МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 156 ИМ. Б.И. РЯБЦЕВА»
Утверждаю__________________ «____»______________ 2017
Директор школы О.Н. Зудихина
Принято на педагогическом совете № 1 от 28.08.2017г
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Разведчики»
Программа рассчитана на учащихся 11 – 18 лет.
Срок реализации программы 1 год
Автор программы:
Суворов Д.В. -
учитель физической культуры, педагог
дополнительного образования
НИЖНИЙ НОВГОРОД
2017
Пояснительная записка.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы: военно-патриотическая.
Назначение. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
При реализации программы необходимо руководствоваться требованиями Конституции Российской Федерации, Федеральных законов «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне», «О гражданской обороне», Федеральным законом об образовании», постановлением правительства Российской Федерации, приказами Министерства обороны РФ и приказами Министерства образования РФ.
Настоящая программа предусматривает получение знаний по основам «военного дела», изучение основ гражданской обороны, приобретение навыков высокой дисциплинированности, организованности, строевой подтянутости в соответствии с требованиями воинских уставов и будущей военной службы. Программа по дополнительному образованию позволяет дать учащимся необходимую моральную, психологическую и физическую подготовку к службе в рядах ВС РФ, прививает любовь к нашей армии, интерес к военной службе.
Целью обучения является: подготовка к службе в ВС РФ, а также к самостоятельным действиям в экстремальных условиях, развитие физических и психологических качеств для успешного выполнения поставленных задач, воспитание у учащихся высоких морально-боевых качеств.
Задачи:
Приобщить обучающихся к общечеловеческим ценностям, воспитать чувство патриотизма.
Развивать мотивацию личности к познанию и изучению «военного дела».
Создать условия для физического развития учащихся.
Способствовать участию учащихся в подготовке к военной службе.
Отличительные особенности данной общеобразовательной программы от уже существующих образовательных программ: Начальная военная подготовка организуется и проводится с задачей совершенствования подготовки полученной до начала занятий в объединении.
Организуются занятия по общевойсковым уставам, противопожарной, строевой, физической, психологической, огневой, тактической, военно-медицинской подготовке и военному этикету. Учащиеся занимающиеся не первый год, могут посещать кружок в качестве помощника руководителя.
При обучении необходимо соблюдать последовательность в отработке тем и переходить от простого к сложному, добиваясь сначала правильности выполнения приема, а затем быстроты его выполнения. Главным является и использование принципа дифференцированности (учета возрастных, физических особенностей учащихся).
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы: Учащиеся 5-11 классов (11-18 лет).
Сроки реализации данной образовательной программы: 1 год.
Формы и режим занятий:
Теоретические занятия.
Практические занятия.
Участие в конкурсах, соревнованиях.
Психологические тренинги.
Сюжетные игры.
Экскурсии в воинские части.
Занятия проходят два раза в неделю (вторник, среда).
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Воспитание чувства патриотизма (методика личностного роста Григорьева).
Изучение военного и пожарного дела (результативность участие в конкурсах по данному направлению).
Физическое развитие подростков (выполнение нормативов)
Участие в подготовке учащихся к военной службе (результативность участия в игре «Зарница», конкурсах, сборах…).
Формы подведения итогов и способы определения результативности.
Школьная, районная, городская, областная игра «Зарница».
Участие в смотре-конкурсе военно-патриотических объединений и клубов Нижегородской области.
Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование темы | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Общественно-государственная подготовка | 9 | | |
1.1 | Вводное занятие | | 3 | |
1.2 | Вооруженные Силы Российской Федерации | | 3 | |
1.3 | Общевоинские уставы | | 3 | |
2 | Строевая подготовка | 35 | | |
2.1 | Строи, команды и обязанности солдата | | 3 | |
2.2 | Повороты на месте | | | 3 |
2.3 | Движение строевым шагом | | | 16 |
2.4 | Отдание воинской чести на месте и в движении | | | 7 |
2.5 | Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия и с оружием | | | 6 |
3 | Противопожарная безопасность | 102 | | |
3.1 | Основные способы и приемы тушения пожаров | | 5 | 10 |
3.2 | Правила пожарной безопасности | | 5 | 10 |
3.3 | Средства пожаротушения | | 5 | 10 |
3.4 | Практические занятия в пожарной части | | | 48 |
3.5 | Контрольные занятия | | 3 | 6 |
4 | Военно-медицинская подготовка | 15 | | |
4.1 | Гигиена | | 3 | |
4.2 | Оказания первой медицинской помощи | | 3 | 6 |
4.3 | Средства индивидуального медицинского обеспечения | | 1 | 2 |
5 | Военный этикет культура внешности | 19 | | |
5.1 | Культура внешности | | 1 | 7 |
5.2 | Культура состояния | | 1 | 2 |
5.3 | Культура общения | | 1 | 7 |
6 | Физическая подготовка | 67 | | |
6.1 | Гимнастика | | | 16 |
6.2 | Преодоление препятствий | | | 16 |
6.3 | Ускоренное передвижение | | | 6 |
6.4 | Лыжная подготовка | | | 16 |
6.5 | Комплексные занятия | | | 13 |
7 | Тактическая подготовка | 29 | | |
7.1 | Основы общевойскового боя | | 1 | 5 |
7.2 | Вооружение и боевая техника. | | 1 | 5 |
7.3 | Действия солдата в бою | | | 17 |
8 | Огневая подготовка | 29 | | |
8.1 | Меры безопасности | | 3 | |
8.2 | Материальная часть стрелкового оружия | | 1 | 3 |
8.3 | Основы и правила стрельбы | | 1 | 2 |
8.4 | Стрелковые тренировки | | | 19 |
9 | Психологическая подготовка | 19 | | |
9.1 | Психологическая характеристика деятельности воинов | | 1 | 7 |
9.2 | Психологическая характеристика личности воина | | 1 | 2 |
9.3 | Психология воинского коллектива | | 1 | 7 |
| Всего часов: | 324 | | |
Содержание
Тема 1. Вводное занятие.
Занятие 1 (3 часа). (беседа) Вводное. Цели и задачи военно-патриотического кружка «Зарничник». Традиции, основные требования к учащимся при прохождении обучения и порядок проведения занятий.
Тема 2. Вооруженные Силы Российской Федерации.
Занятие 1 (3 часа).(лекция) Назначение и организационная структура Вооруженных
Сил. Виды Вооруженных Сил и рода войск. Руководство и управление Вооруженными Силами.
Тема 3. Общевоинские уставы ВС РФ – законы воинской жизни.
Занятие 1 (3 часа).(лекция) Общевоинские уставы – нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих, их предназначение и основные положения.
Строевая подготовка
Тема 1. Строевые приемы и движение без оружия.
Занятие 1 (3 часа).( беседа) Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю.
Тема 2. Повороты на месте
Занятие 2 (3 час). (практическое занятие) Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно»,
«Заправиться», «Отставить», «Головные уборы – снять (надеть)».
Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой и походный шаг.
Тема 3.Движение строевым шагом
Занятия 3-4 (6часов). (практическое занятие) Повороты в движении, движение строевым шагом.
Тема 4.Отдание воинской чести на месте и в движении.
Занятие 5(3часа) Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику.
Возвращение в строй.
Тема 5.
Занятие 6-7 (6 часов) (практическое занятие) Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия и с оружием.
Противопожарная безопасность
Занятие 1-5 (15 часов). (Лекция) Основные способы и приемы тушения пожаров
Занятие 6-10 (15 часов) (Лекция). Правила противопожарной безопасности
Занятие 11-15 (15 часов) (Лекция). Средства пожаротушения и ручной пожарный инструмент, назначение и порядок их применения. Порядок оповещения при пожаре. Сбор по пожарной тревоге.
Занятие 16-31 (48 часов) (практическое занятие). Действия при тушении пожаров огнетушителями, песком, водой из ведер и ручным пожарным инвентарем.
Занятие 32-34 (9 часов) (практическое занятие). Контрольные занятия, сдача нормативов.
Военно-медицинская подготовка
Тема 1. Гигиена.
Занятие 1 (3 часа). Личная и коллективная гигиена. Выполнение правил гигиены в полевых условиях. Предупреждение инфекционных заболеваний.
Тема 2. Оказание первой медицинской помощи.
Занятие 2-4 (9 часа). Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений. Использование
табельных и подручных средств для остановки кровотечения. Наложение по-
вязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние
конечности.
Тема 3. Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих и правила пользования ими.
Занятие 5 (3 часа). Табельные средства индивидуального медицинского оснащения личного состава: аптечка индивидуальная (АИ-1М и АИР-3), аптечка войсковая (АВ), пакет перевязочный индивидуальный (ППИ и АВ-3), пакет противохимический индивидуальный (ИПП-10 и ИПП-11). Предназначение, порядок и правила пользования
Военный этикет культура внешности
Тема 1. Культура внешности
Занятие 1 (3 часа). ( беседа)История военного костюма, назначение его, уход за ним. Прическа и твоя внешность, культура твоей походки.
Тема 2. Культура состояния
Занятие 2 (3 часа) (сюжетно-ролевая игра) Твои эмоции, самообладание, самоконтроль, сдержанность, искренность, сдержанность.
Тема 3. Культура общения
Занятие 3 (3 часа). (лекция, практическое занятие)Хорошие манеры, хороший тон, взаимоотношения между мальчиками и девочками, тактичность, уважение к собеседнику.
Физическая подготовка
Тема 1. Гимнастика.
Занятие 1 (3 часа). (практическое занятие). Разучивание и тренировка в выполнении 1-го комплекса вольных упражнений, положений наскока и соскока со снаряда и действий у снарядов, упражнений на гимнастической скамейке, стенке, тренажерах, в лазанье по канату (шесту), с тяжестями.
Тема 2. Преодоление препятствий.
Занятие 2 (3 часа). Изучение общего контрольного упражнения на единой
полосе препятствий по элементам. Изучение техники метания гранат с места ив движении. Тренировка в метании гранат на точность и дальность.
Тема 3. Ускоренное передвижение.
Занятие 3 (3 часа). Начальное обучение технике бега. Техника бега на корот-
кие дистанции, старт, финиш. Техника бега на средние и длинные дистанции.
Тема 4. Лыжная подготовка.
Занятие 4 (3 часа). Строевые приемы с лыжами и на лыжах. Обычный и
бесшажный ходы. Передвижение на лыжах до 5 км.
Тема 5. Комплексные занятия.
Занятие 5-7 (9 часов). Общая физическая подготовка: выполнение силовых
упражнений на гимнастических снарядах – подтягивание, подъем переворотом,
поднимание ног к перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях;
в прыжках – прыжок через козла в длину; на силовых тренажерах; с тяжестями;
в лазанье. Тренировка в беге на 100 м и 1 км.
Тактическая подготовка
Тема 1. Основы общевойскового боя.
Занятие 1 (3 часа). Теоретическое. Виды боевых действий и характеристика
современного общевойскового боя. Удары, огонь и маневр, виды огня и маневра. Значение ядерного, высокоточного и зажигательного оружия в бою.
Тема 2. Вооружение и боевая техника.
Занятие 2 (3 часа). Теоретическое. Ознакомление с назначением и боевыми
свойствами стрелкового оружия.
Ознакомление с назначением и боевыми свойствами вооружения и боевой техники мотострелкового полка.
Тема 3. Действия солдата в бою.
Занятие 3 (3 часа). Тактико-строевое, днем. Передвижение на поле боя: выбор укрытия, путей движения и способов передвижения (в рост, пригнувшись, перебежками и переползанием).
Огневая подготовка
Тема 1. Меры безопасности при обращении с оружием и проведении
стрельб.
Занятие 1 (1 час). Меры безопасности при обращении с оружием и бое-
припасами. Меры безопасности при проведении стрельб в тире и на войсковом стрельбище.
Тема 2. Материальная часть стрелкового оружия.
Занятие 2 (2 часа). Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Общее устройство, принцип работы автоматики и порядок
неполной разборки и сборки оружия.
Тема 3. Основы и правила стрельбы
Занятие 3 (1 час). Меры безопасности на занятиях по огневой подготовке.
Тема 4. Огневые (стрелковые) тренировки.
Занятие 4 (5 часов). Практическая стрельба из пневматической винтовки.
Психологическая подготовка
Тема 1.Психологическая характеристика деятельности воинов
Занятие 1 (3 часа) (беседа, тренинг) - определение психологической характеристики деятельности воинов и воинских коллективов. С этой целью изучаются служба, учеба, отдых, общественная деятельность, взаимоотношения, коллективные действия и поступки, характерные для мирного времени. Изучаются также действия воинов и воинских коллективов в бою, учебе, на отдыхе, характерные для военного времени;
Тема 2.Психологическая характеристика личности воина
Занятие 2 (3 часа) (беседа, тренинг) - определение психологической характеристики личности воина. Выявляются личностные качества, необходимые воину для его успешного обучения, воспитания и службы;
Тема 4.Психология воинского коллектива
Занятие 3 (3 часа) (беседа, тренинг) - изучение психологии воинского коллектива: мнений, настроений и запросов, исследуются такие психологические явления, как энтузиазм, солидарность, спайка, паника и другие; выявляются средства управления психологией коллектива.
Методическое обеспечение программы.
Основной формой обучения по тактической подготовке являются ознакомительно-обзорные и тактико-строевые занятия, на которых изучаются теоретические сведения и отрабатывается техника выполнения приемов и способов действия при выполнении поставленных задач.
Обучение осуществляется в учебных классах, на тактических учебных полях.
По огневой подготовке, используя макеты оружия и плакаты, на классных занятиях изучают порядок разборки и сборки оружия, основы и правила стрельбы. Полученные знания и навыки совершенствуются на стрелковых тренировках. В ходе тренировок осуществляется индивидуальный подход в обучении каждого обучающегося.
Изучение общественно-государственной подготовки, общевойсковых уставов проводится лекционным методом.
На занятиях по строевой и физической подготовке основным методом обучения является – упражнение (тренировка с многократным повторением обучающимся приемов и действий с постепенным усложнением условий) в целях выработки устойчивых навыков в выполнении строевых приемов без оружия и с оружием, а также упражнений по преодолению препятствий и ускоренному передвижению. Физическая подготовка начинается с контрольных занятий, в ходе которых оценивается состояние подготовленности каждого. В зависимости от уровня подготовленности создаются группы с одинаковыми физическими способностями. Занятия строятся с учетом возможностей каждого с постепенным повышением физической нагрузки.
Занятия по военному этикету проводятся в учебных классах, где используются видеоматериалы, дисциплинарный устав. Знания и навыки, полученные на занятиях по военному этикету, закрепляются и углубляются на экскурсиях в военные части.
На занятиях по военно-медицинской подготовке до учащихся доводятся правила личной гигиены, наиболее характерные ранения, травмы, признаки острых отравлений и поражений, а также порядок и способы оказания первой медицинской помощи раненым и пораженным. На занятиях активно используется тренажер «Максим»-3.
Занятия по противопожарной подготовке проводятся непосредственно на базе пожарных частей, а также в учебных классах используя учебные фильмы. До учащихся доводятся правила пожарной безопасности, отрабатываются действия при возникновении пожара, способы и методы его ликвидации. Учащиеся участвуют в соревнованиях по пожарно-прикладному спорту.
Занятия по основам психологической подготовки проводятся в учебных классах в виде психологических тренингов, диспутов, бесед.
При проведении контрольных занятий проверяется:
по тактико-специальной подготовке – действия в экстремальных условиях, передвижение в заданном направлении на поле боя, выбор места для стрельбы и наблюдения, действия в разведке, знание материальной части оружия, основ и правил стрельбы, оказание доврачебной помощи, нормативы по надеванию СИЗ
по физической подготовке – выполнение норматив, преодоление препятствий (ОПП)
по ОВУ – знание основных положений общевойсковых уставов, обязанностей солдата.
По противопожарной подготовке – знание основных правил по пожарной безопасности, действия при пожаре.
по строевой подготовке – одиночная строевая подготовка, слаженность подразделения, строевая подготовка с оружием.
Список используемой литературы:
Конституция Российской Федерации.
Федеральный Закон «Об образовании», 2000.
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 1989.
Федеральный Закон «О днях воинской славы России», 1995.
Начальная военная подготовка: учебник для учащихся 9-10 кл. – М.: Просвещение, 1985.
Учебник сержанта мотострелковых войск. – М.: Воениздат, 2004.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.:
Воениздат, 2008.
Боевой устав по организации и ведению общевойскового боя. Ч. III. – М.:
Воениздат, 2005.
Сборник нормативов по боевой подготовке сухопутных войск. Кн. 1. – М.: Воениздат, 1991.
Приемы и способы действия солдата в бою: учеб. пособие – М.:
Руководство по автомату АК74 (АКС74, АК74Н, АКС74Н) и ручному
пулемету РПК74 (РПКС74, РПК74Н, РПКС74Н). – М.: Воениздат, 1984.