СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волонтёрское движение»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня волонтёрское движение – это новое социальное явление. Для подрастающего поколения – это активное осуществление общественно значимой деятельности, которая способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших самостоятельности, самоутверждения и самоуважения, приобретению уверенности в себе и своей значимости для других. В совместных делах ребята могут получить позитивный опыт социального взросления, социальной ответственности.

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волонтёрское движение»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ



Принята на заседании методического (педагогического) совета

от « » Протокол №

Утверждаю

Директор ГБОУ

ФИО

« » 20 г.












ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Волонтёрское движение»

НАПРАВЛЕННОСТЬ: СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНАЯ




Уровень: базовый

Возраст обучающихся: 13 - 18 лет Срок реализации: 2 года





Автор-составитель (разработчик):

Рогожинский С.В.,

педагог дополнительного образования






г. Мурманск 2021 год

СОДЕРЖАНИЕ:
  1. Пояснительная записка 3

  2. Учебный (тематический) план 1 года обучения 11

  3. Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения 12

  4. Учебный (тематический) план 2 года обучения 17

  5. Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения 18

  6. Формы контроля и оценочные материалы 26

  7. Организационно-педагогические условия реализации программы 28

  8. Список литературы 32

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Волонтёрское движение» имеет социально – гуманитарную направленность. Предназначена для реализации в МБОУ г. Мурманска СОШ №49, для обучающихся 13-18 лет.

Социальные, экономические, политические и культурные изменения,

происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Современному обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству; отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за её социально- экономическое процветание.

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года важно «привлекать детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтёрском движении» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года").

Волонтёрство (добровольчество) – это единый акт или группа акций социально значимого характера (физическая, социальная, экономическая, культурная поддержка), символ солидарности, созидательная и созерцательная сила, направленная на сохранение и укрепление человеческих ценностей (потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей граждан, изучение их личностного роста и осознание полного человеческого потенциала.

Программа составлена на основе:

  1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

  5. Локальных нормативных актов МБОУ г. Мурманска СОШ № 49.

Актуальность

Сегодня волонтёрское движение – это новое социальное явление. Для подрастающего поколения – это активное осуществление общественно значимой деятельности, которая способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших самостоятельности, самоутверждения и самоуважения, приобретению уверенности в себе и своей значимости для других. В совместных делах ребята могут получить позитивный опыт социального взросления, социальной ответственности.


Педагогическая целесообразность

Изменение социальной позиции подростка, его стремление занять определённое место в жизни, обществе, в отношениях со взрослыми находят отражение в резко повышенной потребности подростка оценить самого себя в системе «Я и моё участие в жизни общества».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волонтёрское движение» строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия, предполагает включение подростков в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.

Содержание проектов, входящих в программу, способствует формированию активной гражданской позиции, создаёт мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.

Программа несёт в себе основную идею – воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости и сопереживание, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

Программа опирается на ряд принципов, таких как:

  • ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;

  • формирование целостного и эмоционально-образного восприятия мира;

  • обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей и подростков того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;

  • развитие ключевых компетенций обучающихся;

  • обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;

  • реализация единства образовательного процесса.


Цель программы

Цель - формирование нравственных и коммуникативных качеств личности через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности обучающегося; апробация новых форм организации занятости обучающихся для развития их самостоятельной познавательной деятельности.


Задачи Задачи 1 года обучения.

Задачи первого года обучения формируют у обучающихся интерес к социально-значимой деятельности, развивают коммуникативные умения, первичные организаторские навыки, предполагают опыт участия в социальных акциях.

Образовательные:

  • обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя;

  • обучение основам работы с различными видами информации;

  • знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел;

  • обучение методикам проведения досуговых мероприятий творческой и спортивной направленностей.

Развивающие:

  • формирование активной жизненной позиции и стремления заниматься волонтёрской (добровольческой) работой;

  • формирование первичных организаторских умений и навыков;

  • развитие умений представлять материал с помощью средств мультимедийных презентаций;

  • развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде;

  • развитие уверенности в себе;

  • развитие навыка разработки и реализации социальных проектов;

  • развитие умений обмениваться информацией, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике.

Воспитательные:

  • воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;

  • воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;

  • формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;

  • содействие развитию системы совместной деятельности подростков и взрослых;

  • формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.

Задачи 2 года обучения.

Задачи второго года обучения обращены на обрабатывание навыков лидерского поведения, социальное проектирование, расширение опыта участия в общественно-значимых акциях и проектах.

Образовательные:

  • знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями;

  • обучение методике социального проектирования;

  • расширение навыков работы с информацией;

  • специальная подготовка волонтёров по работе с людьми различных социальных категорий.

Развивающие:

  • дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств;

  • расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий;

  • развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни;

  • содействие в осознании личной ответственности за происходящее в семье, школе, городе, стране;

  • воспитание активной гражданской позиции;

  • повышение уровня знаний подростков о здоровом образе жизни.

Отличительные особенности

В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волонтёрское движение» соединены разные направления воспитательной деятельности от пропаганды здорового образа жизни, физического и творческого развития личности, трудового и экологического воспитания до формирования гражданской позиции подрастающего поколения через включение детей в социально-значимую деятельность.

Были изучены и проанализированы авторские программы по добровольчеству, волонтёрскому движению, развитию молодёжных инициатив, такие как:

    1. Куликова JI.В. «Волонтёрский отряд «Мы» - Абакан, 2015 г.

    2. Назарова О. Д. «Волонтёры» - Красногорск, 2014 г.

    3. Мохин И.А. «Волонтёрское движение» - Павловск, 2014 г.

    4. Смирнова Н.А. «Вперёд волонтёры» - Санкт-Петербург, 2013 г.

    5. АсташинаЕ.Е., Майстровский Ю.Р. «Вектор добровольчества» - Самара, 2013 г.

    6. Новикова Н.Ю., Бородатая М.Н., Лысакова В.И. «Как стать волонтёром»

- Киров, 2013 г.

Программа разработана на основе методического пособия «Психологические программы развития личности в подростковом и старшем возрасте» И.В. Дубровина, М.: Академический Проект.


Категория обучающихся

Программа рассчитана на учеников МБОУ г. Мурманска СОШ № 49 13-18 лет.


Срок реализации программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волонтёрское движение» рассчитана на 2 года обучения.


Формы и режим занятий

Формы занятий групповая, всем составом объединения.

Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа. Всего 228 часов в год.


Планируемые (ожидаемые) результаты и способы определения их результативности

К концу первого года обучения у обучающихся будут:

  • сформированы психологические знания и умения, позволяющие подросткам лучше понимать себя;

  • сформированы навыки работы с различными видами информации;

  • сформированы навыки использования технологий по подготовке социальной акции и проведения социальных дел;

  • сформированы знания об интерактивных методах обучения, современных социальных технологиях;

  • сформированы знания о методиках проведения досуговых мероприятий творческой и спортивной направленностей.

К концу первого года обучения у обучающихся будут:

  • развиты коммуникативные качества, умения работать в команде;

  • развиты навыки разработки и реализации социальных проектов;

  • развиты умения обмениваться информацией, дискутировать, защищать свою точку зрения, выступать на публике;

  • сформированы первичные организаторские умения и навыки;

  • сформированы активная жизненная позиция, стремление заниматься волонтёрской (добровольческой) работой.

К концу первого года обучения у обучающихся:

  • будут сформированы морально – нравственные качества, такие как доброта, отзывчивость, милосердие; толерантность;

будет:

  • сформирована потребность в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;

  • развита система совместной деятельности детей и взрослых;

  • сформирована личностная ответственность за выполняемую работу;

  • сформирована активная гражданская позиция.

К концу второго года обучения обучающиеся получат:

  • навыки работы с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями;

  • навыки владения методикой социального проектирования;

  • расширенные навыки работы с информацией;

  • специальную подготовку волонтёров по работе с людьми различных социальных категорий.

К концу второго года обучения у обучающихся будут:

  • сформированы организаторские умения и навыки, развиты лидерские качества;

  • будет получен опыт общения, развиты навыки взаимодействия с людьми различных социальных категорий;

  • развиты рефлексивные умения, навыки самоанализа и самооценки своей деятельности;

  • развиты основные идеи волонтёрского движения.

К концу второго года обучения у обучающихся будут:

  • сформированы потребность в добровольческой деятельности, в социальном служении как к норме жизни;

  • сформированы нравственные, морально – психологические качества, составляющие основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу страны;

  • будет создана система совместной деятельности обучающихся и взрослых, которая позволит достичь социально позитивных и личностно значимых результатов.


По итогам реализации программы у обучающихся будут сформированы
Информационно-технологические компетенции:
  • умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;

  • умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов;

  • умение и способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу.

Учебно-познавательные компетенции:
  • умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы, владения основными приёмами обработки материалов;

  • умения и навыки мыслительной деятельности: осмыслить и осуществить практическую работу;

  • умения и навыки оценки и осмысления результатов своей деятельности: навыки анализа проделанной работы (понравилась ли работа, какие чувства она вызывает и т.п.).

Коммуникативные компетенции:
  • умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё; организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;

  • умение обмениваться информацией;

  • умение выступать на публике (аудитория класса, параллели).

Социально-личностные компетенции:
  • способность вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение;

  • иметь собственную определенную позицию по отношению к употреблению ПАВ и быть готовым говорить на эту тему со сверстниками.

Здоровье сберегающие компетенции:

  • умение грамотно сформулировать заповеди здорового образа жизни;

  • умение организовать и качественно провести тренинг для обучающихся своего класса (своей параллели).

Обучающиеся научатся:
  • понимать свои чувства и чувства окружающих людей;

  • говорить о своих эмоциях и проблемах;

  • давать себе позитивную самооценку;

  • отстаивать своё мнение;

  • ставить перед собой цель и достигать её;

  • признавать право на собственные ошибки;

  • разрешать конфликты мирным путем;

  • контролировать ситуацию, принимать на себя ответственность за собственную жизнь.

Формы подведения итогов реализации программы:
  • творческие отчёты о проделанной работе за год и их презентация;

  • мероприятия, коллективно-творческие дела (КТД), соревнования, конкурсы, конференции;

  • статьи и фотоматериалы для сайта учреждения;

  • портфолио обучающихся;

  • награждение благодарственными письмами самых активных обучающихся и волонтёров в совместных мероприятиях.


УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

1 год обучения

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика


1.

Вводное занятие.

2

2



2.

Возникновение и развитие волонтёрского

движения.

10

6

4


3.

Пропаганда волонтёрского движения.

20

8

12


4.

Формирование здорового и спортивного образа жизни.

30

8

22


5.

Интерес к познанию и творчеству.

36

8

28


6.

Трудовая деятельность.

30

8

22


7.

Социально-гражданская деятельность.

22

7

15


8.

Общение и коммуникации.

20

6

14


9.

Гражданская позиция и гражданская самоорганизация.

16

6

10


10.

Социальное проектирование.

40

10

30


11.

Заключительное занятие.

2


2


Итого:

228

69

159









СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА

1 год обучения
  1. «Вводное занятие».

Теория. Знакомство с обучающимися. Введение в программу. План работы объединения на год. Правила поведения на занятиях, в общественных местах. Форма одежды и внешний вид. Правила пожарной безопасности. Правила дорожного движения.

  1. «Возникновение и развитие волонтерского движения».

Теория. История волонтёрского движения, волонтёрские организации в прошлом и настоящем. Направления деятельности волонтёров. Социальное служение и социальная работа. Добровольчество и благотворительность. Волонтёрство в России.

Практика. Практическая работа на выявление уровня начальной подготовки обучающегося. Занятие «Знакомство». Выборы актива. Установление контакта между обучающимися, беседа «Как можно знакомиться». Тесты на лидерские, организаторские способности, распределение по группам (направлениям). Разработка основных документов: кодекса волонтёра, положения об организации добровольной (волонтёрской) деятельности. Занятие «Учимся сотрудничать». Игра

«Чувствуем друг друга», занятие с элементами тренинга «Умеем ли мы общаться» для развития навыков конструктивного взаимодействия и психологической готовности к сотрудничеству.

  1. «Пропаганда волонтёрского движения».

Теория. Волонтёрство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Происхождение понятия «волонтёр», «доброволец». Общие принципы волонтёрской деятельности. Детские и молодёжные волонтёрские организации. Знакомство с опытом работы волонтёров. Кодекс добровольцев в России.

Практика. Оформление информационного стенда «Волонтёрское движение». Сбор информации для стенда. У каждой состоявшейся личности есть Родина, у каждого гражданина-Отечество. Как строятся отношения со своей малой и большой Родиной, Отечеством, также должны строиться отношения гражданина со своим государством. Занятие «Когда я думаю о современной России...» Подготовка мероприятия, направленного на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота. Выпуск стенда «Ребята нашего двора». Оформление коллажа о деятельности волонтёрского объединения. Фотоотчёт. Подготовка отчёта о добровольческой работе волонтёров школы, документально подтверждающей проведение добровольческих акций.

  1. «Формирование здорового образа жизни».

Теория. Планирование мероприятий. Распределение обязанностей. Знакомство с формами проведения волонтёрских мероприятий. Разъяснительная работа по пропаганде здорового образа жизни (ЗОЖ) и профилактике социально- негативных явлений в подростковой и молодёжной среде. Алкоголь и закон. Встреча с инспектором Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП). Контроль чувств: уметь принимать волевые решения и отказываться от того, что уводит в сторону. Встреча со школьным психологом.

Практика. Пропаганда ЗОЖ. Подбор положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности; проведение спортивных соревнований, Дней здоровья «Мы за здоровый и спортивный образ жизни». Разработка агитационных буклетов, памяток, рекомендаций, презентаций о здоровом питании. «Международный день отказа от курения». Подготовка к акции: разработка памяток о вреде курения. Конкурс «Лучший сценарий социальной рекламы о вреде злоупотреблений ПАВ и популяции здорового образа жизни». Всемирный день борьбы со СПИДом. Подготовка к проведению мероприятия «По дорогам жизни». Разработка сценариев. Репетиции. Выступления. Влияние алкоголя на организм человека - встреча с наркологом. Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимости. Разработка и проведение мероприятий по профилактике компьютерной и игровой зависимости.

  1. «Интерес к познанию и творчеству».

Теория. Планирование творческих мероприятий. Изучение сценариев к мероприятиям. Игровые технологии в работе волонтёра: игры - адаптации, игры с эстрады, игровая программа. Организация игровых переменок, детских праздников. Игры - кричалки. Познавательная игра. Коллективное творческое дело.

Практика. «Добры молодцы и красны девицы» - мероприятия ко Дню Защитника Отечества и 8 Марта». Организация театральных представлений, декламации стихов, чтение коротких рассказов (сопровождаемое показом слайдов и т. п.). Помощь в организации и проведении праздников. Организация игр и конкурсов для детей разных социальных групп. Создание методической папки, включающей разработки мероприятий, игр, конкурсов, игровых программ, сценариев. Международный день толерантности. Подготовка и проведение занятия о толерантном отношении друг к другу, о готовности помогать другим, уметь принимать помощь от других. Проведение Уроков доброты. Разработка презентации «Культура разных народов». Учить детей готовности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межличностные отношения.

  1. «Трудовая деятельность».

Теория. Обучение техническому мастерству волонтёров. Занятие «Узелки на память». Постановка актуальных для деятельности вопросов. Некоторые практические советы волонтёрам. Как говорить? Как слушать? Несколько важных правил работы с маленькими помощниками. Роль волонтёра в решении социальных проблем местного сообщества.

Практика. Организация трудовой занятости, профориентационной работы: организация добровольческого труда по экологической очистке территорий, расчистка дорожек от снега, уход за домашними цветами, проведение генеральной уборки. Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций.

  1. «Социально-гражданская деятельность».

Теория. Общее понятие конфликта. Типы конфликтов. Уровни конфликта в организации. Конфликт цепей. Внутриличностный и межличностный конфликт. Стили разрешения межличностного конфликта. Сущность понятия «толерантность».

Практика. Стратегическая игра «Поведение в конфликте». Аукцион идей «Как избежать конфликта». Использование тренировочных ролевых игр при рассмотрении следующих тем: «Проявление гибкости при разрешении конфликтов. Конструктивное разрешение конфликтов. Полезные способы разрешения конфликтов. Модели разрешения конфликтов. Обучение команды самостоятельному разрешению конфликтов».

  1. «Общение и коммуникации».

Теория. Функции, средства, структура процесса общения. Вербальные и невербальные средства общения. Обратная связь при общении. Открытость, искренность общения. Общение как коммуникация. Деловое общение и психологические аспекты переговорного процесса. Рефлексия индивидуальная и коллективная. Система построения устного

выступления. Формы публичных выступлений. Умение убеждать.

Практика. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. Цель тренинга - научить обучающихся уверенному самоутверждению и отстаиванию своих прав в официальных и межличностных отношениях. Интерактивная игра «Умейте жить среди людей». Дискуссия «Добро пожаловать в человеческие джунгли». Деловая игра «Самопрезентация личных качеств». Подготовка и участие в конкурсе «Лучший оратор» («Самопрезентация», «Домашнее задание», «Блиц турнир»).

  1. «Гражданская позиция и гражданская самоорганизация».

Теория. Гражданин, гражданское самосознание, гражданская позиция, гражданская самоорганизация, общественные объединения и организации. Роль волонтёра в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтёрской деятельности.

Практика. Тест «Ориентирование в правовых понятиях». Приёмы проведения переговоров. Рассмотрение ситуаций из жизни с целью правильного подбора наиболее приемлемого решения. Организация социальных дел гражданско-патриотического направления.

  1. «Социальное проектирование».

Теория. Учимся писать проекты. Виды проектов. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Социальное взаимодействие. Проведение благотворительных, экологических и др. акций. Этапы подготовки и проведения.

Практика. Сбор материалов к проекту. Как подготовиться к конкурсу социального проекта общественного объединения. Проектирование - технология организации работы по воплощению некой идеи. Занятие «Учимся сотрудничать». Развиваем навыки конструктивного взаимодействия и психологическую готовность к сотрудничеству. Формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни. Проект «Подари радость». Совместная работа волонтёров и молодёжи с ограниченными возможностями. Обучение техническому мастерству волонтёров. Учимся писать проекты. Сбор материалов к проекту. Журналистская работа (интервью, информационные встречи, размещение объявлений, рекламы), съёмка, монтаж, публичные выступления, открытые письма, выпуск брошюр, бюллетеней, отчётов, участие в разных мероприятиях, распространение листовок с информацией и раздаточные материалы (флаеры, постеры, сувениры и д.р.). Защита творческого проекта «Подари радость». Акция «Вырасти книгу». Сбор и отправка книг для детских домов, школ - интернатов, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оставшимся без попечения родителей. Акция «Территория добра». Акция «Забота». Помощь одиноким людям, ветеранам ВОВ, труженикам тыла, детям войны, малообеспеченным. Организация и проведение акции ко Дню пожилого человека. Акция «Чистый город». Уборка территории школы. Конкурс рисунков и плакатов «Мы за чистый город». Акция «Подросток - подростку». Сбор и пересылка игрушек, книг для детских домов, школ - интернатов, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оставшимся без попечения родителей. Международный «День птиц». Раздача бумажных журавликов с рассказом истории о журавлях. Призыв беречь природу. Акция «Георгиевская ленточка». «Спасибо деду за Победу». Празднование Дня победы на городских площадках. «След войны в нашем доме». Творческо-поисковая работа. К истории и традициям семей обучающихся школы. Оформление фотоальбома.

  1. Заключительное занятие.

Теория. Подведение итогов.

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

2 год обучения

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика


1.

Вводное занятие.

2

2



2.

Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения.

10

6

4


3.

Работа волонтеров по пропаганде здорового и спортивного образа жизни.

20

8

12


4.

Информационные технологии в работе волонтёра.

18

6

12


5.

Технологии социальной работы с молодёжью.

26

6

20


6.

Основы социального проектирования и проведения социальных дел.

32

6

26


7.

Специальная подготовка волонтёров.

30

12

18


8.

Лидерство в волонтёрском объединении.

34

12

22


9.

Формирование гражданской активности.

20

8

12


10.

Развитие молодежных инициатив в процессе социального взаимодействия.

34

7

27


11.

Заключительное занятие.

2


2


Итого:

228

73

155






СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА

2 год обучения 1. «Вводное занятие».

Теория. Знакомство с обучающимися. План работы объединения на год. Правила поведения на занятиях, в общественных местах. Форма одежды и внешний вид. Правила пожарной безопасности. Правила дорожного движения.

2.«Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения».

Теория. Деятельность общественного объединения волонтёров. Формы осуществления волонтёрской деятельности: организация, объединение. Устав общественного объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Ресурсы и организация обеспечения деятельности объединения. Управление волонтёрской деятельностью.

Практика. Как создать волонтёрский добровольческий отряд. Положение о работе волонтёрского отряда. Символика. Традиции. Законы волонтёра. Личная книжка волонтёра. Функции управления волонтёрской деятельностью: планирование, организация. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтёрской деятельности. Критерии и показатели результативности волонтёрской работы.

3. «Работа волонтёров по пропаганде здорового и спортивного образа жизни».

Теория. Сопротивление групповому давлению. Наркомания. Понятие симптомы, последствия.

Практика. Подбор положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности известных спортсменов. Организация встреч со спортсменами, проведение ими мастер-классов. Разработка и проведение открытого занятия по профилактике наркотической зависимости. ВИЧ- инфекция. ВИЧ и СПИД. Механизм развития ВИЧ-инфекции в организме

человека. Версии о происхождении ВИЧ. Способы передачи. Знакомство с ежегодной акцией – «Всемирный день борьбы с синдромом приобретенного иммунодефицита». Разработка агитационных плакатов, буклетов, памяток, рекомендаций, презентаций о здоровом и спортивном образе жизни.

4. «Информационные технологии в работе волонтёра».

Теория. Новостная статья. Структура новостной статьи. Пресс-релиз. Практикум: анализ новостных статей. Написание новостной статьи о недавно прошедшем мероприятии. Взаимодействие организаций с объектами внешней среды. Деловое письмо. Структура делового письма.

Практика. Информационный буклет. Правила по составлению информационного буклета, листовки. Презентация. Как составить агитационную презентацию. Написание делового письма. Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе. Социальный видеоролик. Технология создания видеоролика. Обучение работы в программе Movie Maker. Практикум: работа над созданием видеоролика.

5. «Технологии социальной работы с молодёжью».

Теория. Понятие, цели, формы работы.

Практика. Дискуссия. Особенности дискуссии как формы групповой работы. Этапы проведения: подготовительный, основной, заключительный. Правила организации на каждом этапе. Нормы поведения в группе. Формы проведения дискуссии. Упражнение Джеффа. Дискуссионные качели (Н.Е. Щуркова). Социальный театр. Этапы создания социального театра. Импровизация. Создание послания. Конкурс мини социальных пьес. Социальный ролик. Создание социальных роликов. Мультимедийное оформление.

6. «Основы социального проектирования и проведения социальных дел.

Теория. Социальная акция. Основы социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет.

Практика. Проведение благотворительных, экологических социальных акций. Социальный проект. Этапы социального проектирования. Разработка социальных проектов, их реализация.

7. «Специальная подготовка волонтёров».

Теория. Подростковый возраст и его особенности. Границы подросткового возраста. Особенности физического и психического развития, эмоций. Новообразования возраста, «Я» подростка, формирование мировоззрения, подростковые реакции на действительность. Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Технология общения и работы с пожилыми людьми.

Практика. Сбор информации о людях, организациях по взаимодействию. Вовлечение новых участников. Планирование акций, адресных добрых дел. Помощь ветеранам и пожилым людям. Трудовая помощь пожилым людям. Организация встреч и концертов. Помощь детским домам-интернатам. Организация выездов. Проведение игровых программ, мастер-классов. Знакомство с программой ДИМСИ «Большие братья - Большие сестры» («Диалог индивидуальностей»). Проведение мастер-классов, игровых программ для подростков «группы риска». Обсуждение повести JI. Улицкой «Бумажная победа». Просмотр и обсуждение документального фильма «Форпост». Организация досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

8. «Лидерство в волонтёрском объединении».

Теория. Лидер. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство. Рефлексия. Понятие. Рефлексия дня. Рефлексия своего состояния. Рефлексия себя. Вопросы для рефлексии.

Практика. Составление сценария. Изготовление пригласительных. Подготовка к участию в конкурсе (на выбор). Организация и проведение акций к Международным дням и акциям. Проведение агитационных программ, акций. Организация коллективных творческих дел, ролевых игр. Оформление сцены для проведения мероприятия.

9. «Формирование гражданской активности».

Теория. Гражданин, гражданское самосознание, гражданская позиция, гражданская самоорганизация, общественные объединения и организации. Правовые нормы. Их отличие от других социальных норм. Роль волонтёра в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтёрской деятельности. Поиск и выявление социальных проблем.

Практика. Дискуссия: «Что такое правильное поведение?» Приёмы проведения переговоров. Рассмотрение ситуаций из жизни с целью правильного подбора наиболее приемлемого решения. Организация социальных дел гражданско-патриотического направления. Организация встреч с участниками боевых действий в Афганистане, Чечне.

10. «Развитие молодёжных инициатив в процессе социального взаимодействия».

Теория. Сущность понятия «толерантность». Толерантное общение. «Друзей не ищут, их творят...». Осознание дружбы как жизненной

ценности. Направления волонтёрской деятельности.

Практика. Игра-диспут «Толерантное отношение к определённым слоям общества». КТД «Пять добрых дел». Социальные связи. Взаимодействие с молодёжными организациями и другими объединениями в решении проблем социума. Вовлечение подростков в общественную жизнь через реализацию социальных проектов, социальных акций, флешмобов, деловых, ролевых, квест-игр, организацию и проведение встреч с интересными людьми, мастер-классы. Организация детских праздников. Проведение детской игровой программы в день защиты детей.

11. «Заключительное занятие».

Теория. Подведение итогов.


Календарный учебный график


№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1




Лекция

2

Введение в программу, правила поведения на занятия, инструктажи

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


2




Лекция

2

История волонтёрского движения, волонтёрские организации в прошлом и настоящем.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


3




Лекция

2

Направления деятельности волонтёров.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


4




Лекция

2

Добровольчество и благотворительность. Волонтёрство в России.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


5




Беседа

2

Занятие «Знакомство». Выборы актива. Установление контакта между обучающимися, беседа «Как можно знакомиться».

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


6




Беседа

2

Разработка основных документов: кодекса волонтёра, положения об организации добровольной (волонтёрской) деятельности. Занятие «Учимся сотрудничать». Игра «Чувствуем друг друга»

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


7




Лекция

2

Волонтёрство как институт формирования и развития социальной активности молодежи.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


8




Лекция

2

Происхождение понятия «волонтёр», «доброволец». Общие принципы волонтёрской деятельности.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


9




Лекция

2

Детские и молодёжные волонтёрские организации.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


10




Лекция

2

Знакомство с опытом работы волонтёров. Кодекс добровольцев в России.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


11




Групповое занятие

2

Оформление информационного стенда «Волонтёрское движение», сбор информации для стенда

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


12




Групповое занятие

2

Как строятся отношения со своей малой и большой Родиной, Отечеством, также должны строиться отношения гражданина со своим государством.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


13




Беседа

2

Занятие «Когда я думаю о современной России...»

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


14




Групповое занятие

2

Подготовка мероприятия, направленного на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


15




Групповое занятие

2

Выпуск стенда «Ребята нашего двора».

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


16




Лекция

2

Планирование мероприятий. Распределение обязанностей. Знакомство с формами проведения волонтёрских мероприятий

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


17




Лекция

2

Разъяснительная работа по пропаганде здорового образа жизни (ЗОЖ) и профилактике социально- негативных явлений в подростковой и молодёжной среде

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


18




Лекция

2

Алкоголь и закон.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


19




Лекция

2

Контроль чувств: уметь принимать волевые решения и отказываться от того, что уводит в сторону. Встреча со школьным психологом.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


20




Беседа

2

Пропаганда ЗОЖ. Подбор положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности; проведение спортивных соревнований.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


21




Групповое занятие

4

Разработка агитационных буклетов, памяток, рекомендаций, презентаций о здоровом питании. «Международный день отказа от курения». Подготовка к акции: разработка памяток о вреде курения

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


22





2

Конкурс «Лучший сценарий социальной рекламы о вреде злоупотреблений ПАВ и популяции здорового образа жизни»

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


23




Групповое занятие

6

Подготовка к проведению мероприятия «По дорогам жизни». Разработка сценариев. Репетиции. Выступления

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


24




Беседа

4

Влияние алкоголя на организм человека - встреча с наркологом. Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимости

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


25




Групповое занятие

4

Разработка и проведение мероприятий по профилактике компьютерной и игровой зависимости.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


26




Лекция

2

Планирование творческих мероприятий. Изучение сценариев к мероприятиям.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


27




Лекция

2

Игровые технологии в работе волонтёра: игры - адаптации, игры с эстрады, игровая программа

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


28




Лекция

2

Организация игровых переменок, детских праздников.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


29




Лекция

2

Игры - кричалки. Познавательная игра. Коллективное творческое дело.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


30




Групповое занятие

8

«Добры молодцы и красны девицы» - мероприятия ко Дню

Защитника Отечества и 8 Марта». Организация театральных представлений, декламации стихов, чтение коротких рассказов (сопровождаемое показом слайдов и т. п.).

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


31




Групповое занятие

6

Помощь в организации и проведении праздников. Организация игр и конкурсов для детей разных социальных групп.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


32




Групповое занятие

6

Подготовка и проведение занятия о толерантном отношении друг к другу, о готовности помогать другим, уметь принимать помощь от других.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


33




Групповое занятие

4

Проведение Уроков доброты. Разработка презентации «Культура разных народов».

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


34




Групповое занятие

4

Учить детей готовности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межличностные отношения.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


35




Игра

2

Занятие «Узелки на память».

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


36




Лекция

4

Практические советы волонтёрам. Как говорить? Как слушать? Несколько важных правил работы с маленькими помощниками.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


37




Лекция

2

Роль волонтёра в решении социальных проблем местного сообщества.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


38




Групповое занятие

2

Организация трудовой занятости, профориентационной работы.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


39




Групповое занятие

10

Организация добровольческого труда по экологической очистке территорий, расчистка дорожек от снега, уход за домашними цветами, проведение генеральной уборки.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


40




Групповое занятие

10

Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


41




Лекция

2

Общее понятие конфликта. Типы конфликтов.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


42




Лекция

2

Уровни конфликта в организации. Конфликт цепей.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


43




Лекция

2

Внутриличностный и межличностный конфликт. Стили разрешения межличностного конфликта.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


44




Лекция

1

Сущность понятия «толерантность».

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


45




Групповое занятие

2

Стратегическая игра «Поведение в конфликте»

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


46




Групповое занятие

2

Аукцион идей «Как избежать конфликта».

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


47




Групповое занятие

11

Использование тренировочных ролевых игр при рассмотрении следующих тем: «Проявление гибкости при разрешении конфликтов. Конструктивное разрешение конфликтов. Полезные способы разрешения конфликтов. Модели разрешения конфликтов. Обучение команды самостоятельному разрешению конфликтов».

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


48




Лекция

2

Функции, средства, структура процесса общения. Вербальные и невербальные средства общения. Обратная связь при общении

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


49




Лекция

2

Открытость, искренность общения. Общение как коммуникация. Деловое общение и психологические аспекты переговорного процесса.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


50




Лекция

2

Рефлексия индивидуальная и коллективная. Система построения устного выступления. Формы публичных выступлений. Умение убеждать.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


51




Групповое занятие

2

Тренинг уверенности в межличностных отношениях

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


52




Групповое занятие

2

Интерактивная игра «Умейте жить среди людей».

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


53




Групповое занятие

2

Дискуссия «Добро пожаловать в человеческие джунгли»

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


54




Групповое занятие

2

Деловая игра «Самопрезентация личных качеств».

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


55




Групповое занятие

6

Подготовка и участие в конкурсе «Лучший оратор»

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


56




Лекция

2

Гражданин, гражданское самосознание, гражданская позиция, гражданская самоорганизация, общественные объединения и организации.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


57




Лекция

2

Роль волонтёра в решении социальных проблем местного сообщества

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


58




Лекция

2

Объекты волонтёрской деятельности.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


59




Групповое занятие


Тест «Ориентирование в правовых понятиях».

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


60




Тренинг

2

Приёмы проведения переговоров.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


61




Групповое занятие

2

Рассмотрение ситуаций из жизни с целью правильного подбора наиболее приемлемого решения.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


62




Групповое занятие

6

Организация социальных дел гражданско-патриотического направления.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


63




Лекция

2

Учимся писать проекты. Виды проектов.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


64




Лекция

4

Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Социальное взаимодействие.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


65




Лекция

4

Проведение благотворительных, экологических и др. акций. Этапы подготовки и проведения.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


66




Групповое занятие

2

Сбор материалов к проекту. Как подготовиться к конкурсу социального проекта общественного объединения. Проектирование - технология организации работы по воплощению некой идеи.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


67




Групповое занятие

2

Занятие «Учимся сотрудничать».

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


68




Групповое занятие

2

Развитие навыков конструктивного взаимодействия и психологическую готовность к сотрудничеству. Формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


69




Групповое занятие

2

Учимся писать проекты. Сбор материалов к проекту.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


70




Групповое занятие

2

Защита творческого проекта.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


71




Групповое занятие

2

Участие в акции «Вырасти книгу».

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


72




Групповое занятие

2

Акция «Чистый город». Уборка территории школы.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


73




Групповое занятие

4

Конкурс рисунков и плакатов «Мы за чистый город».

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


74




Групповое занятие

4

Организация и проведение акции ко Дню пожилого человека.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


75




Групповое занятие

4

Помощь одиноким людям, ветеранам ВОВ, труженикам тыла, детям войны, малообеспеченным.

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49


79




Групповое занятие

2

Подведение итогов

МБОУ г. Мурманска СОШ № 49




ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для определения ожидаемого результата проводится входящий контроль (сентябрь), промежуточный контроль (декабрь, май) и итоговый контроль обучающихся (в конце срока реализации программы).

Данные виды контроля позволяют педагогу и обучающимся увидеть результаты своей деятельности, что создаст хороший психологический климат в коллективе, простимулируют развитие активной гражданской позиции молодого человека.

Мониторинг и анализ результатов:

Мониторинг будет осуществляться посредством:

  • анкетирования обучающихся программы (волонтёров);

  • анализа результатов проведенных мероприятий;

  • мониторинга достижений волонтёров.

Методы отслеживания результативности:
  • педагогическое наблюдение;

  • тестирование;

  • защита проектов;

  • организация и участие в мероприятиях;

  • анализ результатов методик: «Лидер», «Эффективность лидера» (автор: Р.С. Немов), «КОС» (авторы: В.В. Синявский, В.А. Федорошин), тест «Диагностика лидерских способностей» (авторы: Е. Жариков, Е. Крушельницкий).

























Критерии эффективности реализации программы

Показатели

2021

2022

2023

2024

1.

Число постоянных волонтёров в организации.





2.

Количество волонтёрских групп.





3.

Активно работающие волонтёры (% от общего состава).





4.

Разработка и внедрение проектов.





5.

Участие во Всероссийских акциях.





6.

Количество проведенных волонтёрских акций, мероприятий.





7.

Процент волонтёров, покинувших программу через 6 и 9 месяцев.





8.

Узнаваемость организации и волонтёров.





9.

Удовлетворение волонтёров от программы.





10.

Число нуждающихся, получивших помощь волонтёров.





11.

Позитивные отзывы получателей услуг и партнёров (количество благодарностей).





12.

Число повторных обращений.





13.

Количество публикаций в СМИ о программе.





14.

Процент привлечённых дополнительных средств.












ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа разработана с учётом трёх основных компонентов деятельности современного педагога:

  1. гуманизация педагогического процесса;

  2. индивидуализация и дифференцированный подход;

  3. демократизация, что предполагает возможность педагога в рамках реализации данной программы достичь поставленной цели и решить педагогические задачи, а также дать возможность каждому обучающемуся раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога является стремление направить подростков на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения друг с другом.

Условно дополнительную общеразвивающую программу можно разделить на три этапа:

  1. этап - начальный: включает в себя формирование детского объединения, комплектование групп, диагностику личности каждого участника, расстановку приоритетов деятельности каждого обучающегося, распределение социальных ролей внутри объединения, первичное планирование деятельности.

  2. этап - основной: погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решение педагогических задач с опосредованным использованием методов, форм, средств реализации программы. Подготовка и проведение мероприятий различных форм организации. Осуществление взаимодействия с различными структурами, привлечение детей и подростков в социально - значимую деятельность различной направленности. Анализ и самоанализ проделанной работы.

  3. этап — заключительный: подведение итогов проделанной работы. Анализ и самоанализ личностного роста в ходе реализации программы; планирование дальнейшей деятельности.

Основные методы работы
  1. Эмоциональная поддержка (поощрение, координация, мотивирование, обмен опытом и другие необходимые действия, направленные на сопровождение личностного и профессионального самостоятельного роста).

  2. Анализ и самоанализ (владение навыками самоанализа собственной деятельности; педагогу, анализирующему деятельность учащегося, надо исходить из его индивидуальных, личностных особенностей).

  3. Стимулирование на позитивную деятельность (подарочные книги, значки, дипломы и т. п.).

  4. Создание проблемных ситуаций.

Основные принципы программы
    • добровольность;

    • гласность;

    • законность;

    • непрерывность и систематичность проводимой работы;

    • осознание личностной и социальной значимости своей деятельности;

    • ответственное отношение к деятельности.

Формы организации волонтёрской деятельности:

акции, анкетирование (тесты, опросы и т.д.), встречи с интересными людьми, выставки, гостиные, диспуты, деловая игра, дискуссии, защита и реализация проектов, игровые программы, конкурсы, конференции, круглый стол, коллективно-творческое дело (КТД) по разным направлениям деятельности, лекции, мастер-классы (обучение, обсуждение), мероприятия, «мозговой штурм», «посиделки», походы, праздники, презентации, видео-лектории, рейды, соревнования, тренинги, турниры, фестивали, экскурсии, эстафеты, ярмарки и т.д..

Программа предполагает работу по следующим направлениям:
  • социальное патронирование пожилых людей, инвалидов;

  • педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков);

  • интеллектуальное и творческое развитие (организация и проведение мероприятий);

  • досуговая деятельность (организация свободного времени);

  • экскурсионная деятельность;

  • информационное обеспечение;

  • экологическая защита;

  • спортивная деятельность (участие в спортивных мероприятиях).

Направления могут расширяться в зависимости от существующих проектов добровольческой (волонтёрской) деятельности обучающихся. В соответствии с выбранными направлениями работы программа предполагает виды и формы добровольческой деятельности:

  • работа с социально-незащищенными слоями населения (пожилые люди, люди с ограниченными возможностями);

  • работа с детьми и молодёжью (в детских домах, интернатах для детей с ограниченными возможностями, школах, детских садах и т.д.);

  • участие в проектах, направленных на решение проблем местных сообществ;

  • реализация проектов, направленных на предотвращение конфликтов, развитие идей терпимости в обществе;

  • развитие проектов, направленных на пропаганду идей здорового образа жизни среди молодёжи, профилактику курения, алкоголизма, употребления наркотиков.


Основные направления и мероприятия по реализации программы


Направления программы


Основные мероприятия


Информационный блок

  1. Выпуск буклетов.

  2. Создание, выпуск и распространение информационных листовок.

  3. Разработка и создание электронных пособий для сопровождения занятий, тренингов.

  4. Размещение материалов на сайте

образовательной организации.

Валеологический блок

1.Мероприятия по здоровому образу

жизни.


Проектный блок

1. Разработка и реализация проектов и

акций.


Познавательный блок

  1. Сбор и обобщение информации о вредных привычках человека, причинах их появления.

  2. Рассказы и беседы о болезнях социального характера.

  3. Мероприятия, посвящённые

Международным дням и акциям.


Тренинговый блок

  1. Проведение тренингов «Сверстник –

сверстнику».

  1. Работа «Службы доверия».


Координационный блок

1.Координация работы группы

волонтёров педагогом. 2.Организация встреч со специалистами образовательных организаций.

3. Организация акций, анкетирований.


Досуговый блок

1.Проведение агитационных программ. 2.Организация КТД (коллективных творческих дел).

  1. Проведение тематических недель.

  2. Организация дней здоровья; спорта; семьи.


Условия реализации программы

Для реализации данной программы можно использовать помещение актового зала, рекреации, кабинеты и другие площади. Необходимым условием является опосредованное взаимодействие с родителями, учителями, специалистами социальной, профилактической и психологической служб и социальными партнёрами.

Важным является использование теоретического материала и практических методик по развитию волонтёрской деятельности, использование наработок опыта, изложенных в методической литературе. Обучение методикам проведения современных форм мероприятий по профилактике асоциальных явлений в молодёжной среде и пропаганде здорового образа жизни.

Рекомендуемыми являются наглядные материалы
  • плакаты по профилактике асоциальных явлений и пропаганде

здорового образа жизни;

  • видеофильмы и социальные ролики по профилактике асоциальных явлений;

  • мультимедийные презентации в соответствии с темами программы;

  • раздаточный материал (буклеты, наклейки, календари, тиражированные с использованием собственных и привлеченных ресурсов, а также предоставленные социальными партнёрами);

  • информационный материал и фотографии, используемые для оформления стендов, сайта, мультимедийных презентаций.

Оборудование: компьютер, принтер, сканер, проектор, экран, микрофоны, микшерный пульт, колонки.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Григорьев И.Н. Специфика организации волонтёрства в молодежной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - № 12. - С. 100-104.

  2. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика// Социологические исследования. - 2012. - № 5. - С. 15-22.

  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для ВУЗов / И.А. Зимняя. М.: Логос, 2013. – С. 384.

  4. Куприянова Г.В. Молодежные и детские общественные объединения России на современном этапе: тенденции и проблемы развития: В сборнике докладов и выступлений «Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. —М.: Логос, 2011. – С. 25.

  5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров / В.Н. Лавриенко. М. Юнити-Дана, 2013 – С. 415.

  6. Менщикова И.Ю. Социальная работа и волонтёрство: ценностно- практический аспект взаимодействия в среде высшей школы // Научные исследования в образовании. - 2011. - № 1. - С. 42-43.

  7. Новиков М. А. История, проблемы и перспективы развития молодежного волонтёрства в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 6-3. - С. 141-144.

  8. Онищенко Е.В. Перспективы развития волонтёрского движения в России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2011. - № 2. - С. 183-187.

  9. Социальная работа с молодежью: учебное пособие / под ред. Басова Н.Ф. - М. - 2011. – С. 235.

  10. Тетерский С. 10 лет ДИМСИ: деятельность общероссийских общественных организаций “Детские и молодежные социальные инициативы” (ДИМСИ) // Воспитание школьников. - 2015. - № 8.- С. 59.

  11. Холина О.И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № - С. 71-73.

  12. Щупленков О.В. История молодежного движения в России в современном исследовательском поле // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 1-2. - С. 211-215.

  13. Волонтёр и общество. Волонтёр и власть: научно-практический сборник/ Сост. С.В.Тетерский / Под редакцией JI.E. Никитиной.- М: «ACADEMIA», 2013. - 160с.

  14. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

  15. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  16. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

  17. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!