СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука безопасности» (туристско - краеведческой направленности) Возраст детей – 7-11 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука безопасности» (туристско - краеведческой направленности) Возраст детей – 7-11 лет»

Отдел образования администрации Клетского муниципального района

Волгоградской области

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Перекопская средняя школа»

Клетского муниципального района Волгоградской области



Принята

на заседании педагогического (методического)

совета протокол № _____

«___»_____________20___г.





М.П.

УТВЕРЖДАЮ

И.о.директора МКОУ «Перекопская СШ»

_____________ Н.В.Шишлина

«___» _____________20___г.





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Азбука безопасности»

(туристско - краеведческой направленности)

Возраст детей – 7-11 лет

Срок реализации 1 год





Автор – составитель: Арсёнова Ольга Николаевна,

педагог дополнительного образования













х. Перекопка, 2022г.


СОДЕРЖАНИЕ


I раздел. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.


1.1.Пояснительная записка………………. ……………………………...3

1.2. Цель и задачи программы…………………………………..………..4

1.3.Содержание программы. …………….……………………………….5

1.4. Планируемые результаты……………………………………………9

II раздел. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1.Календарный учебный график……………………………..…..…….9

2.2.Условия реализации программы………………………….…….……12

2.3. Формы аттестации…………………………………………………….12

2.4.Оценочные материалы………………………………….…..…….……13

2.5.Методические материалы………………………………………..........13

3.Список литературы…………………………………………….…………29





































I раздел. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.


1.1.Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Азбука безопасности» имеет туристско-краеведческую направленность.

Дополнительная общеобразовательная программа соответствует всем нормативным документам:

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р;

Приказом Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";

Письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы").


Туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать ответственность за общее дело; учит бережному отношению к природе; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует самостоятельности учащихся. Для того чтобы учащийся смог заниматься туристско – краеведческой деятельностью в старших классах, младшему школьнику необходимо приобрести знания и умения основ безопасности будущего туриста. В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций или в оказании первой необходимой помощи – он без труда мог бы быстро ориентироваться и уметь применить полученные знания. Ведь промедление в туризме может стоить жизни человеку. Важную роль в этом процессе может сыграть предлагаемая дополнительная общеобразовательная программа в начальной школе программа «Азбука безопасности».

Главными задачами обучения, по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

  • работа с дидактическим материалом (в игровой форме);

  • изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций.

Программа курса «Азбука безопасности» для учащихся 7-11 лет построена с учётом уровня подготовки и общего развития, обучающихся 1-4 классов и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

Актуальность дополнительная общеобразовательная программа «Азбука безопасности» направлена на мотивацию и формирование здорового образа школьников, «основ экологической культуры и ответственности, ценности жизни во всех её проявлениях; воспитание этических норм в отношениях между людьми и в отношении человека к природе. Пропаганда знаний, обеспечение правильных действий, обучающихся в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций»

Педагогическая целесообразность: программа «Азбука безопасности» направлена на формирование привычки здорового образа жизни, самореализацию в социально приемлемых видах деятельности и адаптацию в окружающем мире и микросоциуме.

Отличительные особенности данной программы, от уже существующих программ заключаются в том, что она расширяет и углубляет знания обучающихся в начальной  школе по предмету ознакомление с окружающим миром и обеспечивает дополнительной теоретической и практической подготовкой по основам безопасности жизнедеятельности.

Адресат программы: учащиеся 7 - 11 лет. Количество учащихся в группе -20, конкурсный отбор не предусмотрен.

Форма обучения – очная

Режим занятий: организация учебного процесса осуществляется 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 1 год обучения, 1 учебный часа в неделю, 34 часа в год.

Особенности организации образовательного процесса. Состав группы на 1 год обучения – постоянный. Обучающиеся имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов. Программа предполагает использование коллективных, индивидуальных, групповых форм занятий. Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению. Использование традиционных и современных приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях

Задачи:

Образовательные:

  • познакомятся с туризмом, знаменитыми русскими путешественниками, правилами юных туристов

  • приобретение начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;

  • формирование у учащихся основных понятий основ безопасности жизнедеятельности;

  • выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.


Личностные:

  • формировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации.

  • формировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.

  • обучить методам обеспечения личной безопасности оказанию помощи пострадавшим.

Метапредметные:

  • развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • стимулирование самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.


1.3.Содержание программы



Учебный план

раздела

Темы занятий

Кол-во часов

Всего

В том числе

Теория

Практика

1.

Введение

4

3,5

0,5

2.

Первая медицинская помощь

2

1

1

3.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения

28

18

10


Всего:

34

22,5

11,5


Содержание учебно-тематического плана



Введение

Образовательная задача для учащихся: познакомятся с туризмом, знаменитыми русскими путешественниками, правилами юных туристов, познакомить учащихся с ЗОЖ, рассказать о факторах разрушающих здоровье.


1.Что такое путешествия, туризм и краеведение, их роль в жизни человека

Теория: Что такое путешествие. Первые путешественники, их роль в различных открытиях истории человечества. Понятие «туризм». Туризм как средство познания родного края. Понятие «краеведение».



2. Правила безопасности, почему их нужно соблюдать

Теория: Дисциплина и соблюдение безопасности – главное правило успешных путешествий. Основные законы и правила поведения юных туристов. Какие опасности могут встретиться путешественникам и как их избежать. Правила поведения юных туристов в общественных местах, транспорте, на воде. Правила поведения юных туристов на экскурсиях и туристских прогулках.

3. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Теория: дать понятие о главных составляющих ЗОЖ: правильное питание, двигательная активность, режим дня, закаливание, отказ от вредных привычек, личная гигиена, безопасное поведение.

Практика: тест по теме «ЗОЖ».

4. Факторы, разрушающие здоровье.

Теория: дать понятие вредных привычек (алкоголизм, наркомания, табакокурение), малоподвижный образ жизни, неправильное питание, экология.

Первая медицинская помощь.


Образовательная задача для учащихся: формирование навыков и умений оказания первой медицинской помощи.

5. Первая медицинская помощь при травмах и травмах, нанесенных ядовитыми животными и растениями.

Теория: понятие травмы, виды травм, первая неотложная помощь при различных травмах, аллергические реакции при укусах змей и насекомых, антидоты.

6. Отработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи.

Практика: отработка навыков оказания первой медицинской помощи при травмах: ушибах, порезах, вывихах, переломах, укусах ядовитых животных и насекомых, аллергических реакциях.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения.

Образовательная задача для учащихся: формировать представления о правильном и безопасном поведении, развитие навыков безопасного поведения в жизни, показать, какие опасности подстерегают учащихся в повседневной жизни, обсудить опасные и безопасные ситуации, научить быстро ориентироваться в ситуации и принимать правильное решение.

7.Правила дорожного движения.

Теория: дать понятие о ПДД, ребенок-пешеход, ребенок-пассажир, ребенок-водитель.

Практика: викторина «Я-пешеход», конкурс рисунков.


8. Улица полна неожиданностей.

Теория: раскрыть понятия экстремальная ситуация, полиция, безопасность, как вести себя в экстремальных ситуациях.

9. Дорога в школу. Где и как переходить дорогу.

Теория: повторить правила поведения движения пешеходов по улице и дороге, уметь составлять безопасный маршрут от дома до школы.

Практика: разгадывание загадок, кроссвордов по заданной теме, тест «Я безопасный пешеход».

10. Дорожные знаки. Запрещающие и предупреждающие знаки.

Теория: познакомить с группами дорожных знаков и их назначением.

Практика: просмотр мультфильма «Учим дорожные знаки», конкурс «Знатоки ПДД», конкурс рисунков.


11. Причины дорожно-транспортных происшествий.

Теория: познакомить с наиболее частыми причинами ДТП с участием детей и подростков

Практика: Викторина «Знаешь, ли ты?», создание памятки для родителей «Причины ДТП с участием детей».

12. Мы – пассажиры. Правила для пассажира.

Теория: раскрыть понятие пассажир, правила поведения в общественном транспорте, поезде, личном автомобиле, метро.

13. Огонь – друг или враг? История правил пожарной безопасности.

Теория: познакомить с понятием пожарная безопасность, познакомить с историей пожарной охраны, первые своды законов.

14. Как вести себя во время пожара в школе.

Теория: познакомить с действиями в случае возникновения пожара в школе.

Практика: разработка памятки «Действия при пожаре в школе», отработка эвакуации из класса в случае пожара.

15. Правила эвакуации из квартиры в случае возникновения в ней пожара. Порядок вызова пожарной охраны.

Теория: укрепить знания о действиях в случае возникновения пожара в здании, познакомить с правилами вызова экстренных служб и их номерами. Проведение экскурсии в пожарную часть.

Практика: викторина «Пожарная безопасность», конкурс рисунков на тему «Огонь - друг, огонь - враг».

16. Правила поведения в случае возникновения пожара в лесу и на улице.

Теория: познакомить детей с правилами поведения при возникновении пожара в лесу или на улице, способами тушения лесных пожаров и оповещении пожарных служб, вывести алгоритм действий при возгорании, способами тушения лесных пожаров, а так же правилами безопасного поведения в лесу.


17. Правила безопасного поведения на воде.

Теория: познакомить с правилами безопасного поведения на воде при различных условиях, правилами оказания первой помощи при утоплении, оформление памятки с правилами безопасного поведения на воде.


18.Если на улице дождь, гроза, ураган, смерч.


Теория: познакомить с понятиями ураган, смерч, гроза, с правилами безопасного поведения при возникновении природных чрезвычайных ситуациях, способами защиты от них.


19. Правила безопасного поведения на природе.

Теория: познакомить с основными правилами поведения в природе и туристических походах, ответственность за несоблюдение данных правил, что необходимо взять с собой в поход, вред человека экологии леса.


20. Правила безопасного поведения в зимний период.

Теория: познакомить с основными правилами поведения в зимний период: при гололеде, в метель, в сильный мороз, при образовании сосулек, при снегопаде, на водоеме; правила оказания помощи провалившемуся под лед, обморожениях.


21.Практические занятия по отработке безопасного поведения учащихся в опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни.

Практика: проведение урока «Опасные и безопасные ситуации», тест по основам пожарной безопасности.


22. Меры предосторожности при обращении с дикими животными.

Теория: познакомить с основными правилами поведения и обращения с дикими животными, алгоритм поведения при встрече с ними, чем может заразиться человек при укусе дикого животного.

Практика: Урок – практикум «Опасные животные?», тест «Меры предосторожности при обращении с дикими животными»


23. Ядовитые растения и грибы.

Теория: познакомить с разными видами ядовитых растений и грибов, первыми признаками отравления ядовитыми растениями и грибами, оказание первой помощи при отравлении.

Практика: проведение викторины «Ядовитые растения и грибы», конкурс рисунков.


24.Если заблудился в лесу.

Теория: познакомить с действиями в случае, если ребенок заблудился в лесу, правилами ориентирования на местности, прибором - компас, его назначением; службами ведущими поиск потерявшихся людей, разработка памятки «Как не потеряться в лесу».

1.4. Планируемые результаты реализации программы.

Личностными результатами являются:

  • развитие любознательности;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

  • воспитание ответственного отношения к своему здоровью. Метапредметными результатами являются:

  • овладение способами самоорганизации внеклассной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных достижений;

  • формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации; систематизации информации; понимания информации, представленной в различной знаковой форме;

  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. Предметными результатами являются:

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни;

  • для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

  • при оказании простейших видов первой медицинской помощи;

  • формирование навыков ухода за больными на дому;

  • расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами самоконтроля своего физического состояния.


II раздел. Комплекс организационно-педагогических условий.


2.1.Календарный учебный график

Начало обучения- 1 сентября.

Окончание обучения- 25 мая.

Продолжительность обучения – 34 недели.

Каникулы - июнь - август.

Итоговая аттестация (защита проектов) – в конце учебного года.


раздела,

темы

Темы занятий

Кол-во часов

Дата проведения

Всего

В том числе

Теория

Практика

Введение

4

3.5

0,5


1.

Что такое путешествия, туризм и краеведение, их роль в жизни человека


1



1



0

01.09-02.09

2.

Правила безопасности, почему их нужно соблюдать

1

1

0

05.09-09.09

3.

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

1

0,5

0,5

12.09-16.09

4.

Факторы, разрушающие здоровье

1

1

0

19.09-23.09

Первая медицинская помощь

2

1

1


5.

Первая медицинская помощь при травмах и травмах, нанесенных ядовитыми животными и растениями

1

1

0

26.09-30.09

6.

Отработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи

1

0

1

03.10-07.10

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения

28

18

10


7.

Правила дорожного движения


1

0,5

0,5

10.10-14.10


8.

Улица полна неожиданностей.

1

1

0

17.10-21.10

9.

Дорога в школу. Где и как переходить дорогу.


2

1

1

24.10-28.10

07.11-11.11

10.

Дорожные знаки. Запрещающие и предупреждающие знаки.

2

1

1

14.11-18.11 21.11-02.12

11.

Причины дорожно-транспортных происшествий.

2

1

1

05.12-09.12

12.12-16.12

12.

Мы – пассажиры. Правила для пассажира.

1

1

0

19.12-23.12

13.

Огонь – друг или враг? История правил пожарной безопасности.

1

1

0

26.12-29.12

14.

Как вести себя во время пожара в школе.

2

1

1

09.0-13.01

16.01-20.01

15.

Правила эвакуации из квартиры в случае возникновения в ней пожара. Порядок вызова пожарной охраны. Экскурсия в пожарную часть.

2

1

1

23.01-27.01

30.01-03.02

16.

Правила поведения в случае возникновения пожара в лесу и на улице.

1

1

0

13.02-17.02

17.

Правила безопасного поведения на воде

1

1

0

20.02-24.02

18.

Если на улице дождь, гроза, ураган, смерч.

1

1

0

27.02-03.03

19.

Правила безопасного поведения на природе.

1

1

0

06.03-10.03

20.

Правила безопасного поведения в зимний период.

1

1

0

13.03-17.03


21.

Практические занятия по отработке безопасного поведения учащихся в опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни.

2

0

0

20.03-4.03


03.04-07.04

22.

Меры предосторожности при обращении с дикими животными.

2

1

1

10.04-14.04


17.04-21.04

23.

Ядовитые растения и грибы.

2

1

1

24.04-28.04


02.05-05.05

24.

Если заблудился в лесу.

2

1

2

01.05-05.05

15.05-19.05


Защита проекта.

1



22.05-25.05


Всего:

34

22,5

11,5




2.2.Условия реализации программы


1.Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима;

2.Оборудование: столы и стулья для теоретических и практических занятий, аптечка, манекен.

3. Технические ресурсы:

-Компьютер

- экран,

-проектор,

-магнитофон.

4 Внешние условия:  Сотрудничество с службами безопасности и оказания помощи.

5. Инструменты и приспособления:

-плакаты по ориентированию, выживанию, оказания медицинской помощи;

- аптечка; подручные средства оказания помощи; манекен.

 


2.3. Формы аттестации

Для выявления уровня усвоения содержания программы «Азбука  безопасности» и своевременного внесения  коррекции образовательный процесс проводится текущий, промежуточный и итоговый контроль:

  • промежуточный контроль проводится с целью оценки качества ос­воения учащимися программы по итогам учебного периода (раздела програм­мы) в виде теста, викторины, игры, конкурса рисунков, выпуск буклета.

  • итоговый контроль проводится с целью оценки качества программы и достижений учащихся по завершении всего курса дополнитель­ной общеразвивающей программы. По итогам учебного года проводится защита проектов на изученную тематику.

2.4.Оценочные материалы:

  • педагогическое наблюдение,

  • тестовые, контрольные задания (устный опрос, анкеты, тестирование), создание буклетов - памяток,

  • организация интеллектуальных соревнований, викторин.



2.5.Методические материалы


Урок безопасности

«Опасные и безопасные ситуации»


Цель урока:
1. Рассказать, какие опасности подстерегают детей в повседневной
жизни.
2. Обсудить опасные и безопасные ситуации.
3. Научить быстро ориентироваться в ситуациях и принимать

рациональные решения.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя с элементами беседы.


– Мы живём в обществе и очень многое в нашем поведении обусловлено правилами. Есть правила поведения на улице, в школе, транспорте, правила этикета.
– Скажите, почему надо их выполнять?
– Что происходит, если эти правила нарушаются?

Правильно, в первую очередь страдает наша безопасность. Так как среди множества честных и порядочных людей встречаются ещё воры и грабители, разбойники и мошенники. Чтобы избежать опасных ситуаций, следует слушать советы взрослых и соблюдать правила безопасности дома и на улице.
Сегодня я хочу познакомить вас с формулой безопасности.

1. Остановись!
2. Подумай (найди положительные и отрицательные стороны).
3. Выбери.

4. Похвали себя.

II. Обсуждение ситуаций по формуле безопасности.

Ситуация 1. Друзья вам предлагают без взрослых пойти на речку.
Ситуация 2. К тебе подошёл незнакомец и предложил прокатиться на машине.
Ситуация 3. Ты очень спешишь. А тебе надо перейти дорогу, но поблизости нет

пешеходного перехода.


III. Знакомство с правилами личной безопасности.
Правила личной безопасности дома
– Какие правила личной безопасности надо соблюдать дома?
(Учащиеся отвечают, учитель обобщает ответы, обращая внимание на следующие правила)

1. Никогда не открывайте дверь незнакомым людям (кем бы они не представлялись:
сантехником, электромонтёром, почтальоном, милиционером, знакомым родителей).

2. Не играйте на балконе в подвижные игры и не перегибайтесь через перила балкона.
3. Самостоятельно не пользуйтесь никакими лекарствами: можно отравиться.
4. Не оставляйте телевизор включенным без присмотра даже на короткое время.
5. Если почувствовали запах газа, то сообщите взрослым, откройте окна, форточки,
проветрите квартиру, закройте краны на плите, не включайте свет, позвоните по
телефону 04.

6. Уходя из дома, проверьте, выключен ли свет, газ, электроприборы, закрыты ли
балкон и форточки, если живёте на первом или последнем этаже.
7. На телефонные звонки с вопросом, дома ли родители и когда вернутся с работы,
надо отвечать, что они сейчас заняты и спросить, кому и куда позвонить.

Правила личной безопасности на улице.

– Какие правила личной безопасности необходимо соблюдать на улице?

(Учащиеся называют правила, учитель обобщает ответы, сосредотачивая внимание на следующих правилах)
1. Не вступайте в разговор с незнакомыми и случайными людьми на улице.
2. Не играйте на дороге, возвращаясь из школы домой.
3. Не заходите в подъезд и лифт с незнакомыми людьми.
4. Не играйте в тёмных местах, на пустырях, свалках, рядом с железной дорогой,в

разрушенных зданиях, на стройках.
5. Никогда не садитесь в машину к незнакомцу.
6. Не вступайте в разговор с нетрезвым человеком.

7. Никогда не соглашайтесь на предложение незнакомых людей зайти в гости,
послушать музыку, посмотреть видеофильм, поиграть на компьютере.
8. Помните, опасные места на улице это: проезжая часть дороги, открытые люки,
подвалы, стройки, неосвещённые улицы.


IV. Викторина по правилам дорожного движения.

Знаешь ли ты?
1.
Как пешеходы должны ходить по улице? (Только по тротуару.)

2. Какой стороны тротуара должен придерживаться пешеход? (Правой.)
3. Можно ли переходит улицу наискосок.? (Нельзя, только по прямой, так как
увеличивается время пребывания на проезжей части дороги.)
4. Как надо переходить улицу, если нет светофора?

5. Для чего нужен светофор? Назовите его сигналы. Что они обозначают?
6. Почему опасно играть на мостовой?
Итак, соблюдая эти правила движения, вы будете оберегать себя от несчастных случаев, поможете водителям своевременно выполнять очень важную работу по перевозке грузов и пассажиров.

V. Правила пожарной безопасности.
Огонь бывает добрым и полезным, когда надо приготовить пищу, согреться, порадоваться салютам и фейерверкам. Но огонь бывает и очень опасным. Если относиться к нему неосторожно, то можно лишиться своего дома и даже жизни.

С начала года в нашем городе и районе зарегистрировано 44 пожара, погибли при пожаре 7 человек, получили ожоги 5 человек.
Пожар легче предупредить, чем потушить, а если пожар всё-таки случился, то главное, не растеряться, не испугаться, а соблюдать правила противопожарной безопасности, вспомнить которые помогут следующие вопросы:
1. Что делать, если загорелась квартира?
(Позвонить по телефону 01, вывести детей и стариков.)

2. Почему во время пожара нельзя открывать окна?
(С притоком кислорода огонь вспыхивает ещё сильнее.)
3. Что опаснее при пожаре: огонь или дым?
(Дым, так как можно отравиться продуктами горения.)
4. Как надо дышать в задымлённой квартире?
(Через мокрую тряпку.)
5. Как передвигаться по задымлённому помещению?
(Ползком, внизу меньше дыма.)
6. Что делать, если вспыхнула одежда?
(Постараться скорее сбросить её или накинуть одеяло, пальто, оставив голову открытой, облить водой, землёй, снегом.)
7. Какие правила надо соблюдать, чтобы избежать пожара?
– Не играть со спичками.
– Не оставлять без присмотра электроприборы.
– Не включать в одну розетку два прибора большой мощности.
– Не сушить бельё над газом.
– Не разжигать костры вблизи построек.
– Не сжигать сухую траву, мусор около жилища.
–Не оставлять непотушенными костры.

Игра «Доскажи словечко»
Дыма столб поднялся вдруг,
Кто не выключил …? (утюг)
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками …? (играл)
Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё …? (над газом)
Столб огня чердак объял.
Кто там спички …? (зажигал)
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жёг …? (траву)
Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые …? (предметы)
Дым увидел – не зевай,
А пожарных … (вызывай)
Помни, каждый гражданин
Этот номер … ( 01)

VI. Правила поведения во время теракта.

К сожалению, в наше время ещё не исключены теракты, которые угрожают нашей безопасности. Террористы устраивают взрывы в метро, нападают на посты милиции, устраивают диверсии на железных дорогах, взрывы в кафе и даже в школах, захватывают в заложники детей, родителей и учителей. Так было 1 сентября 2004 года в городе Беслане.
– Как же надо вести себя во время теракта?
1.
Если идёшь по улице, обращай внимание на подозрительные предметы: бесхозные

сумки, портфели, коробки.
2. Не прикасайся к находкам, а сообщи в милицию.

3. Обращай внимание на людей, ведущих себя подозрительно: они одеты не по сезону,
стараются скрыть своё лицо.

4. Если стрельба в помещении, надо падать на пол, прикрывая голову руками.
5. Если взрыв в помещении, старайся прятаться в том месте, где стены помещения
могут быть более надёжными.
6. Не прячься вблизи окон или других стеклянных предметов: осколками тебя может
ранить.
7. Если оказался заложником, то не старайся заговорить с террористом, не выясняй, кто
он такой и зачем взял заложников.

VII.Подведение итога урока.

Итак, сегодня мы познакомились с правилами личной безопасности, которые помогут вам ориентироваться в нестандартных ситуациях и принимать рациональные решения.
А на помощь вам всегда придут экстренные службы, если звонить

о пожаре – 01 (надо сообщить, что горит, адрес, номер подъезда, код, фамилию)
милиция – 02
скорая медицинская помощь – 03

аварийная газовая служба – 04


Азбука безопасности.

А – автомобиль – это опасно.

Б- будь начеку.

В- всегда помни свой адрес и номер телефона.

Г- громко кричи, если нужна помощь.

Д- делись всеми страхами и подозрениями с родителями.

Ж- жалуйся родителям, ели кто- то делает тебе больно.

З- звони домой, если собираешься задержаться.

И- играй только в безопасных местах.

К- красть нехорошо!

Л- лазать по деревьям и заборам нельзя!

М- мама должна знать всё!

Н- никуда не иди с незнакомыми людьми.

О- открывай дверь только хорошо знакомым людям.

П- пустыри и стройки – не место для игры.

Р- расспрашивай обо всем, что кажется тебе странным.

С- соблюдай законы.

Т- темнота – друг преступников, а не молодёжи.

У- укус животного опасен.

Ф- формула безопасности – твой надежный друг.

Х – хлопушки, петарды опасны.

Ц- цепочка на двери - твой друг.

Ч- часто водоёмы коварны.

Ш- шоссе: будь внимателен.

Э- электроприборы не оставляй без присмотра.

Ю- юный друг, помни правила!

Я- я верю в тебя!

ПАМЯТКИ.

Основные правила поведения детей на дорогах

Обучите детей следующим основным правилам поведения на дорогах:

  • без родителей улицу лучше всего переходить в группе пешеходов;

  • нельзя переходить улицу на красный свет вне зависимости от того, идут или нет машины;

  • нельзя выбегать на проезжую часть;

  • опасно выходить на мостовую из-за препятствия (тогда не видят друг друга ни водитель, ни пешеход);

  • автобус или троллейбус нужно обходить сзади, а трамвай - спереди;

  • ходить можно только по тротуарам, а если тротуара нет, нужно идти лицом к движению, тогда не только водитель видит Вас, но и Вы - водителя;

  • переходя улицу, сначала нужно посмотреть налево, а на середине - направо;

  • в ожидании перехода нельзя стоять у края тротуара, а в ожидании автобуса - у края автобусной остановки.

 

 

Как действовать если вы - свидетель дорожно-транспортного происшествия

 

Став свидетелем наезда или аварии, при которой водитель скрылся, запомните и тут же запишите номер, марку, цвет и любые приметы машины и водителя; оказав помощь пострадавшим, передайте сведения в ГИБДД. Если Вы на автомобиле, остановите его, не доезжая до места аварии. Включите аварийный сигнал. Прибывшей службе ГИБДД детально опишите все, что Вы увидели на месте происшествия.

Безопасность в природных условиях

Подготовка к турпоходу

• Необходимо предварительно определить цель похода, про­ложить маршрут на карте.

• Следует детально изучить район похода, собрать необ­ходимую информацию о районе похода, наличии запретных зон, закрытых объектов, заграждений, свалок и других пре­пятствий.

• Особенно подробную информацию необходимо получить о месте организации большого привала (конечной точке похо­да): о наличии там водоемов, о качестве воды, о наличии ме­ста для безопасного разведения костра и т. д.

• Необходимо определить время, которым будет распола­гать группа, чтобы вернуться в светлое время суток.

• Продумать и подобрать снаряжение для похода с учетом целей похода.

• Распределить все имущество между членами группы и уложить в рюкзаки. Набор снаряжения у каждого члена груп­пы не должен превышать 8—10 кг.

• Необходимо продумать и обсудить правила поведения каж­дого участника похода в различных опасных и непредвиден­ных ситуациях, которые могут возникнуть в походе (гроза, заблудился в лесу, отстал от группы, сигналы бедствия, пра­вила разведения костра, съедобные и несъедобные ягоды и грибы).

Меры безопасности во время грозы

Не прятаться под высокие деревья, особенно дуб, тополь, ель, сосну.

Если гроза застала на открытом пространстве, лучше при­сесть в сухую яму.

Не стоит бежать.

Если гроза застала вас в воде при купании, необходимо выйти на берег.

Укрытие от молнии следует искать на склонах холмов или в небольших углублениях с сухим каменистым грунтом.

В лесистой местности лучше укрыться в густом кустар­нике.

Не стоит оставаться вблизи водоемов или на открытой местности.

Поведение в лесу

Прежде чем войти в лес, запомните ориентиры (дорога, река и др.).

Запомните, с какой стороны от вас находится солнце при входе в лес, тогда при выходе надо, чтобы оно было с проти­воположной стороны. Учтите, что за каждый час солнце сме­щается на 15 градусов влево.

Во время движения по лесу старайтесь запомнить харак­терные ориентиры (приметное дерево, большой камень, груп­пу деревьев), делайте пометки (зарубки, сломите ветку).

Если вы отстали от группы и заблудились в лесу:

  • остановитесь и успокойтесь, постарайтесь вспомнить по­следнюю примету на знакомой части пути;

  • постарайтесь установить направление движения, вспом­нив, с какой стороны было солнце;

  • определите стороны горизонта по компасу, если его нет, по солнцу и часам, по деревьям, вспомните, в какую сторону вы шли, войдя в лес. Проанализировав все это, примите ре­шение, что делать: оставаться на месте и ждать помощи или самому выходить из леса к линейному ориентиру, который за­помнили при входе в лес;

  • при движении по лесу в заданном направлении, выбирайте 2 ориентира, дойдя до первого, снова определите направление движения и выберите очередной ориентир;

  • помните! Лесная или проселочная дорога выведет к жи­лью. Если встретилась развилка дороги или тропы, надо ид­ти по той, которая более протоптана.

Ориентирование на местности

Для определения сторон горизонта по компасу необходи­мо держать компас горизонтально и отпустить тормоз магнит­ной стрелки, повернуть компас так, чтобы северный конец стрелки совпал с нулевым делением шкалы; при таком поло­жении компаса буквы на шкале С, Ю, В, 3 будут соответст­венно обращены на север, юг, восток и запад.

Для ориентирования по Полярной звезде необходимо:

  • найти на небе созвездие Большой Медведицы (семь яр­ких звезд, расположенных на небосклоне в виде большого ков­ша);

  • через две крайние звезды созвездия мысленно провести прямую линию и отложить на ней от конца ковша отрезок, равный 5 расстояниям между этими звездами; в конце отрезка будет видна яркая звезда, служащая началом созвездия (ковша) Малой Медведицы. Это Полярная звезда;

  • встать к Полярной звезде лицом: перед вами - направление на север, сзади - юг, справа - восток, слева - запад.

Для определения сторон горизонта по солнцу и часам:

  • часы держать горизонтально так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце;

  • угол между часовой стрелкой и направлением из цент­ра циферблата на цифру 2 при летнем времени (на цифру 1 при зимнем времени) разделить пополам; линия, делящая этот угол пополам, будет указывать направление на юг.

Для определения сторон горизонта по местным предме­там необходимо иметь в виду:

  • кора большинства деревьев грубее с северной стороны;

  • ствол сосны обычно покрывается вторичной коркой с се­верной стороны;

  • кора березы всегда чище с южной стороны, а разного рода трещины, неровности и коросты покрывают березу с се­верной стороны;

  • после дождя ствол сосны черный с севера;

  • с северной стороны деревья (камни) раньше и обильнее покрываются лишайниками и грибками;

  • просеки в больших лесных массивах, как правило, про­рубают по линиям север — юг и восток — запад.

При ориентировании на местности чаще всего пользуют­ся магнитными азимутами. Азимут — это угол, отсчитанный по ходу движения часовой стрелки между направлениями на север и на ориентир. Для определения магнитного азимута на какой-либо местный предмет с помощью компаса необходимо:

  • встать лицом к этому предмету;

  • отпустить тормоз стрелки и поворачивать компас до тех пор, пока северный конец стрелки не окажется против нуле­вого деления шкалы;

  • удерживая компас в таком положении, поворотом вра­щающейся крышки направить визирное приспособление муш­кой на наблюдаемый предмет;

  • против указателя у мушки прочитать отсчет по шка­ле — это будет магнитным азимутом на данный предмет.

Сигналы бедствия

Для подачи сигналов бедствия в дневное время при яс­ной погоде целесообразно использовать костер:

  • костер складывают на открытых местах: поляне, вер­шине холма, просеке;

  • чтобы дым от костра был гуще и лучше виден, в него добавляют свежую траву, сырой мох, листья деревьев после того, как он хорошо разгорится.

Сигналы бедствия могут подаваться криком, свистом. Эти сигналы должны иметь периодичность шесть раз в минуту с минутной паузой.

Для привлечения внимания летчика поискового вертоле­та сигнал бедствия можно подавать размахивая светлым пред­метом на темном фоне или темным предметом на светлом фоне (на снегу).

Для подачи сигнала поисковому вертолету можно использовать простое зеркальце, наведя солнечный зайчик на верто­лет.

Разведение костра

Площадка для костра выбирается на открытом, но защи­щенном от ветра безопасном месте, желательно около воды.

Костер желательно разводить на уже вытоптанных площадках, на старых кострищах.

Все сухие листья, ветви, хвою, траву, которые могут загореться, следует отгрести от кострища на расстояние 1-1,5 м.

Противопожарная безопасность:

• не разводите костер ближе 4—6 м от деревьев, смолистых пней или корней;

• над костром не должны нависать ветви деревьев;

• не разжигайте костер в хвойном молодняке;

• не разводите костер на участках с сухим камышом, мхом или травой;

• не разводите костер на торфяниках;

• не разводите костер в лесу на каменистых россыпях. В таких местах между камнями накапливается лесной мусор — перегной;

• не оставляйте костер без присмотра;

• покидая место стоянки, обязательно залейте костер.

Безопасное обращение с грибами и ягодами

• Не пробуйте сырой гриб на вкус.

• Не уверены, что знаете гриб, — выбросьте его.

• Никогда не собирайте грибы на промышленных пусты­рях и бывших помойках, а также вдоль автомагистралей.

• Не пробуйте неизвестные ягоды в лесу.

Безопасность при купании

• Место для купания надо выбирать вдали и выше по те­чению от стоков и водопоя скота.

• Дно должно быть пологим, ровным, плотным, лучше пе­счаным.

• Безопасная скорость течения воды не более 10 м/мин.

• Безопасная температура воды не ниже +18 °С.

• Глубина водоема для не умеющих плавать должна быть не более 1,2 м.

• Если у вас в воде появился озноб, дрожь, необходимо немед­ленно выйти из воды, растереться полотенцем, быстро одеться.

Запрещается:

• входить в воду вспотевшим и разгоряченным, сразу по­сле приема солнечных ванн или после подвижных игр, необ­ходимо охладиться в тени;

• входить в воду сразу после приема пищи, необходим пе­рерыв не менее 60 мин;

• нырять и прыгать в воду в незнакомых местах;

• заплывать за буйки;

• выплывать на судовой ход и приближаться к судам;

• устраивать игры в воде, связанные с захватами;

• плавать на надувных матрацах или камерах;

• подавать ложные сигналы о помощи.

Безопасность на замерзших водоемах

• Переходить водоем рекомендуется только в проверенных местах, обозначенных предупредительными специальными знаками.

• Если безопасные места не обозначены, нужно использо­вать следующие правила:

• для одиночных пешеходов лед считается прочным, ког­да его толщина составляет не менее 7 см, для группы лю­дей — 12 см;

    • наиболее прочен чистый прозрачный лед, образовавший­ся от замерзания поверхностного слоя воды;

  • мутный лед не надежен;

  • на участках, запорошенных снегом, лед тонкий и не­прочный;

  • наиболее опасны участки с тонким льдом, которые об­разуются в местах впадения в озеро (реку) ручьев, речек;

  • опасность представляют ключи с более теп­лой водой вдали от берега.

Не рекомендуется передвигаться по льду при плохой ви­димости в туман, пургу, метель, сильный снегопад.

Если вы провалились под лед:

  • не следует беспорядочно барахтаться и наваливаться всей тяжестью тела на кромку льда; рекомендуется следующая последовательность действий:

  • опереться локтем на лед и переместить тело в горизон­тальное положение;

  • осторожно вытащить на лед одну ногу, затем другую;

  • переместиться на лед без резких движений, не вставая, отодвинуться подальше от опасного места;

  • на твердом льду встать и постараться быстро добраться до жилья.


Правила поведения в лесу


Окружающая природа – это настоящий подарок земли. Но человек часто не ценит ее и сам уничтожает, не смотря на то, что природа его кормит, лечит и снабжает кислородом. Давайте объединим усилия и поможем внешней среде заботиться о нас! Для этого достаточно, чтобы каждый из нас вложил свою долю помощи в общий природный фонд. А начнем мы с того, что узнаем все правила поведения в лесу.

 

Если вы собрались в лес

Перед тем как отправиться в лес, для начала предупредите своих родных, куда именно вы собираетесь.

Если вы будете двигаться туда на машине, рассчитайте, какое количество бензина вам потребуется.

Запаситесь спичками в сухом коробке, часами и компасом. Не забудьте взять нож, желательно, чтобы он находился не в сумке, а у вас в кармане.

Еду берите с запасом, так же как и воду, на всякий случай, если вы задержитесь.

Не срываем и не едим незнакомые растения, ягоды, грибы.

Не пьем воду из водоемов. Берем чистую воду без газа из дома.

Берем репелленты, надеваем закрытую одежду, на голову — кепку или панаму.

Периодически осматриваем друг друга (актуально в регионах с активными клещами).

Бережем природу! Не оставляем мусор, не разводим костры, не разоряем гнезда.

Следим, чтобы дети всегда находились в зоне видимости. 

Не заходим глубоко в лес, особенно, если не знаем местности.

Выбирайте одежду ярких цветов, чтобы вас было видно издалека.

Если вы собираетесь в горы, одеваем удобную одежду и обувь, куртку, которая защитит от ветра и дождя.

В любое потенциально сложное, непроходимое, высокое (горы, скалы) место идем в тем, кто уже бывал там. Для отдыха с детьми лучше выбрать проверенные маршруты, сведения о которых можно найти в открытых источниках.

Берем легкий перекус и не забываем больше пить, чтобы избежать плохого самочувствия и слабости.

 

Правила безопасности в лесу

Ваша одежда должна быть яркой, если вдруг вы потеряетесь, вас не заметят в камуфляже. Наденьте куртки желтого, красного или белого цветов, желательно приклеить к ним светоотражающие рисунки или полоски.

Наметьте свой маршрут и старайтесь не уходить от него далеко. Не срезайте себе угол, в надежде добраться в какую-либо точку скорее, тем более, если быстрый путь лежит через болото.

Если ваш родственник или друг потеряется, немедленно вызовите спасательную группу. Не пытайтесь искать только самостоятельно, вы можете затоптать следы, по которым спасатели будут искать пропавшего человека.

Чтобы найти человека, который потерялся, вы можете попробовать докричаться до него или догудеться сигналом из машины. Только помните, вы должны ждать его достаточно продолжительное время на одном и том же месте. По рассказам людей, которым приходилось теряться, часто получается так, что они идут на сигнал, а когда доходят до нужного места, видят, что машина уже уехала.

Обязательно возьмите с собой медикаменты. В лесу может стать плохо тем, кто не имеет хорошей физической подготовки, так же могут обостриться какие-то хронические заболевания, если они у вас есть.

Внимательно смотрите под ноги в лесу, чтобы не заработать вывих и не провалиться в какую-то яму.

 

Мусор

Соблюдайте правила поведения в лесу, не оставляйте на природе мусор. Вы можете оставить остатки продуктов в одном месте, например, под кустом, чтобы животные могли полакомиться, если же они не съедят остатки пищи, то с ней произойдет процесс разложения и вред природе нанесен не будет. Если у вас получилось большое количество отходов, то выкопайте для них небольшую ямку, положите их туда и засыпьте их землей или прикройте дерном.

То, что нельзя сжечь в костре: резину, железные банки, полиэтилен, стекло, пластиковые бутылки, заберите с собой, не поленитесь довести все это до самого близлежащего контейнера. Если вы обожжете жестяные банки до такого состояния, что они уже начнут ломаться, то можете оставить их на месте стоянки. Никогда не разбивайте стеклянные бутылки! Вы же не хотите поранить себя, других людей или лесных зверей? Тем более, что в большую жару, стекло может превратиться в подобие лупы и стать причиной лесного пожара.

Не нужно оставлять ненужные для вас вещи на природе. Гнутые дуги от палатки или старые кроссовки ни кому не понадобятся, все равно буквально через пару дней их вид будет совсем нетоварным. Мусор в лесу за вами убирать никто не станет, ведь лесных дворников пока не существует. Еще с дому захватите с собой мешок или коробку для мусора.

 

Костер

Не разводите костер вблизи деревьев и кустов, отойдите от них хотя бы на 1,5 метра. В противном случае, вы устроите пожар, особенно в том случае, когда дождя не было длительное время. А пожар в лесу потушить будет так сложно, что вряд ли у вас это получится. Если вы видите рядом костровое место, то не устраивайте новое. Вам самим будет значительно легче создать огонь на земле, прогретой углями, к тому же, вы сохраните минимум два квадратных метра лесной почвы для жизни растений, животных и микроорганизмов. Если вы не нашли готового места для костра, то снимите немного верхнего слоя с почвы (дерна) и разложите его вокруг своего кострища для того, чтобы создать естественное препятствие. Когда будете уезжать, верните дерн на свое место для того, чтобы точечное выгорание быстро зарастало.

Никогда не оставляйте костер, уезжая домой! Залейте его водой и подождите, пока он полностью потухнет. Обязательно убедитесь, что он не загорится снова после вашего ухода. Если у вас есть лопата, то лучше перекопать землю прямо вместе с золой. Не раскидывайте угли, чтобы огонь не разгорелся снова. Ведь вы уедете, а ваш пикник может привести к тому, что лес просто возьмет и сгорит. Если вдруг вы увидите поблизости лесной или травяной пожар, соблюдайте правила поведения в лесу - немедленно звоните 112 или 01, чтобы приехала пожарная охрана МЧС.

 

Для курильщиков

Люди, которые имеют вредную привычку курить, считают, что их окурки – совсем не мусор и бросают их куда попало. Они не знают, что окурки ядовитые. Использованная сигарета все равно сохраняет в себе вредные свойства. Помимо этого, окурки часто становятся причиной пожара, попадая в сухую траву. Никогда не бросайте их в реку, так как крупные рыбы легко могут проглотить их и попасть на чей-то стол в качестве далеко не полезной пищи. Хорошо тушите окурки и сжигайте их в костре или же забирайте с собой.

 

Лесные жильцы

Правила безопасности в лесу предостерегают каждого от контакта с дикими животными. В лесу все мы гости, а поэтому не имеем права диктовать свои порядки или обижать зверей. Не забывайте, что столкнетесь с насекомыми, если не любите их, то запаситесь средствами от комаров. Лучше не приближайтесь к змеям, лягушкам, червям, ящерицам. Они кажутся вам вредными и бесполезными, а на самом же деле, они являются неотъемлемой частью природной среды. Потревожив их, вы приносите вред всей лесной системе.

 

Правила поведения детей в лесу

Если вы берете с собой в лес детей, то обязательно проведите им инструктаж. Они очень любознательны, а их тяга ко всему новому может привести к печальным последствиям. Итак, они должны услышать от вас, что обязаны:

Быть все время рядом с родителями, а отходить от них можно максимум на 10-15 метров, но только так, чтобы находиться в зоне видимости.

Ни в коем случае не есть и не пробовать листья растений, ягоды, а тем более грибы! Пусть знают, что существует Бледная Поганка, которая способна лишить жизни человека, который всего лишь ее облизал.

Не подходить близко и не прикасаться к животным и насекомым. В лесу много змей, мышей и клещей, которые быстро заносят инфекции.

Не приближаться к рекам и водоемам.

Если вдруг почувствуют опасность, сразу позвать вас на помощь.

Никогда не упускайте детей из вида. Если на прогулку с вами отправилось много детей, то лучше делайте периодически перекличку. Следите за тем, чтобы ребята не подходили близко к костру, котелкам с горячей водой и горячим предметам. Если планируете купание, захватите с собой круги и спасательные жилеты. Не допускайте, чтобы дети самостоятельно отправились в лес! Соблюдая эти несложные правила, вы превратите свою прогулку в замечательный отдых без ущерба для себя и природы.


 Правила безопасности для детей

С раннего детства ребенок должен знать, что люди бывают разные, и общаться надо только с теми, кого знаешь. Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.

Для этого нужно ребенку навсегда усвоить «Правила четырех «не»:

1. Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом;

2. Не заходи с ними в лифт или подъезд;

3. Не садись в машину к незнакомцам;

4. Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.

Очень важно объяснить ребенку, что незнакомец – это любой человек, которого не знает сам ребенок.

Незнакомец может назвать ребенка по имени, сказать, что пришел по просьбе его мамы, может позвать посмотреть мультфильмы или предложить конфету. Но если человек ребенку незнаком, то он должен на все предложения отвечать отказом и в случае опасности кричать: «Я его не знаю!»

Родителям необходимо внушить ребенку, что никогда и ни при каких обстоятельствах они не пришлют за ним в школу, домой или во двор незнакомого человека. Если такой человек подойдет, кем бы он ни назвался, надо немедленно бежать в людное место, звонить родителям или обратиться к полицейскому.

НА УЛИЦЕ:

  • Выходя из дома, всегда предупреждай, куда ты идешь, где будешь и во сколько ты вернешься. Если возвращаешься домой поздно вечером, проси, чтобы тебя встретили.

  • В общественном транспорте садись ближе к водителю, чтобы он мог тебя видеть. Не вступай в разговоры с незнакомыми пассажирами, не рассказывай куда едешь и где живешь.

  •  Если необходимо пройти в темное время суток, постарайся идти вместе с людьми. Переходи улицу по подземному переходу в группе людей.

  •  Не ходи в отдаленные и безлюдные места, не играй на стройках и в заброшенных домах.

  •  Если показалось, что кто-то тебя преследует, необходимо незамедлительно проследовать в людное место, обратиться к взрослому.

  •  Увидев впереди шумную компанию или пьяного, перейди на другую сторону улицы или измени маршрут, при этом не следует вступать в конфликты.

  •  Добирайся до дома только известным транспортом (троллейбусом, автобусом, маршруткой), никогда не останавливай чужую машину и не садись сам, если предлагают подвезти.

  •  Ни в коем случае не садись в машину, чтобы показать дорогу, магазин, аптеку, не выполняй никакие просьбы водителя.

  •  Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту.

  • -Если незнакомец просит пойти с ним и позвонить в квартиру, потому что ему не открывают, а тебе откроют – не ходи!

  •  Не иди с незнакомым человеком, если он предлагает угостить тебя конфетами, посмотреть животных, поиграть в компьютер, не бери у него напитки и прочую еду.

В ПОДЪЕЗДЕ: 

  •  Подходя к дому, обрати внимание, не идет ли кто-либо следом. Если кто-то идет – не подходи к подъезду. Погуляй на улице, пока этот человек не уйдет. Если чувствуешь опасность, зайди в магазин, на почту, в библиотеку и расскажи о подозрительном человеке.

  •  Если незнакомец уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдет кто-то из взрослых жильцов дома.

  •  Входи в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который может зайти за тобой в кабину.

  • -Если незнакомец все-таки зашел в лифт, стой к нему лицом, чтобы видеть,  что он делает. В случае опасности попробуй нажать кнопку вызова диспетчера, кричи, зови на помощь.

ДОМА:

  •  Никогда не впускай в квартиру незнакомого человека. Если звонят или стучат в дверь, не подходи и не спрашивай, кто пришел. У родителей есть ключи, и они откроют дверь сами.

  • Ни в коем случае не открывай дверь лицам, представившимся почтальоном, врачом, полицейским, сантехником, электриком, знакомым родителей, даже если они станут уговаривать.

  • Покидая квартиру, посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть люди, подожди, пока они уйдут.

  •  Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ГОРОДЕ: дорога, наземный транспорт, метро:

  • Улицу надо переходить только на зеленый сигнал светофора или по «зебре» - белым полоскам на асфальте

  • Не вступайте на проезжую часть, пока не убедитесь в полной безопасности: если для вас загорелся зеленый свет, подождите, пока все машины остановятся, а на «зебре» будьте еще внимательнее

  • Самым безопасным для перехода улицы является подземный переход

  • Несмотря на то, что есть правило – переходить автобус и троллейбус сзади, а трамвай – спереди, лучше дождитесь, когда они отъедут, и после этого переходите улицу по пешеходному переходу

  •  Старайтесь не выходить на дорогу из-за припаркованных автомобилей – они закрывают обзор

  •  Никогда не пытайтесь «перегнать» автомобиль, дождитесь, пока машины проедут или остановятся на светофоре или перед «зеброй»

  • Переходить дорогу нужно тогда, когда свободы обе полосы. А если вы все же оказались на разделительной полосе – не дергайтесь вперед или назад, дождитесь, пока машины проедут

  • Научитесь понимать сигналы автомобиля – гудок, сирену, «поворотники». Они подскажут, как складывается дорожная ситуация и какие маневры собираются делать автомобили

  • Ждите общественный транспорт только на специальных остановках, не ближе 1 м от проезжей части

  • Садитесь в транспорт, только дождавшись его полной остановки

  •  Старайтесь не стоять у дверей и тем более не облокачиваться на них

  •  Готовьтесь к выходу заранее и выходите только после полной остановки

  •  Стоять на эскалаторе нужно справа, проходить (но не бежать!) слева, при этом рука должна лежать на поручне

  •  Нельзя подсовывать пальцы под поручень эскалатора, проверять ботинком ширину щели между ступеньками и стенкой, садиться на ступеньки

  • В ожидании поезда стойте подальше от края платформы, а не стремиться пролезть в первые ряды. Толпа, наседая, может случайно столкнуть на рельсы или в проем между вагонами

  •  Нельзя заходить за ограничительную линию – выступающее зеркало заднего вида первого вагона вполне может задеть человека

  • Если у вас что-то упало на рельсы, не надо пытаться достать вещь самому – обратитесь к дежурному, и он специальными клещами с длинной ручкой достанет то, что вы уронили.

Если с вами случилась большая неприятность, и вы оказались на рельсах метро:

  • не пытайтесь самостоятельно или с помощью взрослых выбраться на платформу. Даже не все взрослые знают, что как раз вдоль платформы проходит контактный рельс, находящийся под смертельным напряжением в 850 Вольт

  • если поезда еще нет, идите по глубокой ложбинке между рельсами к началу платформы, где есть чёрно-белая рейка, которая обозначает остановку первого вагона. Машинист вас увидит и не продолжит движение

  •  если поезд уже въезжает на платформу, ложитесь в лоток между рельсами лицом вниз, головой к поезду, максимально пригнув её. Лоток достаточно глубокий  и поезд не заденет не только ребёнка, но и взрослого. Лежать под поездом конечно очень страшно, зато безопасно. Как только поезд уедет, идите к началу платформы за черно-белую рейку, где с помощью дежурного можно не рискуя жизнью выйти на перрон.

  • ВЕЛОСИПЕДЫ И РОЛИКИ

  • По закону ездить на велосипеде по дорогам города и улицам разрешается детям с 14 лет и только без пассажиров

  • Тем, кому не исполнилось 14 лет, можно ездить на велосипеде по специальным велосипедным дорожкам и закрытым для транспортных средств площадкам

  •  Запрещается кататься на велосипеде по тротуарам, дорожкам парков и бульваров

  •  Переходить дорогу нужно только пешком, держа велосипед за руль

  •  Ни в коем случае нельзя цепляться за любое проезжающее мимо транспортное средство

  •  Очень важно научиться ездить на велосипеде медленно – удержать равновесие на велосипеде тем труднее, чем медленнее ты едешь, что особенно важно для города

  •  Велосипед должен иметь исправные тормоза, накаченные шины, светоотражатели и звонок

  •  Одно из главных требований при катании на роликах – умение тормозить

  •  Нельзя кататься на роликах на проезжей части

  •  Обязательно нужно пользоваться наладонниками, наколенниками, налокотниками и надевать шлем

  •  Старайтесь не выезжать во дворы, пока не научитесь кататься на закрытых площадках, стадионах, в парках

  •  Также необходимо научиться «правильно» падать. Если чувствуете, что теряете равновесие, наклонитесь немного вперед и вытяните руки, чуть согнув их в локтях. Постарайтесь избежать падения на спину, а если это не удается, пригните подбородок к груди, чтобы не удариться затылком.

КАК ОБЕЗОПАСИТЬ СЕБЯ В ТОЛПЕ

  • Главное правило – избегать толпы

  • Если вы всё же оказались в толпе, держитесь подальше от середины, а также металлических ограждений, стен, витрин, мусорных контейнеров – всего твердого, к чему могут прижать

  •  Не надо пробовать пробиться сквозь толпу или сопротивляться ей. Нужно, не останавливаясь, двигаться вместе с ней

  •  Если началась давка, немедленно выбросьте все предметы из рук, освободитесь от шарфа и сумки на длинном ремне. Руки должны быть не прижаты к  телу, а согнуты в локтях и направлены сжатыми кулаками вверх – тогда вы сможете защитить грудную клетку. Можно также сцепить ладони в замок перед грудью

  • Главная задача в толпе – не упасть. Если вы все же упали, постарайтесь как можно быстрее встать на ноги. Не вставайте на четвереньки – так вы делаете уязвимыми ваши руки

  •  Если вы упали и встать не удаётся, свернитесь клубком, прикройте предплечьями голову, а ладонями затылок         

  • Не паникуйте, не поддавайтесь провокационным крикам, что нужно куда-то бежать

  • Выйдя из толпы, не надо метаться в поисках потерявшихся спутников. Лучше стойте и ждите в спокойном месте, а если увидите сотрудников полиции – подойдите к ним и скажите, что вы потерялись

  •  Обязательно помните наизусть свой адрес и телефон

  •  Если поблизости нет сотрудников полиции, не надо обращаться к незнакомым людям, звонить в квартиры жилого дома – лучше поискать телефонный автомат. В звонке в полицию вам не откажут и в магазине либо госучреждении.

  • с выбором друзей. Оказаться в плохой кампании – значит подвергать себя постоянному риску

СЕМЕЙНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

1. Придумайте вместе с детьми семейный пароль, который каждый сможет использовать в качестве сигнала в случае опасной ситуации.

2. Если ваш ребенок добирается до дома без сопровождения взрослых, придумайте вместе с ним постоянный и наиболее безопасный маршрут. Договоритесь с ребенком о том, что он постоянно будет ходить именно этой дорогой.

3. Научите ребенка беречь ключи и расскажите ему, что делать, если он их потеряет. Выходя из дома, ребенок должен проверять, взял ли он ключ с собой.

4. Оговорите границы окрестностей, в которых ребенок может гулять.

5. Сформируйте у ребенка привычку рассказывать о том, как он провел время, когда оставался без вашего присмотра.

6. Ребенок обязательно должен знать свое имя, имена родителей, домашний адрес и телефон. Это поможет ему добраться до дома, если он потерялся.

7. Дети должны знать, как и в каких случаях можно позвонить в полицию, противопожарную службу и скорую помощь.

 

Телефоны экстренной помощи

 

01(101) – ПОЖАРНЫЕ, МЧС

02(102) – ПОЛИЦИЯ

03(103) – СКОРАЯ ПОМОЩЬ

112 – ЕДИНЫЙ ТЕЛЕФОННЫЙ НОМЕР ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ СО ВСЕХ СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ


Инструкция по мерам безопасности для учащихся

при проведении прогулок и туристских походов

 

I. Общие требования безопасности.

К прогулкам, туристским походам, экскурсиям и экспедициям допускаются дети дошкольного возраста и учащиеся с 1 класса, прошедшие инструктаж по мерам безопасности, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

При проведении прогулок, туристских походов учащийся должен соблюдать установленные режимы передвижения и отдыха и правила личной гигиены.

Быть готовым возможному воздействию следующих опасных факторов:

  • изменение установленного маршрута движения, самовольное оставление места расположения группы;

  •  потертости ног при неправильном подборе обуви;

  • травмирование ног при передвижении без обуви, а также без брюк или чулок;

  •  укусы ядовитыми животными, пресмыкающимися и насекомыми;

  •  отравления ядовитыми растениями, плодами и грибами;

  •  заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов.

Обучающиеся должны соблюдать установленный порядок проведения прогулки, туристского похода, экскурсии или экспедиции и правила личной гигиены.

При проведении прогулок, туристских походов группу обучающихся должны сопровождать двое взрослых.

Для оказания ПМП при травмах обязательно иметь медицинскую аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

Общая продолжительность прогулки должна составлять 1–4 часа, а продолжительность туристического похода не должна превышать: для учащихся 1–2 классов – 1 день; 3–4 классов – 3 дня; 5–6 классов – 18 дней; 7–9 классов – 24 дня; 10–11 классов – 30 дней.

Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

С учащимися, допустившими нарушение инструкции по мерам безопасности, проводится внеплановый инструктаж.

II. Требования безопасности перед проведением прогулки, туристского похода.

Пройти соответствующую подготовку, инструктаж, медицинский осмотр и представить справку о состоянии здоровья.

Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движений и соответствующую сезону и погоде. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки.

Под руководством учителя проверить наличие и исправность личного и группового снаряжения.

 В начале похода следует объяснить детям, что разрешено в отношении костра, а что запрещено и почему. Помогать разжигать костер – можно и нужно. Подкладывать хворост в костер – можно, вынимать из костра ветки и размахивать зажженным кончиком – нельзя, чтобы случайно не попасть в лицо товарищу.

III. Требования безопасности во время прогулки, туристского похода.

Учащийся должен:

• соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и его заместителя, самостоятельно не изменять установленный маршрут движения и место расположения группы;

• во время привалов, во избежание ожогов и лесных пожаров, не разводить костры;

• не пробовать на вкус незнакомые растения, плоды и грибы;

• не трогать руками ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растений и грибов, а также колючих растений и кустарников;

• при передвижении не снимать обувь и не ходить босиком;

• во избежание заражения желудочно-кишечными заболеваниями не пить воду из открытых непроверенных водоемов, использовать для этого питьевую воду из фляжки, которую необходимо брать с собой, или кипяченую воду;

• соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя прогулки, туристского похода об ухудшении состояния здоровья или травмах;

• уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.

IV. Меры безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.

При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить об этом руководителю прогулки, туристского похода.

При получении травмы, при укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися, насекомыми немедленно с помощью руководителя оказать ПМПь, при необходимости доставить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации образовательного учреждения и родителям.

Личная аптечка. Руководствуйтесь индивидуальным подходом. В дополнение к универсальному набору возьмите медикаменты с расчетом на ваши и вашего ребенка индивидуальные особенности, хронические заболевания. Кроме того, возьмите средства от насекомых и для уменьшения зуда от укусов; для предотвращения солнечных ожогов и для их лечения; средства для обработки порезов и ушибов.

V. Требования безопасности по окончании прогулки, туристского похода.

После окончания похода необходимо:

Осмотреть себя на наличие на коже клещей. При обнаружении клещей незамедлительно обратиться в ЛПУ

• прибыть с группой к месту первоначального сбора;

• проверить наличие и сдать на хранение туристское снаряжение;

• принять душ или вымыть лицо и руки с мылом.

 

ТЕСТ

по основам пожарной безопасности

 «Правила пожарной безопасности»

1.    Как называется профессия человека, который тушит пожары?

а) пожарный

б) пожарник

в) спасатель

2.    Назовите условия, при которых может возникнуть пожар?

а) горючее вещество и восстановитель

б) горючий материал, источник огня или тепла, кислород

в) теплообмен между веществами

3.     

4.    Что относится к наиболее вероятной причине возникновения пожара в квартире?

а) постоянно работающий холодильник

б) неосторожное обращение с пиротехническими изделиями

в) зажженные электрические лампочки

5.    Если в твоей квартире или доме случился пожар, кого ты должен оповестить после вызова пожарных?

а) полицию

б) скорую помощь

в) соседей

6.    Какова правильная последовательность действий при быстро распространяющемся пожаре?

а) попытаться потушить огонь, используя первичные средства пожаротушения, открыть окно для удаления дыма

б) немедленно покинуть помещение, плотно закрыв за собой дверь, позвать на помощь взрослых и сообщить в пожарную охрану

в) позвонить на работу родителям и сообщить о пожаре, попытаться потушить огонь, используя подручные средства

7.    Чем лучше всего укрыться в целях безопасности, преодолевая зону огня?

а) мокрым пальто

б) простыней

в) плотным одеялом

8.    Первичные средства пожаротушения используют:

а) для ликвидации пожара в начальной стадии возникновения

б) для тушения большого пожара

в) для локализации стихийного бедствия природного характера

9.    Вечером, придя домой, вы почувствовали запах газа. Каковы будут ваши дальнейшие действия?

а) включить свет, позвонить родителям или в аварийную службу

б) перекрыть основной вентиль подачи газа, открыть окна и двери, пойти к соседям, позвонить родителям или в аварийную служу

в) открыть окна и зажечь спичку, чтобы проверить, откуда идет газ

10.      

11.     Каким должно быть место для разведения костра?

а) удалено от деревьев и кустарников и не далее 10-ти метров от водного источника
б) в ненастную погоду костер надо разводить под деревом, крона которого оберегает его от попадания дождя или снега

в) место для разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, веток и обложить камешками

12.     Что запрещается делать при разведении костра?

а) разводить костер на торфяных болотах

б) использовать для костра сухостой

в) оставлять дежурить возле костра менее трех человек

13.      

14.     Как потушить загоревшуюся на человеке одежду?

а) направить на него струю огнетушителя

б) повалить человека на землю и накрыть плотной тканью

в) сорвать с него одежду

15.     Каким из перечисленных веществ нельзя растапливать печку?

а) дровами

б) углем

в) легковоспламеняющимися жидкостями

16.      

17.     При движении поезда в вашем вагоне появился запах гари и дыма. Как вы будете действовать?

а) пойдете по соседним купе и будете сообщать пассажирам

б) сообщите проводнику, соберете вещи и будете ждать дальнейших указаний в купе

в) дернете за рукоятку стоп-крана

18.     Какие условия способствуют распространению пожара?

а) отсутствие естественного освещения

б) отсутствие проемов (окна и двери) для удаления продуктов горения
в) отсутствие или неисправность средств пожаротушения

19.     При возникновении пожара вам нужно покинуть квартиру, находящуюся на 10-м этаже.  Вы:

а) воспользуетесь лифтом

б) спуститесь по внешним пожарным лестницам

в) прикрывая дыхательные органы рукой, выйдете через подъезд

20.     Вернувшись с прогулки, вы открыли дверь своей квартиры и обнаружили сильное задымление. Ваши дальнейшие действия?

а) войдете в квартиру и будете искать источник задымления

б) откроете окна, чтобы проверить квартиру

в) плотно закроете дверь и вызовете пожарных

21.     Что делать, если дым в квартиру проникает с лестничной площадки

а) нужно затолкать в щели возле входной двери влажную ткань, затем отойти в дальнюю комнату или выйти на балкон и позвать на помощь

б) открыть двери и окна в квартире, чтобы проветрить лестничную площадку

22.     Если загорелся телевизор или компьютер, необходимо:

а) сразу же отключить телевизор или компьютер от электросети

б) залить водой место возгорания, а затем отключить от электросети

23.     Как нужно продвигаться через сильно задымленное помещение?

а) в полный рост и бегом

б) в полный рост, но медленно

в) ползком или пригнувшись, закрывая нос и рот влажной тканью

г) придерживаясь за стены, чтобы не потерять направление к выходу

24.     Нужно ли разбивать стекла в доме при пожаре?

а) просто необходимо, так как это будет способствовать хорошей вентиляции и выветриванию дыма

б) запрещается делать, так как это обеспечивает доступ кислорода и способствует более интенсивному горению

в) все зависит от размеров и места пожара

г) значения для развития пожара не имеет

25.     Как правильно тушить костер?

а) залить водой, засыпать землей

б) обложить землей и камнями

в) раскинуть угли, затоптать ногами

г) забросать мусором

26.     Как спастись от пожара в квартире, если ты один?

а) спрятаться в шкафу или под одеялом

б) выбежать на улицу, позвонить от соседей по телефону 101

в) позвонить родителям и дожидаться их прихода в шкафу

27.     При отравлении угарным газом, прежде всего, необходимо:

а) согреть пострадавшего, при остановке или нарушении дыхания провести искусственную вентиляцию легких

б) вынести пострадавшего на свежий воздух и обеспечить доступ кислорода к дыхательным путям

в) дать понюхать с ватки нашатырный спирт, срочно доставить пострадавшего в лечебное учреждение

28. Почему нельзя закрывать вентиляционные отверстия у телевизора и электроприборов:

а) будет плохо работать телевизор

б) может перегреться и вспыхнуть

в) чтобы вовремя обнаружить дым

Правильные ответы:
1 – а; 2– б; 3– б; 4 – б; 5– в; 6– б; 7– а; 8 – а; 9 –б; 10 –  в; 11– в; 12 – а; 13 – б; 14 – б; 15– в; 16 – а; 17 – б, 18 – в; 19 – б; 20 – в; 21– а; 22 – а; 23 – в; 24– б; 25 – а; 26 – б; 27–  б; 28 – б.



3.Список литературы

Для педагогов:

1.       Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 55с.: ил.

2.  Безопасность для каждого / Н.Б. Абросимов, И.С.Андреев, С.Ю. Купцова – Самара: Изд – во НТЦ, 2005

3. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. /Максиняева М.Р.- М.: ТЦ Сфера, 2002

4. Обучение правилам дорожного движения: 1-4 кл.; пособие для учителя \под ред. П.В. Ижевского. – М. Просвещение, 2007

5.       Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006.

6.     Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации /авт. Сост. О.В. Черемшанцева. - Волгоград: Учитель, 2008

7. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем; познавательные игры и программы с дошколятами и школьниками/ авт.-сост. М.С.Коган.- Новосибирск; Сиб.универ. изд-во, 2009

8.        Цвилюк Г. Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. М.: Просвещение, 1994.

9. Правила безопасности дома и на улице.\Шинкарчук С.А. – СПб.6 Издательский дом Литера, 2008

10.        Правила и безопасность дорожного движения: учебное пособие для детей 7-10 лет \ Н.Я.Жульнев. – М.: Дрофа 2008

 

Интернет-ресурсы:

1.ПДД 2018 онлайн России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pddrussia.com/ - Название с экрана. – Рус. яз.

2. Для населения [Электронные ресурсы] / МЧС России – Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/dop/info/individual

3.«Спас – экстрим» - Режим доступа http://www.spas-extreme.ru/

4.Азбука безопасности - Режим доступа: http://azbukabezopasnosty.ru/

5.Методическая копилка Учителя, воспитателя, родителя - Режим доступа: http://www.zanimatika.narod.ru/OBJ3.htm

6. Тест по основам пожарной безопасности «Правила пожарной безопасности» - https://infourok.ru/testi-po-pozharnoy-bezopasnosti-klassi-777531.html

7.Урок безопасности - https://uchitelya.com/pedagogika/186346-urok-bezopasnosti-opasnye-i-bezopasnye-situacii.html

40



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!