СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Проба пера», разработана в соответствии с ФГОС

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассмотрена на заседании методического совета МБУ ДО «ЦДТ» Абдулинского ГО, реализуется в рамках дополнительного образования на базе МБОУ СОШ№38 г.Абдулино. Обучающиеся, осваивающие программу, показывают высокие результаты участия в конкурсах регионального, всероссийского и международного уровня.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Проба пера», разработана в соответствии с ФГОС»



Управление образования муниципального образования

Абдулинский городской округ

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»



Принято на заседании: Утверждаю:

методического совета Директор МБУ ДО «ЦДТ»

от «___»_______2019 г. ________Л.В.Васильева

Протокол № ________ «____»________2019 г.





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально – педагогической направленности

«Проба пера»



Возраст обучающихся: 12-16лет

Срок реализации: 1 год



Автор - составитель:

Ефимова Ирина Борисовна

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория



Абдулино, 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Комплекс основных характеристик программы

4

1.1

Пояснительная записка

4

1.1.1

Направленность (профиль) программы

4

1.1.2

Актуальность программы

4

1.1.3

Отличительные особенности программы

5

1.1.4

Адресат программы

5

1.1.5

Объем и срок освоения программы

5

1.1.6

Формы обучения

6

1.1.7

Особенности организации образовательного процесса

6

1.1.8

Режим занятий, периодичность и продолжительность

занятий

9

1.2

Цель и задачи программы

9

1.3

Содержание программы

10

1.3.1

Учебный план

10

1.3.2

Содержание учебного плана

10

1.4

Планируемые результаты

13

1.4.1

Личностные результаты

13

1.4.2

Предметные результаты

13

1.4.3

Метапредметные результаты

13

II.

Комплекс организационно-педагогических условий

15

2.1

Календарный учебный график

15

2.2

Условия реализации программы

17

2.2.1

Материально-техническое обеспечение

17

2.2.2

Информационное обеспечение

18

2.2.3

Кадровое обеспечение

18

2.3

Формы аттестации

18

2.3.1

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов


19

2.3.2

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

19

2.4

Оценочные материалы


2.5

Методические материалы

19

2.5.1

Организация образовательного процесса

19

2.5.2

Журналистское портфолио

23

2.6

Список литературы

24

2.6.1

Интернет источники

25
































I. Комплекс Основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка

1.1.1 Направленность дополнительной образовательной программы

Современное общество возвело информацию в ранг общечеловеческих ценностей. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Средства массовой информации получили новое развитие: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. За средствами массовой информации давно закрепилась роль «четвёртой власти». Профессия журналиста важна и необходима в современном мире.

Газетная журналистика выступает в роли фундамента в море информационных потоков общества: миллиарды людей читают газеты, узнавая о мировых процессах и их последствиях.

Газета в школе – это своеобразная модель современного информационного общества. В ней учащийся может прочитать о значимых событиях в школе. Газета учит, воспитывает, развивает.

Дополнительная образовательная программа «Проба пера» носит социально-педагогическую направленность. Настоящая программа предполагает создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самоактуализации личности подростков и старшеклассников в процессе подготовки и вёрстки школьной газеты.


1.1.2. Актуальность программы

Социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние десятилетия, остро поставили перед подрастающим поколением проблему осознания своего места в новой рыночной системе труда и связанную с этим личную конкурентоспособность. Конкурентоспособность любого человека во многом зависит от его умения самостоятельно организовывать внешние и внутренние ресурсы для достижения поставленной цели.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что у воспитанников формируются компетенции, необходимые подросткам для жизнедеятельности в ХХI веке: коммуникабельность, корпоративность, креативность, толерантность, умение работать с информацией.

Освоение журналистской профессии обладает мощным воспитательным потенциалом. Обучение по программе «Проба пера» является одним из средств повышения интереса к учебе, способствует сплочению детей, развитию их коммуникативной компетентности, изменению их социального статуса, развитию личности, определению выбора дальнейшей профессии.


1.1.3. Отличительные особенности дополнительной образовательной программы

В процессе разработки данной программы были проанализированы программы «Юный журналист» М.В. Тереховой, «Основы журналистики и издательского дела» А.В. Варсопко.

Отличие программы «Проба пера» от вышеназванных состоит в следующем:

  • по цели: программа «Проба пера» направлена на развитие творческого потенциала в процессе деятельности воспитанников в создании школьной газеты, участия в различных литературных конкурсах; программа М.В. Тереховой «Юный журналист» ориентирована на знакомство учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества; программа А.В. Варсопко «Основы журналистики и издательского дела» – «освоение на практике основ журналистской работы и издательского дела»;

  • по содержанию: программа «Проба пера» предусматривает освоение опыта журналистской деятельности. Содержание реализуется в двух модулях: образовательный и творческий.

  • по ожидаемым результатам: программа «Проба пера» формирует навыки работы в команде, знания о журналистском творчестве, умения создавать газету, создавать небольшие по объему литературные произведения. Программа М.В. Тереховой «Юный журналист» предполагает формирование умений делать устное и письменное сообщение, работать в различных жанрах публицистического стиля, общаться с отдельным человеком и аудиторией, самостоятельную подготовку и публикацию материалов. В программе А.В. Варсопко «Основы журналистики и издательского дела» результатом является приобретение умения самостоятельно создавать номер газеты, объяснить функциональное значение основных газетных элементов, анализировать периодическую печать.

Процесс образовательной деятельности по программе «Проба пера» предусматривает участие воспитанников в технологическом процессе на всех этапах создания школьной газеты и сайта школы: воспитанники сами прорабатывают тему и идею, добывают информацию, перерабатывают её, создают материал и верстают очередной номер либо выкладывают на сайт школы.

1.1.4 Адресат программы

Программа ориентирована на подростков 10 – 15 лет. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

1.1.5 Объем и сроки реализации дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Проба пера» рассчитана на один год обучения, 60 учебных часов.

Программа состоит из двух модулей: образовательного и творческого.

Образовательный модуль представлен изучением теоретических основ журналистики. Творческий модуль представлен практическими занятиями по созданию газеты. Предлагаемые темы разделов, предусматривают изучение от простого к сложному.

1.1.6 Формы обучения

Реализация программы предполагает индивидуальные, парные и групповые формы организации познавательной деятельности. Продолжительность занятий может варьироваться в зависимости от потребностей воспитанников. Формы организации занятий подбираются в зависимости от цели и задач: экскурсии, семинары-практикумы, презентация проектов или продуктов творческой работы, пресс-конференции, дискуссии, деловые или ролевые игры, тренинги и др.

1.1.7 Особенности организации образовательного процесса

В основе программы лежат следующие ключевые идеи, на которые опирается весь учебно-воспитательный процесс.

Идея коллективной проектной деятельности

Проектная работа предполагает постановку личностно значимой цели, сформулированной в виде проблемы. Решая проблему, участники проекта учатся вырабатывать стратегию и тактику, распределять время, привлекать необходимые ресурсы, в том числе информационные. Проектная деятельность позволяет удовлетворить потребность общения подростков, учесть их психологические особенности.

Идея разновозрастного образования

Разновозрастные группы являются альтернативой традиционным одновозрастным группам, классам. Разновозрастная группа – живой социальный организм. Среди детей разного возраста ребёнок последовательно и гармонично переживает своё взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. Глядя на младших, он может видеть, каким он был раньше. На примере старших понимает, каким будет через год – сильным, умным, справедливым. Он знает, что у старших ребят есть свои взрослые обязанности, они – главные помощники педагогу. Старшие воспитанники обладают опытом, который они передают младшим, помогают организовать выпуск школьной газеты. В разновозрастных образовательных группах старшие приходят на помощь, успокаивают и мирят своих более младших «коллег».

Со временем воспитанник постепенно осваивает все сложные действия. Его роль в группе меняется, ему начинают доверять серьёзные дела – например, собрать информацию, взять интервью у директора школы, написать заметку и т.п. Ребёнок становится взрослым, теперь уже он сам помогает педагогу, он сам может прийти младшим на выручку. И это ощущение созревает в самом ребёнке. Ребёнок получает опыт.

Идея командной деятельности

Эффективная работа редакционной коллегии зависит от сплочённой команды, которая может состоять из самых разных членов группы, а групповая сплочённость и взаимопонимание достигаются активными методами обучения, включая ролевые игры, социально-психологические тренинги.

Качество командной деятельности зависит от компетентности и мотивации группы. Компетентность группы зависит не только от индивидуальных навыков и способностей включённых в неё лиц, но и от распределения в группе личного потенциала каждого её члена, распределения ролевых заданий и организации согласованного распределения ролей и индивидуальных возможностей.

Именно процессы взаимодействия определяют то, как выполнение заданий отдельными членами группы способствует выполнению группового задания. Согласованность взаимодействия ведёт к эффективности командной деятельности, тогда как нарушение процессов взаимодействия снижает эффективность группы.

Группы, члены которых придерживаются разных систем ценностей, различаются по интересам, способностям и заботам, проявляют более выраженную конфликтность и креативность в процессе взаимодействия, чем однородные группы. Другими факторами, влияющими на процессы внутригруппового взаимодействия, являются численность группы и соответствие внутри группы статуса, авторитета и способностей у каждого её члена.

Условия, в которых приходится работать группе, могут также оказывать непосредственное влияние на процессы взаимодействия. Так, необходимость выполнить более трудное задание может привести к более частым совместным консультациям.

Результаты командной деятельности в виде обратной связи влияют на условия работы группы. Группа будет испытывать трудности, если ей придётся работать, не имея сведений о том, как она справляется с поставленной задачей.

Мотивация группы также зависит от множества факторов, таких как ясность стоящих перед группой целей, принятие лидера, удовлетворенность выполняемой работой, преданность каждого общему делу и доверие членов группы друг к другу. Особенно важны для мотивации группы происходящие в ней процессы. Ключом к повышению мотивации группы является привлечение её членов к участию в планировании и организации совместной деятельности. Сплочённость группы, по всей видимости, оказывает сильное влияние на результаты её работы.


Идея создания среды профессионального общения

Эффективная работа редакционной коллегии зависит от атмосферы, в которой обучаются воспитанники. Идея среды профессионального общения помогает в достижении поставленных задач данной программы. Ценности, цели, идеалы, нормы и правила среды профессионального общения имеют особое выражение, что связано со спецификой самой среды профессионального общения как культурно-социальной системы особого рода. Ценности среды профессионального общения имеют своим источником как систему более высокого порядка, так и ценностные ориентации всех субъектов системы. Сформированные на основе осознания ценностей, цели профессионального общения являются результатом интеграции целей воспитанников, реализующих цели коллектива, обусловленные миссией интегративного воспитательного пространства, и целей других субъектов (педагогов, родителей и так далее). В отличие от большинства других культурно-социальных систем, где деятельность направлена на реализацию целей-заданий, среда профессионального общения в интегративном воспитательном пространстве формирует цели, направленные на развитие самой среды (системы). Перспективные цели, представляющие собой идеалы, есть новый уровень развития среды профессионального общения. Среда профессионального общения, как система особого рода, является совокупностью целей взаимодействия субъектов, средством развития профессиональной культуры человека и культуры социума, совокупностью условий, обеспечивающих информационно-смысловые и целевые основания профессиональной деятельности воспитанника в будущем.

Идея продуктивной творческой деятельности

Система продуктивного творческого воспитания строится на свободе творчества школьников, которая расширяет умственный кругозор учащегося, усиливает продуктивность его фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает активность, волю к действию, помогает с большей настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности. Чем опытнее становятся ученики, тем сложнее их творческие замыслы, тем больше они предъявляют требований к себе в отношении техники выполнения и результата деятельности по сравнению с намерениями. Так реализуется идея продуктивной творческой деятельности.

Рассматривая процесс продуктивного творчества, следует обратить внимание на формирование творческого климата среди учащихся, сам творческий процесс, наличие у учащихся творческих способностей и определение творческой личности. Творческие способности присущи любому человеку, только нужно вовремя их раскрыть и развить.

Опыт показывает, что если воспитанников включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

Движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности, что предусмотрено данной программой.


1.1.8 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа.

Состав группы 20 человек. В группу набираются учащиеся 7-9 классов по желанию и без конкретных требований к базовым знаниям. В начале обучения проводится родительское собрание, на котором педагог знакомится с родителями новых воспитанников и рассказывает о деятельности объединения «Проба пера».


1.2 Цель и задачи программы

Цель: развитие творческих способностей воспитанников средством организации деятельности по созданию школьной газеты.

В соответствии с обозначенной целью решаются следующие задачи:

обучающие:

  • формирование информационной компетентности: умение работать с информацией (находить, хранить, перерабатывать, представлять);

  • формирование системы знаний и умений, составляющей основы журналистского мастерства;

  • освоение начальных навыков газетной вёрстки;

  • формирование представлений о деятельности профессии журналиста;

развивающие:

  • развитие творческого потенциала личности;

  • развитие познавательной активности и способности к самообразованию;

  • развитие коммуникативного потенциала подростков в процессе участия в совместной коллективной деятельности;

  • развитие нравственного сознания и эстетического восприятия мира;

  • развитие толерантного мышления;

воспитывающие:

  • формирование ценностных ориентаций воспитанников (истина, добро, красота, гуманизм, родина);

  • формирование уважительного отношения к чужому труду;

  • воспитание чувства патриотизма и гордости за свою малую родину – Оренбуржье;

  • содействие самоопределению и профессиональной ориентации подростков;

  • воспитание интереса к творческому созиданию и творческому общению в команде;

  • воспитание духа корпоративности и командной сплочённости.






    1. Содержание программы


      1. 1.3.2 Учебно – тематический план



п/п

Тема занятия


Тип занятия

Количество часов

Введение. Понятие стилистики русского языка. Понятие функционального стиля речи.

Лекция

2

Особенности публицистического стиля речи, его жанры в устной и письменной речи.

Самостоятельная работа с научной литературой по теме

2

Сходство публицистического стиля речи с художественным стилем и их различия. Языковые средства публицистического стиля. (лексические, фразеологические морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные )

Исследование.

2

Стилистический разбор публицистического текста.

Практикум.

2

Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами.

Беседа. Самостоятельная письменная работа.

2

Языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.

Коллективная работа.

2

Портретный очерк как жанр публицистики. Проба пера: написание портретного очерка о любимом учителе.

Практикум.

2

Особенности событийного, путевого очерков.

Лекция.

2

Проба пера: написать событийный или путевой очерк.


Практикум.

2

Жанры периодической печати (информационные, художественно-публицистические, литературные). Общий обзор.


Круглый стол

2

«Моя любимая газета». Устное сочинение-рассуждение.


Практикум.

2

Виды газетных и журнальных публикаций.

Заметка.

-Заметка информационного характера.

Лекция. Самостоятельная письменная работа.

2

-Заметка типа делового описания. Заметка типа художественного описания с элементами повествования.


Лекция. Практикум.

2

-Информационная заметка с отрицательным содержанием.


Лекция. Практикум.

2

-Заметки на темы, связанные с оценкой поступков.


Лекция. Практикум.

2

-Заметка на дискуссионную тему.

Лекция. Практикум.

2

-Заметка-благодарность.

Лекция. Практикум.

2

-Заметка-вопрос.

Лекция. Практикум.

2

Проба пера: заметка в школьную газету.

Коллективная работа. Практикум.

2

Интервью. Интервью как универсальный метод получения информации.

Лекция. Самостоятельная письменная работа.

2

Виды интервью: интервью-монолог,

интервью - сообщение,

интервью - диалог,

интервью - мнение,

анкета-вопрос.


Лекция. Практикум.

2

Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов

Коллективная работа. Практикум.

2

Проба пера: интервью со школьником, сотрудником школы (на выбор) с использованием технических средств.


Практикум.

2

Зарисовка, ее виды (пейзажная, портретная, бытовая, производственная)


Лекция.

2

Репортаж. Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра.


Исследование.

2

Проба пера: репортаж со дня здоровья.


Практикум.

2

Рецензия. Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд - рецензии и мини- рецензии.


Лекция Практикум..

2

Проба пера: проблемная статья о классной жизни.

Практикум.

2

Проба пера: общий обзор местных печатных СМИ за неделю; общий обзор местных телевизионных каналов за неделю.


Практикум.

2

Итоговое занятие «Мы настоящие журналисты»

Круглый стол Деловая игра.

2





Деятельность воспитанников организована таким образом, чтобы максимально приблизить к деятельности профессиональной редакции газеты.

Примерный перечень тем проектов школьной газеты:

  • «Я и мир вокруг меня»

  • «Не хочу учиться…»

  • «Я – белая ворона»

  • «Любить на пять»

  • «Ох, эти мальчишки!»

  • «Эх, эти девчонки!»

  • «Курить – здоровью вредить»

  • «Отличник: школа, дом, улица»

  • «Каждому по таланту»

  • «Я – беда»

  • «Моё призвание»

1.4 Планируемые результаты


Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса «Проба пера»

Личностные результаты освоения курса предполагают: бережное отношение к слову, языку, осознание их как универсальной ценности; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации; умение давать самооценку своего труда, понимание причин успеха/неуспеха деятельности.

Метапредметные результаты освоения курса отражают: продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях; развитая, эмоциональная речь, умение строить развёрнутые высказывания; умение делать анализ имеющейся информации; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.

Предметные результаты освоения программы кружка «Проба пера»» отражают опыт учащихся в журналистской деятельности:

* узнали основные термины журналистики («журналистика», «корреспондент», «информация», «фотокорреспондент», «издание», «вёрстка», «заголовок», «журналистская этика» и т.д.);

* узнали основные понятия журналистики («статья», «заметка», «репортаж», «интервью», «анонс», «очерк», «фельетон» и т.д.) и тропы, стилистические фигуры («эпитеты», «анафора», «эпифора», «сравнения», «олицетворения» и т.д);

* узнали различные способы сбора материала.


познавательные учебные действия

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • умение структурировать знания;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

коммуникативные универсальные учебные действия

  • планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


личностные учебные действия

  • установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

  • оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.


Учащиеся должны знать:

  • особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях;

  • виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);

  • структуру текста (заголовок, смысловые части);

  • основные жанры журналистики: заметка, статья, репортаж, интервью, фоторепортаж;

  • принципы оформления газеты.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать источники информации;

  • набирать текст на компьютере, форматировать, составлять публикацию;

  • находить источники интересной информации путем наблюдения, работы с документами;

  • составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования;

  • написать газетную заметку, статью, репортаж; взять интервью;

  • составлять фоторепортаж.

В течение всего периода реализации программы воспитанники творческого объединения активно участвуют в литературных конкурсах. Ученическая газета позволяет детям и подросткам научиться высказывать свои мысли, помогает познать себя, открыть мир, исполняет роль посредника между школой и подростками, подростками и родителями, между поколениями. С помощью газеты учащиеся могут ощутить себя социально значимыми, быть признанными другими. Попутно подросток узнает многое из жизни сверстников, взрослых; учится общаться, понимать, прощать. Во время обучения у воспитанников утверждаются ценностные ориентиры (истина, красота, добро).


II.Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график


п/п

Дата

Фактич.

Тема занятия


Тип занятия

Количество часов

7.10.2019г.

7.10.2019г.

Введение. Понятие стилистики русского языка. Понятие функционального стиля речи.

Лекция

2

14.10.2019г.

14.10.2019г.

Особенности публицистического стиля речи, его жанры в устной и письменной речи.

Самостоятельная работа с научной литературой по теме

2

21.10.2019г.

21.10.2019г.

Сходство публицистического стиля речи с художественным стилем и их различия. Языковые средства публицистического стиля. (лексические, фразеологические морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные )

Исследование.

2

28.10.2019г.

28.10.2019г.

Стилистический разбор публицистического текста.

Практикум.

2

4.11.2019г.

4.11.2019г.

Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами.

Беседа. Самостоятельная письменная работа.

2

19.11.2019г.

19.11.2019г.

Языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.

Коллективная работа.

2

18.11.2019г.

18.11.2019г.

Портретный очерк как жанр публицистики. Проба пера: написание портретного очерка о любимом учителе.

Практикум.

2

25.11.2019г.

25.11.2019г.

Особенности событийного, путевого очерков.

Лекция.

2

2.12.2019г.

2.12.2019г.

Проба пера: написать событийный или путевой очерк.

Практикум.

2

9.12.2019г.

9.12.2019г.

Жанры периодической печати (информационные, художественно-публицистические, литературные). Общий обзор.

Круглый стол

2

16.12.2019г.

16.12.2019г.

«Моя любимая газета». Устное сочинение-рассуждение.

Практикум.

2

23.12.2019г.

23.12.2019г.

Виды газетных и журнальных публикаций. Заметка.

-Заметка информационного характера.

Лекция. Самостоятельная письменная работа.

2

30.12.2019г.

30.12.2019г.

-Заметка типа делового описания. Заметка типа художественного описания с элементами повествования.

Лекция. Практикум.

2

6.01.2020г.

6.01.2020г.

-Информационная заметка с отрицательным содержанием.

Лекция. Практикум.

2

13.01.2020г.

13.01.2020г.

-Заметки на темы, связанные с оценкой поступков.

Лекция. Практикум.

2

20.01.2020г.

20.01.2020г.

-Заметка на дискуссионную тему.

Лекция. Практикум.

2

27.01.2020г.

27.01.2020г.

-Заметка-благодарность.

Лекция. Практикум.

2

3.02.2020г.

3.02.2020г.

-Заметка-вопрос.

Лекция. Практикум.

2

10.02.2020г.

10.02.2020г.

Проба пера: заметка в школьную газету.

Коллективная работа. Практикум.

2

17.02.2020г.

17.02.2020г.

Интервью. Интервью как универсальный метод получения информации.

Лекция. Самостоятельная письменная работа.

2

2.03.2020г.

2.03.2020г.

Виды интервью: интервью-монолог,

интервью - сообщение,

интервью - диалог,

интервью - мнение, анкета-вопрос.

Лекция. Практикум.

2

16.03.2020г.

16.03.2020г.

Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов

Коллективная работа. Практикум.

2

23.03.2020г.

23.03.2020г.

Проба пера: интервью со школьником, сотрудником школы (на выбор) с использованием технических средств.

Практикум.

2

30.03.2020г.

30.03.2020г.

Зарисовка, ее виды (пейзажная, портретная, бытовая, производственная)

Лекция.

2

6.04.2020г.

6.04.2020г.

Репортаж. Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра.

Исследование.

2

13.04.2020г.

13.04.2020г.

Проба пера: репортаж со дня здоровья.

Практикум.

2

20.04.2020г.

20.04.2020г.

Рецензия. Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд - рецензии и мини- рецензии.

Лекция. Практикум.

2

27.04.2020г.

27.04.2020г.

Проба пера: проблемная статья о классной жизни.

Практикум.

2

11.05.2020г.

11.05.2020г.

Проба пера: общий обзор местных печатных СМИ за неделю; общий обзор местных телевизионных каналов за неделю.

Практикум.

2

18.05.2020г.

18.05.2020г.

Итоговое занятие «Мы настоящие журналисты»

Круглый стол Деловая игра.

2


Программа имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литература, история, информатика), в ней чётко прослеживаются межпредметные связи. Практическим выходом реализации программы является издание ученической газеты.

Программа рассчитана на 60 часов (1 раз в неделю по 2 часа). Предусматривает групповые и индивидуальные формы работы.

2.2.Условия реализации программы

2.2.1 Материально-техническое обеспечение

Оформление помещения должно нести обучающую, развивающую, воспитательную, информационную нагрузку.

Знакомство новичков с историей детского объединения «Ученическая газета», куда они пришли заниматься, рекомендуется начинать с рассказа-экскурсии и показа альбома-летописи, стендов, где собираются материалы и фотоматериалы, заметки из газет, журналов и т.д.

Для самостоятельной работы рекомендуется систематизация дидактического и методического материала по всем основным темам.

Дидактический материал к программе включает инструкцию по технике безопасности работы с письменными принадлежностями и работы с компьютером.

Для успешной работы детского объединения и обеспечения предполагаемых результатов также необходимо наличие:

  • специализированной и методической литературы, свежей периодической печати;

  • доступа к персональным компьютерам и программному обеспечению;

  • доступа к информационным каналам и Интернету;

  • отдельного проветренного, просторного помещения для занятий и подготовки мероприятий;

  • выставки работ воспитанников;

  • насыщенного света при письменной работе;

  • вещей для начинающего журналиста (ручки, карандаши, блокнот, тетрадь, учебные пособия, газеты, журналы, произведения мировой художественной литературы).

2.2.2 Информационное обеспечение

  1. Большая книга цифровой фотографии./В.И. Мураховский, С.В. Симонович – СПб.: Питер, 2006 – 320 с.

  2. Секреты цифрового фото. / В.И. Мураховский, С.В. Симонович– СПб.: Питер, 2005 – 144 с.

Интернет источники

  1. Метод проектов в обучении языку (Основные виды. Этапы работы. Примеры проектов). http://filolingvia.com/publ/454-1-0-4260

  2. Селевко,Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. [электронный ресурс]// http://www.pedlib.ru/Books/1/0474 3.Что такое журналистика? (определение). http://luboznaiki.ru/opredelenie/zhurnalistika.html

  3. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Юный журналист». http://festival.1september.ru/articles/511439/

  4. Школьная газета «Панорама». Выпуск 1. http://86sch3-nv.edusite.ru/p9aa1.html

  5. Рабочая программа внеурочной деятельности по журналистике. http://www.uchmet.ru/library/material/152845/

2.2.3 Кадровое обеспечение

В реализации программы занята Ефимова Ирина Борисовна - педагог с высшим филологическим образованием, высшей квалификационной категории. Опыт педагогической деятельности 29 лет.


2.3Формы аттестации

Образовательный результат программы «Проба пера» отслеживается в индивидуальных журналистских портфолио воспитанников, которые содержат все работы и награды в журналистской сфере, сделанные и полученные воспитанниками во время обучения. Портфолио состоит из творческого блока, который заполняет сам воспитанник. Данный блок состоит из пяти разделов: «Официальные документы», «Творческие работы и социальная практика», «Отзывы и рекомендации», «Общая информация», «Мои достижения» (см. методическое обеспечение).

2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Проверка теоретических знаний в формах:

  • блиц-опрос;

  • викторина, кроссворды, составленные по материалам изученной темы;

  • собеседование;

  • тесты;

  • анкетирование;

  • защита проектов – творческих работ.

2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

Проверка практических умений в формах:

  • подготовка вопросов к интервью;

  • самопрезентация;

  • фотосессия;

  • разработка идеи журналистского материала;

  • разработка сюжета журналистского материала;

  • поиск общественно значимых аргументов и тем;

  • работа в редакции школьной газеты.

Входная диагностика проводится в начале учебного года, итоговая диагностика – в конце. Результаты педагогического мониторинга заполняет педагог в карте индивидуального развития.


2.3. Формы подведения итогов реализации программы

По окончании обучения по программе каждый воспитанник готовит самостоятельную работу в виде презентации журналистского портфолио. Организуется выставка лучших журналистских работ и дипломов воспитанников. На итоговом занятии воспитанникам вручаются дипломы.

На фестивале презентуются лучшие материалы и работы каждого юного журналиста. Работы оценивают учителя из педагогического коллектива школы. На итоговом занятии каждому воспитаннику вручается диплом, особо отличившиеся авторы также получают дипломы в одной из номинаций: «Лучшая идея», «Новаторство», «Полезный проект», «Золотое перо» и т.д.


2.4 Оценочные материалы. Приложение 1.

2.5 Методические материалы

2.5.1. Организация образовательного процесса

Важным условием успешной реализации программы является выполнение ряда закономерностей, определяющих принципы учебно-воспитательного процесса и выражающих основные требования к содержанию, определению форм и методов учебно-воспитательной деятельности по программе «Проба пера».

Процесс создания газеты органически сочетает в себе творчество, производство, технику, технологию, организацию, управление и т.д. Таким образом, он представляет собой синтезированную модель деятельности, требуя от подростков выполнения самых различных ролей – от автора замысла до технического исполнителя. От старшеклассника требуется не просто проявить свой творческий потенциал, но и обеспечить реальное взаимодействие самых различных профессиональных позиций.

Воспитанникам предлагается знакомство с новым феноменом журналистики – расследованием. Расследование – самое молодое направление в современной отечественной журналистике. Слово «расследование» имеет английские корни и перевод на русский язык имеет два варианта: как «расследование» и как «исследование». Таким образом, единицей содержания данной программы становится проблема. А основным процессом – проблематизация. Одним из основных способов активизации учащихся и развития их творческой активности является проблемный подход.

Под проблемой подразумевается неразрешимое противоречие, которое не имеет готовых средств выхода из него. Проблемный подход рассматривает мир не как данность, а как проблему. В традиционной учебной ситуации воспитанник видит мир таким, как его представляет педагог. От педагога зависит, чтобы решение субъективных жизненных ситуаций учащихся было связано с необходимостью самостоятельного поиска ими некоторых существенных представлений о мире. Выход из проблемной ситуации – требует не просто получения информации, но изменения масштаба своих взглядов или способов работы. Функция педагога в проблемной ситуации не подсказка готовых и правильных решений, а помощь учащимся в выборе средств и путей этого решения. Поиск решения проблемы и выхода из сложной ситуации заставляют пережить лично и приобрести необходимый опыт в жизни. Ведущей формой в данной системе действий является коллективная, групповая работа.

В коллективе подросток приобретает опыт межличностного общения, опыт реализации социальной ответственности, начиная с выполнения взятого на себя маленького поручения, заканчивая проектами, вносящими серьёзный вклад в решение глобальных проблем. На этом пути также приобретаются умения работать в команде, уважать себя и других, ладить с людьми и вести их за собой. Создание и укрепление коллектива является главным звеном воспитательной работы педагога. Очень важен комфортный микроклимат в отношениях подростков. Дружный и творческий коллектив не только помогает воспитанникам обогащать себя знаниями и умениями, но чувствовать себя единым целым. Причем необходимо, чтобы в объединении в разумных пределах существовал дух соревновательности в приобретении навыков, в поиске, переработке и распространении информации. Объединять подростков призвана общая газета как продукт совместной деятельности. Обмену опытом и сплочению воспитанников будет способствовать участие в конкурсах газет или пресс-центров межрайонного, городского, областного масштаба. Помимо соревнований и конкурсов формированию нравственных качеств ребят способствуют общие занятия, подготовка и проведение общих праздников, выступлений, совместные посещения выставок, музеев, знакомство с интересными людьми.

Структура занятия может быть разнообразной и зависеть от характера деятельности и цели.

Например:

  • постановка цели занятия;

  • знакомство с новым материалом;

  • организация усвоения новых знаний и умений;

  • физкультминутка;

  • закрепление знаний и умений;

  • практическая или творческая работа, направленная на закрепление нового материала;

  • подвижная игра или тренинг;

  • подведение итогов;

  • рефлексия, самоанализ.

Структура занятия может меняться, но неизменным остаётся чередование умственных и физических нагрузок с отдыхом воспитанников. В процессе проведения занятия обязательно вводится физкультминутка, а в перерывах проводятся подвижные игры.

Программой предусмотрены следующие формы занятий:

  • занятие-игра включает в себя проведение различных деловых игр, тренингов, конкурсов, викторин, заочных путешествий;

  • занятие-экскурсия предполагает экскурсии по городу, в театры, выставочные залы для сбора рабочего материала, для встречи с интересными людьми;

  • проектная творческая работа – самостоятельная подготовка творческого продукта;

  • занятия, проводимые в форме лекций и диспутов, защиты проектов серии материалов, газет.

Для достижения поставленных целей данной программы предусматривается отбор форм и методов совместной деятельности (педагога и воспитанника, коллектива воспитанников) с учетом ступенчатости обучения в учреждении дополнительного образования:

  • осознание воспитанником базовых основ журналистики, аналитические упражнения, способствующие развитию интеллектуального и творческого потенциала;

  • редактирование речевых высказываний;

  • сбор и обработка информации;

  • создание газеты;

  • экспертная работа, совершенствующая умения отслеживать достоинства и недостатки как чужой, так и собственной речи;

  • рефлексия коммуникативной деятельности.

Исключительное значение в программе отдается групповым формам работы, позволяющим воспитанникам проявлять активность, наиболее полно реализовывать свои умения и навыки:

  • тренинги общения как вид групповой работы по приобретению психологических знаний, умений и навыков, необходимых для совершенствования тех или иных мыслительных и речевых способностей;

  • деловые игры, позволяющие в миниатюре моделировать деятельность участников игры;

  • ролевые игры, способные поднять творческую активность, пробудить фантазию и развить собранность внимания, развить навыки командной слаженной работы;

  • игры, направленные на сплочение коллектива, выявление лидерских качеств, на умение работать в атмосфере полного доверия.

Занятия проводятся с чередованием теоретического и практического материала, используются умственные и физические нагрузки, связующим элементом которых является игровая педагогика. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Игра помогает воспитывать и развивать подростка, снимает усталость и расслабляет. В игре часто возникают достаточно сложные ситуации, требующие от подростков нравственных решений и действий. В игре недопустимы грубость, нечестность.

Важно, чтобы в учебном процессе у каждого воспитанника формировалось настроение особой радости от познания и понимания себя, окружающего мира. Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения.

Приёмы и методы обучения, применяемые в ходе реализации программы:

  • метод практической работы (упражнения, тренинги);

  • словесные методы (объяснение, диалог, рассказ);

  • наглядный (плакаты, таблицы, схемы, компьютерная презентация);

  • творческие задания, игры, проектные задания.

В начале и середине учебного года проводится входящая и промежуточная диагностика.




2.5.2 Журналистское портфолио

Структура журналистского портфолио:

  • титульный лист;

  • первый раздел «Официальные документы»;

  • раздел второй «Творческие работы и социальная практика»;

  • раздел третий «Отзывы и рекомендации»;

  • раздел четвёртый «Общая информация»;

  • раздел пятый «Мои достижения».

Описание разделов

Титульный лист содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество; образовательное учреждение, возраст; период, за который представлены документы и материалы), контактную информацию (телефон, адрес электронной почты, адрес сайта) и фото ученика.

Раздел «Официальные документы». Здесь помещают все имеющиеся у воспитанника сертифицированные индивидуальные достижения в различных областях деятельности: сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровнях конкурсов, олимпиад, соревнований, свидетельство об окончании музыкальной или художественной школы, удостоверение о наличии спортивного разряда. В данном разделе допускается представление копий официальных документов.

Раздел «Творческие работы и социальная практика». Раздел представляет собой собрание различных творческих и проектных работ, а также описание основных форм и направлений социальной и творческой активности, участие в научно-практических конференциях, конкурсах.

Раздел «Отзывы и рекомендации». В разделе собираются отзывы на творческие работы, исследовательские проекты, социальные практики, участие в конференциях.

Раздел «Общая информация». Содержит информацию о школьнике, которая позволит раскрыть его таланты, увидеть разносторонне развитую личность. Здесь воспитанник указывает по желанию достижения своих родственников, полезную информацию о себе, о своем характере.

Раздел «Мои достижения» содержит копии дипломов, почётных грамот и иных документов, доказывающих участие в соревнованиях или общественное признание.











2.6 Список литературы

  1. Газетный дизайн /Тим Харроуэр

  2. Журналистика как поступок. Сборник публикаций победителей и финалистов премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» за 2003 год/ под редакцией А.К. Симонова – М.: Медея, 2004 год – 368 с.

  3. Журналистика как творчество. Учебное пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста» - М.: РИП – холдинг, 2003 – 222 с.

  4. Информационные технологии в журналистике – Ростов м/Д: Феникс, 2004 (серия «Волшебный образ») – 160 с.

  5. Теленовости: секреты журналистского мастерства/реферат И.Фенга «Теленовости, радионовости» - М.: Сент – Пол, 1997

  6. Секреты начинающего телевизионщика/ А.Каминский

  7. Беседы о журналистике/ Виктория Ученова – М.: Молодая гвардия, 1985 г.

  8. Делаем новости. Учебное пособие /Л.А. Васильева – М.: Аспект – Пресс, 2003

  9. Журналист о журналистике./ В.А. Аграновский – М.: Мысль, 1978 – 168 с.

  10. Как преподнести новости. / Р. Коппероуд, Р.П. Нельсон – М.: Национальный институт прессы «Виоланта», 1998 г.

  11. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов. /Г.В. Лазутина – М.: Аспект – Пресс, 2001г.

  12. Профессиональная этика журналиста. Учебное пособие. / Г.В. Лазутина – М.: Аспект – Пресс, 2000 г.

  13. Диалог: телевизионное общение в кадре и за кадром. /С.А. Муратов – М.: Искусство, 1983 – 159 с..

  14. Психология рекламы (Реклама. НЛП. 25 кадр.)./ Вит Ценев – М.: ООО «Винити», 2003 год – 95 с.

  15. Ради единого слова/ В.А. Аграновский

  16. Репортер: профессионализм и этика./ М.И. Шостак – М.: РИП – холдинг, 2001 – 137 с.

  17. Энциклопедический словарь PR и рекламы./ С. Ильинский, 2002 год – 72 с.

  18. Телевизионная журналистика/ редакционная коллегия Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский – М.: Высшая школа, 2002 год – 180 с.

  19. Основы журналистики./ Л.Ф. Чигрянская.

2.6.2 Наглядный материал

  1. Большая книга цифровой фотографии./В.И. Мураховский, С.В. Симонович – СПб.: Питер, 2006 – 320 с.

  2. Секреты цифрового фото. / В.И. Мураховский, С.В. Симонович– СПб.: Питер, 2005 – 144 с.

2.6.3 Интернет источники

  1. Метод проектов в обучении языку (Основные виды. Этапы работы. Примеры проектов). http://filolingvia.com/publ/454-1-0-4260

  2. Селевко,Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. [электронный ресурс]// http://www.pedlib.ru/Books/1/0474 3.Что такое журналистика? (определение). http://luboznaiki.ru/opredelenie/zhurnalistika.html

  3. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Юный журналист». http://festival.1september.ru/articles/511439/

  4. Школьная газета «Панорама». Выпуск 1. http://86sch3-nv.edusite.ru/p9aa1.html

  5. Рабочая программа внеурочной деятельности по журналистике. http://www.uchmet.ru/library/material/152845/








37



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!