СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Матрешка»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предоставляет возможность каждому ребёнку изучать математику в соответствии с его способностями. Матрешка предлагает ученику индивидуальную траекторию занятий, которая учитывает интересы ребёнка, его сильные и слабые стороны. Тренажёр будет полезен как сильным учащимся, так и детям с особыми образовательными потребностями. Тренажер Мат-Решка содержит уроки и тесты, каждый из которых представляет маленький интерактивный мультфильм. Учебный процесс Мат-Решке объединяет ученика, учителя и родителей. Каждый из них имеет в системе собственный раздел.

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Матрешка»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОРДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14









РАСМОТРЕНО

Педагогическим советом

МБОУ Кордовской СОШ №14

Протокол № ___

« »__________ 2020 г.


УТВЕРЖДАЮ

директор

МБОУ Кордовская СОШ№14

______________И.В.Кугушева

«____»________ 2020 г.









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Матрешка»

Направленность программы: естественно-научная

Уровень программы: стартовый

Возраст обучающихся: 9-10 лет

Срок реализации: 1 год







Автор или составитель:

педагог дополнительного образования

Козлова Светлана Николаевна





КОРДОВО

2020

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Матрешка» (далее – Программа) имеет естественно-научную направленность, так как предоставляет возможность каждому ребёнку изучать математику в соответствии с его способностями.


Программа разработана на основе нормативно- правовых документов:

− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации« (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);

− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;

− Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 (Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р);

− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»;

− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

− Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;

− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Направленность естественнонаучная, предоставляющая возможность каждому ребёнку изучать математику в соответствии с его способностями. МатРешка предлагает ученику индивидуальную траекторию занятий, которая учитывает интересы ребёнка, его сильные и слабые стороны.


Новизна (предполагает: новое решение проблем дополнительного образования; новые методики преподавания; новые педагогические технологии в проведении занятий; нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.)

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Отличительные особенности программы состоят в том, что программа предоставляет возможность каждому ребёнку изучать математику в соответствии с его способностями. Матрешка предлагает ученику индивидуальную траекторию занятий, которая учитывает интересы ребёнка, его сильные и слабые стороны. Тренажёр будет полезен как сильным учащимся, так и детям с особыми образовательными потребностями. Тренажер Мат-Решка содержит уроки и тесты, каждый из которых представляет маленький интерактивный мультфильм. Учебный процесс Мат-Решке объединяет ученика, учителя и родителей. Каждый из них имеет в системе собственный раздел.

Адресат программы Программа предназначена для школьников в возрасте 9-10 лет, проявляющих интерес к изучению математики.

Срок реализации программы и объем учебных часов. Программа рассчитана на один год в объеме 34 часа.

Формы обучения обучение обучающихся может осуществляться в очной, очно-заочной форме. Использование он-лайн тренажера возможно при дистанционной форме обучения.

Режим занятий продолжительность занятия 45 минут, количество занятий в неделю 1 раз.

1.2.Цели и задачи


Цель:

•обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;

• предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;

• умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;

• реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

Задачи курса

• создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе;

• овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира;

• усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий;

• использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе


1.3. Содержание программы


Учебный план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

17

5

12

Индивидуальный прогресс каждого ученика

2

Мир занимательных задач

10

3

7

Индивидуальный прогресс каждого ученика

3

Геометрическая мозаика. Поединки


9

2

7

Результаты поединков

Итого:


36

7

29




Содержание учебного плана программы


Раздел 1. «Числа. Арифметические действия. Величины»(17часов)

Тема 1.1. Множества и отношения

Теория (1 ч): Понятие «Множество».Объединения множеств. Сравнение и пересечение множеств.

Практика (2ч): Элементы арифметики

Тема 1.2. Элементы арифметики Арифметические действия

Теория (1 ч): Логические задания с числами (поиск

закономерностей)

Практика (3ч): Игровой практикум «Кто быстрее

сосчитает» Школьный этап олимпиады по математике.

Тема 1.3. Элементы арифметики. Свойства сложения и вычитания

Теория (1 ч): арифметические игры, фокусы, головоломки, цепочки, «Магические квадраты» и «Занимательные рамки»; составление числовых выражений с заданным числовым значением; классификация чисел, числовых выражений по заданным условиям; решение уравнений

Практика (3ч): Магические квадраты

 Математический конкурс «Кенгуру»

Тема 1.4. Элементы арифметики. Таблица сложения многозначных чисел

Теория (1 ч): Таблица сложения многозначных чисел

Практика (2 ч): Решение тренировочных заданий. Олимпиада по математике «Яндекс –Учебник»

Тема 1.5 Элементы арифметики. Вычисление в пределах 1000000

Теория(1ч ) Нумерация чисел

Практика(2ч) арифметические игры, фокусы, головоломки, цепочки, «Магические квадраты» и «Занимательные рамки»;


Раздел 2 «Мир занимательных задач»(10 часов)

Тема 2.1. Элементы арифметики. Сравнение чисел

Теория (1 ч): задачи повышенного уровня сложности: на применение знаний в измененных условиях; комбинаторные задачи;

Практика (2 ч): взвешивание; сюжетные логические задачи; старинные задачи, задачи-шутки.

Тема 2.2 Элементы арифметики. Величины

Теория (1 ч): Старинные меры длины и массы

Практика (2ч) составление числовых выражений с заданным числовым значением; классификация чисел, числовых выражений по заданным условиям; решение уравнений.

Тема 2.3 Осевая симметрия

Теория (1 ч): Старинная китайская головоломка», «Пентамино»; масштаб, план.

Практика (3ч): задачи повышенного уровня сложности: на применение знаний в измененных условиях;


Раздел 3. «Геометрическая мозаика. Поединки»(9 часов)

Тема 3.1. Алгоритмы. Поединки

Теория (1 ч): деление фигур на заданные части и составление фигур из заданных частей; преобразование фигур по заданным условиям; вычисление периметра и площади различных фигур; головоломки с палочками одинаковой длины, из которых составлены геометрические фигуры; построения с помощью циркуля и линейки (прямого угла, середины отрезка, вписанного в окружность прямоугольного треугольника, прямоугольника, квадрата и др.);

Практика (4ч): Арифметические игры. Головоломки с палочками одинаковой длины. Промежуточная аттестация

Тема 3.2. Конкурс эрудитов.

Теория (1 ч): задачи повышенного уровня сложности: на применение знаний в изменённых условиях;

Практика (3ч): задачи повышенного уровня сложности: на применение знаний в изменённых условиях;

Учебный план??


Планируемые результаты изучения курса:

Личностными результатами обучения учащихся являются:

• самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

• готовность и способность к саморазвитию;

• сформированность мотивации к обучению;

• способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

• заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;

• готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

• способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;

• способность к самоорганизации;

• владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

Метапредметными результатами обучения являются:

• владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

• понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;

• планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;

• выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);

• создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;

• понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;

• адекватное оценивание результатов своей деятельности;

• активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;

• готовность слушать собеседника, вести диалог;

• умение работать в информационной среде.

Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:

• овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;


• умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;

• овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;

• умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.















Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий

2.1. Календарный учебный график


п/п

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Кол-во учеб.недель

Кол-во учеб.часов

Режим занятий

Срок проведения промеж.и итоговой аттестаций

1

1-й

01.09.2020

08.06.2021

36

36

1 раза в неделю, во второй половине дня (по 45 мин)

Промежуточная аттестация

17-24 мая 2021 г



2.2. Условия реализации программы


Программное обеспечение МатРешки онлайн. Доступ к нему учеников, учителей и родителей обеспечивается через Интернет посредством обычного веб-браузера на компьютере с любой платформой.


Результат реализации программы во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.

Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

Программные средства

Операционная система.

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

Антивирусная программа.

Программа-архиватор.

Клавиатурный тренажер.

Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

Система программирования.


2.3. Формы аттестации:

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.


Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания;

-зачёт,

-участие в поединках, математических конкурсах и олимпиадах.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности



2.4. Методические материалы


Основным материальным обеспечением реализации настоящей программы является комплект следующих изданий.

Учебники и учебные пособия для учащихся

1. Истомина Н.Б. Учимся решать задачи. Тетрадь для 4-го класса начальной школы. – М.: Издательство «ЛИНКА-ПРЕСС», 2013.

2. Мат-Решка. Компьютерная среда для изучения математики.

Пособия для учителя

3. Гаркавцева Г.Ю., Кожевникова Е.Н., Редько З.Б. Методические рекомендации к тетради «Наглядная геометрия» для 4 класса / под ред. Н.Б. Истоминой. – М.: Линка-Пресс, 2016.

4. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. (Развивающее обучение). Пособие для студентов педагогических факультетов. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009.

5. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.

6. Истомина Н.Б., Заяц Ю.С. Практикум по методике обучения математике в начальной школе. (Развивающее обучение). Пособие для студентов педагогических факультетов. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009.

7. Истомина Н.Б., Смолеусова Т.В. Оценка достижения планируемых результатов по математике в начальной школе. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

8. https://www.mat-reshka.com/products/

9. http://www.mat-reshka.com/# 




Алгоритм учебного занятия

В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде  последовательности следующих этапов: организационного, проверочного,  подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ),  итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой вида деятельности, содержанием и конкретной задачей.


Календарно-тематическое планирование 4 класс


№ п/п

Название раздела и тем

Количество часов

Дата проведения

1

Множества и отношения

2

01.09

08.09

2

Элементы арифметики Арифметические действия

3

15.09

22.09

29.09


3

Школьный этап олимпиады по математике.

1

06.10

4

Элементы арифметики

Свойства сложения и вычитания

2

13.10

20.10


5

Математический конкурс «Кенгуру»

1

27.10


6

Элементы арифметики

Таблица сложения многозначных чисел

4

10.11

17.11

24.11

01.12

7

Элементы арифметики

Вычисление в пределах 1000000

3

08.12

15.12

22.12


8

Олимпиада по математике «Яндекс –учебник»

1

12.01

9

Элементы арифметики

Сравнение чисел


3

19.01

26.01

02.02

10

Элементы арифметики

Величины

3

09.02

16.02

02.03


11

Элементы арифметики Геометрические понятия

3

09.03

16.03

23.03

12

Осевая симметрия

4

06.04

13.04

20.04

27.04


13

Поединки, алгоритмы

3

04.05

11.05

18.05


14

Промежуточная аттестация (Зачёт)

1

25.05


15

Конкурс эрудитов. Награждение

2


01.06

08.06


Итого

36 часов




3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!