СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волейбол"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волейбол"

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волейбол"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Благодатенская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области







Принята решением педагогического Утверждена приказом МКОУ

совета (протокол от____________) «Благодатенская средняя общеобразовательная школа» от ______.___№ ____



Директор___________ Т.Ф. Лобанова











ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ



«ВОЛЕЙБОЛ»









Срок реализации – 1 год (36 часов)

Возраст учащихся 10-13 лет



















Автор-составитель: учитель физической культуры

Шабунин Василий Анатольевич











с. Благодатное - 2021


1. Комплекс основных характеристик образования

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» - физкультурно-спортивной направленности носит индивидуальный и групповой характер обучения.

Особенностью данной программы является упор на изучение технических приёмов, тактических действий и современных методик, что позволяет достигнуть более высокого результата в волейболе, а также внедрение в процесс обучения активной психологической подготовки. Применение методов психорегуляции (способность спортсмена управлять своими мыслями, чувствами, действиями, то есть быть в хорошем настроении) в учебно-тренировочном процессе и на соревнованиях позволит учащимся добиться наивысших результатов в освоении игры в волейбол.

Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во вре­мя игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в де­ятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при пе­редачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют кост­ную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.

Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зри­тельные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способ­ность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц. Развитие общей физической подготовки помогает детям достичь спортивных результатов.

Срок реализации образовательной программы: 1год.

Адресат программы: обучающиеся 10-13 лет

Объем: 36 часа.

Форма обучения: очная

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу с переменой 10 мин.

Актуальность рабочей программы заключается в том, что именно система дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребёнка, но и подготовить его к условиям жизни в высоко конкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи. Поэтому ребенку очень важно движение, именно с детства формируется потребность к занятиям физкультурой и спортом, привычка здорового образа жизни. Выбор методов и средств воздействия на привития обучающимся потребности к двигательной активности, которая определяется заинтересованностью и сознательным участием его в физкультурно-спортивном процессе.

Данная программа разработана для детей 10-13 лет. Программа ориентирована на детей с 10 – 13 летнего возраста без предварительного отбора.

Формы обучения:

  • индивидуальная

  • групповая

  • командная

  • очная

1.2. Цели и задачи программы

Цель: углубленное изучение спортивной игры волейбол.

Задачи:

1. Обучающие задачи:

- Обучение техники приемов и передач мяча.

- Обучение основными приемами техники и тактики игры.

2. Развивающие задачи:

- Формирование навыков сотрудничества в тренировочных, игровых ситуациях

- Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;

- Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области

физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.

3. Воспитательные задачи:

- Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям волейбола;

- Воспитание моральных и волевых качеств;

- Развитие чувства коллективизма.

1.3. Содержание программы

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации (контроля)

Зачет/незачет

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-


2.

Общая физическая подготовка.

9

-

9

Зачет/незачет

3.

Специальная физическая подготовка

9

-

9

Зачет/незачет

4.

Техническая подготовка

8

-

8

Зачет/незачет

5.

Тактическая подготовка

7

-

7

Зачет/незачет

6.

Итоговое занятие

2

-

2

Зачет/незачет


ИТОГО:

36

1

35


Содержание учебно-тематического плана Вводное занятие (1ч)

Теория: История возникновения и развития волейбола. Современное состояние волейбола. Правила безопасности при занятиях волейболом. Начальная диагностика.

Общая физическая подготовка (9ч)

Теория: Значение ОФП в подготовке волейболистов.

Практика: Общеразвивающие упражнения направленные на развитие всех физических качеств. Упражнения на снарядах, тренажерах, футбол, баскетбол.

Специальная физическая подготовка (9ч).

Теория: Значение СФП в подготовке волейболистов.

Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних действий к другим. Подвижные и спортивные игры.

Техническая подготовка (8ч)

Теория: Значение технической подготовки в волейболе.

Практика: Стойки. Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху). Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия (блоки, страховки).

Тактическая подготовка(7ч)

Теория: Правила игры в волейбол. Значение тактической подготовки в волейболе.

Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча.

Итоговое занятие (2ч)

Практика: Итоговая диагностика. Проведение игр.


Календарно-тематическое планирование

Раздел, тема занятия

Всего часов

Тео-рия

Практика

Форма

занятия

Форма аттестации

Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ

Правила соревнований, место занятий. История развития волейбола.

1

1

-

комбинированная

беседа

Общая физическая подготовка

9

-

9



Строевые упражнения.

1


1

комбинированная

практическая

Упражнения для рук и плечевого пояса

2


2

комбинированная

практическая

Упражнения для ног и туловища.

2


2

комбинированная

практическая

Упражнения для развития физических качеств.

2


2

комбинированная

практическая

Контрольные нормативы

2


2

комбинированная

контрольные нормативы

Специальная физическая подготовка

9

-

9



Упражнения для быстроты и прыгучести

1


1

групповая

практическая

Падения и перекаты. Игра

2


2


практическая

Упражнения для развития игровой ловкости. Игра

2


2

групповая

практическая

Подвижные игры

2


2

групповая

практическая

Упражнения для развития оптимальной выносливости. Игра. КН.

1


1

групповая

практическая

Контрольные нормативы

1


1

групповая

контрольные нормативы

Техническая подготовка

8

-

8



Упражнения по технике.

1


1

групповая

практическая

Передачи мяча

1


1


практическая

Подачи.

2


2

групповая

практическая

Игра в нападении.

2


2

групповая

практическая

Игра в защите.

1


1

групповая

практическая

Контрольные нормативы

1


1

комбинированная

контрольные нормативы

Тактическая подготовка.

7

-

7



Индивидуальные действия при передачах

2


2

индивидуальная

тренировочная игра

Индивидуальные действия при подачах

2


2

индивидуальная

тренировочная игра

Система игры.

2


2

индивидуальная

тренировочная игра

Контрольные нормативы

1


1

индивидуальная

контрольные нормативы

Контрольно-проверочные мероприятия.

2

-

2



Контрольные нормативы




индивидуальная

контрольные нормативы

Формы обучения:

Форма обучения по программе «Волейбол» - очная. Основной формой организации образовательного процесса является занятие, а также тренировка и соревнование.

Формы контроля:

В результате освоения программы происходит развитие личностных качеств, общекультурных и специальных знаний, умений и навыков, расширение опыта творческой деятельности. Контроль или проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения: контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции.

Вводный контроль: проводится педагогом с целью выявления способностей обучающихся.

Текущий - это систематическая проверка усвоения знаний, умений, навыков на каждом занятии. Тематический контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам и формам (устный, письменный, наблюдение, проигрывание).

Периодический контроль - осуществляется после изучения крупных разделов программы.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года.

1.4. Планируемые результаты

Учащийся научится:

Знать: основы строения и функций организма; влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную и сердечнососудистую системы; правила оказания первой помощи при травмах; гигиенические требования к питанию спортсмена, к инвентарю и спортивной одежде; методы тестирования при занятиях волейбола; правила игры в волейбол и судейства.

Уметь: выполнять программные требования по видам подготовки; владеть основами техники и тактики волейбола; правильно применять технические и тактические приемы в игре, работать в коллективе, взаимодействуя с игроками команды, владеть навыками судейства

Предметные

  • Характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;

  • Руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

  • Определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

  • Использовать игру и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

  • Подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

  • Самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;

  • Тестировать показатели физического развития, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

  • Взаимодействовать со сверстниками в условиях тренировочной деятельности освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности

  • Выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;

  • Выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Метапредметные

  • овладеет широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

  • овладеет способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в тренировочной деятельности.

Личностные

  • овладеет навыками выполнения разнообразных физических упражнений, а также буде применять их в игровой и соревновательной деятельности;

  • научится максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической подготовке.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волейбол» на 2021 -2022 учебный год

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим

занятий

1 год

01.09.2021

30.05.2022

36


36

1 раза в неделю по 1 часу

2.2. Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение программы Для успешной реализации программы спортивный зал школы отвечает санитарно-гигиеническим требованиям: сухой, светлый, чистый, тёплый, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 13-15 человек. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями.

Имеется спортивное оборудование: мячи, сетка в/б, свисток. Кадровое обеспечение программы Учитель физической культуры Шабунин Василий Анатольевич Учебно-методическое и информационное обеспечение программы:

  • Инструкции по технике безопасности.

  • Наличие методической литературы по направлению.

3. Комплекс форм аттестации

3.1 Формы аттестации.

Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.

В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений.

Итоговая аттестация проводится в конце учебного года обучения и предполагает зачет в форме тестирования по общей физической подготовке и контрольной игры в волейбол. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.

Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.

Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.

Умения и навыки проверяют во время участия обучающихся в соревнованиях, в организации и проведении судейства муниципальных соревнований.

Для оценки результативности учебных занятий применяются следующие виды и формы контроля.

Вид контроля

Форма контроля

Вводный контроль

Учащийся на контрольно-проверочном мероприятии оценивается одной из следующих оценок: «зачтено» и «не зачтено».

Текущий контроль(по итогам занятий)

Учащийся на контрольно-проверочном мероприятии оценивается одной из следующих оценок: «зачтено» и «не зачтено».

Периодический контроль (после изучения крупных разделов программы)

Учащийся на контрольно-проверочном мероприятии оценивается одной из следующих оценок: «зачтено» и «не зачтено».

Итоговый контроль (в конце года)

Учащийся на контрольно-проверочном мероприятии оценивается одной из следующих оценок: «зачтено» и «не зачтено».

Принципы, лежащие в основе программы

-доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

-наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

-демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и обучающегося, реализация собственных творческих потребностей);
-научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
-«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

3.2. Оценочные материалы.

Учащийся на контрольно-проверочном мероприятии оценивается одной из следующих оценок: «зачтено» и «не зачтено».

Критерии выставления оценки «зачтено»:

  • Оценки «зачтено» заслуживает учащийся, показавший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умеющий свободно выполнять задания, предусмотренные программой.

  • Оценка «зачтено» выставляется учащимся, показавшим полное знание учебного материала, успешно выполняющим предусмотренные в программе задания, демонстрирующие систематический характер знаний по предмету.

  • Оценкой «зачтено» оцениваются учащиеся, показавшие знание основного учебного материала в минимально необходимом объеме, справляющихся с выполнением заданий, предусмотренных программой, но допустившим погрешности при выполнении контрольных заданий, не носящие принципиального характера, когда установлено, что учащийся обладает необходимыми знаниями для последующего устранения указанных погрешностей под руководством педагога.

Критерии выставления оценки «не зачтено»:

  • Оценка «не зачтено» выставляется учащимся, показавшим пробелы в знаниях основного учебного материала, допускающим принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Такой оценки заслуживают результаты учащихся, носящие несистематизированный, отрывочный, поверхностный характер.

3.2. Оценочные

Материалы

технический прием

Контрольные упражнения

Возраст лет

Оценка

мальчики

девочки

высокий

Выше среднего

средний

низкий

высокий

Выше среднего

средний

низкий

I. Передача

мяча

1.Поточная передача мяча двумя руками сверху в стенку с расстояния 3 м (кол-во раз)

11

12

13

14

4

7

9

12

3

5

6

9

2

3

4

5

1

1

2

3

4

6

7

9

3

4

5

7

2

3

3

4

1

1

2

3

2.Передача мяча двумя руками сверху с собственного набрасывания из зоны 6 в кольцо диаметром 1 м, установленное в зоне 3 (10 попыток)

11

12

3

5

2

4

1

2

0

1

3

4

2

3

1

2

0

1

3.Передача мяча двумя руками сверху из зоны4 через сетку в квадрат3х3 м, расположенный в зоне 6; мяч предварительно передан из зоны 3 (10 попыток)

11

12

4

6

3

5

2

3

1

2

4

5

3

4

2

3

1

2

4.Передача мяча двумя руками сверху из зоны 3 в кольцо, установленное в зоне 4, с предварительной передачи мяча из зоны 5 (10 попыток)

13

14

15

16

17

4

6

6

6

7

3

5

5

5

5

2

3

3

3

3

1

2

2

2

2

3

5

5

5

6

2

4

4

4

5

1

2

3

3

3

0

1

2

2

2

5.Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4, через сетку в квадрат 3х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, с предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток)

13

14

5

6

4

5

3

3

2

2

4

5

3

4

2

3

1

2

6.Передача мяча двумя руками сверху из зоны 2 в кольцо, установленное в зоне 4, предварительной передачи мяча из зоны 6 (10 попыток)

15

16

17

4

4

5

3

3

4

2

2

2

1

1

1

3

4

4

2

3

3

1

2

2

0

1

1

7.Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4 через сетку в прямоугольник 2х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток)

15

16

17

5

5

7

4

4

5

3

3

4

2

2

2

4

4

5

3

3

4

2

2

3

1

1

2

II. Подача мяча

1.Нижняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток)

11

12

7

8

4

6

3

4

1

2

6

7

4

5

3

3

1

2

2.Нижняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки)

11

12

4

6

3

4

2

3

1

2

4

5

3

4

1

2

0

1

3.Верхняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток)

13

14

8

9

5

7

3

5

2

3

6

7

4

5

3

4

2

2

4.Верхняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки)

13

14

5

6

4

5

2

3

1

2

4

5

3

4

2

2

1

1

5.Верхняя прямая подача на точность по заданию (по 5 попыток в левую и правую половину площадки)

15

16

17

6

7

8

5

5

6

3

4

4

2

3

3

5

5

6

4

4

4

2

3

3

1

2

2

6.Верхняя боковая подача в пределы площадки (10 попыток)

15

16

17

5

7

8

4

6

7

2

4

5

1

2

3

4

5

6

3

3

5

2

2

3

1

1

2

Технический прием

Контрольные упражнения

Возраст лет

Оценка

мальчики

девочки

высокий

Выше среднего

средний

низкий

высокий

Выше среднего

средний

низкий

III.Нападающий удар


1.Прямой нападающий удар из зоны 4 в пределы площадки с передачи из зоны 3 (10 попыток)

11

12

13

14

3

4

6

8

2

3

5

6

1

2

3

4

0

1

2

3

2

3

6

6

1

2

5

5

-

1

3

3

-

-

2

2

2.Нападающий удар из зоны 4 на точность (по 5 попыток в зоны 1 и 5) с передачи из зоны 3

15

16

17

6

7

8

5

6

7

4

4

5

3

3

4

5

6

7

4

5

6

3

3

4

2

2

3

3.Прямой нападающий удар из зоны 4 на силу в пределы площадки с передачи из зоны 3 (10 попыток)

15

16

17

5

7

8

4

6

6

3

5

5

2

4

4

4

6

6

3

5

5

2

4

4

1

3

3

IV.Блокирование

1.Блокирование нападающего удара из зоны 4 в зону 5

(10 попыток)

13

14

15

16

17

2

2

5

6

8

1

1

4

5

6

1

1

2

4

4

-

-

1

2

3

1

2

4

5

7

1

1

3

4

5

-

-

2

3

3

-

-

1

1

1

2.Блокирование нападающего удара из зоны 2 в зону 1

(10 попыток)

13

14

15

16

17

2

2

5

6

8

1

1

4

5

6

1

1

2

4

4

-

-

1

2

3

1

2

5

5

7

1

1

3

4

5

-

-

2

3

3

-

-

1

1

1

3.Блокирование нападающего удара из зоны 3 в пределы площадки (10 попыток)

15

16

17

4

5

6

3

4

5

2

3

4

1

2

2

3

4

5

2

3

4

2

3

3

1

1

1

Подготовительные упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой и тактикой игры: силу кистей рук, силу и быстроту сокращения мышц, участвующих в выполнении технических приемов, прыгучесть, быстроту реакции и ориентировки, умение пользоваться боковым зрением, быстроту перемещений, мгновенную реакцию в ответных действиях на сигналы, специальную выносливость (прыжковую, скоростную), к скоростным- силовым усилиям, прыжковую ловкость и специальную гибкость.

Среди средств физической подготовки значительное место занимают упражнения с предметами: набивными, баскетбольными, теннисными, хоккейными мячами; со скакалкой, с различными специальными приспособлениями, тренажерами.

Систематическое применение разнообразных предварительных упражнений составляет отличительную особенность обучения детей технике игры в волейбол.

Игровая подготовка

Комплексные упражнения, подводящие игры, двусторонние тренировочные

игры

Главные методы интегральной подготовки - методы сопряженных воздействий. игровой, соревновательный. Высшей формой интегральной подготовки являются спортивные соревнования по волейболу.

Взаимосвязь физической, технической и тактической подготовки.

Взаимосвязь технической и тактической подготовки.

Подготовительные игры.

«Два мяча через сетку» (основана на игре «Пионербол»). В ней участвуют две команды по 6 человек. Расстановка игроков, как в волейболе, после розыгрыша очка игроки делают переход, как при выигрыше подачи. Затем мячи вводят в игру верхней передачей, нижней подачей. Условия игры приближают к правилам игры в волейбол еще больше, когда мяч через сетку бросают третьим касанием, определяют направление броска и т.п. Как этап в овладении навыками ведения игры игра без подачи, мяч вводят по сигналу верхней передачей из зоны 6.

Учебные игры. Игра по правилам мини-волейбола. Игра по правилам волейбола. Расстановка игроков при приеме мяча от противника (игрок в зоне 3 у сетки). Игра в три касания. Игра с некоторыми отступлениями от правил (при приеме мяча фиксируют только грубые ошибки, разрешается повторная подача, если первая была неудачной). Игра при полном соблюдении правил игры в волейбол. Игра уменьшенными составами (4х4, 3х3, 2х2, 4х3 и т.п.) Игры полным составом с командами параллельных групп (старшей, младшей).

Контрольные игры. Проводят регулярно, учитывая наполняемость учебной группы. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.

Задания в игре по технике. Например, подача только нижняя (верхняя). прием подачи снизу, через сетку мяч посылать в прыжке и т. п. Вести игру только в три касания. Через сетку мяч направлять в зону 1 (5), в любую точку, кроме зоны 6. Обязательное требование при проведении учебных игр - применение изученных технических приемов. В систему заданий в игре последовательно включают программный материал для данного года обучения.

Задания в игре по тактике. Поскольку техника и тактика тесно связаны, а для волейбола более характерны задания по тактике, то эти виды заданий представлены здесь более широко, рассчитаны на учебные и контрольные игры и заключаются в следующем.

Индивидуальные действия в нападении

Примерные задания при передачах: 1. Передача на удар игроку, к которому передающий обращен лицом (спиной). 2. Передача сильнейшему нападающему на линии. Передача сильнейшему нападающему на линии. 3. Передача после имитации передачи в противоположную сторону. 4. Передачи на удар только высокие (низкие). 5. Передачи в каждую зону, обусловленные по высоте и направлению. 6. Передачи в зону, где расположен «слабый» блокирующий. 7. Чередование передач на удар и обманных передач через сетку после отвлекающих действий.

Примерные задания при подачах: 1. Подача на игрока, слабо владеющего навыками приема мяча. 2. Подача на игрока, вышедшего в результате замены. 3. подача на игрока, вышедшего в результате замены. 3. Подача на выходящего игрока задней линии. 4. Подача «вразрез». 5. Подача в уязвимые места. 6. Чередование подач в дальние и ближние зоны. 7. Подача на нападающего у сетки.

  1. Подача в таком направлении, чтобы связующий вынужден был давать основному нападающему передачу на удар, находясь к нему спиной.

Примерные задания при нападающих ударах: 1. Чередовать способы ударов.

  1. Чередовать удары с обманами. 3. Нападать в незащищенном направлении. 4. Нападать через слабейшего блокирующего. 5. Чередовать удары на силу с «накатами». 6. На краю сетки играть по блоку в аут. 7. При первой передаче на удар применить откидку после имитации удара. 8. То же, но имитировать передачу в прыжке, после чего выполнять удар.

Групповые действия в нападении

Примерные задания: 1. Первой передачей мяч направлять в зону 3, вторая передача - на края сетки высокая, находясь лицом и спиной к нападающему (чередование или с учетом места нахождения сильнейшего нападающего на линии). Если передающий в данный момент находится в зоне 2 (или 4), то нападающий в зоне 3 оттягивается назад, передающий идет в зону 3 для передачи, а нападающие играют на краях сетки. 2. Первая передача на выходящего игрока задней линии (связующего), скрестные перемещения игроков в зонах и завершение нападающим ударом. Противник чаще обычного отдает мяч без удара, надо организовывать взаимодействия со скрестным перемещением при выходе из зоны 1 (игроков зон3 и 2), зоны 6 (игроков зон 3 и 4), зоны 5 (Игроков зон 3 и 4).

Командные действия в нападении

Задание определяет систему, по которой волейболисты должны организовывать действия в нападении, в рамках одной системы групповые действия (их сочетания) или чередование систем либо вариантов.

Примерные задания: 1. Первую передачу направлять только в зону 3 (2, 4),. в зону 3 или 2 в соответствии с расположением игрока зоны 3 (у сетки или оттянут). 2. Вторую передачу выполнять нападающему, к которому передающий



обращен лицом (спиной). 3. Вторую передачу направлять сильнейшему нападающему (особенно в конце партии, игры). 4. Нападающие действия организовывать только через связующих игроков, выходящих с задней линии к сетке. 6. Равномерно загружать в нападении все три зоны - 4, 2, 3, преимущественно зону 3, главным образом края сетки (зоны 4 и 2).

Индивидуальные действия в защите

Задания в игре должны последовательно включать основные индивидуальные действия в защите, для чего команда противника моделирует необходимые нападающие действия.

Примерные задания: 1. С подачи принимать мяч только снизу двумя руками. 2. В доигровке принимать мяч только сверху двумя руками. 3. на страховке принимать мяч снизу одной рукой с падением и перекатом в сторону на бедро. 4. Оставаться только в защите. 5. Идти только на страховку. 6. При блокировании закрывать только «диагональ» (с краев сетки). 7. То же, но только закрывать «линию». 8. При низких передачах на удар закрывать «ход». 9. Блокировать только сильнейшего нападающего.

Групповые действия в защите

Примерные задания: 1. При нападающих ударах из зон 4 и 2 основной блокирующий игрок зоны 3. Игроки зон 2 и 4 - вспомогательные блокирующие.

  1. То же, но основные блокирующие крайние. Игрок зоны 3 - вспомогательный. 3. При нападении из зоны 4 блокирующие зон 2 и 3 закрывают «линию». Игрок зоны 4 принимает мячи, которые идут в «ход». 4. То же, при нападении из зоны 2 принимает мячи игрок зоны 2. Блокирующие игроки 4 и 3 закрывают «линию». 5. Страховку блокирующих выполняют игроки, не участвующие в блоке. 6. При нападении из зоны 4 страховку блокирующих игроков зон 2 и 3 выполняет игрок зоны 1. 7 При нападении из зоны 2 страховку блокирующих игроков зон 4 и 3 выполняет игрок зоны 5, 8. Страховку блокирующих выполняет только игрок зоны 6.

Командные действия в защите

Последовательно моделируют командные нападающие действия с входящими в них групповыми действиями. На этих моделях совершенствуют навыки защитных действий.

Примерные задания при системе углом вперед: 1. Основной блокирующий - игрок зоны 3, основная задача - закрыть диагональное направление при ударах с краев сетки. 2. Зону 6 занимает связующий игрок, в данный момент находящийся на задней линии (удобно играть в доигровке). 3. Зону 6 занимает игрок, слабо владеющий навыками игры в защите.

Примерные задания при системе углом назад: 1. Основной блокирующий - крайний со стороны сильнейшего нападающего противника, средний - вспомогательный. В этом случае закрыта блоком «линия», крайний защитник осуществляет страховку. 2. Основной блокирующий - средний закрывает диагональное направление, крайний играет в защите, на страховке игрок, не участвующий в блокировании. Важнейшее значение имеет умение команды сочетать эти две системы в игре и сна соревнованиях. Для этого в занятиях по указанию преподавателя команда играет то по одной, то по другой системе.



Список литературы для педагога

  1. Железняка Ю.Д., Костюкова В.В., Чачина А.В. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол» (спортивные дисциплины «Волейбол» и «Пляжный волейбол»). / Под общей редакцией– М.: 2016. – 210 с.

  2. Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский «Волейбол в школе», Москва, «Просвещение», 1989.

  3. Козырева Л. «Волейбол». Азбука спорта. М.: «ФК и С», 2003 г.

  4. Лях В.И. и др. «Физическая культура». Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2002 г.

  5. Фурманов А.Г. «Начальное обучение волейболистов». Минск, «Беларусь», 1976


Календарный план воспитательной работы


Название

Дата проведения

1

Участие в конкурсной программе «Осень золотая»

Ноябрь

2

Участие в конкурсной программе «С Новым годом!»

декабрь

3

Участие в конкурсной программе, посвященной дню защитника Отечества

февраль

4

Участие в конкурсной программе «А ну-ка, девочки»

март










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!