СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Молодежный театр»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уровень программы: базовый

Вид программы: модифицированная

Тип программы: модульная

Возраст детей: от  14 до 18 лет

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Молодежный театр»»

Отдел образования Администрации города Зверево

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества




ПРИНЯТО

на заседании педагогического

совета

Протокол от «___» ______ 202_ г.

№ ____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ЦДТ

____________Куделина Т.А.

Приказ от «___» ______ 202_ г.

№____





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«Молодежный театр»




Уровень программы: базовый

Вид программы: модифицированная

Тип программы: модульная

Возраст детей: от 14 до 18 лет

Срок реализации: 3 года-496 ч. (1 год -136 ч.; 2 год, -144 ч.; 3 год, - 216 ч.;

Разработчик: педагог дополнительного образования Стырова Виктория Станиславовна













г. Зверево Ростовской области

2023

ПАСПОРТ

дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы

художественной направленности

«Молодежный театр»

Наименование муниципалитета

Город Зверево

Наименование организации

МБУ ДО ЦДТ

ID-номер программы в АИС «Навигатор»


Полное наименование программы

«Молодежный театр»


Механизм финансирования


ФИО автора составителя программы

Педагог дополнительного образования Стырова Виктория Станиславовна

Краткое описание программы (аннотация)

Образовательная программа «Молодежный театр» – результат многолетней практической работы с театральным коллективом учащихся. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Ключевая идея Программы – раскрытие внутреннего потенциала каждого ребенка через создание условий, способствующих их самореализации в театральной деятельности.

Форма(ы) обучения

Очная, очная с применением дистанционных технологий

Уровень содержания

Базовый

Продолжительность освоения)

Программа рассчитана на 3 года, общее количество часов – 496 ч.

1 год - 136 ч.

2 год - 144 ч.

3 год - 216 ч.

Возрастная категория

14-18 лет

Цель программы

Главная цель программы – создать условия для развития и совершенствования нравственных качеств личности учащихся, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.

Задачи программы

Задачи

В обучении:

– сформировать актерские способности: умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью;

– способствовать формированию речевой культуры учащегося при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;

– сформировать практические навыки пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей подростка;

В развитии:

– развить практические навыки театральной деятельности;

– развить творческую активность через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;

– развить навыки и умения в области актерского мастерства,

– развить актерские способности, умения взаимодействовать с партнером;

– развить эстетическое восприятие, художественного вкуса, творческого воображения;

В воспитании:

– воспитать эстетический вкус, исполнительской культуры в театральном направлении;

– воспитать командный дух, взаимовыручку и поддержку в группе, навыки корректного общения друг с другом.

Ожидаемые результаты и формы измерения достигнутых результатов.

Предметные

Учащийся будет знать:

-правильную технику выполнения элементов подвижных игр;

- игры с элементами театра и театральными упражнениями.

Учащийся будет уметь:

- применять освоенные знания и практические умения в театральной деятельности,

- владеть приемами выразительного чтения и четкой дикции;

- определять свое и авторское отношение к событиям и персонажам;

- различать и узнавать произведения различных литературных жанров;

- уметь четко передавать образ изображаемого героя;

- чувствовать и понимать образ героя;

Личностные

- развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность.

- развитие мышления, воображения внимания, наблюдательности и памяти;

- развитие активности творческого потенциала, фантазии детей;

- самостоятельно анализировать свою работу и работу коллектива.

Метапредметные

- формирование дружелюбия, коммуникабельности, интереса к сотрудничеству, дисциплинированности;

- укрепление навыков здорового образа жизни;

- формирование умения доводить начатое дело до конца.

Особые условия (доступность для детей с ОВЗ) (да/нет)

Нет

Возможность реализации программы в сетевой форме (да/нет)

Нет

Возможность реализации в электронном формате с применением дистанционных технологий (да/нет)

Да

Состав материально-технической базы организации, которая позволяет реализовать программу ДОД (средства обучения)

Для успешного освоения программы в объединении необходимо наличие кабинета, оснащённого, в соответствии с нормами СанПиНа, всем необходимым оборудованием

    1. Аудиосредства: электронные аудиозаписи и медиа – продукты;

    2. Компьютер (ноутбук);

    3. Костюмы, маски.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел № I «Комплекс основных характеристик программы»:

1.Пояснительная записка

2. Цель и задачи программы

3. Содержание программы

3.1 Учебный план

3.2 Содержание учебного плана

3.3 Планируемые результаты

Раздел № II «Комплекс организационно-педагогических условий, включающих формы аттестации»

2.1 Календарный учебный график

2.2 Формы, порядок и периодичность аттестации и текущего контроля

2.3 Оценочные материалы и диагностический инструментарий

2.4. Методические материалы

2.5. Информационные ресурсы и литература

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

5

5

8

8

8

10

14


15

15

15

16

17

18

21

25

27

32




Раздел № I «Комплекс основных характеристик программы»:

1.Пояснительная записка

1.1.Направленность программы - художественная.

1.2.Тип программы - модульная.

1.3.Вид программы - модифицированная, разработана на базе образовательной программы «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ» Иоффе Геннадия Аркадьевича ПДО г. Санкт-Петербург, гимназия № 293.

1.4.Актуальность Программа «Молодежный театр» определяется необходимостью успешной социализации подростка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально-творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.

1.5. Педагогическая целесообразность программы

Подросток-актер учится побеждать смущение, активно выражать жизненную позицию, учится внутренней дисциплине, сдерживанию эмоций, становится убедителен в диалоге, у него развивается фантазия, память, коммуникативные способности, что и способствует формированию гармонично развитой личности. В процессе театральной деятельности происходит формирование логического мышления, воображения, фантазии, речевой культуре, формируется самопознание, способность овладевать собственным телом, умение работать в коллективе и внимательно относиться к окружающим. В тоже время становится воспитательным пространством, не только для актера, но и для молодого зрителя, когда на сцене выступают сверстники, это побуждает ребенка к театральной деятельности, вдохновляет на новые свершения.

1.6. Отличительные особенности программы. В ее основе лежит система обучения актерскому мастерству, основы которой были заложены К.С.Станиславским и развиты его учениками и последователями. Так же в программу включены элементы современных методик и тренингов, проектные технологии. Данная программа рассматривает преподавание сценической речи и сценического движения без отрыва от мастерства актера, опираясь в этом на работы Георгия Владимировича Кристи. В области сценического движения программа в основе своей опирается на принципы школы Этьена Декру, однако не рассматривает его систему догматически, в актерской игре отдавая предпочтение концепции Станиславского.

1.7.Целевая аудитория (адресат программы). Программа рассчитана на детей в возрасте от 14 до 18 лет.

1.8 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Год обучения


Количество часов

Периодичность занятий

Продолжительность занятий

1 год

. 136 ч.

2 раза неделю по 2 ч

45мин. с перерывом 10- 15 мин.

2 год

144 ч.

2 раза неделю по 3 ч

45 мин. с перерывом 10- 15 мин.

3 год

216 ч.

3 раза неделю по 2 ч

45 мин. с перерывом 10- 15 мин.

1.9. Уровень освоения программы - базовый

1.10. Объем программы - 496 ч.

1.11.Срок освоения программы - 3 года

1.12. Срок обучения по программе с 01.09.2023 по 31.05.2026 г.

1.13. Особенности организации образовательного процесса. Занятия проводятся в групповой, подгрупповой (микрогруппы) и индивидуальной форме.

Состав группы постоянный. Количество человек в группе:

1 год 12-15 человек;

2 год 10-12 человек;

3 год 8-10 человек.

1.14.Организационно-педагогические условия реализации программы. В программе систематизированы средства и методы театрально-этюдной деятельности в процессе театрального воплощения.

В работе по программе принципиально важным является ролевое существование подростка на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, зрителем. Данная программа формирует у учащегося умение контролировать процесс работы над постановкой на всех его стадиях, добиваться художественно-выразительного и осмысленного исполнения.

1.15. Форма обучения – очная, очная с применением дистанционных технологий.

1.16. Условия набора и формирования групп. Группа формируется из учащихся, смешенных по возрасту и полу, являющихся основным составом объединения.

Набор в группы проводится по желанию и интересам. Специальной подготовки не предусматривается, учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося.

Прием производится по заявлению родителей (законные представители) или учащихся, достигнувших возраста 14 лет.

1.17. Формы организации и проведения занятий. В соответствии с содержанием программы могут использоваться такие виды занятий как теоретические и практические, игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, мастер-классы, выполнение самостоятельной работы, беседы. Занятия театральным творчеством отличаются гибкостью, возможностью отталкиваться от интересов и потребностей самих учащихся. Программа основана на принципе постепенного усложнения материала от игр к сценическому опыту через импровизацию.

1.18. Материально-техническое оснащение

Для успешного освоения программы в объединении необходимо наличие кабинета, оснащённого в соответствии с нормами СанПиНа всем необходимым оборудованием

Аудиосредства: электронные аудиозаписи и медиа – продукты;

Компьютер (ноутбук);

Костюмы, маски, реквизит.

1.19 Кадровое обеспечение. Для успешной реализации программы «Молодежный театр» педагогу необходимо иметь высшую категорию (допустима первая), высшее педагогическое и профессиональное образование в области преподаваемого предмета. Необходимы специалисты по различным направлении деятельности: концертмейстер и костюмер.

1.20. Язык реализации - русский

2. Цель и задачи программы

Главная цель программы – создать условия для развития и совершенствования нравственных качеств личности учащихся, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.

Задачи

В обучении:

– сформировать актерские способности: умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью;

– способствовать формированию речевой культуры учащегося при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;

– сформировать практические навыки пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей подростка;

В развитии:

– развить практические навыки театральной деятельности;

– развить творческую активность через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;

– развить навыки и умения в области актерского мастерства,

– развить актерские способности, умения взаимодействовать с партнером;

– развить эстетическое восприятие, художественного вкуса, творческого воображения;

В воспитании:

– воспитать эстетический вкус, исполнительской культуры в театральном направлении;

– воспитать командный дух, взаимовыручку и поддержку в группе, навыки корректного общения друг с другом.

3. Содержание программы

3.1 Учебный план программы «Молодежный театр » 1-й год обучения 34 недели по 4 часа

п/п

Тема занятий

Часы

Форма контроля,

аттестации


Теория

Практика

Всего


Раздел 1. Вводное занятие. Правила ПБ и ПДД - 2 ч.

1.1.


Вводное занятие. Правила ПБ и ПДД

1

1

2

Беседа

Раздел 2. Беседа о театральном искусстве – 8 ч.

2.1.

Театр как вид искусства

4

-

4

Беседа, обсуждение

2.1.

Театр как одно из древнейших искусств

4

-

4

Раздел 3. Сценическая речь – 8 ч.

3.1

Логика речи.

1

3

4

Речевые упражнения. Чтение скороговорок.

3.2

Словесные, бессловесные способы воздействия.

1

3

4

Раздел 4 Актерская грамота - 8 ч.

4.1

Выразительные средства актерского мастерства.

1

3

4

Самостоятельна работа

4.2

Поведения актера в театральном искусстве.

1

3

4

Раздел 5. СТЭМ – разновидность студенческого театра -34 ч.

5.1.

Понятие СТЕМа. Разработка сценария.

4

-

4

Репетиции, самостоятельна работа


5.2.

Миниатюры в СТЭМе

2

6

8

5.3.

Сценические акценты: идея, конфликт, тема и.т.д.

2

4

6

5.4.

Музыкальные подводки, финальные песни.

2

6

8

5.5.

Постановка СТЭМа на сцене.

2

6

8

Промежуточный контроль. Творческие показы

Раздел 6. Художественное слово - 4 ч.

6.1

Художественное слово. Работа над творческими показами.

2

2

4

Просмотр индивидуальных творческих работ


Раздел 7. Работа над спектаклем или над сценами спектакля – 52 ч.

7.1.

Предварительный разбор спектакля

2

-

2

Беседа, обсуждение

7.2

Читка по ролям.

-

4

4

Беседа, обсуждение

7.3.

Основная идея.

2

2

4

7.4.

Тема, идея, конфликт.

2

4

6

Педагогическое наблюдение

7.5.

Психологический рисунок роли.

2

2

4

Просмотр индивидуальных творческих работ

7.6.

Создание характера, сценического образа

2

6

8

Педагогическое наблюдение

7.7.

Воспроизведение отдельных событий

-

8

8

Репетиции

7.8.

Воспроизведение отдельных эпизодов

-

8

8

Самостоятельна работа

7.9.

Воспроизведение отдельных сцен

-

8

8

Репетиции

Раздел 8. Работа над оформлением – 8 ч.

8.1.

Театральный грим. Правила нанесения.

2

2

4

Беседа, обсуждение

Самостоятельна работа

8.2.

Театральный костюм. Подбор.

2

2

4

Раздел 9 Репетиция с деталями декораций – 8 ч.

9.1.

Репетиция с деталями декораций.

-

8

8

Творческие показы

Раздел 10. Проигрывание пьесы целиком. Показ спектакля зрителям – 2 ч.

10.1.

Проигрывание пьесы целиком. Показ спектакля зрителям.

1

1

2

Аттестация по итогам программы 1 года обучения. Творческие показы

Раздел 11. Обсуждение итогов работы – 2ч.

11.1

Обсуждение итогов работы

1

1

2

Беседа, обсуждение

Итого.

43

93

136



3.2. Содержание учебного плана первого года обучения

1. Вводное занятие

Комплектование группы. Беседа о задачах на учебный год. Правила техники безопасности Правила дорожного движения. «Давайте познакомимся» . Игры «Снежный ком». «Разрешите представиться»

Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства.

2. Беседа о театральном искусстве

2.1.Первоначальные представления о театре как виде искусства.

Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр.

Практика: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде искусства. Просмотр театральных постановок драматического театра им.Щепкина г.Белгород. Игры «Театр в твоей жизни «Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице», «Школьный театр. Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».

2.2.Театр как одно из древнейших искусств

Теория: Народные истоки театрального искусства («обряд инициации», славянский обряд «плювиальной» (дождевой магии) песни, пляски, посвящённые Яриле, игры, празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе. Преследование скоморохов со стороны государства и церкви.

Практика: «Игры в скоморохов» - на придуманные или взятые из литературных источников сюжеты. Кукольный скомороший театр. О Петрушке.

3. Сценическая речь

3.1.Логика речи.

Теория: Техника сценической речи: дыхание, голос, дикция. Культура речи, правильная разговорная речь. Тембр голоса.

Практика: Дыхание: Учебно-тренировочные упражнения: «Мяч», «Резиновая кукла», «Шарик», «Жилет», «Комар», «Котенок», «Барабанщик», «Паровоз», «Ёжики». «Аквалангист», «Дракон».

Артикуляционная гимнастика: Учебно-тренировочные упражнения: по очереди прочитают небольшое стихотворение, известное всем с осложняющими обстоятельствами: с улыбкой на лице; нахмурившись; . если у него болит зуб;

Дикция Скороговорки: Погода размокропогодилась; Нашего пономаря да не перепономаривать.

3.2. Словесные, бессловесные способы воздействия.

Теория: Текст и подтекст литературного произведения Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.

Практика: Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие» : превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником);

4. Актерская грамота

4.1. Выразительные средства актерского мастерства.

Теория: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера.

4.2. Поведения актера в театральном искусстве.

Теория: возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.

Практика: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками). Выполнение этюдов, упражнений- тренингов., упражнение: «Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.

5. СТЭМ – разновидность студенческого театра

Теория: СТЭМ - штука весьма непростая. Студенческий театр эстрадных миниатюр. Возник в 1950-е гг. из вузовских вечеров отдыха и капустников. СТЭМ стал одним из очагов молодежной культуры. СТЭМ – это произведение, интересная история, которая растянута до трех минут времени (иногда и до пяти). Просто, три минуты – это время, куда можно уместить драматургически законченную историю. Полноценное произведение, в любом случае, предполагает наличие драматургии: полностью законченного произведения. Произведения, где есть начало, середина и конец. 

Практика: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

Промежуточный контроль программы, анализ детских успехов в творческой деятельности. (Приложение №1) Диагностика Определение уровня сформированности специальных способностей

6. Художественное слово. Работа над творческими показами.

Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.

Практика: Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом.

7. Работа над спектаклем или над сценами

7.1Предварительный разбор.

Теория: Читка сценария. Предварительный разбор. Распределение ролей. Значение бессловесных и словесных элементов действия для совершенствования актёрского мастерства.

7.2. Читка по ролям

Практика: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

7.3.Основная идея.

Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.

Практика: Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.

7.4.Тема, идея, конфликт

Теория: «Подтекст – я говорю то-то и то-то, имея тайное желание воздействовать. На собеседника так-то и так-то, помимо его воли» (Е.Б.Вахтангов).

Практика:

- подтекст – органичная жизнь слова;

- действенный посыл;

Упражнения на вскрытие подтекста.

«Наоборотики» (мысль противоположная форме выражения).

Упражнения на развитие психофизической выразительности речи.

Упражнения на органическое воплощение элементов логики действий.

7.5.Психологический рисунок роли.

Теория: Основная черта характера каждого из героев, его внешний облик, каким ты его себе представляешь? Почему?

Практика:

- логика действий и предлагаемые обстоятельства

- роль предлагаемых обстоятельств в выполнении заданной логики действий

- заданные словесные воздействия,

- этюды на организацию действия «Я» в предлагаемых обстоятельствах;

Упражнение «Выбросьте свои проблемы»

- организация борьбы, предмет конфликта, как цель одной из борющихся сторон;

- передача и перехват инициативы (этюды);

- расстановка сил, закон борьбы – чтобы выиграть, нужно уступить инициативу;

- дальнейшее совершенствование в использовании элементов бессловесных действий;

- связь словесных действий с бессловесными элементами действий;

- разные варианты соединения задаваемых элементов бессловесного действия со словесными воздействиями;

- зарождение представления о действенном характере замысла;

7.6.Создание характера, сценического образа.

Теория: Технология создания характера, сценического образа. Микромизансцена словесного воздействия как логика действия.

Практика:

- характер и характерность сценического образа;

- представление о взаимозависимости решений характеров в спектакле;

- представление о сверхзадаче;

- ответственность за точное выполнение установленного психологического рисунка роли.

Текущий контроль программы, анализ детских успехов в творческой деятельности. (Приложение №2) Опросник «Учебная мотивация»

7.7.Воспроизведение отдельных событий.

Практика: Работа «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям

7.8. Воспроизведение отдельных эпизодов.

Практика: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля. Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

7.9. Воспроизведение отдельных сцен.

Практика:

- мизансцены спектакля.

- взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе

- связь мизансцены с задачей каждой сцены и спектакля в целом.

8. Работа над оформлением

8.1. Театральный грим. Правила нанесения

Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.

Практика: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.

8.2. Театральный костюм. Подбор

Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.

Практика: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

9. Репетиция с деталями декораций.

Практика : Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

10. Проигрывание пьесы целиком. Показ спектакля зрителям

Практика: Прогонные репетиция картин, актов, всей пьесы. Уточнение смысловых акцентов в развитии действия пьесы, уточнение ритма и темпа главных событий в их последовательном развитии Закрепление мизансцен. Закрепление и проверка художественно-постановочной стороны спектакля -оформления, костюмов, света и т.д. Монтировочные репетиции (без исполнителей и с исполнителями). Генеральные репетиции всей пьесы и их обсуждение в коллективе.

Показ спектакля. Выделение ответственных во время спектакля (за перестановкой декораций, светом, занавесом, за порядок на сцене и в зрительном зале и т.д.). Повторные показы спектакля.

Аттестация по итогам программы 1 года обучения. Творческие показы

11. Обсуждение итогов работы

Практика: Обсуждение показанных спектаклей внутри. Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих учащихся в оценке работы друг друга.

3.3 Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы

Предметные

Учащийся будет знать:

-правильную технику выполнения элементов подвижных игр;

- игры с элементами театра и театральными упражнениями.

Учащийся будет уметь:

- применять освоенные знания и практические умения в театральной деятельности,

- владеть приемами выразительного чтения и четкой дикции;

- определять свое и авторское отношение к событиям и персонажам;

- различать и узнавать произведения различных литературных жанров;

- уметь четко передавать образ изображаемого героя;

- чувствовать и понимать образ героя;

Личностные

- развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность.

- развитие мышления, воображения внимания, наблюдательности и памяти;

- развитие активности творческого потенциала, фантазии детей;

- самостоятельно анализировать свою работу и работу коллектива.

Метапредметные

- формирование дружелюбия, коммуникабельности, интереса к сотрудничеству, дисциплинированности;

- укрепление навыков здорового образа жизни;

- формирование умения доводить начатое дело до конца.



Раздел № II «Комплекс организационно-педагогических условий, включающих формы аттестации»: 2.1 Календарный учебный график (Приложение 3) 2.2.Формы, порядок и периодичность аттестации и текущего контроля

Механизмом оценки роста знаний учащихся являются: «обратная связь» учащегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой учащийся и творческий коллектив, а также достижения не только творческого характера, но и личностного.

Текущий контроль

Периодичность. Контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных качеств учащихся.

Формы контроля: педагогическое наблюдение;

  • беседа;

  • практическое занятие;

  • репетиции;

  • выступление.

Промежуточный контроль предусмотрен два раза в год (декабрь, май) с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения.

Формы контроля:

  • опрос;

  • беседа;

  • практическое задание (работа над литературным произведением)

  • просмотр индивидуальных творческих работ (стихотворение, проза, этюд)

  • выступление.

Критерии, по которым оценивается выступления:

  • уровень развития памяти;

  • уровень артистичности, выразительности, эмоциональности;

  • уровень музыкальности;

  • техника исполнения номера.

  • анализ участия коллектива и каждого учащегося в концертах, праздниках, фестивалях, конкурсов.

Аттестация по итогам освоения программы проводится в конце обучения по программе.

Формы контроля:

  • анализ участия каждого учащегося в творческих мероприятиях, конкурсах;

  • итоговый концерт (является завершением курса обучения, призван показать достижения детей за год; лучшие выступления и номера отбираются для участия в конкурсах различного уровня, выставках, фестивалях).

К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора новой темы, индивидуальное выступление, награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами.

2.3.Оценочные материалы и диагностический инструментарий.

Критерии оценки

Высокий уровень. Фантазия и воображение активно развиты. На высоком уровне владеет сценическим вниманием, общением. Эмоционально взаимодействует с партнером. Создание характера персонажа и сценического образа на высоком психологическом уровне. Творческая самоотдача на сценической площадке.

Средний уровень. Фантазия и воображение развиты. Хорошо владеет элементами сценического внимания, общения. Создание характера персонажа и сценического образа на хорошем психологическом уровне. Вместе с тем трудоспособен, виден творческий рост.

Низкий уровень. Выставляется при демонстрировании достаточного минимума в исполнении поставленной преподавателем актерской задачи. Фантазия и воображение развиты слабо. Неактивно взаимодействует с партнером. Нет творческой самоотдачи на сценической площадке.

Основными формами подведения итогов теоретических и практических знаний является устный опрос, который осуществляется в течение года с целью выявления знаний по разделам и темам программы.

Протокол проверки результативности образовательного процесса.

Цель проверки____________________

Дата проверки________________________

№ п/п

Список учащихся группы

Название мероприятия

Уровень

Теория

Практика

1





2





Диагностический инструментарий

Диагностика Определение уровня сформированности специальных способностей (Приложение 1)

Опросник «Учебная мотивация» (Приложение 2)

2.4. Методические материалы

В программе используются следующие методы и формы:

1. По источнику передачи и восприятию информации:

Словесный (беседа, рассказ, диалог);

Наглядный (репродукции, фильмы, эскизы декораций и костюмов, фотоматериалы показ педагога, индивидуальные занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);

Практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции).

2. По дидактическим задачам:

Приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и терминологией, через игры, упражнения, этюды;

Применение знаний через постановку спектаклей;

Закрепление через генеральные репетиции;

Творческая деятельность - показ спектаклей;

Проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы, фестивали, семинары, интегрированные занятия.

3. По характеру деятельности:

Объяснительно - иллюстративный - разводка фрагментов пьесы по мизансценам с объяснением и показом;

Репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;

Частично -поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Этапы обучения

1. упражнения;

2. игры;

3. этюды;

4. работа над текстом;

5. сюжетные игры;

6. работа над пьесой, спектаклем, отрывками;

7. выступление;

8. итоговые обсуждения.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

- игры общения;

- этюды;

- упражнения на дыхание и упражнения на речевой аппарат;

- речевая разминка;

- сюжетные игры;

- инсценирование;

- диалоги;

- монологи.

Основные формы обучения:

- индивидуальные занятия.

- подгрупповые занятия.

- групповые занятия.

Организационные формы:

Коллективная эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффек­тивная форма творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается вы­полнить работу.

Парная рассчитать работу на двоих.

Индивидуальная выполнение задания в группе обычно проходит не­равномерно, поэто­му необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять задание.

2.5.Информационные ресурсы и литература

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее – ФЗ №273).

  3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.).

  4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее – Концепция).

  1. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».

  2. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ (в ред. от 27.09.2017).

  3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.

  4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ №629).

  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (далее – Приказ № 816).

  6. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).

  7. Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».

  8. Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. № ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ».

  9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).

  10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).

  11. Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

  12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области».

  13. Устав и локальные акты МБУ ДО ЦДТ.

  14. Изменение в Распоряжение Правительства РФ от 31.03.22 №678–р, утвержденные Правительства РФ от 15.05.23 № 1230-р.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Алянский Ю. «Азбука театра». – М., 1991-159 с.

  2. Бюллетень программно – методических материалов для УДОД. - №5. – 2005. – с.14.

  3. Вербицкая А.В. «Основы сценического действия». – М., 1996- 213 с.

  4. Воробьева О.Я. Коммуникативные технологии в школе: секреты эффективного общения. – Волгоград: Учитель, 2009 – 141с

  5. Вожатый века. - №2. – 2007. – с.14-16

  6. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Изд-во «Лань» 2023-168 с.

  7. Ершова А., Букатов В. «Актёрская грамота – детям» - С.-П., 2005.

  8. Итина О.М. «Искусство звучащего слова» вып. 21 - М., 2002- 152 с.

  9. Козлянинов Г.И. «Упражнения по дикции» - М., 2004-125с.

  10. Петрусинский В.В. «На пути к совершенству. Искусство экспромта» - М., 1990-76с.

  11. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007-187с.

  12. Сидорина И.К., Ганцевич С.М. «От упражнения к спектаклю» - М., 2006- 98с.

  13. Фридман Л. М. «Изучение личности учащегося и ученических коллективов»— М.: Просвещение, 1988. — 207 с.

Информационные ресурсы

  1. « Виды интонации»https://youtu.be/p9QY9RJmT-E

  2. «Сценическая речь. Что такое тембр, резонаторы и регистр?»https://youtu.be/AjsqAtAumv8

  3. https://www.youtube.com/watch?v=Tw1RSF_c_7g

  4. «Курс техники речи. Артикуляционная гимнастика».
  5. https://youtu.be/BK7d3O9eeYE?list=PLiTHErg0GTFAOF7hLyUyzjr0HLCfWQGBb
  6. Мастер-класс по актёрскому мастерству https://www.youtube.com/watch?v=P9aFZ5_XURw

Приложение 1

Диагностика определения уровня сформированности специальных способностей

Цель: определить уровень сформированности специальных способностей учащихся детского театрального коллектива.

На каждом этапе обучения учащиеся должны овладеть определенными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для успешного овладения избранным видом деятельности. В процессе овладения специальными знаниями, умениями и навыками у учащихся развиваются и специальные способности (коммуникативные, исполнительские, сценические, литературные, организаторские и др.).

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые являются условием успешного осуществления определенной деятельности и которые определяют отличия в овладении необходимыми для нее знаниями, умениями, навыками.

Каждая способность определяется согласно принятым единым критериям к оцениванию деятельности учащихся театрального направления, с учетом требований образовательных программ деятельности детских и подростковых театральных коллективов, возрастных особенностей учащихся.

В данной диагностике определены показатели (индикаторы) – внешне проявляющиеся признаки, по которым оцениваются анализируемые способности.

Каждая анализируемая способность оценивается по 3-х балльной системе:

1 балл – слабо выражена (низкий уровень сформированности)

2 балла – хорошо выражена (средний уровень сформированности)

3 балла – явно выражена (высокий уровень сформированности)

Подсчитывается общее количество баллов, и определяются уровни сформированности специальных способностей каждого учащегося:

Высокий уровень – от 15 до 21 балла

Средний уровень – от 8 до 14 баллов

Низкий уровень – 7 баллов

Наименование отслеживаемой специальной способности

Показатели (индикаторы)

специальных способностей

Критерии к высокому уровню сформированности специальных способностей учащегося театрального коллектива

Форма контрольного задания

Исполнительские способности

Сценическая речь (техника речи, выразительность речи)

Техника речи – дикция, дыхание, голос.

Выразительность речи – интонация – сила голоса, логические ударения, логические и психологические паузы, темпоритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр.

При выполнении задания использует все известные ему составляющие выразительности речи, органичен. Выдерживает все требования к исполнительской речи соответственно требованиям образовательной программы детского объединения.

Чтение прозаического отрывка, поэтического, басни.

Произнесение скороговорок.

Работа с текстом:

-чтение «голосовых» сценариев;

-расстановка компонентов интонации с помощью знаковой системы.

Игровые упражнения на дыхание.

Сценическая

(исполнительская) культура

Эстетика актерских проявлений, самовыражения,

этика поведения

Ребенок умеет держать себя на сцене, его поведение и отношение к педагогу, партнерам соответствует этическим нормам, законам сцены.

Этюд

(парный, групповой).

Чтение стихотворения.

Сценические способности

Сценическое движение (телесная, пластическая выразительность)

пластичность

пластическая экспрессия

пластическое видение

Ребенок способен воплотить в движениях тела жизнь сценического героя.

Выразителен в исполнении движений, жестов, поз, составляющих физическое действие.

Часто проявляет инициативу при выполнении задания (этюда) - использует при выполнении какого-либо физического действия дополнительные оригинальные элементы (хореография, жонглирование, акробатика, клоунада и т.д.).

Ребенок легко достигает мышечной свободы, раскован. Творческое задание выполняет в логике. Органично реагирует на меняющиеся условия при выполнении этюдов (смена партнеров, музыкального сопровождения, появления зрителей, усложнение задания и т.д.).

Этюд

(сольный, парный, групповой).

Способность к импровизации.

Творческое воображение – умение представлять;

фантазия – способность комбинировать;

музыкальность – способность слышать ритм, определять настроение музыки, придумывать образы по заданной музыкальной теме;

впечатлительность, эмоциональная отзывчивость.

Ребенок способен к свободному творческому процессу, быстро переключается на новое задание, легко преодолевает эмоциональную инерцию, эмоционально подвижен, впечатлителен, органичен при выполнении творческого задания.

Ребенок склонен фантазировать, старается добавить что-то новое, необычное, когда рассказывает (изображает) хорошо знакомое (известное) всем.

Этюд.

Задание на придумывание пластического образа

«Музыка и движение»

Сценическая выразительность

Эмоциональная возбудимость;

обаяние;

манкость;

убедительность.

Ребенок обладает широким диапазоном сценической выразительности, обаятелен, способен передать, изобразить многое (различные характеры, настроения, чувства). Меняет интонацию и манеру говорить, когда изображает другого человека. Действует в предлагаемых обстоятельствах убедительно, приковывает внимание зрителя, эмоционален, органичен. Обладает развитым воображением, образным мышлением, в творческом задании проявляет веру в сценический вымысел, условность.

Разыгрывание жизненных ситуаций.

Чтение басен.

Способность к мгновенному и непосредственному восприятию и отражению событий и предлагаемых обстоятельств (ситуаций)

Высокая подвижность нервной системы, эмоциональная отзывчивость;

наблюдательность;

память.

Ребенок продуктивно выполняет творческое (или тестовое) задание, наблюдателен, активен, внимание его сосредоточено на главном объекте. При необходимости способен быстро переключать и распределять внимание на выполнении разных заданий. Не подвержен психологическому зажиму, эмоционально свободен.

Тестовые задания.

Этюды.

Разыгрывание проблемных ситуаций.

Литературные способности

Способность к восприятию художественного текста

способность рассуждать, мыслить логически,

анализировать

Ребенок определяет тему, идею художественного текста, особенности композиции. Умеет в пересказе (рассказе) художественного текста (отрывка) изобразить героев очень живо, передавая их характер, чувства, настроения. Отмечает смысловые детали, символы в тексте. Определяет основную линию событий. Выдерживает все требования к анализу произведения, предусмотренные образовательной программой детского объединения, в котором занимается ребенок.

Собеседование.

Литературный анализ текста

Коммуникативные способности

Способность к групповому взаимодействию

Эмпатия

(чувство партнерства)

коммуникабельность

Инициативен в общении со сверстниками. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей. Легко общается со взрослыми и детьми. Творческие задания на групповое взаимодействие выполняет в логике, поддерживая партнерские отношения между собой и другими участниками творческого процесса, проявляя доброжелательность.

Тренинги общения.

Участие в театральной постановке.

Дискуссии.

Этюд (групповой).

Приложение 2.

Опросник «Учебная мотивация»

Опросник нацелен на выявление осознаваемых студийцами мотивов обучения в театральном коллективе.

Инструкция.

Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты занимаешься в театральном коллективе. Для этого в нужной графе поставь +.

Нет – 0 баллов; не уверен – 1 балл; может быть – 2 балла; да – 3 балла.

 п/п

Вопросы

Нет

Не уверен

Может быть

Да

1.

Мне очень нравится учиться, узнавать новое, расширять свои знания о мире





2.

Общаться с друзьями гораздо интереснее, чем слушать объяснения педагога





3.

Для меня важно получит одобрение педагога





4.

Полученные в коллективе студии знания помогают развивать ум, сообразительность, трудолюбие, силу воли.





5.

Приходится ходить в студию, чтобы не ругали родители и учителя





6.

Я радуюсь, когда сам выполняю трудное задание





7.

Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком





8.

На занятиях я не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснения педагога, правильно ответить на его вопросы





9.

Мне очень нравится на занятиях работать в паре, в группе





10.

Я хорошо занимаюсь в студии, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших





11.

Люблю думать, рассуждать о том, как сделать данное мне задание интересным для меня и вызвать восторг у зрителя





12.

Мне нравится перевоплощаться, создавая какой-либо образ, изменять голос, наряжаться в различные костюмы





КЛЮЧ:

МОТИВЫ

НОМЕРА ОТВЕТОВ

Познавательные

1

8

Коммуникативные

2

9

Саморазвития

4

7

Содержательные

11

12

Достижения

6

10

Внешние (поощрения, наказания)

3

5

Обработка

Подсчитывается суммарное количество баллов, набранное учащимися по каждой группе мотивов. Выстраивается гистограмма, отражающая мотивационную формулу учащегося.




Приложение 3

Календарный учебный график программы «Молодежный театр », 1 год обучения, учебных недель - 34

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля


Вводное занятие. Правила ПБ и ПДД

1

Групповая

Беседа.


Вводное занятие. Правила ПБ и ПДД

1

Групповая


Театр как вид искусства

1

Групповая

Беседа, обсуждение


Театр как вид искусства

1

Групповая


Театр как вид искусства

1

Групповая


Театр как вид искусства

1

Групповая


Театр как одно из древнейших искусств

1

Групповая


Театр как одно из древнейших искусств

1

Групповая


Театр как одно из древнейших искусств

1

Групповая


Театр как одно из древнейших искусств

1

Групповая


Логика речи.

1

Групповая

Речевые упражнения.


Логика речи.

1

Групповая


Логика речи.

1

Групповая


Логика речи.

1

Групповая


Словесные, бессловесные способы воздействия.

1

Групповая

Чтение скороговорок


Словесные, бессловесные способы воздействия.

1

Групповая


Словесные, бессловесные способы воздействия.

1

Групповая


Словесные, бессловесные способы воздействия.

1

Групповая


Выразительные средства актерского мастерства.

1

Групповая

Самостоятельна работа


Выразительные средства актерского мастерства.

1

Групповая


Выразительные средства актерского мастерства.

1

Групповая


Выразительные средства актерского мастерства.

1

Групповая


Поведения актера в театральном искусстве..

1

Групповая



Поведения актера в театральном искусстве..

1

Групповая



Поведения актера в театральном искусстве..

1

Групповая



Поведения актера в театральном искусстве..

1

Групповая



Понятие СТЕМа. Разработка сценария.


Групповая



Понятие СТЕМа. Разработка сценария.

1

Групповая

Беседа, обсуждение


Понятие СТЕМа. Разработка сценария.


Групповая


Понятие СТЕМа. Разработка сценария.

1

Групповая


Миниатюры в СТЭМе

1

Групповая

Репетиции



Миниатюры в СТЭМе

1

Групповая


Миниатюры в СТЭМе

1

Групповая


Миниатюры в СТЭМе

1

Групповая


Миниатюры в СТЭМе

1

Групповая

Самостоятельна работа


Миниатюры в СТЭМе

1

Групповая


Миниатюры в СТЭМе

1

Групповая


Миниатюры в СТЭМе

1

Групповая


Сценические акценты: идея, конфликт, тема и.т.д.

1

Групповая


Сценические акценты: идея, конфликт, тема и.т.д.

1

Групповая


Сценические акценты: идея, конфликт, тема и.т.д.

1

Групповая

Репетиции



Сценические акценты: идея, конфликт, тема и.т.д.

1

Групповая


Сценические акценты: идея, конфликт, тема и.т.д.

1

Групповая


Сценические акценты: идея, конфликт, тема и.т.д.

1

Групповая


Музыкальные подводки, финальные песни.

1

Групповая

Самостоятельна работа


Музыкальные подводки, финальные песни.

1

Групповая


Музыкальные подводки, финальные песни.

1

Групповая


Музыкальные подводки, финальные песни.

1

Групповая


Музыкальные подводки, финальные песни.

1

Групповая

Репетиции


Музыкальные подводки, финальные песни.

1

Групповая



Музыкальные подводки, финальные песни.

1

Групповая


Музыкальные подводки, финальные песни.

1

Групповая


Постановка СТЭМа на сцене.

1

Групповая

Творческие показы


Постановка СТЭМа на сцене.

1

Групповая


Постановка СТЭМа на сцене.

1

Групповая


Постановка СТЭМа на сцене.

1

Групповая


Постановка СТЭМа на сцене.

1

Групповая


Постановка СТЭМа на сцене.

1

Групповая


Постановка СТЭМа на сцене.

1

Групповая


Промежуточный контроль.

1

Групповая

Творческие показы


Художественное слово. Работа над творческими показами.

1

Индивидуальная

Просмотр индивидуальных творческих работ


Художественное слово. Работа над творческими показами.

1

Индивидуальная


Художественное слово. Работа над творческими показами.

1

Индивидуальная


Художественное слово. Работа над творческими показами.

1

Индивидуальная


Предварительный разбор

1

Групповая

Беседа, обсуждение


Предварительный разбор

1

Групповая


Читка по ролям.

1

Групповая

Беседа, обсуждение


Читка по ролям.

1

Групповая


Читка по ролям.

1

Групповая


Читка по ролям.

1

Групповая


Основная идея пьесы

1

Групповая

Беседа, обсуждение


Основная идея пьесы

1

Индивидуальная


Основная идея пьесы

1

Групповая


Основная идея пьесы

1

Индивидуальная


Тема, идея, конфликт пьесы.

1

Групповая

Педагогическое наблюдение


Тема, идея, конфликт пьесы.

1

Индивидуальная


Тема, идея, конфликт пьесы.

1

Групповая


Тема, идея, конфликт пьесы.

1

Индивидуальная


Тема, идея, конфликт пьесы.

1

Групповая



Тема, идея, конфликт пьесы.

1

Индивидуальная



Психологический рисунок роли.

1

Индивидуальная

Просмотр индивидуальных творческих работ


Психологический рисунок роли.

1

Индивидуальная


Психологический рисунок роли.

1

Индивидуальная


Психологический рисунок роли.

1

Индивидуальная


Создание характера, сценического образа

1

Групповая

Педагогическое наблюдение


Создание характера, сценического образа

1

Индивидуальная


Создание характера, сценического образа

1

Групповая


Создание характера, сценического образа

1

Индивидуальная


Создание характера, сценического образа

1

Групповая


Создание характера, сценического образа

1

Индивидуальная


Создание характера, сценического образа

1

Групповая


Создание характера, сценического образа

1

Индивидуальная


Воспроизведение отдельных событий

1

Групповая

Репетиции


Воспроизведение отдельных событий

1

Индивидуальная


Воспроизведение отдельных событий

1

Групповая


Воспроизведение отдельных событий

1

Индивидуальная


Воспроизведение отдельных событий

1

Групповая


Воспроизведение отдельных событий

1

Индивидуальная


Воспроизведение отдельных событий

1

Групповая


Воспроизведение отдельных событий

1

Индивидуальная


Воспроизведение отдельных эпизодов

1

Групповая



Воспроизведение отдельных эпизодов

1

Индивидуальная

Самостоятельна работа



Воспроизведение отдельных эпизодов

1

Групповая


Воспроизведение отдельных эпизодов

1

Индивидуальная


Воспроизведение отдельных эпизодов

1

Групповая


Воспроизведение отдельных эпизодов

1

Индивидуальная


Воспроизведение отдельных эпизодов

1

Групповая


Воспроизведение отдельных эпизодов

1

Индивидуальная


Воспроизведение отдельных сцен

1

Групповая

Репетиции


Воспроизведение отдельных сцен

1

Индивидуальная


Воспроизведение отдельных сцен

1

Групповая


Воспроизведение отдельных сцен

1

Индивидуальная


Воспроизведение отдельных сцен

1

Групповая


Воспроизведение отдельных сцен

1

Индивидуальная


Воспроизведение отдельных сцен

1

Групповая


Воспроизведение отдельных сцен

1

Индивидуальная


Театральный грим. Правила нанесения.




Театральный грим. Правила нанесения.

1

Индивидуальная


Театральный грим. Правила нанесения.

1

Групповая


Театральный грим. Правила нанесения.

1

Индивидуальная


Театральный костюм. Подбор.

1

Групповая

Беседа, обсуждение

Самостоятельна работа


Театральный костюм. Подбор

1

Индивидуальная


Театральный костюм. Подбор

1

Групповая


Театральный костюм. Подбор

1

Индивидуальная


Репетиция с деталями декораций

1

Групповая

Творческие показы


Репетиция с деталями декораций

1

Индивидуальная


Репетиция с деталями декораций

1

Групповая


Репетиция с деталями декораций

1

Индивидуальная


Репетиция с деталями декораций

1

Групповая


Репетиция с деталями декораций

1

Индивидуальная


Репетиция с деталями декораций

1

Групповая


Репетиция с деталями декораций

1

Индивидуальная


Проигрывание пьесы целиком.

1

Групповая

Аттестация по итогам программы 1 года обучения. Творческие показы


Показ спектакля зрителям.

1

Групповая


Обсуждение итогов работы

1

Групповая

Беседа, обсуждение


Обсуждение итогов работы

1

Групповая


Итого

136


Приложение 4

Примерный сценарий СТЭМа (Школьный двор. Натянув резиночку между двумя скамейками через нее прыгает девочка по кличке ПЕНЗА. За этим занятием ее застает другая девочка по имени НАДЯ.)

НАДЯ. Девочка. Что это у тебя, резиночка, да? Дай мне пожалуйста резиночку… (ПЕНЗА молчит и не смотрит.) Девочка, я в последний раз повторяю волшебное слово. (Говорит по слогам.) Бе-гом! (ПЕНЗА не реагирует, тогда НАДЯ зовет подмогу.) Лэся, иди сюда, здесь нам девочка резиночку хочет дать.

ЛЭСЯ (появляется, отбрасывает окурок). Котора? Во ця?

НАДЯ. Да.

ЛЭСЯ (ПЕНЗЕ). В сторону отошла.

НАДЯ. Быстро отошла.

(ЛЭСЯ прыгает, а НАДЯ ей мешает, тоже хочет прыгать.)

НАДЯ. Лэська, я своя.

ЛЭСЯ. Надя, в тэбэ по самостоятельной два.

НАДЯ. А ты дурная. (Показывает на косы ЛЭСИ.)

ЛЭСЯ. То ты дочь. Ты знаешь, так це щас так модно. Так, надо посчитаться. (Считает.) Стакан сиропу выйди вон. Так все, я первая.

НАДЯ. Я втора. (Показывает на ПЕНЗУ.) Ты третя.

ЛЭСЯ. Девочка, шо ты такая нэулыбчивая?

НАДЯ. Девочка, тебе с нами нэприятно?

ЛЭСЯ. Щас будет приятно (Заворачивает рукава.)

(ПЕНЗА резко улыбается.)

НАДЯ. Вот так.

ЛЭСЯ. Буратино – Чиполино. Надя давай. Перва высота, Надя.

НАДЯ. Лэська, ты тока шо стратила.

ЛЭСЯ. Я не стратила, Надечка. Я только шо нэ стратила.

НАДЯ. Ты стратила.

ЛЭСЯ. Я нэ стратила только что, Надя, у меня была еще одна запаска.

НАДЯ. Лэська, ты стратила, поняла, чи не?

ЛЭСЯ. А, брэханула токо что. Бреханула. Я стратила токо тода, кода… я вообще нэ стратила.

НАДЯ. Лэся, ты стратила. Все.

ЛЭСЯ. Я, Надечка, после слов таких твои брехливых с тобою нэ-дру-жу.

НАДЯ. Тьфу, и не надо. (ПЕНЗЕ.) Прыгать будем вместе. Гномики. (Затыкает уши, прыгает.) Гно-ми-ки! Гно-ми-ки!

ЛЭСЯ. И не правильно. И не правильно. Вот щас не правильно. И не так прыгать… Надя, я вот расскажу Надя, что ты показывала Сяве и Рыжему… (НАДЯ немеет). Надечка, я стратила?

НАДЯ (поспешно). Нет, нет, нет.

ЛЭСЯ. Ура, я не стратила. Тара-ра-ра-рам. Разгончик. (Разгоняется и прыгает в резинку.) Бу-лоч-ки, бу-лоч-ки. И нэмэцкий крэст.

НАДЯ. Лэська, вот тока шо, на немецком крэсте точно стратила.

ЛЭСЯ. Опять я стратила, да? Ты у нас не стратила. (Показывает на ПЕНЗУ.) Ця у нас тожн нэ стратила. Одна я дурная! Одна я о то прыгать нэ умию!

ПЕНЗА. Не орите… У нас так вообще так не прыгают в Пензе.

НАДЯ и ЛЭСЯ. В Пензе.

ПЕНЗА. И вообще, вы мне всю резинку измазали.

ЛЭСЯ. Фу, фу, яка рэзинка.

ЛЭСЯ. Резинку из гамашев вытянула и фастается.

НАДЯ. Лэся, иди сюда, тут афиша.

ЛЭСЯ и НАДЯ (читают). Вадим Коза…

ЛЭСЯ. Надя, это шо, животных привезли?

ЛЭСЯ и НАДЯ (читают). На-ча-ло кон-цер-та в 19 «О», «О»

ЛЭСЯ. Значит так, Надя, мы с тобой на физру не идем. Мы освобожденные. Да?

НАДЯ. Да.

ЛЭСЯ. Мы идем на концерт. Значит так, цвэточки Вадику купыть надо? (НАДЯ кивает.) Це тоже надо и запить надо. Пенза, деньги есть?

ПЕНЗА. А вот я рааскажу все Графину Стакановичу.

(ЛЭСЯ закатывает рукава и идет на ПЕНЗУ.)

НАДЯ Лэся, не надо, пусть живет. После уроков на камнях.

ЛЭСЯ. Я щас хочу, Надя.

НАДЯ. Лэсечка, ты же хорошая девочка.

ЛЭСЯ. Я знаю, Надя.

НАДЯ. Лэся, мы ж с тобой, как сестра с сестрой.

ЛЭСЯ. Как брат с братом, Надя.

НАДЯ. Ну не надо.

ЛЭСЯ. Надя, на метр – зачеплю. Я щас из нее Микки Мауса делать буду.

НАДЯ. Токо не Микки Мауса Любое другое животное, токо не Микки Мауса.

ЛЭСЯ. Ладно, Надя, токо ради тебя. Ты бежишь на стадион занимать места на Вадика, а я щас этой Пензе сначала по пензе, а потом все резинки на горле замотаю.(Гонится за ПЕНЗОЙ, которая с визгом убегает.)

СТЭМ (КАТЕНЬКА)

МАТЬ. И ничего! И никакой тебе благодарности! Брокар розовый на платье купила – сорок пять рублей…

КУХАРКА. Девка на выданье, избаловавшись с детства. Нет, коль ты мать – взяла бы хворостину хорошую, да выпорола…

(Уходят, переругиваясь. Появляется КАТЕНЬКА, которая украдкой доедает черносливину. Затем садится в плетеное кресло и начинает мечтать.)

КАТЕНЬКА. Венчаться можно со всяким, лишь бы была подходящая партия. Вот, например, есть инженеры, которые воруют… это очень блестящая партия. Потом можно выйти за генерала, но главное совсем не это… Главное, с кем будешь мужу изменять. (Перебегает к выходу воображаемой гостиной и начинает изображать, меняя голоса.) «Графиня Екатерина Иванна дома?» (Перебегает в кресло и садится в томную позу.) Ах, сударь, простите. Я дома, но принять вас не могу. Но тут открывается дверь и входит он, в белом кителе, вроде Серединкина, только носом не фыркает. Берет он меня за руку и говорит…

МАТЬ. Катька, Катька. Это с тарелки черносливину взяла?

КУХАРКА. Конечно она. Я сразу заметила, было для компоту десять черносливин, а как она подошла, так и девять сделалося.

КАТЕНЬКА. Сами слопали, а на меня валите… Очень мне нужен ваш чернослив, от него керосином воняет.

МАТЬ. Керосином? А почем же ты знаешь, что керосином, коли ты не пробовала?
КУХАРКА. Керосином? Эдакие слова говорить. Вот взять бы хворостину хорошую, да выпороть бы.

КАТЕНЬКА. Порите себя сами.

МАТЬ и КУХАРКА. Тфу-у! (Уходят),

КАТЕНЬКА. Ну так вот, берет он меня значит за руку и говорит: «Отдайся мне!..» А я уж и готова… уступить его доводам, как вдруг дверь отворачивается и входит муж… «Сударыня, я все слышал… Я оставляю вам чин, состояние, но мы разведемся.»

СОСЕДСКИЙ МАЛЬЧИК. Катька, кошка носатая, дура полосатая.

КАТЕНЬКА. Пошел вон, Поганый мальчишка.

СОСЕДСКИЙ МАЛЬЧИК. Поган, да не цыган. А ты вроде Володи! Кошка носатая!

КАТЕНЬКА. Мама! Мама, он смородину рвет.

МАТЬ. Ох, ты жешь господи!

КУХАРКА. Взять бы хворостину хорошую…

МАТЬ. Видно мало вас в школе порют.

КАТЕНЬКА. Поганый мальчишка. И почему это – «кошка носатая»? Ведь у кошек нет носов, они дышат не носом, а дырочками. А напишу-ка я письмо Мане Кокиной. (Берет листок и пишет.) «Дорогая моя Манечка. Мой роман идет к роковой развязке. Сегодня ночью наш сосед, молодой князь Михаил…» (Мимо проходит СЕЛЬСКИЙ ПРИДУРОК с удочкой, свистит и гыгыкает.) «… перелез через забор и сказал: «Ты должна быть моей!» я вся побледнела, только глаза мои дивно сверкали»… Мам! Дай мне марку, я пишу Мане Кокиной.

МАТЬ. Марку. Нет, Милочка, мать у тебя не лошадь на Кокиных и на Мокиных работать!

КУХАРКА. Только и слышно «марку давай». Взять бы хворостину… (Уходят.)

КАТЕНЬКА. «Дорогая моя, Манечка. Я очень криво приклеила марку, так что боюсь, что она отклеится как в прошлый раз. Твоя Катя Мотковва.» (Вы бегают КУХАРКА и МАТЬ с хворостиной и с криком «Ты зачем сметану!» гонятся за бедной КАТЕНЬКОЙ.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!