СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественно - эстетической направленности "Город мастеров"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возраст обучающихся :11- 15 лет, срок реализации 1 год.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественно - эстетической направленности "Город мастеров"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Губернаторская Куртамышская кадетская школа- интернат»








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА


художественно-эстетической направленности «Город мастеров».

Уровень освоения программы: ознакомительный.

Возраст обучающихся: 11-15 лет.

Срок реализации: 1 год.








Составитель: Кошкарова А.С., педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория













2018 г.

Пояснительная записка


Программа разработана в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», концепции развития дополнительного образования детей.

Программа «Город мастеров» относится к художественно-эстетической направленности.

Программа состоит из следующих разделов: «Айрис Фолдинг» (техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали), «Стринг Арт» ( техника использования ниток и гвоздей для создания декоративных картин), «Канзаши» (техника изготовления цветов из проволоки, ткани), «Бисероплетение» (техника изготовления изделий из бисера), «Ганутель» (техника изготовления цветов из тонкой спиральной проволоки и шёлковой нити, а также бисера, бусинок и жемчужинок).

Актуальность данной программы заключается в том, что она отвечает социальному заказу детей, сочетает виды декоративно-прикладного творчества.

Новизна программы «Город мастеров» заключается в комплексном подходе к обучению детей за счет большого количества изучаемых видов и техник декоративно-прикладного искусства.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена сочетанием большого количества получаемых обучающимися знаний и умением применить их на практике, что способствует формированию навыков профессиональной деятельности.

Форма организации деятельности детей на занятии – индивидуальная и групповая, осуществляется в соответствии с требованиями развивающего обучения. Занятия строятся таким образом, что теоретические и общие практические навыки даются всей группе, а дальнейшая работа ведется в индивидуальном темпе с учетом личностных качеств обучающихся.

Курс обучения рассчитан на 1 год. Количество учебных часов в год– 203,5 часа, в неделю – 5,5часа (с учетом каникулярного времени). Возраст обучающихся 11-15 лет, 5-8 классы.

Цель программы:

Развитие творческих способностей детей путем приобщения к народному творчеству и расширению знаний в области искусства.

Задачи программы:

Обучающие:

  • расширение знаний и умений, полученных на уроках

  • обучение приемам работы с инструментами;

  • обучение умению планирования своей работы;

-- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

  • обучение приемам работы с различными материалами;

  • обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

  • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

  • развитие образного мышления и воображения, глазомера;

  • развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук;

  • развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира;

  • обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения к результатам труда;

  • воспитание трудолюбия, аккуратности, бережливости, усидчивости, целеустремлённости, терпения;

  • воспитание культуры общения, доброго отношения к товарищам, умения работать в коллективе;

  • развитие активности и самостоятельности;





























Учебно-тематический план работы кружка


Раздел программы

Кол-во часов

Перечень универсальных действий при изучении конкретного раздела

1.

Вводное занятие

2ч.

-Ознакомление с планом работы на год.

-- уметь организовывать свое рабочее место;

-Инструктаж по ТБ.

2.

Айрис Фолдинг

22ч.

- определять с помощью педагога цель деятельности на занятии;

- учиться предлагать приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделия;

- работать по составленному совместно с педагогом плану, используя инструкционные карты, рисунки;

- определять в диалоге с педагогом успешность выполнения своего задания

- самостоятельно выбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

- осуществлять текущий и итоговый контроль выполнения работы.

- открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений;

- находить необходимую информацию в учебных пособиях, сети Интернет

3.

Стринг Арт

27,5ч.

- определять с помощью педагога цель деятельности на занятии

- учиться предлагать приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделия;

- работать по составленному совместно с педагогом плану, используя инструкционные карты, рисунки;

- определять в диалоге с педагогом успешность выполнения своего задания.

- совместно с педагогом анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;

- самостоятельно выбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

- осуществлять текущий и итоговый контроль выполнения работы.

- находить необходимую информацию в учебных пособиях, сети Интернет

4.

Канзаши

38,5ч.

- определять с помощью педагога цель деятельности на занятии

- работать по составленному совместно с педагогом плану, используя инструкционные карты, рисунки

- самостоятельно выбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

- осуществлять текущий и итоговый контроль выполнения работы.

- находить необходимую информацию в учебных пособиях, сети Интернет

5.

Бисероплетение

66 ч.

- определять с помощью педагога цель деятельности на занятии

- работать по составленному совместно с педагогом плану, используя инструкционные карты, рисунки;

- определять в диалоге с педагогом успешность выполнения своего задания.

- самостоятельно выбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

- сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы по их общему признаку;

- открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений;

- изучать схемы плетения

6.

Ганутель

45,8ч.

- определять с помощью педагога цель деятельности на занятии

- работать по составленному совместно с педагогом плану, используя инструкционные карты, рисунки;

- определять в диалоге с педагогом успешность выполнения своего задания.

- совместно с педагогом анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;

- самостоятельно выбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

- осуществлять текущий и итоговый контроль выполнения работы.

- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты

7.

Выставка готовых работ

1,7ч.

-провести анализ работ

8.

Итого:

203,5ч































Календарно - тематическое планирование


Сроки реализации

Раздел

Темы раздела

Количество часов

По плану

По факту

теория

практика

всего

1



Вводное занятие (см. прил. № 1)

2

-

2

2



Айрис Фолдинг.



22

2.1



История возникновения техники Айрис Фолдинг. Материалы и инструменты (см. прил. № 2)

2

-

2

2.2



Изготовление панно (см. прил. № 3-6)

0,5

13,5

14

2.3



Изготовление рамки для панно (см. прил. № 7)

0,5

5,5

6

3.



Стринг Арт



27,5

3.1



Нитяная графика – простор для творчества. История возникновения. (см. прил.№8)

2

-

2

3.2



Изготовление панно. (см. прил.№ 9)

1

24,5

25,5

4



Канзаши



38,5

4.1



Беседа о возникновении искусства канзаши. (см. прил.№10)

2

-

2

4.2



Украшения, выполненные в технике канзаши. (см. прил.№11)

6,5

30

36,5

5.



Бисероплетение



66

5.1



История возникновения исскуства бисероплетения. Изготовление изделий на леске. Учимся читать схемы плетения. (см. прил. №12)

1

5

6

5.2



Работа по замыслу учеников (см.прил.№13)

0,5

3,5

4

5.3



Изготовление плоских фигурок с использованием проволоки (см.прил.№14)

0,5

9,5

10

5.4



Изготовление объемных поделок. Изготовление цветов (см. прил. № 15-16)

1

45

46

6



Ганутель



45,8

6.1



История возникновения. Основы техники (см. прил.№17)

1,8

-

1,8

6.2



Изготовление украшений. (см. прил.№18- 19)

1,5

16,5

18

6.3



Изготовление объемных поделок (см. прил. №20- 21)

1

25

26

7.



Выставка готовых работ

1,7

-

1,7

8.



Итого:

25,5

178

203,5 ч.






























Содержание занятий


План конспект урока № 1 (2 часа)

Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка.

План конспект урока № 2 (2 часа)

История возникновения техники Айрис Фолдинг. Материалы и инструменты

План конспект урока № 3 (3 часа)

Мастер класс по изготовление панно в классической технике Айрис Фолдинг, с использованием цветной бумаги и картона.

План конспект урока № 4 (3 часа)

Мастер класс по изготовление панно в технике Айрис Фолдинг, с использованием цветной бумаги и картона и фигурных ножниц

План конспект урока № 5 (4 часа)

Мастер класс по изготовление панно в технике Айрис Фолдинг, с использованием ткани, картона и ножниц

План конспект урока № 6 (4 часа)

Работа по замыслу учеников.

План конспект урока № 7 (6 часов)

Изготовление рамки для панно

План конспект урока № 8 (2 часа)

Плетение «string art».Нитяная графика – простор для творчества. История возникновения

План конспект урока № 9 (25,5 часа)

.Изготовление панно технике «string art».

План конспект урока № 10 ( 2 часа)

Беседа о возникновении искусства канзаши.

План конспект № 11 36,5( часа)

Изготовление цветка – георгин.

План конспект № 12 (6 часов)

История возникновения искусства бисероплетения. Изготовление изделий на леске. Учимся читать схемы плетения. Изготовление браслета – фенечки.

План конспект урока № 13 (4 часа)

Работа по замыслу учеников

План конспект урока № 14 (10 часов)

Изготовление брелков. Изготовление подвески ангелка.

План конспект урока № 15 (20 часов)

Изготовление цветка – гиацинт.

План конспект урока № 16 (26 часов)

Изготовление цветка – лилии.

План конспект урока № 17 (1,8 часа)

История возникновения искусства Ганутель. Основы техники

План конспект урока № 18 (9 часов)

Серьги в технике Ганутель.

План конспект урока № 19 (9 часов)

Ободок в технике Ганутель, из нитей и лака для ногтей.

План конспект урока № 20 (12 часов)

Ромашки в технике Ганутель.

План конспект урока №21 (14 часов)

Орхидея в технике Ганутель.

План конспект урока №22 (1,7 часа)

Выставка готовых работ. Провести анализ работ. Выставка работ.































Планируемые результаты


Личностные универсальные учебные действия


Учащиеся научатся:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • адекватное понимания причин успешности/ неспешности творческой деятельности;

  • Учащиеся получат возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания;

  • адекватного понимания причин успешности/ неуспешности творческой деятельности;


Регулятивные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

  • Учащиеся получат возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.




Коммуникативные универсальные учебные действия


Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • контролировать действия партнера;

  • Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;


Познавательные универсальные учебные действия


Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;

  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.


Критерии оценки результативности

образовательной деятельности


Механизм контроля за качеством выполнения программы включает в себя следующие компоненты.

Входной контроль

Позволяет выявить уровень творческих способностей обучающихся, а также наиболее способных, одаренных детей; выяснить мотивацию обучения.

Проводится в начале учебного года. Используются методы анкетирования, беседы.

Текущий контроль

Осуществляется в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень усвоения отдельных блоков программы. Также обучающимся дается возможность взаимной оценки и самооценки. В процессе контроля каждого занятия создается возможность выявления уровня усвоения учебного материала, недочетов, положительных и отрицательных моментов применяемых технологий.

Используются формы: наблюдение, беседа, организуются мини-выставки, сопровождаемые анализом и самоанализом.

Промежуточный контроль

Осуществляется в конце полугодия и помогает определить творческий рост обучающихся, их активность, уровень усвоения программного материала. Промежуточная диагностика позволяет по мере необходимости корректировать программу, изменить методику организации учебно-воспитательного процесса.

Формы: наблюдение, беседа, организуются мини-выставки


Итоговый контроль

Проводится в конце учебного года, помогает выявить рост мастерства, изобретательности, самостоятельности, развитие творческого мышления, художественного вкуса, освоение законов композиции и конструирования.

Итоговый контроль проводится в следующих формах: защита работы, защита проекта, участие в выставках, конкурсах, игры, составление книжек - раскладушек с фотографиями работ.

В целом контроль позволяет определить эффективность ведения образовательной деятельности, оценить результаты, внести изменения в учебный процесс.

Оценка эффективности программы

Программа предусматривает наблюдение и контроль за развитием личности обучающихся, осуществляющиеся в ходе анкетирования и диагностики. Анкетирование обучающихся позволяет педагогу лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения внутри группы и ход воспитательной работы в целом, обдумать и спланировать действия по сплочению коллектива и развитию творческой активности, толерантности, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.

Немаловажным условием оценки результативности работы является участие обучающихся в мероприятиях школы: праздниках, конкурсах, выставках.







Оценочные материалы


Раздел, тема

Оценочные материалы

1

Вводное занятие

Собеседование

2

Айрис Фолдинг

Мини-выставка

3

Стринг Арт

Защита проекта, участие в выставках, конкурсах, тестирование, игры, составление книжек - раскладушек с фотографиями работ

4

Канзаши

Выставка

5

Бисероплетение

Викторина, выставка

6

Ганутель

Выставка

7

Итоговое занятие

Выставка готовых работ

Методическое обеспечение образовательной программы


Для более эффективной реализации программы предлагается использовать различные формы занятий.

Прежде всего, это занятия в группах и подгруппах. Групповые занятия помогают освоить детям теоретический материал, формировать определенные умения и навыки в области рукоделия. Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому ребенку. Задача индивидуального подхода - наиболее полное выявление персональных способов развития возможностей ребенка, формирование его личности.

По дидактическим целям и задачам обучения занятия делятся на следующие виды:

  1. Занятие - практическая работа, задание, упражнение (занятие освоения практических умений и навыков курса).

  2. Занятие - викторина, конкурс, смотр, выставка (занятие контроля и оценки полученных детьми знаний, умений и навыков).

  3. Занятие - беседа, диспут, игра (занятие решения воспитательных задач). Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя зарисовку схемы изделия, подбор бисера, выполнение изделия

Методы обучения, используемые при работе, можно разделить на несколько групп:

— информационные (устные словесные и демонстрационные);

— практические (репродуктивные и проектные);

— управление деятельностью обучающихся (эвристическая беседа и метод алгоритмов).

Устные словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж.

Во время беседы новые знания не только приобретаются, но и закрепляются путем обмена мнениями педагога и обучающихся. Беседа способствует активизации детского мышления: обучающиеся под руководством педагога осмысляют учебный материал, обсуждают его, устанавливают связи между теоретическим материалом и практикой. Вводная беседа помогает детям устанавливать связи с предыдущими занятиями, узнавать, чем конкретно они будут заниматься, и определять необходимые материалы, инструменты и приспособления, представлять себе последовательность трудового процесса.

Итоговая (заключительная, обобщающая) беседа проводится как в конце занятия (в сжатой форме), так и в конце серии занятий по изготовлению изделий одного вида или большого сложного изделия. Итоговая беседа может иметь форму блиц-опроса. Если нет возможности посетить музей или выставку, можно создать свою музейную экспозицию из качественных репродукций, фотографий и желательно натуральных объектов (изделий).

Все проводимые педагогом беседы должны иметь общий стержень и плавно переходить одна в другую. Тогда образуется своеобразная цепочка из знаний, которые как бы нанизываются на этот стержень.

Инструктаж — словесный метод обучения, основанный на даче инструкций. Обычно под инструкцией понимается четкое и достаточно краткое объяснение или перечень правил, которые необходимо строго выполнять. Чем четче педагог формулирует инструкцию, тем быстрее дети осваивают содержащуюся в ней ин формацию.

Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности в обучении и опираются на демонстрацию коллекций и наборов образцов материалов; на показ таблиц- коллекций, образцов изделий; на использование видеофильмов и картин, таблиц по культуре и охране труда, технологических карт, самодельных пособий.

Практические методы направлены на овладение общетрудовыми знаниями и умениями. Умение — знание, примененное на практике. В работе с бисером среди политехнических умений следует особо выделить технологические, среди общетрудовых

— конструкторские (понять конструкцию изделия, суметь передать ее самостоятельно и внести что-то новое или оригинальное, например, в случае отсутствия нужных материалов).

Управлять деятельностью обучающихся можно с помощью эвристической беседы.

Эвристическая беседа представляет собой вопросно-ответную форму обучения на основе оперативной обратной связи.


Информационно – методическое обеспечение


  1. Божко Л.А. “Бисер. Уроки мастерства”

  2. ."Бумажная сказка. Чудеса Айрис Фолдинг, техники Фроттаж и Кракле) "

  3. Виноградова Е. «Бисер для детей»: Игрушки и украшения. – М.: «Эксмо»; СПб.: Валери СПД, 2004.

  4. . Винокурова Н.К. "Развитие творческих способностей" - М.: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999

  5. Гадаева Ю.В. Бисероплетение. Флора и фауна

  6. Горяева Н.А. Декоративно прикладное искусство в жизни человека -М.: Просвещение,2001г

  7. Лущик Л. И.Фантазийные цветы из ткани, бумаги, бисера. М.: «Эксмо».- 2006г.

  8. Маркова Т.И., В.С.Шичанина «Цветы из ткани и бисера» : Практическое пособие. – СПб.: «КОРОНА принт», 2000.

  9. Сказка оригами. Игрушки из бумаги. «ЭКСМО СПб Валерия СПД», 2004г.

  10. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001.

  11. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992



https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-ayris-folding-1906785.html



https://nsportal.ru/airis-folding


https://blog.mirkrestikom.ru/zaputannaja-istorija-tekhnika-string-art/

https://vdohnovenie2.ru/velikolepie-izdelij-v-texnike-ganutel/

https://www.liveinternet.ru/users/4584203/rubric/3123356


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!