Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
РАССМОТРЕНО Руководитель МС школы _________Медведева А.В. Протокол №4 от «23» декабря 2022г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №12 ____________ Егорова В.М. Приказ №150 от «26» декабря 2022 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественно – научной направленности
«Удивительная химия»
8-9 класс
Составитель: Алейченко И.Б.
учитель биологии и химии
г. Яровое
2022 г.
Пояснительная записка
Программа «Удивительная химия» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
3.Постановления Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (далее Сан ПиН 2.4.2.2821-10)
4.Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (Утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. №P-6)
5.Примерной рабочей программе основного общего образования по химии;
6.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №12;
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что программа предусматривает создание учащимися малых и больших проектов, основанных на интересах и потребностях ребят, направленных на вовлечение эксперимента, позволяющего получать достоверную информацию о протекании тех или иных химических процессов, о свойствах веществ. На основе полученных экспериментальных данных обучаемые смогут самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что однозначно будет способствовать повышению мотивации обучения школьников в динамичную учебно-познавательную и исследовательскую деятельность, на развитие интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа «Удивительная химия» предназначена для обучающихся, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать еѐ достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Главная цель: развитие способностей каждого ученика и выявление наиболее способных к химической деятельности учащихся.
Задачи:
реализация основных общеобразовательных программ по учебным предметам естественно-научной направленности, в том числе в рамках внеурочной деятельности обучающихся;
разработка и реализация разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной направленности, а также иных программ, в том числе в каникулярный период;
вовлечение учащихся и педагогических работников в проектную деятельность;
повышение профессионального мастерства педагогических работников, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы .
Деятельностный подход – основной способ получения знаний.
Решение задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам. Примеры проектов: учебно- познавательные и исследовательские работы (Биологические и пищевые добавки, Борьба с вредителями, Вода, которую мы пьем и др.).
Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации. В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги, библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки, предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте – в картотеке или в тематической энциклопедии.
Основные этапы внеурочной проектной деятельности:
1. Выбор темы.
2.Сбор сведений. 3.Выбор проектов.
Реализация проектов.
Презентации. Выбор темы.
На первом этапе, не озадачивая детей придумыванием своих проектов, предлагаются им на выбор доступные, реально выполнимые проекты. Хорошо, чтобы в любой момент в классе выполнялось параллельно несколько проектов. Составляя список проектов, рекомендуется ориентироваться на местные условия и предоставлять детям разнообразные виды деятельности.
Занятия разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер. Реализация проектов - на этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы.
Каждый ребенок имеет право:
не участвовать ни в одном из проектов;
участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
выйти в любой момент из любого проекта;
в любой момент начать свой, новый проект.
Связь с предметной деятельностью
Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое.
В современной школе акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей.
Основные принципы программы:
-Принцип системности
-Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
-Принцип гуманизации
-Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
-Принцип опоры
-Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
-Принцип совместной деятельности детей и взрослых
-Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
-Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебно-познавательной работе. Программа «Удивительная химия» рассчитана на 34 часа, 1час в неделю. (8-9 класс). В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-познавательных, исследовательских проектов.
Планируемые результаты изучения курса
В результате работы по программе курса учащиеся научатся
Объяснять суть химических процессов;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
устанавливать принадлежность химической реакции к определѐнному типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу
исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно- восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые); составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращѐнные ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;
прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
приготовлять растворы с определѐнной массовой долей растворѐнного вещества; определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов.
Содержание программы «Точка роста» связано с многими учебными предметами, в частности - математика, биология, физика, география.
Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия. Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Формы контроля и выход на результат.
Контроль текущий, промежуточный, итоговый. Результаты работы и контроль осуществляется как на занятиях внеурочной деятельности, так и на различных конкурсах, олимпиадах. Возможно представление наиболее успешных проектов среди учеников начальной школы.
Содержание учебного курса
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Химия – наука о веществах и превращениях | 2 |
2 | Вещества вокруг тебя! Оглянись! | 16 |
3 | Увлекательная химия для экспериментаторов | 12 |
4 | Индивидуальные проекты | 4 |
Календарно- тематический план 8-9 класс
№ п/п | № по теме | Тема урока | Тип урока | Время проведения | Примечание |
по плану | Фактичес ки | |
1 | 1 | Химия или магия? Немного из истории химии. Техника безопасности в кабинете химии | Вводный урок | | | |
2 | 2 | Алхимия. Химия вчера, сегодня, завтра. | Урок - лекция, беседа | | | |
3 | 3 | Вещество, физические свойства веществ. Отличие чистых веществ от смесей.. | Урок систематиза ции знаний. | | | |
4 | 4 | Способы разделения смесей. | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | | | |
5 | 5 | Вода– многое ли мы о ней знаем? Вода и еѐ свойства. Что необычного в воде? Вода пресная и морская. Способы очистки воды: отстаивание, фильтрование, обеззараживан ие. | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | | | |
6 | 6 | Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и ее физиологическое воздействие. | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | | |
7 | 7 | Питьевая сода. Свойства и применение. | Урок изучения нового | | | |
8 | 8 | Чай, состав, свойства, физиологи ческое действие на организм человека. | Урок изучения нового | | | |
9 | 9 | Мыло или мыла? Отличие хозяйстве нного мыла от туалетног о. Щелочной характер хозяйстве нного мыла. | Урок изучения нового | | | |
10 | 10 | Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. | Урок изучения нового | | | |
11 | 11 | Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты? Можно ли самому изготовить духи? | Урок практикум | | | |
12 | 12 | Многообразие лекарственных веществ. Какие лекарства мы обычно можем встретить в своей домашней аптечке? | Урок изучения нового | | | |
13 | 13 | Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренн ой склянке | Урок практикум | | | |
14 | 14 | «Зелѐнка» или раствор бриллиантово го зелѐного | Урок контроля | | | |
15 | 15 | Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода. | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | | | |
16 | 16 | Аспирин или ацетилсалици ловая кислота и его свойства. Опасность при применении аспирина | Урок практикум | | | |
17 | 17 | Крахмал, его свойства и применение. Образование крахмала в листьях растений. Глюкоза, ее свойства и применение. | Урок изучения нового | | | |
18 | 18 | Маргарин, сливочное и растительное масло, сало. Чего мы о них не знаем? | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | | | |
19 | 19 | Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты. | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | | | |
20 | 20 | Состав акварельных красок. Правила обращения с ними. | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | | | |
21 | 21 | История мыльных пузырей. Физика мыльных пузырей. | Урок творчества | | | |
22 | 22 | Состав школьного мела. | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | | | |
23 | 23 | Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. | Урок практикум | | | |
24 | 24 | Лабораторная работа 16. «Секретные чернила». | Урок практикум | | | |
25 | 25 | Лабораторная работа 17. «Получение акварельных красок». | Урок практикум | | | |
26 | 26 | Лабораторная работа 18. «Мыльные опыты». | Урок практикум | | | |
27 | 27 | Лабораторная работа 19. «Как выбрать школьный мел». | Урок практикум | | | |
28 | 28 | Лабораторная работа 20. «Изготовление школьных мелков». | Урок практикум | | | |
29 | 29 | Лабораторная работа 21. «Определение среды раствора с помощью индикаторов». | Урок практикум | | | |
30 | 30 | Лабораторная работа 22. «Приготовление растительных индикаторов и определение с помощью них рН раствора». | Урок практикум | | | |
31 | 31 | Подготовка и защита проектов | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | | | |
32 | 32 | Подготовка и защита проектов | Урок повторения, обобщения и систематизации материала | | | |
33 | 33 | Подготовка и защита проектов | Урок повторения, обобщения и систематиза ции материала | | | |
34 | 34 | Подготовка и защита проектов | Урок контроля | | | |
Итого: | 34часа | |