СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Футбольные метеориты» (стартовый уровень)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Футбольные метеориты» позволяет последовательно решать задачи физического воспитания детей и подростков, формируя у них целостное представление о физической культуре, её возможностях в повышении работоспособности и улучшения состояния здоровья.

Целью занятий в секции являются: разносторонняя подготовка и овладение рациональной техникой; приобретение знаний, умений необходимых футболистам; воспитание трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи, чувства коллективизма.

Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время значительная часть детей занимается физическими упражнениями лишь на уроках физической культуры школе. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом является привлечение как можно большего числа школьников к систематическим занятиям в различных секциях дополнительного образования для повышения уровня физической подготовленности. Реализация программы восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой гиподинамичностью в обычной жизни, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Футбольные метеориты» (стартовый уровень)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением

отдельных предметов г. Дубны Московской области»

 

 

Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ:

Педагогического совета Директор МБОУ СОШ №7

От «____»_________2019г. Приказ № от 2019

 

_____________/ А.Р. Редькин







Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности


«Футбольные метеориты»

  (стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 1 год







Автор-составитель:

Смирнов Александр Станиславович












г. Дубна, 2019

Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Футбольные метеориты» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  3. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726.

  4. Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области (Письмо Министерства образования Московской области от 24.03.2016 г. Исх-3597/21в).

  5. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция).

  6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режимы работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

  7. Устав Учреждения.

  8. Локальные нормативные акты Учреждения.


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Футбольные метеориты» позволяет последовательно решать задачи физического воспитания детей и подростков, формируя у них целостное представление о физической культуре, её возможностях в повышении работоспособности и улучшения состояния здоровья.

Целью занятий в секции являются: разносторонняя подготовка и овладение рациональной техникой; приобретение знаний, умений необходимых футболистам; воспитание трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи, чувства коллективизма.

Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время значительная часть детей занимается физическими упражнениями лишь на уроках физической культуры школе. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом является привлечение как можно большего числа школьников к систематическим занятиям в различных секциях дополнительного образования для повышения уровня физической подготовленности. Реализация программы восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой гиподинамичностью в обычной жизни, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

Формирование здорового образа жизни считается приоритетным направлением в большинстве государств мира. Российская Федерация здесь не является исключением. В нашей стране была принята и запущена в 2009 году программа «Здоровая нация – здоровая Россия». Главная цель программы – формирование у соотечественников бережного отношения к своему здоровью, психической и физической форме. Для достижения цели была поставлена задача сделать здоровый образ жизни по-настоящему престижным и модным. Регулярные занятия физкультурой, оздоровительными упражнениями можно начинать в любом возрасте, чтобы продлить свою активность, но трудно не согласиться с тем, что наилучшее время для формирования полезных здоровых привычек – это детский возраст. По статистике, приведенной органами здравоохранения, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, и лишь на 10% – от качества медицины. К сожалению, население нашей страны не отдаёт приоритетного положения физической культуре и спорту, а потому необходимость в реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах физкультурно-спортивной направленности действительно имеется.

Новизна программы состоит в удовлетворении возрастной потребности в идентификации личности, определении жизненных стратегий и обретении навыков их реализации; сохранении и культивирование уникальности личности несовершеннолетних граждан, создании условий, благоприятных для развития спортивной индивидуальности личности ребенка посредством спортивной деятельности по интересам.

 Педагогическая целесообразность программы заключается в создании особой развивающей среды, для выявления и развития возможностей детей в футболе, приобщения обучающихся, независимо от возраста, пола и физической подготовки к занятиям спортом вообще, что может способствовать не только их дальнейшему физическому совершенствованию, но и приобщению к здоровому образу жизни в целом, раскрытию и формированию лучших человеческих качеств. Занятия воспитывают чувство коллективизма, преданность своему коллективу. В спортивной борьбе раскрываются такие моральные качества как честность, уважение к сопернику, способность подчинить свое поведение нормам спортивной этики.

Адресат программы. Программа ориентирована на обучающихся в возрасте от 7 – 11 лет, набор в группу осуществляется независимо от их способностей и умений, независимо от физических данных. На обучение по программе могут быть приняты все желающие, имеющие справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний к занятиям футболом. Основной состав набирается в начале учебного года, но и в течение всего учебного года принимаются дети, независимо от уровня подготовки и способностей. Организационно общий состав группы делится на три возрастные подгруппы (наполняемость подгруппы составляет 25 - 27 человек): с 7 до 8 лет, с 9 до 10 лет и с 10 до 11 лет.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Футбольные метеориты» учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться футболом с «нуля», акцентируя внимание на воспитании интереса к здоровому образу жизни, всестороннему подходу к воспитанию гармоничного человека.

Характеристика возрастных особенностей. Программа может быть эффективно использована для работы с детьми 6-10 (7-11) лет. Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности — учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.
Новообразованием данного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия. Продолжается закрепление физического и психологического здоровья ребенка. Особенно важно внимание к формированию осанки, поскольку ребенок вынужден носить тяжелый портфель со школьными принадлежностями, осанка может нарушаться неправильным положением корпуса при выполнении учебных заданий в школе и дома. Моторика руки ребенка в данном возрасте несовершенна, так как не сформировалась костная система фаланг пальцев. Роль взрослых и педагога состоит в том, чтобы обращать внимание на эти немаловажные аспекты развития и помогать ребенку самостоятельно заботиться о своем здоровье, укреплять его, развивать навыки самосовершенствования и саморазвития личности, в том числе и своего физического здоровья, ведя здоровый образ жизни.

Особенности организации образовательного процесса. Комплектование постоянного состава группы осуществляется через Портал государственных услуг Российской Федерации по желанию учащегося и его родителей (законных представителей). Образовательный процесс организуется в соответствии с учебным планом в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся разных возрастных категорий, являющихся основным составом объединения.

Обучающиеся организуются в учебную подгруппу постоянного состава. Число обучающихся, одновременно находящихся в группе, составляет до 27 человек. Деление на три возрастные подгруппы (с 7 до 8 лет, с 9 до 10 лет и с 10 до 11 лет) является условным – педагог, комплектуя группы, учитывает индивидуальные особенности ребёнка, его общефизическую подготовку и способности, при этом не акцентируется внимание на преимуществах или недостатках, а выбирается индивидуальный путь развития для каждого воспитанника.

Объем и срок реализации программы, режим занятий. Программа рассчитана на один год обучения. Форма обучения – очная. Общий объем часов – 72. Занятия проводятся два раза в неделю по 1 академическому часу (8 часов в месяц).

Формы занятий.  Эффективность обучения и воспитания достигается с использованием в программе различных форм обучения, включающих теоретические и практические занятия. Основной формой является тренировочное занятие. Программа физкультурно-спортивной направленности предполагает использование трёх групп форм занятий, относящихся к спортивно-оздоровительной сфере:

  1. Малые формы: утренняя гимнастика, вводная гимнастика. Используются для оперативного (текущего) управления физическим состоянием.

  2. Крупные формы включают в себя занятия, связанные с ре­шением задач тренировочного характера: само­стоятельное тренировочное занятие, бег, массо­вые игры).

  3. Соревновательные формы образуются системой официальных и неофициальных соревнований типа прикидок, отборочных со­ревнований, первенств (чемпионатов), контрольных соревнований или зачетных занятий, т.е. теми формами физкультурно-спортивной деятельности, где определяется в соревновательной борьбе по­бедитель, место, физическая или техническая подготовленность, сдается требуемый зачет или норматив.

Изучение теоретического материала осуществляется в форме 15 – 20-минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий (как часть комплексного занятия). При изучении теоретического материала используются наглядные пособия, кинокольцовки, видеозаписи, учебные кинофильмы. В конце занятия педагог рекомендует специальную литературу для самостоятельного изучения.

Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке проводятся в форме игровых занятий по общепринятой методике. Рекомендуется давать занимающимся задания на дом для самостоятельного совершенствования физических качеств и индивидуальной техники владения мячом. Большинство практических занятия проводятся на открытом воздухе. Зимой занятия на открытом воздухе проводятся в тихую погоду или при слабом ветре (1,5-2 м./с), при температуре не ниже -17° С (для средней климатической полосы).

Применяемые технологии:

  • Технология группового обучения.

  • Игровые технологии.

  • Технология проблемного обучения.

  • Технологии дифференцированного физкультурного образования.

  • Здоровьесберегающие технологии.

  • Информационно-коммуникационные технологии.

Технология группового обучения имеет особое значение. В групповой деятельности моделируется развитие ситуации в зависимости от задач группы, происходит распределение ролей, очередности действия, поощряется творчество и взаимовыручка, находятся ответы и решения на сложные ситуации и проблемы. Творческий потенциал ребят во время командных игр вырастает в несколько раз по сравнению с занятиями, ориентированными только на выполнение индивидуальных упражнений. Групповые технологии – это выработка у учащихся острого желания действовать, при чем действовать результативно.

Групповые технологии помогают восстановить физические и духовные силы, рождают спортивный здоровый азарт, дух команды, дух стремления к победе, чувство гордости за удачно проведенные соревнования.

Игровые технологии. Активная двигательная деятельность игрового характера, при которой осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание, эмоциональностью. Через игру пробуждается интерес к регулярным занятиям, развивается коллективизм, целеустремлённость, чувство взаимопомощи и ответственности.

Технология проблемного обучения. Формирование мыслительных способностей (умение анализировать сравнивать, обобщать), способность к поиску решения.

Технологии дифференцированного физкультурного образования. Важнейшее требование современного занятия – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Необходимо также учитывать индивидуальные психофизические особенности и мотивацию воспитанников, например, есть дети совершенно здоровые, но «тучные», не желающие трудиться; дети пришедшие на занятия «за компанию», без серьёзной мотивации к занятиям; плохо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются; хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно.

Под здоровьесберегающими технологиями понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней:

  • организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • применение физических упражнений для профилактики заболеваний (дыхательные упражнения, профилактика нарушений осанки, искривлений позвоночника, плоскостопия);

  • повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

  • формирование у воспитанников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни.

Информационно-коммуникационные технологии совмещают физическую и умственную работу, развивает интеллектуальные и творческие способности воспитанника, расширяет общий кругозор. Используя ИКТ, можно демонстрировать технические приемы выполнения упражнения и т.д., можно проверить уровень теоретических знаний учащихся (тесты), осуществлять творческие, исследовательские работы.


Цели и задачи программы


Цель программы: Приобщить детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни посредством игры в футбол.

Для достижения данной цели формулируются следующие задачи:

личностные:

  • укреплять здоровье, способствовать всестороннему физическому развитию детей и подростков;

  • формировать потребности ведения здорового образа жизни;

  • формировать потребность в регулярных занятиях спортом, навыки самоконтроля, гигиенические навыки;

  • развивать игровое мышление на основе расширения вариативности игровых приемов, взаимодействия партнеров;

  • развивать умение выдерживать высокие психологические нагрузки и преодолевать стрессовое и депрессивное состояния;

  • воспитывать высокие моральные и волевые качества, трудолюбие, выдержку;

метапредметные:

  • формировать потребность в самопознании и самореализации;

  • воспитывать игровую дисциплину, самостоятельность, ответственность и инициативность в выборе и принятии решений;

  • формировать доброжелательное отношение к сверстникам, умения: взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, умения управлять своими эмоциями;

  • воспитывать самоконтроль и самооценку, способность взаимодействия с людьми, формировать ценностное отношение к сверстникам, членам команды, педагогам;

образовательные:

  • поэтапно обучать техническим приемам игры и тактическим действиям, осуществлять постепенный переход к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей воспитанников;

  • углублять знания об истории появления физической культуры, футбола, как командного вида спорта;

  • повышать игровую культуру на основе изучения правил игры в футбол и игрового опыта;

  • способствовать возникновению интереса к самостоятельному изучению теоретических основ данного вида спорта с использованием различных информационных ресурсов;

  • способствовать самоопределению воспитанников, выбору направления личностного развития, связанного со спортом, физическим воспитанием, здоровым образом жизни - проведение профориентационной работы.


Отличительными особенностями данной программы является: организация учебно-тренировочного процесса в условиях разновозрастной группы, дифференцированное распределение физических нагрузок и требований с учетом возрастных особенностей всех обучающихся.

Данная программа отличается от других тем, что основой подготовки занимающихся в секции является не только технико–тактическая подготовка юных футболистов, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития воспитанников. Расширяется кругозор и интерес занимающихся к данному виду спорта.

Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей организма. На занятиях ей отводится значительное место. Можно выделить:

  • общую физическую подготовку (предусматривает всестороннее развитие физических способностей);

  • специальную физическую подготовку (направленна на развитие качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболистов).

Цель специальной физической подготовки – достичь выполнения сложных приёмов владения мячом на высокой скорости, улучшить манёвренность и подвижность футболиста в играх, повысить уровень его морально-волевых качеств. В зависимости от возрастных особенностей в планировании занятий по физической подготовке делается акцент на воспитание определённых физических качеств. Для эмоциональности занятий применяются игры, эстафеты и игровые упражнения, включены элементы соревнований.

В процессе занятий, имеющих основную направленность на совершенствование техники и тактики игры, развиваются одновременно и физические способности занимающихся. В учебных играх и соревнованиях по футболу у занимающихся совершенствуется весь комплекс подготовки, необходимый футболисту, - его техническая, тактическая, физическая и волевая подготовка.

Формирование навыков в технике владения мячом – одна из задач всесторонней подготовки футболиста. На всех этапах занятий идёт непрерывный процесс обучения технике футбола и её совершенствования.


Планируемые результаты освоения программы

Предполагаемые результаты реализации программы

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы следующие знания и умения:

Предметные:

  • способность применять технические приемы игры и тактически действовать на учебном уровне подготовки;

  • интерес к истории футбола, как командного вида спорта;

  • умение действовать в ходе игры по правилам игры в футбол и игрового опыта;

  • интерес к самостоятельному изучению теоретических основ данного вида спорта с использованием различных информационных ресурсов;

  • интерес к физкультурному направлению личностного развития, связанного со спортом, физическим воспитанием, здоровым образом жизни.

Личностные результаты:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие;

  • понимание и умение применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • укрепление здоровья, физическое развитие;

  • развитие игрового мышления на основе расширения вариативности игровых приемов, взаимодействия партнеров;

  • желание вести здоровый образ жизни и активный отдых, потребность в регулярных занятиях физической культурой, осмысленное отношение к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей.

Метапредметные результаты:

  • планирование своих действий на отдельных этапах при выполнении поставленной задачи;

  • потребность коллективного взаимодействия через вовлечение в спортивную игру;

  • проявление доброжелательного отношения к сверстникам, способности взаимодействовать; развитие умения управлять своими эмоциями, самоконтроля и дисциплины.

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности являются соревнования и показательные выступления, сдача нормативов.

Личностно-предметные знания и умения воспитанника были положены в основу разработки критериев трёхуровневой оценки по итогам реализации программы, которые учитывают: уровень общей физической подготовки, приобретённые навыки и умения игры в футбол, расширение кругозора и специальных знаний. Оценивание уровня производится в баллах (максимальное количество баллов - 20).

Критерии оценки по итогам реализации программы

Критерий

Низкий уровень

(0-3 баллов)

Средний уровень

(4-7 балла)

Высокий уровень

(8-10 баллов)

1.

Сознательное выполнение действий, активность

на

тренировках

Не понимает цели и задач тренировок, не осознаёт значения занятий; не понимает значения и смысл выполняемых технических действий. Нарушает дисциплину и порядок, не умеет конструктивно решать конфликты. Требует постоянного контроля со стороны взрослого.

Понимает цель и задачи тренировок, осознаёт значения занятий; понимает значения и смысл выполняемых технических действий, не проявляет большой активности, нуждается в контроле тренера-педагога и коррекции ошибок в исполнении технического действия. В ходе занятия нуждается в контроле со стороны взрослого, педагога.

Понимает цель и задачи тренировок, осознаёт значения занятий; понимает значения и смысл выполняемых технических действий, проявляет активность, самостоятельность, самоорганизацию, умеет исправлять ошибки в исполнении технического действия (самокоррекция).


2.

Систематич-ность и последователь-ность тренировок, динамическое развитие

Тренировки посещает нерегулярно, результат выполнения приёмов невысокий. С двигательными задачами справляется плохо.


Посещает тренировки регулярно, достигает хороших результатов и улучшает свои результаты; может применять ранее усвоенные знания под контролем педагога. Может не соблюдать системы и последовательности в процессе тренировок, при этом процесс развития замедляется.

С двигательными задачами справляется хорошо.

Посещает тренировки регулярно, достигает отличных высоких результатов и постоянно улучшает свои предыдущие результаты, применяет ранее усвоенные знания. Легко нарабатывает новые приёмы, с двигательными задачами справляется; справляется с нарастающем объемом и интенсивностью нагрузок.

3.

Получение знаний по основам физкультурной подготовки в области футбола

Мало заинтересован в получении теоретический знаний. Не знает режимных правил юного спортсмена. Не интересуется правами и обязанностями игроков, правилами использования спортивного инвентаря.

С интересом относится к процессу обучения и получению теоретических знаний по основам физкультурной подготовки в области. Нуждается в педагогическом сопровождении. Знаком с режимом дня юного спортсмена, правилами игры в футбол; ролью капитана команды и его правами, обязанностями. Знает правила использования инвентаря.

С интересом относится к процессу обучения и получению теоретических знаний по основам физкультурной подготовки в области футбола. Может объяснить значение правильного режима дня юного спортсмена и соблюдает его. Знает правила игры в футбол.

4.

Способность контролиро-вать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений

Не умеет самостоятельно контролировать себя, корректировать физические нагрузки, управлять своими эмоциями при выполнении физических упражнений.

Способен контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений под наблюдением педагога-тренера, может нуждаться в развитии функций эмоционального контроля.

Самостоятельно регулирует функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, управляет своими эмоциями, контролирует ситуацию, способен к самоорганизации и самостоятельному решению индивидуальных задач совершенствования в спортивной сфере, проявляет личную инициативу.

5.

Владение игровыми ситуациями и техникой передвижений

Плохо владеет игровыми ситуациями на поле; техника передвижений, остановок, поворотов, а также техника ударов по воротам требует коррекции и отработки.

Хорошо владеет игровыми ситуациями на поле; техникой передвижений, остановок, поворотов, а также техникой ударов по воротам. Нуждается в тренерском сопровождении.

Владеет игровыми ситуациями на поле; техникой передвижений, остановок, поворотов, а также техникой ударов по воротам; проявляет инициативу, способен к самоанализу, самокритике и самокоррекции.

6.

Развитие личностных лидерских качеств, самоорганизации, самооценки, коммуникативных качеств

Не проявляет лидерских качеств, плохо работает в команде. Не оценивает свои действия и поступки. Плохо контактирует с участниками группы.

Время от времени может проявлять лидерские качества. Хорошо работает в команде, выполняет предложенные задания и поручения. Хорошо самоорганизован, способен оценить себя и свои действия. Хорошо контактирует с членами группы, коллектива.

Проявляет качества лидера, активно работает в команде, выступая в качестве инициатора. Может организовывать командные действия и контролировать их, активно контактируя со всеми её членами. Способен оценить себя и свои действия, самокритичен, адекватно реагирует на критику со стороны, способен на самокоррекцию.


Планирование спортивного результата осуществляется ежегодно для каждой возрастной группы (команды) и основывается на следующих аспектах:

  • отбор игроков и распределение их по амплуа;

  • определение игроков основного состава;

  • подбор общекомандных, групповых и индивидуальных действий в различных фазах игры в ходе подготовительных и контрольных игр;

  • качество предварительной подготовки;

  • наличие или отсутствие травмированных игроков;

  • результаты тестирований и контрольных игр с потенциальными соперниками.

Способами определения результативности реализации данной программы является мониторинг, а также диагностика проявившихся и формирующихся личностных качеств. Результаты реализации программы определяются личностным ростом учащихся.

Проверка результативности обучения, воспитания и развития ребёнка осуществляется методом постановки контрольных вопросов, тестирования, анкетирования, викторин, анализа результатов соревнований. Отслеживание личностных качеств и степени их выраженности происходит методом наблюдения личностного роста обучающихся, тестированием физической подготовки воспитанника, контролем уровня его личностных навыков.

Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения учащихся.

В начале года проводится вводное тестирование по общей физической подготовке. Промежуточная аттестация проводится 1 раз (в декабре) в виде сдачи контрольных нормативов по всем разделам учебного плана. Итоговая аттестация проводится по окончанию обучения по программе (в мае) по всем разделам учебного плана. Основными формами аттестации являются:

  • теория (аттестация по теоретической подготовке в форме собеседования);

  • сдача контрольных нормативов (для определения уровня общей, специальной подготовленности);

  • мониторинг индивидуальных достижений учащихся (определение уровня технико-тактической подготовленности).



Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактическойВ учебно-тренировочный процесс внедряются элементы технологии спортивно-ориентированного физического воспитания и здоровьеформирующей технологии, соблюдаются принципы здоровьесберегающей педагогики и триединый принцип валеологии: формирование, сохранение и укрепление здоровья на основе всех позитивных факторов.

Учебный план

п/п

Блок, тема программы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Вводные занятия Техника безопасности

2

1

1

Контрольные испытания,

анкетирование,

наблюдение,

устный опрос

Теоретическая подготовка

4

4


-


Тестирование,

викторина,

устный опрос, беседа

Общая физическая подготовка

21

2

19

Тестирование, зачёт,

игры, соревнования

Специальная физическая подготовка

11

2

9

Наблюдение,

тестирование, зачёт,

игры, соревнования

Технико-тактическая подготовка

10


2

8

Наблюдение,

зачёт,

игры, соревнования

Двусторонние игры

10

1

9

Наблюдение,

рейтинг,

товарищеские встречи,

соревнования

Участие в соревнованиях

10

1

9

Наблюдение,

рейтинг,

игры, соревнования

Итоговые занятия.

Контрольные нормативы

4

1

3

Зачёт, опросы,

контрольные испытания,

анкетирование детей и родителей, беседа

ИТОГО:

72

14

58



Содержание учебного плана


1. Вводные занятия (2 часа)

Теория: Знакомство с работой детского спортивного объединения. Введение в программу. Расписание занятий. Планирование работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила ДД.

Практика: тестирование, анкетирование, распределение обязанностей.

2. Блок «Теоретическая подготовка» (4 часа)

Теория:

Физическая культура и спорт в России. Физическая культура – составная часть культуры, одно из средств воспитания, укрепления здоровья, всестороннего развития людей. Значение физической культуры для подготовки Российских людей к трудовой деятельности и защите Родины.

Развитие футбола в России. Краткая характеристика футбола как средства физического воспитания. История возникновения футбола и развитие его в России. Чемпионат и кубок Росси по футболу.

Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта. Вред курения. Общий режим дня школьника. Значение правильного режима дня юного спортсмена.

Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях закаливания организма. Обтирание, обливание и ножные как гигиенические и закаливающие процедуры. Правила купания.

Правила игры в футбол. Разбор и изучение правил игры в «малый футбол». Роль капитана команды, его права и обязанности.

Места занятий оборудование. Площадка для игры в футбол, её устройство, разметка. Подготовка площадки для занятий и соревнований по футболу. Специальное оборудование: стойки для подвески мячей, щиты стационарные и переносные для ударов.

3. Блок «Общая физическая подготовка» (21 час)

Теория: Утренняя гигиеническая гимнастика школьника. Ознакомление с упрощёнными правилами игры в ручной мяч, баскетбол, хоккей с мячом. Меры предупреждения несчастных случаев при плавании. Подготовка к сдаче контрольных испытаний.

Практика:

Общеразвивающие упражнения без предметов. Поднимание и опускание рук в стороны и вперёд, сведение рук вперёд и разведение, круговые вращения, сгибание и разгибание рук в упоре на высоте пояса. Наклоны туловища вперёд и в стороны; то же, в сочетании с движениями рук. Круговые движения туловища с различным положением рук (на поясе, за головой, вверх). Поднимание и вращение ног в положении лёжа на спине. Полуприседание и приседание с различными положениями рук. Выпады вперёд, назад и в стороны с наклонами туловища и движениями рук. Прыжки в полуприсяде. Переход из упора присев в упор лёжа и снова в упор присев. Упражнения на формирование правильной осанки.

Упражнения с набивным мячом. (масса 1 – 2 кг.) Броски мяча друг другу двумя руками от груди, из-за головы снизу. Подбрасывание мяча вверх и ловля его; то же, с поворотом кругом. Наклоны и повороты туловища в сочетании с различными положениями и движениями рук с мячом. Перекатывание набивного мяча друг другу ногами в положении сидя.

Акробатические упражнения. Кувырок вперёд с шага. Два кувырка вперёд. Кувырок назад из седа. Длинный кувырок вперёд. Стойка на лопатках перекатом назад из упора присев. Перекаты вперёд и назад в положение лёжа, прогнувшись. «Мост» из положения лёжа на спине. «Полушпагат».

Упражнение в висах и упорах. Из виса хватом сверху подтягивание: 2 подхода по 2 – 4 раза, 2 – 3 подхода по 3 – 5 раз. Из упора лёжа на гимнастической скамейке сгибание и разгибание рук: два подхода по 2 – 4 раза, 2 – 3 подхода по 3 – 5 раз.

Лёгкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 60 м. Бег с высокого старта до 60 м. Бег по пересечённой местности (кросс) до 1500 м. Бег медленный до 20 мин. Бег повторный до 6 х 30 м. и 4 х 50 м. Бег 300 м.

Прыжки с разбега в длину (310 – 340 см.) и в высоту (95 – 105 см.). Прыжки с места в длину.

Метание малого (теннисного) мяча: в цель, на дальность (с места  и с подхода шагом).

Подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «Удочка», «Сильный бросок», «Борьба за мяч», «Не давай мяч водящему», «Защита крепости». Эстафеты с бегом, преодолением препятствий, переноской набивных мячей.

Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол по упрощённым правилам.

4. Блок «Специальная физическая подготовка» (11 часов)

Теория: Специальные упражнения для развития быстроты. Специальные упражнения для развития ловкости.

Практика:

Упражнения для развития стартовой скорости. По сигналу (преимущественно зрительному) рывки на 5 – 10 м. из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, седа.

Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорения на 15, 30 м. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками для обводки. Бег с быстрым изменением скорости: после быстрого бега быстро резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом направлении.

Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать головой высоко подвешенный мяч; то же, выполняя в прыжке поворот направо и налево. Имитация ударов ногами по воображаемому мячу в прыжке. Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом».

5. Блок «Технико-тактическая подготовка» (10 часов)

Теория:

Техника игры в футбол. Классификация и терминология технических приёмов игры в футбол. Прямой и резаный удар по мячу. Точность удара. Траектория полёта мяча после удара. Анализ выполнения технических приёмов и их применения в конкретных игровых условиях: ударов по мячу внутренней и внешней частью подъёма, внутренней стороной стопы, ударов серединой лба; остановок мяча подошвой, внутренней стороной стопы и грудью; ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма, внутренней стороной стопы; обманных движений (ложная и действительная фазы движения); отбор мяча – перехватом, выбиванием мяча, толчком соперника; вбрасывание мяча из положения шага. Анализ выполнения технических приёмов игры вратаря: ловли, отбивания кулаком, броска мяча рукой; падения перекатом; выбивание мяча с рук. 

Техника передвижения. Бег: по прямой, изменяя скорость и направление; приставным и скрестным шагом (влево и вправо). Прыжки вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега (выпадом и прыжками на ноги).

Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся навстречу справа или слева мячу; направляя мяч в обратном направлении и стороны. Выполнение ударов после остановки, ведения и рывка, посылая мяч низом и верхом на короткое и среднее расстояние. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удары на точность: ноги партнёру, ворота, цель, на ходу двигающемуся партнёру.

Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу: направляя мяч в обратном направлении и в стороны, посылая мяч верхом и вниз, на среднее и короткое расстояние. Удары на точность: в определённую цель на поле, в ворота, партнёру.

Остановка мяча. Остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и опускающегося мяча – на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч для последующих действий. Остановка внутренней стороной стопы и грудью летящего мяча – на месте, в движении вперёд и назад, опуская мяч в ноги для последующих действий.

Ведение мяча. Ведение внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней стороной стопы: правой, левой ногой и поочерёдно; по прямой, меняя направления, между стоек и движущихся партнёров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом.

Обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или остановки – неожиданный рывок с мячом (прямо или в сторону): во время ведения внезапная отдача мяча назад откатывая его подошвой партнёру, находящемуся сзади; показать ложный замах ногой для сильного удара по мячу – вместо удара захватить мяч ногой и уйти с ним рывком; имитируя передачу партнёру, находящемуся слева, перенести правую ногу через мяч и, наклонив туловище влево, захватить мяч внешней частью подъёма правой ноги и резко уйти вправо, этот же финт в другую сторону.

Отбор мяча. Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить соперника, которому адресована передача мяча. Отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим мячом, - выбивая и останавливая мяч ногой в выпаде.

Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание с места из положения ноги вместе и шага. Вбрасывание мяча на точность: под правую и левую ногу партнёру, на ход партнёру.

Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча и в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах.

Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка (с места и с разбега). Ловля катящегося и летящего в сторону низкого, на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъём с мячом на ноги после падения.

Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и с разбега).

Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.

Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.

Тактика игры в футбол. Понятие о тактике и тактической комбинации. Характеристика игровых действий: вратаря, защитников, полузащитников и нападающих. Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание. Индивидуальные и групповые тактические действия. Командная тактика игры в «малый футбол».

Упражнения для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному сигналу (поднятая вверх или в сторону рука, шаг вправо или влево): во время передвижения шагом или бегом – подпрыгнуть, имитировать удар ногой; во время ведения мяча – повернуться кругом и продолжить ведение или сделать рывок вперёд на 5 м. Несколько игроков на ограниченной площади (центральный круг, штрафная площадь) водят в произвольном направлении свои мячи и одновременно наблюдают за партнёрами, чтобы не столкнуться друг с другом.

Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнёров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча.

Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных способов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.

Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Умение точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку».

Выполнение простейших комбинаций при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча (не менее одной по каждой группе).

Тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильный выбор позиции по отношению опекаемого игрока и противодействие получению им мяча, т. е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Оценка игровой ситуации и осуществление отбора мяча изученным способом.

Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций.

Тактика вратаря. Умение выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнёру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.

Практика: Учебные и тренировочные игры, с применением в них изученного программного материала.

6. Двусторонние игры (10 часов)

Теория: Совершенствование физических качеств и функциональных возможностей футболистов с учетом специфики игры; решение задач дальнейшего совершенствования технико-тактической подготовленности.

Практика: Игры, с применением в них изученного программного материала. Товарищеские встречи, игры, соревнования.

7. Участие в соревнованиях (10 часов)

Теория: Технико-тактическая подготовка для успешного выступления в соревнованиях.

Практика: Игры, с применением в них изученного программного материала. Игры, соревнования.

8. Итоговые занятия. Контрольные нормативы (4 часа)

Практика: Опросы, контрольные испытания. Самостоятельная работа. Анкетирование детей и родителей.



Методическое обеспечение программы

Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся очно. Обучающиеся организуются в учебную группу постоянного состава (25-27 человек).

Принципы организации обучения

Принципы, положенные в основу учебно-воспитательного процесса: принцип сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, постепенного повышения требований.

Методические принципы физического воспитания:

  1. Сознательность и активность (предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями; сознательный анализ и самоконтроль успехов и неудач самого занимающегося).

  2. Наглядность (в процессе учебно-тренировочного занятия главное — создать правильное представление, образ двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его. Принцип наглядности должен присутствовать не только на этапе первоначального обучения, но и на других этапах технического совершенствования двигательного действия).

  3. Доступность (предполагает посильную меру трудностей учебно-тренировочного процесса, которые могут быть успешно преодолены. Занимающийся в этом процессе — не пассивный субъект, а активно действующее лицо. Полное соответствие между возможностями и трудностями при мобилизации всех сил занимающегося и означает оптимальную меру доступности).

  4. Систематичность (предполагает регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха. Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха).

  5. Динамичность, или постепенное повышение требований (предполагает постановку все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок, при условии соблюдения принципа доступности. Без обновления упражнений не овладеть широким кругом умений и навыков — координационной основой для освоения новых, более сложных двигательных заданий).

Реализацию программы предлагается осуществлять на основе следующих принципов:

  • гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;

  • приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;

  • непрерывности образования и воспитания;

  • воспитывающего обучения;

  • обеспечение воспитаннику комфортной эмоциональной среды - «ситуации успеха» и развивающего общения;

  • содействие выбору индивидуального образовательного маршрута и темпа его освоения.

Важнейшее требование к занятиям:

  • дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности;

  • формирование у воспитанников навыков для самостоятельных занятий спортом и получения новых знаний.

Методы, используемые в процессе обучения. Методика обучения носит комплекс­ный характер. В работе с обучающимися используются:

  • методы использования слова (рассказ, описание, беседа, объяснение, разбор, задание, оценка, команда, подсчет);

  • методы наглядного восприятия (показ приемов, комбинаций и действий; демонстрация приёмов, учебных фильмов и фрагментов игры);

  • практические методы (работа под руководством педагога и само­стоятельная: строго регламентированные упражнения, частично-регламентированные упражнения, разучивание по частям, разучивание в целом; игровой; соревновательный).

Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников. Основная форма организации и проведения занятий - систематические учебно-тренировочные практические занятия и соревнования, также используются такие формы как:

  • упражнения на взаимодействия в группе и парах;

  • проигрывание ситуаций;

  • встречи со специалистами, спортсменами и интересными людьми;

  • заочное знакомство (видео информация о футболистах);

  • экспресс тесты;

  • опросы;

  • беседы.

Для реализации поставленных задач используются разные формы организации детей на учебных занятиях: коллективные, групповые и индивидуальные.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.


Алгоритм учебного занятия 

Учебно-тренировочные занятия состоят из трех частей:

  1. Подготовительной (7 - 10 мин), где решаются задачи организации занимающихся и подготовки организма к предстоящим физическим нагрузкам, определяются задачи по отработке навыков.

  2. Основной (30 -25 мин).

  3. Заключительной (3 -5 мин), где проводятся упражнения для расслабления и восстановления дыхания (бег в медленном темпе, ходьба, упражнения в глубоком дыхании) в случае активной тренировки; подводятся итоги занятия, наводится порядок на учебных местах.

Подготовительные периоды становления спортивной формы Подготовительный и соревновательный периоды делятся на отдельные этапы, имеющие свои специфические задачи, структуру, содержание и динамику тренировочной нагрузки.

Задача подготовительного периода состоит в том, чтобы обеспечивать разностороннюю физическую подготовку футболистов и на этой основе совершенствовать технико-тактическую подготовку для успешного выступления в соревнованиях. Тренировки в этом периоде должны носить разнообразный характер, как по содержанию, так и по нагрузкам.

Подготовительный период делится на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный.

Основная направленность тренировки на общеподготовительном этапе характеризуется созданием и совершенствованием предпосылок, на базе которых достигается спортивная форма. Физическая подготовка на этом этапе направлена на повышение функциональных возможностей организма и развитие физических качеств (быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости). Техническая и тактическая подготовка направлена на восстановление двигательных навыков и тактических умений, совершенствование их и освоение новых.

Тренировочный процесс на специально-подготовительном этапе направлен на непосредственное становление спортивной формы. На этом этапе совершенствуются физические качества и функциональные возможности футболистов с учетом специфики игры, а также решаются задачи дальнейшего совершенствования технико-тактической подготовленности. Постепенно повышается доля тренировочных игр, но они не должны подменять тренировочный процесс.


Система контроля и оценки результатов. Чтобы убедиться в прочности полученных знаний и умений, эффективности обучения проводятся три вида контроля:

  • вводный контроль – в начале года (контрольные испытания, беседа, устный опрос);

  • промежуточный контроль – в середине года (рейтинг, товарищеские встречи, соревнования);

  • итоговый контроль – апрель-май текущего учебного года (тестирование на знание теоретического материала, контрольные испытания).

Формы аттестации включают в себя сдачу промежуточных контрольных нормативов. Крайне важно определить сильные и слабые стороны подготовленности обучающихся, причины невыполнения ими тех или иных показателей.

Способы проверки результата:

  • Педагогическое наблюдение.

  • Собеседование.

  • Самооценка.

  • Отзывы детей и родителей.

  • Коллективное обсуждение игры.

  • Участие в товарищеских встречах, соревнованиях.

  • Анкетирование.

  • Тестирование.

  • Самоанализ.

  • Зачёт.

  • Анализ медицинских карт учащихся (количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, плечевого индекса, группа здоровья, физкультурная группа).


Влияние физических качеств и телосложения на результативность

по виду спорта «футбол»

Физические качества и телосложение

Уровень влияния

Скоростные способности

3

Мышечная сила

2

Вестибулярная устойчивость

2

Выносливость

3

Гибкость

2

Координационные способности

2

Телосложение

1

Условные обозначения:

3 - значительное влияние;

2 - среднее влияние;

1 - незначительное влияние.


Процедура оценки результатов освоения программы проводится по трем уровням (низкий, средний, высокий).

В ходе проверки оцениваются:

- техника выполнения двигательных действий, упражнений;

- знания;

- практические навыки.

Техника выполнения двигательных действий оценивается следующим

образом:

- «отлично» - если упражнение выполнено согласно описанию, без ошибок, четко, легко, уверенно, слитно в надлежащем ритме;

- «хорошо» - если упражнение выполнено согласно описанию, слитно, но при этом допущено не более двух незначительных ошибок;

- «удовлетворительно» - если упражнение выполнено согласно описанию, в своей основе верно, но с одной значительной или тремя незначительными ошибками;

- «неудовлетворительно» - если упражнение не выполнено, выполнено с грубой ошибкой или число других ошибок более трех.

Характер ошибок определяется на единой основе:

  • Незначительные ошибки - неточное выполнение деталей техники, практически не ведущих к снижению результата, качественных показателей двигательного действия;

  • Значительные ошибки - отклонение от правильного выполнения, не нарушающие структуру двигательного действия, его основы, но снижающим его результативность, количественные показатели (нарушение ритма, потеря темпа, недостаточная амплитуда, неустойчивые показатели тела и т.д.).

  • Грубые ошибки - отклонения от правильного (эталонного) выполнения техники, нарушающие структуру, искажающие основу техники двигательного действия, приводящие к значительному снижению результатов.


Нормативы общей физической и специальной физической подготовки

Развиваемые физические качества

Контрольные упражнения

Юноши

Девушки

Скорость

Бег на 30 м со старта

(не более 6,6 с)

Бег на 30 м со старта

(не более 6,9 с)

Бег на 60 м со старта

(не более 11,8 с)

Бег на 60 м со старта

(не более 12 с)

Челночный бег 3x10 м

(не более 9,3 с)

Челночный бег 3x10 м

(не более 9,5 с)

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места (не менее 135 см)

Прыжок в длину с места

(не менее 125 см)

Тройной прыжок

(не менее 360 см)

Тройной прыжок

(не менее 300 см)

Прыжок вверх с места со взмахом руками

(не менее 12 см)

Прыжок вверх с места со взмахом руками

(не менее 10 см)

Выносливость

Бег на 1000 м

(без учета времени)

Бег на 1000 м

(без учета времени)

Иные спортивные нормативы

Техническое мастерство

Удар по мячу ногой на точность

(число попаданий)

Не менее 3

Не менее 1

Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам (с)

Не более 13,5 сек

Не более 13,5 сек

Удар внутренней частью стопы, попасть в квадрат

(число попаданий)

Не менее 3

Не менее 1

Выполнение контрольных упражнений проводится в форме соревнований, результаты их фиксируются в протоколах и доводятся до сведения всех занимающихся в кружке. Методические рекомендации по выполнению контрольных нормативов приведены в Приложении №2.


Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы имеется оборудование и инвентарь:

  1. ворота футбольные – 2 шт.;

  2. мячи футбольные – 15 шт.;

  3. футболки (манишки) – 15 шт.;

  4. свисток – 2 шт.;

  5. конусы – 20 шт.;

  6. насос – 1 шт.


Кадровое обеспечение: занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Футбольные метеориты». Реализует программу: педагог Смирнов А.В. (педагог по физической культуре и спорту).


Информационное обеспечение:

интернет-ресурсы, видео-ресурсы, презентации, список литературы.


Название материала

Форма материала

Тема и раздел программы

Спортивная тренировка с учётом физиологических основ.

Презентация

Общая физическая подготовка. Здоровый образ жизни

Роль физических управлений для формирования быстрого рывка и быстроты ответных действий.

Презентация

Специальная физическая подготовка

Роль технической подготовки для успешной игры в футбол.

Роль специальных подготовительных упражнений.

Просмотр фильма

Техническая подготовка.

Специальные подготовительные упражнения





Список литературы

Литература, информ-источники для педагога:

  1. http://vss.nlr.ru/archive_catalog.php?rid=1874 ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА "СПРОСИ БИБЛИОГРАФА". Физкультура и спорт (общие работы).

  2. http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/966/75966/56944?p_page=2 Юный футболист. Учебное пособие для тренеров / Под общей редакцией А. П. Лаптеева, А. А. Сучилина.

  3. http://window.edu.ru/resource/690/28690 Футбол: учебно-методическое пособие. Автор/создатель: Банников С.Е., Минязев Р.И., Босоногов А.Г.,Стаин Н.А.

  4. http://фцомофв.рф Министерство Просвещения Российской Федерации ФГБУ Федеральный Центр организационно-методического обеспечения физического воспитания

  5. https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-v-oblasti-fizicheskogo-vospitaniya-molodezhi Лунёва Е.В., Поляруш А.А., Хрипунова О.Г. и др. Современные подходы в области физического воспитания молодёжи.

  6. https://elibrary.ru/item.asp?id=23565546 Программно-нормативное обеспечение процесса физического воспитания младших школьников. Черемных В.И. Журнал: Вестник науки и образования.

  7. https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31588 Фирсин С.А. Содержание региональной комплексной системы физического воспитания в досуговой деятельности детей и молодёжи. Научный журнал «Фундаментальные исследования» № 6 (часть 3) за 2013 год. http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102568049&backlink=1&&nd=102118584 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О физической культуре и спорте в Российской Федерации. 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ.

  8. https://www.livelib.ru/book/1000527141/about-futbol-strategiya-arpad-chanadi Чанади А. Футбол. Техника // Книжный портал с персональными рекомендациями и личными коллекциями

  9. https://www.rulit.me/author/chanadi-arpad/futbol-tehnika-download-free-198987.html Чанади А. Футбол. Техника.

  10. IQ в футболе. Как играют умные футболисты. Ред.: Коробкина Т. Изд-во: Эксмо, 2016 г. Серия: Спорт. Лучший мировой опыт.

  11. Андреев С.Н., Алиев Э.: Мини-футбол в школе. Ред.: Богданова З. А.

  12. Андреев С.Н., Гарагуля Г.Н.: Основы технической подготовки вратаря в мини-футболе (футзале). Учебно-методическое пособие. Ред.: Старостина Л. А. Изд-во: Советский спорт, 2011 г.

  13. Андреев С.Н.: Техника дриблинга и финтов в мини-футболе (футзале). Учебное пособие. Ред.: Богданова З.А. Изд-во: Спорт, 2016 г.

  14. Губа В.П., Алиев Э., Андреев С.Н.: Мини-футбол (футзал). Учебник. Изд-во: Советский спорт, 2012 г.

Изд-во: Советский спорт, 2006 г. Жанр: Физическая культура.

  1. Киркендалл Дональд: Анатомия футбола. Перевод: Борич С. Э. Изд-во: Попурри, 2012 г. Серия: Здоровье. Жанр: Фитнес.

Список литературы для детей

  1. https://www.studmed.ru/verhoshanskiy-yuv-programmirovanie-i-organizaciya-trenirovochnogo-processa_ec7e138fc37.html Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. Верхошанский Ю.В. Основы СФП спортсменов.

  2. Аксенов С., Головлев М., Бабыничев С.: ЦСКА. Энциклопедия футбола для всей семьи. Правила. Игроки. Тренеры. Турниры. Ред.: Саляхова Э. Изд-во: Эксмо, 2018 г. Серия: ЦСКА. Российский футбольный клуб.

  3. Балаге Гильем: Месси. Гений футбола. Перевод: Степанова Л. Ред.: Кальницкая Т. Изд-во: Бомбора, 2018 г. Серия: Иконы спорта.

  4. Набор карточек "В девятку!" (футбольная викторина). Издательство: Студия Pagedown, 2018 г. Серия: Викторины.

  5. Николе Л., Вировец Л.: Это футбол! Игра, изменившая мир. Перевод: Погорелов Ф.А. Изд-во: Самокат, 2018 г.

  6. Пеле Эдсон Арантис ду Насименту: Я изменил мир и футбол. Перевод: Царев В. М. Ред.: Мубаракшин Р. Изд-во: Эксмо, 2019 г. Серия: Иконы спорта.

  7. Футбол. Книга-тренер. Ред.: Усольцева О. Изд-во: Эксмо, 2016 г. Серия: Книга-тренер.

  8. Футбол. Уроки лучшей игры - самый полный самоучитель. Играй лучше, чем папа! Ред.: Резько И. В. Изд-во: АСТ, 2015 г. Серия: Школа чемпионов. Жанр: Литература для спортивных школ, Футбол.

  9. Харви Д., Дангуорт, Миллер Д., Дангуорт Р.: Футбол. Полный самоучитель. Перевод: Плачинта М. Ред.: Скляр С.С. Изд-во: Клуб семейного досуга, 2012 г. Серия: Детский клуб.

  10. Хохлюк В.Н.: Наши футбольные легенды. Голеадоры бывшего СССР в футбольных битвах зарубежья. Изд-во: Книжный мир, 2018 г. Жанр: О спорте и спортсменах.

  11. Чарльз Т., Рук С.: Футбол для детей. 101 тренировка для начинающего футболиста. Перевод: Попова А. Ред.: Кальницкая Т. Изд-во: Эксмо, 2016 г.Серия: Спорт для детей.

  12. Шпаковский М.М.: Футбол. Большая энциклопедия. Изд-во: Аванта, 2019 г. Серия: Детская энциклопедия-тренер.

Список рекомендуемой литературы для родителей

  1. http://www.plvsch20.edusite.ru/DswMedia/fizicheskayakul-tura1-4kl_lyaxvi_2013-190s.pdf Лях В.И. Мой друг – физкультура. 1-4класс.

  2. http://www.takzdorovo.ru/static/about/ – официальный ресурс программы «Здоровая Россия».

  3. Аксенов С., Головлев М., Бабыничев С.: ЦСКА. Энциклопедия футбола для всей семьи. Правила. Игроки. Тренеры. Турниры. Ред.: Саляхова Э.

  4. Безуглов Э.Н., Кортава Д.: Про футбол. Больше, чем спорт. Ред.: Мотылькова Светлана. Изд-во: Манн, Иванов и Фербер, 2019 г.

  5. Изд-во: Эксмо, 2018 г. Серия: ЦСКА. Российский футбольный клуб.

  6. Футбол. Книга-тренер. Ред.: Усольцева О. Изд-во: Эксмо, 2016 г. Серия: Книга-тренер.


Комплекс организационно-педагогических условий

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Футбольные метеориты»

(стартовый уровень)

п/п

Число, месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

I.ТЕОРИЯ

1.

03.09

16.00-17.30

Беседа

1

Введение в программу. Физическая культура и спорт в России

Спортивный зал


Опросы, контрольные испытания,

викторина

беседа

2.

1.10

16.00-17.30

Беседа

1

Развитие футбола в России и за рубежом

Спортивный зал

Опросы, контрольные испытания

3.

5.11.

28.11.

16.00-17.30

Беседа

2

Гигиенические знания и навыки.

Режим и питание спортсмена

Спортивный зал

Опросы, контрольные испытания

4.

03.12

24.12.

16.00-17.30

Беседа

2

Врачебный контроль и самоконтроль

Спортивный зал

Опросы, контрольные испытания

5.

14.01

30.01.

16.00-17.30

Беседа

2

Правила игры в футбол.

Организация и проведение соревнований

Спортивный зал

Опросы, контрольные испытания

6.

04.02

25.02

16.00-17.30

Беседа

2

Установка перед игрой и разбор проведенной игры

Спортивный зал

Опросы, контрольные испытания

7.

07.04

28.04

16.00-17.30

Беседа

2

Места занятий, оборудование и инвентарь

Спортивный зал

Опросы, контрольные испытания

8

05.05.

19.05

16.00-17.30

Беседа

2

Теоретическая подготовка

Спортивный зал

Опросы, контрольные испытания

ИТОГО часов теоретической подготовки:

14


II. ПРАКТИКА

1.

06.09

08.10

05.11

03.12

14.01

04.02

10.04

16.00-17.30

Учебно-тренировочное занятие


7


Общая физическая подготовка

Спортивный зал

Игры, соревнования

2.

10.09

11.10

08.11

06.12

17.01

07.02

03.03

14.04

16.00-17.30

Учебно-тренировочное занятие

8

Специальная физическая подготовка

Спортивный зал

Игры, соревнования

3.

13.09

15.10

12.11

10.12

21.01

11.02

06.03

03.04

16.00-17.30

Учебно-тренировочное занятие

8

Техническая подготовка

Спортивный зал

Игры, соревнования

4.

17.09

18.10

15.11

13.12

24.01

14.02

10.03

16.00-17.30

Учебно-тренировочное занятие

7

Тактическая подготовка

Спортивный зал

Игры, соревнования

5.

20.09

22.10

19.11

17.12

28.01

18.02

13.03

16.00-17.30

Учебно-тренировочное занятие

7

Учебные и тренировочные игры

Спортивный зал

Игры, соревнования

6.

24.09

25.10

22.11

20.12

31.01

21.02

17.03

16.00-17.30

Учебно-тренировочное занятие

7

Контрольные игры и соревнования

Спортивный зал

Товарищеские встречи, игры, соревнования

7.

27.09

26.11

24.12

25.02

20.03

21.04

24.04

16.00-17.30

Учебно-тренировочное занятие

7

Подготовка к сдаче, сдача контрольных нормативов

Спортивный зал

Игры, соревнования

8.

4.10

01.11

29.11

27.12

28.02

07.04

17.04

16.00-17.30

Учебно-тренировочное занятие

7

Самостоятельная работа

Спортивный зал

Опросы, контрольные испытания

ИТОГО часов практической подготовки:

58


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

72



Календарно-тематическое планирование

Месяц

Неделя

урока

Тема урока

Сентябрь

1

1

Физическая культура и спорт в России.

2

2

Развитие футбола в России.

3

3

Гигиенические знания и навыки. Закаливание.

4

4

Правила игры в футбол.

Октябрь

1

5

Общеразвивающие упражнения без предметов.

2

6

Упражнения с набивным мячом.

3

7

Акробатические упражнения.

4

8

Упражнение в висах и упорах.

5

9

Легкоатлетические упражнения.

Ноябрь

1

10

Подвижные игры и эстафеты.

2

11

 Специальные упражнения для развития быстроты.

3

12

Специальные упражнения для развития ловкости.

Декабрь

1

13

Техника игры в футбол.

2

14

Прямой и резаный удар по мячу.

3

15

Точность удара.

4

16

Техника передвижения.

Январь

2

17

Удары по мячу ногой.

3

18

Удары по мячу головой.

4

19

Остановка мяча.

Февраль

1

20

Ведение мяча.

2

21

Обманные движения.

3

22

Отбор мяча.

Март

1

23

Вбрасывание мяча из-за боковой линии.

2

24

Техника игры вратаря.

3

25

Тактика игры в футбол.

4

26

Упражнения для развития умения «видеть поле».

Апрель

1

27

Тактика нападения.

2

28

Индивидуальные действия с мячом.

3

29

Групповые действия с мячом.

4

30

Тактика защиты.

Май

1

31

Групповые действия защиты.

2

32

Тактика вратаря.

3

33

Тренировочная игра.

4

34

Тренировочная игра.




Приложение №1

Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития

Морфофункциональные показатели,

физические качества

Возраст (лет)

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Рост




+

+

+

+



Мышечная масса




+

+

+

+



Быстрота

+

+

+







Скоростно-силовые качества


+

+

+

+

+




Сила




+

+

+




Выносливость (аэробные возможности)

+

+





+

+

+

Анаэробные возможности

+

+

+




+

+

+

Гибкость

+

+








Координационные способности

+

+

+

+






Равновесие


+

+

+

+

+





Росто-весовые показатели. Наибольший прирост прослеживается у детей в годы полового созревания. У мальчиков период бурного созревания этих показателей начинается с 12 до 15 лет.

Сила. Естественный рост силы мышц незначителен до 11-12 лет. С началом полового созревания (с 12 до 14 лет) темпы ее роста заметно увеличиваются. Наиболее интенсивное развитие силы имеет место в 14-17 лет.

Быстрота. Развитие быстроты наблюдается с 7 до 20 лет. Наиболее интенсивные темпы естественного роста этого качества происходят от 9 до 11 лет, в момент полового созревания от 14 до 15 лет и позже.

Скоростно-силовые качества. Наибольший прирост приходится на возраст от 10-12 до 13-14 лет. После этого возраста рост этих качеств продолжается в основном под влиянием целенаправленной тренировки.

Выносливость. Аэробные возможности организма, и в частности аэробная мощность, характеризуемая показателем максимального потребления кислорода

(МПК), увеличиваются с возрастом. Наиболее увеличивается МПК в период полового созревания (14-15 лет) и замедляются только после 18 лет. Относительный показатель МПК (мл/мин/кг) почти не изменяется в возрасте от 10до 17 лет. Дети гораздо легче переносят соревнования в беге на 3000 м, нежели на 200-300 м.

Креатино-фосфатный энергетический механизм наиболее интенсивно развивается по достижении биологической зрелости в возрасте 16-18 лет.

Гибкость. Рост этого качества интенсивно увеличивается в возрасте от 6 до 10 лет. Максимальный скачок в развитии этого качества приходится на 10 лет. В последующие годы гибкость развивается в основном под влиянием специальной тренировки.

Координационные способности развиваются наиболее интенсивно с 9-10 до 11-12 лет.

Сенситивные периоды у детей имеют значительные индивидуальные колебания, связанные с наступлением биологической зрелости. С учетом этих особенностей следует определять преимущественную направленность тренировочного процесса по годам обучения.



Приложение №2


Методические рекомендации по выполнению

контрольных нормативов


1. Бег 15, 30 метров со старта (сек.).

Проводится на беговой дорожке стадиона или фиксированном отрезке футбольного поля. Участники стартую в спортивной обуви. В забеге участвуют не более четырех человек, старт высокий, на сигнал – «внимание» и свисток стартера. Время фиксируется ручным или электронным секундомером на начало движения. Дается две попытки. В случае выполнения норматива с первой попытки, вторая попытка не выполняется.

Записывается время, показанное в каждом забеге. К зачету принимается лучшее время.

2. Бег 15, 30 метров с хода (сек.).

Проводится на беговой дорожке стадиона или фиксированном отрезке футбольного поля. Участники стартую в спортивной обуви. В забеге участвуют не более четырех человек. Участники начинают движение достартовой линии. Регистрируется результат от линии старта до финишной линии. Время фиксируется ручным или электронным секундомером на начало движения. Дается две попытки. В случае выполнения норматива с первой попытки, вторая попытка не выполняется. Записывается время, показанное в каждом забеге. К зачету принимается лучшее время.

3. Челночный бег 3 х 10 метров (сек.).

Проводится на беговой дорожке стадиона, фиксированном отрезке футбольного поля или в спортивном зале. Дистанция 10 метров ограничена линиями старта и финиша. Участники стартую в спортивной обуви. В забеге участвуют не более двух человек, старт высокий, на сигнал – «внимание» и свисток стартера участники начинают движение к противоположной отметке, добежав до отметки, начинают движение в обратном направлении. Участник должен преодолеть расстояние между отметками три раза. Время фиксируется ручным или электронным секундомером на начало движения.

Дается две попытки. В случае выполнения норматива с первой попытки, вторая попытка не выполняется. Записывается время, показанное в каждой попытке. К зачету принимается лучшее время.

4. Прыжок в длину с места (см.).

Проводится на нескользкой поверхности. Участник встает у стартовой линии в и.п. ноги параллельно, и толчком двумя ногами со взмахом рук совершает прыжок. Приземление происходит одновременно на обе ноги на покрытие. Измеряется расстояние от исходной линии до пятки, ближайшей к линии. Измерение осуществляется по отметке, расположенной ближе к стартовой линии, записывается лучший результат из трех попыток в сантиметрах.

5. Тройной прыжок (см.).

Прыжок проводится на размеченной дорожке. Участник, не переступая исходной линии, начинает прыжок толчком двумя ногами. Вначале выполняется первый элемент – скачок, при этом первое касание за меткой должно происходить «толчковой» ногой, затем следует второй элемент прыжка – шаг (касание земли должно происходить другой ногой).

Заключительный элемент – это собственно прыжок, и участник приземляется на две ноги. Регистрируется лучший результат из трех попыток.

6. Прыжок вверх с места (со взмахом рук или без взмаха рук) (см.).

Прыжок вверх осуществляется толчком двух ног. Для измерения высоты прыжка возможно использование следующих вариантов:

1) использование ленты Абалакова;

2) использование разметки, нанесенной на стене – участник, стоя на полу и подняв вытянутые руки вверх, делает первую отметку на разметке. Затем, подпрыгнув вверх со взмахом рук или без взмаха, делает вторую отметку. Разница между двумя отметками позволяет получить высоту выпрыгивания. Три попытки. К зачету принимается лучший результат.

7. Бег на 1 000 метров.

Проводится на беговой дорожке стадиона без учета времени. Участники стартуют в спортивной обуви. Старт высокий, на сигнал «внимание» и свисток стартера. Одна попытка. В случае перехода на шаг –попытка не засчитывается.

8. Бросок набивного мяча весом 1 кг из-за головы (м.)

Перед броском участник занимает у линии исходное положение: сидя ноги врозь, мяч в вытянутых руках над головой. При этом угол, образуемый при разведении ног, не выходит за стартовую линию. Дальность броска измеряется рулеткой. Выполняются 3 попытки: зачет по лучшей попытке.

Для полевых игроков:

9. Удар внутренней частью стопы, попасть в квадрат (число попаданий).

Обозначается игровое поле размером 10 на 20 м., внутри которого у одной из сторон размечается зона размером 2 на 2 м. Участник располагается на противоположной относительно обозначенной зоны стороне поля.

Участник первым касанием направляет мяч в зону размером 2 на 2 м. так, чтобы он не вышел за её пределы.

10. Ведение мяча с обводкой стоек и ударом по воротам (сек.).

Проводится на футбольном поле стадиона. Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам выполняются с линии старта (30 м. от линии штрафной площади), вести мяч 20 м., далее обвести змейкой стойки (первая стойка ставится в 10 м. от штрафной площади, а через каждые 2 м. ставятся еще три стойки), и, не доходя до штрафной площади, забить мяч в ворота. Время фиксируется с момента старта до пересечения линии ворот мячом. В случае если мяч не будет забит в ворота, упражнения не засчитываются. Даются три попытки, учитывается лучший результат.

11. Удар по мячу на точность (число попаданий)

Проводится на футбольном поле стадиона. Участник выполняет 10 ударов по неподвижному мячу «рабочей» ногой. Расстояние до цели в метрах равно возрасту бьющего игрока. Футболисты 10-15 лет посылают мяч по воздуху в заданную треть ворот, разделенных по вертикали. Юноши 16-18 лет посылают мяч в половину ворот, он должен пересечь линию ворот по воздуху. Учитывается сумма попаданий.

Для вратарей:

12. Удар по мячу ногой с рук на дальность и точность (м.).

Проводится на футбольном поле стадиона. Выполняется с разбега (разбег не более четырех шагов), не выходя из пределов штрафной площади, по коридору шириной в 10 м. Мяч, упавший за пределы коридора, не засчитывается. Дается три попытки, учитывается лучший результат.

13. Бросок мяча рукой на дальность (м.).

Проводится на футбольном поле стадиона. Выполняется по коридору шириной 3 м. Разбег не более 10 м.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!