Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Губернаторская Куртамышская кадетская школа- интернат»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
художественно-эстетической направленности «Город мастеров».
Уровень освоения программы: ознакомительный.
Возраст обучающихся: 11-15 лет.
Срок реализации: 1 год.
Составитель: Кошкарова А.С., педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория
2018 г.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», концепции развития дополнительного образования детей.
Программа «Город мастеров» относится к художественно-эстетической направленности.
Программа состоит из следующих разделов: «Айрис Фолдинг» (техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали), «Стринг Арт» ( техника использования ниток и гвоздей для создания декоративных картин), «Канзаши» (техника изготовления цветов из проволоки, ткани), «Бисероплетение» (техника изготовления изделий из бисера), «Ганутель» (техника изготовления цветов из тонкой спиральной проволоки и шёлковой нити, а также бисера, бусинок и жемчужинок).
Актуальность данной программы заключается в том, что она отвечает социальному заказу детей, сочетает виды декоративно-прикладного творчества.
Новизна программы «Город мастеров» заключается в комплексном подходе к обучению детей за счет большого количества изучаемых видов и техник декоративно-прикладного искусства.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена сочетанием большого количества получаемых обучающимися знаний и умением применить их на практике, что способствует формированию навыков профессиональной деятельности.
Форма организации деятельности детей на занятии – индивидуальная и групповая, осуществляется в соответствии с требованиями развивающего обучения. Занятия строятся таким образом, что теоретические и общие практические навыки даются всей группе, а дальнейшая работа ведется в индивидуальном темпе с учетом личностных качеств обучающихся.
Курс обучения рассчитан на 1 год. Количество учебных часов в год– 203,5 часа, в неделю – 5,5часа (с учетом каникулярного времени). Возраст обучающихся 11-15 лет, 5-8 классы.
Цель программы:
Развитие творческих способностей детей путем приобщения к народному творчеству и расширению знаний в области искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
расширение знаний и умений, полученных на уроках
обучение приемам работы с инструментами;
обучение умению планирования своей работы;
-- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
развитие образного мышления и воображения, глазомера;
развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира;
обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные:
воспитание уважительного отношения к результатам труда;
воспитание трудолюбия, аккуратности, бережливости, усидчивости, целеустремлённости, терпения;
воспитание культуры общения, доброго отношения к товарищам, умения работать в коллективе;
развитие активности и самостоятельности;
Учебно-тематический план работы кружка
№ | Раздел программы | Кол-во часов | Перечень универсальных действий при изучении конкретного раздела |
1. | Вводное занятие | 2ч. | -Ознакомление с планом работы на год. -- уметь организовывать свое рабочее место; -Инструктаж по ТБ. |
2. | Айрис Фолдинг | 22ч. | - определять с помощью педагога цель деятельности на занятии; - учиться предлагать приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделия; - работать по составленному совместно с педагогом плану, используя инструкционные карты, рисунки; - определять в диалоге с педагогом успешность выполнения своего задания - самостоятельно выбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; - осуществлять текущий и итоговый контроль выполнения работы. - открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений; - находить необходимую информацию в учебных пособиях, сети Интернет |
3. | Стринг Арт | 27,5ч. | - определять с помощью педагога цель деятельности на занятии - учиться предлагать приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделия; - работать по составленному совместно с педагогом плану, используя инструкционные карты, рисунки; - определять в диалоге с педагогом успешность выполнения своего задания. - совместно с педагогом анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное; - самостоятельно выбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; - осуществлять текущий и итоговый контроль выполнения работы. - находить необходимую информацию в учебных пособиях, сети Интернет |
4. | Канзаши | 38,5ч. | - определять с помощью педагога цель деятельности на занятии - работать по составленному совместно с педагогом плану, используя инструкционные карты, рисунки - самостоятельно выбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; - осуществлять текущий и итоговый контроль выполнения работы. - находить необходимую информацию в учебных пособиях, сети Интернет |
5. | Бисероплетение | 66 ч. | - определять с помощью педагога цель деятельности на занятии - работать по составленному совместно с педагогом плану, используя инструкционные карты, рисунки; - определять в диалоге с педагогом успешность выполнения своего задания. - самостоятельно выбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; - сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы по их общему признаку; - открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений; - изучать схемы плетения |
6. | Ганутель
| 45,8ч. | - определять с помощью педагога цель деятельности на занятии - работать по составленному совместно с педагогом плану, используя инструкционные карты, рисунки; - определять в диалоге с педагогом успешность выполнения своего задания. - совместно с педагогом анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное; - самостоятельно выбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; - осуществлять текущий и итоговый контроль выполнения работы. - коллективно разрабатывать несложные тематические проекты |
7. | Выставка готовых работ | 1,7ч. | -провести анализ работ |
8. | Итого: | 203,5ч | |
Календарно - тематическое планирование
№ | Сроки реализации | Раздел Темы раздела | Количество часов |
По плану | По факту | теория | практика | всего |
1 | | | Вводное занятие (см. прил. № 1) | 2 | - | 2 |
2 | | | Айрис Фолдинг. | | | 22 |
2.1 | | | История возникновения техники Айрис Фолдинг. Материалы и инструменты (см. прил. № 2) | 2 | - | 2 |
2.2 | | | Изготовление панно (см. прил. № 3-6) | 0,5 | 13,5 | 14 |
2.3 | | | Изготовление рамки для панно (см. прил. № 7) | 0,5 | 5,5 | 6 |
3. | | | Стринг Арт | | | 27,5 |
3.1 | | | Нитяная графика – простор для творчества. История возникновения. (см. прил.№8) | 2 | - | 2 |
3.2 | | | Изготовление панно. (см. прил.№ 9) | 1 | 24,5 | 25,5 |
4 | | | Канзаши | | | 38,5 |
4.1 | | | Беседа о возникновении искусства канзаши. (см. прил.№10) | 2 | - | 2 |
4.2 | | | Украшения, выполненные в технике канзаши. (см. прил.№11) | 6,5 | 30 | 36,5 |
5. | | | Бисероплетение | | | 66 |
5.1 | | | История возникновения исскуства бисероплетения. Изготовление изделий на леске. Учимся читать схемы плетения. (см. прил. №12) | 1 | 5 | 6 |
5.2 | | | Работа по замыслу учеников (см.прил.№13) | 0,5 | 3,5 | 4 |
5.3 | | | Изготовление плоских фигурок с использованием проволоки (см.прил.№14) | 0,5 | 9,5 | 10 |
5.4 | | | Изготовление объемных поделок. Изготовление цветов (см. прил. № 15-16) | 1 | 45 | 46 |
6 | | | Ганутель | | | 45,8 |
6.1 | | | История возникновения. Основы техники (см. прил.№17) | 1,8 | - | 1,8 |
6.2 | | | Изготовление украшений. (см. прил.№18- 19) | 1,5 | 16,5 | 18 |
6.3 | | | Изготовление объемных поделок (см. прил. №20- 21) | 1 | 25 | 26 |
7. | | | Выставка готовых работ | 1,7 | - | 1,7 |
8. | | | Итого: | 25,5 | 178 | 203,5 ч. |
Содержание занятий
План конспект урока № 1 (2 часа)
Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка.
План конспект урока № 2 (2 часа)
История возникновения техники Айрис Фолдинг. Материалы и инструменты
План конспект урока № 3 (3 часа)
Мастер класс по изготовление панно в классической технике Айрис Фолдинг, с использованием цветной бумаги и картона.
План конспект урока № 4 (3 часа)
Мастер класс по изготовление панно в технике Айрис Фолдинг, с использованием цветной бумаги и картона и фигурных ножниц
План конспект урока № 5 (4 часа)
Мастер класс по изготовление панно в технике Айрис Фолдинг, с использованием ткани, картона и ножниц
План конспект урока № 6 (4 часа)
Работа по замыслу учеников.
План конспект урока № 7 (6 часов)
Изготовление рамки для панно
План конспект урока № 8 (2 часа)
Плетение «string art».Нитяная графика – простор для творчества. История возникновения
План конспект урока № 9 (25,5 часа)
.Изготовление панно технике «string art».
План конспект урока № 10 ( 2 часа)
Беседа о возникновении искусства канзаши.
План конспект № 11 36,5( часа)
Изготовление цветка – георгин.
План конспект № 12 (6 часов)
История возникновения искусства бисероплетения. Изготовление изделий на леске. Учимся читать схемы плетения. Изготовление браслета – фенечки.
План конспект урока № 13 (4 часа)
Работа по замыслу учеников
План конспект урока № 14 (10 часов)
Изготовление брелков. Изготовление подвески ангелка.
План конспект урока № 15 (20 часов)
Изготовление цветка – гиацинт.
План конспект урока № 16 (26 часов)
Изготовление цветка – лилии.
План конспект урока № 17 (1,8 часа)
История возникновения искусства Ганутель. Основы техники
План конспект урока № 18 (9 часов)
Серьги в технике Ганутель.
План конспект урока № 19 (9 часов)
Ободок в технике Ганутель, из нитей и лака для ногтей.
План конспект урока № 20 (12 часов)
Ромашки в технике Ганутель.
План конспект урока №21 (14 часов)
Орхидея в технике Ганутель.
План конспект урока №22 (1,7 часа)
Выставка готовых работ. Провести анализ работ. Выставка работ.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимания причин успешности/ неспешности творческой деятельности;
Учащиеся получат возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/ неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Учащиеся получат возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Учащиеся получат возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Критерии оценки результативности
образовательной деятельности
Механизм контроля за качеством выполнения программы включает в себя следующие компоненты.
Входной контроль
Позволяет выявить уровень творческих способностей обучающихся, а также наиболее способных, одаренных детей; выяснить мотивацию обучения.
Проводится в начале учебного года. Используются методы анкетирования, беседы.
Текущий контроль
Осуществляется в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень усвоения отдельных блоков программы. Также обучающимся дается возможность взаимной оценки и самооценки. В процессе контроля каждого занятия создается возможность выявления уровня усвоения учебного материала, недочетов, положительных и отрицательных моментов применяемых технологий.
Используются формы: наблюдение, беседа, организуются мини-выставки, сопровождаемые анализом и самоанализом.
Промежуточный контроль
Осуществляется в конце полугодия и помогает определить творческий рост обучающихся, их активность, уровень усвоения программного материала. Промежуточная диагностика позволяет по мере необходимости корректировать программу, изменить методику организации учебно-воспитательного процесса.
Формы: наблюдение, беседа, организуются мини-выставки
Итоговый контроль
Проводится в конце учебного года, помогает выявить рост мастерства, изобретательности, самостоятельности, развитие творческого мышления, художественного вкуса, освоение законов композиции и конструирования.
Итоговый контроль проводится в следующих формах: защита работы, защита проекта, участие в выставках, конкурсах, игры, составление книжек - раскладушек с фотографиями работ.
В целом контроль позволяет определить эффективность ведения образовательной деятельности, оценить результаты, внести изменения в учебный процесс.
Оценка эффективности программы
Программа предусматривает наблюдение и контроль за развитием личности обучающихся, осуществляющиеся в ходе анкетирования и диагностики. Анкетирование обучающихся позволяет педагогу лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения внутри группы и ход воспитательной работы в целом, обдумать и спланировать действия по сплочению коллектива и развитию творческой активности, толерантности, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.
Немаловажным условием оценки результативности работы является участие обучающихся в мероприятиях школы: праздниках, конкурсах, выставках.
Оценочные материалы
№ | Раздел, тема | Оценочные материалы |
1 | Вводное занятие | Собеседование |
2 | Айрис Фолдинг | Мини-выставка |
3 | Стринг Арт | Защита проекта, участие в выставках, конкурсах, тестирование, игры, составление книжек - раскладушек с фотографиями работ |
4 | Канзаши | Выставка |
5 | Бисероплетение | Викторина, выставка |
6 | Ганутель | Выставка |
7 | Итоговое занятие | Выставка готовых работ |
Методическое обеспечение образовательной программы
Для более эффективной реализации программы предлагается использовать различные формы занятий.
Прежде всего, это занятия в группах и подгруппах. Групповые занятия помогают освоить детям теоретический материал, формировать определенные умения и навыки в области рукоделия. Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому ребенку. Задача индивидуального подхода - наиболее полное выявление персональных способов развития возможностей ребенка, формирование его личности.
По дидактическим целям и задачам обучения занятия делятся на следующие виды:
Занятие - практическая работа, задание, упражнение (занятие освоения практических умений и навыков курса).
Занятие - викторина, конкурс, смотр, выставка (занятие контроля и оценки полученных детьми знаний, умений и навыков).
Занятие - беседа, диспут, игра (занятие решения воспитательных задач). Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя зарисовку схемы изделия, подбор бисера, выполнение изделия
Методы обучения, используемые при работе, можно разделить на несколько групп:
— информационные (устные словесные и демонстрационные);
— практические (репродуктивные и проектные);
— управление деятельностью обучающихся (эвристическая беседа и метод алгоритмов).
Устные словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж.
Во время беседы новые знания не только приобретаются, но и закрепляются путем обмена мнениями педагога и обучающихся. Беседа способствует активизации детского мышления: обучающиеся под руководством педагога осмысляют учебный материал, обсуждают его, устанавливают связи между теоретическим материалом и практикой. Вводная беседа помогает детям устанавливать связи с предыдущими занятиями, узнавать, чем конкретно они будут заниматься, и определять необходимые материалы, инструменты и приспособления, представлять себе последовательность трудового процесса.
Итоговая (заключительная, обобщающая) беседа проводится как в конце занятия (в сжатой форме), так и в конце серии занятий по изготовлению изделий одного вида или большого сложного изделия. Итоговая беседа может иметь форму блиц-опроса. Если нет возможности посетить музей или выставку, можно создать свою музейную экспозицию из качественных репродукций, фотографий и желательно натуральных объектов (изделий).
Все проводимые педагогом беседы должны иметь общий стержень и плавно переходить одна в другую. Тогда образуется своеобразная цепочка из знаний, которые как бы нанизываются на этот стержень.
Инструктаж — словесный метод обучения, основанный на даче инструкций. Обычно под инструкцией понимается четкое и достаточно краткое объяснение или перечень правил, которые необходимо строго выполнять. Чем четче педагог формулирует инструкцию, тем быстрее дети осваивают содержащуюся в ней ин формацию.
Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности в обучении и опираются на демонстрацию коллекций и наборов образцов материалов; на показ таблиц- коллекций, образцов изделий; на использование видеофильмов и картин, таблиц по культуре и охране труда, технологических карт, самодельных пособий.
Практические методы направлены на овладение общетрудовыми знаниями и умениями. Умение — знание, примененное на практике. В работе с бисером среди политехнических умений следует особо выделить технологические, среди общетрудовых
— конструкторские (понять конструкцию изделия, суметь передать ее самостоятельно и внести что-то новое или оригинальное, например, в случае отсутствия нужных материалов).
Управлять деятельностью обучающихся можно с помощью эвристической беседы.
Эвристическая беседа представляет собой вопросно-ответную форму обучения на основе оперативной обратной связи.
Информационно – методическое обеспечение
Божко Л.А. “Бисер. Уроки мастерства”
."Бумажная сказка. Чудеса Айрис Фолдинг, техники Фроттаж и Кракле) "
Виноградова Е. «Бисер для детей»: Игрушки и украшения. – М.: «Эксмо»; СПб.: Валери СПД, 2004.
. Винокурова Н.К. "Развитие творческих способностей" - М.: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999
Гадаева Ю.В. Бисероплетение. Флора и фауна
Горяева Н.А. Декоративно прикладное искусство в жизни человека -М.: Просвещение,2001г
Лущик Л. И.Фантазийные цветы из ткани, бумаги, бисера. М.: «Эксмо».- 2006г.
Маркова Т.И., В.С.Шичанина «Цветы из ткани и бисера» : Практическое пособие. – СПб.: «КОРОНА принт», 2000.
Сказка оригами. Игрушки из бумаги. «ЭКСМО СПб Валерия СПД», 2004г.
Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001.
Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992
https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-ayris-folding-1906785.html
https://nsportal.ru/airis-folding
https://blog.mirkrestikom.ru/zaputannaja-istorija-tekhnika-string-art/
https://vdohnovenie2.ru/velikolepie-izdelij-v-texnike-ganutel/
https://www.liveinternet.ru/users/4584203/rubric/3123356