Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 23 города Димитровграда Ульяновской области»
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета от «___»_____________ 20____г. Протокол № ________________ | | «Утверждаю» директор МБОУ «СШ № 23» ____________М.П. Хуртина «____»_____________20____г |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дистанционная программа естественнонаучной направленности
«Вокруг света»
Возраст обучающихся: 10-14 лет
Количество часов: 18 часов
Автор-составитель:
Бондарева Татьяна Николаевна
г. Димитровград 2020
Содержание:
1. | Пояснительная записка | стр.3 |
2 | Цель и задачи программы | стр.6 |
3 | Содержание программы | стр.8 |
| 3.1 Учебный план | стр.8 |
| 3.2 Содержание учебно-тематического плана | стр.11 |
4. | Календарный учебный график | стр.18 |
5 | Планируемые результаты | стр. 24 |
6 | Условия реализации программы | стр. 26 |
7 | Формы аттестации | стр. 26 |
8 | Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы | стр. 26 |
9 | Методические материалы | стр. 28 |
10 | Список литературы | стр. 33 |
| 10.1. Литература для педагога | стр. 33 |
| 10.2. Литература для обучающихся и родителей | стр. 33 |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Вокруг света». Данная программа создана как краткосрочная, дистанционная.
Актуальность программы:
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Эта программа особенно актуальна если на изучение основного предмета в 6 классе в школьном учебном плане дан 1 час в неделю. Это второй год изучения географии обучающимися и то, как они освоят предмет и научатся применять полученные знания зависит дальнейшее понимание предмета.
Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.
Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Вокруг света» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.
Отличительные особенности программы: программа носит практико – ориентированный характер в связи с тем, что некоторые занятия проводятся вне аудитории. В программе запланированы экскурсии, квест-игры, игры-путешествия, походы, наблюдения. Всё это способствует поддержанию познавательного интереса учащихся в ходе реализации программы.
Психолого-педагогические особенности:
В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, экологические проблемы, социальные темы, возможности познания мира и самого себя. Подростки склонны экспериментировать, склонны к фантазированию и познанию. При построении учебного процесса рекомендуется учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности обучающихся, но большое внимание уделять игре, созданию ситуации успеха. Дело в том, что учащиеся этой возрастной группы стремятся добиться поставленной цели в течение одного занятия и желают видеть наглядный результат своего труда. Основные задачи развития на этом возрастном этапе – развитие логического мышления, умения оперировать полученной информацией, развитие самостоятельности детей в урочной и внеурочной деятельности.
Объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы; 18 часов
Форма обучения дистанционная
Формы организации образовательного процесса: групповая
Методы обучения в основе которых лежит способ организации занятия (табл. 1):
Таблица 1
Словесные | Наглядные | Практические |
Онлайн-лекции | Просмотр научных телепрограмм и презентаций | Онлайн-тренинг |
Онлайн-беседа, объяснение | | Онлайн-тренинг |
Рассказ-выступление | | Онлайн-тренинг |
Рассказ-изложение | | Онлайн-тренинг |
Рассказ-заключение | | Онлайн-тренинг |
Тип занятия: дистанционный, комплексный, теоретический, практический, диагностический.
Формы проведения занятий видеоконференция, видео-лекция, чат-занятие, онлайн-викторина, аудиоконференция, веб-занятие, онлайн-консультация, онлайн-дискуссия, обсуждение, творческая мастерская онлайн, защита проектов онлайн, онлайн-презентация, телеконференция, онлайн-экскурсия.из (табл. 2).
Таблица 2
видеоконференция | творческая мастерская |
видео-лекция | онлайн-защита проектов |
чат-занятие | онлайн-презентация |
онлайн-викторина | телеконференция |
аудиоконференция | онлайн-экскурсия |
веб-занятия | |
онлайн-консультации | |
онлайн-дискуссия, обсуждение | |
Педагогические технологии - технология группового обучения онлайн, технология коллективного взаимообучения дистанционно, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности.
Режим занятий (периодичность и продолжительность занятий.)
2 раза в неделю по 2 часа
Формы подведения итогов реализации программы: онлайн-опрос, презентация творческих работ (проектов) дистанционно, коллективная рефлексия.
2. Цель и задачи программы.
Цель и задачи программы:
- Цель — сформировать устойчивый интерес к изучению географии, развивать логическое мышление, расширить их кругозор у школьников.
- Задачи
личностные
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
метапредметные
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
-умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
образовательные (предметные)
-формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах;
3. Содержание программы
3.1. Учебный план
Таблица 3
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) |
Всего | Теория | Практика |
1 | Раздел 1. Введение (0,5ч.) |
1.1 | Введение | 0,5 | 0,5 | 0 | Дистанционное комплексное занятие, онлайн- тренинг | Онлайн- опрос, Онлайн-тестирование |
2 | Раздел 2. География. Система географических наук (2 ч.) |
2.1 | Как появились географические карты. Многообразие географических карт. Тематические карты. | 1 | 0,5 | 0,5 | Комплексное веб-занятие, видеоконференция. | Онлайн- опрос, Онлайн-тестирование |
2.2 | Географические координаты Карты материков и океанов. Тематические карты.. | 1 | 0,5 | 0,5 | Комплексное веб-занятие, чат-занятие | Онлайн- опрос, Онлайн-тестирование |
3 | Раздел 3. Астрономия (2 ч.) |
3.1 | Вселенная | 1 | 1 | 0 | Дистанционное комплексное занятие, онлайн- тренинг | Онлайн- опрос, Онлайн-тестирование |
3.2 | «Кто за стенкой живет? Соседи Земли» | 1 | 1 | 0 | Дистанционное комплексное занятие, онлайн- консультация, онлайн-экскурсия | Онлайн- опрос, Онлайн-тестирование |
4 | Раздел 4. Воздушное покрывало (2 ч.) |
4.1 | Атмосфера Биосфера | 1 | 1 | 0 | Дистанционное комплексное занятие, онлайн- консультация, онлайн-экскурсия | Онлайн- опрос, Онлайн-тестирование |
4.2 | Климатология Метеорология | 1 | 1 | 0 | Дистанционное комплексное занятие, онлайн- консультация, онлайн-экскурсия | Онлайн- опрос, Онлайн-тестирование Дистанционная коллективная рефлексия |
5 | Раздел 5. Голубая планета (2 ч.) |
5.1 | Гидрология, океанология, лимнология, потамология, криология | 1 | 1 | 0 | Комплексное веб-занятие, видеоконференция. | Онлайн- опрос, Онлайн-тестирование |
5.2 | Растительный и животный мир океанов и морей Экологические проблемы Мирового океана | 1 | 1 | 0 | Дистанционное комплексное занятие, онлайн- консультация, аудиоконференция. | Онлайн- опрос, Онлайн-тестирование Дистанционная коллективная рефлексия |
6 | Раздел 6. Жизнь земной коры (2 ч.) |
6.1 | Современные гипотезы о происхождении гор на земле Равнины: площадь, высота и происхождение. Рельеф нашей местности. | 1 | 0,5 | 0,5 | Дистанционное комплексное занятие, онлайн- консультация, онлайн-экскурсия | Онлайн- опрос, Онлайн-тестирование |
6.2 | Кто трясет Землю? Движения земной коры и вулканизм. Горячие источники и гейзеры. | 1 | 1 | 0 | Дистанционное комплексное занятие, онлайн- консультация, аудиоконференция. | Онлайн- опрос, Онлайн-тестирование Дистанционная коллективная рефлексия |
7 | Раздел 7. Ландшафтоведение. Ландшафтный дизайн (4 ч.) |
7.1 | Ландшафтоведение | 2 | 1 | 1 | Комплексное веб-занятие, видеоконференция. | Онлайн- опрос, Онлайн-тестирование |
7.2 | Благоустройство пришкольного участка | 2 | 1 | 1 | Дистанционное комплексное занятие, онлайн- консультация, аудиоконференция. | Творческая мастерская онлайн, защита проектов онлайн, онлайн-презентация, телеконференция |
8 | Раздел 8. Географические путешествия и открытия (2 ч.) |
8.1 | Земля-шар. Древние мудрецы Первое кругосветное путешествие | 1 | 1 | 0 | Дистанционное комплексное занятие, онлайн- консультация, онлайн-экскурсия | Онлайн-опрос, онлайн-викторина |
8.2 | Великие географические открытия Восьмое путешествие» | 1 | 1 | 0 | Дистанционное комплексное занятие, онлайн- консультация, онлайн-экскурсия | Онлайн-опрос, онлайн-викторина |
9 | Раздел 9. Страны и народы (1 ч.) |
9.1 | Дикие племена Океании Этническая история народов Северной и Южной Америки Европа-центр цивилизации? Страна Восходящего солнца | 1 | 1 | 1 | Дистанционное комплексное занятие, онлайн- консультация, онлайн-экскурсия | Онлайн-опрос, онлайн-викторина |
10 | Раздел 10. Итоговые занятия (0,5 ч.) |
10.1 | Подведение итогов | 0,5 | 0,5 | 0 | Дистанционное комплексное занятие, онлайн- тренинг | Онлайн- опрос, Онлайн-тестирование |
3.2 Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. Введение (0,5ч.)
Тема:
-Введение
Раздел 2. География. Система географических наук (2 ч.)
Тема:
-Как появились географические карты. Многообразие географических карт. Тематические карты. Географические координаты.
-Карты материков и океанов. Тематические карты.
-Топографические карты. Условные знаки. Масштаб.
Раздел 3. Астрономия (2 ч.)
Тема:
-Вселенная
-«Кто за стенкой живет? Соседи Земли»
Раздел 4. Воздушное покрывало (2 ч.)
Тема:
-Атмосфера
-Биосфера
-Климатология
-Метеорология
Раздел 5. Голубая планета (0,5 ч.)
Тема:
-Гидрология, океанология, лимнология, потамология, криология
-Растительный и животный мир океанов и морей
-Экологические проблемы Мирового океана
Раздел 6. Жизнь земной коры (2 ч.)
Тема:
-Современные гипотезы о происхождении гор на земле
-Равнины: площадь, высота и происхождение. Рельеф нашей местности.
-Движения земной коры и вулканизм. Горячие источники и гейзеры.
-Кто трясет Землю?
Раздел 7. Ландшафтоведение. Ландшафтный дизайн (4 ч.)
Тема:
-Ландшафтоведение
-Благоустройство пришкольного участка
Раздел 8. Географические путешествия и открытия (2 ч.)
Тема:
-Земля-шар. Древние мудрецы
-Первое кругосветное путешествие
-Великие географические открытия
-«Восьмое путешествие»
Раздел 9. Страны и народы (1 ч.)
Тема:
-Дикие племена Океании
-Этническая история народов Северной и Южной Америки
-Европа-центр цивилизации?
-Страна Восходящего солнца
Теория: Дикие племена на берегах Амазонки. Как их спасти? Племена на островах Океании
Культура и быт аборигенов Австралии. Народы банту и пигмеи. Этническая история Америки. Откуда появились индейцы? Европа – центр цивилизации. Страна Восходящего Солнца и её жители. Страна мушкетёров, сыров и парфюмерии.
Практика: Онлайн-экскурсия.
Раздел 10. Итоговые занятие (0,5 ч.)
Тема:
-Подведение итогов
3.2.1 Содержание учебно-тематического
плана 1 года обучения
Раздел 1. Введение
Тема:
-Введение
Теория: «Почему Л.Н. Толстой за Митрофанушку заступился»? Знакомство с планом работы кружка
Раздел 2. География. Система географических наук
Тема:
-Как появились географические карты. Многообразие географических карт. Тематические карты. Географические координаты.
-Карты материков и океанов. Тематические карты.
-Топографические карты. Условные знаки. Масштаб.
Теория: Что такое «географическая карта»? План местности, масштаб, широта и долгота- адрес объекта. Виды географических карт и их классификации. Создатели карт топографы, геодезисты. «Карта – второй язык географии».
Практика: Работа с контурными картами и атласом.
Раздел 3. Астрономия
Тема:
-Вселенная
-«Кто за стенкой живет? Соседи Земли»
Теория: Практические основы Астрономии. Природа тел солнечной системы. Солнце и звезды. Эволюция Вселенной. Физический закон «Хаббла».
Раздел 4. Воздушное покрывало
Тема:
-Атмосфера
-Биосфера
-Климатология
-Метеорология
Теория: Атмосфера. Атмосферное давление. Биосфера. Ноосфера. Разнообразие природных комплексов. От чего зависит климат. Климатология, как отдельная наука или раздел метеорологии? Климат Ульяновской области. Чем занимается метеоролог?
Практика: Работа с географической литературой, энциклопедиями, экологическими рефератами по данной теме. Онлайн-экскурсия: Описание и изучение природных климатических условий нашей местности. Онлайн-викторина «Явления природы».
Раздел 5. Голубая планета
Тема:
-Гидрология, океанология, лимнология, потамология, криология
-Растительный и животный мир океанов и морей
-Экологические проблемы Мирового океана
Теория: Что изучают науки: лимнология, потамология, криология? Крупнейшие реки Земли. Крупнейшие озера земли, озера-диковинки. Минеральные источники, их происхождение. Карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера.
Практика: Работа с атласом и контурными картами.
Раздел 6. Жизнь земной коры
Тема:
-Современные гипотезы о происхождении гор на земле
-Равнины: площадь, высота и происхождение. Рельеф нашей местности.
-Движения земной коры и вулканизм. Горячие источники и гейзеры.
-Кто трясет Землю?
Теория: Происхождение горных пород и минералов. Горные породы и минералы нашей местности. Движения земной коры и вулканизм. Различия гор. Что такое Землетрясение? Равнины: площадь, высота и происхождение. Рельеф нашей местности.
Практика: Онлайн изучение коллекции образцов минералов и горных пород Ульяновской области.
Раздел 7. Ландшафтоведение. Ландшафтный дизайн
Тема:
-Ландшафтоведение
-Благоустройство пришкольного участка
Теория: Что такое ландшафт? Основные виды ландшафтного дизайна. Основные понятия: «проект», «ландшафтное проектирование», «этапы проектирования», «агротехнический прием», «дендрологический план», «ассортиментная ведомость», «гаммы декоративности», «способы выращивания/размножения растений», «норма внесения удобрения».
Практика: Онлайн-проект по благоустройству пришкольного участка. Учимся строить мини-макет пришкольного участка.
Раздел 8. Географические путешествия и открытия
Тема:
-Земля-шар. Древние мудрецы
-Первое кругосветное путешествие
-Великие географические открытия
-«Восьмое путешествие»
Теория: О чём спорили древние мудрецы, о чём спорят учёные сегодня. (Есть ли у Земли край? Земля – шар. Тайны неба). Велика ли Африка, или как Солнце по небу гуляло. (Отважные финикийские мореходы. Подводный лес Красного моря. Африканские чудеса). «Отец Географии» грек Геродот. (великий почемучка. Загадочный Нил. Снег – это вовсе не перья). Как воинственные норманны открывали новые земли. (там, где солнце желанный гость. Луна на Земле – Исландия. Лейв Счастливый видит Америку). Как Христофор Колумб в поход собрался, или о том, как Европа нечаянно открыла Америку. Первое кругосветное путешествие, или как важно быть добрым. Как достигли края земли русской. Русские землепроходцы. Каменный Пояс. Сибирская земля.
Восьмое путешествие Синдбада – морехода, или как взрослые играли в сказку
Раздел 9. Страны и народы
Тема:
-Дикие племена Океании
-Этническая история народов Северной и Южной Америки
-Европа-центр цивилизации?
-Страна Восходящего солнца
Теория: Дикие племена на берегах Амазонки. Как их спасти? Племена на островах Океании
Культура и быт аборигенов Австралии. Народы банту и пигмеи. Этническая история Америки. Откуда появились индейцы? Европа – центр цивилизации. Страна Восходящего Солнца и её жители. Страна мушкетёров, сыров и парфюмерии.
Практика: Онлайн-экскурсия.
Раздел 10. Итоговые занятие
Тема:
-Подведение итогов
4. Календарный учебный график
№ п/п | Число, месяц | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
| | Комплексная, дистанционная | 0,5 | «Почему Л.Н. Толстой за Митрофанушку заступился»? Знакомство с планом работы кружка. Игры на знакомство: «Волшебная кисть», «Поменяйся местами» | | Дистанционное анкетирование |
| | Комплексная, дистанционная | 1 | Как появились географические карты. Многообразие географических карт. Тематические карты | | Онлайн-Конспект |
| | Комплексная, дистанционная | 1 | Тематические карты. Географические координаты. Работа с контурными картами и атласом. | | Онлайн-Отчет |
4. | | Комплексная, дистанционная | 1 | Практические основы Астрономии. Эволюция Вселенной. Солнце и звезды. | | Онлайн-Отчет |
| | Комплексная, дистанционная | 1 | Атмосфера. Атмосферное давление. Биосфера. Ноосфера. | | Онлайн-Конспект |
| | Комплексная, дистанционная | 1 | Климат Ульяновской области. Работа с географической литературой, энциклопедиями, экологическими рефератами по данной теме. Чем занимается метеоролог. Онлайн-экскурсия: описание и изучение природных климатических условий нашей местности. | | Онлайн-Конспект, онлайн-экскурсия |
| | Комплексная, дистанционная | 1 | Что изучают науки: лимнология, потамология, криология? Минеральные источники, их происхождение. | | Онлайн-Конспект |
| | Комплексная, дистанционная | 1 | Растительный и животный мир океанов и морей. Экологические проблемы Мирового океана | | Онлайн-Конспект |
| | Комплексная, дистанционная | 1 | Современные гипотезы о происхождении гор на земле. Равнины: площадь, высота и происхождение Рельеф нашей местности | | Онлайн-Конспект |
| | Комплексная, дистанционная | 1 | Что такое ландшафт? Основные виды ландшафтного дизайна. | | Онлайн-Конспект |
| | Комплексная, дистанционная | 1 | Основные понятия: «проект», «ландшафтное проектирование», «эты проектирования», «агротехнический прием», «дендрологический план», «ассортиментная ведомость», «гаммы декоративности», «способы выращивания/размножения растений», «норма внесения удобрения». | | Онлайн-Отчет |
| | Комплексная, дистанционная | 1 | Проект по благоустройству пришкольного участка. Учимся строить мини-макет пришкольного участка. | | Онлайн-Отчет |
| | Комплексная, дистанционная | 1 | Проект по благоустройству пришкольного участка. Учимся строить мини-макет пришкольного участка. | | Онлайн-Отчет |
| | Комплексная, дистанционная | 1 | О чём спорили древние мудрецы, о чём спорят учёные сегодня. (Есть ли у Земли край? Первое кругосветное путешествие, или как важно быть добрым. Как достигли края земли русской. Русские землепроходцы. Каменный Пояс. Сибирская земля | | Онлайн-Отчет |
| | Комплексная, дистанционная | 1 | Как воинственные норманны открывали новые земли. (там, где солнце желанный гость. Как Христофор Колумб в поход собрался, или о том, как Европа нечаянно открыла Америку. Восьмое путешествие Синдбада – морехода, или как взрослые играли в сказку. | | Онлайн-Отчет |
| | Комплексная, дистанционная | 1 | Племена на островах Океании Культура и быт аборигенов Австралии. Народы банту и пигмеи. Этническая история Америки. Откуда появились индейцы? Европа – центр цивилизации. Страна Восходящего Солнца и её жители. Страна мушкетёров, сыров и парфюмерии. Карликовые государства | | Онлайн-Отчет |
| | Комплексная, дистанционная | 0,5 | Подведение итогов. | | Дистанционное анкетирование |
Планируемые результаты
В результате обучения по программе ребенок: | В результате обучения по программе у ребенка: |
-о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; об отдельных методах изучения природы, -основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения. | - будет сформирована устойчивая потребность в изучении не только географии, но и минералам, астрономии, ландшафтного дизайна - будет развита устойчивая потребность к самообразовании в области географии - будут развиты творческие способности... - будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни |
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Программа содержит систему практических заданий-экспериментов, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Личностные УУД:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей стране;
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Условия реализации программы
1. Географические карты, контурные карты.
2. Видеоматериалы.
3. Презентации.
4. Компьютерные фото – альбомы.
5. Ноутбук, проектор, экран.
6. Телевизор.
Формы аттестации
Формы аттестации — онлайн-проект, выставка
Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности :
педагогическое наблюдение;
педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения учащимися творческих заданий, участия воспитанников в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях
мониторинг: для отслеживания результативности можно использовать дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д. документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого обучающегося (табл. 5):
Таблица 5
Педагогический мониторинг | Мониторинг образовательной деятельности детей |
диагностика личностного роста и продвижения | самооценка воспитанника |
анкетирование | ведение творческого дневника обучающегося |
педагогические отзывы | оформление листов индивидуального образовательного маршрута |
ведение журнала учета или педагогического дневника | ведение летописи |
введение оценочной системы | оформление фотоотчетов |
Методические материалы
На занятиях будут использованы следующие ресурсы:
материалы курса для дистанционного обучения информационно-образовательной системы «Школа без границ»;
рекомендации по проведению практических работ;
дидактический и лекционный материалы;
разработки игр;
наглядный материал (схемы, таблицы);
ЦОР
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов //http://school-collection.edu.ru/
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // http://festival.1september.ru
Технология в начальной школе // Современный учительский порталhttp://easyen.ru/load/tekhnologija/372
Социальная сеть работниковобразования.
Учительский портал // http://www.uchportal.ru/
Педагогическая копилка // http://ped-kopilka.ru/
Методическое обеспечение программы
Раздел | Формы | Приемы и методы | Дидакти- | Техническое | Формы |
или | занятии | организации | ческий | оснащение | подведения |
тема | | образовательной | материал | занятия | итогов |
программы | | деятельности | | | |
| | (в рамках занятия) | | | |
Раздел 1. Введение | Дистанционное комплексное занятие, онлайн- тренинг | Словесный, частично-поисковый, исследовательский проблемный | Иллюстрации, диафильмы | Ноутбук, проектор, экран. | Онлайн- опрос, Онлайн-тестирование |
Раздел 2. География 2.1. Система географических наук | Комплексное веб-занятие, видеоконференция. | Показ видеоматериалов, иллюстраций | Иллюстрации, диафильмы, презентации | Ноутбук, проектор, экран. | Онлайн- опрос, Онлайн-тестирование |
2.2. Географические координаты. Карты материков и океанов. Тематические карты. | Комплексное веб-занятие, чат-занятие | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый | Географические карты, контурные карты. | Ноутбук, проектор, экран. | Онлайн- опрос, Онлайн-тестирование |
Раздел 3. Астрономия Вселенная | Дистанционное комплексное занятие, онлайн- тренинг | Словесный, наглядный практический | Иллюстрации, диафильмы, презентации | Ноутбук, проектор, экран. | Онлайн- опрос, Онлайн-тестирование |
«Кто за стенкой живет? Соседи Земли» | Дистанционное комплексное занятие, онлайн- консультация, онлайн-экскурсия | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый | Иллюстрации, диафильмы, презентации, компьютерные фото – альбомы | Ноутбук, проектор, экран. | Онлайн- опрос, Онлайн-тестирование |
Раздел 4. Воздушное покрывало 4.1. Атмосфера Биосфера | Дистанционное комплексное занятие, онлайн- консультация, онлайн-экскурсия | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый | Иллюстрации, диафильмы, презентации, компьютерные фото – альбомы | Ноутбук, проектор, экран. | Онлайн- опрос, Онлайн-тестирование |
4.2. Климатология Метеорология | Дистанционное комплексное занятие, онлайн- консультация, онлайн-экскурсия | Словесный, наглядный практический | Иллюстрации, диафильмы, презентации | Ноутбук, проектор, экран. | Онлайн- опрос, Онлайн-тестирование Дистанционная коллективная рефлексия |
Раздел 5. Голубая планета 5.1. Гидрология, океанология, лимнология, потамология, криология | Комплексное веб-занятие, видеоконференция | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, наглядные | Иллюстрации, диафильмы, презентации | Ноутбук, проектор, экран. | Онлайн- опрос, Онлайн-тестирование |
5.2. Растительный и животный мир океанов и морей Экологические проблемы Мирового океана | Дистанционное комплексное занятие, онлайн- консультация, аудиоконференция | Наглядные, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый | Иллюстрации, диафильмы, презентации | Ноутбук, проектор, экран. | Онлайн- опрос, Онлайн-тестирование Дистанционная коллективная рефлексия |
Раздел 6. Жизнь земной коры 6.1. Современные гипотезы о происхождении гор на земле Равнины: площадь, высота и происхождение. Рельеф нашей местности. | Дистанционное комплексное занятие, онлайн- консультация, онлайн-экскурсия | Наглядные, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый | Иллюстрации, диафильмы, презентации | Ноутбук, проектор, экран. | Онлайн- опрос, Онлайн-тестирование |
6.2. Кто трясет Землю? Движения земной коры и вулканизм. Горячие источники и гейзеры. | Дистанционное комплексное занятие, онлайн- консультация, аудиоконференция | Наглядные, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый | Географические карты, контурные карты. | Ноутбук, проектор, экран. | Онлайн- опрос, Онлайн-тестирование Дистанционная коллективная рефлексия |
Раздел 7. Ландшафтоведение 7.1.Ландшафтный дизайн | Комплексное веб-занятие, видеоконференция | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, наглядные | Иллюстрации, диафильмы, презентации, компьютерные фото – альбомы | Ноутбук, проектор, экран. | Онлайн- опрос, Онлайн-тестирование |
7.2. Благоустройство пришкольного участка | Дистанционное комплексное занятие, онлайн- консультация, аудиоконференция | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый | Иллюстрации, диафильмы, презентации | Ноутбук, проектор, экран. | Творческая мастерская онлайн, защита проектов онлайн, онлайн-презентация, телеконференция |
Раздел 8. Географические путешествия и открытия 8.1. Земля-шар. Древние мудрецы Первое кругосветное путешествие | Дистанционное комплексное занятие, онлайн- консультация, онлайн-экскурсия | Наглядные, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый | Иллюстрации, диафильмы, презентации, компьютерные фото – альбомы | Ноутбук, проектор, экран. | Онлайн-опрос, онлайн-викторина |
8.2. Великие географические открытия «Восьмое путешествие» | Дистанционное комплексное занятие, онлайн- консультация, онлайн-экскурсия | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, наглядные | Иллюстрации, диафильмы, презентации, компьютерные фото – альбомы | Ноутбук, проектор, экран. | Онлайн-опрос, онлайн-викторина |
Раздел 9. Страны и народы Раздел 9. 1. Дикие племена Океании Этническая история народов Северной и Южной Америки Европа-центр цивилизации? Страна Восходящего солнца | Дистанционное комплексное занятие, онлайн- консультация, онлайн-экскурсия | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый | Иллюстрации, диафильмы, презентации, компьютерные фото – альбомы | Ноутбук, проектор, экран. | Онлайн-опрос, онлайн-викторина |
Раздел 10. Итоговые занятия Подведение итогов | Дистанционное комплексное занятие, онлайн- тренинг | Наглядные, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый | Иллюстрации, диафильмы, презентации, компьютерные фото – альбомы | Ноутбук, проектор, экран. | Онлайн- опрос, Онлайн-тестирование |
10. Список литературы
10.1. Литература для педагога
1. В.В. Николина. А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. Программы для общеобразовательных учреждений.
5-9 кл. – М.: Прочсвещение, 2011.
2.В.П. Дронов, Л.Е. Савельева.) География. Землеведение. – Москва. Дрофа, 2014г.
3. Сиротин В.И. География: Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь с комплектом
контурных карт. – М.: Дрофа, 2007.
География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2014.
Авторская программа по географии. 6 – 10 классы. / Под редакцией И.И. Баринова,В.П. Дронов И.В.Душина.В.И. Сиротин.
– Москва, Дрофа, 2012г.
Дополнительная литература:
1 Яворовская И. – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007.
2.Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.
3 Баркоа А.С. – Словарь-справочник по физической географии –
М.: Просвещение, 1954.
4. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
5 Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? –
М.: Граф-пресс, 2003.
6. Губарев В.К. – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
7 Гумилевкая М. Как открывали мир – М.: Детская литература, 1977.
8. Еремина В.А., Притула Т.Ю. – Физическая география. Интересные факты.-
М.: Илекса, 2008.
9. Ерофеев И.А. Великие географы и путешественники России 15-18 вв. –
М.: Школа-ПРЕСС, 1993.
10.Здорик Т.Б. Минералы (твой первый атлас-определитель) – М.: Дрофа, 2008.
11. Кофман М.В. Океаны, моря и их обитатели – М.: Муравей, 1996.
12. Майорова Т.С. География: справочник - школьника – М.: Слово, АСТ, 1996.
13. Перлов Л.Е. – География в литературных произведениях – М.: Дрофа, 2005.
14 Поспелов Е.М. Географические названия: Топонимический словарь –
М.: Русские словари, 1998.
15. Постникова М.В. – Тематические кроссворды – М: НЦ ЭНАС, 2006.
16. Пятунин В.Б. – Гимназия на дому (учебное пособие) – М.: Дрофа, 2005.
17. Томилин А.М. – Как люди открывали мир – М.: Просвещение, 2008.
18.Ушакова О.Д. – Великие путешественники – С-ПБ: Литера,2006.
19.Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. – география в таблицах и диаграммах –
М.: Астрель, АСТ, 2007.
10.2 литература для обучающихся и родителей
1. Баринова И.И., Суслов В.Г. – Рабочая тетрадь с комплектом к/к, 6 класс. –
М.: Экзамен, 2009.
2. Болотникова Н.В. – Рабочие программы по географии. 6-9кл. – М.: Глобус, 2008
3.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Издательство: NMG Сайт разработчика: www.nachalka.info
4. Дронов В.П., Савельева Л.А. – Рабочая тетрадь, 6 класс. – М.: Дрофа,