СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «юный краевед»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа адаптирована на основе модельной дополнительной общеразвивающей программы «Юный краевед».

Цель – создание на базе образовательной организации условий для овладения обучающимися специальными метапредметными компетенциями, которые необходимы для ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «юный краевед»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28 имени Молодова С.Г. г. Челябинска»

454015, г. Челябинск, ул. Героя России Молодова, д.15, тел. 8(351)214-52-53

ПРИНЯТА

на заседании

Педагогического совета

от «__» ____________2021 г.

Протокол № ____________


СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по ВР

_____________ / Силантьев Д.Е. /


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ

«СОШ № 28 г. Челябинска»

____________ / Костомарова В.В. /

«__» ____________2021 г.

E-mail: [email protected]





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«ЮНЫЙ КРАЕВЕД»


направленность: туристско-краеведческая

срок реализации: 2 года

возрастная категория учащихся: 13-15 лет






Метлёва Юлия Михайловна

Педагог дополнительного образования








Челябинск, 2021



1. Пояснительная записка

Программа адаптирована на основе модельной дополнительной общеразвивающей программы «Юный краевед».

Актуальность программы

Изучение школьниками исторического краеведения в современной России–поликультурном, многонациональном и мульти конфессиональном государстве, является важной и сложной социально-педагогической и этнопсихологической задачей. Историко-краеведческое образование является важной частью дополнительной образовательной программы школы, которая разрабатывается с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей территории.

Во-первых, содержание нормативно-правовых документов, сформированных на уровне государства и органов управления в сфере общего и дополнительного образования детей, подтверждает необходимость историко-краеведческих знаний для школьников:

−Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012г.), формулирующий в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов России в условиях многонационального государства» (ст.3);

−Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010г.), нацеливающий педагогов на формирование уклада школьной жизни, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, учитывающего историко- культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся (п.18.2.3);

−Профессиональный стандарт (2013г.), предъявляющий в качестве требования к педагогу «умение организовывать различные виды внеурочной деятельности с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона» (п.3.1.1).

Во-вторых, содержание концептуально-теоретических материалов, определяющих модернизацию системы общего образования, подтверждает необходимость включения историко-краеведческих знаний в преподавание, что подтверждено в следующих документах:

–Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (2005г.), предусматривающая выделение вариативной части куррикулума, обеспечивающей индивидуальный характер развития обучающихся, личные интересы и склонности, интересы субъекта Российской Федерации в реализации содержания общего образования;

−Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.), определяющая осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики в качестве одной из ступеней развития гражданина России;

–Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (2013 г.), подчеркивающая, что школьный курс должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов с историей регионов и локальной историей (прошлое родного города, села).

В-третьих, анализ научно-исторических работ и педагогической практики, который позволяет каждой конкретной школе определиться с выбором модели организации музейно-краеведческого образования.

По горячему убеждению, челябинских краеведов, даже эпизодическое обращение школьников к сюжетам региональной истории имеет особый глубинный смысл, ведь «попытка делить жизнь на столичную и провинциальную во многом условна. Как справедливо подчеркивают Е. Е. Вяземский и О. Ю. Стрелова, изучение локальных аспектов содержания музейно-краеведческого образования уникально тем, что создает ощущение непосредственного присутствия в прошлом и соединяет его с настоящим.

Освоение программы обеспечивает получение детьми опыта социального действия. Деятельность юных краеведов–экскурсоводов и исследователей направлена на изучение окружающего микросоциума, его злободневных проблем. Программа предполагает организацию деятельности обучающихся от знакомства с разнообразием музеев к развернутому описанию конкретных экспонатов, подготовке и проведению экскурсий, самостоятельному исследовательскому поиску. В Челябинской области развивается туристический бизнес. Специальность экскурсовода можно получить в различных вузах и на специальных курсах. Освоение программы позволяет познакомиться с разнообразными сторонами профессии экскурсовода и других сотрудников музея, учит воспринимать разнообразные явления и факты культуры, соотносить их с собственной жизнью и накопленным опытом.

Если даже обучающийся поймет, что данный профиль деятельности для него не подходит, то навыки исследовательской работы и общения с другими людьми, приобретенные им, помогут в его дальнейшей жизни.

Отличительные особенности программы

Представленные специализированные модули направлены на выявление и развитие способностей обучающихся, приобретение ими определенных знаний и умений в избранном виде или направлении деятельности. Эти модули программы направлены на развитие компетентности в отдельной области музейного дела и дают положительный социальный опыт их практического применения.

Индивидуальные модули раскрывают и в дальнейшем развивают творческие способности учащихся как научной деятельности, так и в экскурсионной работе. Эти модули предусматривают достижение высоких показателей образованности в практической области (экскурсионная деятельность, исследовательская работа), умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать пути их решения, претворять свою авторскую идею, т.е. формируют специалиста, владеющего профессиональными знаниями, умениями и навыками.

В ходе освоения данной дополнительной общеобразовательной программы (далее ДОП) у обучающихся формируются универсальные компетенции, приобретается опыт краеведческой и исследовательской деятельности.

Модуль – это законченная единица образовательной программы, предполагающая освоение обучающимся комплекса результативных компонентов программы: когнитивного (знания, умения), мотивационно-ценностного (отношение), деятельностного (опыт), сопровождаемая контролем результатов обучающихся на выходе.

Модульный принцип обеспечивает вариативность, гибкость и мобильность построения ДОП, позволяя педагогу обеспечивать качество освоения программы обучающимися, в том числе на основе построения индивидуального образовательного маршрута обучающегося.

Педагогическая целесообразность

Ведущими принципами построения дополнительной общеразвивающей программы «Юный краевед» являются интеграция, вариативность, доступность, наглядность и направленность на профессиональную ориентацию школьников. В основу содержания программы, проектируемой с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области и родного города, положено понимание роли музеев  и объектов культурного наследия в жизни общества.

Специализированная программа направлена на глубокое изучения с обучающимися различных направлений краеведения, музейной и экскурсоводческой деятельности.

Специализированные модули «Музей истории нашей школы», «Детский музей» (культура и быт народов Южного Урала) позволяют организовать познавательную и развивающую деятельность по различным профилям музейной работы.

Профиль музея определяет специфику работы конкретного музея, что отражается в видах и формах деятельности как музейных работников, так и в особенностях формирования фондов и экспозиции. Специализированные модули, с одной стороны, позволяют максимально задействовать в реализации программы пространство конкретного школьного музея, а, с другой стороны, на базе этого музея эффективно формировать универсальные компетенции музейных работников. Таким образом, модуль ведет участников программы от частного к общему. В тоже время профиль музея определяет событийный ряд, в организации и реализации которого принимают участие обучающиеся.

В соответствии с личностными склонностями и потребностями в профессиональной ориентации подростки могут выбрать индивидуальные модули «Школа юного краеведа-исследователя» или «Школа юного экскурсовода». Педагогическая целесообразность данных программ состоит в том, что учащийся, индивидуально занимающийся изучением родного края, непременно попадает в положение исследователя, анализируя подлинные исторические источники (архивные документы, экспонаты музеев, различные виды устных исторических источников и др.). Это имеет развивающий и воспитательный эффект–формирует у учащегося уважение к историческим фактам, стремление к самостоятельному поиску, постижение навыков исследовательской работы и умения их применять в дальнейшей жизни. Для школьного уровня, возможно, более важным являются не научные результаты исследования, а образовательно-воспитательное значение исследовательского метода как пути активного познания действительности.

Делают насыщенным уклад школьной жизни и обогащают социальный опыт подростков событийные модули «Школа начинающего краеведа» и «Заметки путешественника».

Цель и задачи программы

Цель – создание на базе образовательной организации условий для овладения обучающимися специальными метапредметными компетенциями, которые необходимы для ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений.

Задачи дополнительной общеразвивающей программы:

Специализированные модули:

-научить обучающихся основам технологий подготовки мини экскурсии, оформления выставочного пространства, описания музейного экспоната;

-привить обучающимся научно обоснованные навыки работы с музейными фондами;

-сформировать у обучающихся навыки организации социальных проектов в пространстве школьного музея;

-сформировать у обучающихся основы интегрирования полученных в учебном процессе знаний на качественно новом уровне для социально значимой деятельности в пространстве школьного музея;

-воспитать чувство гордости и ответственности за культурно-историческое наследие своей школы (народа, малой Родины)

Индивидуальные модули:

-научить обучающихся использованию различных методов и источников исследования и подготовки экскурсии;

-привить обучающимся целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;

-развить у обучающихся навыки экскурсионной и проектной деятельности;

-сформировать у обучающихся устойчивую мотивацию к развитию на практике собственных познавательных интересов и способностей;

-воспитать у обучающихся культуру публичного выступления в общении с разными категориями школьников и взрослых.

Событийные модули:

-научить обучающихся технологиям коллективных творческих дел, реализуемых в подготовке экскурсионных маршрутов;

-привить социальные нормы, правила поведения в поездках на экскурсии;

- сформировать навыки активного краеведения;

-воспитать у обучающихся уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Адресат обучающихся

Для прохождения данной программы принимаются учащиеся 6-8 классов (13-15лет). Набор проводится на добровольных началах, для поступления требуется письменное заявление родителей.

Количественный состав групп 12-15 человек.

Логика построения программы

Программа состоит из трех модулей – специализированного, событийного и индивидуального (также включает событийный компонент). 

Специализированные модули первого года обучения «Музей истории нашей школы», «Детский музей» (культура и быт народов Южного Урала) позволяют организовать познавательную и развивающую деятельность по различным профилям музейной работы в рамках специфики школьных музеев.

Событийный модуль первого года обучения «Заметки путешественника» делают насыщенным уклад кружковой жизни и обогащают социальный опыт подростков.

Второй-третий год обучения строится в соответствии с личностными склонностями и потребностями в профессиональной ориентации подростков, когда они могут выбрать индивидуальные модули «Школа юного краеведа-исследователя» или «Школа юного экскурсовода».

Событийный модуль для юных экскурсоводов включает в себя участие в традиционном конкурсе музеев, слете активов школьных музеев, городской игре-конкурсе юных экскурсоводов «Знай и люби Челябинск» и других конкурсов для экскурсоводов.

Формы занятий могут быть как групповыми, так и индивидуальными, и должны создать условия, при которых обучающиеся занимают активную позицию в процессе получения знаний, умений и навыков: 

- беседы, лекции, викторины, встречи, консультации;

- практические занятия (в том числе презентации, мини-проекты, защита проектов);

- мастер-классы, экскурсии, виртуальные экскурсии; 

- проведение школьных праздников, вечеров встреч с интересными людьми;

- участие в конференциях, конкурсах, смотрах.

Сроки и объем программы

Срок реализации программы – 3 года. 

Общее количество часов – 333 часа в год.

Количество часов в неделю – 9 часов.

(2 группы по 4.5 ч)

Периодичность занятий у каждой группы – 2 раза в неделю (2 ч. и 2,5ч.)

Учащиеся занимаются по модулям 2-3 года обучения. В 1 год обучение проходит по программе «Детский музей».



2. Планируемые результаты 

Когнитивные образовательные результаты: 

- знать музейное пространство мира, России и Челябинской области;

- знать основные технологии музейной деятельности;

- уметь разрабатывать и проводить экскурсии на основе технологий экскурсионной деятельности; 

- знать важные объекты культурного наследия в истории края;

- уметь организованно проводить экскурсионную деятельность с элементами исследования во время поездок;

Мотивационно-ценностные образовательные результаты (отношение): 

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 

- готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; 

- интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности.

Деятельностные образовательные результаты (опыт):

- подготовка и проведение экскурсий в пространстве музея школы и внешнего окружения; 

-активное краеведение, как способ освоения культурного наследия;

- создание учебных проектов; 

- проведение исследования по выбранной тематике; 

- организация и проведение массовых мероприятий.



3. Виды и формы текущего контроля и аттестации

п/п

Сроки обучения

Вид модуля

Форма аттестации

1.

1 год

Специализированный 

Информационный проект «История одного экспоната»

2.

Событийный

Активное краеведение. Коллективный творческий проект.

3.

2–3 год

Индивидуальный 

Исследовательский проект/разработка и проведение экскурсии

4.

Событийный

Активное краеведение. 

Участие в конкурсах и научных конференциях

4. Учебный план 

п/п

Наименование модуля, темы

Количество часов

Форма аттестации, контроля

1

Специализированные модули (1 год)

-


1.1

Детский музей (Культура и быт народов Южного Урала) 

-

Выполнение информационного проекта «История одного экспоната»

1.2

Музей истории нашей школы

-

Выполнение и защита проектов. КТД





2

Событийные модули

153


2.1

Школа начинающего краеведа

50

Коллективные творческие проекты. Эссе

2.2.

Заметки путешественника

50

Отчет о путешествии

2.3

Научные конференции, конкурсы и мероприятия (2-3 год)

53

Публичная защита исследования

3.

Индивидуальные модули (2–3 год)

180


3.1.

Школа юного краеведа-исследователя 

60

Выполнение исследовательского проекта

3.2.

Школа юного экскурсовода

60

Разработка и проведение экскурсии




5. Содержание программы

1.1. Детский музей (культура народов Южного Урала) (специализированный модуль)

Знакомство со школьным музеем истории народного быта. История создания. Основные разделы. Руководители музея. Совет музея. Музейные экскурсии и выставки.

Изба – традиционное жилище русского народа. «Красный угол» и «бабий кут». Мужские и женские занятия: земледелие, скотоводство и ремесла. Орудия труда. Кузнецы, плотники, печники, гончары и пастухи. Мужская и женская одежда. Рукоделия: ткачество, вязание и вышивка. Сундук и рубель. Игры и игрушки мальчиков и девочек. Подвижные игры на свежем воздухе. Игры с мячом и скакалкой, лапта, «козны». «Детский уголок». Секреты народной кухни. Посуда и приспособления для домашних заготовок. Будни и праздники. Посты. «От рассвета до заката»: традиционный уклад сельской семьи. 

Понятие фондов музея. Научная классификация фондовых материалов музея народного быта. Комплектование фондов. Вещь музейного значения – музейный предмет – экспонат. Научная концепция комплектования фондов музея народного быта. Фондовая документация. Как оформить описание музейного экспоната (на примере самовара). Атрибутирование экспонатов и этикетаж. Особенности этнографических экспозиций и выставок, принципы и варианты их построения. Как оформить музейную витрину. Принципы дизайнерского оформления этнографических экспозиций и выставок. Как подготовить и провести музейную выставку о народном быте.

Подготовка и презентация информационных проектов «История одного экспоната»


1.2. Музей истории нашей школы (специализированный модуль)

Знакомство с музеем истории школы. История создания. Основные разделы. Руководители музея. Совет музея. Музейные экскурсии и выставки. 

Летопись истории нашей школы на страницах книг и газет. Основные этапы истории и биографии директоров нашей школы. Профессиональные портреты учителей нашей школы: учителя-ветераны, лауреаты грантов и победители конкурсов профессионального мастерства. Знаменитые выпускники нашей школы. Наша школа сегодня. 

Понятие фондов музея. Научная классификация фондовых материалов музея истории школы. Комплектование фондов. Вещь музейного значения – музейный предмет – экспонат. Научная концепция комплектования фондов музея истории школы. Фондовая документация. Как оформить описание музейного экспоната (на примере глобуса). Атрибутирование экспонатов и этикетаж. Особенности экспозиций и выставок об истории образования, принципы и варианты их построения. Как оформить музейную витрину. Принципы дизайнерского оформления экспозиций и выставок о школе. Как подготовить и провести музейную выставку о школе.

Подготовка и презентация информационных проектов «История одного экспоната». 



2.1. Школа начинающего краеведа (событийный модуль)

Значение и суть понятия «краеведение» (история, фольклор, этнография). Что такое культурное наследие? Объекты культурного наследия ЮНЕСКО Объекты культурного наследия Южного Урала. Особо охраняемые природные территории Челябинской области (заповедники, национальные парки, памятники природы). Знакомство с достопримечательностями Челябинской области (Ильменский заповедник, Саткинские Пороги, Игнатьевская пещера, Пещерный комплекс Сикияз-Тамак, Остров Веры, Аркаим и другие)


2.2. Заметки путешественника (событийный модуль)

Подготовка к экскурсии (планирование). Общие сведения о месте проведения экскурсии. Изучение маршрута. Картографический материал. Информация об экскурсионном объекте. Разработка дневника путешественника. Правила поведения во время экскурсии. Экскурсия (выезд). Подготовка отчета о путешествии. Обсуждение итогов экскурсии. Выполнение творческих заданий. Создание фото и видеоряда об экскурсии, стенгазеты. Выступление группы перед родителями на собрании.


2.3. Научные конференции, конкурсы и мероприятия (событийный модуль)

Сентябрь. Подведение итогов летних экспедиций и походов. Формирование предметных секций научного общества. Конференция «Наш край». 

Октябрь. Создание Совета школьного НОУ. Участие во встрече «Кто бывал в экспедиции». Школьная конференция по защите тем научных исследований. Районная краеведческая конференция по программе «Отечество». 

Ноябрь. Городская краеведческая конференция по программе «Отечество». Заседание Совета НОУ. Районная конференция «Мой первый доклад»

Декабрь. Областная краеведческая конференция «Отечество». Региональная краеведческая конференция по программе «Наследие». Городская конференция «Мой первый доклад». Заседание Совета НОУ. 

Январь. Заседание Совета НОУ. Районная конференция НОУ «Интеллектуалы XXI века». 

Февраль. Городская конференция «Интеллектуалы XXI века» для 1–8-х классов. 

Март. Конференция НОУ. Уральская региональная археологическая школьная конференция.

Апрель. Конференция «Человек в истории. Россия – ХХ век». Чтения им. В.И. Вернадского. Конкурс «Юный архивист».

Май. Общее собрание НОУ. Награждение победителей. Подведение итогов работы. Прием новых членов в НОУ. Подготовка к летним походам и экспедициям. Определение краеведческих заданий. 

Подготовка и проведение школьной научно-практической конференции.


3.1. Школа юного краеведа-исследователя (индивидуальный модуль)

Наука и научное мировоззрение. Принципы научного мышления. Научные исследования. 

Как формулируется тема ученического исследования. Источники исследования. Археография – предмет и задачи. Классификация письменных источников. Организация Государственной архивной службы России. Архивы города Челябинска. Правила пользования архивными документами. Материальные источники. Музейные экспонаты как источники исследования. 

Методы исследования. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Сравнительный анализ. Правила проведения сравнительного анализа. Синектика. Метод аналогий: виды аналогий прямая аналогия, личностная, фантастическая, символическая. Основы моделирования: математическое и техническое моделирование. Статические и динамические модели. Метод экспертных оценок. Организация и проведение метода экспертных оценок. Контент-анализ. Метод мозгового штурма: история возникновения метода; варианты, основные этапы, правила проведения мозговой атаки. Наблюдение. Основные задачи наблюдения. Условия проведения наблюдений. Недостатки метода наблюдений. Классификация наблюдений. Организация и проведение научного наблюдения. Эксперимент. Роль эксперимента в науке. Виды эксперимента. Планирование эксперимента. Основные задачи наблюдения. Способы регистрации результатов эксперимента. Опрос. Проведение социологических исследований. Составление опросного листа. Анкетирование. Методика проведения. Измерение. Шкалирование. Виды шкал измерений. Критерии ученического исследования. 

Структура исследовательской работы. Составление плана исследования. Справочный аппарат исследования. Работа с библиотечными каталогами. ГОСТы оформления письменных источников. Методика работы с письменными источниками: внешняя и внутренняя критика. Организация встреч с очевидцами событий. Значение и роль переписки в исследовании. Использование Интернет-ресурсов в организации и проведении исследования. Географические и исторические карты в исследовании. Изобразительные источники. Специфика использования в исследовании фото и киноматериалов и т.д. Анализ материала. Фотографирование объектов и правила оформления фотографий. Таблицы, диаграммы и схемы как отражение результатов исследования.

Оформление текста исследовательской работы. Введение: введение в проблему, цель и основные задачи работы, аргументация актуальности и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследований. Ретроспективный анализ литературных источников, изученных исследователем. Работа над основной частью исследования: материал и методика, описание места и условий исследования, основные результаты исследования, обобщение и вывод. Стиль изложения материала. Результаты в научном исследовании и их обработка. Способы обработки информации и представления. Приложения и правила их оформления. Подготовка тезисов к защите исследования. Правила подготовки к презентации исследовательской работы. 

Подготовка и защита исследовательского проекта.


3.2. Школа юного экскурсовода (индивидуальный модуль)

Профессиональные качества экскурсовода. Речь. Общение. Внешний вид. Умение владеть аудиторией. Мимика. Эрудиция. Владение материалом.

Основные типы и виды экскурсий. Тематические экскурсии. Экскурсия в музее. Заочная экскурсия. Автобусная экскурсия. Пешеходная экскурсия. 

Подготовка гида к проведению экскурсии. Определение цели и темы. Выбор экскурсионных объектов. Изучение материала. Выбор маршрута экскурсии. Протяженность и длительность экскурсии. Правила техники безопасности. 

Методы и приемы проведения экскурсии. Расстановка группы. предварительный обзор. Наблюдение объекта. Сравнение на экскурсии. Методы показа. Слово и жест на экскурсии. Учет возрастных особенностей экскурсантов. Угол показа объекта. Интегрирование разных методов в ходе одной экскурсии.

Познавательные задания на экскурсии. Виды познавательных заданий. Выделение главного, особенного. Сравнение и противопоставление. познавательные задания в музейной экскурсии. Познавательные задания при анализе памятника истории и культуры. Познавательные задания при изучении памятного места. 

Подбор материала и оформление текста экскурсии. Обязательный текст и индивидуальный текст. Работа с картинами-подсказками. Определение маршрута. Выделение объектов. Работа с литературой, иллюстрациями, мультимедийными источниками. Определение ролей в группе. Оформление презентации. Подготовка выступления. Согласование критериев оценки экскурсии. Индивидуальная работа с листом оценки. 

Разработка и проведение экскурсии. 



6. Система условий реализации программы

Требования к материально-техническим условиям

Занятия проводятся в помещении школьного музея и учебных аудиториях. В школьном музее оборудована постоянная экспозиция с экспонатами и стендами. Учебные места в помещении музея рассчитаны на группу учащихся до 15 человек. При необходимости используются учебные аудитории большей вместимости, имеющие специальное оборудование: кабинет географии (картографические пособия, учебные коллекции, мультимедийный комплекс), кабинет изобразительного искусства (слайд-проектор, мультимедийный комплекс, демонстрационный стол), кабинет технологии (для занятий кулинарным делом и обработки древесины). Массовые мероприятия (праздники, мемориальные вечера, встречи с интересными людьми, творческие отчеты) проводятся на стадионе, во дворе, фойе или актовом зале школы. В соответствии с договорами о сотрудничестве и по специальному плану проводятся экскурсии и мастер-классы в Государственном историческом музее Южного Урала, Музее боевой и трудовой славы ЧТЗ, Областном центре народного творчества,  МАУДО “ЦДЮТур Космос”, общественных и отраслевых музеях, городских парках и других культурных и краеведческих площадках города.

Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий: канцелярские принадлежности и расходные материалы для изготовления и оформления творческих, исследовательских и прикладных проектов.

Требования к программно-методическим условиям

Наглядные пособия

- настенные карты Челябинской области, района (города), микрорайона школы;

- стенды «Официальные символы (герб, флаг, гимн) Челябинской области», «Официальные символы (герб, флаг, гимн) нашего района (города)», «Официальные символы нашей школы»;

- музейные коллекции;

- эскизы музейных витрин и экспозиций.

Аудио- и видеосредства.

- кинофильмы и слайд-коллекции «Знаменитые музеи мира», «Знаменитые музеи России», «Знаменитые музеи Москвы», «Знаменитые музеи Санкт-Петербурга», «Знаменитые музеи-усадьбы России», «Знаменитые музеи Урала», «Русские народные праздники», «Музейные профессии», “Южный Урал”. 

Раздаточные материалы:

- карточки «Характеристика музейного экспоната»;

- маршрутные листы и задания к экскурсиям;

- вопросы и задания для проведения краеведческих викторин и конкурсов;

- памятки по организации исследовательской деятельности, подготовке и проведению интервью, экскурсии, презентации;

- экспертные листы по оценке творческих, информационных и исследовательских проектов.


Информационные ресурсы

Список литературы для педагогов:

Туризм

  1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002. – 160 с.

  2. Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. Москва: Аркти, 2004. – 116 с.

  3. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. - М.: ЦРИБ «Турист», 1983.

  4. Ганопольский В.И. Уроки туризма: Пособие для учителей. - Мн.: НМЦентр, 1998. – 216 с.

  5. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие – М.: ФЦДЮТиК, 2006. – 600 с.

  6. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., дополненное. - М.: ФЦДЮТиК, 2006. – 208 с.

  7. Краткий справочник туриста. - М.: Профиздат, 1985.

  8. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М.,1997.- 72 с.

  9. Линчевский Э. Э. Психологический климат туристской группы. - М.: Физкультура и спорт, 1981.

  10. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. - М.: Владос, 2000.

  11. Метеорологические исследования в туристском походе (методические рекомендации). Челябинск, 1986. – 16с.

  12. Методические рекомендации по разработке модельных дополнительных общеобразовательных программ [Электронный ресурс] / А. В. Кисляков, Ю. В. Ребикова, А. В. Щербаков, Е. Л. Кинева, Е. В. Лямцева ; под ред. М. И. Солодковой. – Челябинск : ЧИППКРО, 2018. – 340 с.( https://ipk74.ru/upload/iblock/c11/c11332157273955020ea6ab5430a2fb1.pdf)

  13. Минделевич С. Пора в поход. - М.: Молодая гвардия, 1985.

  14. Немов Р.С. «Психология». – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  15. Остапец А.А. От кружка до Экспериментального центра Москвы и России. 3 изд., перераб. и доп. М.:ЭЦДЮТЭ «Родина», 1997. – 100 с.

  16. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. Издание второе, исправленное и дополненное. - М.: ЦДЮТК МО РФ, 2001. - 96 с.

  17. Ротштейн Л.М. Слагаемые успеха. – Москва, 2001.

  18. Самарина И.А. Основы туристско-экологической деятельности учащихся. - Москва, 2007.

  19. Сергеев В.Н. Туризм и здоровье. – М.: Профиздат, 1987. – 80 с.

  20. Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей / Под ред. Ю.С. Константинова, А.Г. Маслова; Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения. - М.: Советский спорт, 2005. - 324 с.

  21. Туристская игротека: Игры, конкурсы, викторины / Составитель Л.М.Ротштейн. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001. - 64 с.

  22. Туристская игротека: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.С. Константинова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 112 с.

  23. Туристские обязанности: Метод, пособие для туристов и их руководителей / Сост. Н. Костерев. - М.: Изд-во турклуба «Гадкий утенок» ЦДЮТур «Хорошево», 1997.

  24. Усков А.С. Практика туристских путешествий. Учебное пособие по туризму и краеведению. – СПб.: Творческий Учебный Центр «Геос», 1999. – 264 с.

  25. Усыкин Г.С. В классе, в парке, в лесу. Игры и соревнования юных туристов. – М., 1996, 24 с.

  26. Шибаев А. В. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени? Умеете ли вы предсказывать погоду?: (Программированные задания для контроля и закрепления знаний). - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996

  27. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, действительные и мнимые – Изд. 2-е перераб, доп. - М.: Физкультура и спорт, 1983. – 144 с.

  28. Штюрмер Ю.А. Охрана природы и туризм. – М.: ФиС, 1974.

Краеведение

  1. Андреева М.А. География Челябинской области: учеб. пособие для уч-ся 7-9 кл. основной шк. / М.А. Андреева, А.К. Маркова. – Челябинск, 2002.  319 с.

  2. Беляева В.С., Василевская С.Д. Изучаем природу родного края. - М.: Просвещение, 1974.

  3. Вестник Челябинского общества краеведов. Спецвыпуск. Школьное краеведение 2 (3) ред.-сост. А.П. Моисеев. - Челябинск, 2001, 72 с. Сборник задач и упражнений для учащихся начальной школы с использованием краеведческого материала. Составители Т. Щукина, Т. Корецкая.

  4. Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала: Учеб. для учащихся общеобразоват. школ, гимназий, лицеев, колледжей. – Челябинск; Южно-Урал. кн. изд-во, 1997. – 160 с.

  5. География. Челябинская область. 5-11 кл.: атлас / под ред. М.В. Паниной, В.М. Кузнецова. - Челябинск: “Край Ра”, 2014. - 48 с.

  6. География. Челябинская область. 5-7 кл.: учебное пособие / С.Г. Захаров, Е.В. Кузнецова., А.В. Малаев, Е.Ф. Павленко, М.В. Панина, В.П. Пекин, Е.И. Пестрякова, Н.П. Строкова, Т.И. Таранина - Челябинск: “Край Ра”, 2017. - 148 с.

  7. Гитис М.С. Познай свой край. Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. – Челябинск: Абрис, 2006. – 96 с.

  8. Горное сердце края. Сост. Моисеев А.П. - Челябинск: «Рифей», 1994. – 200 с.

  9. Григорьева, Е.В. Природа Южного Урала: метод. реком. к регион. уч. компл. для нач. шк. / Е.В. Григорьева. – Челябинск: АБРИС, 2007.

  10. Григорьева, Е. В. Тесты. Природа Южного Урала: Краеведческие задания для младших школьников. - Ч., 1999-2006.

  11. Кирин, Ф. Я. Природа Челябинской области. - Уральское кн. изд., 1973.

  12. Корецкая Т.Л. Земля Уральская: Энциклопедия для детей – Челябинск: ОАО «Юж-Урал. кн. изд-во», 2004 – 128 с.

  13. Край, заслуживший свои победы / сост. Н.А. Антипин, Г.Х. Самигулов. - Челябинск, 2019. - 204 с.

  14. Лаврова С.А. Урал. Кладовая земли. – Москва: Белый город, 2007. – 48 с.

  15. Малахитовая шкатулка: В поисках новых ключей: Путешествия со сказами Бажова / Авт. очерков А.П. Черноскутов, Ю.В. Шинкаренко. – Екатеринбург: изд-во «Сократ», 2004. – 464 с.

  16. Матвеев А.К. Вершины Каменного пояса: Названия гор Урала. – 2-е изд., перераб. и доп.-Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1990. – 288 с.

  17. Моисеев, А.П. Топонимическое краеведение. Челябинская область. - Челябинск: АБРИС, 2009. - 128 с.

  18. На Урал-реке. Исторические, культурные и природные достопримечательности Верхнеуральского района. – Челябинск: «Рифей», 1999. – 390 с.

  19. Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся  в природе. Учебно-методическое издание. – М.: ФЦДЮТиК, 2005. - 216с.

  20. Плешаков А.А. Зеленые страницы: Кн. для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение, 1994. - 223 с.

  21. Прошлое не предавать забвению (путешествие по Челябинской области): Книга для учащихся – Челябинск: ЧГПИ, 1994 – 114 с.

  22. Рахимов Э.Х. Чебаркульский край. – Чебаркуль, 2004. -200 с.

  23. Савенко Е.В. Путешествуем по Уралу. Приложение к серии «Родной Урал». Екатеринбург. – 2004. – 48 с.

  24. Салеева Л.П. Школьное краеведение. Натуралистические игры младших школьников. – Москва, 1994. – 40 с.

  25. Сысоев А.Д. Челябинский бор. – Челябинск, Юж.-Ур. книжн. изд-во, 1968

  26. Таганайскими тропами. Под ред. Козлова А.В. – Златоуст, 2003. – 81 с.

  27. Федорищев В.Г. Язык земли Миасской. – Миасс, 1997. – 76 с.

  28. Шувалов. Н.И. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области: (Топоним. словарь). – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1982. – 127 с.

Сайты в сети Интернет:

  1. http://www.museum.ru портал «Музеи России»

  2. http://www.chelmuseum.ru сайт Государственного исторического музея Южного Урала

  3. https://zlatmuseum.ru сайт Златоустовского городского краеведческого музея

  4. http://www.sudarh.ru сайт «Археология Южного Урала»

  5. https://www.susu.ru/ru/campus-life/culture/muzey-narody-tehnologii-urala сайт музея «Народы и технологии Южного Урала» (Южно-Уральский Государственный университет)

  6. http://www.csu.ru/science/archaeology-and-ethnography-museum/Museum%20of%20Archaeology%20and%20Ethnography%20of%20CSU.aspx сайт музея археологии и этнографии (Челябинский государственный университет)

  7. http://www.arkaim-center.ru сайт Челябинского государственного историко-культурного заповедника «Аркаим»

  8. http://archive74.ru сайт Объединенного государственного архива Челябинской области

  9. http://chelreglib.ru/ru/ сайт Челябинской областной универсальной научной библиотеки отдел «Краеведение»

  10. http://hibaratxt.narod.ru/karty/indexsusl.html условные знаки топографических карт

  11. http://history-ural.ru/ - История Урала

  12. http://openstreetmap.ru/ - онлайн карта мира

  13. http://skitalets.ru/ - сервер для туристов и путешественников

  14. http://nkosterev.narod.ru/met/luska.html - Приключения Люськи (учебные рассказы для юных туристов)

  15. http://urbibl.ru/index.htm - Уральская библиотека. Лучшие статьи и книги об Урале

  16. http://veter.turizm.ru/ - газета туристов «Вольный ветер»

  17. http://www.ch-lib.ru/, сайт публичной библиотеки г. Озерска Челябинской области, где одним из проектов по краеведческой работе со школьниками является «Школа юного краеведа» (http://www.ch-lib.ru/general/biblio/projects/enc/index.html).  На сайте приведено очень много разнообразных вопросов для тестов по краеведению. Там же есть готовые разработки краеведческих занятий, материалы, полнотекстовые варианты книг по краеведению.

  18. http://www.ecosystema.ru/ – экология, природа России, игры, методические разработки, определители растений, животных, грибов

  19. http://www.kraeved74.ru – краеведческий портал Челябинской области

  20. http://www.redbook.ru/ красная книга Челябинской области

  21. http://www.sdelaem74.ru/ – Гражданский экологический проект «Сделаем!» в Челябинской области

  22. http://www.southural.ru/ краеведческие статьи и рассказы о Южном Урале, сайт туристов Башкирии и Магнитогорска

  23. http://www.tssr.ru/  - сайт туристско-спортивного союза России

  24. http://www.tyrist.net/ - справочник туриста и путешественника

  25. https://nakarte.me - онлайн ресурс для работы с картами и треками

  26. https://www.inaturalist.org/ - мировая платформа по регитстрации наблюдений за живой природой

  27. www.prezi.com – сайт для создания красивых и эффектных презентаций


Список литературы для детей:

Сказы Бажова П.П.

Гитис М.С. Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. – Челябинск: Абрис, 2006. – 96 с.

Лаврова С.А. Урал Кладовая земли. – Москва: Белый город, 2007. – 48 с.

Хейердал Т. «Экспедиция Кон-Тики». В поисках рая; Экспедиция «Кон-Тики». - М.: Армада-пресс, 2001. – 384 с.

Рундквист Н.А. Самая прекрасная дорога. – Екатеринбург: «Баско», 2001. – 384 с.

Чуковский Н.К. Водители фрегатов: Книга о великих мореплавателях. – Переизд. – М.: Дет. лит., 1987. – 479 с.

Арсеньев В.К. Дерсу Узала. Челябинск, Южно-Урал. кн. изд-во, 1978. – 248 с.

Плешаков А.А. Зеленые страницы: Кн. для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение, 1994. – 223 с.

Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области: (Топоним. словарь). – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1982. – 127 с.

Таганайскими тропами. / под ред. Козлова А.В. – Златоуст, 2003. – 81 с.

Корецкая Т.Л. Земля Уральская: Энциклопедия для детей – Челябинск: ОАО «Юж-Урал. кн. изд-во», 2004 – 128 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!