СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Школьный театр»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т.д. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится.

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Школьный театр»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Патрикеевская основная школа

имени полковника Эдуарда Владимировича Сухаревского





Рассмотрена на заседании

педагогического совета

Протокол № 5

от 25.05.2023 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Патрикеевская ОШ им. Э.В.Сухаревского

_____________Ю.А.Резниченко

Приказ по ОУ № 42/1 от 25.05.2023г.







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«Школьный театр»




Возраст обучающихся: 6-15

Срок реализации: 1 год

Уровень программы: стартовый



Разработчик программы:

Педагог дополнительного образования

Резниченко Юлия Александровна











с.Патрикеево, 2023 г.



Содержание


1. Комплекс основных характеристик программы 3

1.1. Пояснительная записка 3

1.2. Цель и задачи программы 5

1.3. Планируемые результаты освоения программы 5

1.4. Учебно-тематический план 5

1.5. Содержание учебно-тематического плана 6

2. Комплекс организационно-педагогических условий 8

2.1. Календарный учебный график 8

2.2. Формы аттестации/контроля 10

2.3. Оценочные материалы 10

2.4. Методическое обеспечение программы 10

2.5. Условия реализации программы 10

2.6. Воспитательный компонент 11

3. Список литературы 12




  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

    1. Пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение программы:

Дополнительная общеразвивающая программа «Школьный театр» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

Локальные акты образовательной организации:

Устав образовательной организации МКОУ Патрикеевская ОШ им.Э.В.Сухаревского;

Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МКОУ Патрикеевская ОШ им.Э.В.Сухаревского;

Положение о порядке проведения входного, текущего контроля, итогового контроля освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в МКОУ Патрикеевская ОШ им.Э.В.Сухаревского;

Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий: (указываются в случае реализации программы с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)

Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Положение о реализации дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в МКОУ Патрикеевская ОШ им.Э.В.Сухаревского;

Нормативные документы, регулирующие реализацию адаптированных программ: (указываются в случае реализации адаптированной дополнительной общеразвивающей программы)

Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей (письмо от 29.03.2016 № ВК-641/09).


Направленность (профиль): художественная


Актуальность программы:

Современное общество требует от человека основных базовых навыков в любой профессиональной деятельности - эмоциональная грамотность, управление вниманием, способность работать в условиях кросскультурности, творчество и креативность, способность к (само)обучению и др. При правильно выстроенной работе основную часть из востребованных в будущем навыков можно развить, занимаясь театральной деятельностью.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека, перечнем поручений Президента от 25 августа 2021 годаПр-1808 ГС п.2 г-2 «По проведению на регулярной основе всероссийских театральных, спортивных и технологических конкурсов для обучающихся по основным общеобразовательным программам». Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству.

Отличительные особенности программы:

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших
результатов.

Новизна программы:

Новизна программы предполагает использование системно-деятельностного подхода в организации и проведении занятий, вовлечение учащихся в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя, а с другой, автора своего спектакля. Это все требует от ребенка осмысления действительности, выявления своего собственного отношения, а, значит открытости миру в противовес замкнутости и зажиму.
Дополнительные занятия в атмосфере театрального творчества формируют и развивают коммуникативную культуру обучающихся, их игровую культуру, формируют его систему ценностей в обществе.
Работа в группе укрепляет «чувство локтя», ребенок осознает свою значимость в общем деле, свою индивидуальность в исполняемой роли, воспитывает в себе чувство ответственности в выполнении каких-либо поручении, обязанностей.
Наряду с этими неоспоримо важными компетентностями дополнительные занятия в театральном кружке формируют устную речь, развивают ее выразительные и интонационные возможности – в общем, формируют культуру устной и сценической речи, развивают память, формируют художественный вкус ребенка, в целом обогащают его жизнь новыми яркими ощущениями.

Адресат программы:

Программа предназначена для обучения детей (подростков) в возрасте 6-15.

Развитие личности происходит с самого раннего детства и зачастую продолжается всю жизнь. Поэтому так важно дать ребёнку максимальное восприятие жизни и самого себя. Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а грамотно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т.д. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится.


Уровень освоения программы: стартовый

Наполняемость группы: 5-15 человек

Объем программы: 144часа

Срок освоения программы: 1 год

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа

Форма(ы) обучения: очная

Особенности организации образовательного процесса:

При реализации программы используются в основном групповая форма организации образовательного процесса и работа по подгруппам, в отдельных случаях – индивидуальная в рамках группы. Занятия по программе проводятся в соответствии с учебными планами в разновозрастной группе обучающихся, являющихся основным составом объединения. Состав группы является постоянным.


    1. Цель и задачи программы

Цель программы: Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи программы:

Образовательные:

-сформировать умения и навыки сценической культуры поведения;
- сформировать представления о русском театре;
- познакомить учащихся со структурой театра;
- обучить учащихся орфоэпии и правильной дикции;
- создание условий для освоения упражнений, формирующих правильную речь;

Развивающие:

- способствовать развитию мотивации к театральному творчеству;
- способствовать развитию потребности к самореализации;
- способствовать развитию активности и ответственности.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками;
- научить учащихся преодолевать психологическую «зажатость», боязнь сцены;
- способствовать воспитанию творчески активной личности;
- способствовать воспитанию интереса к театральному творчеству, эмоциональной отзывчивости на сатиру;




    1. Планируемые результаты освоения программы

Предметные образовательные результаты:

- сформированы умения и навыки сценической культуры поведения;
- сформированы представления о русском театре;
- знают структуру театра;
- обучены орфоэпии и правильной дикции;
- освоены упражнений, формирующих правильную речь;

Метапредметные результаты:

- развита мотивация к театральному творчеству;
- развиты потребности к самореализации;
- развиты активность и ответственность.

Личностные результаты:

- воспитаны доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- преодолены психологическая «зажатость», боязнь сцены;
- воспитана творчески активная личность;
- воспитан интерес к театральному творчеству, эмоциональная отзывчивость на сатиру;


    1. Учебно-тематический план



п/п

Название раздела, тема

Количество часов


Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

Модуль I. «Театр сатиры и юмора»

1

Вводное занятие

2

1

1

наблюдение

2

Работа «за столом»

2

1

1

наблюдение

3

Культура и техника речи

16

16

наблюдение

4

Ритмопластика

20

20

Зачетный урок

5

Театральная игра

26

26

репетиции

6

Основы театральной культуры

6

6

тестирование

Модуль II. «Основы музыкального театра»


1

Вводное занятие

2

1

1

наблюдение

2

Работа «за столом»

2

1

1

наблюдение

3

Культура и техника речи

16


16

наблюдение

4

Вокал и хореография

16


16

наблюдение

Модуль III. «Постановка музыкального спектакля»

1

Театральная игра

26


26

наблюдение

2

Основы театральной культуры

10

10


тестирование


Итого

144

20

124


    1. Содержание учебно-тематического плана


Содержание программы



Модуль I. «Театр сатиры и юмора»

Вводное занятие (2 часа):

Теория/Практика

Знакомство с программой 1 года, правилами поведения на занятиях, техникой безопасности в актовом зале. Шоу-игра «Минута славы», для выявления способностей у обучающихся.

Работа «за столом» (2 часа):

Теория/ Практика

Выбор пьесы. Знакомство со сценарием пьесы. Распределение ролей. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения.

Культура и техника речи (16 часов):

Практика

Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор, над органами артикуляции и нормами орфоэпии. Работа над образом, обсуждение героев, их характеров, внешности. Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. Читка текста. Анализ пьесы. Работа над дикцией и развитием внимательности. Читка текста по ролям. Игры со словами, развивающие связную образную речь. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Работа со словом и умением мыслить нестандартно.

Ритмопластика (20 часов):

Практика

Сценические этюды на воображение. Освоение предлагаемых сценических заданий. Освоение предлагаемых обстоятельств и сценического пространства. Обсуждение предлагаемых обстоятельств пьесы, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Подбор музыки для спектакля. Тренировка ритмичности движений. Совершенствование осанки и походки. Разучивание песен и танцев, необходимых для спектакля. Пластические упражнения. Развитие наблюдательности. Отработка песен и движений танцев. Закрепление песен и танцев. Работа над образом. Анализ мимики лица. Постановка музыкальных номеров. Работа над координацией движений. Отработка музыкальных номеров.

Театральная игра (24 часа):

Практика

Работа над мимикой при диалоге. Работа с исполнителями главных ролей. Работа над логическим ударением. Работа с исполнителями ролей второго плана. Работа над диалогами и монологами. Работа с массовкой. Отработка спектакля. Репетиция спектакля по действиям. Репетиция всего спектакля. Подготовка афиш, программок, подготовка и проверка оформления, реквизита, костюмов. Оформление сцены. Генеральная репетиция. Премьера спектакля. Разбор и обсуждение спектакля.

Основы театральной культуры (4часа):

Теория/ Практика

История русского театра. Самые известные театры России. Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Современное оформление и технические средства сцены. Тестирование.

Модуль II. «Основы музыкального театра»

Вводное занятие (2 часа):

Знакомство с программой 2 года, правилами поведения, с инструкциями техники безопасности. Шоу-игра «Голос», для выявления вокальных способностей учащихся.

Работа «за столом» (2 часа):

Практика

Самые известные музыкальные театры мира. Выбор пьесы. Знакомство со сценарием пьесы. Распределение ролей. Деление на логические отрывки. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов. Работа над образом, обсуждение героев, их характеров. Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Тестирование.

Культура и техника речи (16 часов):

Практика

Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор. Работа над органами артикуляции. Читка текста по ролям. Речевая гимнастика - скороговорки. Работа над мимикой при диалоге. Работа над дикцией. Работа над логическим ударением. Работа над произношением сложных слов. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Работа со словом и умением мыслить нестандартно.

Вокал и хореография (16 часов):

Практика

Основные позиции ног и рук. Постановка танцевальных композиций. Элементы танцев разных народов, разных жанров: классические и современные. Основные понятия в вокальном искусстве. Прослушивание учащихся. Упражнение на постановку дыхания. Вокализ. Прослушивание вокальных композиций. Постановка музыкальных композиций. Разучивание песен. Пение индивидуально. Пение в дуэте и малой группе. Пение в ансамбле.

Модуль III. «Постановка музыкального спектакля»

Театральная игра (28 часов):

Практика

Подготовка исполнителей главных ролей. Работа с исполнителями ролей второго плана. Работа с массовкой. Работа над танцами и песнями. Разучивание ролей. Постановка вокально-хореографических композиций. Разучивание вокально-­хореографических композиций. Отработка сцен спектакля. Репетиция спектакля. Генеральная репетиция. Премьера спектакля. Разбор и обсуждение спектакля.

Основы театральной культуры (10 часов):

Теория

  1. Театры Европы и Америки. История и современность. Музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Тестирование.

  2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

    1. Календарный учебный график

Место проведения: кабинет дополнительного образования

Время проведения занятий: среда 15.30-17.00, суббота – 9.00-10.30

Год обучения: 1 учебный год - 2023-2024

Количество учебных недель: 36

Количество учебных дней:

Сроки учебных периодов: 1 полугодие – 15 сентября 2023 г. по 31 декабря 2023г.

2 полугодие – 1 января 2024 г. по 31 мая 2024 г.

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

Месяц

Примечание

Модуль I. «Театр сатиры и юмора»

Вводное занятие (2 час)

1.

Шоу-игра «Минута славы»

2

Импровизация, игровая

деятельность

наблюдение

сентябрь


«Работа за столом» (2 час)

2.

Выбор пьесы. Знакомство с кратким сценарием пьесы. Распределение ролей

2

Беседа

наблюдение

сентябрь


Культура и техника речи (16 часов)

3.

Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор, над органами артикуляции и нормами орфоэпии.

2

Практическое занятие

наблюдение

сентябрь


4.

Работа над образом, обсуждение героев, их характеров, внешности.

2

Беседа

наблюдение

сентябрь


5-6.

Работа над дикцией и развитием внимательности.

4

Обучающее

наблюдение

Сентябрь, октябрь


7.

Читка текста по ролям.

2

Практическое занятие

наблюдение

октябрь


8.

Игры со словами, развивающие связную образную речь.

2

Игра

наблюдение

октябрь


9-10.

Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов.

4

Практическое занятие

наблюдение

октябрь


Ритмопластика (20 часов)

11.

Сценические этюды на воображение.

2

Этюд

наблюдение

октябрь


12.

Освоение предлагаемых обстоятельств и сценического пространства.

2

Игра

наблюдение

октябрь


13.

Обсуждение предлагаемых обстоятельств пьесы, особенностей поведения каждого персонажа на сцене.

2

Беседа

наблюдение

октябрь


14.

Тренировка ритмичности движений. Совершенствование осанки и походки.

2

Практическое занятие

наблюдение

октябрь


15.

Разучивание танцев, необходимых для спектакля.

2

Практическое занятие

наблюдение

ноябрь


16.

Пластические упражнения. Развитие наблюдательности.

2

Этюд

наблюдение

ноябрь


17.

Отработка движений танцев.

2

Практическое занятие

наблюдение

ноябрь


18.

Работа над образом. Анализ мимики лица.

2

Практическое занятие

наблюдение

ноябрь


19.

Постановка музыкальных номеров.

2

Практическое занятие

наблюдение

ноябрь



20.

Отработка музыкальных номеров.

2

Практическое занятие

наблюдение

ноябрь


Театральная игра (26 часов)


21.

Работа с исполнителями главных ролей.

2

Практическое занятие

наблюдение

ноябрь


22.

Работа над логическим ударением.

2

Практическое занятие

наблюдение

ноябрь


23.

Работа с исполнителями ролей второго плана.

2

Практическое занятие

наблюдение

ноябрь


24.

Работа над диалогами и монологами.

2

Практическое занятие

наблюдение

декабрь


25.

Работа с массовкой.

2

Практическое занятие

наблюдение

декабрь


26­

28.


Отработка сцен спектакля.

6

Практическое занятие

наблюдение

декабрь


29.

Репетиция всего спектакля.

2

Репетиция

наблюдение

декабрь


30.

Генеральная репетиция.

2

Репетиция

наблюдение

декабрь


31-33.

Премьера спектакля. Разбор и

обсуждение спектакля.

6

Показ

Беседа

отчетный концерт

фестиваль


декабрь


Основы театральной культуры (6 часов)

34.

История русского театра. Самые известные театры России.

2

Теоретическое занятие

тестирование

декабрь


35.

Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример.

2

Теоретическое занятие

тестирование

декабрь


36.

Современное оформление и технические средства сцены.

2

Теоретическое занятие

тестирование

декабрь


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

Месяц

Примечание

Модуль II. «Основы музыкального театра»

Вводное занятие (2час)

1.

Шоу-игра «Голос». Выбор пьесы.

2

Импровизация

наблюдение

январь


«Работа за столом» (2 час)

2.

Распределение ролей. Работа над образом, обсуждение героев, их характеров. Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене.

2

Беседа

наблюдение

январь


Культура и техника речи (16 часов)

3.

Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор. Работа над органами артикуляции.

2

Обучающее занятие

наблюдение

январь


4.

Читка текста по ролям.

2

Обучающее занятие

наблюдение

январь


5.

Речевая гимнастика - скороговорки.

2

Тренинг

наблюдение

январь


6.

Работа над мимикой при диалоге.

2

Практическое занятие

наблюдение

январь


7.

Работа над дикцией.

2

Тренинг

наблюдение

январь


8.

Работа над логическим ударением.

2

Практическое занятие

наблюдение

январь


9.

Работа над произношением сложных слов.

2

Тренинг

наблюдение

январь


10.

Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов.

2

Практическое занятие

наблюдение

февраль


Вокал и хореография (16 часов)

11.

Основные элементы классической, народной и современной хореографии.

2

Обучающее занятие

наблюдение

февраль


12.

Разучивание танцевальных композиций.

2

Практическое занятие

наблюдение

февраль


13.

Основные понятия в вокальном искусстве. Прослушивание учащихся.

2

Обучающее занятие

наблюдение

февраль


14.

Упражнение на постановку дыхания.

Вокализ.

2

Обучающее занятие

наблюдение

февраль


15.

Прослушивание вокальных композиций. Разбор текстов песен.

2

Практическое занятие

наблюдение

февраль


16.

Пение индивидуально. Разучивание песен.

2

Практическое занятие

наблюдение

февраль


17.

Пение в дуэте и малой группе.

2

Практическое занятие

наблюдение

февраль


18.

Пение в ансамбле.

2

Практическое занятие

наблюдение

март


Модуль III. «Постановка музыкального спектакля»

Театральная игра (26 часов)


19.

Подготовка исполнителей главных ролей.

2

Практическое занятие

наблюдение

март


20.

Работа с исполнителями ролей второго плана.

2

Практическое занятие

наблюдение



21.

Работа с массовкой.

2

Практическое занятие

наблюдение



22.

Работа над танцами и песнями.

2

Практическое занятие

наблюдение



23.

Разучивание ролей.

2

Практическое занятие

наблюдение



24.

Разучивание вокально­-хореографических композиций.

2

Практическое занятие

наблюдение



25­

26.

Отработка сцен спектакля.

2

Практическое занятие

наблюдение



27­

28.

Репетиция спектакля.

4

Репетиция

наблюдение



29.

Генеральная репетиция.

2

Репетиция

наблюдение



30 31.

Премьера спектакля. Разбор и обсуждение спектакля.

4

Показ

отчетный концерт

фестиваль




Основы театральной культуры (10 часов)

32 33.

Театры Европы и Америки. История и современность.

4

Теоретическое занятие

тестирование



34.

Музыкальный театр. Опера.

2

Теоретическое занятие

тестирование



35.

Музыкальный театр. Балет.

2

Теоретическое занятие

тестирование



36.

Музыкальный театр. Мюзикл.

2

Теоретическое занятие

тестирование





    1. Формы аттестации/контроля

Формы аттестации/контроля для выявления предметных и метапредметных результатов:

фестиваль, конкурс, отчетный концерт,

Формы аттестации/контроля формы для выявления личностных качеств:

наблюдение,

Особенности организации аттестации/контроля:

Входная аттестация проводится с целью определения уровня знаний, умений, навыков обучающихся, а также их потенциала к развитию.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью промежуточной оценки обучающимися поставленных задач по ДООП и достижению личностных результатов, объективная оценка усвоения обучающимися ДООП. Проводится в сроки, установленные локальными актами организации. В учебном журнале проставляется результат аттестации.

Итоговая аттестация обучающихся проводится по итогам освоения ДООП с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительных образовательных программ. Формы итоговой аттестации могул быть любыми (показательное выступление, выставка, защита проектов и т.д.).

Текущий контроль обучающихся проводится с целью установления фактического уровня освоения теоретических знаний по темам (разделам) программы, их практических умений и навыков.


    1. Оценочные материалы

Для оценки эффективности реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Школьный театр» проводятся следующие виды контроля: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Текущий контроль проводится на занятиях в соответствии с учебной программой в форме педагогического наблюдения и результатам показа этюдов и миниатюр, выполнения специальных игр и упражнений.
Промежуточная аттестация в объединении проводится с целью повышения эффективности реализации и усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и повышения качества образовательного процесса.
Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год как оценка
результатов обучения за 1 и 2 полугодия в период с 20 по 30 декабря и с 20 по 30 апреля.
Промежуточная аттестация в объединении «Школьный театр» включает в себя проверку практических умений и навыков.
Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по актерскому психотренингу, театральные миниатюры.
Для оценки результатов обучения разработаны контрольно- измерительные материалы с учетом программы детского объединения.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце прохождения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Школьный театр».
Итоговая аттестация проводится в форме творческого отчета.
Уровни освоения программы «Школьный театр по критериям определяются в пределе от 0 до 3 баллов.
3 балла – высокий (характерна творчески преобразующая деятельность детей, самостоятельная работа, творческие изменения, высокий уровень
мотивации)
2 балла – средний (активная познавательная деятельность, проявляют творческую инициативу при выполнении заданий, выражена мотивация на рост, самостоятельность при выполнении заданий).
1 балл – начальный (репродуктивный, мотивированный на обучение, занимаются с интересом, нуждаются в помощи педагога).
0 баллов – низкий уровень.


    1. Методическое обеспечение программы

Методические материалы:


  1. Артикуляционная гимнастика. Инфопедия для углубления знаний: [Электронный ресурс]. URL: http://infopedia.su/ (Дата обращения: 28.08.2018).

2. Основы дикции, сценическая речь. Творческая площадка «Твоя сцена»: [Электронный ресурс]. URL: http://stage4u.ru/o-shkole/stati-i-materialy/79 (Дата обращения: 28.08.2018).

3. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

4. Подготовка публичных выступлений в разных жанрах: [Электронный ресурс]. URL: http://bibliofond.ru . (Дата обращения: 28.08.2018).

5. Социальная сеть работников образования nsportal.ru: [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru . (Дата обращения: 28.08.2018).

6.Устройство сцены в театре

http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.shtml

7.Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические движения»

http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii

8. Методическое пособие – практикум «Культура и техника речи»

http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii

9. Методическое пособие – практикум «Основы актёрского мастерства»

http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii

10. Сайт «Драматешка» «Театральные шумы» http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary

11. Сайт «Драматешка» «Музыка» http://dramateshka.ru/index.php/music



Работа по программе строится с учетом различных перспектив. При ее планировании педагог определяет общую задачу для учащихся на предстоящий год, затем более подробно разрабатывает план на каждый учебный месяц года. Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением дидактических материалов - разработок для проведения занятий (таблицы, презентации, тесты, анкеты, вопросники, контрольные упражнения, и др.).

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (педагог ставит проблему и вместе с учащимися ищет пути ее решения), поисково-исследовательский, эвристический.   Методы обучения осуществляют   четыре основные функции: функцию сообщения информации; функцию обучения учащихся практическим умениям и навыкам; функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих учащихся, функцию руководства познавательной деятельностью учащихся.

Учебный процесс идёт в виде игр, бесед, создания постановок, проведения флешмобов, круглых столов, обсуждение с применением понятия «мозговой штурм».

В особенность организации учебного процесса активно включена возможность практического вовлечения учащихся в предметную деятельность. Используется дидактический материал.

Занятия в группах проходят в самых разнообразных формах:

- тренинги;

- репетиции;

- занятия малыми группами (3-5 человек).

Работа строится вокруг целостного художественного произведения:

- спектакля;

- досуговых мероприятий (в течение учебного года)

Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса позволяет организовать работу с детьми более разнообразно, эмоционально, информационно насыщено.

На занятиях создается доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве. Большое значение в формировании творческих способностей детей отводится тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей детей.

Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности учащихся, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики. Результаты диагностики, анкетные данные позволяют педагогу лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения в группе, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению коллектива, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.

На начальном этапе обучения программой предусмотрено выявление интересов, склонностей, потребностей учащихся, уровень мотивации, творческой активности. В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с использованием вышеуказанных методик с целью отслеживания динамики развития личности учащихся.

В связи с тем, что учащиеся проживают в сельской местности, большинство из них не были в театре, в концертных залах, поэтому проводятся виртуальные экскурсии, беседы. Практикуется обмен опытом с другими детскими коллективами.

Обучение проводится с использованием различных технологий (игровые, групповые, проблемного обучения, дифференцированной, коллективной творческой деятельности, развивающего и дистанционного обучения). Чередуются различные виды деятельности (игровая, исследовательская, творческая), направленные на формирование продуктивной устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности. Детский организм очень хрупок. Воздействие на него больших физических или умственных нагрузок может привести к нежелательным последствиям. Во избежание этого большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей, развитию пластики, координации движений, формированию осанки, укреплению мышечной системы. Используются здоровье-сберегающие технологии (релаксационные упражнения, динамические паузы, спортивные игры, соревнования). При работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка

Важным является развитие интереса и самостоятельности у детей. Большое внимание уделяется обучению самостоятельно готовиться к мероприятиям, проводить их, работать с литературой, поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды; — учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев, поощрять оценивание работы самими учащимися.


Дидактический материал

Фонотека русской, зарубежной, классической и современной музыки, видеотека спектаклей коллектива, профессиональных и любительских кукольных театров репертуарные сборники пьес, книги по истории кукольного театра, сборники детских сказок, стихов, специальная литература по изготовлению кукол и декораций методологические разработки с творческими заданиями, театральными играми и упражнениями по актерскому мастерству.



    1. Условия реализации программы

Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:

наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 5-15 человек и отвечающего правилам СанПин;

наличие ученических столов и стульев, соответствующих возрастным особенностям обучающихся;

шкафы стеллажи для оборудования, а также разрабатываемых и готовых прототипов проекта;

наличие необходимого оборудования согласно списку;

наличие учебно-методической базы: качественные иллюстрированные определители животных и растений, научная и справочная литература, наглядный материал, раздаточный материал, методическая литература.


Материально-техническое обеспечение программы:


1.Спортивный зал для проведения разминки, актерского тренинга.

2. Стулья.

3. Ноутбук.

4. Мультимедийная аппаратура.

5. Аудиосистема для воспроизведения музыки.

6. Костюмерная для хранения костюмов, головных уборов, реквизита.

7. Декорации.

8. Набор гримера.

9. Музыкальные инструменты.

Информационное обеспечение программы:


Кадровое обеспечение программы:

Для реализации программы требуется педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».


    1. Воспитательный компонент

Цель воспитательной работы

Создание условий для развития, саморазвития и самореализации личности обучающихся через освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.

Задачи воспитательной работы


Приоритетные направления воспитательной деятельности

гражданско-патриотическое воспитание, нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей, воспитание положительного отношения к труду и творчеству, здоровьесберегающее воспитание, социокультурное и медиакультурное воспитание, культурологическое и эстетическое воспитание, правовое воспитание и культура безопасности учащихся, экологическое воспитание, профориентационное воспитание

Формы воспитательной работы

беседа, дискуссия, экскурсия, акция, сюжетно-ролевая игра,

Методы воспитательной работы

рассказ, пример, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, поощрение, наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности,

Планируемые результаты воспитательной работы

- воспитаны доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- преодолены психологическая «зажатость», боязнь сцены;
- воспитана творчески активная личность;
- воспитан интерес к театральному творчеству, эмоциональная отзывчивость на сатиру;


  1. Список литературы

для педагога:

1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
2. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005
3. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока: Учебное пособие для студентов пединститутов, учителей лицеев, колледжей, гимназий и средних школ. - М., АО «Аспект Пресс», 1993.
4. Кошелев В.А. Об одном театре – и не только о нем./ Литература в школе, 1991,№3.
5. Маранцман В.Г. Театр и школа. /Литература в школе, 1991, №1
6. Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы – М.: ЛИНКА- ПРЕСС.- 2000.
7. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., Худож. лит., 1938.
8. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под ред. Никитиной А.Б. – М., Гуманит. издат. центр ВЛАДОС,2000.
9. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
10. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов.
- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

для обучающихся:

1. Алянский Ю. «Азбука театра». Л. Детская литература., 1990
2. Аксенова М.; Володин В. А. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Часть 3. Музыка. Театр. Кино. – М., Мир энциклопедий Аванта+; Астрель, 2008.
3. Детская энциклопедия. Театр. М., Астрель 2002
4. Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы – М.: ЛИНКА- ПРЕСС.-2000


для родителей (законных представителей):

1. Злотников В.С. Создаем школьный театр. - http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/15/15
2. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000.
3. Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников. - М., Владос, 2002.
4. Субботина Л.Ю.Детские фантазии: Развитие воображения у детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006.




























Информация для карточки в Навигаторе


Полное название: Дополнительная общеразвивающая программа «Школьный театр»


Публичное название: «Школьный театр»


Краткое описание:
Дополнительная образовательная программа «Школьный театр» относится к программам художественной направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации произведений. Она имеет общекультурный уровень освоения.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!