СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Химия чудес и экспериментов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана для проведения дистанционных краткосрочных курсов по химии для детей 10-13 лет.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Химия чудес и экспериментов"»




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»

г. Балаково Саратовской области

Рекомендовано к утверждению на заседании Педагогического совета МАОУ СОШ №12

Протокол № 21 от 25.05.2020

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ СОШ №12

______________ Е.В. Савельева

«____»________________ 2020 г.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА

« Химия чудес и экспериментов»

(естественнонаучной направленности, дистанционная форма обучения)



Возраст учащихся: 10-13 лет

Срок реализации программы: 1 месяц



Составил

учитель химии и биологии

Бабич Оксана Дмитриевна












г. Балаково – 2020 г.

Структура ДООП


  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы

    1. Пояснительная записка ……..……………………………………….... 3

    2. Цель и задачи программы ……………………………………………..5

    3. Планируемые результаты……………………………………………....6

    4. Содержание программы……………………………………………......8

    5. Формы аттестации и их периодичность………………………………10


  1. Комплекс организационно-педагогических условий

    1. Методическое обеспечение…………………………………………….10

    2. Условия реализации…………………………………………………....11

    3. Календарный учебный график………………………………………..12

    4. Оценочные материалы…………………………………………………12

    5. Список литературы………………………………………………….....13



1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая краткосрочная программа «Химия чудес и экспериментов» разработана с учетом документов нормативной базы ДООП: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09 ноября 2018 г. № 196); Правила ПФДО (Приказ «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области» от 21.05.2019 г. № 1077, п. 51.).

Дополнительная общеобразовательная программа «Химия чудес и экспериментов» относится к общеразвивающим программам, имеет техническую направленность, разработана для детей 10-13 лет, срок реализации 1 месяц (4 недели, 16 часов).

Практически каждый ребенок с интересом встречается с новым предметом – химией, предвкушая знакомство с наукой чудес. И это отношение становится основой для познания окружающего мира. Не увлекаясь высокими теориями, абсолютными понятиями и моделями, без перегрузки, дополнительная общеобразовательная программа «Химия чудес и экспериментов» позволяет занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся представления о возможностях этой науки, ее доступности и значимости для них. Данная программа является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе.

Актуальность. В отличие от других подобных программ, дополнительная общеобразовательная программа «Химия чудес и экспериментов» не является системным, в ней не ставится задача формирования системы химических понятий, знаний и умений, раннего изучения основ химии. Данная программа направлена на решение этих проблем, что свидетельствует о ее актуальности.

Педагогическая целесообразность. Предлагаемая дополнительная общеобразовательная программа ориентирована на знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые стоят дома на полках и в аптечке. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление.

Адресат программы. Данная программа адресована детям 10-13 лет.

Возрастные особенности учащихся 10-13 лет.

Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности — учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.
Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.

Срок реализации программы:

Срок обучения по данной программе: 4 недели (16 часов)

Форма организации занятий:

Дистанционная.

Режим занятий. Занятия по программе приходят 4 раза в неделю по 30 минут. Учебные занятия проводятся в индивидуальной форме. Учащимся присылается материал по программе на электронную почту. Учебный и методический материал содержит теоретическую и практические части, необходимые для изучения и выполнения предложенных заданий. Дистанционная форма обучения по программе дает возможность обучения в удобное для учащегося время, в любом местонахождении.

Условия набора учащихся: для обучения по программе принимаются все желающие. Учитывая дистанционную и индивидуальную форму обучения, заниматься по данной программе могут дети с ОВЗ, испытывающие трудности с посещением образовательного учреждения и занятиями в группе.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы – Формирование естественнонаучного мировоззрения школьников.

- Ознакомление с объектами материального мира.

- Расширение кругозора обучающихся: использование методов познания природы – наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент.

- Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие».

Задачи программы:

Образовательные:

– познакомить с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами;

– описывать простейшие физические свойства знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаки химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа);

– научить выполнять простейшие химические опыты по словесной и текстовой инструкции.

Развивающие:

– развитие наблюдательности, умения рассуждать, анализировать, доказывать, решать учебную задачу;

– развитие креативного мышления и пространственного воображения.

– способствовать творческой и исследовательской активности учащихся в учебном процессе;

- сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования.

Воспитательные:

– формирование у обучающихся стремления к получению качественного законченного результата.

– формирование навыков проектного мышления.

1.3. Планируемые результаты

Результатами освоения данной программы будут следующие УУД: предметные:

– умение использовать термины «тело», «вещество», «химические явления», «индикаторы»;

– знание химической посуды и простейшего химического оборудования;

– знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами;

– умение определять признаки химических реакций;

– умения и навыки в проведении химического эксперимента;

– умение проводить наблюдение за химическим явлением.

Обучающийся после окончания программы будет знать:

– что все окружающие нас предметы называют телами, которые состоят из веществ;

– о ряде химических веществ и их свойствах (например, уксусная кислота, мел, сода, углекислый газ, перманганат калия, гашеная известь, медный купорос, железный купорос, крахмал, сахар и др.);

– некоторые химические термины, используемые в быту и литературе (например, кислота, основание, щелочь, нейтрализация, молекула, химическая реакция, адсорбция и др.);

– ответы на многие бытовые вопросы («Что такое накипь и как с ней бороться?», «Как удалять пятна?», «Что такое тайнопись?» и др.);

– агрегатные состояния веществ, их физические свойства;

Уметь:

– приводить примеры различных тел и веществ, окружающих нас в повседневной жизни;

– определять виды деятельности человека, связанные с изучением природы (методы познания: наблюдение и эксперимент);

– искать и находить сущность простейших явлений бытовой жизни (например, изменение цвета пищевых продуктов);

– проводить элементарный качественный анализ продуктов (например, определение крахмала, определение реакции среды);

– проводить несложные манипуляции на основе элементарных химических знаний и умений (например, выведение пятен путем экстракции и адсорбции, получение растительных красителей и др.);

– проводить несложные опыты и наблюдения за ними.

– проводить исследования по определению содержание нитратов в овощах и др.

метапредметные:

  • Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Сравнивать по заданным критериям 2–3 объекта, выделяя 2–3 существенных признака;

  • Проводить классификацию по заданным критериям;

  • Строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его свойствах, связях;

  • Определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из 2–3 шагов;

  • планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

личностные:

- ответственное отношение к учению, готовность и способность
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;

- осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

1.4 Содержание программы

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Введение

2

2

0

2

Скучная? Нет, интересная!

8

6

2

3

Химия на кухне

2

1

1

4.

Скорая помощь на дому

2

1

1

5.

Домашняя аптечка

2

1

1

ИТОГО

16

11

5

Содержание учебного плана программы


I. Введение

1.1 Теория. История открытия науки химии. Химия или магия? Правила техники безопасности. Знакомство с лабораторным оборудованием, правилами нагревания. Знакомство с содержанием и режимом учебных занятий; правила поведения на занятиях; правила поведения.

IIСкучная? Нет, интересная!

2.1 Теория. Путешествие в микромир. Тела и вещества. Свойства веществ. Путешествие одной капли (о круговороте воды).

2.2 Практика. Наблюдать за каплями воды;
наблюдать и анализировать процесс растворения (опыты по растворению перманганата калия и поваренной соли в воде).

2.3 Теория. Знакомство с химическими элементами – Металлы. Откуда на меди черный налет? Пять рассказов о золоте, серебре и других металлах.

2.4 Теория. Знакомство с химическими элементами – неметаллы. Волшебная сера (видеофильм).

2.5 Практика. А ну-ка, отгадай! (викторины, загадки). Химическое лото.

2.6 Теория. Мяч для богов. Получаем каучук.

2.7 Теория. Химия для художников. Химия для умывания.

2.8 Теория. Играем в песочек. Повторяем работу природы. Немного о глине и керамике.

IIIХимия на кухне.

3.1 Теория. Уксус, молоко и невидимые чернила. Яичница как химическая реакция.

3.2 Практика. «Разноцветные» опыты. Индикаторы на кухне.

IVСкорая помощь на дому.

4.1 Теория. Что такое накипь и как с ней бороться? Основы химической чистки. Когда вода не тушит огонь.

4.2 Практика. Химия и одежда. Удаление пятен.

VДомашняя аптечка.

5.1 Теория. Нашатырь и этиловый спирт. Перекись водорода.

Активированный уголь. Адсорбция.

5.2 Практика. Уметь применять простейшие химические лекарственные вещества в случае необходимости.

1.5 Формы аттестации

Контроль за усвоением разделов программы осуществляется путем оценивания ответов учащихся на тестовые контрольные вопросы по итогам изучения теоретического материала по каждому из разделов и выполнения соответствующих практических работ. Результативность выполнения заданий оценивается согласно оценочным материалам (см. раздел 2.4).

При выполнении заданий ниже удовлетворительной оценки учащемуся предлагается исправить указанные педагогом ошибки и недочеты, допущенные в задании. После корректного выполнения теоретического и практических заданий детям предоставляется для изучения материал следующего раздела программы.


2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


2.1. Методическое обеспечение

Образовательный процесс предполагает применение дистанционных образовательных технологий (ДОТ), реализуемых с применением информационных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащегося и педагога.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная. Общение с педагогом ведется по электронной почте.

Использование ДОТ дает возможность освоения программы непосредственно по месту жительства учащегося или его временного пребывания (нахождения).

Обучение с применением ДОТ подразумевает интерактивное взаимодействие детей и педагога в процессе обучения, а также предоставление для учащихся возможности контролируемой работы по освоению изучаемого материала.


Формы учебной деятельности с применением ДОТ

№ п/п

Виды учебной деятельности

Виды учебной работы учащихся

1

Изучение учебно-методических материалов (текстовая информация, презентации)

Самостоятельная

2

Выполнение практических заданий

Самостоятельная

3

Проверка тестовых и практических заданий


2.2. Условия реализации программы

Важную роль при создании благоприятной образовательной среды имеет информационное, дидактическое, материально-техническое обеспечение программы.

Информационное и дидактическое обеспечение

  • Методические разработки практических заданий, рекомендации, база исходных изображений для выполнения заданий, образцы выполненных работ.

  • Учебные тексты, презентации к теоретическим занятиям

Материально-техническое обеспечение

Для успешной реализации программы обучающемуся необходимо:

– персональный компьютер (ноутбук, планшет, смартфон) с подключением к сети Интернет;

–канцелярские принадлежности: цветная бумага разного вида, клей, кисточка для клея, картон, цветные карандаши, простой карандаш, линейка, ластик, салфетки для рук, фартук;

- сода, соль, вода и другие вещества, безопасные для эксперимента.

Кадровое обеспечение: педагог, имеющий опыт реализации ДООП естественнонаучной направленности, прошедший курсы повышения квалификации по профилю программы.

2.3. Календарный учебный график

представлен в печатном варианте программы

2.4. Оценочные материалы

Мониторинг образовательных результатов с целью непрерывного отслеживания состояния образовательного процесса, выявление уровня развития способностей, личностных качеств учащихся и их соответствия прогнозируемым результатам программы проводится по следующим критериям:

Критерии

Показатели

Диагностическое средство

Формы фиксации

Сроки проведения

1. Уровень формирования познавательного потенциала в освоении программы

1. Усвоение теоретического материала программы

2. Качество выполненных практических работ

3. Интерес к обучению

4. Достижения учащихся

1. Тестирование

2. Практические самостоятельные работы

3.Педагогическое наблюдение


1.Индивидуальный лист оценки

2. Портфолио работ

В течение периода обучения

2. Уровень развития творческих способностей учащихся

Наличие продуктов оригинальной, творческой деятельности

Просмотр и анализ творческих работ

Портфолио работ

В течение периода обучения

Критерии оценки выполнения тестовых заданий по итогам усвоения теоретического материала программы:

81 – 100% правильных ответов – оценка «отлично»;

61 – 80% правильных ответов – оценка «хорошо»;

50 – 60% правильных ответов – оценка «удовлетворительно»;

Менее 50% правильных ответов – оценка «неудовлетворительно».


Практические задания по итогам освоения программы оцениваются педагогом по 5-балльной системе с учетом следующих критериев оценки:

  • последовательное, грамотное и аккуратное выполнение работы;

  • умелое использование особенностей применяемого материала;

  • владение методам и приемам работы с веществами;

  • умение применять при выполнении практической работы теоретические знания;

  • творческий подход;

  • соблюдение техники безопасности;

  • своевременность выполнения работы.


2.5. Список литературы

  1. Груздева, Н. В. Юный химик, или Занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию / Н. В. Груздева, В. Н. Лаврова, А. Г. Муравьев. – СПб.: Крисмас+, 2006. – 105 с.

  2. Ольгин, О. М. Опыты без взрывов / О. М. Ольгин. – 2-е изд. – М. : Химия, 1986. – 147 с.

  3. Ольгин, О. М. Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии / О. М. Ольгин. – М.: Детская литература, 2001. – 175 с.

  4. Смирнова, Ю. И. Мир химии. Занимательные рассказы о химии / Ю. И. Смирнова. – СПб.: МиМ-экспресс, 1995. – 201 с.

  5. http://www.sev-chem.narod.ru/opyt.htm

  6. http://kvaziplazmoid.narod.ru/praktika

  7. http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/op/op1.html

  8. http://znamus.ru/page/etertainingchemistry

  9. http://www.alhimikov.net/op/Page-1.html


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!