СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШАХМАТЫ» (стартовый уровень) 7 – 11 лет

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Шахматы в школе» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.  

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШАХМАТЫ» (стартовый уровень) 7 – 11 лет»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕДНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №44»

г. Курск












ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШАХМАТЫ»


(стартовый уровень)


7 – 11 лет









Разработчик программы:

Толмачева Елена Павловна,

зам. директора по УВР,

учитель музыки





















2023 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ


1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3

1.1 Пояснительная записка 3

1.2 Цель программы 6

1.3 Задачи программы 7

1.4 Содержание программы 8

1.4.1 Учебный план 8

1.4.2 Содержание учебного плана 9

1.4.3 Планируемые результаты обучения 12

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 14

2.1 Календарный учебный график 14

2.2 Оценочные материалы 15

2.3 Формы аттестации 20

2.4 Формы отслеживания и демонстрации образовательных результатов 21

2.5 Методические материалы 21

2.6 Условия реализации программы 24

3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ 25

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

4.1 Список литературы, рекомендованной педагогам 27

4.2 Список литературы, рекомендованной обучающимся 27

4.3 Список литературы, рекомендованной родителям 27

5. ПРИЛОЖЕНИЯ 28

Приложение 1 28

Приложение 2 32














1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ


1.1 Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» относится к физкультурно – спортивной направленности.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере дополнительного образования:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации»;

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.)

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467 (ред. от 02.02.2021) "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей".

Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2022 N 70226);

Приказ Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 № 66403).

Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 N АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ");

Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

Закон Курской области от 09.12.2013 № 121-ЗКО (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Курской области»;

Устав МБОУ «Гимназия №44»;

Положение о дополнительной общеразвивающей программе (Протокол № 8 заседания педагогического совета МБОУ «Гимназия №44» от 26.06.2023 г.);

 Положение о промежуточной аттестации по дополнительному образованию (Протокол № 7 заседания педагогического совета МБОУ «Гимназия №44» от 01.04.2022 г.).

Актуальность программы. «Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценить сложившуюся ситуацию, просчитать поступки на несколько "ходов" вперед. А главное, воспитывают характер" (В.В. Путин Москва, Кремль, 25 ноября 2001 г.).

Программа «Шахматы в школе» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.  

         Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

         Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обуче­ния, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят  спортив­ную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внима­ния, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющей­ся обстановке и т.д.    Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусст­ва, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Форми­рование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности. Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствие, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в  зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и  обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей,  это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

Отличительные особенности программы:

- сочетание элементов искусства, науки и спорта;

- акцент на развитие творческого мышления обучающихся;

- большой объём соревновательной деятельности.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны;

  • Принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.

         Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

  • принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

         Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и  личностного развития. Это позволяет рассчитывать на  проявление у детей устойчивого  интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

         Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.  Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.   На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. 

  Адресат программы. Программа адресована учащимся младшего школьного возраста (7-11) лет.

Признаком возраста 7-11 лет является достаточно заметное формирование личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания.

Срок освоения и объем программы. Программа «Шахматы» рассчитана на 1 год обучения. Количество часов– 36 часов в год.

Объем всего курса обучения – 36 часов.

Формы обучения и режим занятий.

Формы обучения: очная в учреждении и дистанционное обучение в условиях отмены очных занятий при проведении санитарно-эпидемиологических мероприятий в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.

Формы проведения занятия: групповое, индивидуальное.

Типы учебных занятий: комбинированное (теория и практика), изучение и первичное закрепление новых знаний.

Форма занятий:

  • Практическая игра;

  • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;

  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

  • Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки;

  • Участие в турнирах и соревнованиях.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Продолжительность одного академического часа – 40 минут, перерыв между часами одного занятия – 10 минут.

Группы разновозрастные. Наполняемость учебных групп: 10-20 человек.

1.2 Цель программы.

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

1.3 Задачи программы.

  Образовательно-предметные задачи:

- сформировать шахматную культуру, познакомить с наследием выдающихся шахматистов прошлого и настоящего, воспитать уважительное отношение к данному виду спорта;

- приобщить к миру профессионального спорта, овладеть знаниями, умениями и навыками игры;

-приобщение к самовоспитанию и самообразованию, воспитание дисциплинированности и организованности;

- выявление талантливых детей;

- дальнейшее развитие мышления  и создание  представлений на уровне идей и их практического применения; раскрытие творческого потенциала и умения оценить себя и соперника;

- повышения уровня спортивных результатов.

Компетентностные задачи:

- учить осознанному целеполаганию и планированию учебной деятельности;

- учить самостоятельной работе в соответствии с планированием (по алгоритму), анализу результатов, коррекции при необходимости;

- развивать рефлексию учебной деятельности на основных этапах работы;

- формировать осознание необходимости новых знаний;

- стимулировать самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания;

- учить отличать новое знание от ранее приобретенного;

- воспитывать уважение к мнению собеседника;

- учить находить компромисс в споре;

- учить последовательно выражать свои мысли;

- развивать продуктивное сотрудничество с педагогом и другими учащимися.

Личностные задачи:

- развивать наглядно-образное, пространственное, композиционное мышление;

- развивать любознательность, познавательная активность, потребность в самообразовании;

- стимулировать фантазию, способности к творческому самовыражению;

- развивать исследовательские способности;

- развивать внимание, наблюдательность, зрительную память;

- воспитывать ответственность, дисциплинированность, трудолюбие;

- воспитывать доброжелательность, дружелюбие и взаимоподдержку;

- воспитывать осознанную потребность в здоровом образе жизни.


1.4. Содержание программы.

1.4.1. Учебный план.

Таблица 1

Наименование разделов и тем

Количество учебных часов

Формы аттестации и отслеживания результатов

Всего

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

0,25

0,75

Опрос

2

Шахматная доска

6

1,5

4,5

Работа с методической шахматной литературой

2.1

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

1

0,25

0,75

Опрос

2.2

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

1

0,25

0,75

Опрос

2.3

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

1

0,25

0,75














Практическая работа

2.4

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

1

0,25

0,75

2.5

Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

1

0,25

0,75

2.6

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

1

0,25

0,75

3

Шахматные фигуры.

6

1,5

4,5

Практическая

работа

3.1

Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

1

0,25

0,75

3.2

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

1

0,25

0,75

3.3

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)


1

0,25

0,75

3.4

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

1

0,25

0,75

Практическая

работа

3.5

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

1

0,25

0,75


Практическая

работа


3.6

Дидактические игры и задания.

1

0,25

0,75

4

Начальная расстановка фигур.

3

0,75

2,25

Наблюдение, самостоятельная работа, практическая работа

4.1

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции. Дидактические игры и задания.

1

0,25

0,75

4.2

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. Правило "ферзь любит свой цвет".

1

0,25

0,75

Практическая

работа

4.3

"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

1

0,25

0,75

Практическая работа

5

Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

9

3

6

Практическая работа

5.1

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

3

1

2

5.2

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

3

1

2

5.3

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

3

1

2

Практическая работа, опросы

6.

Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

3

1

2


6.1

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

3

1

2

Опросы, тестирование, самоанализ, практическая работа

7.

Игра всеми фигурами из начального положения.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6

2

4

7.1.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

3

1

2

7.2.

“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

“Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

3

1

2

Опросы, тестирование, самоанализ, практическая работа

8

Подведение итогов работы. Анализ соревнований.

2

1

1

Опросы, тестирование, самоанализ


Всего

36

11

25






      1. Содержание учебного плана

1.Вводное занятие (1 ч.)

Форма работы на занятии: беседа, опрос, практическая работа, самостоятельная творческая работа.

Теория: Инструктаж по технике безопасности труда. Правила поведения. Знакомство с содержанием программы на учебный год.

Практическая работа. Знакомство с шахматами, с правилами игры.

Оборудование: шахматная доска, фигуры, проектор, видео о шахматных матчах.

2Шахматная доска (6 ч.)

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Форма работы на занятии: Работа с методической шахматной литературой, опрос, практическая работа.

Теория: беседы о разных видах шахматных партий, анализ партий, видео с шахматных соревнований с последующим анализом.

Практическая работа. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

Оборудование: шахматная доска, фигуры.

3Шахматные фигуры (6 ч.).

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Форма работы на занятии: практическая работа.

Теория: работа с методической литературой.

Практическая работа. Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет". "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания. "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

Оборудование: шахматная доска, фигуры.

4. Начальная расстановка фигур (3 ч.).

Форма работы на занятии: наблюдение, самостоятельная работа, практическая работа.

Теория: беседы о начальном положении (начальная позиция), о расположении каждой из фигур в начальной позиции.

Практическая работа. "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. Правило "ферзь любит свой цвет".

"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Оборудование: шахматная доска, фигуры, проектор, видеобеседы о разных видах игры.

5. Ходы и взятие фигур (9 ч.).

Форма работы на занятии: практическая работа, опрос.

Теория: беседы о правилах хода и взятия каждой из фигур.

Практическая работа. Игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Оборудование: шахматная доска, фигуры.

6. Цель шахматной партии (3 ч.).

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Форма работы на занятии: опросы, тестирование, самоанализ, практическая работа.

Теория: беседы о правилах рокировки длинной и короткой, беседы о мате в один ход, о ничьей.

Практическая работа. "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю. "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

Оборудование: шахматная доска, фигуры, проектор, экран, видеоматериалы по теме.

7. Игра всеми фигурами из начального положения (6 ч.).

Форма работы на занятии: опросы, тестирование, самоанализ, практическая работа.

Теория: беседы о начале шахматной партии, о положении шахматного перевеса, о положении шахматного равенства.

Практическая работа. "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами. “Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

“Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

8.Подведение итогов работы программы (2 ч.)

Форма работы на занятии: беседа, опрос, практическая работа, самостоятельная творческая работа.

Теория: обобщается работа за год, делаются выводы, строятся планы на будущее, видеопросмотр выступлений на соревнованиях.

Практическая работа. Подведение итогов работы программы. Анализ выступлений на соревнованиях.

Оборудование: шахматная доска, фигуры, проектор, экран, видеоматериалы по теме.

1.4.3 Планируемые результаты обучения

Образовательно-предметные результаты

Учащиеся будут знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

  • правила хода и взятия каждой фигуры.

Учащиеся будут уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать;

  • объявлять шах;

  • ставить мат;

  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

Компетентностные результаты

(Освоенные универсальные учебные действия)

Регулятивные УУД:

- осознанное целеполагание и планирование учебной деятельности;

- самостоятельная работа в соответствии с планированием (по алгоритму), анализ результатов, коррекция при необходимости;

- рефлексия учебной деятельности на основных этапах работы.

Познавательные УУД:

- осознание необходимости новых знаний;

- самостоятельный выбор источников информации для поиска нового;

- умение отличать новое знание от ранее приобретенного.

Коммуникативные УУД:

- уважение к мнению собеседника;

- компромисс в споре;

- умение выражать свои мысли;

- продуктивное сотрудничество с педагогом и другими учащимися;

Личностные результаты.

Учащимися проявлены:

- наглядно-образное, пространственное, композиционное мышление;

- любознательность, познавательная активность, потребность в самообразовании;

- фантазия, способности к творческому самовыражению;

- проявленные исследовательские способности;

- внимание, наблюдательность, зрительная память;

- бережливость и аккуратность;

- ответственность, дисциплинированность, трудолюбие;

- доброжелательность, дружелюбие и взаимоподдержка;

- осознанная потребность в здоровом образе жизни.



2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1 Календарный учебный график

Календарный учебный график является составной частью программы, содержащей комплекс основных характеристик образования и определяющей даты и окончания учебных периодов/этапов, количество учебных недель, сроки контрольных процедур и составляется для каждой учебной группы.






Таблица 2

п/п

Группа

Год обучения, номер группы

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

Нерабочие праздничные дни

Сроки проведения промежуточной аттестации

1.

1

1/1

01.09

31.05

36

36

36

1ч./нед

Январь: 01 – 08; февраль:

23; март: 07,08; май: 01 – 03, 09,10

март

2.

2

1/2

01.09

31.05

36

36

36

1ч./нед

Январь: 01 – 08; февраль:

23; март: 07,08; май: 01 – 03, 09,10

март

3.

3

1/3

01.09

31.05

36

36

36

1ч./нед

Январь: 01 – 08; февраль:

23; март: 07,08; май: 01 – 03, 09,10

март

4.

1

1/4

01.09

31.05

36

36

36

1ч./нед

Январь: 01 – 08; февраль:

23; март: 07,08; май: 01 – 03, 09,10

март



2.2 Оценочные материалы

Для проверки и оценки освоения теории и практики обучения по данной программе используются диагностические методики.

Теория: перечень вопросов и заданий к собеседованиям, опросам, тестированию, викторинам.

Практика: результаты проектной деятельности, выставки творческих работ.

Оценка результатов обучения по программе











Таблица 3

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Оценка образовательно-предметных результатов

Учащиеся в основном усвоили:

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры;

- систему ведущих теоретических понятий по шахматной грамоте (обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; записывать шахматную партию; шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры).

Учащиеся могут с помощью педагога:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать;

- объявлять шах;

- ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход;

- записывать шахматную партию;

- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

- проводить элементарные комбинации;

- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

- точно разыгрывать простейшие окончания;

- находить несложные тактические удары и проводить комбинации.

Учащиеся в основном усвоили:

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры;

- систему ведущих теоретических понятий по шахматной грамоте (обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; записывать шахматную партию; шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры).

Учащиеся могут с помощью педагога:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать;

- объявлять шах;

- ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход;

- записывать шахматную партию;

- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

- проводить элементарные комбинации;

- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

- точно разыгрывать простейшие окончания;

- находить несложные тактические удары и проводить комбинации.

Учащиеся в основном усвоили:

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры;

- систему ведущих теоретических понятий по шахматной грамоте (обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; записывать шахматную партию; шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры).

Учащиеся могут с помощью педагога:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать;

- объявлять шах;

- ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход;

- записывать шахматную партию;

- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

- проводить элементарные комбинации;

- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

- точно разыгрывать простейшие окончания;

- находить несложные тактические удары и проводить комбинации.

Оценка метапредметных результатов

Недостаточно развиты:

- осознанное целеполагание и планирование учебной деятельности;

- самостоятельная работа в соответствии с планированием (по алгоритму), анализ результатов, коррекция при необходимости;

- рефлексия учебной деятельности на основных этапах работы;

- осознание необходимости новых знаний;

- самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания;

- умение отличать новое знание от ранее приобретенного;

- уважение к мнению собеседника;

- компромисс в споре;

- умение выражать свои мысли;

- продуктивное сотрудничество с педагогом и другими учащимися.

Достаточной развиты:

- осознанное целеполагание и планирование учебной деятельности;

- самостоятельная работа в соответствии с планированием (по алгоритму), анализ результатов, коррекция при необходимости;

- рефлексия учебной деятельности на основных этапах работы;

- осознание необходимости новых знаний;

- самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания;

- умение отличать новое знание от ранее приобретенного;

- уважение к мнению собеседника;

- компромисс в споре;

- умение выражать свои мысли;

- продуктивное сотрудничество с педагогом и другими учащимися.

Уверенно развиты:

- осознанное целеполагание и планирование учебной деятельности;

- самостоятельная работа в соответствии с планированием (по алгоритму), анализ результатов, коррекция при необходимости;

- рефлексия учебной деятельности на основных этапах работы;

- осознание необходимости новых знаний;

- самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания;

- умение отличать новое знание от ранее приобретенного;

- уважение к мнению собеседника;

- компромисс в споре;

- умение выражать свои мысли;

- продуктивное сотрудничество с педагогом и другими учащимися.

Оценка личностных результатов

Недостаточно развиты:

- проявленное пространственное, композиционное мышление;

- проявленные любознательность, познавательная активность, потребность в самообразовании;

- фантазия, способности к творческому самовыражению;

- проявленные исследовательские способности;

- внимание, наблюдательность, зрительная память;

- бережливость и аккуратность;

- ответственность, дисциплинированность, трудолюбие;

- доброжелательность, дружелюбие и взаимоподдержка;

- уважение, интерес и патриотические чувства к своей стране, курскому краю;

- осознанная потребность в здоровом образе жизни;


Достаточно развиты:

- проявленное пространственное, композиционное мышление;

- проявленные любознательность, познавательная активность, потребность в самообразовании;

- фантазия, способности к творческому самовыражению;

- проявленные исследовательские способности;

- внимание, наблюдательность, зрительная память;

- бережливость и аккуратность;

- ответственность, дисциплинированность, трудолюбие;

- доброжелательность, дружелюбие и взаимоподдержка;

- уважение, интерес и патриотические чувства к своей стране, курскому краю;

- осознанная потребность в здоровом образе жизни;


Уверенно развиты:

- проявленное пространственное, композиционное мышление;

- проявленные любознательность, познавательная активность, потребность в самообразовании;

- фантазия, способности к творческому самовыражению;

- проявленные исследовательские способности;

- внимание, наблюдательность, зрительная память;

- бережливость и аккуратность;

- ответственность, дисциплинированность, трудолюбие;

- доброжелательность, дружелюбие и взаимоподдержка;

- уважение, интерес и патриотические чувства к своей стране, курскому краю;

- осознанная потребность в здоровом образе жизни;


Для оценки предметных, метапредметных, личностных результатов учащихся применятся мониторинг на этапах вводного контроля в начале учебного года и промежуточной аттестации за каждое полугодие (Приложение 2).


2.3 Формы аттестации

Опрос, тестирование, викторины, самостоятельная работа учащихся, соревнования и конкурсы различного уровня; аналитический материал по результатам тестирования; исследовательская и проектная деятельность, учебно-исследовательская конференция; мониторинг результатов обучения по программе.

2.4 Формы отслеживания и демонстрации образовательных результатов

Для отслеживания и демонстрации образовательных результатов применяются следующие формы: журнал учета работы педагога, собеседование, наблюдение, опрос, тестирование, викторины, самостоятельная работа учащихся, соревнования и конкурсы различного уровня; аналитический материал по результатам тестирования.


2.5 Методические материалы

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумеваю­щих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

  • На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.

  • Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении де­бютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттель­шпиля и эндшпиля.

  • При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковыйНаиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

  • На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (само­стоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

  • Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

В процессе реализации программы «Шахматы» применяются следующие методы и приёмы обучения:

- метод формирования интереса к учению (игра, создание ситуаций успеха, приёмы занимательности);

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- практический (упражнения, опыты, коллективные и индивидуальные задания, проектно-исследовательская деятельность);

- наглядный (работа с карточками, наглядными и фотоматериалами, тематические видеопросмотры);

- репродуктивный (повторение освоенных знаний и умений, самостоятельная работа);

- метод контроля (опрос, наблюдение, психологическая поддержка).

- метод самоконтроля (самоанализ, самостоятельное исправление недостатков в работе).

Широко используются узкоспециальные методы, направленные на формирование личностной эмоционально-чувственной мотивации ребенка. При этом роль педагога заключается в сопереживании, соучастии в «познавательном эксперименте», который ставят сами дети. На развитие эмоциональной сферы обучающихся, эмпатической чувствительности нацелен важный обучающий метод – метод диалога. Варианты диалогов:

- устные;

- письменные;

- «секретные» («один на один» с шахматами);

- «открытые» (обращения, письма, стихотворения);

- вербальные;

Самовыражению ребенка способствует применение метода творческих заданий. Выполнений заданий сопряжено с включением детей в различные виды творческой деятельности.

В сочетании применяются словесный, наглядный, практический методы как методы передачи и восприятия информации.

Методы воспитания

Для формирования и развития положительных личностных качеств учащихся необходимо применять методы воспитания: беседа, убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация, создание ситуации успеха и др.

Формы организации учебного занятия

На учебных занятиях используются индивидуальные и групповые формы организации учебного процесса.

Педагогические технологии

В образовательном процессе используются следующие педагогические технологии: технология развивающего обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технологии сотрудничества, технология коллективного взаимообучения, технология разноуровневого обучения, технология проблемного обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология, технология коллективных обсуждений, технология игровой деятельности, технология создания ситуации успеха.

Алгоритм учебных занятий для каждого раздела программы

I. Организационный этап

Приветствие учащихся. При необходимости подготовка рабочих мест к занятию. Повторение правил техники безопасности.

II. Основной этап

Теоретическая часть. Закрепление изученного материала, повторение. Сообщение и обсуждение нового материала. Тематическая беседа.

Практическая часть. Выполнение индивидуальных заданий. Практическая работа. Выполнение проектов.

III. Заключительный этап

Соревнования школьного уровня. Анализ и обсуждение шахматных партий. Саморефлексия учащихся. Подведение итогов занятия.


2.6 Условия реализации программы

Материально-технические условия реализации программы

Кабинет. Для занятий используется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования (СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020). Помещение сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с достаточным дневным и искусственным освещением.

  • Оборудование, инструменты, материалы:

  • шахматные доски с набором шахматных фигур

  • демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур             

  • шахматные часы                                                                                             

  • шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий

  • шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации                                                                                         

  • мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек» 

  • столы и стулья ученические

        

Информационное обеспечение

В процессе реализации программы используются: проектор, видеоуроки и презентации разработанные педагогом, электронные интеренет-ресурсы, рекомендованные педагогам и учащимся:

Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий профессиональную подготовку по профилю деятельности, образование высшее, без категории.

3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Введение. Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Шахматы» - физкультурно - споротивная.

Целевым приоритетом в воспитании детей младшего школьного возраста является создание условий для усвоения обучающимися социально-значимых знаний - знание основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Программа имеет стартовый уровень. Срок реализации программы –1 год. Возраст обучающихся: 7 – 11 лет.

Цель: поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся и формирование условий для полноценного взаимодействия обучающихся, родителей, педагогов.

Задачи воспитания:

 - способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;

- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;

- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности.

Направления деятельности:

- духовно-нравственное;

- здоровьесберегающее;

Формы, методы, технологии

Формы: конкурс, беседа, соревнования, экскурсия.

Методы: организация детского коллектива, убеждение и стимулирование

Технологии: педагогическая поддержка, коллективная творческая деятельность, игровые технологии.

Планируемые результаты реализации программы воспитания:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и общие интересы.

Календарный план воспитательной работы

на 2023-2024 учебный год








Таблица 5

п/п

Название мероприятия, события

Формы проведения

Срок и место проведения

Ответственный

1.

День города Курска

Конкурс «Белая ладья»

Сентябрь

МБОУ «Гимназия №44»

Заместитель директора

по УВР

2.

День учителя

Соревнования: ученик – ученик, ученик - учитель

Октябрь

МБОУ «Гимназия №44»

Администрация гимназии

3.

День народного единства

Соревнования среди учащихся, учителей и родителей

04.11

МБОУ «Гимназия №44»

Ученический Совет гимназии, Совет гимназии (родительский)

4.

День матери

Соревнования среди девочек и мам, бабушек

Ноябрь

МБОУ «Гимназия №44»

Заместитель директора

по УВР

5.

Новый год в моей семье

Соревнования среди семей на Кубок гимназии по шахматам

Декабрь

МБОУ «Гимназия №44»

Заместитель директора

по УВР, орг. комитет конкурса

6.

«Белая ладья»

Соревнования различного уровня по шахматам

Февраль, март, апрель


Орг. комитет конкурса




4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4.1 Список литературы, рекомендованной педагогам


1. Программа подготовка шахматистов 4-го и 3-го разрядов автор Виктор Голенищев (переиздание 2011года) издательство “RUSSIAN CHESS HOUSE”

2. Методика преподавания шахмат автор Лобач Павел 2011 года авторская программа основана на лекциях ведущих российских тренеров.

3. Программа подготовка шахматистов 2-го разряда, автор Виктор Голенищев издательство «Советская Россия «1968г.

4. Программа подготовка шахматистов 1-го разряда, автор Виктор Голенищев издательство Москва «Советская Россия «1980г. (второе издание)

5. Программа подготовка шахматистов 1-го разряда - кандидатов в мастера спорта авторы Валерий Чехов, Виктор Комляков Москва 2009 год

6. Шахматы. План в миттельшпиле. Автор Николай Яковлев Русский шахматный дом 2014год

7. Беседы с шахматным психологом автор Сергей Лысенко Русский шахматный дом 2010 год.

8. Учебник эндшпиля. Марка Дворецкого 2006 год.

9. Понимание шахматной тактики. Автор Мартин Ветешник « Русский шахматный дом»2011 год.

10. Шахматные журналы RIGA 1968 -1978 год. Издание комитета по физической культуре и спорту при совете министров Латвийской ССР и шахматной федерации ЛССР.

11. Теория и практика шахматных окончаний. автор Александр Панченко 2006 год издательство « Уральский Дом печати»

12. Шахматист Николай Рюмин издательство « Физкультура и спорт» 1966 год.



4.2 Список литературы, рекомендованной обучающимся

1. Уроки шахматной стратегии автор Ян Тимман издательство «RUSSIA CHESS HOUSE « 2011 год.
2. Руководство по шахматам автор В.Алаторцев, И Болеславский, Я. Рохлин «Приобское книжное издательство Республиканский методический шахматный кабинет « Москва 1965 год.

3.Типичные позиции миттельшпиля автор А. Злотник издательство «Физкультура и спорт « Москва 1986 год.

4. Стратегия эндшпиля автор М. И. Шерешевский Москва «Физкультура и спорт» 1988 год.

5. Шахматы до Стейница автор Нейштадт Москва » Физкультура и спорт»

1968 год.

6. Тесты по тактике для шахматистов 3 - го разряда В.А.Конотоп, С.В.Конотоп Москва 2008 год

7. Тесты по тактике для шахматистов 2 - го разряда В.А.Конотоп, С.В.Конотоп Москва 2008 год

8.Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. -40 с.

9. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

10. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

11. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.

12. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.

13. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.- Обнинск: Духовное возрождение, 2004.

14. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное возрождение, 2005.


4.3 Список литературы, рекомендованной родителям


1. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР.- 2000.

2. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000.

3. Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. -1990.

4. В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. -1979 .

5. Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 224с.

6. Шахматный словарь. М. ФиС. -1968.

7. Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г М. Детгиз, - 1960.

8. Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. -1990.

9. Шахматы - школе. М. Педагогика. -1990.

10. В. Костров, Д.Давлетов Шахматы Санкт-Петербург -2001.

11. В.Хенкин Шахматы для начинающих М.: «Астрель».- 2002.

12. О.Подгаец Прогулки по черным и белым полям. МП «Каисса плюс» Днепропетровск. – 1996.

13. И.А.Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. - 1995.

14. Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 1966.



5. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Материалы для проведения мониторинга

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

по программе «Волшебный карандашик»

____________ уровень

____________ год обучения

Группа _____

Таблица 6

п/п

Результаты




Учащиеся

Теория

Практика

УУД

Личностные

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2
































































































































1 – Входная диагностика

2 – Промежуточная диагностика (I полугодие)

3 – Промежуточная диагностика (II полугодие)


Низкий уровень

Недостаточно проявлены


Средний уровень

Достаточно проявлены


Высокий уровень

Уверенно проявлены






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!