СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Химия для любознательных»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа дополнительного образования относится к программам естественнонаучной направленности. Уровень освоения содержания образования базовый.

За основу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Химия для любознательных» была выбрана авторская программа дополнительного образования 11-14 лет «Химия для любознательных» Власовой А. Н. (Власова А. Н. Дополнительная общеразвивающая программа «Химия для любознательных» / А. Н. Власова // ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» – URL: http://kvant86.ru/wp-content/uploads/2021/01/Himiya-dlya-lyuboznatelnyh-vvodnyj-modul.pdf). 

Отличием данной программы является то, что в ней уделяется большое внимание практической деятельности обучающихся, которая осуществляется с использованием современной материальной технической базой и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что является важным в современном процессе обучения.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Химия для любознательных»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»




Рассмотрено

на заседании педагогического совета

МАОУ СОШ №9

Протокол №20

От __ августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:

приказом директора

МАОУ СОШ №9

О. В. Морозовой

№ ___ от __ августа 2023 г.






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«Химия для любознательных»




Возраст обучающихся: 12-14 лет

Срок реализации: 2 года

Год разработки программы: 2023 г.





Автор-составитель:

Цивилёва В. А.,

учитель химии и биологии,

педагог дополнительного образования









город Златоуст, 2023 г.

Содержание


Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» 3

    1. Пояснительная записка 3

1.2. Цель и задачи программы 6

1.3. Содержание программы 8

1.3.1. Тематический план 1 год обучения 8

1.3.2. Тематический план 2 год обучения 12

1.4. Планируемые результаты 15

1.4.1. Первый год обучения………………………………………………………...15

1.4.2. Второй год обучения………………………………………………………....15

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 17

2.1. Календарный учебный график 17

2.2. Учебный план 17

2.3. Условия реализации программы 17

2.3.1. Материально-техническое обеспечение 18

2.4. Формы аттестации 19

2.5. Оценочные материалы 20

2.6. Методические материалы 21

2.7. Список литературы 23


Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»


1.1. Пояснительная записка


Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р);

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16);

Указы Президента Российской Федерации от 21 июня 2020 года № 474 «О приоритетных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и от 30 декабря 2021 г. № 745 «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России»;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642;

Паспорт национального проекта «Образование»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);

Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9».

Данная программа дополнительного образования относится к программам естественнонаучной направленности.

Уровень освоения содержания образования базовый.

За основу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Химия для любознательных» была выбрана авторская программа дополнительного образования 11-14 лет «Химия для любознательных» Власовой А. Н. (Власова А. Н. Дополнительная общеразвивающая программа «Химия для любознательных» / А. Н. Власова // ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» – URL: http://kvant86.ru/wp-content/uploads/2021/01/Himiya-dlya-lyuboznatelnyh-vvodnyj-modul.pdf).

Актуальность программы

Химической науке отводится особое место в системе естественнонаучного образования. Ее важнейшая роль в познании законов природы, в материальной жизни общества и в решении глобальных проблем человечества неоспорима.

В связи с тем, что за последнее десятилетие современная химическая наука вышла на качественно новый уровень, являясь основой создания технологий двадцать первого века, появляется необходимость в разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности, которая будет ориентирована на повышение компетенций обучающихся как современного подрастающего поколения.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Химия для любознательных» построена таким образом, что в ее основе лежат теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в современной повседневной жизни. Практическая направленность данной программы делает ее актуальной.

Правильная, бережная и аккуратная работа с химическими реактивами – важное умение, которое формируется у обучающихся в ходе выполнения лабораторных и практических работ. Это важное практическое умение необходимо каждому современному человеку.

Особенность программы

Отличием данной программы является то, что в ней уделяется большое внимание практической деятельности обучающихся, которая осуществляется с использованием современной материальной технической базой и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что является важным в современном процессе обучения.

Программа направлена на формирование современной естественнонаучной картины мира.

Данная программа ориентирует на личностное развитие каждого обучающегося согласно его возрастным особенностям.

Адресат программы

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 12 до 14 лет.
В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.

Возрастные особенности обучающихся

Возрастные особенности 12-14 лет.

Средний школьный возраст (от 12-14 лет) — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.

Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков — несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.

Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле, однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.

Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении.

В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.

В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.

Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще.

Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Обучающимся будут интересны такие школьные и внешкольные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Обучающихся привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решения.

Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы численностью 15 человек.

Объем программы: 70 часов.

Форма обучения: очная.

Методы обучения:

Словесные: беседа, изложение, анализ и другое;

Наглядные: показ педагогом методов и приемов, видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение и другое;

Практические: лабораторная работа, практическое задание и другое;

Частично-поисковый;

Исследовательский;

Проектный.

Тип занятий: комбинированный, теоретический, практический.

Формы проведения занятий: беседа, индивидуальная и групповая работа, лабораторная работа, практическое занятие, экспериментальное задание, семинарское занятие, творческое задание, мини-проект.

Срок освоения программы: 2 года.

Режим занятий. По программе планируется 1 занятие в неделю по 1 академическому часу.


1.2. Цель и задачи программы


Цель программы – развитие и формирование у обучающихся научных представлений о химии в повседневной жизни человека, о природе веществ и навыков безопасного проведения опытов и экспериментов в химической лаборатории.

Задачи программы:

Образовательные (предметные):

  1. Познакомить с правилами техники безопасности при работе с химическими веществами, лабораторной посудой и оборудованием;

  2. Изучить и научить применять правила работы с химическими веществами, химической посудой и оборудование (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки, химические установки и др.);

  3. Изучить основные понятия в химии, об окружающем мире, о физических и химических явлениях, о строении и составе веществ;

  4. Изучить основные правила работы с методикой, например, разделение смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания;

  5. Изучить химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые педагогом;

  6. Научить работать с веществами, выполнять несложные химические опыты и эксперименты.

Личностные:

  1. Развить организаторские способности;

  2. Развить коммуникативные навыки, коллективизм;

  3. Развить ответственность, самостоятельность, дисциплинированность;

  4. Развить креативность, склонность к самостоятельному творчеству, проектно-исследовательской деятельности;

  5. Развить навыки самоопределения;

  6. Развить нравственно-этическую ориентацию;

  7. Развить навыки познавательного интереса, инициативности.

Метапредметные:

  1. Научить понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;

  2. Научить планировать свои действия на отдельных этапах работы над выполнением творческого задания;

  3. Научить осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  4. Научить понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий.


1.3. Содержание программы


1.3.1. Тематический план

1 год обучения


№ п/п

Название раздела/темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Формы аттестации / контроля

1

Введение. Введение в предмет химии. Инструктаж по технике безопасности

2

1

1


2

Признаки химических реакций

22

11

11

Практическая работа

2.1

Качественные реакции

2

1

1


2.2

Появление и исчезновение окраски. Что такое индикаторы?

2

1

1


2.3

Колебательные реакции

2

1

1


2.4

Цветовые переходы

2

1

1


2.5

Реакции полимеризации

2

1

1


2.6

Цветное пламя. Другие опыты с огнем

2

1

1


2.7

Реакции с поглощением и выделением теплоты

2

1

1


2.8

Что такое газ?

2

1

1


2.9

Что такое коррозия и как с ней бороться?

2

1

1


2.10

Опыты с пахучими веществами

2

1

1


2.11

Катализаторы и ингибиторы

2

1

1


3

Как обнаружить вещество, или что такое аналитика

10

5

5

Практическая работа

3.1

Желтый осадок, или как обнаружить фосфаты и хлориды

2

1

1


3.2

Как обнаружить фосфорную кислоту в газированных напитках

2

1

1


3.3

Обнаружение белка в продуктах питания

2

1

1


3.4

Обнаружение крахмала в продуктах питания. Из бесцветного в синий. Йод и крахмал

2

1

1


3.5

Обнаружение витаминов

2

1

1


4.

Итоговое занятие

1

-

1

Творческая работа


Итого:

35

17

18



Раздел 1. Введение. Введение в предмет химии. Инструктаж по технике безопасности

Оборудование: интерактивная панель, ноутбук.

Теория: цели и задачи на год. Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятии и в образовательном учреждении.

Практика: анализ конкретных ситуаций.

Раздел 2. Признаки химических реакций

Тема 2.1 Качественные реакции

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором, набор «Юный химик», средства защиты – рабочие перчатки, халат, химическая посуда, лоток для проведения опытов, набор химических реагентов.

Теория: классификация веществ. Реакции с образованием осадка. Таблица растворимости. Цвета осадков.

Практика: лабораторная работа «Качественные реакции неорганических веществ».

Тема 2.2 Появление и исчезновение окраски. Что такое индикаторы?

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором, набор «Юный химик», средства защиты – рабочие перчатки, халат, химическая посуда, лоток для проведения опытов, рН-метр, индикаторная бумага.

Теория: индикаторы на кислоты и основания. Универсальная индикаторная бумага. Что такое рН? Индикаторы на кухне и в быту. Появление и исчезновение окраски.

Практика: лабораторная работа «Изучение свойств индикаторов. Создание индикаторной бумаги».

Тема 2.3 Колебательные реакции

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором, набор «Юный химик», средства защиты – рабочие перчатки, халат, химическая посуда, лоток для проведения опытов, набор химических реагентов.

Теория: виды колебательных реакций. Механизм реакции. Опыты Белоусова – Жаботинского.

Практика: лабораторная работа «Колебательные реакции с метиленовым синим. Реакция светофор».

Тема 2.4 Цветовые переходы

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором, набор «Юный химик», средства защиты – рабочие перчатки, халат, химическая посуда, лоток для проведения опытов, набор химических реагентов.

Теория: хром – от слова «цвет». Реакции с участием хромата, дихромата и перманганата калия.

Практика: лабораторная работа «Изменение цвета растворов солей хрома и марганца».

Тема 2.5 Реакции полимеризации

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором, набор «Юный химик», средства защиты – рабочие перчатки, халат, химическая посуда, лоток для проведения опытов, набор химических реагентов.

Теория: что такое процесс полимеризации? Что такое полимеры? Виды полимеров.

Практика: эксперименты молекулярной кухни. Получение слайма.

Тема 2.6 Цветное пламя. Другие опыты с огнем

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором, набор «Юный химик», средства защиты – рабочие перчатки, халат, химическая посуда, лоток для проведения опытов.

Теория: вещества, окрашивающие пламя. Самовоспламеняющиеся вещества.

Практика: лабораторные опыты «Вулканчик», «Цветное пламя».

Тема 2.7 Реакции с поглощением и выделением теплоты

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором, набор «Юный химик», средства защиты – рабочие перчатки, халат, химическая посуда, лоток для проведения опытов, набор химических реагентов.

Теория: почему при взаимодействии веществ раствор разогрелся? Реакция нейтрализация. Почему при растворении соли, раствор охладился?

Практика: лабораторная работа «Взаимодействие кислоты и щелочи. Растворение соли нитрата калия».

Тема 2.8 Что такое газ?

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором, набор «Юный химик», средства защиты – рабочие перчатки, халат, химическая посуда, лоток для проведения опытов, набор химических реагентов.

Теория: реакции с выделением газа. Как мы можем распознать газ?

Практика: лабораторная работа «Получение углекислого газа и исследование его свойств».

Тема 2.9 Что такое коррозия и как с ней бороться?

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором, набор «Юный химик», средства защиты – рабочие перчатки, халат, химическая посуда, лоток для проведения опытов, набор химических реагентов.

Теория: состав. Строение. Физические и химические свойства одно- и многоосновных карбоновых кислот. Способы получения. Реакционная способность.

Практика: лабораторная работа: «Получение и исследование свойств карбоновых кислот».

Тема 2.10 Опыты с пахучими веществами

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором, набор «Юный химик», средства защиты – рабочие перчатки, халат, химическая посуда, лоток для проведения опытов, набор химических реагентов.

Теория: почему вещества имеют запах. Эфирные масла и другие пахучие вещества.

Практика: лабораторная работа: «Получение эфирных масел из фруктов и хвои».

Тема 2.11 Катализаторы и ингибиторы

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором, набор «Юный химик», средства защиты – рабочие перчатки, халат, химическая посуда, лоток для проведения опытов, набор химических реагентов.

Теория: что такое катализаторы и ингибиторы? Их роль в природе. Реагирует, но не расходуется и не изменяется

Практика: лабораторная работа: «Катализаторы и их свойства».

Раздел 3. Как обнаружить вещество, или что такое аналитика.

Тема 3.1 Желтый осадок, или как обнаружить фосфаты и хлориды

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором, набор «Юный химик», средства защиты – рабочие перчатки, халат, химическая посуда, лоток для проведения опытов, набор химических реагентов.

Теория: зачем хлорируют воду?

Практика: Лабораторная работа «Обнаружение фосфатов и хлоридов в продуктах питания».

Тема 3.2 Как обнаружить фосфорную кислоту в газированных напитках.

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором, набор «Юный химик», средства защиты – рабочие перчатки, халат, химическая посуда, лоток для проведения опытов, набор химических реагентов.

Теория: что такое фосфорная кислота? Зачем добавляют фосфорную кислоту в напитки?

Практика: лабораторная работа «Обнаружение фосфорной кислоты в напитках».

Тема 3.3 Обнаружение белка в продуктах питания

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором, набор «Юный химик», средства защиты – рабочие перчатки, халат, химическая посуда, лоток для проведения опытов, набор химических реагентов.

Теория: белки и их роль в живых организмах. Нахождение в природе. Суточная норма употребления. Качественные реакции на белки.

Практика: лабораторная работа «Обнаружение белков в продуктах питания».

Тема 3.4 Обнаружение крахмала в продуктах питания. Из бесцветного в

синий. Йод и крахмал

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором, набор «Юный химик», средства защиты – рабочие перчатки, халат, химическая посуда, лоток для проведения опытов, набор химических реагентов.

Теория: крахмал и его участие в живых организмах. Содержание в растительных продуктах. Качественная реакция на крахмал.

Практика: лабораторная работа «Выделение крахмала из картофеля и обнаружение его с помощью йода».

Тема 3.5 Обнаружение витаминов

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором, набор «Юный химик», средства защиты – рабочие перчатки, халат, химическая посуда, лоток для проведения опытов, набор химических реагентов.

Теория: витамины: А, В, С, Д. Их роль в живых организмах. Их обнаружение.

Практика: лабораторная работа «Определение аскорбиновой кислоты в продуктах питания».

Раздел 4. Итоговое занятие

Оборудование: рефлексивная карта, лист индивидуальных достижений обучающегося.

Практика: самооценка обучающегося. Проведение мероприятия «Удивительная химия».


1.3.2. Тематический план

2 год обучения


№ п/п

Название раздела/темы

Общее
кол-во часов

Теория

Практика

Формы аттестации / контроля

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

1

1


2

Химия и наш дом

17

6

11

Практическая работа

2.1

Опыты с моющими средствами. Почему мыло моет?

3

1

2


2.2

Очистка одежды от пятен

2

1

1


2.3

Опыты с пищевыми продуктами. Как обнаружить белок, крахмал и сахар?

3

1

2


2.4

Химическая аптечка

3

1

2


2.5

Уксус и вода

3

1

2


2.6

Мы – то, что мы едим

3

1

2


3

Химия и планета Земля

15

5

10

Практическая работа

3.1

Водород и кислород

3

1

2


3.2

Живая вода. Вода – уникальное вещество

3

1

2


3.3

Круговорот веществ в природе

2

1

1


3.4

Процесс фотосинтеза. Процесс дыхания

3

1

2


3.5

Биологически значимые элемента и вещества

3

1

2


4

Итоговое занятие

1

-

1

Творческая работа


Итого

35

12

23



Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Оборудование: интерактивная панель, ноутбук.

Теория: цели и задачи на год. Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятии и в образовательном учреждении.

Практика: анализ конкретных ситуаций.

Раздел 2. Химия и наш дом

Тема 2.1 Опыты с моющими средствами. Почему мыло моет?

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором, набор «Юный химик», средства защиты – рабочие перчатки, халат, химическая посуда, лоток для проведения опытов, набор химических реагентов.

Теория: моющие средства. Состав и свойства. Их воздействие на загрязнители.

Практика: лабораторная работа «Получение мыльной основы из щелочи и твердого жира. Исследование его свойств»

Тема 2.2 Очистка одежды от пятен

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором, набор «Юный химик», средства защиты – рабочие перчатки, халат, химическая посуда, лоток для проведения опытов, набор химических реагентов.

Теория: химчистка. Химические вещества выводящие пятна с одежды.

Практика: лабораторная работа «Как очистить одежду от йода и зеленки».

Тема 2.3 Опыты с пищевыми продуктами. Как обнаружить белок, крахмал и сахар?

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором, набор «Юный химик», средства защиты – рабочие перчатки, халат, химическая посуда, лоток для проведения опытов, набор химических реагентов.

Теория: состав пищевых продуктов. Денатурация белка. Почему тяжелые металлы ядовиты. Обнаруживаем белок, крахмал и сахар.

Практика: лабораторная работа «Опыты с белком, крахмалом, сахаром».

Тема 2.4 Химическая аптечка

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором, набор «Юный химик», средства защиты – рабочие перчатки, халат, химическая посуда, лоток для проведения опытов, набор химических реагентов.

Теория: состав аптеки. Лекарства и их свойства.

Практика: лабораторная работа «Качественный анализ лекарственных препаратов».

Тема 2.5 Уксус и сода

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором, набор «Юный химик», средства защиты – рабочие перчатки, халат, химическая посуда, лоток для проведения опытов, набор химических реагентов.

Теория: уксус и сода. История, получение и применение.

Практика: лабораторная работа «Опыты с уксусом и кислотой».

Тема 2.6 Мы – то, что мы едим

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором, набор «Юный химик», средства защиты – рабочие перчатки, халат, химическая посуда, лоток для проведения опытов, набор химических реагентов.

Теория: биологически значимые химические вещества. Их состав. Роль и вред.

Практика: лабораторная работа «Опыты с пищевыми продуктами».

Раздел 3. Химия и планета Земля

Тема 3.1 Водород и кислород

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором, набор «Юный химик», средства защиты – рабочие перчатки, халат, химическая посуда, лоток для проведения опытов, набор химических реагентов.

Теория: история открытия водород и кислорода. Их свойства. Значение для нашей планеты.

Практика: лабораторная работа «Получение кислорода и водорода, изучение их свойств».

Тема 3.2 Живая вода. Вода – уникальное вещество

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором, набор «Юный химик», средства защиты – рабочие перчатки, халат, химическая посуда, лоток для проведения опытов, набор химических реагентов.

Теория: вода и ее свойства. Агрегатные состояния. Роль воды в живой природе. Вода хороший растворитель.

Практика: лабораторная работа «Изучение свойств воды».

Тема 3.3 Круговорот веществ в природе

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором.

Теория: значение круговорота веществ в природе. Виды круговоротов.

Практика: семинар «Изучение круговорота воды в природе».

Тема 3.4 Процесс фотосинтеза. Процесс дыхания

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором.

Теория: роль растений в живой природе. Кислород и углекислый газ. Процесс дыхания и фотосинтеза.

Практика: практическая работа «Изучение процесса фотосинтеза у растений».

Тема 3.5 Биологически значимые элементы и вещества

Оборудование: интерактивная панель, компьютер с монитором.

Теория: важнейшие для живых организмов макро- и микроэлементы. Их способность связываться с другими элементами с образованием сложных веществ.

Практика: практическая работа «Биологически значимые элементы и вещества».

Раздел 4. Итоговое занятие

Оборудование: рефлексивная карта, лист индивидуальных достижений обучающегося.

Практика: самооценка обучающегося. Проведение мероприятия «Удивительная химия».


1.4. Планируемые результаты


1.4.1 Первый год обучения


Образовательные (предметные) результаты:

  1. Знать правила техники безопасности при работе с химическими веществами, лабораторной посудой и оборудованием;

  2. Применять навыки работы с химическими веществами, химической посудой и оборудование (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки, химические установки и др.);

  3. Понимать и уметь различать основные понятия химии, об окружающем мире, о физических и химических явлениях, о строении и составе веществ;

  4. Применять практические умения и навыки, например, уметь разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания;

  5. Понимать и уметь объяснить химические явления, демонстрируемые педагогом;

  6. Уметь работать с веществами, выполнять несложные химические опыты и эксперименты;

  7. Применять практические умения и навыки обнаружения химических веществ (фосфаты, хлориды, фосфорная кислота, белок, крахмал, витамины);

  8. Уметь применить элементарные знания исследовательской деятельности.

Личностные результаты:

  1. Сформированность активности, организаторских способностей;

  2. Сформированность коммуникативных навыков, коллективизма;

  3. Сформированность ответственности, самостоятельности, дисциплинированности;

  4. Сформированность креативности, склонности к самостоятельному творчеству, исследовательско-проектной деятельности;

  5. Сформированность самоопределения (личностное, профессиональное, жизненное);

  6. Сформированность нравственно-этической ориентации;

  7. Сформированность смыслообразования.

Метапредметные результаты:

  1. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;

  2. Планировать свои действия на отдельных этапах работы над выполнением творческого задания;

  3. Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  4. Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий.


1.4.2. Второй год обучения


Образовательные (предметные) результаты:

  1. Применять навыки работы с химическими веществами, химической посудой и оборудование (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки, химические установки и др.);

  2. Понимать и уметь различать основные понятия химии, об окружающем мире, о физических и химических явлениях, о строении и составе веществ;

  3. Понимать и уметь объяснить химические явления, происходящие в быту, природе;

  4. Уметь работать с веществами, выполнять несложные химические опыты и эксперименты;

  5. Уметь применить элементарные знания исследовательской деятельности.

Личностные результаты:

  1. Сформированность активности, организаторских способностей;

  2. Сформированность коммуникативных навыков, коллективизма;

  3. Сформированность ответственности, самостоятельности, дисциплинированности;

  4. Сформированность креативности, склонности к самостоятельному творчеству, исследовательско-проектной деятельности;

  5. Сформированность самоопределения (личностное, профессиональное, жизненное);

  6. Сформированность нравственно-этической ориентации;

  7. Сформированность смыслообразования.

Метапредметные результаты:

  1. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;

  2. Планировать свои действия на отдельных этапах работы над выполнением творческого задания;

  3. Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  4. Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий.


Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»


2.1. Календарный учебный график


Начало учебных занятий для обучающихся 1 года обучения: сентября 2023 г. Окончание:

Начало учебных занятий для обучающихся 2 года обучения: Окончание:

Продолжительность учебного года:35 недель.

Количество часов в год: 35 часов.

Продолжительность и периодичность занятий: 1 академический час 1 раз в неделю.

Промежуточная аттестация: проводится тестирование с обучающимися после изучения каждого раздела.

Выходные дни: 6.11.2023, 1.01.2024-7.01.2024, 23.02.2024, 8.03.2024, 1.05.2024-3.05.2024, 9.05.2024-10.05.2024.

Объем программы: 70 часов.

Срок освоения программы: 2 года.


2.2. Учебный план



1 год обучения

2 год обучения

Формы итоговой аттестации

Количество часов
в неделю

1 час

1 час

Творческая работа

Количество часов в год

35 часов

35 часов

Творческая работа

Количество часов по программе

70 часов



2.3. Условия реализации программы


Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Химия для любознательных» предполагает:

  1. Наличие современного учебного помещения для проведения занятий;

  2. Рабочее место педагога, оснащенное персональным компьютером или ноутбуком с установленным лицензионным программным обеспечением;

  3. Наличие необходимого оборудования и химических реактивов для проведения экспериментальных задач;

  4. Наличие наглядных пособий, материальных технических средств обучения, дидактических материалов к темам;

  5. Наличие современных материальных технических средств обучения.


Принципы работы:

  • принцип воспитывающего обучения;

  • принцип научности;

  • принцип связи обучения с практикой;

  • принцип систематичности и последовательности;

  • принцип доступности;

  • принцип наглядности;

  • принцип сознательности и активности;

  • принцип прочности.


2.3.1 Материально-техническое обеспечение

п/п

Наименование основного оборудования

База учреждения

Методические

рекомендациям по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест

Лабораторный стол


1

Стол учительский

1


Кресло для преподавателя

1


Шкаф для приборов лабораторный


1

Шкаф для химических реактивов


1

Шкаф вытяжной химический


1

Стол для весов

1


Доска школьная

1


Шкаф для коллекций и дидактических материалов

1


Компьютер с монитором


1

Многофункциональное устройство


1

Интерактивная панель 75"


1

Лазерная указка-презентатор


1

Пипетки


15

Чашка Петри

3


Химическая посуда

1


Весы аналитические электронные


2

Микроскоп стереоскопический (бинокуляр)


2

Лупа лабораторная


8

Средства защиты – рабочие перчатки, халат


15

Набор "Юный химик"


1

Штатив лабораторный химический


15

Баня комбинированная лабораторная


15

Доска для сушки посуды

1


pH-метр


1

Набор химических реактивов


1

Ступка с пестиком


15

Лоток для проведения опытов


10

Мобильный лабораторный комплекс по

естественнонаучным предметам


1


2.4. Формы аттестации


Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Текущий контроль

В течение всего учебного года

(в конце раздела)

Определение степени освоения обучающимися учебного материала. Определение готовности восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление обучающихся отстающих и опережающих обучение.



Практическая работа

Промежуточная аттестация

В конце первого учебного года

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения.

Творческая работа

Итоговая аттестация

В конце учебного года (обучения по программе)

Определение результатов обучения.

Творческая работа


Результатом успешного освоения программы является участие в конкурсах различного уровня, освоение обучающимися знаний и умений, заложенных в программе.

Формы аттестации для определения результативности освоения программы творческая работа.

Текущий контроль проводится после изучения каждой темы и вносится в мониторинговую карту. Форма проведения: практическая работа.

Итоговая аттестация проводится в форме творческой работы (Мероприятие «Удивительная химия»).


2.5. Оценочные материалы


Спецификация педагогических измерительных материалов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Химия для любознательных». Цель – определение уровня (степени) достижения планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Химия для любознательных».

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

  1. Портфолио обучающегося;

  2. Видео- и фотоматериал (Мероприятие «Удивительная химия»)

  3. Педагогическое наблюдение.


Мониторинг образовательных результатов с целью непрерывного отслеживания состояния образовательного процесса, выявление уровня развития способностей, личностных качеств обучающихся и их соответствия прогнозируемым результатам программы проводится по следующим критериям.

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

  • высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

  • средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

  • низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

  • высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;

  • средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;

  • низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков;

  • обучающийся испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; обучающийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

При обучении по программе обучающиеся постоянно соприкасаются со сферой становления личности (выбор цели, достижение успеха, стремление найти понимание с ровесниками, взрослыми, улучшение взаимоотношений с родителями, изживание подростковых комплексов неполноценности). Основный принцип контроля – сравнение результатов обучающегося с его собственными, предыдущими результатами от темы к теме, от года к году.


2.6. Методические материалы


Форма обучения – очная.

Формы проведения занятий:

Учебные занятия – проведение учебно-познавательной и исследовательской деятельности. Интерактивные занятия – проведение лабораторных работ для практического изучения программы.

Педагогические технологии, в организации образовательного процесса

Реализация программы предусматривает использование в образовательном процессе следующих педагогических технологий:

  1. Технология группового обучения;

  2. Технология коллективного взаимообучения;

  3. Технология развивающего обучения;

  4. Технология проблемного обучения;

  5. Технология исследовательской деятельности;

  6. Технология проектной деятельности;

  7. Технология коллективной творческой деятельности;

  8. Здоровьесберегающая технология.

Алгоритм учебного занятия

Главная методическая цель учебного занятия при системном обучении –создание условий для проявления творческой, познавательной активности обучающихся. На занятиях решается одновременно несколько задач – повторение пройденного материала, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний и умений. Решение этих задач используется на основе накопления познавательных способностей и направлены на развитие творческих способностей обучающихся.

Требования современного учебного занятия:

  1. Четкая формулировка темы, цели, задачи занятия;

  2. Занятие должно быть проблемным и развивающим;

  3. Вывод делают сами обучающиеся;

  4. Учет уровня и возможностей обучающихся, настроения детей;

  5. Планирование обратной связи;

  6. Добрый настрой всего учебного занятия.

Структура занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Введение в проблему занятия (определение цели, активизация и постановка познавательных задач).

  3. Изучение нового материала (беседа, наблюдение, презентация, исследование).

  4. Постановка проблемы.

  5. Практическая работа.

  6. Обобщение занятия.

  7. Подведение итогов работы.

В процессе проведения учебного занятия используются дидактические материалы:

  1. Раздаточные материалы;

  2. Задания, упражнения;

  3. Презентации.

2.7. Список литературы


Список литературы для педагогов


  1. Ерыгин Д. П. Методика решения задач по химии : учебное пособие для студентов пед. ин-тов по биол. и хим. спец. / Д. П. Ерыгин, Е. А. Шишкин. – Москва : Просвещение, 1989. – 176 с.

  2. Кузьменко Н. Е. Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы : учебное пособие / Н. Е. Кузьменко, В. В. Еремин, В. А. Попков. – Москва : Изд-во МГУ, 2008. – 480 с. – ISBN 978-5-211-05357-1.

  3. Рудзитис Г. Е., Химия. 10 класс : органическая химия : учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе (DVD) / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – Москва : Просвещение, 2014. – 224 с. : ил. – ISBN 978-5-09-028570-4.

  4. Рудзитис Г. Е., Химия. 8 класс : неорганическая химия : учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе (DVD) / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 4-е изд. – Москва : Просвещение, 2016. – 207 с. : ил. – ISBN 978-5-09-037746-1.

  5. Рудзитис Г. Е., Химия. 9 класс : неорганическая химия. Органическая химия : учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе (DVD) / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 3-е изд. – Москва : Просвещение, 2017. – 208 с. : ил. – ISBN 978-5-09-046534-2.

  6. Рудзитис Г. Е., Химия. Основы общей химии. 11 класс : учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе (DVD) : базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 14-е изд. – Москва : Просвещение, 2012. – 159 с. : ил. – ISBN 978-5-09-026562-1.


Список литературы для обучающихся


  1. Занимательные опыты по химии : учебно-методическое пособие / О. Д-С. Кендиван, А. Н. Саая, А. С. Хертек.– Кызыл, 2019. – 105с.

  2. Кузьменко Н. Е. Химия. Для школьников старших классов : учебное пособие / Н. Е. Кузьменко, В. В. Еремин, В. А. Попков. – Москва : Изд-во МГУ, 2008. – 480 с. – ISBN 978-5-211-05357-1.


Список интернет-ресурсов


  1. Власова А. Н. Дополнительная общеразвивающая программа «Химия для любознательных» / А. Н. Власова // ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» – URL: http://kvant86.ru/wp-content/uploads/2021/01/Himiya-dlya-lyuboznatelnyh-vvodnyj-modul.pdf.

  2. Мануйлов А. В. Основы химии : интернет-учебник / А. В. Мануйлов, В. И. Родионов // Новосибирский государственный университет. – 2001. – URL: http://www.hemi.nsu.ru(дата обращения: 30.10.2022).

  3. Неорганическая химия. Видеоопыты // Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов : [сайт]. – 2006. – URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67(дата обращения: 30.10.2022).

  4. Органическая химия. Видеоопыты // Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов : [сайт]. – 2006. – URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/528b6fb1-98e4-9a27-5ae1-2f785b646a41(дата обращения: 30.10.2022).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!