СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Декоративно – прикладное творчество»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Декоративно – прикладное творчество»»

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчеств

Принята на заседании методического (педагогического) совета

от «___» _____________ 20____г. Протокол № __________________


Утверждаю:

Директор МОУ ДОД ДДТ _____________________ /ФИО/ «___» ________________ 20____г.



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Декоративно – прикладное творчество»

Возраст обучающихся: 10 – 15 лет

Срок реализации: 3 года

Автор составитель:

Гуральчук Ольга Ивановна














с.Хорошее, 2019

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

П ояснительная записка

Успешность современного человека определяют знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». На занятиях внеурочной деятельностью ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Внеурочная деятельность – это не работа с отстающими или одарёнными детьми. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она позволяет в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизмов обеспечения полноты и цельности образования.

Программа внеурочной деятельности для 5–9 классов «Декоративно – прикладное творчество» будет способствовать:

– развитию разносторонней личности ребёнка, воспитанию воли и характера;

– самоопределению, самовоспитанию и самоутверждению в жизни;

– ознакомлению с новыми технологиями декоративно-прикладного искусства;

– обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению выражать свои жизненные представления с учётом возможных художественных средств;

– созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.

На занятиях, создавая красоту своими руками, обучающиеся смогут освоить необходимые технологические и дизайнерские способы деятельности, приобрести трудовые умения и навыки.

Цель и задачи программы

Цель программы – формирование у обучающихся основ художественной культуры средствами народного и современного искусства.

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.

  2. Научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

  3. Обучить технологиям разных видов мастерства.

  4. Способствовать созданию оригинальных произведений декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учётом индивидуальных особенностей членов коллектива.

Воспитательные:

  1. Приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.

  2. Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности).

  3. Способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

  4. Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Развивающие:

  1. Развивать природные задатки, творческий потенциал ребёнка.

  2. Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, наблюдательность, воображение, память, глазомер, совершенствовать моторику рук.

  3. Развивать положительные эмоции и волевые качества.

  4. Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели.

  5. Развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Декоративно – прикладное творчество» предназначена для обучающихся 5–9 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (34 часа в год). Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся 5–9 классов. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объёму и интересный по содержанию, даётся как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.

С первых же занятий дети приучаются работать по плану: составление эскиза, воплощение в материале, выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок. Предусмотрены творческие проекты, участие в конкурсах и выставках.

Программа основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определённым, изученным ранее темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности возрастным особенностям детей. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия.

В программу включены следующие разделы: работа с бумагой, работа с тканью, работа с технологическими отходами, работа с природным материалом.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму: исторический аспект, связь с современностью, освоение основных технологических приёмов, выполнение учебных заданий, выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).




Содержание программы

Учебный план

Первый год обучения

п/п


Название раздела, темы

Количество часов


всего

теория

практика

Формы аттестации/контроля

1

Работа с природным материалом





1.1

Флористика

8

3

5

Собеседование/анализ работ

2

Работа с бумагой





2.1

Плетение из газет

9

1

8

Тестирование/анализ работ

3

Художественная обработка бросового материала





3.1

Изделия из пластиковых бутылок

5

1

4

Тестирование/анализ работ

3.2

Изделия из пакетов

8

1

7

Тестирование/анализ работ

3.3

Изделия из коробок

4

1

3

Тестирование/анализ работ

Итого

34

7

27


Раздел 1. Работа с природным материалом

Тема 1.1. Флористика

Понятия «флористика». Икебана. Разнообразие флористического материала. Правила сбора, подготовки и хранения материала. Правила построения цветочной композиции. Разнообразие технологий.

Практическая работа: изготовление панно «Кораблик»; изготовление панно «Осенний лес»; оформление работ к школьной выставке.

Раздел 2. Работа с бумагой

Тема 2.1. Плетение из газет

История плетения из лозы. Знакомство с техниками плетения из газет. Подготовка материала для плетения.

Практическая работа: освоение техники плетения из газет. Плетение дна изделия. Плетение по кругу. Плетение по спирали. Плетение шахматкой. Закрепление края изделия. Покраска изделия. Покрытие изделия лаком.

Раздел 3. Художественная обработка бросового материала

Тема 3.1. Изделия из пластиковых бутылок

Знакомство со способами утилизации пластиковых бутылок. Идеи изделий из пластиковых бутылок. Изготовление ваз из пластиковых бутылок. Презентация идей изделий из пластиковых бутылок.

Практическая работа: изготовление ваз из пластиковых бутылок; изготовление цветов из пластиковых бутылок.

Тема 3.2. Изделия из пакетов

Знакомство со способами утилизации пакетов. Идеи изделий из пакетов. Техника вязания крючком. Изготовление одежды из пакетов. Плетение обуви из пакетов. Презентация идей изделий из пакетов. Практическая работа: плетение ковриков из пакетов.

Тема 3.3. Изделия из коробок

Знакомство со способами утилизации коробок. Идеи изделий из коробок. Презентация идей изделий из коробок.

Практическая работа: изготовление мебели из коробок.

Второй год обучения

п/п


Название раздела, темы

Количество часов


всего

теория

практика

Формы аттестации/контроля

1

Работа с бумагой





1.2

Работа с гофрированной бумагой

5

1

4

Собеседование/анализ работ

2

Работа с природным материалом





2.1

Из семян растений, крупы

7

1

6

Тестирование/анализ работ

2.2

Работа с холодным фарфором

6

1

5

Тестирование/анализ работ

3

Работа с текстильными материалами





3.1

Работа с тканью

13

2

11

Тестирование/анализ работ

3.2

Валяние

3

1

2

Тестирование/анализ работ

Итого

34

6

28


Раздел 1. Работа с бумагой

Тема 1.2. Работа с гофрированной бумагой

Свойства гофрированной бумаги. Идеи изделий из гофробумаги. Практическая работа: изготовление букетов из гофробумаги.

Раздел 2. Работа с природным материалом

Тема 2.1. Из семян растений, крупы

Виды круп и семян растений. Разнообразие формы и цвета. Использование круп и семян для изготовления поделок. Знакомство с техникой работы с крупой и семенами растений.

Практическая работа: изготовление картин из семян и круп.

Тема 2.2. Работа с холодным фарфором

Понятие «фарфор». История создания фарфора и изделия из него. Что такое «холодный фарфор», способ его приготовления. Техника работы с холодным фарфором. Технология покраски изделий.

Практическая работа: изготовление цветов и украшений (заколок, брошей, брелоков).

Раздел 3. Работа с текстильными материалами

Тема 3.1. Работа с тканью

История создания игрушек из ткани. Разнообразие материала. Знакомство с техникой примитивизм. Изготовление тканевой игрушки в технике примитивизм. Технология обработки игрушки кофе с ванилью.

Практическая работа: изготовление куклы.

Тема 3.2. Валяние

Понятие «валяние». Мокрое и сухое валяние. Объёмное и плоскостное валяние. Техника мокрого объёмного валяния. Изготовление бус и брелоков в технике мокрого валяния.

Практическая работа: изготовление бус и брелоков в технике мокрого валяния.

Третий год обучения

п/п


Название раздела, темы

Количество часов


всего

теория

практика

Формы аттестации/контроля

1

Работа с бумагой





1.1

Декупаж

7

1

6

Собеседование/анализ работ

2

Художественная обработка бросового материала





2.1

Работа с технологическими отходами

8

1

7

Тестирование/анализ работ

2.2

Декор компьютерными дисками

6

1

5

Тестирование/анализ работ

3

Работа с текстильными материалами





3.1

Из носков и колгот

6

1

5

Тестирование/анализ работ

3.2

Работа с нитками

7

1

6

Тестирование/анализ работ

Итого

34

5

29


Раздел 1. Работа с бумагой

Тема 1.1. Декупаж

История создания бумаги. Разнообразие видов бумаги. Салфетки. Знакомство с техникой декупажа. Технология изготовления изделий в технике декупажа.

Практическая работа: изготовление сувенира.

Раздел 2. Художественная обработка бросового материала

Тема 2.1 Работа с технологическими отходами

Понятие «технологические отходы». Разнообразие технологических отходов. Вторая жизнь вещей. Разнообразие технологий при работе с технологическими отходами.

Практическая работа: изготовление подарочного панно.

Тема 2.2 Декор компьютерными дисками

Понятие «декор». Декорирование предметов. Технология выполнения декора дисками.

Практическая работа: изготовление подарочной коробки.

Раздел 3. Работа с текстильными материалами

Тема 3.1 Игрушки из носков, колгот

Трикотажное полотно. Особенности, свойства трикотажа. Технология изготовления пупсов, зверей.

Практическая работа: изготовление пупсов, зверюшек.

Тема 3.2 Работа с нитками

Понятие «мандала». История происхождения. Разнообразие техники исполнения мандалы. Технология плетения мандалы.

Практическая работа: плетение мандал.


Планируемые результаты

1. Личностные универсальные учебные действия:

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.

2. Метапредметные результаты:

2.1. Регулятивные универсальные учебные действия:

способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры.

2.2. Познавательные универсальные учебные действия:

формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества; владение различными техниками работы с материалами; приобретение практических навыков различного вида мастерства.

2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

3. Предметные результаты:

овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; обеспечение сохранности продуктов труда; освоение ключевых понятий, связанных с изобразительным искусством; знакомство с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и его выдающимися деятелями; расширение кругозора; испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества; овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Конкурсы и выставки способствуют формированию и поддержке ситуации успеха для каждого обучающегося, а также и процессу обучения. Результативность освоения программы внеурочной деятельности можно отследить путём архивирования творческих работ после каждого изучаемого раздела.

Подобная же организация учёта знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности используется и в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. На начальном этапе обучения планируется входное анкетирование, тестирование. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется путём анализа и отбора творческих работ для выставок.




Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

Календарный учебный график

Первый год обучения


п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов


Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел 1. Работа с природным материалом

1

сентябрь


1600 - 1700

теория

1

Понятие «флористика». Икебана

Каб.№12

Собеседование

2


1600 - 1700

теория

1

Правила сбора, подготовки и хранения материала

Каб.№12


3


1600 - 1700

теория

1

Правила, техника работы с соломкой

Каб.№12


4


1600 - 1700

практика

1

Изготовление панно «Кораблик»

Каб.№12


5

октябрь


1600 - 1700

практика

1

Изготовление панно «Кораблик»

Каб.№12


6


1600 - 1700

практика

1

Правила, техника работы с сухими листьями

Каб.№12


7


1600 - 1700

практика

1

Изготовление панно «Осенний лес»

Каб.№12


8-9


1600 - 1700

практика

1

Подготовка работ к школьной выставке

Каб.№12

Анализ работ

Раздел 2. Работа с бумагой

10

ноябрь


1600 - 1700

теория

1

История плетения из лозы. Знакомство с техниками плетения из газет

Каб.№12

Тестирование

11


1600 - 1700

практика

1

Техника плетения из газет

Каб.№12


12


1600 - 1700

практика

1

Подготовка материала для плетения

Каб.№12


13


1600 - 1700

практика

1

Плетение дна изделия

Каб.№12


14

декабрь


1600 - 1700

практика

1

Плетение по кругу

Каб.№12


15


1600 - 1700

практика

1

Плетение по спирали

Каб.№12


16


1600 - 1700

практика

1

Плетение шахматкой

Каб.№12


17


1600 - 1700

практика

1

Закрепление края изделия. Покрытие изделия лаком. Подготовка работ к школьной выставке

Каб.№12

Анализ работ

Раздел 3. Работа с бросовым материалом

18

январь


1600 - 1700

теория

1

Знакомство со способами утилизации пластиковых бутылок

Каб.№12

Тестирование

19


1600 - 1700

практика

1

Идеи изделий из пластиковых бутылок

Каб.№12


20


1600 - 1700

практика

1

Изготовление ваз из пластиковых бутылок

Каб.№12


21

февраль


1600 - 1700

практика

1

Изготовление ваз из пластиковых бутылок

Каб.№12


22


1600 - 1700

практика

1

Изготовление цветов из пластиковых бутылок

Каб.№12


23


1600 - 1700

теория

1

Знакомство со способами утилизации пакетов

Каб.№12

Тестирование

24


1600 - 1700

практика

1

Идеи изделий из пакетов

Каб.№12


25

март


1600 - 1700

практика

1

Техника вязания крючком

Каб.№12


26


1600 - 1700

практика

1

Техника вязания крючком

Каб.№12


27


1600 - 1700

практика

1

Изготовление одежды из пакетов

Каб.№12


28

апрель


1600 - 1700

практика

1

Плетение обуви из пакетов

Каб.№12


29


1600 - 1700

практика

1

Плетение ковриков из пакетов

Каб.№12


30


1600 - 1700

теория

1

Знакомство со способами утилизации коробок

Каб.№12

Тестирование

31


1600 - 1700

практика

1

Идеи изделий из коробок

Каб.№12


32

май


1600 - 1700

практика

1

Изготовление мебели из коробок

Каб.№12


33


1600 - 1700

практика

1

Презентация идей изделий из коробок

Каб.№12


34


1600 - 1700


1

Выставка работ

Каб.№12

Анализ работ







Второй год обучения

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов


Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел 1. Работа с бумагой

1

сентябрь


1600 - 1700

теория

1

Знакомство со свойствами гофрированной бумаги и изделиями из неё. Технология изготовления цветов

Каб.№12

Собеседование

2


1600 - 1700

практика

1

Изготовление цветов

Каб.№12


3


1600 - 1700

практика

1

Изготовление цветов

Каб.№12


4


1600 - 1700

практика

1

Изготовление цветов

Каб.№12


5

октябрь


1600 - 1700

практика

1

Оформление букета из готовых цветов

Каб.№12


6


1600 - 1700

практика

1

Знакомство со свойствами гофрированной бумаги и изделиями из неё. Технология изготовления цветов

Каб.№12

Анализ работ

Раздел 2. Работа с природным материалом

7

октябрь


1600 - 1700

теория

1

Знакомство с семенами растений и видами круп, техника работы с ними

Каб.№12

Тестирование

8


1600 - 1700

практика

1

Изготовление картины «Осень»

Каб.№12


9

ноябрь


1600 - 1700

практика

1

Изготовление картины «Осень»

Каб.№12


10


1600 - 1700

практика

1

Изготовление картины «Осень»

Каб.№12


11


1600 - 1700

практика

1

Изготовление картины «Осень»

Каб.№12


12


1600 - 1700

практика

1

Изготовление картины «Осень».

Покрытие работы лаком

Каб.№12


13

декабрь


1600 - 1700

теория

1

История создания фарфора. Изделия из фарфора

Каб.№12


14


1600 - 1700

практика

1

Технология изготовления холодного фарфора

Каб.№12


15


1600 - 1700

практика

1

Создание изделия (по желанию обучающегося)

Каб.№12


16


1600 - 1700

практика

1

Создание изделия (по желанию обучающегося)

Каб.№12


17

январь


1600 - 1700

практика

1

Создание изделия (по желанию обучающегося)

Каб.№12


18


1600 - 1700

практика

1

Покраска изделия, покрытие лаком

Каб.№12

Анализ работ

Раздел 3. Работа с текстильными материалами

19



1600 - 1700

теория

1

История создания игрушек из ткани. Разнообразие игрушек

Каб.№12

Тестирование

20


1600 - 1700

практика

1

Техника примитивизм. Создание кукол в технике примитивизм

Каб.№12


21

февраль


1600 - 1700

практика

1

Создание рисунка куклы. Создание выкройки

Каб.№12


22


1600 - 1700

практика

1

Выкраивание деталей и их сшивание

Каб.№12


23


1600 - 1700

теория

1

Изготовление куклы

Каб.№12


24


1600 - 1700

практика

1

Изготовление куклы

Каб.№12


25

март


1600 - 1700

практика

1

Изготовление куклы

Каб.№12


26


1600 - 1700

практика

1

Изготовление куклы

Каб.№12


27


1600 - 1700

практика

1

Изготовление куклы

Каб.№12


28

апрель


1600 - 1700

практика

1

Изготовление куклы

Каб.№12


29


1600 - 1700

практика

1

Технология покраски куклы кофе с ванилью, сушка

Каб.№12


30


1600 - 1700

практика

1

Роспись лица. Окончательная отделка изделия

Каб.№12


31


1600 - 1700

теория

1

Знакомство с техникой валяния. Виды валяния, инструменты и приспособления

Каб.№12

Тестирование

32

май


1600 - 1700

практика

1

Изготовление бус и брелоков в технике мокрого валяния

Каб.№12


33


1600 - 1700

практика

1

Изготовление бус и брелоков в технике мокрого валяния

Каб.№12


34


1600 - 1700


1

Выставка работ

Каб.№12

Анализ работ










Третий год обучения

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов


Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел 1. Работа с бумагой

1

сентябрь


1600 - 1700

теория

1

Понятие «декупаж». История техники декупажа. Прямой и обратный декупаж. Идеи для поделок

Каб.№12

Собеседование

2


1600 - 1700

практика

1

Изготовление поделки в технике прямого декупажа

Каб.№12


3


1600 - 1700

практика

1

Изготовление поделки в технике прямого декупажа

Каб.№12


4


1600 - 1700

практика

1

Изготовление поделки в технике прямого декупажа

Каб.№12


5

октябрь


1600 - 1700

практика

1

Изготовление поделки в технике прямого декупажа

Каб.№12

Анализ работ

Раздел 2. Художественная обработка бросового материала

7

октябрь


1600 - 1700

теория

1

Понятие «технологические отходы». Разнообразие технологических отходов. Понятие «панно». Идеи для поделок

Каб.№12

Тестирование

8


1600 - 1700

практика

1

Создание рисунка будущего панно. Отбор, сортировка материала



9


1600 - 1700

практика

1

Создание рисунка будущего панно. Отбор, сортировка материала

Каб.№12


10

ноябрь


1600 - 1700

практика

1

Изготовление панно

Каб.№12


11


1600 - 1700

практика

1

Изготовление панно

Каб.№12


12


1600 - 1700

практика

1

Изготовление панно

Каб.№12


13


1600 - 1700

практика

1

Покрытие краской изделия

Каб.№12


14

декабрь


1600 - 1700

теория

1

Технологические отходы – компьютерные диски. Идеи для поделок. Технология изготовления подарочной коробки

Каб.№12


15


1600 - 1700

практика

1

Изготовление подарочной коробки

Каб.№12


16


1600 - 1700

практика

1

Изготовление подарочной коробки

Каб.№12


17


1600 - 1700

практика

1

Изготовление подарочной коробки

Каб.№12

Анализ работ

Раздел 3. Работа с текстильными материалами

18

январь


1600 - 1700

теория

1

Ткань, трикотажное полотно. Разнообразие поделок. Идеи для изготовления поделки

Каб.№12

Тестирование

19


1600 - 1700

практика

1

Изготовление выкроек-заготовок. Создание поделки

Каб.№12


20



1600 - 1700

практика

1

Создание поделки

Каб.№12


21

февраль


1600 - 1700

практика

1

Создание поделки

Каб.№12


22


1600 - 1700

практика

1

Создание поделки

Каб.№12


23


1600 - 1700

теория

1

Создание поделки

Каб.№12


24


1600 - 1700

практика

1

Создание поделки

Каб.№12


25

март


1600 - 1700

практика

1

Изготовление пупсов, зверюшек

Каб.№12


26


1600 - 1700

практика

1

Изготовление пупсов, зверюшек

Каб.№12


27


1600 - 1700

практика

1

Изготовление пупсов, зверюшек

Каб.№12


28

апрель


1600 - 1700

практика

1

Изготовление пупсов, зверюшек

Каб.№12


29


1600 - 1700

теория

1

Понятие «мандала». История происхождения. Разнообразие мандал. Знакомство с техникой выполнения

Каб.№12

Тестирование

30


1600 - 1700

практика

1

Знакомство с техникой выполнения мандал

Каб.№12


31


1600 - 1700

теория

1

Плетение мандал

Каб.№12

Тестирование

32

май


1600 - 1700

практика

1

Плетение мандал

Каб.№12


33


1600 - 1700

практика

1

Плетение мандал

Каб.№12


34


1600 - 1700


1

Выставка работ

Каб.№12

Анализ работ


Условия реализации программы

Для реализации программы «Декоративно – прикладное творчество» необходима материально-техническая база: учебные пособия; книги по декоративно-прикладному творчеству; технологические карты; памятки; таблицы; чертёжные инструменты (линейка, транспортир, циркуль); ножницы; оборудование для демонстрации мультимедийных программ и презентаций (компьютер, мультимедийный проектор). Не менее значимым является состояние экологической и комфортной среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.

Формы аттестации

1.Тестирование.

2. Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований, презентация.

3. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.

4. Групповая оценка работ.

5. Собеседование.

6. Творческий отчет (концерт, выставка и т.п.).

Выставка - это форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей обучающихся. Может быть персональной или коллективной. По итогам выставки участникам выдается диплом или грамота. Выставка является инструментом поощрения обучающегося.

Оценочные материалы

Образовательная программа предусматривает следующие формы контроля:

Входной контроль применяется при поступлении воспитанника в коллектив и на вводном занятии последующих учебных годов в форме собеседования, технического тестирования, анкетирования. Главный критерий на этом этапе диагностики - это интерес ребенка к данному виду деятельности. Собеседование на начальном этапе проводится для того, чтобы наметить план работы с учетом индивидуальных личностных качеств и творческих данных детей.

Текущий контроль проводится на каждом занятии в форме наблюдений, устных рекомендаций педагога, в форме коллективного обсуждения. Контроль предполагает участие воспитанников коллектива в творческих мероприятиях образовательного учреждения.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года и по окончанию образовательной программы (май) в форме: выставки работ.

Для эффективного отслеживания образовательных и воспитательных результатов обучающихся ведется мониторинг результатов. Мониторинг предполагает формирование следующих документов: входные и промежуточные анкеты, тесты (на выявление интереса к виду деятельности, развитие личностных качеств); «Карты творческой активности обучающихся», рейтинг участия в культурных и конкурсных мероприятиях. Активная жизненная позиция детей оценивается по результатам их участия в мероприятиях коллектива. Педагог наблюдает за работоспособностью и активностью восприятия информации обучающимися. Критерии эффективности обучения воспитанников детского объединения:

• точность и системность усвоенных знаний;

• уровень творческого применения знаний и умений и навыков;

• нравственная, трудовая, эстетическая воспитанность обучающихся.

Основными формами проведения аттестационных занятий в детском творческом объединении можно считать:

• участие в конкурсах, фестивалях, других творческих мероприятиях разного уровня.

Оценка результативности обучающихся по образовательной программе осуществляется по двенадцати балльной системе и имеет три уровня оценивания:

 Высокий (10-12 баллов);

 Средний (5-10 баллов);

 Достаточный (3-5 баллов).

Критерии выявления образовательных результатов обучающихся:

1. Владение теоретическими знаниями.

2. Применение знаний, умений, навыков в практике.

3. Креативность мышления.

4. Эстетический вкус.

Каждый критерий оценивается от 1-3 баллов. Общий балл оценки обученности составляет сумма баллов по всем критериям. Максимальное количество баллов - 12.

Определение уровня освоения программы Высокий уровень от 10 до 12 баллов: - свободное оперирование знаниями, умениями и навыками, полученными на занятиях; - свобода восприятия теоретической информации; - высокая активность, быстрота включения в творческую деятельность, в коллективную работу (инициативность); - большая степень самостоятельности и качество выполнения творческих заданий; - свобода владения специальным инструментами, материалами и оборудованием; - широта кругозора; - творческое отношение к выполнению практического задания; -аккуратность и ответственность при выполнении работы; - развитость специальных способностей.

Средний уровень от 5 до 10 баллов: - хорошее оперирование знаниями, умениями и навыками, полученными на занятиях; - невысокая степень активности, невысокая инициативность; - небольшая степень самостоятельности при выполнении творческих заданий, когда ребёнок нуждается в дополнительной помощи педагога; - не очень высокое качество выполнения творческих заданий.

Достаточный уровень от 3 до 5 баллов: - слабое оперирование знаниями, умениями, полученными на занятиях; - слабая активность включения в творческую деятельность, выполняет работу только по конкретным заданиям.; - слабая степень самостоятельности при выполнении творческих заданий (выполнять творческие задания только с помощью педагога); - обучающийся проявляет интерес к деятельности, но его активность наблюдается только на определенных этапах работы.

На основе данных критериев осуществляется дифференцированная работа с обучающимися с использованием индивидуально - личностного подхода. Критерии определения творческой активности воспитанника:

1. Мотивация личности. Ценностно-смысловое отношение воспитанника к познавательной, практической коммуникативной деятельности.

2. Самостоятельность в познавательной, продуктивной коммуникативной (в поступках, отношениях с товарищами) деятельности.

3. Удовлетворённость результатом деятельности.

Оценка критериев творческой активности воспитанника определяется при наличии ( «+» или «-» ) и отмечается по двум уровням:

• активный;

•пассивный.

Методические материалы

Задание № 1. Вопросы для собеседования по теме «Икебана»:

1. Что такое икебана?

2. Какие цветы используют для работы?

3. В какой стране родилась эта техника?

4. Назови основные правила при составлении икебаны.

5. Перечисли инструменты для работы в данной технике.


Задание № 2. Вопросы для собеседования по теме «Плетение»:

1. Перечисли все виды плетения.

2. Перечисли инструменты и материалы для плетения

– бисером;

– газетами.

3. На какие группы можно разделить плетёные изделия?


Задание № 3. Вопросы для собеседования по теме «Знакомство со способами утилизации пластиковых бутылок»:

1. Нужны ли людям пластиковые бутылки? Для чего?

2. Из чего изготавливают пластиковые бутылки?

3. Как утилизируют (уничтожают) их?

4. Отражается ли утилизация пластика на экологии?

5. Что можно сделать из пластиковых бутылок?


Задание № 4. Вопросы для собеседования по теме «Знакомство со способами утилизации картонных коробок»:

1. Из чего изготавливают картон? Что служит сырьём для изготовления?

2. Как утилизируют (уничтожают) картон?

3. Какой способ утилизации считается экологическим?


Задание № 5. Вопросы для собеседования по теме «Создание изделия из холодного фарфора»:

1. Перечисли ингредиенты для изготовления холодного фарфора.

2. С какими из них нужно работать с осторожностью?

3. Почему?

4. Перечисли правила оказания первой помощи при ожогах.


Задание № 6. Вопросы для собеседования по теме «Создание кукол. Выкраивание и сшивание деталей»:

1. Перечисли инструменты и приспособления для сшивания деталей.

2. Перечисли правила техники безопасности при работе:

– с иглой (хранение, перенос);

– с ножницами (хранение, передача);

– с клеем (хранение, передача).


Задание № 7. Вопросы для собеседования по теме «Технологические отходы»:

1. Из какого материала могут быть технологические отходы?

2. Технологические отходы из каких материалов практически не разлагаются, находясь в земле?

3. Какие драгоценные металлы находят в технологических отходах?

4. Перечисли способы утилизации технологических отходов.


Задание № 8. Вопросы для собеседования по теме «Техника декупаж»:

1. Сколько ты знаешь видов декупажа? Назови их.

2. Назови отличия в технике выполнения.

3. Перечисли материалы и инструменты для декупажа.

Список литературы


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев. – М.: Эксмо, 2011.

  3. Белякова О.В. Поделки из природного материала. – М.: АСТ, 2009.

  4. Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. – М.: Айрис-пресс, 2011.

  5. Зайцева О.В. Декоративные куклы. – М.: АСТ, 2010.

  6. Зонова С.В. Декоративно-прикладное творчество. – М.: Арт-родник, 2010.

  7. Кокорева И.А. Живописный войлок. Техника. Приёмы. Изделия. – М.: АСТ-Пресс книга, 2011.

  8. Назарова В.И. Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы. – М.: РИПОЛ Классик, 2011.

  9. Орлова Е.А. Декупаж. – М.: РИПОЛ Классик, 2011.

  10. Панеева И.А. Поделки из природных материалов. – М.: Олма Медиа Групп, 2011.

  11. Расина Е.Г. Валяние. Практичные и забавные вещи. – М.: Олма Медиа Групп, 2010.

  12. Скляренко О.А. Шьём Тедди-малышей и их друзей. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.

  13. Хоменко В.А. Аппликации, картины, панно из природного материала. – Харьков: Клуб семейного досуга, 2010.

  14. Хворостухина С.А. Оригинальные поделки для дома. – М.: Мир книги, 2009.

  15. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.

  16. Юсель С. Декупаж. Самая полная энциклопедия. – М.: АСТ-Пресс, 2012.

  17. Нестерова Д.В. Плетение лозой, ивой, берестой: самоучитель. – М.: РИПОЛ Классик, 2009.

  18. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли // Система заданий: пособия для учителя // 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

  19. Капулетти М. Плетение из газет: пособие по рукоделию. – М.: Мир книги, 2008.

  20. Дом на радуге. Техники: валяние, декупаж, квиллинг и др. [Электронный ресурс]: http://domnaraduge.com

  21. Осинка. Техники: валяние, декупаж, бисероплетение, вышивка, вязание и др. [Электронный ресурс]: http://club.osinka.ru

  22. Страна мастеров. Техники: витраж, коллаж, лепка, мозаика, торцевание и др. [Электронный ресурс]: http://stranamasterov.ru/technics



31


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!