МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОРДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14
РАСМОТРЕНО Педагогическим советом МБОУ Кордовской СОШ №14 Протокол № ___ « »__________ 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ Кордовская СОШ№14 ______________И.В.Кугушева «____»________ 2020 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Матрешка»
Направленность программы: естественно-научная
Уровень программы: стартовый
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор или составитель:
педагог дополнительного образования
Козлова Светлана Николаевна
КОРДОВО
2020
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Матрешка» (далее – Программа) имеет естественно-научную направленность, так как предоставляет возможность каждому ребёнку изучать математику в соответствии с его способностями.
Программа разработана на основе нормативно- правовых документов:
− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации« (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 (Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
− Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Направленность естественнонаучная, предоставляющая возможность каждому ребёнку изучать математику в соответствии с его способностями. МатРешка предлагает ученику индивидуальную траекторию занятий, которая учитывает интересы ребёнка, его сильные и слабые стороны.
Новизна (предполагает: новое решение проблем дополнительного образования; новые методики преподавания; новые педагогические технологии в проведении занятий; нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.)
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Отличительные особенности программы состоят в том, что программа предоставляет возможность каждому ребёнку изучать математику в соответствии с его способностями. Матрешка предлагает ученику индивидуальную траекторию занятий, которая учитывает интересы ребёнка, его сильные и слабые стороны. Тренажёр будет полезен как сильным учащимся, так и детям с особыми образовательными потребностями. Тренажер Мат-Решка содержит уроки и тесты, каждый из которых представляет маленький интерактивный мультфильм. Учебный процесс Мат-Решке объединяет ученика, учителя и родителей. Каждый из них имеет в системе собственный раздел.
Адресат программы Программа предназначена для школьников в возрасте 9-10 лет, проявляющих интерес к изучению математики.
Срок реализации программы и объем учебных часов. Программа рассчитана на один год в объеме 34 часа.
Формы обучения обучение обучающихся может осуществляться в очной, очно-заочной форме. Использование он-лайн тренажера возможно при дистанционной форме обучения.
Режим занятий продолжительность занятия 45 минут, количество занятий в неделю 1 раз.
1.2.Цели и задачи
Цель:
•обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
• предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
• умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
• реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Задачи курса
• создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе;
• овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира;
• усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий;
• использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации, контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины. | 17 | 5 | 12 | Индивидуальный прогресс каждого ученика |
2 | Мир занимательных задач | 10 | 3 | 7 | Индивидуальный прогресс каждого ученика |
3 | Геометрическая мозаика. Поединки | 9 | 2 | 7 | Результаты поединков |
Итого: | | 36 | 7 | 29 | |
Содержание учебного плана программы
Раздел 1. «Числа. Арифметические действия. Величины»(17часов)
Тема 1.1. Множества и отношения
Теория (1 ч): Понятие «Множество».Объединения множеств. Сравнение и пересечение множеств.
Практика (2ч): Элементы арифметики
Тема 1.2. Элементы арифметики Арифметические действия
Теория (1 ч): Логические задания с числами (поиск
закономерностей)
Практика (3ч): Игровой практикум «Кто быстрее
сосчитает» Школьный этап олимпиады по математике.
Тема 1.3. Элементы арифметики. Свойства сложения и вычитания
Теория (1 ч): арифметические игры, фокусы, головоломки, цепочки, «Магические квадраты» и «Занимательные рамки»; составление числовых выражений с заданным числовым значением; классификация чисел, числовых выражений по заданным условиям; решение уравнений
Практика (3ч): Магические квадраты
Математический конкурс «Кенгуру»
Тема 1.4. Элементы арифметики. Таблица сложения многозначных чисел
Теория (1 ч): Таблица сложения многозначных чисел
Практика (2 ч): Решение тренировочных заданий. Олимпиада по математике «Яндекс –Учебник»
Тема 1.5 Элементы арифметики. Вычисление в пределах 1000000
Теория(1ч ) Нумерация чисел
Практика(2ч) арифметические игры, фокусы, головоломки, цепочки, «Магические квадраты» и «Занимательные рамки»;
Раздел 2 «Мир занимательных задач»(10 часов)
Тема 2.1. Элементы арифметики. Сравнение чисел
Теория (1 ч): задачи повышенного уровня сложности: на применение знаний в измененных условиях; комбинаторные задачи;
Практика (2 ч): взвешивание; сюжетные логические задачи; старинные задачи, задачи-шутки.
Тема 2.2 Элементы арифметики. Величины
Теория (1 ч): Старинные меры длины и массы
Практика (2ч) составление числовых выражений с заданным числовым значением; классификация чисел, числовых выражений по заданным условиям; решение уравнений.
Тема 2.3 Осевая симметрия
Теория (1 ч): Старинная китайская головоломка», «Пентамино»; масштаб, план.
Практика (3ч): задачи повышенного уровня сложности: на применение знаний в измененных условиях;
Раздел 3. «Геометрическая мозаика. Поединки»(9 часов)
Тема 3.1. Алгоритмы. Поединки
Теория (1 ч): деление фигур на заданные части и составление фигур из заданных частей; преобразование фигур по заданным условиям; вычисление периметра и площади различных фигур; головоломки с палочками одинаковой длины, из которых составлены геометрические фигуры; построения с помощью циркуля и линейки (прямого угла, середины отрезка, вписанного в окружность прямоугольного треугольника, прямоугольника, квадрата и др.);
Практика (4ч): Арифметические игры. Головоломки с палочками одинаковой длины. Промежуточная аттестация
Тема 3.2. Конкурс эрудитов.
Теория (1 ч): задачи повышенного уровня сложности: на применение знаний в изменённых условиях;
Практика (3ч): задачи повышенного уровня сложности: на применение знаний в изменённых условиях;
Учебный план??
Планируемые результаты изучения курса:
Личностными результатами обучения учащихся являются:
• самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
• готовность и способность к саморазвитию;
• сформированность мотивации к обучению;
• способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
• заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
• готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
• способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
• способность к самоорганизации;
• владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
• владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
• понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
• планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
• выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
• создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
• понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
• адекватное оценивание результатов своей деятельности;
• активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
• готовность слушать собеседника, вести диалог;
• умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
• овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
• умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
• овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
• умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№ п/п | Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учеб.недель | Кол-во учеб.часов | Режим занятий | Срок проведения промеж.и итоговой аттестаций |
1 | 1-й | 01.09.2020 | 08.06.2021 | 36 | 36 | 1 раза в неделю, во второй половине дня (по 45 мин) | Промежуточная аттестация 17-24 мая 2021 г |
2.2. Условия реализации программы
Программное обеспечение МатРешки онлайн. Доступ к нему учеников, учителей и родителей обеспечивается через Интернет посредством обычного веб-браузера на компьютере с любой платформой.
Результат реализации программы во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
2.3. Формы аттестации:
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания;
-зачёт,
-участие в поединках, математических конкурсах и олимпиадах.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности
2.4. Методические материалы
Основным материальным обеспечением реализации настоящей программы является комплект следующих изданий.
Учебники и учебные пособия для учащихся
1. Истомина Н.Б. Учимся решать задачи. Тетрадь для 4-го класса начальной школы. – М.: Издательство «ЛИНКА-ПРЕСС», 2013.
2. Мат-Решка. Компьютерная среда для изучения математики.
Пособия для учителя
3. Гаркавцева Г.Ю., Кожевникова Е.Н., Редько З.Б. Методические рекомендации к тетради «Наглядная геометрия» для 4 класса / под ред. Н.Б. Истоминой. – М.: Линка-Пресс, 2016.
4. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. (Развивающее обучение). Пособие для студентов педагогических факультетов. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009.
5. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.
6. Истомина Н.Б., Заяц Ю.С. Практикум по методике обучения математике в начальной школе. (Развивающее обучение). Пособие для студентов педагогических факультетов. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009.
7. Истомина Н.Б., Смолеусова Т.В. Оценка достижения планируемых результатов по математике в начальной школе. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
8. https://www.mat-reshka.com/products/
9. http://www.mat-reshka.com/#
Алгоритм учебного занятия
В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой вида деятельности, содержанием и конкретной задачей.
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Название раздела и тем | Количество часов | Дата проведения |
1 | Множества и отношения | 2 | 01.09 08.09 |
2 | Элементы арифметики Арифметические действия | 3 | 15.09 22.09 29.09 |
3 | Школьный этап олимпиады по математике. | 1 | 06.10 |
4 | Элементы арифметики Свойства сложения и вычитания | 2 | 13.10 20.10 |
5 | Математический конкурс «Кенгуру» | 1 | 27.10 |
6 | Элементы арифметики Таблица сложения многозначных чисел | 4 | 10.11 17.11 24.11 01.12 |
7 | Элементы арифметики Вычисление в пределах 1000000 | 3 | 08.12 15.12 22.12 |
8 | Олимпиада по математике «Яндекс –учебник» | 1 | 12.01 |
9 | Элементы арифметики Сравнение чисел | 3 | 19.01 26.01 02.02 |
10 | Элементы арифметики Величины | 3 | 09.02 16.02 02.03 |
11 | Элементы арифметики Геометрические понятия | 3 | 09.03 16.03 23.03 |
12 | Осевая симметрия | 4 | 06.04 13.04 20.04 27.04 |
13 | Поединки, алгоритмы | 3 | 04.05 11.05 18.05 |
14 | Промежуточная аттестация (Зачёт) | 1 | 25.05 |
15 | Конкурс эрудитов. Награждение | 2 | 01.06 08.06 |
| Итого | 36 часов | |
3