СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Разведчики»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Разведчики»

Программа рассчитана на учащихся 11 – 18 лет.

Срок реализации программы 1 год

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Разведчики»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 156 ИМ. Б.И. РЯБЦЕВА»




Утверждаю__________________ «____»______________ 2017

Директор школы О.Н. Зудихина


Принято на педагогическом совете № 1 от 28.08.2017г


Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Разведчики»

Программа рассчитана на учащихся 11 – 18 лет.

Срок реализации программы 1 год



Автор программы:

Суворов Д.В. -

учитель физической культуры, педагог

дополнительного образования







НИЖНИЙ НОВГОРОД

2017

Пояснительная записка.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы: военно-патриотическая.

Назначение. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

При реализации программы необходимо руководствоваться требованиями Конституции Российской Федерации, Федеральных законов «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне», «О гражданской обороне», Федеральным законом об образовании», постановлением правительства Российской Федерации, приказами Министерства обороны РФ и приказами Министерства образования РФ.

Настоящая программа предусматривает получение знаний по основам «военного дела», изучение основ гражданской обороны, приобретение навыков высокой дисциплинированности, организованности, строевой подтянутости в соответствии с требованиями воинских уставов и будущей военной службы. Программа по дополнительному образованию позволяет дать учащимся необходимую моральную, психологическую и физическую подготовку к службе в рядах ВС РФ, прививает любовь к нашей армии, интерес к военной службе.

Целью обучения является: подготовка к службе в ВС РФ, а также к самостоятельным действиям в экстремальных условиях, развитие физических и психологических качеств для успешного выполнения поставленных задач, воспитание у учащихся высоких морально-боевых качеств.

Задачи:

    1. Приобщить обучающихся к общечеловеческим ценностям, воспитать чувство патриотизма.

    2. Развивать мотивацию личности к познанию и изучению «военного дела».

    3. Создать условия для физического развития учащихся.

    4. Способствовать участию учащихся в подготовке к военной службе.

Отличительные особенности данной общеобразовательной программы от уже существующих образовательных программ: Начальная военная подготовка организуется и проводится с задачей совершенствования подготовки полученной до начала занятий в объединении.

Организуются занятия по общевойсковым уставам, противопожарной, строевой, физической, психологической, огневой, тактической, военно-медицинской подготовке и военному этикету. Учащиеся занимающиеся не первый год, могут посещать кружок в качестве помощника руководителя.

При обучении необходимо соблюдать последовательность в отработке тем и переходить от простого к сложному, добиваясь сначала правильности выполнения приема, а затем быстроты его выполнения. Главным является и использование принципа дифференцированности (учета возрастных, физических особенностей учащихся).

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы: Учащиеся 5-11 классов (11-18 лет).

Сроки реализации данной образовательной программы: 1 год.

Формы и режим занятий:

  • Теоретические занятия.

  • Практические занятия.

  • Участие в конкурсах, соревнованиях.

  • Психологические тренинги.

  • Сюжетные игры.

  • Экскурсии в воинские части.

Занятия проходят два раза в неделю (вторник, среда).

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

  1. Воспитание чувства патриотизма (методика личностного роста Григорьева).

  2. Изучение военного и пожарного дела (результативность участие в конкурсах по данному направлению).

  3. Физическое развитие подростков (выполнение нормативов)

  4. Участие в подготовке учащихся к военной службе (результативность участия в игре «Зарница», конкурсах, сборах…).


Формы подведения итогов и способы определения результативности.


  1. Школьная, районная, городская, областная игра «Зарница».

  2. Участие в смотре-конкурсе военно-патриотических объединений и клубов Нижегородской области.













Учебно-тематический план

№ п\п

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

1

Общественно-государственная подготовка

9



1.1

Вводное занятие


3


1.2

Вооруженные Силы Российской Федерации


3


1.3

Общевоинские уставы


3


2

Строевая подготовка

35



2.1

Строи, команды и обязанности солдата


3


2.2

Повороты на месте



3

2.3

Движение строевым шагом



16

2.4

Отдание воинской чести на месте и в движении



7

2.5

Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия и с оружием



6

3

Противопожарная безопасность

102



3.1

Основные способы и приемы тушения пожаров


5

10

3.2

Правила пожарной безопасности


5

10

3.3

Средства пожаротушения


5

10

3.4

Практические занятия в пожарной части



48

3.5

Контрольные занятия


3

6

4

Военно-медицинская подготовка

15



4.1

Гигиена


3


4.2

Оказания первой медицинской помощи


3

6

4.3

Средства индивидуального медицинского обеспечения


1

2

5

Военный этикет культура внешности

19



5.1

Культура внешности


1

7

5.2

Культура состояния


1

2

5.3

Культура общения


1

7

6

Физическая подготовка

67



6.1

Гимнастика



16

6.2

Преодоление препятствий



16

6.3

Ускоренное передвижение



6

6.4

Лыжная подготовка



16

6.5

Комплексные занятия



13

7

Тактическая подготовка

29



7.1

Основы общевойскового боя


1

5

7.2

Вооружение и боевая техника.


1

5

7.3

Действия солдата в бою



17

8

Огневая подготовка

29



8.1

Меры безопасности


3


8.2

Материальная часть стрелкового оружия


1

3

8.3

Основы и правила стрельбы


1

2

8.4

Стрелковые тренировки



19

9

Психологическая подготовка

19



9.1

Психологическая характеристика деятельности воинов


1

7

9.2

Психологическая характеристика личности воина


1

2

9.3

Психология воинского коллектива


1

7


Всего часов:

324




Содержание


Тема 1. Вводное занятие.

Занятие 1 (3 часа). (беседа) Вводное. Цели и задачи военно-патриотического кружка «Зарничник». Традиции, основные требования к учащимся при прохождении обучения и порядок проведения занятий.

Тема 2. Вооруженные Силы Российской Федерации.

Занятие 1 (3 часа).(лекция) Назначение и организационная структура Вооруженных

Сил. Виды Вооруженных Сил и рода войск. Руководство и управление Вооруженными Силами.

Тема 3. Общевоинские уставы ВС РФ – законы воинской жизни.

Занятие 1 (3 часа).(лекция) Общевоинские уставы – нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих, их предназначение и основные положения.

Строевая подготовка

Тема 1. Строевые приемы и движение без оружия.

Занятие 1 (3 часа).( беседа) Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю.

Тема 2. Повороты на месте

Занятие 2 (3 час). (практическое занятие) Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно»,

«Заправиться», «Отставить», «Головные уборы – снять (надеть)».

Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой и походный шаг.

Тема 3.Движение строевым шагом

Занятия 3-4 (6часов). (практическое занятие) Повороты в движении, движение строевым шагом.

Тема 4.Отдание воинской чести на месте и в движении.

Занятие 5(3часа) Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику.

Возвращение в строй.

Тема 5.

Занятие 6-7 (6 часов) (практическое занятие) Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия и с оружием.

Противопожарная безопасность

Занятие 1-5 (15 часов). (Лекция) Основные способы и приемы тушения пожаров

Занятие 6-10 (15 часов) (Лекция). Правила противопожарной безопасности

Занятие 11-15 (15 часов) (Лекция). Средства пожаротушения и ручной пожарный инструмент, назначение и порядок их применения. Порядок оповещения при пожаре. Сбор по пожарной тревоге.

Занятие 16-31 (48 часов) (практическое занятие). Действия при тушении пожаров огнетушителями, песком, водой из ведер и ручным пожарным инвентарем.

Занятие 32-34 (9 часов) (практическое занятие). Контрольные занятия, сдача нормативов.

Военно-медицинская подготовка

Тема 1. Гигиена.

Занятие 1 (3 часа). Личная и коллективная гигиена. Выполнение правил гигиены в полевых условиях. Предупреждение инфекционных заболеваний.

Тема 2. Оказание первой медицинской помощи.

Занятие 2-4 (9 часа). Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений. Использование

табельных и подручных средств для остановки кровотечения. Наложение по-

вязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние

конечности.

Тема 3. Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих и правила пользования ими.

Занятие 5 (3 часа). Табельные средства индивидуального медицинского оснащения личного состава: аптечка индивидуальная (АИ-1М и АИР-3), аптечка войсковая (АВ), пакет перевязочный индивидуальный (ППИ и АВ-3), пакет противохимический индивидуальный (ИПП-10 и ИПП-11). Предназначение, порядок и правила пользования

Военный этикет культура внешности

Тема 1. Культура внешности

Занятие 1 (3 часа). ( беседа)История военного костюма, назначение его, уход за ним. Прическа и твоя внешность, культура твоей походки.

Тема 2. Культура состояния

Занятие 2 (3 часа) (сюжетно-ролевая игра) Твои эмоции, самообладание, самоконтроль, сдержанность, искренность, сдержанность.

Тема 3. Культура общения

Занятие 3 (3 часа). (лекция, практическое занятие)Хорошие манеры, хороший тон, взаимоотношения между мальчиками и девочками, тактичность, уважение к собеседнику.

Физическая подготовка

Тема 1. Гимнастика.

Занятие 1 (3 часа). (практическое занятие). Разучивание и тренировка в выполнении 1-го комплекса вольных упражнений, положений наскока и соскока со снаряда и действий у снарядов, упражнений на гимнастической скамейке, стенке, тренажерах, в лазанье по канату (шесту), с тяжестями.

Тема 2. Преодоление препятствий.

Занятие 2 (3 часа). Изучение общего контрольного упражнения на единой

полосе препятствий по элементам. Изучение техники метания гранат с места ив движении. Тренировка в метании гранат на точность и дальность.

Тема 3. Ускоренное передвижение.

Занятие 3 (3 часа). Начальное обучение технике бега. Техника бега на корот-

кие дистанции, старт, финиш. Техника бега на средние и длинные дистанции.

Тема 4. Лыжная подготовка.

Занятие 4 (3 часа). Строевые приемы с лыжами и на лыжах. Обычный и

бесшажный ходы. Передвижение на лыжах до 5 км.

Тема 5. Комплексные занятия.

Занятие 5-7 (9 часов). Общая физическая подготовка: выполнение силовых

упражнений на гимнастических снарядах – подтягивание, подъем переворотом,

поднимание ног к перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях;

в прыжках – прыжок через козла в длину; на силовых тренажерах; с тяжестями;

в лазанье. Тренировка в беге на 100 м и 1 км.

Тактическая подготовка

Тема 1. Основы общевойскового боя.

Занятие 1 (3 часа). Теоретическое. Виды боевых действий и характеристика

современного общевойскового боя. Удары, огонь и маневр, виды огня и маневра. Значение ядерного, высокоточного и зажигательного оружия в бою.

Тема 2. Вооружение и боевая техника.

Занятие 2 (3 часа). Теоретическое. Ознакомление с назначением и боевыми

свойствами стрелкового оружия.

Ознакомление с назначением и боевыми свойствами вооружения и боевой техники мотострелкового полка.

Тема 3. Действия солдата в бою.

Занятие 3 (3 часа). Тактико-строевое, днем. Передвижение на поле боя: выбор укрытия, путей движения и способов передвижения (в рост, пригнувшись, перебежками и переползанием).

Огневая подготовка

Тема 1. Меры безопасности при обращении с оружием и проведении

стрельб.

Занятие 1 (1 час). Меры безопасности при обращении с оружием и бое-

припасами. Меры безопасности при проведении стрельб в тире и на войсковом стрельбище.

Тема 2. Материальная часть стрелкового оружия.

Занятие 2 (2 часа). Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Общее устройство, принцип работы автоматики и порядок

неполной разборки и сборки оружия.

Тема 3. Основы и правила стрельбы

Занятие 3 (1 час). Меры безопасности на занятиях по огневой подготовке.

Тема 4. Огневые (стрелковые) тренировки.

Занятие 4 (5 часов). Практическая стрельба из пневматической винтовки.

Психологическая подготовка

Тема 1.Психологическая характеристика деятельности воинов

Занятие 1 (3 часа) (беседа, тренинг) - определение психологической характеристики деятельности воинов и воинских коллективов. С этой целью изучаются служба, учеба, отдых, общественная деятельность, взаимоотношения, коллективные действия и поступки, характерные для мирного времени. Изучаются также действия воинов и воинских коллективов в бою, учебе, на отдыхе, характерные для военного времени;

Тема 2.Психологическая характеристика личности воина

Занятие 2 (3 часа) (беседа, тренинг) - определение психологической характеристики личности воина. Выявляются личностные качества, необходимые воину для его успешного обучения, воспитания и службы;

Тема 4.Психология воинского коллектива

Занятие 3 (3 часа) (беседа, тренинг) - изучение психологии воинского коллектива: мнений, настроений и запросов, исследуются такие психологические явления, как энтузиазм, солидарность, спайка, паника и другие; выявляются средства управления психологией коллектива.

Методическое обеспечение программы.

Основной формой обучения по тактической подготовке являются ознакомительно-обзорные и тактико-строевые занятия, на которых изучаются теоретические сведения и отрабатывается техника выполнения приемов и способов действия при выполнении поставленных задач.

Обучение осуществляется в учебных классах, на тактических учебных полях.

По огневой подготовке, используя макеты оружия и плакаты, на классных занятиях изучают порядок разборки и сборки оружия, основы и правила стрельбы. Полученные знания и навыки совершенствуются на стрелковых тренировках. В ходе тренировок осуществляется индивидуальный подход в обучении каждого обучающегося.

Изучение общественно-государственной подготовки, общевойсковых уставов проводится лекционным методом.

На занятиях по строевой и физической подготовке основным методом обучения является – упражнение (тренировка с многократным повторением обучающимся приемов и действий с постепенным усложнением условий) в целях выработки устойчивых навыков в выполнении строевых приемов без оружия и с оружием, а также упражнений по преодолению препятствий и ускоренному передвижению. Физическая подготовка начинается с контрольных занятий, в ходе которых оценивается состояние подготовленности каждого. В зависимости от уровня подготовленности создаются группы с одинаковыми физическими способностями. Занятия строятся с учетом возможностей каждого с постепенным повышением физической нагрузки.

Занятия по военному этикету проводятся в учебных классах, где используются видеоматериалы, дисциплинарный устав. Знания и навыки, полученные на занятиях по военному этикету, закрепляются и углубляются на экскурсиях в военные части.

На занятиях по военно-медицинской подготовке до учащихся доводятся правила личной гигиены, наиболее характерные ранения, травмы, признаки острых отравлений и поражений, а также порядок и способы оказания первой медицинской помощи раненым и пораженным. На занятиях активно используется тренажер «Максим»-3.

Занятия по противопожарной подготовке проводятся непосредственно на базе пожарных частей, а также в учебных классах используя учебные фильмы. До учащихся доводятся правила пожарной безопасности, отрабатываются действия при возникновении пожара, способы и методы его ликвидации. Учащиеся участвуют в соревнованиях по пожарно-прикладному спорту.

Занятия по основам психологической подготовки проводятся в учебных классах в виде психологических тренингов, диспутов, бесед.

При проведении контрольных занятий проверяется:

по тактико-специальной подготовке – действия в экстремальных условиях, передвижение в заданном направлении на поле боя, выбор места для стрельбы и наблюдения, действия в разведке, знание материальной части оружия, основ и правил стрельбы, оказание доврачебной помощи, нормативы по надеванию СИЗ

по физической подготовке – выполнение норматив, преодоление препятствий (ОПП)

по ОВУ – знание основных положений общевойсковых уставов, обязанностей солдата.

По противопожарной подготовке – знание основных правил по пожарной безопасности, действия при пожаре.

по строевой подготовке – одиночная строевая подготовка, слаженность подразделения, строевая подготовка с оружием.


Список используемой литературы:


  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Федеральный Закон «Об образовании», 2000.

  3. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 1989.

  4. Федеральный Закон «О днях воинской славы России», 1995.

  5. Начальная военная подготовка: учебник для учащихся 9-10 кл. – М.: Просвещение, 1985.

  6. Учебник сержанта мотострелковых войск. – М.: Воениздат, 2004.

  7. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.:

Воениздат, 2008.

  1. Боевой устав по организации и ведению общевойскового боя. Ч. III. – М.:

Воениздат, 2005.

  1. Сборник нормативов по боевой подготовке сухопутных войск. Кн. 1. – М.: Воениздат, 1991.

  2. Приемы и способы действия солдата в бою: учеб. пособие – М.:


  1. Руководство по автомату АК74 (АКС74, АК74Н, АКС74Н) и ручному

пулемету РПК74 (РПКС74, РПК74Н, РПКС74Н). – М.: Воениздат, 1984.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!