СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: Юный турист

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: Юный турист»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа № 17 города Благовещенска»

(МАОУ «Школа № 17 г. Благовещенска»)


Согласована заместителем директора по УВР 17.10.2022 г.

_______/О.И. Никульникова/

Принята на заседании

Педагогического совета

Протокол № 2

от 19.10.2022 г.

Утверждена

Директор

МАОУ «Школа № 17

г. Благовещенска»

__________И.Ю. Парфенова

Приказ от 22.10.2022 г. № 496 о/д







Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

« «Юный турист»

2022-2023 учебный год





Направленность программы: социально-гуманитарная

Уровень программы: стартовый

Возраст обучающихся: от 12 до 13 лет

Срок реализации программы: 9 месяцев (34 часа)

Вид программы: авторский

Форма организации: очная




Автор составитель: Артемьева С.Е.,

учитель географии













г. Благовещенск, 2022 г.







Оглавление

Комплекс основных характеристик программы

……………..

3

1.1

Пояснительная записка

……………..

3

1.2

Цели и задачи

……………..

5

1.3

Содержание

……………..

10

1.4

Планируемые результаты

……………..

17

Комплекс организационно-педагогических условий

……………..

18

2.1

Календарный учебный график

……………..

18

2.2

Условия реализации

……………..

21

2.3

Формы аттестации

……………..

22

2.4

Оценочные материалы

……………..

22

2.5

Методические материалы

……………..

22

2.6.

Рабочая программа воспитания

……………

23





Список литературы

……………..

23



































Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

    1. Пояснительная записка

В основе школьного туризма лежат фундаментальные, неустаревающие принципы

образования и воспитания: гуманно-демократический, концептуально-методологический,

системно-целостный, творчески развивающий, личностно-ориентированный, созидающедеятельностный. В структуре любой образовательной программы туризм может быть

использован в качестве эффективной формы обучения. Туризм и спортивное

ориентирование помогают учащимся в освоении учебных дисциплин по основам

различных наук.

Туризм и краеведение являются одним из приоритетных направлений в воспитательной

работе. Это дело не новое, но новизна состоит в том, что имеет более широкую

педагогическую идею в плане воспитания духовности, физической выносливости,

уважения и любви к природе своей Родины.

Никто из туристов не пошёл бы второй раз в поход, если бы на личном опыте не убедился,

что всё виденное, пережитое, слышанное, пройденное, спетое у ночного костра оставляет

такое впечатление и делает нашу жизнь настолько богаче, что по сравнению с этим все

тяготы и неудобства туризма выглядят не имеющими значения мелочами.

Успех любого похода, экскурсии или путешествия во многом зависит от того, насколько

хорошо путешественник сумеет определить, где он находится и в каком направлении

следует идти дальше, т.е. от умения ориентироваться на местности.

Умение ориентироваться на местности приобретается в постоянном общении с природой,

благодаря развитию наблюдательности и привычке быстро замечать и запоминать

характерные детали местности.

Туризм - это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль

туризма в идейно-политическом и военно-патриотическом воспитании учащихся. Он

воспитывает у подрастающего поколения чувство патриотизма, бережного отношения к

природному и культурному наследию родного края, совершенствованию нравственного и

физического воспитания личности.

Школьный туризм позволяет осуществлять практически все виды профессиональной

деятельности: учебную и воспитательную, научно – методическую, социально –

педагогическую, культурно – просветительскую и др.

Походы и занятия спортивным ориентирование на незнакомой местности позволяют

школьникам изучать процессы и результаты взаимодействия природы и общества.

Широкая доступность, красота природы края, способствуют популярности, как школьного

туризма, так и спортивного ориентирования. Занятия в кружке содействуют умственному

и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу,

участвовать в городских соревнованиях по спортивному ориентированию, экологических

акциях и пропагандировать экологическую культуру среди местного населения.

Особое внимание уделяется прогнозированию перспектив развития ландшафта и

выработке рекомендаций по его дальнейшему наиболее рациональному хозяйственному

использованию.

Кроме того, в наше непростое время, когда многократно возросла опасность природных и

техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности

туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.

Нельзя недооценивать и то, что детскому и особенно подростковому возрасту свойственно

стремление к новизне, необычности, к приключениям и романтике. Туризм - прекрасное

средство, которое естественным путём удовлетворяет и такие, не всегда учитываемые

взрослыми потребности ребят. Нужно помнить и о том, что в походе ребята раскрываются

совсем с иной стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для

учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти свой подход к

нему. Контакты, которые устанавливаются между взрослыми и ребятами в походе, как

правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в школе. Они способствуют

настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом

переносится в школу.

Разнообразные формы и методы позволяют вовлечь в процесс реализации программы

широкий круг учащихся и учителей. Это позволяет создать своеобразную и

благоприятную атмосферу общения, воспитания, коммуникативных связей и отношений.

Данная программа комплексная и даёт возможность учащимся осуществлять ряд

осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить профессию,

жизненные принципы и интерес к познанию окружающего мира.

Направленность-туристско-краеведческая

Актуальность.

Туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить

бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее

дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры,

рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда

по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся. Новизна программы заключается в ее интегративном характере. С одной стороны, это возможность варьировать виды туризма (пеший, водный, велосипедный, экспедиционный, поисково-исследовательский), степень и категорию сложности в зависимости от возраста и опыта участников, с другой стороны – это использование образовательного потенциала туризма (практическая разработка туристических маршрутов своего населенного пункта, района, региона, выбора темы и направления исследований).

1.2. Цель и задачи программы



Цель:

Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и

элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для

самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого

развития и профессионального самоопределения личности.

Задачи:

Развивающие:

- развивать физическую активность, укреплять здоровье;

- развивать инициативность и индивидуальные способности;

- прививать интерес к занятиям туризмом и краеведением как активной

познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности;

- развивать логическое мышление и творческие способности;

- предоставлять возможности для безопасной реализации интереса к

экстремальному досугу подростков.

Познавательные:

- формировать практические умения и навыки туристской деятельности;

- научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой

труд, применять на практике знания, умения, полученные в клубе;

- обучать правильно использовать термины, формулировать

определения, понятия, используемые в туризме, краеведческой работе,

археологии;

- обучать правильно использовать термины, используемые в туризме,

краеведческой работе, археологии; формулировать определения,

понятия;

- формировать представление о туризме как способе познания

окружающего мира;

- обучать основам туристической деятельности;

- формировать умения и навыки туристической деятельности (навыки

подбора личного и группового снаряжения, поиска и организации

места привалов и ночлегов, укладки рюкзака, техники преодоления

естественных препятствий, ориентирования на местности и т.п.);

- развивать практические навыки деятельности в экстремальных

ситуациях;

- обучать правилам автономного пребывания в условиях природной

среды;

- обучать способам, правилам и приемам оказания первой помощи

пострадавшим от опасных факторов в чрезвычайных ситуациях.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, внимательность, самостоятельность, чувство

ответственности;

- воспитывать патриотизм и любовь к своему Отечеству;

- способствовать воспитанию активной гражданской позиции

обучающихся;

- воспитывать гордость за «малую родину» и страну на примерах

выдающихся земляков;

- изучать культуру, историю, экономику, природу родного края как

одного из субъектов России;

- способствовать развитию коллектива в группе, созданию обстановки

доброжелательности, психологического комфорта;

- содействовать удовлетворению потребности детей в общении;

- поддерживать мотивацию к учебной деятельности, сознательный

творческий уровень усвоения других школьных дисциплин;

- содействовать социальной адаптации детей и молодежи, их

самоопределению;

- развивать художественный вкус учащегося, его интеллектуальной и

эмоциональной сферы, творческого потенциала, воспитание

трудолюбия, доброжелательности, честности, милосердия;

- развивать художественный вкус, стремление к развитию

интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала;

- воспитывать трудолюбие, доброжелательность, честность, милосердие.

Методы работы.

1. Поисково - исследовательский метод ( самостоятельная работа с

выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта,

реферата, отчета о проделанной работе в походах и на экскурсиях )

2. Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в

соревнованиях, походах, туристических слётах и экскурсиях

3. Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения

комплексной программы, роста динамики спортивных показателей

4. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство

нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

Формы работы.

1. Проведение соревнований по спортивному ориентированию.

2. Участие в туристических слётах.

3. Участие в военно-спортивных играх.

4. Проведение конференций, викторин, спортивных эстафет по охране природы

По завершении обучения должны

знать:

- порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;

- вопросы туризма и экологии;

- основы топографии и ориентирования;

- умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;

- опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной

медицинской помощи;

- основные разделы пройденной программы;

- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;

- способы преодоления различных естественных препятствий;

- способы организации и проведения поисково-спасательных работ;

- основные исторические и географические сведения о родном крае;

- различные способы ориентирования на местности.

уметь:

- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

- преодолевать вместе естественные препятствия на пути;

- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному

ориентированию;

- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь;

- передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы;

- владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или

искусственные препятствия;

- уметь правильно применять туристские узлы;

- проводить поисково-спасательные работы;

- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в

туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;

- оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях;

- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;

- оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего. Занятия способствуют развитию инициативы, гражданской активности, повышают познавательный интерес учащихся.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни родного города, района, области, актуальность, воспитательная ценность.

Сроки реализации - Программа рассчитана на 34 часа, предполагает проведение занятий с детьми 1 раз в неделю.

Группа обучения – 25-30 человек.



Форма занятий – очная, групповая. Количество детей в группе от 25 до 30 человек. Возраст обучающихся – 13-14 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность 1 час.









Содержание учебного плана:



Раздел №1. Вводное занятие.

Знакомство с программой, целями и задачами кружка. Значение туризма и спортивного

ориентирования в пропаганде активного и здорового образа жизни.

Раздел №2. Организация и подготовка похода.

Укладка в рюкзак личного снаряжения. Состав ремонтного набора и аптечки. Питание в

походе (нормы закладки продуктов на одного человека). Распределение обязанностей по

построению, движению, созданию бивака и приготовлению пищи. Возможные опасности

при движении, пересечении дорог, непредсказуемые погодные условия, ядовитые

насекомые, пресмыкающиеся и растения. Удобная одежда и обувь в походе. Правила

разведения костра и приспособления для приготовления пищи. Экологическая культура в

пути и на месте стоянки. Взаимовыручка и поддержка товарища по походу. Значение,

режим и особенности организации питания туристов в сложном спортивном походе.

Денежные нормы питания туристов. Весовые и калорийные нормы дневного рациона.

Перечень наиболее часто применяемых в туристских походах продуктов и блюд, их

калорийность, стоимость, вес. Составление расписания приема пищи в полевых условиях,

в столовых населенных пунктов и во время длительных переездов. Замена обедов

перекусами. Составление меню и расчет потребного количества продуктов на каждый

прием пищи. Использование консервов, концентратов, сухарей, сублиматов, сухофруктов,

приправ. Закупка, расфасовка и затаривание продуктов питания. Правила раскладки

продуктов по рюкзакам. Хранение, экономия и учет расхода продуктов в пути.

Пополнение продовольствия в пути, использование ягод, грибов, свежей рыбы, различных

трав и растений для приготовления пищи. Технология приготовления походных

блюд. Обязанности завхоза по питанию. Обязанности дежурных по кухне. Меры

безопасности и гигиенические требования при приготовлении пищи на костре.

Раздел №3. Туристское снаряжение.

Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам

снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень

основных предметов личного и группового снаряжения туриста, требования к каждому

предмету.

Личное снаряжение. Одежда и обувь туриста в дальнем походе, типы рюкзаков,

оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление

непромокаемого вкладыша). Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка,

капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки). Типы

лыж, какие лыжи и крепления пригодны для похода, установка и подгонка креплений,

смоление и смазывание лыж; предметы походной постели (спальный мешок, коврик или

надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка). Альпеншток, его

конструкция, изготовление, правила использования. Прочие предметы личного

снаряжения: блокнот, карандаши, ручка, конверты, репшнур, туалетные принадлежности,

посуда, очки, часы, мешочки для упаковки снаряжения, планшет для карты, накомарник,

запасные стельки, куски тесьмы, шнура и т. д. Как готовить личное снаряжение к походу.

Групповое снаряжение. Особенности снаряжения для многодневных походов по

малонаселенной местности. Типы палаток, как подготовить палатку к походу

(конструкция стоек, колышки, веревки, амортизаторы, тенты, полог, подстилка,

проклеивание швов). Упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в

пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по

кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое горючее, растопка,

неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка, половник,

мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная посуда

для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как

заточить и развести пилу. Состав и назначение ремаптечки, обязанности реммастера до и

во время похода. Особенности снаряжения для зимнего похода. Специальное снаряжение

группы для производства краеведческих работ. Документы, инструменты, основная и

вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари.

Обязанности завхоза группы по снаряжению.

Раздел №4. Гигиена туриста.

Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода.

Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Купание в походе.

Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в

летних походах. Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь

пострадавшему. Нормы нагрузок в путешествии. Врачебный контроль. Самоконтроль в

походе и на экскурсии. Признаки заболеваний и травм. Знание съедобных растений и

грибов, умение использовать лекарственные растения на практике. Знание и умение

отличать в гербарии, на рисунках, в походе и на экскурсии лекарственные и ядовитые

растения родного края. Применение растений в быту и медицине. Знание и умение

отличать съедобные грибы от ядовитых. Умение оказать помощь при повреждениях кожи,

растяжения мышц, вывихе сустава. Искусственное дыхание. Первая помощь при

термических и солнечных ожогах, ожогах растениями и укусов насекомых,

обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях. Умение

накладывать простейшую повязку на руку и ногу. Умение организовать транспортировку

пострадавшего. Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды.

Индивидуальный медицинский пакет туриста.

Раздел №5. Туристский бивак.

Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и бивака.

Привалы и биваки. Требования к месту бивака: наличие питьевой воды, дров,

изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погодных условий

(подъем воды в реке, падение деревьев при ветре, туман в низинах и т. п.). Эстетические

требования к месту бивака. Гигиенические требования к месту бивака.

Планирование и разведка места бивака, вынужденная остановка на ночлег. Туристский

бивак в холодное время года, при непогоде, при отсутствии доброкачественной воды.

Организация бивачных работ. Типовая планировка территории бивака, элементы

комфорта на туристском биваке. Учет ветра, солнечной экспозиции, наличия вредной

растительности, насекомых, сырости грунта. Как надо обращаться с рюкзаком на биваке.

Место для установки палаток. Приемы установки палатки в различных условиях.

Использование полиэтиленовых пленок, поролона. Как ликвидировать комаров в палатке.

Оборудование походной постели. Правила поведения туристов в палатке. Место для

вещей и обуви. Выбор места для костра. Где запрещается разводить костер. Типы костров

и их назначение. Оборудование, инвентарь для костра и приготовления пищи.

Конструкции для подвески посуды над пламенем. Обложной костер. Топливо для костра,

способы заготовки растопки и топлива. Использование походного примуса.

Складирование дров, укрытие дров от дождя, подсушивание; место для разделки дров.

Как работать пилой и топором; меры безопасности для костровых. Разведение костра при

ветре, дожде, тумане; «кислородное голодание» костра, способы регулирования пламени

костра. Поведение туристов у костра, сушка одежды и обуви, оборудование специального

костра для сушки вещей и оборудования. Физический смысл процесса сушки, правила

сушки. Место для топора, рукавиц и другого инвентаря, место для ведер с горячей пищей.

Раздача пищи. Прием пищи. Яма для отбросов. Организация и способы мытья посуды в

походе (в полевых условиях и в помещениях). Умывание и купание. Правила

безопасности при купании. Уборка мусора, гашение костра, свертывание бивака.

Особенности организации ночлега в населенных пунктах. Как пользоваться русской

печью, дровяной плитой. Основные правила соревнований по навыкам походного

туристского быта.

Раздел №6. План и карта.

Виды и свойства карт. Километровая сетка, копирование карт. Масштаб карты

(численный, именованный и линейный). Умение определять расстояние на карте. Знание

условных знаков спортивной карты и умение по ним читать карту. Ориентирование с

помощью карты и компаса. Знакомство с топографической картой и топографическими

знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт.

Пользование линейным и числовыми масштабами. Курвиметр. Преобразование числового

масштаба в натуральный. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на

карте. Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Определение термина

«ориентирование». Магнитные свойства Земли. Истинный и магнитный полюса,

магнитные меридианы, магнитное склонение, магнитные аномалии. От чего зависит

точность движения по азимутам. Виды ориентирования на туристских соревнованиях:

открытый, маркированный, обозначенный и азимутальный маршруты, ориентирование по

легенде, определение точки стояния (привязка).

Зарисовка новых топографических знаков и характеристик местных предметов.

Отыскание на карте типичных форм рельефа, определение крутизны склонов по шкале

заложений, составление характеристик участков местности по картам. Вычисление

магнитных азимутов линий по исходным данным. Определение магнитных азимутов

заданных линий (маршрута по данным карты). Составление легенд, заданных на картах

маршрутов. Сравнение и оценка результатов. Задачи на вычисление пройденного пути по

времени и скорости движения на разных участках местности (по карте). Перевод

полученного результата в масштаб карты. Обратная задача. Сравнение и оценка

результатов. Разбор случаев удачного и неудачного действия проводников на маршрутах

(из практики походов кружковцев).

Раздел №7. Определение расстояний простейшими способами.

Приближённые измерения на местности. Походные эталоны: средняя длина шага, размеры

подручных средств (лопаты, топорики, спичечные коробки, карандаши и авторучки).

Глазомер. Видимый горизонт. Походные дальномеры (расстояние между телеграфными

столбами, высота телеграфного столба, средняя высота леса и т.д.) Ориентир по

аэрофотоснимкам. Определение сторон горизонта по Солнцу. Ориентирование по Луне.

Две Медведицы. Положение Полярной звезды. Ориентирование по местным признакам в

лесу и степи. Ориентирование без компаса и карты. Топография и

ориентирование. Компас и его устройство. Работа с компасом и картой. Определение по

компасу азимута. Движение по азимуту. Использование данных современных

космических технологий при ориентировании на местности. Топография и

ориентирование. Топографические знаки. Топографическая съёмка местности. Чтение

карты. Приёмы ориентирования карты. Работа на школьной площадке с компасом и

картой. Нахождение контрольных пунктов по карте и на местности на время.

Ориентация во времени и пространстве (камеральная обработка).

Практические занятия. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным

светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам (прямые

засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка). Ориентирование карты по

компасу. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная

оценка расстояний до предметов.

Раздел №8. Краеведение.

История Амурской области и Благовещенского района. Наиболее интересные места для

проведения походов и экскурсий. Географические особенности города и его

окрестностей. Охрана природы. Краеведческая работа в походе. Краеведческие

наблюдения, сбор и оформление краеведческого материала. Ведение полевого

дневника. Географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды, почвы,

растительный и животный мир. История заселения и

освоения территории. Культурное наследие в виде памятников истории, архитектуры и

зодчества.

Раздел №9. Физическая подготовка.

Туристская техника и спортивное ориентирование. Правила по комплексу туристских

соревнований. Особенности технической подготовки к различным видам соревнований.

Контрольно- туристский маршрут, командная и индивидуальная техника. Узлы и их

назначение. Вязка узлов. Грудная обвязка и страховочная система. Приёмы обращения с

верёвкой. Подъём и спуск спортивным способом. Различные виды переправ и их

наведение. Страховка и самостраховка. Игры на местности.

Раздел №10.Оформление документации соревнования и похода.

Знакомство участников с положением о проведении соревнования по

спортивному ориентированию и туристическому слёту. Подача заявки на участие в

соревнованиях. Сбор справок о состоянии здоровья участников команды. Знакомство с

правилами организации и проведения похода участников и их родителей под подпись с

предоставлением справок о состоянии здоровья. Составление плана похода Оформление

походных документов и сметы. Подбор картографического материала.

1.3. Содержание программы

Учебный план



п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

История туризма и спортивного ориентирования как вида спорта.

2

2

Питание в походе. Составление рациона. Упаковка и хранение продуктов. Приготовление пищи

2

3

Снаряжение. Личное снаряжение. Групповое снаряжение Первая медицинская помощь. Ожоги и обморожения. Помощь утопающему.

2

4

Устройство бивака. Работа с палаткой. Костёр, его виды. Разведение и поддержание костра. Костровое хозяйство. Меры предосторожности.

2

5

Топографические карты. Спортивные карты. Компас. Строение и работа с ним. Приёмы ориентирования карты по компасу

2

6

Определение расстояний и работа с компасом. Ориентирование. Первый способ ориентирования. Второй способ ориентирования. Сопоставление двух способов ориентирования

2

7

Азимут истинный и азимут магнитный. Условные знаки. Условные знаки спортивных карт. Изготовление условных знаков.

2

8

Географические особенности Амурской области. Изображение рельефа местности на спортивных картах. Закрепление практического навыка чтения рельефа.

2

9

Тактико-технические приёмы выбора пути движения. Узлы. Закрепление техник узлов. Грудная обвязка и страховочная система.

2

10

Различные виды переправ и их наведение. Страховка и самостраховка.

2

11

Игры на местности

1

12

Составление плана похода. Оформление походных документов и сметы.

2

13

Работа с компасом и картой. Определение по компасу азимута.

2

14

Движение по азимуту.

2

15

Ориентирование без компаса и карты. Топография и ориентирование.

2

16

Поход

5






1.4. Планируемые результаты

По окончании обучения у обучающихся будут развиты:

- разумная инициатива и индивидуальные творческие способности;

- интерес к занятиям туризмом и краеведением как активной,

познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности;

- логическое мышление;

- творческая инициативность;

обучающиеся будут знать:

- основы теории туризма при совершении путешествий малой и

средней длительности;

- технику преодоления естественных препятствий;

- способы ориентирования на местности;

- правила поведения в природе;

- порядок и правила оказания первой медицинской помощи;

обучающиеся будут уметь:

- подбирать личное и групповое снаряжение;

- составлять меню и подбирать необходимый оптимальный набор

продуктов;

- организовывать привалы и ночлеги;

- разбивать туристический бивак;

- укладывать рюкзак;

- разрабатывать простейшие маршруты выходного дня;

- самостоятельно выбирать тему краеведческого задания для похода;

- распределять обязанности в группе;

- организовывать свою жизнь на основе безопасности

жизнедеятельности;

- переносить известные ему знания и навыки, варианты решения,

приемы общения в условия новой ситуации, трансформируя их в

соответствии со спецификой ее конкретных условий;

у обучающихся будет воспитываться:

- трудолюбие, внимательность, самостоятельность, чувство

ответственности;

- патриотизм и любовь к своему Отечеству;

- активная гражданская позиция;

- гордость за «малую родину» и страну на примерах выдающихся

земляков, на основе изучения культуры, истории, экономики, природы

родного края как одного из субъектов России;

- доброжелательность, психологическая уравновешенность,

общительность;




Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Количество учебных дней - 34

Количество учебных часов - 34

Дата начала программы – 02.09.2022

Дата окончания программы- 20.05.2023

№ пп

Дата

тема занятия

количество

часов

время проведения занятий

форма занятия

место проведения

форма контроля

1-2

02.09-

09.09

Вводное занятие. История туризма и спортивного ориентирования как вида спорта.


2 часа

10.00

теоретическое занятие,

демонстрация и просмотр видеоролика.

каб.29

Опрос, собесе-дование, беседа, викторина

3-4

16.09-23.09

Питание в походе. Составление рациона. Упаковка и хранение продуктов. Приготовление пищи.

2 часа

10.00

теоретическое занятие,

демонстрация и просмотр видеоролика

каб.29

Опрос, беседа

5-6

30.09-

07.10

Снаряжение. Личное снаряжение. Групповое снаряжение. Первая медицинская помощь. Ожоги и обморожения. Помощь утопающему.

2 часа

10.00

Теоретическое и практическое занятие.


каб.29

Собеседование,игра

7-8

14.10-21.10

Устройство бивака. Работа с палаткой. Костёр, его виды. Разведение и поддержание костра. Костровое хозяйство. Меры предосторожности.

2 часа

10.00

теоретическое и практическое занятие.


каб.29

Опрос, собеседование, викторина

9-10

28.10-

11.11

Топографические карты. Спортивные карты. Компас. Строение и работа с ним. Приёмы ориентирования карты по компасу

2 часа

10.00

теоретическое занятие, практическое занятие, просмотр видеоролика.

каб.29

Опрос, собеседование,работа с картой

11-12

18.11-25.11

Определение расстояний и работа с компасом. Ориентирование. Первый способ ориентирования. Второй способ ориентирования. Сопоставление двух способов ориентирования

2 часа

10.00

теоретическое занятие, практическое занятие, просмотр видеоролика.

каб.29

Собеседование, работа с картой

13-14

02.12-09.12

Азимут истинный и азимут магнитный. Условные знаки. Условные знаки спортивных карт. Изготовление условных знаков.

2 часа

10.00

практическое занятие

каб.29

Работа с картой

15-16

16.12-23.12

Географические особенности Амурской области. Изображение рельефа местности на спортивных картах. Закрепление практического навыка чтения рельефа.

2 часа

10.00

Географические особенности Амурской области. Изображение рельефа местности на спортивных картах. Закрепление практического навыка чтения рельефа.

каб.29

Собеседование, работа с картой

17-18

13.01-20.01

Тактико-технические приёмы выбора пути движения. Узлы. Закрепление техник узлов. Грудная обвязка и страховочная система.

2 часа

10.00

теоретическое занятие, практическое занятие, просмотр видеоролика.

каб.29

Опрос, собеседование, викторина, кроссворд,игра

19-20

27.01-03.0.2

Различные виды переправ и их наведение. Страховка и самостраховка.

2 часа

10.00

Теоретическое и практическое занятие, просмотр презентаций.


каб.29

Опрос, собеседование, сочинение-рассуждение

21

10.02-17.02

Игры на местности

1 час

10.00

практическое занятие.

стадион

Подвижные игры

22-23

03.03-10.03

Составление плана похода. Оформление походных документов и сметы.

2 часа

10.00

Теоретическое и практическое занятие, просмотр презентаций.


каб.29

Собеседование, работа с картой

24-25

17.03-07.04

Работа с компасом и картой. Определение по компасу азимута.

2 часа

10.00

практическое занятие, просмотр презентаций, встреча с участником событий.


каб.29

Собеседование, викторина

26-27

14.04-21.04

Движение по азимуту.

2 часа

10.00

практическое занятие

стадион

Опрос, работа с картой

28-29

28.04-12.05

Ориентирование без компаса и карты. Топография и ориентирование.

2 часа

10.00

практическое занятие

каб.29

Опрос, работа с картой

30-34

20.05

Поход

5 часов

10.00

подведение итогов.


.







2.2. Условия реализации программы

Организационные:

- создание системы взаимодействия всех субъектов физкультурно-оздоровительной и профилактической деятельности (дети,

воспитатели, инструктор по физической культуре, родители и медицинские работники);

- организация познавательно-двигательной деятельности с использованием средств туризма в работе с дошкольниками.

Физкультурно-оздоровительные:

- наличие комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья детей и их физического развития;

-организация мониторинга состояния здоровья и физического развития дошкольников;

Психолого-педагогические:

- организация туристических мероприятий;

- обогащение знаний по краеведению;

- экологическое воспитание дошкольников;

- пропаганда здорового образа жизни среди детей, родителей;

- организация педагогического просвещения родителей;

- активное вовлечение родителей в туристические мероприятия

- природное и социальное окружение (прилегающие парки, лесные массивы, прибрежная зона, социальные объекты).

Материально-технические:

- насыщенная пространственная предметно-развивающая оздоровительная и образовательная среда для обеспечения физических

потребностей и эмоционального благополучия каждого ребенка.

- личное и групповое туристское снаряжение (рюкзак, коврик, компас, карта местности, веревка, термос, кружка).


2.3. Формы аттестации

Результативность контролируется на протяжении всего процесса обучения. Для этого предусмотрено использование форм контроля:

входной контроль (срок проведения, форма);

текущий контроль (формы контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения);

промежуточный контроль (формы контрольный занятий в течение учебного года);

итоговый контроль (формы контрольных занятий в конце учебного года).

2.4. Оценочные материалы.

Критерии оценки успеваемости обучающихся по программе:

тестирование, сдача контрольных нормативов по ОФП;

освоение учащимися программы по годам обучения;

рост спортивных достижений;

участие в походах;

участие в районных, областных соревнованиях, конкурсах, научно – практических конференциях, слётах; 

участие в судействе школьных соревнований, походов, слётов по туризму; 

текущий (практические занятия или опрос после каждой темы);

итоговый (в конце освоения каждого раздела программы – зачётный поход вне сетки часов).

2.5. Методические материалы

Формы организации учебного занятия: беседа, игра, лекция, практическое занятие, соревнование, поход, экскурсия;

педагогические технологии: группового обучения, дифференцированного обучения, игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровье-сберегающая технология, технология поддержки учащегося.

2.6. Рабочая программа воспитания

Программа воспитания Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Школа № 17 города Благовещенска» (далее – Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания», утверждёнными 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования. Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа является обязательной частью основных образовательных программ МАОУ «Школы № 17 г. Благовещенска» и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией. Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности школы. Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в школе.

3.Список литературы


Литература для педагога:

1.     Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 2018.

2.     Голов В.П. Изучение рельефа в курсе географии. М., Просвещение, 2013.

3.     Клименко А.И. Карта и компас — мои друзья. М., Детская литература, 2014.

4.     Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. Изд-во ДОСААФ, 2015.

5.     Лесогор Н.А., Толстой Л.А., Толстая В.В. Питание туристов в походе. М., Пищевая промышленность, 2013.

6.     Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М., Физкультура и спорт, 2017.


Литература для обучающегося и родителей



1.     Алексеев А. А. Питание в туристском походе: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. — М., 2019.

2.     Большой энциклопедический словарь. – 2016.

3.     Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя

В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2012.

4.     Добарина И. А., Жигарев О. Л. Основы школьного туризма: Методическое пособие для учителей и студентов. — Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного педагогического университета, 2018.

5.     Карманная энциклопедия туриста /Автор-составитель Шабанов А.

М. — М.: Вече, 2014.

6.     Лях В.И.Физическая культура: Учеб. для 10—11 кл. общеобразоват.

учреждений / В.И.Лях, А.А.Зданевич; под ред. В.И.Ляха. — М., 2019.

7.     Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. – М., 2017.



 

 

24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!