СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Настольный теннис"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Настольный теннис"

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Настольный теннис"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Благодатенская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области





Принята решением педагогического Утверждена приказом МКОУ ДО

совета (протокол от___ ____) «Благодатенская средняя

общеобразовательная школа»

от ______.___№ ____


Директор___________ Т.Ф.Лобанова








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


«Настольный теннис»

(Базовый уровень)


Возраст обучающихся 11-15 лет

Срок реализации -1 год (72 часа)



Автор-составитель: учитель физической культуры

Шабунин Василий Анатольевич

















Благодатное – 2021



1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Пояснительная записка

Программа «Настольный теннис» предназначена для проведения спортивных секций в системе дополнительного образования общеобразовательных учреждений.

В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные методические разработки по настольному теннису отечественных специалистов. Данная программа раскрывает учебно-методическую и технико-тактическую части игры в настольный теннис с учетом новых правил игры до 11 очков.

Программа рассчитана на 1 года (72 часа) обучения детей в возрасте от 11 до 15 лет, составлена с учетом индивидуальных особенностей детей, стилевых особенностей современной игры и ориентирована на детей с 11 – 15 летнего возраста без предварительного отбора.

Особенности организации занятий, календаря спортивных мероприятий, а также материально-технической базы могут вносить коррективы в работу по программе.

Срок реализации образовательной программы: 1 год.

Адресат программы: обучающиеся 11-15 лет.

Объем: 72 часа.

Форма обучения: очная, формой занятий является тренировочные занятия по обучению и совершенствованию необходимых навыков и умений.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Актуальность. Настольный теннис – эмоциональная, захватывающая игра, которая характеризуется небольшим мускульным напряжением и в то же время разносторонней двигательной активностью, которая так необходима современным школьникам. Острота наблюдения, внимания и реакции, оперативность принятых тактических решений, умение в нужный момент мобилизоваться, делают эту игру доступной для всех.

1.2. Цели и задачи программы.

Целью программы является начальная подготовка и обучение мастерству теннисной игры воспитанников дополнительного объединения.

Программа основана на взаимосвязи физического воспитания детей, их спортивной подготовки и культуры здорового образа жизни; она реализуется в активных формах образования.

Задачи:
  • Дать ребятам систему теоретических знаний о здоровье человека, физической культуре, спорте, теннисе.

  • Выработать у детей необходимые физические умения и навыки для здорового полноценного физического развития.

  • Дать базовые знания, умения и навыки игры в теннис.

  • Воспитать у детей устойчивый интерес и любовь к занятиям теннисом, физической культурой и спортом.

  • Выработать у воспитанников навыки самостоятельных занятий теннисом, умение организовать собственную тренировку.

  • Научить совместному разбору игр, выработать навыки судейства теннисной игры.

  • Привлечь родителей воспитанников к занятиям, поощрять их интерес к достижениям своих детей.

При наборе учитывается возраст обучающихся и степень их подготовленности.

1.3. Содержание программы.

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации (контроля)

Зачет/незачет

Всего

Тео рия

Прак тика

1

Вводное занятие

2

2

Зачет/незачет

2

Общая физическая подготовка.

18


18

Зачет/незачет

3

Специальная физическая подготовка.

18


18

Зачет/незачет

4

Техническая подготовка.

16


16

Зачет/незачет

5

Тактическая подготовка.

16


16

Зачет/незачет

6

Контрольные испытания.

2


2

Зачет/незачет


Итого часов.

72

2


70


Содержание учебно-тематического плана Вводное занятие (2ч)

Физическая культура и спорт в России. Значение физической культуры для подготовки людей к трудовой деятельности, к защите Родины. Влияние спорта на укрепление здоровья.

История развития мирового и отечественного настольного тенниса. Возникновение настольного тенниса, характеристика настольного тенниса в целом. Настольный теннис как наиболее доступный для любого возраста вид спорта, имеющий прикладное значение. История отечественного настольного тенниса.

Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, ногтями, волосами и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, правила применения солнечных ванн, гигиена одежды, обуви и мест занятий.

Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами занятий по настольному теннису. Оборудование и инвентарь, требования к спортивной одежде и обуви для занятий и соревнований. Правила пользования спортивным инвентарём. Самостоятельная подготовка спортивной одежды, обуви, инвентаря и мест занятий по настольному теннису. Техника безопасности во время занятий. Правила пользования спортивным инвентарём. Расположение группы и отдельных учащихся во время занятий. Дисциплина — основа безопасности во время занятий мини-футболом. Возможные травмы и их предупреждение.

Правила соревнований по Настольному теннису. Знакомство с правилами соревнований. Судейство соревнований по настольному теннису.

Общая физическая подготовка (18ч)

Теория: Значение ОФП в подготовке к игре в настольный теннис. Имеет своей целью укрепление здоровья, закаливание. Развитие разносторонних физических способностей, повышение работоспособности организма занимающихся, что, в конечном счете, предполагает создание прочной базы для дальнейшего спортивного совершенствования и, естественно, для будущей трудовой деятельности юных спортсменов.

Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах, на формирование осанки, развитие выносливости, ловкости, на расслабление рук, ног, туловища. Упражнения из других видов спорта.

Специальная физическая подготовка (18ч)

Теория: Значение СФП в подготовке к игре в настольный теннис. Основывается на базе общей, достаточно высокой физической подготовленности учащихся. Она предполагает развитие таких физических качеств, специфических для настольного тенниса, как сила, быстрота,

выносливость, ловкость и гибкость. Главная задача СФП – улучшение деятельности всех систем организма занимающихся, необходимых для совершенствования игровых двигательных навыков и умений, являющихся ведущими звеньями основных технических вариантов в атаке и обороне.

Техническая подготовка (16ч)

Теория: Значение технической подготовки в настольном теннисе.

Практика:

  • Отработка движений на площадке, одновременная работа рук и ног.

  • Упражнения Школы мяча, знакомство с теннисным мячом.

  • Серии упражнений с мячом.

  • Упражнения на развитие координации движений.

  • Тренировка с ракеткой и мячом.

  • Обучение имитации различных ударов.

  • Отработка различных ударов об стенку.

  • Освоение различных ударов через сетку.

  • Отработка различных ударов об стенку и через сетку на точность попадания.

  • Серия упражнений для ног: на ловкость и координацию.

  • Обучение «левой» хватке ракетки.

  • Отработка смены хватки ракетки, игра об стенку.

  • Освоение игры через сетку, игра кроссом и по линии.

  • Контрольные нормативы.

  • Серия упражнений на развитие координации движений.

  • Игра через сетку.

  • Отработка «резаных» ударов.

  • Освоение «крученых» ударов.

  • Отработка ударов «с лета».

  • Игра через сетку с применением различных приемов.

  • Отработка удара «смешанных».

  • Освоение подачи.

  • Отработка игры «с полулета».

  • Игра через сетку с подачей и применением всех известных приемов.

  • Отработка взаимодействия игроков в парной игре.

  • Обучение парной игре, игра через сетку парами.

Тактическая подготовка(16ч)

Теория: Правила игры в настольный теннис. Значение тактической подготовки в настольном теннисе.

Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча.

Итоговое занятие 2ч)

Практика: Итоговая диагностика. Проведение игр.

Календарно-тематическое планирование

Раздел, тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

Форма

занятия

Форма аттестации

Вводное занятие.

Актуальность, популярность настольного тенниса.

Гигиена и врачебный контроль.

Влияние настольного тенниса на организм.

2

2

-

комбинированная

беседа

Общая физическая подготовка

18


18



Строевые упражнения.

4


4

комбинированная

практическая

Упражнения для рук и плечевого пояса

4


4

комбинированная

практическая

Упражнения для ног и туловища.

4


4

комбинированная

практическая

Упражнения для развития физических качеств.

4


4

комбинированная

практическая

Контрольные нормативы

2


2

комбинированная

контрольные нормативы

Специальная физическая подготовка

18


18



Подброс мяча при подаче. Баланс при подаче.

4


4

комбинированная

практическая

Свободная игра на столе.

4


4

комбинированная

практическая

Подача справа и слева.

2


2

комбинированная

практическая

Учебная игра с элементами подач.

2


2

комбинированная

практическая

Учебная игра с ранее изученными элементами.

2


2

комбинированная

практическая

Обучение техники «наката» в игре.

2


2

комбинированная

практическая

Совершенствование в группах по качеству элементов игры.

2


2

комбинированная

практическая

Техническая подготовка

16


16



Изучение техники элемента «подрезка»

2


2

комбинированная

практическая

Выполнение наката справа в правый

2


2

комбинированная

практическая

Игровые приемы в настольном теннисе

2


2

комбинированная

практическая

Выполнение наката справа в правый

2


2

комбинированная

практическая

Игровые приемы в настольном теннисе

2


2

комбинированная

практическая

Учебная игра с изученными элементами.

2


2

комбинированная

практическая

Тактика игры атакующего.

2


2

комбинированная

практическая

Игра навыков и овладение техникой нанесения ударов.

2


2

комбинированная

практическая

Тахническая подготовка

16


16



Тактика игры атакующего. Учебная игра.

4


4

комбинированная

практическая

Игра навыков и овладение техникой нанесения ударов.

4


4

комбинированная

практическая

Выполнение наката справа в правый и левый углы стола.

4


4

комбинированная

практическая

Свободная игра на столе.

4


4

комбинированная

практическая

Контрольно-проверочные мероприятия.

2


2

индивидуальная

контрольные нормативы

Формы обучения:

Форма обучения по программе «Настольный теннис» - очная. Основной формой организации образовательного процесса является занятие, а также тренировка и соревнование.

Формы контроля:

В результате освоения программы происходит развитие личностных качеств, общекультурных и специальных знаний, умений и навыков, расширение опыта творческой деятельности. Контроль или проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения: контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции.

Вводный контроль: проводится педагогом с целью выявления способностей обучающихся.

Текущий - это систематическая проверка усвоения знаний, умений, навыков на каждом занятии. Тематический контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам и формам (устный, письменный, наблюдение, проигрывание).

Периодический контроль - осуществляется после изучения крупных разделов программы.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года.

1.4. Планируемые результаты

К концу обучения по данной программе учащиеся должны

знать:

  • что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;

  • как правильно распределять свою физическую нагрузку;

  • правила игры в настольный теннис;

  • правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;

  • правила проведения соревнований;

уметь:

  • проводить специальную разминку для теннисиста

  • овладеют основами техники настольного тенниса;

  • овладеют основами судейства в теннисе;

  • составлять график соревнований в личном зачете и определять победителя;

качества:

  • улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;

  • улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;

  • повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера;

  • коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.

Личностные результаты – развитие положительных личностных качеств учащихся (трудолюбия, упорства, настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям).

Метапредметные результаты – формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • понимать задачи, поставленные педагогом;

  • знать технологическую последовательность выполнения работы;

  • правильно оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • научиться проявлять творческие способности;

  • развивать сенсорные и моторные навыки.

Коммуникативные УУД:

  • учиться работать в коллективе;

  • проявлять индивидуальность и самостоятельность.

Предметные результаты – формирование навыков игры в настольный теннис, применения технологий, приемов и методов работы по программе, приобретение опыта физкультурно-спортивной деятельности.


2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Настольный теннис» на 2021 -2022 учебный год


Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим

занятий

1 год

01.09.2021

30.05.2022

36


72

1 раза в неделю по 2 часа

2.2. Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение программы Для успешной реализации программы спортивный зал школы отвечает санитарно-гигиеническим требованиям: сухой, светлый, чистый, тёплый, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 13-15 человек. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями.

Имеется спортивное оборудование: мячи, сетка, свисток, Кадровое обеспечение программы Учитель физической культуры Шабунин Василий Анатольевич Учебно-методическое и информационное обеспечение программы:

  • Инструкции по технике безопасности.

  • Наличие методической литературы по направлению.

3. Комплекс форм аттестации

3.1 Формы аттестации.

Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.

В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений.

Итоговая аттестация проводится в конце учебного года обучения и предполагает зачет в форме тестирования по общей физической подготовке и контрольной игры в волейбол. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.

Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.

Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.

Умения и навыки проверяют во время участия обучающихся в соревнованиях, в организации и проведении судейства муниципальных соревнований.

Для оценки результативности учебных занятий применяются следующие виды и формы контроля.

Вид контроля

Форма контроля

Вводный контроль

Учащийся на контрольно-проверочном мероприятии оценивается одной из следующих оценок: «зачтено» и «не зачтено».

Текущий контроль(по итогам занятий)

Учащийся на контрольно-проверочном мероприятии оценивается одной из следующих оценок: «зачтено» и «не зачтено».

Периодический контроль (после изучения крупных разделов программы)

Учащийся на контрольно-проверочном мероприятии оценивается одной из следующих оценок: «зачтено» и «не зачтено».

Итоговый контроль (в конце года)

Учащийся на контрольно-проверочном мероприятии оценивается одной из следующих оценок: «зачтено» и «не зачтено».

Принципы, лежащие в основе программы

-доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

-наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

-демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и обучающегося, реализация собственных творческих потребностей);
-научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
-«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

3.2. Оценочные материалы.

Учащийся на контрольно-проверочном мероприятии оценивается одной из следующих оценок: «зачтено» и «не зачтено».

Критерии выставления оценки «зачтено»:

  • Оценки «зачтено» заслуживает учащийся, показавший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умеющий свободно выполнять задания, предусмотренные программой.

  • Оценка «зачтено» выставляется учащимся, показавшим полное знание учебного материала, успешно выполняющим предусмотренные в программе задания, демонстрирующие систематический характер знаний по предмету.

  • Оценкой «зачтено» оцениваются учащиеся, показавшие знание основного учебного материала в минимально необходимом объеме, справляющихся с выполнением заданий, предусмотренных программой, но допустившим погрешности при выполнении контрольных заданий, не носящие принципиального характера, когда установлено, что учащийся обладает необходимыми знаниями для последующего устранения указанных погрешностей под руководством педагога.

Критерии выставления оценки «не зачтено»:

  • Оценка «не зачтено» выставляется учащимся, показавшим пробелы в знаниях основного учебного материала, допускающим принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Такой оценки заслуживают результаты учащихся, носящие несистематизированный, отрывочный, поверхностный характер.


Список литературы


1. Акопяп А.О., Новиков А.А Анализ-синтез спортивной деятельности как основной фактор совершенствования методики тренировки, М.,2008г.

2. Барстоу Дж. Уроки тенниса. – Л.: Ленинградский издатель,1984.

3. Белиц-Гейман С.П. Теннис для родителей и детей. – М.: Просвещение, 1988.

4. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 2011г.

Часть 1. п.1.4.2. Спортивные игры. Часть 2. Внеклассная работа. Спортивные секции. (Авторы программы: доктор педагогических наук В.И. Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. (2010г).

5. Кондратьева Г.А., Шокин А.И. Теннис в спортивных школах. – М.: Агриус, 1975.

6. Лейвер Р. Как побеждать в теннисе – М., 1988.

7. Лот Ж.-П. Теннис за три дня.– М.: Просвещение, 1975.

8. Машка Олдржих, Шафаржик В. Начальная школа тенниса. – М.: ВИСПО, 1988.

9. Новиков А.В. Кукушкин В.В. Большой шлем или Четыре теннисных туза. М.: Советский спорт, 1990.


Календарный план воспитательной работы


Название

Дата проведения

1

Участие в конкурсной программе «Осень золотая»

Ноябрь

2

Участие в конкурсной программе «С Новым годом!»

декабрь

3

Участие в конкурсной программе, посвященной дню защитника Отечества

февраль

4

Участие в конкурсной программе «А ну-ка, девочки»

март




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!