СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА естественно - научной направленности "Тайны математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА  

естественно - научной направленности "Тайны математики"

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА естественно - научной направленности "Тайны математики"»

Администрация Новосибирского района Новосибирской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области –

«Плотниковская средняя школа № 111»











Принято на педагогическом совете протокол от «___»_____ 2021г. № ____

Утверждаю:

директор МБОУ «Плотниковская школа № 111»

______________ А. В. Егоров приказ от «___»______ 2021 г. №____





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

естественно - научной направленности "Тайны математики"









Возраст учащихся: 11-15лет

Срок реализации: 1 год

Автор - составитель: Никулина Наталья Александровна,

педагог дополнительного образования







с. Плотниково, 2021 г

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1.

Пояснительная записка

Цель и задачи программы

Учебно-тематический план обучения

Содержание программы

Раздел 2. Организационно-педагогические условия

Календарный учебный график

Формы аттестации

Материально-техническое обеспечение

Список литературы



1.1 Пояснительная записка

Направленность Программы

Данная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тайны математики» (далее – Программа) имеет естественно-научную направленность. Программа кружка рассчитана на учащихся 11-15лет, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.

Актуальность Программы

Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте. Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью

Новизна и отличительные особенности Программы

Отличительной особенностью данной программы является то, что обучение проходит в разновозрастной группе.

Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

Педагогическая целесообразность

Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Возраст обучающихся по Программе

Программа разработана для обучающихся 11 - 15 лет.

Срок реализации Программы – 1 год обучения.

Формы и режим занятий

Форма занятий – групповая.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу по группам

Всего по 34 часа в каждой группе

















1.2. Цель и задачи программы

Цель программы– способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию когнитивных умений в процессе занятий математического кружка способностей.

Образовательные задачи: - углубление и расширение знаний учащихся по математике;

- привитие интереса учащимся к математике;

- активизировать познавательную деятельность;

- показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные задачи:

- воспитание культуры личности;

- воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

- воспитание понимания значимости математики для научно – технического прогресса;

- воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины. Развивающие задачи:

- развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

- формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.), выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.



1.3 Учебно-тематический план


Раздел


Тема


Кол-во часов


Форма

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика


Занимательная арифметика



5

2,5

2,5








Тема1.Запись цифр и чисел у других народов

1

0,5

0,5



Тема 2.Числа - великаны и числа- малютки

2

1

1



Тема3. Приёмы быстрого счёта

2

1

1

контроль и

самооценка

обучающихся


Занимательные

задачи


9

4,5

4,5











Тема 1. Магические квадраты

1

0,5

0,5



Тема 2.Математические фокусы

2

1

1

контроль и

самооценка

обучающихся


Тема 3.Математические ребусы

2

1

1

контроль и

самооценка

обучающихся


Тема 4. Софизмы

1

0,5

0,5



Тема 5.Задачи с числами

1

0,5

0,5



Тема 6.Задачи шутки

1

0,5

0,5



Тема 7.Старинные задачи

1

0,5

0,5



Логические задачи



11

5,5

5,5




Тема 1.Задачи, решаемые с конца

1

0,5

0,5




Тема 2.Круги Эйлера

2

1

1




Тема 3.Простейшие графы

2

1

1




Тема 4.Задачи на переливания

2

1

1

контроль и

самооценка

обучающихся



Тема 5.Задачи на взвешивания

2

1

1

контроль и

самооценка

обучающихся



Тема 6.Задачи на движение

2

1

1

контроль и

самооценка

обучающихся


Геометрические задачи


6

1,5

4,5




Тема 1.Задачи на разрезание

2

0,5

1,5




Тема 2.Задачи со спичками

2

0,5

1,5

контроль и

самооценка

обучающихся



Тема 3. Геометрические головоломки

2

0,5

1,5

контроль и

самооценка

обучающихся


Проекты


3

0,5

2,5




Тема 1.Проектные работы

3

0,5

2,5

Защита проекта




34

14,5

19,5












1.5. Содержание учебно-тематического плана

I. Занимательная арифметика

Тема 1.Запись цифр и чисел у других народов

Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов. Римская нумерация.

Тема 2.Числа - великаны и числа- малютки Открытие нуля. Мы живём в мире больших чисел. Числа-великаны. Названия больших чисел. Числа – малютки. Решение задач с большими и малыми числами.

Тема3. Упражнения на быстрый счёт Некоторые приёмы быстрого счёта. Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99. Умножение на число, оканчивающееся на 5. Умножение и деление на 25,75,50,125. 25 Умножение и деление на 111,1111 и т.д. Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а цифры единиц одинаковые. Умножение чисел, близких к 100. Умножение на число, близкое к 1000. Умножение на 101,1001 и т.д.

II. Занимательные задачи

Тема 1 . Магические квадраты. Отгадывание и составление магических квадратов.

Тема 2.Математические фокусы. Математические фокусы с «угадыванием чисел». Примеры математических фокусов.

Тема 3.Математические ребусы. Решение заданий на восстановление записей вычислений. Тема 4. Софизмы. Понятие софизма. Примеры софизмов.

Тема 5.Задачи с числами Запись числа с помощью знаков действий, скобок и определённым количеством одинаковых цифр.

Тема 6.Задачи – шутки Решение шуточных задач в форме загадок.

III. Логические задачи

Тема 1.Задачи, решаемые с конца. Решение сюжетных, текстовых задач методом «с конца».

Тема 2.Круги Эйлера. Решение задач с использованием кругов Эйлера.

Тема 3.Простейшие графы Понятие графа. Решение простейших задач на графы.

Тема 4.Задачи на переливания. Решение текстовых задач на переливание.

Тема 5. Взвешивания. Решение задач на определение фальшивых монет или предметов разного веса с помощью нескольких взвешиваний на чашечных весах без гирь.

Тема 6. Задачи на движение. Решение текстовых задач на движение: на сближение, на удаление, движение в одном направлении, в противоположных направлениях, движение по реке.

Тема 7.Старинные задачи Решение занимательных старинных задач и задач-сказок.

IV. Геометрические задачи

Тема 1.Задачи на разрезания. Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Игра «Пентамино».

Тема 2. Задачи со спичками. Решение занимательных задач со спичками.

Тема 3.Геометрические головоломки. «Танграм».

V. Проекты

Тема 1.Выбор тем и выполнение проектных работ.

Примерные темы проектов:

• Системы счисления. Мифы, сказки, легенды.

• Софизмы и парадоксы.

• Математические фокусы.

• Математика и искусство.

• Математика и музыка.

• Лабиринты.

• Палиндромы.

• Четыре действия математики.

• Древние меры длины.

• Возникновение чисел.

• Счёты.

• Старинные русские меры.

• Магические квадраты.

Предполагаемые результаты обучения

В результате занятий в кружке учащиеся должны

Знать:

- старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;

- названия больших чисел;

- свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства, понятие квадрата и куба числа;

- приёмы быстрого счёта;

- методы решения логических задач;

- свойства простейших геометрических фигур на плоскости;

- понятие графа;

- понятие софизма.

Уметь:

- читать и записывать римские числа;

- читать и записывать большие числа;

- пользоваться приёмами быстрого счёта;

- решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание;

- использовать различные приёмы при решении логических задач;

- решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;

- решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.

2. Организационно-педагогические условия

2.1. Календарный учебный график на 2021/22 учебный год.

1. Продолжительность учебного года:

Начало учебного года – 01.10.2021 года

Окончание учебного года – 31.05.2022 года.

Продолжительность учебного года – 34 недели.

2. Количество учебных групп по годам обучения и направленностям:

2 учебные группы

3. Регламент образовательного процесса:

1 год обучения – 1 час в неделю (34 часов в год);

Занятия организованы в отдельных группах.

4. Продолжительность занятий.

Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором МБОУ «Плотниковской школы №111» в свободное от занятий в общеобразовательных учреждениях время, включая учебные занятия в субботу с учетом пожеланий родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся с целью создания наиболее благоприятного режима занятий и отдыха детей.

5. Аттестация учащихся:

• предварительная – октябрь;

• промежуточная– май.

2.2 Формы аттестации

Оценочные материалы

Критерии оценивания проектов учащихся


Формы и методы контроля: защита проектов. Оценку проектов проводят учащиеся (самооценка) и учитель.

Критерии оценки проекта

Содержание критерия оценки

Количество баллов

Актуальность поставленной проблемы

Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане?

От 0 до 1

Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов?

От 0 до 1


Верно ли определил автор актуальность работы?

От 0 до 1

Верно ли определены цели, задачи работы?

От 0 до 2

Теоретическая и \ или практическая ценность

Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике.

От 0 до 2

Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области

От 0 до 2

Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость

От 0 до 1

Методы исследования

Целесообразность применяемых методов

1

Соблюдение технологии использования методов

1

Качество содержания проектной работы

выводы работы соответствуют поставленным целям

2

оригинальность, неповторимость проекта

2

в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы

1

есть ли исследовательский аспект в работе

2

есть ли у работы перспектива развития

1

Качество продукта проекта (презентации, сайта, информационного диска)

интересная форма представления, но в рамках делового стиля

От 0 до 2

логичность, последовательность слайдов, фотографий и т.д.

От 0 до 2

форма материала соответствует задумке

1

текст легко воспринимается,

1

отсутствие грамматических ошибок, стиль речи.

1

Компетентность участника при защите работы

Четкие представления о целях работы, о направлениях ее развития, критическая оценка работы и полученных результатов

От 0 до 2

Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе

От 0 до 2

Докладчик опирается на краткие тезисы, выводы, оформленные в презентации, и распространяет, объясняет их аудитории.

От 0 до 2

Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы.

От 0 до 2

Докладчик смог аргументировано ответить на заданные вопросы либо определить возможные пути поиска ответа на вопрос (если вопрос не касается непосредственно проделанной работы). Если проект групповой – то вопросы задаются не только докладчику, но и остальным авторам проекта.

От 0 до 2



Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

"Тайны математики"

Способы работы с детьми индивидуальные и групповые, практические и теоретические, исследовательские и познавательные.

Основные методы организации учебно-воспитательной деятельности:

личностно-ориентированный подход, дифференцированный подход, здоровьесберегающий подход, проблемно-исследовательский метод, активные методы получения знаний, диалогические методы взаимодействия. Кроме этого, нельзя забывать об информационных технологиях, благодаря которым возможности самореализации в современных условиях неограниченны.

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер;

- проектор

-принтер

Литература:

М.Гарднер «Математические чудеса и тайны»

Я.И.Перельман Веселые задачи

Я.И.Перельман Живая математика: Математические рассказы и головоломки

Я.И.Перельман Занимательная арифметика

Интернет-ресурсы:

Тестирование online: 5–11 классы:

http://www.kokch.kts.ru/cdo/.

Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru,

http://www.zavuch.info/,

http://festival.1september.ru,

http://school-collection.edu.ru,

http://www.it-n.ru,

http://www.prosv.ru.

Новые технологии в образовании:

https://oge.sdamgia.ru/ - решу ОГЭ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!