовления творческих работ. Целесообразно проводить занятия на базе школьных мастерских, укомплектованных необходимыми инструментами и оборудованием: швейными машинками, гладильным оборудованием, техническими средства для просмотра слайдовых презентаций.

Учителю необходимо подготовить образцы творческих работ, журналы по рукоделию, материал для показа. Изучение каждого раздела



закачивается изготовлением сувенира, ориентированного на какой – либо праздник: День Учителя, День матери, Новый год, 8 марта, день рождения. Выбор объектов труда должен быть личностно значимым для учащихся.

Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие пояснения руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы. Практическая часть занятий предусматривает выполнение изделий и позволяет выполнять отработку техники работы с бумагой, текстильными материалами.



























Тематическое планирование



№ п/п

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие. Рукоделие в вашей

семье.

1

2

Вязание.

3

3

Вышивка

4

4

Пэчворк

2

5

Макраме

3

6

Скапбукинг - составление коллажей из

фотографий, способы оформления альбомов.

2

7

Айрис - фолдинг - радужное складывание

из полосок бумаги.

2

8

Модульное оригами. Базовая форма –

треугольный модуль. Апельсин.

2

9

Квиллинг - бумажная филигрань. Квиллинг. Бабочка. Выставка проектных работ

Изготовление открыток в духе современных тенденций.

4

10

Декупаж - техника для хобби и творчества. Мой проект свечи. Цветочное

кашпо. Декупаж свечей. Изготовление декоративных свечей.

Защита проекта.

4



11

Торцевание. Коллективная работа –

панно.

1

12

Бисероплетение. Из истории бисера. Виды современного бисера.

Бисероплетение. Изготовление малых форм.

2

13

Чердачная игрушка. Изготовление.

Способы украшения чердачной игрушки.

3

14

Канзаши- вид современного рукоделия.

Выставка проектных работ.

1

15

Другие виды современного рукоделия (батик, фильцевание, гильоширование, флородизайн )

Практическое использование предметов рукоделия в дизайне интерьера и повседневной жизни.

1

















Календарно-тематическое планирование кружка


Дата

Тема занятия

Информационно- техническое сопровождение

План

Факт

1

02.09


Вводное занятие. Рукоделие в вашей семье.

Компьютерная презентация

2

09.09


Вязание на спицах. Набор петель, вязание полотна (прихватка квадратная).

Спицы, пряжа, образец

3

16.09


Вязание крючком. Набор петель, виды столбиков, вязание по кругу (прихватка

круглая).

Крючок, пряжа, образец

4

23.09


Завершение и оформление работы.

Крючок, пряжа, образец

5

30.09


Виды вышивки. Выбор ниток, канвы и инструментов (иглы, пяльцы).

Набор для вышивания (иглы, нитки, пяльцы).

6

07.10


Начинаем с радуги. «Теплые» и

«холодные» цвета», цветовой круг.

Примеры

гармоничных цветовых композиций

7

14.10


Основы вышивки крестом, как самого популярного вида вышивки.

Набор для вышивания (иглы, нитки, пяльцы).

8

21.10


Пэчворк- знакомство с видом рукоделия

Компьютерная презентация, образцы изделия

9

28.10


Проектная деятельность.

Оформление работы. Набор для лоскутного

шитья

10

04.11


Макраме (двусторонняя цепочка).

Шнуры для плетения, бусины

11

11.11


Макраме (плоские узлы ).

Шнуры для плетения, бусины

12

18.11


Помощники современной рукодельницы.

Инструменты и фурнитура.

13

25.11


Виды бумаги, ткани и другие материалы. Задание на проектную работу.

Виды бумаги, ткани и другие материалы.

14

02.12


Скапбукинг - составление коллажей из

фотографий, способы оформления альбомов.

Виды бумаги, ткани и другие материалы.

15

09.12


Образец составления альбома на заданную тематику: «Новый год».

Виды бумаги, ткани и другие материалы

16

16.12


Айрис - фолдинг - радужное складывание из полосок бумаги.

Изготовление новогодней елочки. Цветная бумага, ножницы, клей.

17

23.12


Модульное оригами. Базовая форма – треугольный модуль.

Набор цветной бумаги

18

13.01


Модульное оригами. Апельсин.

Набор цветной бумаги

19

20.01


Квиллинг - бумажная филигрань.

Инструменты и необходимые виды бумаги

20

27.01


Квиллинг. Бабочка. Выставка проектных работ

Инструменты и необходимые виды бумаги

21

03.02


Изготовление открыток в духе современных тенденций.

Цветной картон, бумага, инструменты

для отделки

22

10.02


Открытка к Дню Св. Валентина.

Цветной картон, бумага, инструменты

для отдел

23

17.02


Декупаж - техника для хобби и творчества. Мой проект свечи.

Бумажные салфетки, ножницы, клей, кисточка

24

24.02


Декупаж. Цветочное кашпо.

Свечи, бумажные

салфетки, ножницы, клей, кисточка.

25

02.03


Декупаж свечей.

Бумажные салфетки, ножницы, клей,

кисточка.

26

09.03


Изготовление декоративных свечей. Защита проекта.

Парафин, фитиль, инструменты для отделки

27

16.03


Торцевание. Коллективная работа – панно.

Набор для торцевания.

28

23.03


Бисероплетение. Из истории бисера. Виды современного бисера.

Набор для

бисероплетения

29

30.03


Бисероплетение. Изготовление малых форм.

Набор для

бисероплетения

30

06.04


Чердачная игрушка.

Х\б ткань, материалы и Инструменты, пропитка.

31

13.04


Чердачная игрушка. Изготовление.

Х\б ткань, материалы и Инструменты, пропитка.

32

20.04


Торцевание. Коллективная работа – панно.

Набор для торцевания.

33

27.04


Способы украшения чердачной игрушки.

Х\б ткань, материалы и Инструменты,

пропитка.

33-35

04.05

11.05


Канзаши- вид современного рукоделия. Выставка проектных работ.

Атласная лента, крепление

36

18.05


Другие виды современного рукоделия (батик, фильцевание, гильоширование, флор дизайн)

Практическое использование предметов рукоделия в дизайне интерьера и повседневной жизни.

Компьютерная презентация Компьютерная презентация

Список литературы:

1. О.Вешкина. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества. -М.: «Эксмо», 2008г. 2.С.Бернхем. Сто оригинальных украшений из бисера. -М.: «Мир книги», 2006г.

  1. М.Витвицкая. Икебана. Аранжировка. Флористика. -М.: «Лада», 2007г.

  2. Женские журналы по рукоделию: «Ручная работа», «Валентина», «Диана», «Лиза» и другие

  3. С.Леви. Вышивка бисером и блестками. -М.: «Мир книги», 2005г.

  4. Д.Люцкевич. Роспись по стеклу. -М.: «Эксмо», 2008г.

  5. Ю. Марьина. Коллажи и панно. -М.: «Ниола 21-й век», 2005г.

  6. Е.Румянцева. Украшения для девочек. -М.: «Айрис-Пресс»,2006г.

  7. Т.Терешкевич. Рукоделие для дома: 103 оригинальные идеи. –Р-н-Д.: «Феникс». 2004г.

  8. www.stranamasterov.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!