СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, туристско-краеведческой направленности "Удивительное рядом""

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы «Удивительное рядом» заключается в необходимости возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека.

Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, туристско-краеведческой направленности "Удивительное рядом""»



Рассмотрено и согласовано

МО классных руководителей

Протокол №1 от «29» августа 2020 г.



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена в соответствии с действующими федеральными, региональными нормативными правовыми актами и локальными актами.

Данная программа исправлена и дополнена: 03.03.2021 год.

Программа рассмотрена на педагогическом совете МБОУ «Тарбальджейская ООШ». Протокол №1 от «30» августа 2020 г.


Выписка из решения:

Принять дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Удивительное рядом» за основу организации образовательно-воспитательной деятельности обучающихся педагога дополнительного образования МБОУ «Тарбальджейская ООШ».



























Оглавление

Раздел № 1«Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы».



Пояснительная записка .........................................................................3-5

Цель и задачи программы ........................................................................5

Содержание ..............................................................................................6

Содержание учебного плана……………………………………………..6-8

Учебный план …………………………………………………………….9-13

Планируемые результаты………………………………………………13-14

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

Календарный учебный график ...........................................................15-23

Условия реализации программы ........................................................23-24

Формы аттестации .....................................................................................24

Оценочные материалы ..............................................................................24

Методические материалы ..........................................................................25

Список литературы ....................................................................................25

Приложение 1 ........................................................................................27-29

Приложение 2 ........................................................................................29-32









































Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

    1. Пояснительная записка



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Удивительное рядом» относится к туристско-краеведческой направленности, имеет вводный и ознакомительный уровень освоения.

Программа разработана в соответствии с государственной образовательной политикой и современными нормативными документами в сфере образования:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

2. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» (утверждённый 7 декабря 2018 г.);

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

4. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р);

5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242

6. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41);28.09.20 № 28 2.4.3648-20

7.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года //Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р


Одной из форм внеклассной работы является краеведческий кружок. Кружок есть то звено, которое позволяет использовать разнообразные формы внеклассной работы. Деятельность краеведческого кружка позволяет значительно расширить кругозор детей и дать ответ на многие возникающие у них вопросы. Краеведческая работа по своему содержанию не может быть ограничена рамками узкой специальности, рамками одной какой-нибудь школьной дисциплины, а должна быть предметом постоянного внимания различных специалистов из коллектива учителей. Изучение края должна быть комплексным, и в его изучении могут участвовать люди разных специальностей, с широким кругом интересов.

Интересы школьников как в области познавательной, так и в области практической деятельности чрезвычайно разнообразны и многосторонни. Они выходят за рамки учебной программы и потому не могут быть удовлетворены только учебной работой на уроках.





Актуальность программы


Актуальность программы «Удивительное рядом» заключается в необходимости возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека.

Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам.

Содержание программы отражает комплексно-системный подход в изучение родного края как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений.

Специфика и содержание данной образовательной программы опирается на социальный заказ (детский и родительский спрос). Миссия программы - через изучение истории родной земли, ее трудовых, боевых и культурных традиций, обычаев народа прививать любовь к малой родине и к Родине – России в целом.

Так же программа призвана решать проблемы, связанные с воспитанием. Воспитывать и развивать у детей: наблюдательность, умение работать с разными источниками информации, интерес к окружающей природе, общественной деятельности, пытливость ума, расширить кругозор, навыки практической деятельности, укрепить чувства товарищества и дружбы, чувство ответственности, умение презентовать себя. Все эти качества очень важны и помогают их адаптации в социуме. Заложенная во время занятий в коллективе способность наблюдать красоту, свободно двигаться в пространстве, общаться с людьми, способность к творческому переосмыслению мира делает всю дальнейшую жизнь детей яркой, наполненной и интересной. Программа расширяет и обогащает знания и возможности обучающихся, которые овладевают некоторыми теоретическими сведениями, одновременно приобретая навыки работы с различными источниками информации, разнообразными ресурсами, в том числе электронными.

Новизна программы состоит в том, что она не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, но и помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий. Программой предусмотрено, что каждое занятие направлено на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе на основе личного интереса.


Отличительные особенности программы

Особенностью обучения по программе «Удивительное рядом» является, прежде всего, что оно построено на изучении краеведческого материала.

Содержание занятий выстроено так, чтобы, при всей сложности материла, учащиеся могли максимально эффективно воспринимать информацию и выполнять на практике поставленные задачи. Обучение по программе, также позволит учащимся принимать участие в различных проектах, конкурсах, фестивалях, выставках. В ходе образовательного процесса педагог вместе с учащимися посещает районный краеведческий музей, музей в Верхне-Ульхунской школе, отдельные объекты природы «Мангутская пещера», «Священная Байца» и т.д.

Адресат программы

Для обучения по программе принимаются учащиеся в возрасте 11-15 лет, желающие изучать историю, традиции и обычаи своего народа. Программа ориентирована на обучающихся, в том числе не обладающих базовыми знаниями по направлению программы, но мотивированных и заинтересованных на изучение данной предметной области

Срок освоения программы

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Объем программы

Общее количество часов на весь период обучения составляет 144 учебных часов.

Режим занятий

Занятия проходят 4 раз в неделю по 1 часу. Количество обучающихся в учебной группе – от 10 до 12 человек.

Форма занятий – групповая и индивидуальная.

Формы обучения

Форма обучения по программе - очная.

Виды занятий

Беседы, практические занятия, круглые столы, мастер-классы и др.



    1. Цель и задачи программы

Цель: формирование у учащихся интереса к истории, традициям и обычаям своего народа посредством изучения краеведческого материала.

Задачи:

Образовательные (предметные):

  • изучать, интересные факты, понятия, отражающие различные стороны жизни общества, своего края;

  • познакомить с достопримечательностями своего края по маршруту походов, экскурсий.

  • научить пользоваться различными источниками информации.

Метапредметные:

  • развить самостоятельность и инициативность, творческие способности, способность слаженно работать в коллективе.

Личностные:

  • сформировать активную жизненную позицию, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;

  • сформировать коммуникативные способности учащихся;












    1. Содержание

1.3.1.Содержание учебного плана

Раздел 1. “Красотою мир спасётся”

Тема 1. Краеведение - наука о родном крае.

Теория. Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края.

Практика. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае. Творчество В. Сажина, Б. Макарова. Знакомство с литературными произведениями.

Тема 2. Красотою славится наша земля.

Теория. Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе.

Практика. Экскурсия на водоем, в лес.

Тема 3. Кыринская земля.

Теория. Физико-географическая характеристика района.

Практика. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир.

Тема 4. Наши жемчужины.

Теория. Легенды и предания о значимых объектах природы.

Тема 5. Топонимика нашего района.

Теория. Наука топонимика.

Практика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Кыринского района.

Тема 5. Онон - река, давшая жизнь нашему народу.

Теория. Река Онон.

Практика. Онон в фольклоре хамниган. Современное состояние реки. Экология.

Тема 6. Наш дом родной.

Практика. Экскурсия по Тарбальджею.

Тема 7. Откуда пошёл мой род.

Теория. Генеалогическое древо.

Практика. Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи.

Тема 8. Религия моего народа

Теория. Справка: Конфессии России.

Практика. Встреча со старожилами села. История появления дугана в селе. Организация фотовыставки.

Тема 9. Подводим итоги работы кружка за год.

Практика. Выступление руководителя кружка. Выступления ребят. Творческие отчёты. Выставка работ учащихся.



Раздел 2. “Дела давно минувших дней”

Тема 1. С чего всё начиналось.

Теория: Рождение села Тарбальджей

Практика: Поиск информации из различных источников. Беседы со старожилами села, запись их воспоминаний.

Тема 2. Здесь пыль веков.

Практика: Экскурсия в районный краеведческий музей.

Тема 3. Православная церковь.

Теория:

Практика: Экскурсия в православную церковь в с. Кыра.

Тема 4. Флора и фауна нашего района.

Теория: Понятия флора и фауна.

Практика: Экскурсия по музею Сохондинского заповедника.

Тема 5. Быт хамниган.

Теория: История появления деревень. Знакомство с бытом и традициями хамниган.

Практика: Работа с архивным материалом, материалом из Интернет сети.

Тема 6. Гражданская война.

Теория: Гражданская война на территории нашего района.

Практика:

Тема 7. У каждого своя судьба.

Теория: Голод 1921-1922 годы. Образование в 20-е – 30-е годы. Коллективизация. Образование нашего района. Репрессии 30-х.

Практика: Посещение памятника репрессированным. Встречи с семьями репрессированных.

Тема 8. Наши земляки – учителя.

Теория: Профессия учитель.

Практика: Оформление буклета об учителях-ветеранах нашей школы.

Тема 9. Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют.

Теория: Наше село и район в годы войны. Тыл фронту.

Практика: Работа с архивными источниками.

Тема 10. Я не участвую в войне, война участвует во мне.

Теория: Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки участники ВО войны. Знакомство с книгой «Война в судьбе моей семьи». Военная доблесть наших земляков.

Практика: Оформление буклета о земляках-участниках ВОВ. Изучение сайтов об участниках ВОВ.

Тема 11. О чём рассказали фотографии из семейного альбома

Теория: Человек и история. История в лицах.

Практика: Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме.

Тема 12. История моей страны в названиях улиц.

Теория: История в названиях улиц.

Практика: Названия улиц нашего села.

Тема 13. Подводим итоги работы кружка.

Теория: Отчёт руководителя кружка.

Практика: Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев.



Раздел 3. “Люди земли Тарбальджейской”



Тема 1. В.И. Сажин - наш поэт, писатель и земляк

Теория: Знакомство с биографией В.И. Сажина.

Практика: Конкурс чтецов.

Тема 2. Гордое звание – учитель.

Теория: Гордость нашей школы. Сбор материала об учителях, работающих в нашей школе.

Практика: Оформление буклета.

Тема 3. «Не позволяй душе лениться!»

Теория: Профессии наших земляков.

Практика: Сбор материала о героях социалистического труда. «Они рядом с нами» сбор материалов о людях разных профессий.

Тема 4. Служа закону – служат народу.

Теория: Профессии сотрудников внутренних органов.

Практика: Сбор материала о выпускниках - работниках внутренних органов. Оформление уголка в школе.

Тема 5. Люди в белых халатах.

Теория: Профессии медицинских работников.

Практика: Сбор материала о врачах и медсёстрах – выпускниках школы

Тема 6. Геополитика нашего государства.

Теория: Тарбальджейцы – участники ограниченного контингента войск в Афганистане.

Практика: Сбор материалов о воинах–интернационалистах. Оформление стенда.

Тема 7. Тарбальджейцы – участники Чеченской кампании.

Теория: Терроризм. Терроризм сегодня.

Практика: Сбор материалов о выпускниках школы – участников чеченской кампании. Оформление альбома.

Тема 8. Трудовые династии

Теория: Понятие династии.

Практика: Сбор материалов о трудовых династиях Тарбальджея.

Тема 9. Подводим итоги работы кружка.

Теория: Отчёт руководителя кружка.

Практика: Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев.









1.3.2.Учебный план



п/п

Название раздела, темы


Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

всего

теория


практика

Раздел 1. «Красотою мир спасется»

52

13

39



Тема 1. Краеведение - наука о родном крае.

4

2

2

Собеседование

Тема 2. Красотою славится наша земля.

5

1

4

Наблюдение


Тема 3. Кыринская земля.

6

2

4

Наблюдение

Тема 4. Наши жемчужины.

7

2

5

Наблюдение

Тема 5. Топонимика нашего района.

7

2

5

Наблюдение

Тема 6. Наш дом родной.

6

1

5

Творческая работа

Тема 7. Откуда пошёл мой род.

7

1

6

Творческая работа

Тема 8. Религия моего народа

8

2

6

Практическая работа

Тема 9. Подводим итоги работы кружка за год.

2

-

2

Выставка

Раздел 2. «Дела давно минувших дней»

55

13

42


10.

Тема 1. С чего всё начиналось.

Теория: Рождение села Тарбальджей

Практика: Поиск информации из различных источников. Беседы со старожилами села, запись их воспоминаний.


4

1

3

Практическая

работа

11.

Тема 2. Здесь пыль веков.

Практика: Экскурсия в районный краеведческий музей.


4

-

4

Наблюдение

12.

Тема 3. Православная церковь.

Теория: Сведения о Православии на Руси.

Практика: Экскурсия в православную церковь в с. Кыра/Мангут


2

1

1

Защита творческих работ, конкурс, научно- конференция, праздник.

Наблюдение

13.

Тема 4. Флора и фауна нашего района.

Теория: Понятия флора и фауна.

Практика: Экскурсия по музею Сохондинского заповедника.


3

2

1

Наблюдение

14,

Тема 5. Быт хамниган.

Теория: История появления деревень. Знакомство с бытом и традициями хамниган.

Практика: Работа с архивным материалом, материалом из Интернет сети.


5

1

4

Практическая

работа

15.

Тема 6. Гражданская война.

Теория: Гражданская война на территории нашего района.

Практика: Беседы в семье.


5

1

4

Наблюдение

16.

Тема 7. У каждого своя судьба.

Теория: Голод 1921-1922 годы. Образование в 20-е – 30-е годы. Коллективизация. Образование нашего района. Репрессии 30-х.

Практика: Посещение памятника репрессированным. Встречи с семьями репрессированных.

6

2

4

Наблюдение

17.

Тема 8. Наши земляки – учителя.

Теория: Профессия учитель.

Практика: Оформление буклета об учителях-ветеранах нашей школы.


5

1

4

Творческая работа. Выставка

18.

Тема 9. Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют.

Теория: Наше село и район в годы войны. Тыл фронту.

Практика: Работа с архивными источниками, материалами школьного музея.

5

1

4

Наблюдение








19.

Тема 10. Я не участвую в войне, война участвует во мне.

Теория: Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки участники ВО войны (по материалам стендов). Знакомство с книгой «Война в судьбе моей семьи». Военная доблесть наших земляков.

Практика: Оформление альбомов о земляках-участниках ВОВ. Изучение сайтов об участниках ВОВ.

10

1

9

Творческая работа.

выставка

20.

Тема 11. О чём рассказали фотографии из семейного альбома

Теория: Человек и история. История в лицах.

Практика: Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме.

3

1

2

Творческая работа

21.

Тема 12. История моей страны в названиях улиц.

Теория: История в названиях улиц.

Практика: Названия улиц нашего села.

3

1

2

Практическая работа

22.

Тема 13. Подводим итоги работы кружка.

Теория: Отчёт руководителя кружка.

Практика: Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев.

3

-

3

Творческая работа

Раздел 3.«Люди земли Тарбальджейская»


37

12

25


23.

Тема 1. В.И. Сажин - наш поэт, писатель и земляк

Теория: Знакомство с биографией В.И. Сажина.

Практика: Конкурс чтецов.


5

1

4

Творческая работа, конкурс

24.

Тема 2. Гордое звание – учитель.

Теория: Гордость нашей школы. Сбор материала об учителях, работающих в нашей школе.

Практика: Оформление буклета.


4

1

3

Практическая работа


25.

Тема 3. «Не позволяй душе лениться!»

Теория: Профессии наших земляков.

Практика: Сбор материала о героях социалистического труда. «Они рядом с нами» сбор материалов о людях разных профессий.


4

1

3

Наблюдение

26.

Тема 4. Служа закону – служат народу.

Теория: Профессии сотрудников внутренних органов.

Практика: Сбор материала о выпускниках - работниках внутренних органов. Оформление уголка в школе.


6

2

4

Выставка

27.

Тема 5. Люди в белых халатах.

Теория: Профессии медицинских работников.

Практика: Сбор материала о врачах и медсёстрах – выпускниках школы


6

2

4

Практическая

работа

28.

Тема 6. Геополитика нашего государства.

Теория: Тарбальджейцы – участники ограниченного контингента войск в Афганистане.

Практика: Сбор материалов о воинах–интернационалистах. Оформление стенда.


3

2

1

Практическая

Работа. Выставка

29.

Тема 7. Тарбальджейцы – участники Чеченской кампании.

Теория: Терроризм. Терроризм сегодня.

Практика: Сбор материалов о выпускниках школы – участников чеченской кампании. Оформление альбома.


3

2

1

Творческая работа

30.

Тема 8. Трудовые династии

Теория: Понятие династии.

Практика: Сбор материалов о трудовых династиях Тарбальджея.


3

1

2

Практическая работа

31.

Тема 9. Подводим итоги работы кружка.

Теория: Отчёт руководителя кружка.

Практика: Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев.


3

-

3

Защита творческих работ. Выставка

Итого

144

38

106






    1. Планируемые результаты

По итогам освоения образовательной программы «Удивительное рядом» учащиеся приобретут следующие результаты

Предметные результаты:

- понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном городе;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности т. е. овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;

- использование разных видов чтения краеведческих текстов (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику этих текстов, участвовать в их обсуждении;

- умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

- умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного села.

Метапредметные результаты:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового ха­рактера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.





Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»



2.1.Календарный учебный график на 1 год обучения.

N

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

02,03,

05, 07


15-00-16-00

групповая

4

Тема 1. Краеведение - наука о родном крае.

Кабинет№1

Собеседование

2

сентябрь

08,10,

12, 14,

15.


15-00-16-00

групповая

5

Тема 2. Красотою славится наша земля.

Кабинет№1

Наблюдение


3

сентябрь

17,19, 21,22,24, 26.

15-00-16-00

групповая

6

Тема3. Кыринская земля.

Кабинет№1

Наблюдение

4

сентябрь, октябрь

28,29,31,02,04,05,07

15-00-16-00

групповая

7

Тема 4. Наши жемчужины.

Кабинет№1

Наблюдение

5

октябрь

08,10,

12,14,15,17,

19.

15-00-16-00

групповая

7

Тема 5. Топонимика нашего района.

Кабинет№1

Наблюдение

6

октябрь

21,22,24,26,28,29.

15-00-16-00

групповая

6

Тема 6. Наш дом родной.

Кабинет№1

Творческая работа

7

октябрь, ноябрь

31,02,04,05,07,09,11.

15-00-16-00

групповая

7

Тема 7. Откуда пошёл мой род.

Кабинет№1

Творческая работа

8

ноябрь

12,14,16,18,19,21,23,25,

15-00-16-00

групповая

8

Тема 8. Религия моего народа

Кабинет№1

Практическая работа

9

ноябрь

26,28

15-00-16-00

групповая

2

Тема 9. Подводим итоги работы кружка за год.

Кабинет№1

Выставка

10.

ноябрь,

декабрь




30,02,03,05

15-00-16-00

групповая

4

Тема 1. С чего всё начиналось.

Теория: Рождение села Тарбальджей

Практика: Поиск информации из различных источников. Беседы со старожилами села, запись их воспоминаний.


Кабинет№1

Практическая

работа

11.

декабрь


07,09,10,12.

15-00-16-00

коллективная

4

Тема 2. Здесь пыль веков.

Практика: Экскурсия в районный краеведческий музей.


Кабинет№1

Наблюдение

12.

декабрь


14,16.

15-00-16-00

коллективная

2

Тема 3. Православная церковь.

Теория: Сведения о Православии на Руси.

Практика: Экскурсия в православную церковь в с. Кыра/Мангут


Кабинет№1

защита творческих работ, конкурс, научно- конференция, праздник.

Наблюдение

13.

декабрь


17,19,21.

15-00-16-00

коллективная

3

Тема 4. Флора и фауна нашего района.

Теория: Понятия флора и фауна.

Практика: Экскурсия по музею Сохондинского заповедника.


Кабинет№1

Наблюдение

14,

декабрь, январь
























23,24,26,04,05,

15-00-16-00

групповая

5

Тема 5. Быт хамниган.

Теория: История появления деревень. Знакомство с бытом и традициями хамниган.

Практика: Работа с архивным материалом, материалом из Интернет сети.


Кабинет№1

Практическая

работа

15.

январь

09,11,13,14,16.

15-00-16-00

групповая

5

Тема 6. Гражданская война.

Теория: Гражданская война на территории нашего района.

Практика: Беседы в семье.


Кабинет№1

Наблюдение

16.

январь

18,20,21,23,25,27.

15-00-16-00

групповая

6

Тема 7. У каждого своя судьба.

Теория: Голод 1921-1922 годы. Образование в 20-е – 30-е годы. Коллективизация. Образование нашего района. Репрессии 30-х.

Практика: Посещение памятника репрессированным. Встречи с семьями репрессированных.

Кабинет№1

Наблюдение

17.

январь, февраль

28,30,30,01,

03.

15-00-16-00

групповая

5

Тема 8. Наши земляки – учителя.

Теория: Профессия учитель.

Практика: Оформление буклета об учителях-ветеранах нашей школы.


Кабинет№1

Творческая работа. Выставка

18.

февраль

04,06,08,11,13.

15-00-16-00

групповая

5

Тема 9. Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют.

Теория: Наше село и район в годы войны. Тыл фронту.

Практика: Работа с архивными источниками, материалами школьного музея.

Кабинет№1

Наблюдение








19.

февраль, март

15,17,18,20,22,25,27,01,03,04,

15-00-16-00

групповая

10

Тема 10. Я не участвую в войне, война участвует во мне.

Теория: Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки участники ВО войны (по материалам стендов). Знакомство с книгой «Война в судьбе моей семьи». Военная доблесть наших земляков.

Практика: Оформление альбомов о земляках-участниках ВОВ. Изучение сайтов об участниках ВОВ.

Кабинет№1

Творческая работа.

выставка

20.

март

06,08,10.

15-00-16-00

групповая

3

Тема 11. О чём рассказали фотографии из семейного альбома

Теория: Человек и история. История в лицах.

Практика: Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме.

Кабинет№1

Творческая работа

21.

март

11,13,15.

15-00-16-00

групповая

3

Тема 12. История моей страны в названиях улиц.

Теория: История в названиях улиц.

Практика: Названия улиц нашего села.

Кабинет№1

Практическая работа

22.

март

17,18,20.

15-00-16-00

групповая

3

Тема 13. Подводим итоги работы кружка.

Теория: Отчёт руководителя кружка.

Практика: Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев.

Кабинет№1

Творческая работа

23

март

22,24,25.

15-00-16-00

коллективная

5

Тема 1. В.И. Сажин - наш поэт, писатель и земляк

Теория: Знакомство с биографией В.И. Сажина.

Практика: Конкурс чтецов.


Кабинет№1

Практическая

работа

24

март,

апрель

31,01,03,05.

15-00-16-00

групповая

4

Тема 2. Гордое звание – учитель.

Теория: Гордость нашей школы. Сбор материала об учителях, работающих в нашей школе.

Практика: Оформление буклета.


Кабинет№1

Наблюдение

25

апрель

07,08,10,12,

15-00-16-00

групповая

4

Тема 3. «Не позволяй душе лениться!»

Теория: Профессии наших земляков.

Практика: Сбор материала о героях социалистического труда. «Они рядом с нами» сбор материалов о людях разных профессий.


Кабинет№1

защита творческих работ, конкурс, научно- конференция, праздник.

Наблюдение

26

апрель

14,15,17,19,21,22,

15-00-16-00

групповая

6

Тема 4. Служа закону – служат народу.

Теория: Профессии сотрудников внутренних органов.

Практика: Сбор материала о выпускниках - работниках внутренних органов. Оформление уголка в школе.


Кабинет№1

Наблюдение

27

апрель, май

24,26,28,29,03.05,

15-00-16-00

групповая

6

Тема 5. Люди в белых халатах.

Теория: Профессии медицинских работников.

Практика: Сбор материала о врачах и медсёстрах – выпускниках школы

Кабинет№1

Практическая

работа

28

май

06,08,10.

15-00-16-00

групповая

3

Тема 6. Гражданская война.

Теория: Гражданская война на территории нашего района.

Практика: Беседы в семье.


Кабинет№1

Наблюдение

29

май

12,13,15.

15-00-16-00

коллективная

3

Тема 7. У каждого своя судьба.

Теория: Голод 1921-1922 годы. Образование в 20-е – 30-е годы. Коллективизация. Образование нашего района. Репрессии 30-х.

Практика: Посещение памятника репрессированным. Встречи с семьями репрессированных.

Кабинет№1

Наблюдение

30

май

17,19,20.

15-00-16-00

групповая

3

Тема 8. Наши земляки – учителя.

Теория: Профессия учитель.

Практика: Оформление буклета об учителях-ветеранах нашей школы.


Кабинет№1

Творческая работа. Выставка

31

май

22,24,26.

15-00-16-00

коллективная

3

Тема 9. Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют.

Теория: Наше село и район в годы войны. Тыл фронту.

Практика: Работа с архивными источниками, материалами школьного музея.

Кабинет№1


Наблюдение



















2.2. Условия реализации программы

Программа «Удивительное рядом» реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее образование, прошедшим курсы переквалификации по специальности педагог дополнительного образования, соответствующей профилю программы и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.


Для организации учебного процесса дополнительного образования «Удивительное рядом» доступен в школе кабинет для кружковых занятий, где воспитанники смогут усвоить все приемы и методы работы. Для реализации программы созданы следующие условия:

Кабинет для занятий;

Ученическая мебель;

Компьютер, принтер и ксерокс;

Аудио, видео, фото интернет источники;

Библиотека


2.3. Формы аттестации

Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Удивительное рядом» применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.

Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование.

Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических работ, поиску и отбору необходимого материала, умению работать с различными источниками информации. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тесты, кроссворды, викторины); взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.

Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы оценки: тестирование, кроссворды, викторины, участие в конкурсах.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: защита и мини –проекта.

Для определения результативности усвоения образовательной программы «Удивительное рядом» по окончании года обучения или завершения обучения разработаны следующие формы итоговой аттестации:

-открытое занятие;

-защита творческих работ (проектов);

-отчетные выставки;

-конференция;

-фестиваль;

- конкурс;


2.4. Оценочные материалы

Для диагностики образовательных результатов обучающегося можно использовать:

- Методические рекомендации по организации мониторинга результативности образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей (Приложение 2)


2.5.Методические материалы

Программа обеспечена следующими видами продукции:

- Методические рекомендации по организации мониторинга результативности образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования (Приложение №2).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся.

- объяснительно –иллюстративный (методы обучения, при использовании которых обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию);

- частично – поисковый методы обучения (участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);

- репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

- исследовательские методы обучения (овладения обучающихся методом научного познания, самостоятельной творческой работы



Список литературы для педагога:

  1. Внеурочная работа по географии. Под редакцией И.И.Баринова. Москва «Просвещение» 1988 г.

  2. Газета «Ононская правда».

  3. История Забайкалья с древнейших времён до 2017 г. Под редакцией А.В.Константинова, Н.В.Константиновой. Чита, 2002 г.

  4. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. Москва «Просвещение», 1982 г.

  5. Региональные программы по общеобразовательным предметам для школ Читинской области. Чита, 1995 г.

  6. Современная религиозная ситуация в Восточном Забайкалье. Под редакцией А.В.Жукова, А.Г. Янкова, А.О Баринова, А.В.Дроботушенко. Чита, 2003 г.

  7. Туристско-краеведческие кружки в школе. Методические указания для руководителей. Под редакцией В.В.Титова. Москва «Просвещение», 1988 г.


Список литературы для обучающихся:

    1. В дебрях названий. Под редакцией В.Ф. Балабанова. Чита, 2006 г.

    2. Война в судьбе моей семьи. Сборник сочинений и рисунков. Чита «Поиск», 2010 г.

    3. Забайкаловедение: История Забайкальского края с древнейших времён до начала XVI века. 6 класс. Под редакцией И.Ю.Портнягина-Купина. Москва »Русское слово», 2018 г.

    4. Забайкаловедение: История Забайкальского края XVI-XVII века. 7 класс. Под редакцией Е.А.Бахметьева. Москва. »Русское слово», 2019 г.

    5. Забайкалье в XX-начале XXI века. Под редакцией Е.О.Мышко. Чита, 2007 г.

    6. Религии на карте Забайкалья. Под редакцией В.П.Секерина. Чита, 1995 г.

    7. Книга Памяти о тех, кто не вернулся с войны. Том 1. Том 2. Чита, 1995 г.

    8. Малая энциклопедия Забайкалья. Культура. Под редакцией Р.Ф. Гениатулина. Новосибирск «Наука», 2009 г.



Приложения №1



ИНСТРУКЦИЯ 1

Правила пожарной безопасности


  • Руководитель коллектива обязан:

  • 1. Следить за тем, чтобы участники кружка на территории школы не разводили костры, не зажигали факелы, не применяли фейерверки и петарды.

  • 2. Запрещать приносить спички, горючие жидкости (бензин, растворители), легко воспламеняющиеся вещества и материалы.

  • 3. Запрещать использовать на территории школы осветительные и нагревательные приборы с открытым пламенем или спиралью.

  • 4. Не оставлять без присмотра включенные электроприборы и использовать неисправленные электроприборы.

  • 5. В случае возгорания:

  • • Эвакуировать участников кружка и посетителей мероприятия согласно плану эвакуации;

  • • Вызвать пожарных по телефону 01;

  • • Применить имеющиеся средства пожаротушения;

  • • Покинуть помещение, если огонь не удалось погасить.



ИНСТРУКЦИЯ 2

по правилам электробезопасности


Руководитель коллектива обязан:

1. Следит за тем, чтобы участники кружка без разрешения не включали электроприборы.

2. Неукоснительно соблюдать порядок включения и отключения электроприборов в сеть:

• Шнур подключается к прибору;

• Прибор подключается к сети. Отключение электроприбора:

• Прибор отключается из сети;

• Шнур извлекается из прибора.

3. Следить, чтобы вилка не вставлялась в штепсельную розетку мокрыми руками.

4.Следить за тем, чтобы участники кружка не трогали электрические провода руками, не набрасывали на провода различные предметы и веревки.

5. В случае возгорания электроприборов вызывайте пожарную службу по телефону 01.

ИНСТРУКЦИЯ №3

по правилам поведения и технике безопасности участников кружка


1. Общие правила поведения

1.1. Участник кружка приходит в школу за 10 - 15 минут до начала занятий и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему занятию.

1.2. Запрещено приносить в школу и на его территорию с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые, взрыво- или огнеопасные вещества; спиртные напитки, наркотики, другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды.

1.3. Запрещено без разрешения руководителя уходить из кабинета, школы и с его территории во время занятий. В случае пропуска занятий участник коллектива должен сообщить руководителю о причине отсутствия на занятиях. Пропускать занятия без уважительных причин не разрешается.

1.4. Участники кружка берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу.

2. Поведение на занятиях

2.1. Во время занятия нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к занятию делами.

2.2. Если во время занятий участнику необходимо выйти из кабинета, то он должен спросить разрешения руководителя.

2.3. Сигнал об окончании занятия дается руководителем. Только когда руководитель объявит об окончании занятий, участник коллектива вправе покинуть кабинет.

3. Поведение до начала, в перерывах

и после окончания занятий

3.1. Во время перерывов участник коллектива обязан:

• навести чистоту и порядок на своем рабочем месте;

• выйти из кабинета (по просьбе руководителя);

• подчиняться требованиям руководителя и работников школы;

• помочь подготовить кабинет по просьбе руководителя к следующему занятию;

• соблюдать правила личной гигиены и своевременно информировать руководителя об ухудшении здоровья или травмах.

Участникам кружка «Искусство слова» запрещается:

• бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;

• толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу;

• употреблять непристойные выражения и жесты, шуметь, мешать другим.










Приложение 2



Методические рекомендации по организации мониторинга

результативности образовательной деятельности

в учреждении дополнительного образования


В решении задач, поставленных перед образовательным учреждением, педагогическому мониторингу придается большое значение, так как без наличия целостной системы непрерывного отслеживания результатов образовательной деятельности и воздействия на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы учреждения, невозможно представить его успешное функционирование и развитие.

В научных исследованиях мониторинг рассматривается как системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, дидактические средства, условия и результаты обучения. В таком аспекте мониторинг нацелен на получение точной и объективной информации о реальном качестве образования, его соответствии современным требованиям.

Одним из важнейших направлений мониторинга является отслеживание результатов образовательного процесса, что позволяет отметить достижения, выделить и конкретизировать значимые проблемы образовательной ситуации, объективно оценить их и на основе анализа результатов работы. Осуществление такого мониторинга - необходимая часть работы по организации педагогического процесса в творческих объединениях. Он является неотъемлемой частью организации технологии процесса обучения как часть процесса целеполагания, а в дальнейшем определения перспектив, моделирования и конструирования образовательного процесса в целях достижения его высокого качества.

В отличие от общего образования, где процесс выявления и сопоставления результатов образовательной деятельности достаточно четко отработан, в дополнительном образовании этот вопрос вызывает реальные затруднения, так как имеется ряд проблем:

  • отсутствуют единые образовательные стандарты;

  • многообразие реализуемых образовательных программ различных направленностей предполагает разнообразие оценочных систем и критериев оценивания, что приводит к сложности или невозможности сопоставления результатов реализации образовательных программ;

  • отсутствует инструментарий для фиксации результатов, обработки и анализа результатов диагностики, четко разработанная схема (матрица) диагностики образовательных результатов, которая может быть наполнена конкретным содержанием в соответствии с особенностями образовательной деятельности.

Данные методические рекомендации направлены на решение имеющихся проблем в области организации мониторинга результативности образовательной деятельности и адресованы педагогам дополнительного образования, методистам, заместителям директора по учебно-воспитательной работе и предлагаются для использования в практической деятельности образовательных учреждений.

Особенность представленной модели мониторинга по отношению к описанным в литературе и применяемым в деятельности в применении сравнительного подхода к обработке количественной информации. Сравнительный характер данных проявляется в том, что результат определяется в сравнении с условной нормой. За условную норму принимается максимально возможный показатель по данному параметру, прежнее состояние или целевое состояние показателя. Количественные оценки по всем параметрам мониторинга представляются в процентном отношении. Качественные оценки диагностической составляющей формируются как комментарии к ним.

Такая статистическая обработка данных дает возможность:

  • определить относительное место обучаемого в группе;

  • выделить группы учащихся с низкими и высокими показателями;

  • определить динамику результатов образовательной деятельности в группе и учреждении;

  • проводить сравнение групп различной направленности по заданным параметрам;

  • получать сравнительную оценку качества работы педагогов;

  • определить уровень кадрового потенциала.

Практическая ценность представленной модели заключается в:

  • возможности отбора параметров мониторинга с учетом особенностей реализуемых образовательных программ и критериев оценивания результата;

  • возможности применения инструментария (предлагаемых таблиц) для получения реальной картины результативности по всем параметрам мониторинга для любой образовательной программы и на любом уровне организации учебно-воспитательного процесса (на уровне творческого объединения, на уровне подразделения (групп одной направленности), на уровне учреждения в целом);

  • возможности сопоставления результатов образовательной деятельности независимо от направленности и уровня образовательной программы благодаря полученным количественным показателям (статистическим данным);

  • возможности применения компьютерных технологий для обработки и хранения данных диагностических измерений и создания банка данных мониторинга результативности образовательной деятельности.

Цель настоящих методических рекомендаций: совершенствование алгоритма мониторинга результативности образовательного процесса в системе дополнительного образования, осуществление единых подходов к проведению диагностических измерений и отслеживанию результативности образовательной деятельности.
Задачи:

-представить алгоритм организации мониторинга результативности образовательной деятельности;

- представить инструментарий для фиксации результатов;

дать рекомендации по обработке данных диагностических измерений.
Оценка творческого проекта.

Фамилия и имя учащегося ___________________________________

Дата защиты ________________________________________________

Тема проекта ________________________________________________

Цель проекта________________________________________________


Достижение целей проекта (5баллов)

Оформление (5 баллов)

Представление

(5 баллов)

Ответы на поставленные вопросы (5 баллов)

Творчество

(5 баллов)

Использование дополнительной литературы (5 баллов)

Практическое применение проекта

(5 баллов)

Умение работать в групппе

(5 баллов)

Самооценка









Оценка учителя









Оценка учащихся









Итого:









Общее количество баллов за проект ___________________________

Отметка __________________________________________________

Шкала оценок

120-100 баллов - «отлично» («5»)

100 - 85 баллов - «хорошо» («4»)

85 - 65 баллов - «удовлетворительно» («3»)

Меньше 65 баллов – рекомендуется доработать



Анкета для учащихся курса.

1.Фамилия, имя _____________________________ дата ______________

2.Твое отношение к курсу:

  • мне понравилось заниматься

  • мне было трудно

  • это точно не для меня

  • другое ___________________________________________

3.Сколько времени у вас занимало выполнение проекта?

_______________________________________________________________

4. Хочешь ли ты знать больше, чем дается на занятии?

  • да

  • нет

5. Какого вида проекты тебе нравятся больше

  • индивидуальные

  • работа в группе

  • другое ______________________________________________

6. Хотел бы ты продолжить заниматься в данном направлении:

  • да

  • нет

  • другое ______________________________________________

7. Твои пожелания и предложения




37



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!