СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребёнку познакомиться с основами знаний в области экологии, и попробовать свои силы в разных техниках декоративно-прикладного творчества с использованием природного материала.   Адресат программы: дети  9-10 лет.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог»»

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования Дом детского творчества

Кирово-Чепецкого района Кировской области




Программа принята на

Педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ

протокол № 1 Директор МКУ ДО ДДТ

от 05 сентября 2022 года 05 сентября 2022 года

___________А.Н. Лобанов



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Эколог»


Направленность: естественнонаучная

Уровень освоения программы: ознакомительный

Возраст детей: 9-10 лет

Срок реализации: 1 год



Автор-составитель:

Козьминых Нина Владимировна,

педагог дополнительного образования

МКУ ДОД ДДТ







с.Филиппово

2022


Содержание


Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» ……………………………………….3


Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающих формы аттестации» ………………………………..…………….11


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы...13


Приложение………………………………………………………………………17
















































Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»


Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог» естественнонаучной направленности разработана на основе следующих нормативных документов:

– Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

– Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (Задача № 5 (б) абзац 2);

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации». Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.

Данная дополнительная общеобразовательная программа модифицированная и разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Зелёная планета» (автора-разработчик Петрова Л.Г.).

Направленность программы «Эколог» - естественнонаучная, т.к. способствует развитию экологического мышления и культуры, посредством приобщения обучающихся к изучению природы.

Актуальность. Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Всеми признано: именно в детском возрасте идет становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности закладываются основы экологической культуры. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Разнообразный мир природы пробуждает у него живой интерес и любознательность. И то, как ребенок будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Со школьного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни.

В настоящее время главной ценностью экологического образования становится развитие личности через приобщение к экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья. На начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом. В программе реализуются теоретические и практические блоки, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности обучающихся, дать необходимую информацию и создать условия для творческого самовыражения личности.

Новизна программы в том, что в каждом занятии после теоретического материала выполняется практическая работа, в том числе с природными материалами (поделка, аппликация, лэпбук), соответствующие тематике занятия. Используемый природный материал таит в себе большие возможности: сближения ребёнка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, формирует эстетическое и экологически грамотное отношение к природе. Ребята учатся жить в гармонии с окружающим миром.

Педагогическая целесообразность является то, что данная программа формирует готовность учащихся к совместной поисково-исследовательской деятельности по решению экологических проблем своей местности как одних из важнейших проблем современности. При этом программа выполняет важную социально-педагогическую функцию, помогая детям через активное познание экологических проблем мира стать активными творцами будущего своей планеты за счет формирования их активной гражданской позиции, экологизированного мировоззрения и миропонимания, возможности активного включения в процесс пропаганды экологических знаний, что позволит им постоянно повышать уровень своей собственной экологической культуры. Кроме того, в этом учащиеся находят возможность своей внутренней реализации через выполнение предлагаемых им различных творческих заданий и проектной деятельности.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребёнку познакомиться с основами знаний в области экологии, и попробовать свои силы в разных техниках декоративно-прикладного творчества с использованием природного материала.

Адресат программы. Группа детей 9-10 лет. Количество обучающихся в группе: 12 человек.

Уровень программы, объем и сроки реализации.

Уровень программы – ознакомительный.

Цель программы: формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса к экологической науке, расширение специализированных знаний об окружающей среде, о связях человека и природы.

Задачи:

Предметные:

- познакомить учащихся с разнообразием флоры и фауны родного края;

- познакомить с основами знаний в области экологии;

- формировать чувство бережного отношения к природе родного края;

- знакомство с основными видами декоративно-прикладного творчества;

- расширить и углубить знания о различных видах творческой деятельности человека;

- совершенствовать навыки работы с наиболее распространёнными инструментами ручного труда при обработке различных материалов, развитие моторики.

Личностные:

- воспитание положительных качеств личности учащегося (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, общаться с товарищами, с педагогом);

- воспитание ценностного отношения к здоровью;

- воспитание ответственности к себе и окружающим;

-воспитание умения и желания доводить начатое дело до конца.

Метапредметные:

- развитие восприятия, мелкой моторики рук, мыслительных процессов;

- развивать у учащихся эстетические чувства и умение любоваться красотой природы через знакомство с художественной литературой, в ходе экскурсий, просмотров презентаций, изготовление поделок;

- формирование и развитие внимания и памяти.

Формы обучения – очная, очно-дистанционная.

Срок освоения и объём программы - 1 год обучения, 68 часов.

Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 часа.

Место проведения занятий – учебный кабинет, библиотека, природные объекты, лаборатория «Точки роста». Учебные занятия проводятся с соблюдением 10-минутного перерыва между занятиями для отдыха детей и проветривания кабинета.


Особенности организации образовательного процесса.

Программа "Эколог" составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития учащихся. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности учащихся в собственной творческой деятельности.

Программа построена с учетом интересов учащихся, мотивации успешности их деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности.

Осуществляя предметное обучение, в программе учитывается дифференцированный подход к детям, учитываются их индивидуальные особенности, создаются условия для развития всех способностей детей, направляется их творческий рост.

Реализация программы возможна как в очной, так и в заочной форме с использованием технологий дистанционного обучения.

Образовательные технологии

Технологии игровые, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие, информационно – коммуникационные.


Программа включает в себя теоретические и практические занятия:

Теоретический блок:

- беседа;

- рассказ,

- презентации,

- интернет ссылки.

Практический блок:

- экскурсии;

- наблюдения в природе;

- творческая деятельность по изготовлению изделий;

- организация выставок;

- участие в конкурсах;

- составление проектов,

- самостоятельная творческая работа


Виды учебной деятельности:

• моделирование экологических связей с помощью графических моделей;

• эколого-этическая деятельность;

• просмотр учебных фильмов;

• анализ проблемных ситуаций;

• сбор и классификация материала;

• выполнение практических работ.

При формировании теоретических знаний у учащихся используются такие методы как:

- объяснительно-иллюстративный (рассказ, объяснение, работа с дополнительной литературой, демонстрация);

- эвристическая беседа;

- методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (тестирование, выставка, игра (викторина), защита проектов, наблюдение).


Методы дистанционного обучения. Методы дистанционного обучения (обучение «один к одному», обучение «один к многим») могут реализоваться посредством телефона, голосовой почты, электронной почты, система Скайп и т.п. Можно воспользоваться возможностями общедоступных федеральных и иных образовательных онлайн-платформ. При дистанционном обучении важным аспектом является беседа, учебный диалог между участниками учебного процесса, консультации педагога.


Учебный план


№ п/п

Тема

Количество часов

Форма

аттестации/контроля



Всего

Теорет.

Практ.

1.

Вводное занятие. Что такое природный комплекс

2

2


тестирование

2.

Знакомимся с природными комплексами нашей местности

8


8

защита проектов

3.

Лес природный комплекс

6

2

4

тестирование

4.

Водоём природный комплекс

6

2

4

тестирование

5.

Болото природный комплекс

6

2

4

тестирование

6.

Луг природный комплекс

6

2

4

викторина

7.

Экология и творчество

14


14

экологическая викторина

8.

Познакомимся с флористикой

8


8

выставка

9.

Человек и окружающая среда

10

2

8

защита проектов

10.

Итоговое занятие

2


2

экологическая викторина, тестирование


Всего за год

68

12

56




Содержание образовательной программы

1. Вводное занятие. Что такое природный комплекс (2 ч.)

Теория. Что такое природный комплекс. Инструктаж по технике безопасности.

2. Знакомимся с природными комплексами нашей местности (8 ч.)

Практика. Путешествие в лес.

Практика. Путешествие к водоёму.

Практика. Путешествие на луг.

Практика. Путешествие на болото.

3. Лес – природный комплекс (6 ч.)

Теория. Лес – природный комплекс.

Практика. Человек и лес. Поделка из бросового материала «Птичка в гнезде».

Практика. Изготовление лэпбука «Лес – наш друг»

4. Водоём природный комплекс (6 ч.)

Теория. Водоём — природный комплекс.

Практика. Растения и животные водоёма. Совместная жизнь растений и животных в воде.

Практика. Изготовление лэпбука «Жизнь водоёма»

5. Болото природный комплекс (6 ч.)

Теория. Болото природный комплекс

Практика. Растения и животные болот. Значение болот.

Практика. Объёмная поделка «Лягушка»

6. Луг природный комплекс (6 ч.)

Теория. Луг природный комплекс

Практика. Растения и животные лугов. Значение лугов.

Практика. Изготовление лэпбука «Луговая жизнь»

7. Экология и творчество (14 ч.)

Практика. Аппликация из стружек от цветных карандашей.

Практика. Поделка из старых мр3 дисков.

Практика. Коллективная поделка их одноразовых ложек.

Практика. Аппликация из старых газет.

Практика. Органайзер для канцтоваров из одноразовых тарелок.

Практика. Фоторамка из картона.

Практика. Картина из природного материала.

8. Познакомимся с флористикой (8 ч.)

Практика. Природный материал для флористических композиций.

Практика. Флористическая открытка.

Практика. Бумажная флористика.

Практика. Цветы из семян.

9. Человек и окружающая среда (10 ч.)

Теория. Целительные силы природы.

Теория. Климат и здоровье человека.

Практика. Сохраним планету чистой. Проблема мусора.

Практика. Городская среда и её влияние на здоровье человека.

Практика. Проблема автомобилей в городе.

Практика. Экология жилища.

Практика. Значение здорового образа жизни для человека.

10. Итоговое занятие (2 ч.)

Практика. Экологическая игра «Знатоки леса». Итоговое тестирование.


Планируемые результаты

Предметные:

знать:

  • различие между живой и неживой природой;

  • простейшие классификации экологических связей: связи между неживой и живой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком;

  • разнообразие природы родного края;

  • значение плодовых и овощных культур в жизни человека;

  • виды охраняемых природных территорий;

  • понятие «экологическая катастрофа»;

  • технику безопасности при встрече с опасными животными, растениями и грибами;

  • правила работы с семенами, крылатками, шишками, орехами, ветками, листьями и др. растительным материалом, приемы работы с искусственными материалами, бумагой, пластилином;

уметь:

  • вести осенние, зимние, весенние, летние фенологические наблюдения;

  • овладеть практическими навыками и приёмами художественной обработки бумаги, пластилина, природных и бросовых материалов;

Личностные:

  • формирование экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее изучению и охране;

  • развитие творческой, познавательной и созидательной активности.

Метапредметные:

  • развить и предоставить возможность реализовать способности обучающихся;

  • сформировать психологическую готовность к восприятию проблемной ситуации как задачи деятельности;

  • развить мотивацию личности обучающегося к исследовательской деятельности по биологии, экологии.

Способы проверки

В ходе реализации программы «Занимательная экология» предполагаются следующие виды контроля:

- вводный (тестирование, собеседование, наблюдение);

- промежуточный (наблюдение, проектные задания, практические работы, тематические выставки, изготовление подарков и сувениров)

- итоговый (наблюдение, участие в итоговых выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, викторина)


Виды контроля


Виды контроля

Содержание

Методы

Вводный

Уровень знаний учащихся, общая эрудиция

Тестирование, наблюдение

Промежуточный

Для определения уровня усвоения материала



Индивидуальные карточки, защита проектов, тестирование, выставки


Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач

Наблюдение, викторина, тестирование



Результативность программы

Результатом освоения образовательной программы является самостоятельное выполнение творческих работ учащихся и участие в конкурсах. Из результатов детей складывается общее «Портфолио объединения» в бумажном и электронном виде.













Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»


Календарный учебный график


№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Форма аттестации


Всего

Теория

Практика


1.

Вводное занятие. Что такое природный комплекс.

2

2


тестирование

1.1

Что такое природный комплекс. Инструктаж по технике безопасности. Входная диагностика.


2



2.

Знакомимся с природными комплексами нашей местности

8


8

защита проектов

2.1

Путешествие в лес.



2


2.2

Путешествие к водоёму.



2


2.3

Путешествие на луг.



2


2.4

Путешествие на болото.



2


3.

Лес – природный комплекс




тестирование

3.1

Лес – природный комплекс.

6

2

4


3.2

Человек и лес. Поделка из бросового материала «Птичка в гнезде».



2


3.3

Изготовление лэпбука «Лес – наш друг».



2


4.

Водоём природный комплекс

6

2

4

тестирование

4.1

Водоём — природный комплекс.


2



4.2

Растения и животные водоёма. Совместная жизнь растений и животных в воде.



2


4.3

Изготовление лэпбука «Жизнь водоёма»



2


5.

Болото природный комплекс

6

2

4

тестирование

5.1

Болото природный комплекс


2



5.2

Растения и животные болот. Значение болот.



2


5.3

Объёмная поделка «Лягушка»



2


6.

Луг природный комплекс

6

2

4

викторина

6.1

Луг природный комплекс


2



6.2

Растения и животные лугов. Значение лугов.



2


6.3

Изготовление лэпбука «Луг и его обитатели»



2


7.

Экология и творчество

14


14

экологическая викторина

7.1

Аппликация из стружек от цветных карандашей.



2


7.2

Поделка из старых мр3 дисков.



2


7.3

Коллективная поделка их одноразовых ложек.



2


7.4

Аппликация из старых газет.



2


7.5

Органайзер для канцтоваров из одноразовых тарелок.



2


7.6

Фоторамка из картона.



2


7.7

Картина из природного материала.



2


8.

Познакомимся с флористикой

8


8

выставка

8.1

Природный материал для флористических композиций.



2


8.2

Флористическая открытка.



2


8.3

Бумажная флористика.



2


8.4

Цветы из семян.



2


9.

Человек и окружающая среда

10

2

8

защита проектов

9.1

Целительные силы природы.


1



9.2

Климат и здоровье человека.


1



9.3

Сохраним планету чистой. Проблема мусора.



2


9.4

Городская среда и её влияние на здоровье человека.



1


9.5

Проблема автомобилей в городе.



1


9.6

Экология жилища.



2


9.7

Значение здорового образа жизни для человека.



2


10.

Итоговое занятие



2


2

экологическая викторина, тестирование

10.1

Экологическая игра «Знатоки леса». Итоговая диагностика.



2



Всего




68


12


56




Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы


Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:


Ресурсы реализации программы


Материально-технические

Организационные

Информационно-методические

Кадровые

кабинет;

ученические столы;

классная доска;

компьютерная техника с подключением к сети Интернет;

фотоаппаратура;

садовый инвентарь;

стенд для выставки рисунков;

материалы и средства для оформительской деятельности;

соблюдение правил техники безопасности;

соблюдение норм и правил поведения во время занятий,

экскурсий;

правила передвижения по улицам и дорогам;

соблюдение природоохранных действий человека в природе;

создание творческого коллектива;

документально-правовая база по ФГОС;

комплекты учебных пособий;

энциклопедии,

справочники;

фонохрестоматия

научно-популярная и художественная литература по экологическому воспитанию;

демонстрационные материалы;

презентации;

библиотекарь;

педагог допобразования;



Материалы и средства для оформительской деятельности:


    • Бумага (писчая, цветная, папиросная, гофрированная, самоклеющая, оберточная, обои).

    • Картон (однослойный и многослойный).

    • Береста.

    • Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома).

    • Фломастеры, маркеры, карандаши.

    • Клей. Пластилин.

Инструменты для работы:

  • Ножницы.

  • Рулетка.

  • Сантиметр.

  • Линейкa.

  • Маркер.

  • Дырокол

Список литературы

  1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 1993 г.

  2. Большая энциклопедия поделок. - М.: «РОСМЭН», 2005г.

  3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой». М., 1978 г.

  4. Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления школьников с растениями». М., 1981 г.

  5. Маневцова Л. М. «Мир природы и ребенок». СПб, 1998 г.

  6. Машинистов В. Г. Дидактический материал по трудовому обучению. -

М.: «Просвещение», 1991г.

  1. Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми». М, 1996 г.

  2. Момотова А. П. Школа и охрана природы. - Петрозаводск: 1972г.

  3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в детстве». М., 1995г.

  4. Новикова И.В. «Аппликация из природных материалов». – Ярославль: Академия развития, 2006.

  5. Новиков И. В., Базулина Л. В. 100 поделок из природных материалов. – Ярославль, 2002г.

Литература для обучающихся:

  1. Гирндт С. Разноцветные поделки из природных материалов. - М., 2001г.

  2. Журнал для умелых ребят «Коллекция идей», - Москва: ЗАО «Эдипресс-Конлига», №№ 1-12, 2006.

  3. Зотов В. В. «Лесная мозаика». М., 1993 г.

  4. Кристофер Харт «Как нарисовать зверят». – Минск: ООО «Попурри», 2001.

  5. Лучин М. В. Детям о природе. – М.: «Просвещение», 1989г.

  6. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях)/ Сост. Л.А. Владимирская. – Волгоград: Учитель, 2004.

  7. Плешаков А.А. «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». – Москва: Просвещение, 2005.

  8. Ракитина Е.М., Михайленко В.А. «Цветущее чудо». – Тула: Родничок, Москва: АСТ «Астрель», 2006.

  9. Рая Риттерхофф «Посмотрите, что я умею!». - Челябинск: Аркаим, 2006.

  10. Рыжова Н. А. «Я и природа». М., 1996 г.

  11. Рыжова Н. А. «Волшебница-вода». М., 1997 г.

  12. Рыжова Н. А. «Воздух-невидимка». М., 1998 г.

  13. Рыжова Н. А. «Невидимые ниточки природы». М., 1995 г.

Интернет-ресурсы для педагога

http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

http://www.uchportal.ru/load/46 - Уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы.

http://nsc.1september.ru – Электронная версия газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября».

http://www.n-shkola.ru/ - Официальный сайт журнала «Начальная школа».

http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=277 – Подборка федерального образовательного портала для организации занятий по природоведению.

http://www.uroki.net/ - Банк данных в помощь учителю: разработки уроков, сценарии внеклассных мероприятий, школьные песни и караоке, календарно-тематическое планирование и множество других полезных материалов.

http://stranamasterov.ru – Всё для творчества учителей, детей.

http://viki.rdf.ru/ - Детские электронные презентации и клипы.

Энциклопедические материалы для детей и родителей

http://animal.geoman.ru – Многообразный животный мир.

http://www.apus.ru/site.xp/ - Сайт-энциклопедия о животных.

http://bird.geoman.ru – Все о птицах.

http://invertebrates.geoman.ru – Насекомые планеты Земля.

http://www.laddition.com – Все тайны подводного мира.

http://fish.geoman.ru - Рыбы.

http://plant.geoman.ru – Все о растениях.

http://forest.geoman.ru – Лесная энциклопедия.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Правила техники безопасности при работе с различными материала и инструментами

  • Работай за своим рабочим местом.

  • Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.

  • Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.

  • Нельзя брать в рот мелкие детали.

  • При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.

  • При работе с ножницами, держи их параллельно столу.

  • Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.

  • Когда режешь, держи ножницы концами от себя.

  • При работе не держи ножницы концами вверх.

  • При вырезании детали поворачивай бумагу.

  • Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

  • Не работай ножницами с ослабленным креплением.

  • Береги инструменты, экономь материалы.

  • Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.


Тест № 1 Вводное тестирование

(занятие №1)


Фамилия, имя ______________________________ Дата________


1.Выбери верное утверждение:

К природе относится …

А) всё, что нас окружает;

Б) всё, что нас окружает и не сделано руками человека;

Г) всё, что сделано руками человека.

2.Что относится к живой природе?

А) Карандаш, краски, лампа;

Б) Снег, дождь, иней.

В) Растения, человек, животные.

3. Что относится к неживой природе?

А) Птица, молоко, уж;

Б) Солнце, звёзды, луна.

В) Человек, медведь, кит.

4.Что необходимо растениям и животным для жизни?

А) Воздух, вода;

Б) Солнце, вода;

В) Солнце, воздух, вода.

5.Выбери предметы рукотворного мира?

А) Птица, насекомое, гриб, солнце, луна, камень.

Б) Сорока, лисица, ромашка, подберёзовик, волк.

В) Полотенце, кружка, платье, шахматы, пенал.

6.В чём отличие объектов живой природы от неживой?

А) Дышат, питаются;

Б)  Растут, размножаются, умирают.

В) Дышат, питаются,   растут, размножаются, умирают.

7. Какой объект природы лишний? Подчеркните его.

Петунья, сойка, кузнечик, клён, хризантемы, туман, обезьяна.

8.Что является источником света и тепла для всего живого на Земле?

А) Луна;

Б) Солнце;

В) Звёзды.

9.Что вы прежде всего должны сделать, если почувствовали, что заболели?

А) вызвать врача;

Б) измерить температуру;

В) выпить лекарство.

10.Что такое погода?

А) Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

Б) Сочетание осадков, ветра.

В) Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков.

11.Выбери осадки.  Подчеркни одной чертой.

Дождь, гроза, туман, снег, буран, град, ветер, метель.

12.Как называется наука о погоде?

А) Астрономия;

Б) География;

В) Метеорология.

13.Какое сезонное природное явление относится к осени?

1.Цветение растений;

2.Листопад;

3. Появление плодов;

4.Снегопад.

14.Почему птицы осенью улетают на юг?

1.Затяжные дожди;

2.Исчезли насекомые;

3.Нет обилия плодов, семян;

4.Увядание трав;

5.Замерзание водоёмов.


Критерии оценивания


Уровень

Баллы

Критерии оценки

Высокий

8-14

Количество правильных



ответов (8 и более). Ответ



полный, без помощи взрослого.

Средний

5-7

Количество правильных



ответов (от 5 до 7). Есть



ошибки, которые ребёнок сам



исправляет, посредством



наводящих вопросов.




Низкий

1-4

Количество правильных



ответов (менее 5-ти). Ребёнок



затрудняется в ответе, даже



при помощи взрослого.



Тест № 2 Промежуточное тестирование


Фамилия, имя ______________________________ Дата________


1.Что воздух не загрязняет?

1.Костёр;

2.Растения;

3. Отходы промышленного производства.

2. В каких водоёмах находится пресная вода?

1.Море;

2.Река;

3.Океан;

4.Озеро.

3.Как сберечь воду?

1. Не чистить зубы;

2.Не мыть посуду;

3.Закрывать кран.

4. Не купаться.

4.Покажи стрелками, к какой группе относятся данные растения:

Деревья                                       черешня

                                                      крыжовник

                                                      ромашка

Кустарники                                  рябина

                                                      сирень

                                                      земляника

Травы                                            астра

                                                       Тополь

5. Как называются животные, у которых тело покрыто чешуёй?

1.Птицы;

2.Звери;

3.Рыбы.

6.Сколько ног у бабочки?

1.5.

2.6.

7.7.


7.Какое животное относится к рыбам?

1.лягушка;

2.черепаха;

3. лосось;

4.дельфин.

8.Как называется книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и  животных?

1)  Энциклопедия;

2) Красная книга;

3) Учебник «Окружающий мир».

9.Какие предметы должны быть у человека личными?

1) Мочалка;                 4) Зубная щётка;

2) Мыло;                       5) Полотенце;

3) Шампунь.                 6) Расчёска.



Критерии оценивания



Уровень

Баллы

Критерии оценки

Высокий

6 -9

Количество правильных



ответов (6 и более). Ответ



полный, без помощи взрослого.

Средний

5-6

Количество правильных



ответов (от 5 до 6). Есть



ошибки, которые ребёнок сам



исправляет, посредством



наводящих вопросов.




Низкий

1-4

Количество правильных



ответов (менее 4-ти). Ребёнок



затрудняется в ответе, даже



при помощи взрослого.



Тест № 3 Итоговое тестирование

(Итоговое занятие)

Фамилия, имя ______________________________ Дата________

  1. Экология это:

а) Наука о влиянии человека на окружающую среду;

б) Наука, изучающая построение, функции и развитие живых организмов в экосистеме;

в) Наука о влиянии окружающей среды на человека;

г) Наука о рациональном использовании природных ресурсов;

д) Наука, изучающая живые организмы в природе.

  1. Каково значение озонового слоя Земли?
    а) защищает планету от падения метеоритов
    б) защищает живые организмы от губительного излучения
    в) предохраняет планету от потери тепла

  2. Подчеркни то, что загрязняет воздух:

сажа, пыль, кислород, дым, выхлопные газы автомобилей, выбросы заводов, водяные пары.

  1. Подчеркни то, что загрязняет оду.

Бытовой мусор, нефть, животные в водоёмах, отходы заводов и фабрик, водные растения.

5. Что такое почва?

а) земля, на которой стоят дома;

б) то, что у нас под ногами;

в) среда обитания растений и животных.

6. Как служат почве дождевые черви?

а) уничтожают вредителей;

б) перерабатывают опавшие листья;

в) роют подземные ходы.

7. Нельзя допускать разрушения и уничтожения плодородного слоя, потому что:

а)в почве обитает много растений и животных;

б)почва даёт пищу растениям и животным;

в)почва сохраняет влагу и тепло для растений и животных;

г)почва очищает воду и воздух.

8. Поджигая сухую траву на лугах мы...

а) даем расти молодым побегам;

б) повышаем плодородие почвы за счет золы;

в) наносим непоправимый вред всему сообществу.

9. Что будет, если в цепи питания «рожь – мышь – лисы» люди уничтожат лис?

а) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи

б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи

в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей

  1. Определи, верны ли высказывания. Отметь правильные выражения знаком «+», неправильные знаком «-«.

  • Растения способствуют разрушению почвы.

  • Деятельность дождевых червей разрушает верхний слой плодородной почвы.

  • Зимой на полях нельзя проводить снегозадержание.

  • Пахотные поля, имеющие даже небольшой наклон, необходимо распахивать поперёк склона.

  • Нельзя вносить в почву в больших количествах химические удобрения.

  • Осенью следует сжигать опавшие листья.

  • Вокруг полей нельзя сажать лесные полосы.

  • Во время прогулок нельзя разрушать слой нападавших листьев, уничтожать насекомых, рвать охапками цветы.

  • Добывающие предприятия обязаны, закончив работу, восстановить земли, пригодные для сельскохозяйственных работ.

  • Торфяные и болотные почвы следует уничтожать и осушать.

  1. Определи, что правильно, а что неправильно.

  • Придя в лес, ты видишь много красивых цветов. Нужно собрать огромный букет и подарить маме.

  • Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в нашей местности!

  • Когда срываешь цветок, то обязательно нужно вырвать его с корнем, чтобы не портить поляны!

  • Не ломай ветви деревьев и кустарников! Не повреждай кору деревьев! Через повреждённую кору легче проникнуть микробам и паразитическим грибам.

  • Не собирай берёзовый сок, это вредит дереву!


  1. Подчеркни совершенно бесполезных, по твоему мнению, животных: зайцы, комары, мухи, воробьи, сороки, тли, стрекозы, волки, муравьи, лисицы.


  1. Прочитай рассказ, найди экологические ошибки, подчеркни их.

ОСЕНЬ В ЛЕСУ

Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков, опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Растения и животные леса готовятся к зиме. Со всех деревьев опадают последние листья, белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придет суровая и длинная зима.

(9 ошибок: сморчки, пауки, медуница, клевер, кукушка, со всех деревьев, ёж, крот, все насекомые.)


14. Реши экологические задачи:

1. Многие растения раскрывают и закрывают свои венчики по определенному расписанию. К 8-9 часам утра расправляют лепестки желто-коричневые бархатцы и оранжевые ноготки. А белые цветки душистого табака в это время еще закрыты, а открываются только ночью (и запаха нет). Чем объяснить такую разницу?

(Бархатцы и ноготки опыляются дневными насекомыми, а душистый табак  -ночными. Белые цветки душистого табака хорошо видны в сумраке ночи, а сильный аромат в ночное время направляет насекомых по верному пути. )


  1. Еж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но еж впадает в зимнюю спячку, а крот - нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?

(Ёж питается наземными беспозвоночными, зимой такую пищу ему не найти, а у крота под землей пищи достаточно)

Критерии оценивания


Уровень

Баллы

Критерии оценки

Высокий

14-12

Количество правильных



ответов (12 и более). Ответ



полный, без помощи взрослого.

Средний


7-11

Количество правильных



ответов (от 7до 11). Есть



ошибки, которые ребёнок сам



исправляет, посредством



наводящих вопросов.








Низкий

4-3

Количество правильных



ответов (менее 4-ти). Ребёнок



затрудняется в ответе, даже



при помощи взрослого.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!