СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая программа по НТМ «По морям, по волнам»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная Общеобразовательная (Общеразвивающая) программа начально технического моделирования "По морям, по волнам". разработанная и реализованная до 2023-24 учебного года (до стандарта программ доп. образования). 

Программа реализует создания условий для развития творческих способностей обучающихся в области начально технического моделирования в дошкольном возрасте, проходит как подготовительный этап для работы по судомоделированию, а также содействиует формированию у детей гражданско-патриотических качеств личности.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая программа по НТМ «По морям, по волнам»»



Содержание

Раздел №1

«Комплекс основных характеристик программы»

    1. Пояснительная записка (стр. 4-7)

    2. Структура дистанционного занятия (стр. 8)

    3. Цель и задачи программы (стр. 9)

    4. Планируемые результаты (стр. 10-12)

    5. Учебно-тематическое планирование образовательной программы на 1 год обучения (стр. 13)

    6. Содержание программы 1 года обучения (стр. 14-16)

    7. Учебно-тематическое планирование образовательной программы на 2 год обучения (стр. 17)

    8. Содержание программы 2 года обучения (стр. 18-21)

Раздел №2

«Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Условия реализации программы (стр. 22-25)

2.2 Формы аттестации (стр. 26)

2.3 Оценочные материалы (стр. 27-28)

2.4 Методические материалы (стр. 29-31)

2.5 Список литературы (стр. 32-34)

























Паспорт программы

Наименование

Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая программа по судомоделированию «По морям, по волнам»

Направленность программы

Техническая

Вид программы

Модифицированная

Цель программы

Создание условий для развития творческих способностей обучающихся в области начально технического моделирования, содействие формированию у них гражданско-патриотических качеств личности

Возраст обучающихся

5-7 лет

Срок реализации программы

2 года

Основные разделы

Материалы и инструменты

Графическая подготовка: первоначальные знания и умения

Работа с бумагой в технике «оригами»

Конструкторско-технические первоначальные понятия

Аппликация и ее виды

Моделирование и конструирование из плоских деталей

Промежуточная аттестация за 1-е полугодие

Модулирование и конструирование из объемных деталей

Конструирование из природного материала (1 год об.)

Модулирование и конструирование из бросового материала

«Творческая мастерская»

Игры, выставки

Итоговая аттестация 2-е полугодие

Заключительное занятие

Нормативно-правовое обеспечение программы


Методическое обеспечение программы

Методические материалы к разделам программы: лекционный, иллюстрированный, демонстрационный, раздаточный материалы

Материальное обеспечение программы

Образцы готовых работ, инструменты, материалы



Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы».

    1. Пояснительная записка

НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ БАЗА

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее Федеральный закон № 273-ФЗ).

  2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013г.)

  3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р)

  4. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

  5. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. №11)

  6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок)

  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждениях СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН)

Региональные нормативные акты

  1. Примерные региональные требования к регламентации деятельности учреждения дополнительного образования детей в Ростовской области (Приложение к приказу министерства образования Ростовской области от 18.07.2012 г. №661), (далее региональные требования).

Локальные нормативные акты

  1. Устав МБУДО СЮТ г. Донецка

  2. Положению о требованиях к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, реализуемым в МБУДО СЮТ г. Донецка.

  3. Положение о порядке возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений МБУДО СЮТ г. Донецка.

  4. Положение о порядке приема, перевода, отчисления и восстановления, обучающихся МБУДО СЮТ г. Донецка.

  5. Правила внутреннего распорядка обучающихся МБУДО СЮТ г. Донецка.

  6. Положение о промежуточно и итоговой аттестации обучающихся МБУДО СЮТ г. Донецка.

Направленность программы.

Детское объединение «судомоделирования» - одно из интереснейших направлений дополнительного образования детей технической направленности. Содержание программы направлена на изучение истории развития судостроения, основ устройства судов и кораблей, правил постройки моделей, изготовление макетов водного вида транспорта. Программа «По морям, по волнам» направлена на развитие образного и логического мышления на освоение у дошкольников навыков работы с различными материалами и инструментами. Освоение данной программы позволяет дошкольникам ознакомиться с моделированием и изготовлением моделей, проявляет интерес к технике.

Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет техническую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей дошкольного возраста, начальное техническое моделирование (аббревиатура НТМ) обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

Актуальность.

Актуальность предлагаемой программы в том, что объединение начального технического моделирования являются наи­более удачной формой приобщения дошкольников к техническому творчеству.

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

Мир техники велик. Нас окружают различные машины, механизмы, приборы, аппаратура. Дети дошкольного возраста знают марки автомобилей, типы самолетов, виды кораблей. Они пользуются разными видами транспорта и бытовой техникой. Желание узнать и понять, почему движется или работает той или иной технический объект, не только пробуждает их любознательность, но и стремление сделать, что-то своими руками. Оригинальность программы в том, что обучающиеся не просто создают судомодели, но и разрабатывают для каждой модели индивидуальный внешний вид.

В процессе занятий у дошкольников вырабатываются такие качества личности как – привычка к порядку, точность, аккуратность, систематичность, развивается выдержка, терпение, усидчивость, воспитывается умение не отступать перед трудностями, происходит работа над собой, искоренение в себе тех или других недостатков, повышается осознание ценности своей личности, что ведёт к росту самоуважения.

Именно поэтому предлагаемая программа «По морям, по волнам» необходима, она вводит ребенка в удивительный мир технического творчества и дает возможность поверить в себя и свои способности.




Уровень программы.

Содержание дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «По морям, по волнам» организовано по принципу дифференциации в соответствии с стартовым «ознакомительным» уровнем сложности.

Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы; развитие мотивации к определенному виду деятельности.

(письмо Министерство образования и науки) Российской Федерации от 01.04.2014 N 09-613).


Новизна.

В данной программе большое внимание обращено на методическую сторону использования детских изделий и практическую направленность. Модели служат наглядным пособием, подарками близким и оформлением группы в детском саду. Изготовление поделки средство реализации поставленной цели. Дети самостоятельно думают и решают, создавая модель, вносят в её конструкцию, что-то своё, фантазируют, ощущая радость познания и радость труда. В этом отличительная особенность данной программы её принципа построения и реализации.

Основное направление работы объединения – привлечение дошкольников к изготовлению технических игрушек и вовлечение их в активные технические игры, конкурсы, соревнования, с целью формирования у них увлеченности трудом, интереса к технике и развитие элементов творчества.


Вид программы: модифицированная.


Педагогическая целесообразность.

На современном этапе развития нашей страны особую важность приобретает одна из самых важных функций образовательных учреждений – социализация ребенка. ДООП призвана расширить культурное пространство для самореализации, само актуализации и саморазвития личности, стимулировать обучающегося к творчеству, создать каждому ребенку благоприятную почву для профессиональной ориентации, развития личностных качеств, становлению его как субъекта собственной жизни.


Практическая значимость.

Обучение в детском объединении строится на основе саморазвития ребенка, связанного с появлением у него стимула к работе над собой. Источником такого развития выступает заинтересованность детей к познанию. Механизм саморазвития базируется на выявлении природных задатков и способностей детей и на активизации таких личностных характеристик, как самолюбие, самооценка, стремление к состязательности.

На занятиях в объединении выявлены связи со следующими школьными дисциплинами:

  • «Технологией» - закреплением методов работы с бумагой;

  • «Математикой» - закреплений знаний о геометрических фигурах;

  • «Изобразительным искусством» - навыки декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности;

  • «Историей» - знания по истории развития техники;

  • «ОБЖ» - изучение техники безопасной работы в кружке, правил поведения на улице;

  • «Географией» - развитие умений ориентироваться, проводить измерения, составлять простые карты, схемы, модели.

Адресат программы.

Программа реализует права ребенка, закрепленные в законе РФ «Об образовании». Программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст детей от 5 до 7 лет. Годовая нагрузка для каждого года обучения составляет 144 часа учебного времени. Учебно-тематический план составлен исходя из учебной нагрузки 4 часа в неделю на протяжении двух лет обучения. Режим занятий 2 раза в неделю по два часа с 10-ти минутным перерывом, согласно СанПиН. продолжительность одного академического часа соответствует 30-ти минутам. Количество детей в объединении 12-15 человек.

При подборе обучающихся главным условием является добровольность и заинтересованность.

В работе с детьми используются различные методы организации образовательного процесса, а также разнообразные формы занятий.

Формы занятий:

  • групповые;

  • подгрупповые;

  • коллективные;

  • индивидуальные.

Формы организации деятельности обучающихся:

Программа предусматривает фронтально-индивидуальную форму занятий, поскольку в связи с разными способностями детей происходит отставание или опережение в работе над моделями. Также у детей могут быть личные интересы и пристрастия к изготовлению моделей, поэтому в программе предусмотрен выбор разнообразных образцов.

В первом полугодии рекомендуется использовать фронтальную форму организации работы, при которой все обучающиеся одновременно выполняют одно и тоже задание. Со второго полугодия используются и фронтальные и индивидуальные формы обучения. Фронтальная достигается постройками моделей, хотя и разных классов, но примерно одинаковых по сложности изготовления. Индивидуальная форма применяется при подготовке моделей к выставке, конкурсам по индивидуальному плану.

В зависимости от конкретных местных условий, материалов и интересов обучающихся, педагог может вносить в программу изменения: сокращать материал по одной теме, увеличивать по другой, исключать отдельные темы или вносить новые. Допустимо включение в перечень конструкций или судомоделей, не предусмотренных в данной программе, но соответствующих той или иной теме программы.

В условиях карантина по санитарно-эпидемиологическому предписанию программа реализуется в дистанционном формате с использованием Zoom или WhatsApp. Выполненные задания присылаются педагогу на электронную почту или WhatsApp.


1.2 Цели и задачи программы.

Цель: создание условий для развития творческих способностей дошкольников в области начально технического моделирования, посредством изготовления судомоделей с применением игровых технологий на занятиях.

Задачи программы:

Образовательные (обучающие):

дать знания:

  • о свойствах бумаги, картона;

  • о назначении основных ручных инструментов и правил безопасности при работе с ними;

  • о назначении и правилах пользования простейшими чертежными инструментами (линейка, циркуль, угольник и др.);

  • о первоначальных сведениях о чертеже, техническом рисунке, эскизе;

  • о приемах художественного оформления макетов;

  • о способах вырезания из плотной бумаги и картона по чертежу, шаблону и собирать макеты, конструкции;

  • о работе с клеем, краской, о соблюдении безопасности при работе с ними;

  • умений работать с ручными инструментами.

Развивающие (личностные):

  • развивать у учащихся память, внимание, различные формы сенсорного восприятия, развитие мелкой моторики пальцев рук;

  • развивать творческое мышление и воображение у детей через игровую деятельность;

  • развитие интереса к макетированию;

  • развитие умений макетировать по образцу и самостоятельно из плоских и объемных деталей;

  • развитие навыков работать с различными материалами для макетирования;

  • развитие умений решать задачи по созданию новых конструкций, макетов.

Воспитательные (общекультурные):

  • воспитание аккуратности при выполнении работ;

  • приобщение к коллективным действиям;

  • воспитания уважения к чужому труду(профессии);

  • воспитание умений поддерживать чистоту рабочего места;

  • воспитание настойчивости в достижении цели;

  • эстетическое восприятие окружающего мира.


    1. Планируемые результаты


Планируемые результаты формируются с учетом и содержания программы и определяют основные знания, умения, навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретаемые обучающимися в процессе изучения программы.

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

- готовность и способность к саморазвитию, осознанному выбору занятий начальным техническим моделированием;

- чувство сопричастности и гордости за свой творческий коллектив;

- навыки общения на основе доброжелательности, доверия и внимания, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни.

Обучающиеся получат возможность для развития: творческих способностей, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, коммуникативности, а также расширения кругозора и информированности детей.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

- определять цель деятельности на занятии;

- организовывать свое рабочее место;

- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- планировать свои действия;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- корректировать свои действия в процессе творческой деятельности;

- в диалоге с педагогом определять степень успешности своей работы.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения творческой задачи;

- вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- осуществлять проектную деятельность;

- использовать методы и приемы технической деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни;

- применять модели, схемы, образцы для решения познавательных и творческих задач.

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся получат возможность научится:

- слушать собеседника;

- формулировать корректность в высказываниях;

- работать индивидуально и в группах, находить общее решение творческой задачи;

- выслушивать разные мнения;

- стремиться к выполнению коллективных работ;

- разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества оценивать собственное поведение и поведение окружающих, пользовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в научно-технической деятельности, который приобретает и закрепляется в процессе освоения знаний:

- устойчивая мотивация обучающегося к получению знаний и выполнению действий в области начального технического моделирования;

- умение ориентироваться в области технического творчества;

- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

- позитивное отношение к научно-техническому творчеству;

- развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, пространственного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- формирование представления о мире профессий, связанных с техническим творчеством;

- применение конструкторских умений, знаний и представлений в процессе выполнения творческих работ;

- овладение навыками моделирования из бумаги, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

- результативность участия в конкурсах и выставках.


Ожидаемые результаты 1 года обучения


К концу года, обучающиеся будут знать:

- возникновение мореплавания;

- историю развития отечественной техники, ее создателей;

- техники работы с бумагой, картоном, клеем;

- правила безопасного пользования инструментами;

- материалы и инструменты, при работе изготовления моделей;

- основные линии чертежа: осевая, сплошная, тонкая,

- простейшие технические термины: шаблон, эскиз, чертеж, масштаб;

- основные виды водных транспортных моделей;

- технику безопасности при работе с инструментами.

Будут уметь:

- организовывать рабочее место;

- соблюдать технику безопасности;

- владеть элементарными графическими навыками;

- вырезать выкройки по трафаретам, находить линии сгиба, клеить бумагу, картон;

- изготавливать простейшие судомодели по шаблону;

- работать с ножницами;

- изготавливать простейшие технические модели по шаблонам: «парусного катамарана», «модели катера», «парусной яхты».

Будет улучшено, развито, проявлено:

- интерес к занятиям в техническом творчестве;

- мотивация к творческому поиску;

- образное, пространственное и техническое мышление, воображение, мелкая моторика;

- самоорганизация, дисциплинированность, ответственность, социальное поведение;

- уважение к труду, трудолюбие, стремление аккуратно завершить работу;

- доброжелательное отношение к окружающим, чувство коллективизма, взаимопомощи.


Ожидаемые результаты 2 года обучения


Понимают:

- схемы и чертежи моделей, инструкционных карт;

- алгоритм изготовления моделей и поделок;

Умеют:

- выполнять проекты с элементами исследования по заданному алгоритму;

- проявлять творчество, фантазию, художественно-эстетический вкус в оформлении своих работ;

- вносить изменения в конструкцию с целью ее усовершенствования;

- переносить знания, умения и опыт в новую ситуацию;

- изготавливать по образцу, техническому рисунку и без образца эскизы игрушек и полезных предметов из картона и различных материалов.

Владеют:

- способами обработки различных материалов: бумаги, картона, природных материалов, картонных упаковок, пластмассы, гофрированного картона;

- навыками мыслительной деятельности, самостоятельности при выполнении творческого проекта с элементами исследования;

- навыками правильного пользования ручными инструментами и приспособлениями;

- навыками работы в малых группах


    1. Учебно-тематический план 1-го года обучения.


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. ПДД

0,5

1,5

2

2.

Материалы и инструменты НТМ

0,5

3,5

4

3.

Графическая подготовка: технические термины и графические понятия.

0,75

5,25

6

4.

Работа с бумагой в технике «оригами».

2

14

16

5.

Конструкторско-технологические первоначальные понятия.

0,75

5,25

6

6.

Аппликация и ее виды.

1,75

12,25

14

7.

Судомоделирование и конструирование: из плоских деталей.

2

14

16

8.

Аттестация за 1 полугодие. (Промежуточная диагностика за 1 полугодие).

1,25

2,75

4

9.

Судомоделирование и конструирование: из объемных деталей.

3

21

24

10.

Конструирование из природного материала

1,5

10,5

12

11.

Судомоделирование и конструирование из бросового материала».

1,5

10,5

12

12.

Праздники. «Творческая мастерская».

3,75

14,25

18

13.

Игры, выставки.

1,25

2,75

4

14.

Промежуточная аттестация за 1 учебный год

1

3

2

15.

Итоговые занятия.

2

-

2


Всего

23,5

120,5

144








    1. Содержание программы 1 года обучения


1. Вводное занятие. Техника безопасности. (2ч).

Теория. Значение техники в жизни людей. Понятие о техническом моделировании. Задачи и план работы учебной группы. Порядок и правила поведения на занятиях. Техника безопасности (Т.Б).

Практика. Показ образцов готовых моделей. Изготовление моделей на свободную тему с целью выявления творческих способностей дошкольников.

2. Материалы и инструменты. (4ч).

Теория. Сведения из истории бумаги. Как вы думаете, что это за бумага? Знакомство с видами и свойствам бумаги (газетной, писчей, рисовальной, цветной, калькой) и их использовании в моделировании.

Практика. Опыты с бумагой и картоном для определения их свойств. Изготовление простейшей лодки плоскодонки. Игра – путешествие.

  1. Графическая подготовка: технические термины и графические понятия. (6ч)

Теория. Составные части модели и х названия (изображение на плакате). Понятие о технических терминах и условных обозначений на графических изображениях в моделировании (рисунок, эскиз, линия видимого и невидимого контура, линия сгиба). Понятие о шаблонах, трафаретах, способы их применения.

Практика. Изготовление моделей кораблей по шаблону, где есть линия сгиба, а также по чертежу методом копирования. Техническое задание: нахождение линий сгиба на чертежные модели.

  1. Работа с бумагой в технике «оригами». (16ч)

Теория. Понятие «оригами» и ее возникновение. Знакомство с базовыми формами оригами. Способы приема и складывания (демонстрация готовой модели).

Практика. Изготовление простого оригами по схеме: «Парусник», «Обитатели морского мира», «Закладка - Парус»; модульного оригами: «Головоломка», «Лодка». Выполненные путем складывания и сгибания в определенной последовательности (пошаговое выполнение).

  1. Конструкторско-технологические первоначальные понятия. (6ч)

Теория. Знакомство с технической деятельностью человека. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений. Беседа о техническом конструировании и судомоделировании как о технической деятельности.

Практика. Изготовление моделей различных лодок из плотных бумаг (разметка по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого контура. Изготовление упрощенной модели корабля, парусника. Игра «Лодочка».




  1. Аппликация и ее виды. (14ч)

Теория. Цветовое и композиционное решение (расположение переднего и заднего плана, сочетание цветовых оттенков). Способы и виды аппликации. Расположение моделей (изделий) в разных частях плоскости.

Практика. Создание композиции, объединяющей модели водного транспорта: катер, парусная лодка, полученных путем складывания из цветной бумаги, их расположение на плоскости. Игры.

  1. Судомоделирование и конструирование из плоских деталей. (16ч)

Теория. Понятия «деталь», «изделие». Простые геометрические фигуры (круг, половина круга, квадрат). Способы соединения деталей. Правила соединения деталей из бумаги и картона с помощью клея. Составление формы окружающих предметов.

Практика. Изготовление геометрических фигур из бумаги и картона, различных по цвету и создание из них силуэтов моделей, со щелевидными соединениями по образцу, шаблону. Игры.

8. Аттестация за первое полугодие. (Промежуточная диагностика за 1 полугодие). (4ч)

Теория. Закрепление полученных знаний. Тест-опрос (тестирование).

Практика. Изготовление простейшей судомодели.

9. Судомоделирование и конструирование из объемных деталей. (24ч)

Теория. Первоначальное понятие о объемных геометрических (телах): цилиндр, куб. конус, трапеция. Их элементы: вершин, основание, ребро, грань. Геометрические тела как объемная основа технических объектов. Приемы их вырезания и склеивания.

Практика. Изготовление геометрических тел. Создание из них макета модели: объемных парусных, лодки, яхты. Соревнования, игры с моделями.

10. Конструирование из природного материала. (12ч)

Теория. Понятие о природных материалах.

Практика. Рабата со скорлупками от грецкого ореха, берестой, ракушки, сухие листья, шишки.

11. Судомоделирование и конструирование из сбросового материала. (12ч)

Теория. Понятие о бросовом материале: Работа по образцу.

Практика. Изготовление игрушки кораблик из спичечных коробок, корабль из коробки из-под молока, изготовление парусника из пластиковой бутылки или из лотка для яиц, байдарка из пластмассового флакона для шампуня.

Игры с готовыми моделями.

12. Праздники «Творческая мастерская». (18ч)

Теория. Рассказ (беседа) о традиционных праздниках в России, а также в др. странах. Показ готовых образцов и сувениров. Способы изготовления.

Практика. Выполнение праздничных подарков (с учетом праздников в календаре) и сувениров с декоративным оформлением.

13. Игры, выставки. (4)

Теория. Итоговая выставка работ обучающихся. Советы по изготовлению моделей летом, в лагерях, дома.

Практика. Проведение игр с поделками.

14. Промежуточная аттестация за 1 учебный год. (4ч)

Теория. Выявить знания теоретического программного материала. Контрольные вопросы (по картинкам).

Практика. Игра «Я-Самоделкин». Практические навыки дошкольников.

15. Итоговое занятие. (2ч)

Теория. Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Дальнейший выбор направления технического творчества воспитанников».

Практика. «Самые умелые ручки», подведение итогов конкурса. Вручение грамот, призов. Выставка моделей и поделок, изготовленных в течении года.






























    1. Учебно-тематический план образовательной программы на 2-й год обучения.


Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие.

История судов - «На чем люди плавали» Порядок и план работы, ТБ и ОТ в кабинете

0,5

1,5

2

2.

Понятия о инструментах и материалах. Основные рабочие операции. Правила техники безопасности при работе с инструментами

0,5

1,5

2

3.

Графические знания и умения

2

2

4

4.

Элементы технического дизайна

2

2

4

5.

Техническое моделирование на плоскости

2

8

10

6.

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей

4

16

20

7.

Конструирование из объемных деталей

4

18

22

8.

Судомоделизм. Типы моделей

1,5

4,5

6

9.

Творческий проект «Что нам стоит флот построить» (1часть)

4

26

30

10.

Промежуточная аттестация

2

2

4

11.

Творческий проект «Что нам стоит флот построить» (2 часть)

4

34

38

12.

Итоговая аттестация

2

2

4

13.

Подведение итогов за год. Организация выставки лучших образцов

1

1

2


Всего:

34,5

109,5

144















1.7 Содержание программы 2-го года обучения


  1. Вводное занятие (2ч)

Теория. Значение техники в нашей жизни. Задачи и план работы учебной группы. Правила внутреннего распорядка. Инструктаж по ТБ, ПБ, ЧС, ЧП. Показ готовых моделей.

Практика. Изготовление модели на свободную тему, игры с моделями.

  1. Понятие о материалах и инструментах. (2ч)

Теория. Применение бумаги и картона в промышленности. Их виды, свойства и использование в моделировании (демонстрация образцов). Инструменты и приспособления для работы с бумагой (линейка, ножницы, шило, нож, карандаш, кисть) Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Опыты с бумагой и картоном для определения их свойств. Изготовление простейшей модели лодки, парусника.

  1. Графические знания и умения. (4ч)

Теория. Научно-технический прогресс. Технические термины, простейшие понятия, применяемые в моделировании. Условные обозначения на графических изображениях. Рисунок, эскиз, чертеж; общие черты и отличия. Условные изображения линии выделяемого контура (сплошная линия) и линии сгиба (штрих с двумя точками).

Практика. Изготовление различных моделей по шаблону, где есть линия сгиба. Изготовление различных моделей по чертежу методом копирования. Техническое задание: нахождение линий сгиба на чертежах моделей.

  1. Элементы технического дизайна (4ч)

Теория. Общее представление о работе конструктора. Элементы художественного конструирования. Красота выполняемых моделей зависит не только от соразмерности отдельных частей и деталей, но и от выбора формы, подбора цветов, внешнего декоративного оформления и выбора способов этого оформления.

Практика. Создание моделей собственной конструкции. защита собственного проекта.

  1. Техническое моделирование на плоскости. (10ч)

Теория. Краткие сведения о техническом моделировании. Технический рисунок модели. Понятие модели на плоскости. Изображение видимого контура на плоскости, разреза, линия сгиба, места для склеивания – штриховка. Основные сечения корпуса контурной модели. Ходовые качества модели и влияние на это основных размеров корпуса судна. Умение видеть на плоскости объёмную модель, что позволяет полноценно оценить объект. Приёмы их выкройки, вычерчивания, вырезания. Самоанализ своей деятельности.

Практика. Поэтапное изготовление модели на плоскости по рисунку, образцу, шаблону. Вычерчивание и вырезание корпуса из заготовки. Технология изготовления частей корпуса. Сборка модели. Окрашивание модели.

  1. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей. (20ч)

Теория. Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок».

Практика. Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов – таких как парусник, лодка-плоскодонка. Окраска модели.

  1. Конструирование из объемных деталей. (22ч)

Теория. Конструирование моделей и макетов технических объектов: а) из готовых объёмных форм – спичечных коробков; б) из спичечных коробков с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия; в) из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток – таких, как трубочка, коробочка.

Практика. Изготовление упрощённой модели, катера. Окраска модели. Игры и соревнования с моделями.

  1. Судомоделизм. Типы моделей. (6ч)

Теория. Судомоделизм – один из видов технического моделирования. Действующие модели и макеты. Единая классификация. Способ переноса деталей чертежа на заготовку. Способы изготовления корпуса и деталей модели.

Практика. Изготовление катера. Способ переноса деталей чертежа на заготовку. Способы изготовления корпуса и деталей модели. Склеивание. Сборка. Окрашивание.

  1. Изготовление работ для выставок.

Творческий проект «Что нам стоит флот построить» 1 часть (30ч.)

Простейшая модель парусного катамарана

Теория. Катамаран. Основные элементы корпуса. Паруса и оснастка. Способы переноса чертежей деталей моделей на картон и бумагу: с помощью копировальной бумаги, по шаблонам.

Практика. Изготовление простейшей модели парусной яхты. Изготовление отдельных частей модели. Изготовление деталей моделей. Склеивание корпуса. Сборка моделей. Окрашивание модели. Игры с моделями.

Простейшая модель яхты

Теория. Основные элементы корпуса судна. Оснастка яхты, действия паруса. Перенос чертежей деталей моделей на картон и бумагу: с помощью копировальной бумаги, по шаблонам.

Практика. Изготовление отдельных частей модели. Изготовление деталей моделей. Склеивание корпуса. Окрашивание модели. Сборка моделей.

Простейшая модель катера.

Теория. Теоретический чертёж, рисунок, описание модели. Понятие о прочности и конструкции корпуса. Надстройки и рубки. Гребной винт. Судовые устройства. Спасательные средства. Судовые дельные вещи.

Практика. Изготовление отдельных частей модели. Изготовление деталей моделей. Склеивание корпуса. Окрашивание модели. Сборка моделей.

Простейшая модель подводной лодки.

Теория. Понятие о подводных лодках. Их назначение и вооружение. История создания подводной лодки. Принцип погружения и всплытия. Современные подводные лодки.

Изучение чертежей, рисунков и описание моделей.

Практика. Изготовление отдельных частей модели. Изготовление деталей моделей. Склеивание корпуса. Сборка моделей. Окрашивание модели. Подготовка к выставке.

  1. Промежуточная аттестация. (4ч)

Теория: Контрольные вопросы.

Практика: Контрольные задания.

  1. Изготовление работ для выставок.

Творческий проект «Что нам стоит флот построить» 2 часть (38ч.)

Простейшая модель парохода

Теория. Пароход. Основные элементы корпуса. Способы переноса чертежей деталей моделей на картон и бумагу: с помощью копировальной бумаги, по шаблонам.

Практика. Изготовление отдельных частей модели. Изготовление деталей моделей. Окрашивание модели. Склеивание корпуса. Сборка моделей.

Простейшая модель военного катера

Теория. Военный катер. Основные элементы корпуса. Способы переноса чертежей деталей моделей на картон и бумагу: с помощью копировальной бумаги, по шаблонам.

Практика. Изготовление отдельных частей модели. Изготовление деталей моделей. Склеивание корпуса. Окрашивание модели. Сборка моделей.

Простейшая модель грузового судна

Теория. Грузовое судно. Основные элементы корпуса. Способы переноса чертежей деталей моделей на картон и бумагу: с помощью копировальной бумаги, по шаблонам.

Практика. Изготовление отдельных частей модели. Изготовление деталей моделей. Склеивание корпуса. Окрашивание модели. Сборка моделей.

Простейшая модель парома

Теория. Паром. Основные элементы корпуса. Способы переноса чертежей деталей моделей на картон и бумагу: с помощью копировальной бумаги, по шаблонам.

Практика. Изготовление отдельных частей модели. Изготовление деталей моделей. Склеивание корпуса. Окрашивание модели. Сборка моделей.

Простейшая модель ледокола

Теория. Ледокол. Основные элементы корпуса. Способы переноса чертежей деталей моделей на картон и бумагу: с помощью копировальной бумаги, по шаблонам.

Практика. Изготовление отдельных частей модели. Изготовление деталей моделей. Склеивание корпуса. Окрашивание модели. Сборка моделей.

  1. Итоговая аттестация. (4ч)

Теория. Блиц-опрос по содержанию курса образовательной программы.

Практика. Выполнение практических заданий по содержанию курса.

  1. Итоговое занятие. (2ч)

Теория. Подведение итогов работы за год. Награждение. Проведение заключительных выставки и соревнований.

Практика. Игровая программа.





























Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»


2.1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих её обеспечения:

Учебное помещение (групповая комната), соответствующее санитарным нормам и правилам, утверждённым Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».  Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности. Групповая комната укомплектована медицинской аптечкой для оказания доврачебной помощи. Кабинет должен быть чистым, освещённым.

Материально-техническая база для практической работы делится на основные и расходные материалы.

Материалы:

  1. Клей ПВА

  2. Карандаши простые

  3. Белый картон (для шаблонов)

  4. Цветной картон

  5. Цветная бумага

  6. Ватман

  7. Шлифовальная бумага

  8. Лакокрасочные материалы

  9. Нитки

  10. Пенопласт, пластик, фольга

  11. Проволока

  12. Различный бросовый материал

Инструменты:


  1. Ножницы

  2. Карандаши

  3. Фломастеры

  4. Угольник

  5. Циркуль

  6. Ластик

  7. Точилка

  8. Линейка

  9. Кисть для клея

  10. Скрепки

  11. Клеенка для стола



Материально-техническое обеспечение:

  • компьютер;

  • доска – 1 шт., столы, стулья, наборы инструментов

  • Материалы и инструменты: бумага, картон, клей, нетрадиционный материал

  • Знание правил техники безопасности и их соблюдение на занятиях.


Информационное обеспечение.


Наглядные и технологические пособия:

  1. Тексты правил безопасности труда для инструктажей;

  2. Шаблоны для разметки деталей согласно учебному плану;

  3. Шаблоны моделей;

  4. Чертежи, технологические карты моделей;

  5. Фотографии детских работ;

  6. Папки с демонстрационными материалами по темам;

  7. Инструкции по технике безопасности.


Методическое и дидактическое о6еспечение. В процессе работы по программе используются информационно-методические материалы, имеющиеся в методическом кабинете СЮТ г. Донецка:

  • учебная, методическая литература, детская литература, журналы «Дети, техника, творчество», «Мастерилка»;

  • методические разработки и планы - конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;

  •  развивающие и диагностические процедуры: тесты, игры, кроссворды, викторины, конкурсы;

  • сценарии воспитательных мероприятий;

  • зрительный ряд: фотоальбомы, репродукции картин;

  • литературный ряд: стихи, легенды, сказки, высказывания, рассказы;

  •  наглядные пособия: образцы поделок, шаблоны, развертки моделей, схемы, чертежи, инструкционные карты, таблицы;

  • раздаточный и дидактический материал.


Дидактические обеспечение реализации программы: схемы, плакаты, раздаточный материал, макеты, видео-аудио фонд, комплексы упражнений и т.п.


Технологическое обеспечение реализации программы: научно-педагогической основой организации обучения по данной программе являются личностно-ориентированные технологии. Это технологии развивающего обучения, а именно система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов) и технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, а также педагогика сотрудничества, игровые технологии, технологии проектного и проблемного обучения.

Структура дистанционного занятия

1. Мотивационный блок (тема занятия, план занятия, планируемый результат)

2. Информационно – инструктивный блок. (теоретический материал по теме занятия, инструкция к выполнению заданий).

3. Практический блок (выполнение заданий).

4. Коммуникативный и консультативный блок (интерактивное взаимодействие участников дистанционного занятия с преподавателем и между собой).


Методы обучения:

- словесные (устное изложение, беседа, объяснение);

- наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, презентации, видеоуроков, таблицы, схемы, карточки, наблюдение). Наглядный материал должен быть достаточно крупным, подкреплён иллюстрациями, не содержать большого количества текста на одном слайде.

- практические (метод упражнений, который помогает отрабатывать действия и приёмы выполнения отдельных операций, исправления допущенных ошибок, тестирования);

- метод проектирования.

Тип занятия: диагностическое, интегрированное, практическое (в зависимости от цели и содержания занятия)


Обязательным является условие применения в учебном процессе здоровье сберегающих технологий.

Объединение «Судомоделирования» как кружок технического направления развивает пространственное мышление, умение планировать, развивают смекалку, изобретательность, настойчивость к работе, трудолюбие и терпеливость.

Здоровьесбережение – ключевой момент нового мышления. Требующий переоценки, пересмотра всех компонентов педагогического процесса, поскольку радикально меняет суть и характер образовательного процесса, ставя во главу здоровье ребенка. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.


Кадровое обеспечение:

Педагог дополнительного образования, методист, воспитатель д/с, учащиеся, родители.


Работа с родителями

Важная роль в работе с родителями в объединении отводится важная роль. Родители – первые помощники и активные участники педагогического процесса.

1. Основными целями работы с родителями являются:

- формирование активной педагогической позиции родителей: вызывать интерес к процессу воспитания, желание добиться успеха;

- породить уверенность в свои;

- привлекать родителей к участию в жизни не только своих детей, но и объединения в целом (открытие занятия и мероприятия, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы).

2. Оказывать профессиональную помощь родителям и сотрудничать с ними в воспитании ребенка:

- добиться доверительных отношений между родителями и педагогом, отношений партнёрства.

3. искоренять негативные тенденции:

- равнодушие к результатам детского труда (выбрасывают поделки, не проявляют интереса к увлечениям и творческим достижениям своего ребёнка); - пропуск занятий по вине родителей.

4. В основу работы с родителями положены следующие принципы:

- терпение и уважение к родителям разного уровня образования и культуры;

- индивидуальный подход к каждой семье.


Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей.

Работа с родителями предусматривает:

  • родительские собрания;

  • индивидуальные беседы и консультации;

  • профилактические беседы;

  • анкетирование, социологический опрос родителей;

  • совместные воспитательные мероприятия;

  • совместное проведение экскурсий и посещение выставок.

Основные направления взаимодействия с семьёй:

    1. изучение потребности родителей в образовательных услугах (для определения перспектив развития объединения, содержание работы и форм организации).

    2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

    3. Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении различных мероприятий.

    4. Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития обучающихся.









2.2 Формы аттестации

Подведение итогов освоения образовательной программы проводится в соответствии и Положением о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в МБ ДО СЮТ г. Донецка.

- Промежуточная аттестация проводится по итогам 1-го и 2-го полугодия и 1-го учебного года с целью проверки усвоения материала и его закрепления;

- итоговая аттестация – после завершения полного курса программы.

Для оценки уровня подготовленности обучающихся к освоению программы начального технического моделирования рекомендуется проведение вводной аттестации, которая позволит улучшить индивидуальные особенности каждого ребенка при ее изучении.

Не менее яркий показатель – уровень и качество выполнения практических работ, достижения на выставках, конкурсах детского творчества.

В рамках воспитательной работы осуществляется проектная деятельность, проводятся различные акции, игры, беседы, конкурсы, просмотр фильмов, экскурсии, которые могут проводиться как в учебное время, так и дополнительно, при наличии возможностей и желания детей и согласия родителей.



























2.3 Оценочные материалы


Способы определения результативности.

Подведение итогов освоения образовательной программы проводится в соответствии с Положением о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в МБУДО СЮТ г. Донецка.

Промежуточная аттестация (опрос, тестирование, практические задания) проводятся по итогам 1-го полугодия и учебного года с целью проверки усвоения материала и его закрепления; итоговая аттестация (тестирование, выставки, соревнования) после завершения полного курса программы.

Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется в течение всего срока реализации программы. Это помогает своевременно выявлять пробелы в знаниях и умениях обучающихся, планировать коррекционную работу, отслеживать динамику развития детей.

Для оценки эффективности и качества усвоения образовательной программы выбраны следующие критерии, определяющие теоретическую подготовку (теоретические знания, предусмотренной программой, владение специальной терминологией), практическую подготовку (практические умения и навыки, владение специальным оборудованием и оснащением), развитие универсальных учебных действий (интеллектуальных и технических способностей обучающихся: развитие памяти, воображения, образного, логического и технического мышления).

Итоговая оценка развития личностных качеств обучающегося (активность, организаторские способности, коммуникативные навыки, коллективизм, ответственность, самостоятельность, нравственность, гуманизм, склонность к проектировочной деятельности) производятся по трем уровням:

- «высокий»: положительные изменения личностного качества, обучающегося в течение учебного года признаются как максимально возможные для него;

- «средний»: изменения произошли, но обучающийся потенциально был способен к большому;

- «низкий»: изменения не замечены.

Результатом усвоения программы обучающимися являются: устойчивый интерес к занятиям по НТМ, сохранность контингента, результаты достижений в соревнованиях, выставках и конкурсах внутри объединения, областных конкурсах-выставках.

Содержание и материал программы организованный по принципу дифференциации в соответствии с начальным уровнем сложности.




Критерии качества выполнения практической работы


Низкий уровень

(1 балл)

Средний уровень (2 балла)

Высокий уровень

(3 балла)

    1. качество выполнения отдельных элементов

Детали сделаны с большим дефектом, не соответствуют образцу.

Детали выполнены с небольшим замечанием, есть небольшие отклонения от образца.

Детали выполнены аккуратно, имеют ровную поверхность, соответствуют образцу.

    1. Качество готовой работы

Сборка отдельных элементов не соответствует образцу.

Работа выполнена с небольшими замечаниями, которые легко исправить.

Работа выполнена аккуратно. Композиционные требования соблюдены.

    1. Организация рабочего места

Испытывает серьезные затруднения при подготовке рабочего места.

Готовит рабочее место при помощи педагога.

Способен самостоятельно готовить рабочее мосто.

    1. Трудоёмкость, самостоятельность

Работа выполнена под контролем педагога, с постоянными консультациями. Темп работы медленный. Нарушена последовательность действий, элементы не выполнены до конца.

Работа выполнена с небольшой помощью педагога. Темп работы средний.

Работа выполнена полностью самостоятельно.

    1. Креативность

Изделие выполнено на основе образца. Технология известна, ничего нового нет.

Добавлено своё предложение.

Изделие выполнено по собственному замыслу. Есть творческая находка.













2.4 Методическое обеспечение


При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:

  • единства обучения, развития и воспитания;

  • последовательности: от простого к сложному;

  • систематичности;

  • активности;

  • наглядности;

  • интеграции;

  • прочности;

  • связи теории с практикой.

 методы обучения:

  • словесный метод: беседа, рассказ, объяснение, сообщение, обсуждение, чтение книги, диалог, консультация, инструктаж;

  • наглядно - демонстрационный метод: демонстрации таблиц, схем, иллюстраций, картин, рисунков, предметов, информационного материала;

  • практический метод: выполнение работ с применением полученных знаний, практические задания;

  • проектно-исследовательскийтворческие проекты с элементами исследования

  • диалогический метод;

  • метод информационной поддержки: самостоятельная работа со специальной литературой, журналами.

  • игровые;

  • методы опроса: собеседование, тестирование;

  • объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, дискуссионный метод;

  • метод воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация и др.

формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая, работа в паре, коллективная работа.

 формы организации учебного занятия – беседа - диалог, занятие –фантазия, занятие-игра, занятие – мастерская, занятие коллективного творчества, занятие-соревнование, защита творческих проектов, конкурсы, праздник, практическое занятие, презентация, экскурсия, выставки (мини-выставки, выставки к знаменательным датам, итоговые выставки).

педагогические технологии -  технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.










Алгоритм учебного занятия

Блоки

Этапы

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Подготовительный

1

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии.

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2

Проверочный

Установление правильности и осознанности выполнения задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция.

Проверка

усвоения знаний

предыдущего занятия.

Основной

3

Подготовительный

 (подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Сообщение темы, цели учебного занятия и

мотивация учебной деятельности детей

(например, познавательная задача,  загадка - вопрос, сюжетная игра).

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.

Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную

деятельность детей.

5

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция.

Применение пробных практических заданий,

которые сочетаются с объяснением

соответствующих правил или обоснованием.

6

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения.

Применение творческих   заданий, которые выполняются самостоятельно

детьми.

7

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме.

Использование бесед, практических и самостоятельных  заданий.

8

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий.

Использование тестовых заданий, устного

(письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности

(репродуктивного, творческого).

Итоговый

9

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы.

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия.

10

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку.

Самооценка детьми своей работоспособности,

психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы.




























2.5 Список литературы


Информационное обеспечение для реализации программы:


    1. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. № 27).

    2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями)

    3. Конституция РФ.

    4. Конвенция ООН о правах ребенка.

    5. Адрианов П.М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. – М.: «Просвещение», 1986

    6. Архипова Н.А. Методические рекомендации. М.: Станция юных техников им. 70-летия ВЛКСМ, 1989.

    7. Боровко Ю.А. Технический справочник учителя труда. М.: «Просвещение», 2010г.

    8. «Модель парусной яхты». – М: МГДП и Ш, 1991

    9. Осинов Г.П. Юные корабелы. – М: ДОСААФ СССР, 1976

    10. Журавлева А.П., Болотин, Л.А. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 2002. - 158 с.

    11. Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: «Просвещение», 2005.

    12. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.П. Голованов – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

    13. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под редакцией О.Е. Лебедева. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

    14. Методист. науч но-методический журнал. №1,2,3,4,5. 2008.

    15. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт). №1,2,3. 2008.

    16. Крулехт М.Т., Крулехт А.А. Сомоделкино. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. -112 с.

    17. Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. – М.: «Просвещение», 1981.

    18. Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. – М.: Лирус, 1995.

    19. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества: Учебник для второго класса. 3-е изд., исправленное. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006 – 112с.

    20. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80с.

    21. Чернова Н.Н. Волшебная бумага. – М.: АСТ, 2005.- 207с.



Литература для педагога:

  1. «Модель парусной яхты»: - М.: МГДП и Ш, 1991.

  2. Осинов Г.П. Юные корабелы. – М: ДОСААФ СССР, 1976.

  3. Энциклопедический словарь юного техника. – М: Педагогика, 2015.

  4. Журавлёва А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. М.: Просвещение, 2005.

  5. Фермин П. Сделай сам. М: Русская книга.1995.

  6. Журналы: «Моделист-конструктор». «Катера и яхты», «Мир современных катеров и яхт».

  7. Платонов А.В. Подводные лодки. – СПб:Полигон, 2004.

  8. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П., Оригами и Аппликация. – СПб: «Кристалл» 2001.

  9. Гальперштейн Л.Я. «Моя первая книга о технике», ЗАО «Ростон-Пресс», 2008.

  10. Ильина Н.В. Волшебное оригами. – М: Рипол-Класик, 2017.

  11. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное (основы объемного конструирования). – Ярославль: «Академия развития», «Академия Холдинг», 2001.

  12. Заворотов В.А. От идеи до модели – М: « Просвещение», 1998.

  13. Кобитина И.И. Дошкольникам о технике. – М: Просвещение, 1991.

  14. Богатаева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М: Просвещение, 1992.

  15. Житомирский В.Г. Путешествие по стране Геометрии. – М: Педагогика, 2018.

Литература для обучающихся:

1. Наши руки не для скуки. Карнавал. Маски, Костюмы. Москва, «РОСМЭН», 1995 год.

2. 200 моделей для умелых рук. Санкт-Петербург, «Кристалл», 1997 год

3. Техническое моделирование от простого к сложному. Санкт-Петербург, «Кристалл», 1997. г

4. Гайдаренко Е.П. Игры, забавы, развлечения для детей и взрослых. Сталкер, 1997 год.

5. Летающие звуковые игрушки (лучшие модели от ветряных мельниц до воздушных змеев). Москва, «Аквариум». 1998 год.

6. Т.М.Геронимус «Урок труда» (Я всё умею делать сам). Учебный комплект для начальной школы 4 класс, «АСТ – Пресс», 1998 год

7. А.Бахметов; Т. Кизяков «Очумелые ручки», Москва, «РОСМЭН», 1999 год.

8. Комелев В.М., Афонькин С.Ю. Вырезаем и складываем. Санкт-Петербург, "Кристалл", 1999.

9. Игра – конструктор. Издательство «Хатбер –М», г. Москва, 2001 год

10. П.Шпильман. Основы работы с лобзиком. АСТ. Астрель, Москва, 2003 г






Литература для родителей:


  1. Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. – М: Лирус, 1995.

  2. Детская энциклопедия «Махаон». Открытие изобретения (Текст). –М: Махаон, 2010. -122с.

  3. Энциклопедия для детей «Техника» (Текст). –М:Аванта+, 2005.

  4. Журнал «Моделист-конструктор» М: 1973-2005.

  5. Загайкевич Д.Н. Общее устройство судна. – Л: «Судпромгиз», 1956.

  6. Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. Большая энциклопедия техники. – М: ЗАО РОСМЭН-ПРЕСС, 2010. -288с.

  7. Журналы «Юный техник», « сам, я сама», «Левша».

  8. Техника. Серия «Современная иллюстрированная Энциклопедия» (Текст). – М: РОСМЭН, 2007. -472 с.

  9. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М: Просвещение, 1992.

  10. Воробьёв П.М., Кулагин К., Тараненко В. В альбом для начинающих судомоделистов.


































ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК












Промежуточная аттестация 1-е полугодие 1-го года обучения



Тест-карта №1 для 1-го года обучения



Теоретические вопросы:



          1. Перечислить инструменты, применяемые при изготовлении модели корабля из картона.

          2. Назвать виды транспорта. К какому виду транспорта относятся корабли?

          3. Что такое шаблон?



Практическая работа:



            1. Начертить: квадрат, ромб, круг, прямоугольник, треугольник.

            2. Вырезать ножницами: квадрат, круг, треугольник.

            3. Сделать квадрат из прямоугольного листа.


Промежуточная аттестация 2-е полугодие 1-го года обучения



Тест-карта №2 для 1-го года обучения



Теоретические вопросы:



1. Что такое композиция в аппликации?

2. Назовите главное правило складывания фигурок-оригами??

3. Сопоставить внешние контуры корабля с геометрическими фигурами.



Практическая работа:

              1. Выполнить аппликацию «Кораблик в море» с использованием оригами. Корабль на аппликации с использованием базовой формы оригами «двойной треугольник» (дети выполняют вместе с педагогом), дополнить аппликацию другими элементами.


Будут оцениваться следующие умения и навыки:

-Соблюдение правил техники безопасности;

-Соблюдение порядка на рабочем месте;

-Умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги;

-Умение сделать из квадрата базовую форму оригами «Двойной треугольник»;

-Умение правильно наносить клей на детали аппликации;

-Умение проявить фантазию и воображение и дополнить аппликацию другими

Элементами.

Промежуточная аттестация 1-е полугодие 2-го года обучения



Тест-карта №1 для 2-го года обучения



Теоретические вопросы:



1. Назвать основные линии чертежа.

2. Назвать основные признаки зависимости внешнего контура корабля и его назначения.

3. Что такое паспорту?



Практическая работа:

                1. Изготовить модель корабля из предложенных готовых форм (коробков)

                2. Перевести 10 сантиметров в миллиметры



Итоговая аттестация 2-е полугодие 2-го года обучения



Тест-карта №2 для 2-го года обучения



Теоретические вопросы:



                  1. Назвать известные способы соединения деталей?

2. Перечислить способы переноса чертежей деталей моделей на картон и бумагу.

3. Основные элементы корпуса катера?



Практическая работа:

1. Изготовление простейшей модели парусной яхты при помощи шаблонов.



При этом будут оцениваться следующие умения и навыки:

- Соблюдение правил техники безопасности;

- Соблюдение порядка на рабочем месте;

- Умение правильно пользоваться линейкой;

- Умение вырезать по нарисованным линиям;

- Умение соединить спичечные коробки между собой;

- Умение правильно наносить клей на детали модели;

- Умение проявить фантазию и воображение, чтобы дополнить предложенный вариант корабля элементами, не входящими в основное задание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!