1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка.
В условиях гуманизации общества на первый план закономерно выходит человек (личность) с его устремлениями, желанием самореализоваться, ощутить себя востребованным, значимым для окружающих. Одним из важнейших средств самоутверждения и саморазвития юной личности является предоставление возможности конкретному ребенку свободно высказывать и утверждать свои взгляды, позиционировать свои интересы, обращаться к общественному мнению.
Современные подростки выстраивают каналы информации для общения с ровесниками и взрослыми, где сами же являются участниками равноправного диалога, проявляют активность, влияющую на социальное окружение. Иными словами, они создают коммуникативные сообщества, в которых информационная составляющая становится важной частью группового общения.
Образовательная программа «Медиастудия» предназначена для работы с обучающимися и нацелена на формирование творческой индивидуальности, приобретение ребенком основ работы в медиаиндустрии и создание медиа продуктов на актуальные и трендовые темы.
Программа рассчитана на обучающихся, увлекающихся журналистикой, ТВ-индустрией и желающих повышать свой уровень знаний в этой области. Обучающиеся данного объединения смогут писать статьи, составлять собственные репортажи и программы, повышать свой уровень знаний в работе с медиааппаратурой. Программой предусмотрены: выпуск газеты образовательного учреждения, творческие встречи с интересными людьми, участие в пресс-конференциях, конкурсах.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Медиастудия» по содержательной части является программой социально-гуманитраной направленности, по уровню освоения и объему предъявления материала является начальной профориентационной стадией в медиа-индустрии .
Нормативно-правовое обеспечение программы.
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
Программа разрабатывается в соответствии со следующими документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»);
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Письмо Минобрнауки России от 28 апреля 2017 г. № ВК – 1232/09 «О направлении методических рекомендаций» вместе с (Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»).
Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
«Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
Локальные акты ОО:
Устав, Положение о проектировании ДООП в образовательной организации, Положение о проведение промежуточной аттестации обучающихся и аттестации по итогам реализации ДООП.
Уровень освоения программы: стартовый.
Направленность (профиль) программы – социально-гуманитарная
Актуальность программы состоит в том, что в результате образовательной деятельности создается интерактивное виртуальное творческое поле, обеспечивающее решение учебно-воспитательных задач, а так же способствующее формированию интегративного взаимодействия в социокультурном пространстве.
Программа рассчитана на работу с детьми среднего школьного возраста. Программа «Медиастудия» базируется на традиционных идеях, рассматривающих мультимедийные технологии, как структуру, входящую в систему средств массовых коммуникаций.
Подростковый возраст – переходный период в жизни учащегося. Именно в это время происходит преломление взглядов, интересов, меняется круг общения, постепенно формируется профессиональная ориентация. Пресс-центр помогает ребятам, увлекающихся журналистикой, развивать способности, а тем, кому легче выразить свои мысли на бумаги, развивать навыки коммуникации. Журналистика выступает как средство социализации молодого поколения. Она учит людей правильно обращаться со словом, ведь правильно подобранное слово в руках добрых людей – искусство, в руках злых – оружие.
Современное общество уже давно вступило в эру информационных технологий. И в новом тысячелетии наиболее актуальным становится необходимость всестороннего использования компьютерных технологий в образовательном пространстве образовательной организации. Системное внедрение в работу новых информационных технологий открывает возможность качественного усовершенствования учебного процесса и позволяет вплотную подойти к разработке информационно-образовательной среды, обладающей высокой степенью эффективности обучения.
Отличительные особенности программы: являются личностно-ориентированные, инновационные формы обучения, предоставляющие определенную самостоятельность обучающимся в поиске новых творческих, а так же технических решений. Педагогические принципы, на которых основывается учебная деятельность:
- принцип свободы действия, мнений, традиций;
- принцип равных возможностей;
- принцип ориентации на успешную деятельность;
- принцип самореализации;
- принцип приоритета личностно-ориентированного подхода.
- создание единого информационного пространства на территории города\области;
- занятия в объединении проходят в нетрадиционной форме: игровые технологии, проведения мастер-классов, творческие встречи, что помогает реализовать полученные знания на практике.
на сегодняшний день востребованы программы, в рамках которых рассматривается медиадеятельность. Так как медиапространство сегодня стало доступным - любой человек может сам создавать контент и распространять информацию в Интернет-пространстве и социальных сетях. Именно поэтому обучающимся важно рассказывать о полезных ресурсах, формировать умение отличать проверенные источники и ориентироваться в информационном пространстве.
Программа дает возможность увидеть и раскрыть в полной мере тот потенциал, который заложен в каждом обучающимся. Возможность съемки и видеомонтажа различных видов контента помогает воплощать творческую энергию обучающихся в конкретные цифровые продукты медиадеятельности. И, главное, показать публично результаты своей работы. Эта деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение и для самих обучающихся.
Новизна и особенность программы состоит в том, что в результате образовательной деятельности создается интерактивное виртуальное творческое поле, обеспечивающее решение учебно-воспитательных задач, а так же способствующее формированию интегративного взаимодействия в социокультурном пространстве.
Инновационность:
Игровые технологии включают в себя такие формы, как проведение ток-шоу, викторин, основанная на телевизионных интеллектуальных программах. Ребята изучают программы верстки, сами участвуют в подготовки различных выпусков, берут интервью, пишут эссе и участвуют в конкурсах различных уровнях, проводятся кружковые пресс-конференции и дискуссии, используется упражнение Джеффа, проводятся челленджи, как в очном, так и в онлайн-формате, пишут посты, снимают ролики, изучают способы продвижения в сети, составляют индивидуальные контент-планы, таким образом, помимо hard skills, у обучающихся формируются и soft skills.
Дополнительность программы заключается в интеграции с такими учебными предметами, как русский язык, литература, информатика, обществознание, изобразительное искусство, мировая художественная культура, история, иностранный язык.
Объем и срок освоения программы - программа рассчитана для обучающихся 12-16 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Количество учебных недель - 36.
Количество учебных часов – 36. Программа разделена на 2 модуля (1 модуль – 18 часов, 2 модуль – 18 часов).
Весь период обучения составляет с 01.09.2023 – 31.05.2024 г.
Программа рассчитана на обучающихся образовательных организаций в возрасте от 12 до 16 лет. Направлена на развитие творческого потенциала подростков, профессионально ориентирована. В объединении «Медиа-студия» занимаются обучающиеся, увлекающиеся журналистикой, медиадеятельностью, участвующие в создании цифровых продуктов и ищущие себя в профессионально-ориентировочном плане. Медиа-студия помогает найти себя, самоопределиться, развивает активную гражданскую позицию и расширяет кругозор.
Уровень освоения программы
Стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.
Характеристика обучающихся, для которых предназначена данная программа, учёт возрастных способностей интересов и индивидуальных особенностей, формы занятий
В возрасте 12-16 лет обучающиеся приобретают некий опыт работы с компьютером, в Интернет. В рамках выполнения практических работ используется дифференцированный подход для детей разного уровня подготовки и форм занятия:
- индивидуально-групповая, (от 1 до 3 человек), а также желательно индивидуальная работа с каждым обучающимся, в видеосъѐмке – работа со съѐмочной техникой, достижение эффектной картинки и ее соответствие замыслу
- групповая - (6-8человек) реализация проекта роликов, видеопрезентаций, включающих экранную культуру, экранную грамотность, экранную образованность.
- индивидуальная работа. Начинается работа с обучающимися, у которых усвоение программы продвигается успешнее и приводит к созданию интернет-выпуск, например:, одобренного сверстниками, близкими людьми, а также интернет общественностью.
Возрастной диапазон обучающихся – 12-16 лет (дети, посещающие образовательные организации). В ходе обучения обучающийся имеет право выбора на более углубленное изучений интересующей темы, работы над ней индивидуально, либо в составе мини-группы. Допускается обучение детей с ограниченными возможностями здоровья при отсутствии медицинских противопоказаний к занятиям. Общение со сверстниками в этом возрасте становится ведущей деятельностью. В этот период учеба для подростка отступает на второй план. Центр жизни переносится из учебной деятельности (хотя она и остается преобладающей) в деятельность общения. Именно через общение осваиваются нормы социального поведения, система моральных и этических ценностей, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Именно в общении со своими сверстниками происходит проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Каждый новый знакомый немного меняет представление подростка о себе, делает его более многогранным. А ведь найти себя, собрать из мозаики разрозненных знаний о себе собственную идентичность становится первостепенной задачей в этом возрасте. Хорошую поддержку на этом этапе может оказать участие в старшей подростковой психологической группе. На занятиях участники будут делать то, что важно и ценно для всех подростка общаться. Но общаться не просто, а с последующим осознанием своих действий, рефлексируя свой внутренний опыт. В безопасной и творческой атмосфере участники могут обсуждать любые волнующие темы, пробовать новые роли, испытать себя в различных ситуациях.
Появляется критичность по отношению к своим способностям, планам и мечтам; более остро переживается необходимость кем-то стать, что-то уметь, быть компетентным в чем-то, и это не дает возможности на какое-то время остановиться, оглядеться, разобраться в своих целях – ведь заданный жизненный ритм заставляет безостановочно двигаться вперед, то есть, в первую очередь, обязательно хорошо учиться. Всего этого требуют и требуют от подростка.
Среди технологий обучения наиболее приемлемы следующие:
- технологии личностно-ориентированного обучения;
- технологии развивающего обучения;
- технологии самостоятельного проблемно-аналитического поиска решений;
- технологии проектного обучения;
- технология коммуникативного обучения.
Особенности организации образовательного процесса:
Обучающиеся в группе – от 12 до 16 лет. Состав группы постоянный. Количественный состав объединения составляет – 10 человек. Структура программы предусматривает комплексное обучение по основным направлениям образовательной программы.
Цели и задачи
Цель: приобретение обучающимися основ работы над созданием информационной продукции как универсального способа освоения действительности и получения знаний, развития творческих и исследовательских способностей в процессе изучения основ монтажа и создания собственных видеороликов, интервьюирования.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Образовательные:
- обучение основам видеосъемки и видеомонтажа;
- формирование навыков оперативного сбора информации и еѐ обработки;
- освоить правила грамотного оформления сценария;
- научить рассуждать в устной и письменной форме, читать текст, как в кадре, так и за кадром;
- сформировать умения работать в различных программах обработки видео;
- овладеть основными навыками режиссерского мастерства;
- объяснить обучающимся существующие теории и методы журналистики;
- расширить знания о средствах массовой информации;
- познакомить с примерами журналистских статей в региональных изданиях;
- познакомить с жанрами журналистики;
- познакомить с основными правилами написания материала;
- научить брать интервью на проблемные и статичные темы.
Развивающие:
- развитие интереса к медиадеятельности и желания к самостоятельному творчеству;
- развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей личности;
- развитие художественно-эстетического вкуса, изобретательности и творческих способностей обучающихся;
- систематическое и целенаправленное развитие восприятия, логического мышления, воображения, мелкой и крупной моторики и речи обучающихся;
- развитие художественного и ассоциативного мышления обучающихся;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- совершенствовать умения и навыки в работе с ПК;
- способствовать развитию творческого воображения;
- способствовать развитию навыков самостоятельной работы;
- стимулировать участие обучающихся в конкурсных мероприятиях федерального\регионального перечня по социально-гуманитарной направленности.
Воспитательные:
- воспитание интереса к деятельности журналиста, блогера и другим экранным искусствам как средству познания и духовному обогащению;
- воспитание нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
- способствовать развитию активной гражданской позиции;
- способствовать формированию профессиональной компетентности юных журналистов;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, ответственность.
1.3. Планируемые результаты
Предметные:
- обучающиеся должны освоить основы видеосъемки и видеомонтажа;
- сформировать навыки оперативного сбора информации и еѐ обработки;
- освоить правила грамотного оформления сценария;
- научиться рассуждать в устной и письменной форме, читать текст, как в кадре, так и за кадром;
- сформировать умения работать в различных программах обработки видео;
- овладеть основными навыками режиссерского мастерства;
- иметь представления о существующих теориях и методах журналистики;
- расширить кругозор о средствах массовой информации;
- познакомиться с примерами журналистских статей в региональных изданиях;
- познакомить с жанрами журналистики;
- познакомить с основными правилами написания материала;
- научить брать интервью на проблемные и статичные темы;
- принимать участие в конкурсных мероприятиях федерального\регионального перечня конкурсных мероприятий.
Метапредметные:
- у обучающихся должен проявиться интерес и мотивация к занятиям к медиадеятельности и желание к самостоятельному творчеству;
- у обучающихся должны в наибольшей степени развиться интеллектуальные и коммуникативные способности личности;
- обучающиеся получат возможность развить художественно-эстетический вкус, изобретательность и творческие способности обучающихся;
- обучающиеся систематично и целенаправленно получат возможность развивать восприятие, логическое мышление, воображение, мелкую и крупную моторику и грамотную речь;
- у обучающихся в процессе занятий будет развиваться художественное и ассоциативное мышление, эмоционально-волевая сфера;
- у обучающихся будут усовершенствованы умения и навыки в работе с ПК;
- развито творческое воображение и навыки самостоятельной работы.
Личностного развития:
У обучающихся будут сформированы:
- интерес к деятельности журналиста, блогера и другим экранным искусствам как средству познания и духовному обогащению;
Обучающиеся получат возможность для формирования выраженных нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивному и оптимистическому отношению к жизни, активной гражданской позиции; трудолюбию, аккуратности, ответственности.
- обучающиеся получат все ресурсы для формирования профессиональных компетентностей юных журналистов;
- обучающиеся будут принимать участие в конкурсных мероприятиях федерального\регионального перечня по социально-гуманитарной направленности.
Ожидаемые результаты программы включают в себя следующие аспекты:
помочь обучающимся повысить свою компетентность в области проектирования и создания собственных видеороликов, а также приобрести начальную профессиональную подготовку по данному направлению, что повысит их
социальную адаптацию после окончания ОО.
В рамках изучения программы обучающиеся должны владеть следующими:
- знаниями, умениями и способами деятельности:
- основными методами, этапами проектирования, создания видеоролика;
- способами эффективной работы в команде;
- опытом коллективной разработки и публичного показа созданного проекта;
Формы проверки результатов освоения программы включают в себя следующее:
отчеты по практическим занятиям;
оценку разработанных проектов и публичную защиту результатов.
В конце обучения предусмотрено создание образовательного продукта (итогового видеоролика на свободную тему), позволяющая отследить ЗУН,
полученные обучающимися при изучении программы.
Условиями успешности обучения в рамках программы являются:
активность обучаемого;
повышенная мотивация;
самостоятельность мышления;
Требования к знаниям и умениям:
Программа «Медиастудия» позволяет формировать у обучающихся следующие познавательные учебные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
коммуникативные универсальные учебные действия
планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
личностные учебные действия
установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
К концу обучения обучающиеся должны знать:
- основные цели и задачи средств массовой информации;
- иметь представление о профессии журналист\блогер;
- основные жанры журналистики;
- особенности основных компьютерных программ
должны уметь:
- строить устное и письменное сообщение;
- работать в различных жанрах публицистического стиля;
- оценивать события с точки зрения нравственных позиций,
- общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- иметь навык работы на персональном компьютере.
В результате освоения программы развиваются следующие качества личности:
- самостоятельность мышления, умение отстаивать свое мнение;
- владение культурой делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми;
- самокритичность в оценке своих творческих способностей.
- сформированность интереса к творческой и исследовательской деятельности.
- совершенствование коммуникативных навыков.
1.4.Учебный план
№ пп | Наименование тем и разделов | Количество часов | Формы аттестации, контроля |
Всего | Теория | Практика |
Модуль 1. |
1 | Раздел «Основы журналистики» | 4 | 6 | 4 | |
| Введение | 2 | 2 | 2 | Опрос |
| Жанры в телевизионной журналистике | 2 | 4 | 2 | Практическая работа |
| Раздел «Основы видеосъемки» | 6 | 3 | 3 | |
| Выразительные средства экрана | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
| Знакомство с графическими\видеоредакторами | 4 | 2 | 2 | Практическая работа |
| Раздел «Основы видеомонтажа» | 8 | 1 | 6 | |
| Редактирование видеоклипов в AP | 1 | - | 1 | Практическая работа |
| Работа с надписями и графическими символами | 1 | - | 1 | Практическая работа |
| Специальные методы редактирования и эффекты | 2 | - | 1 | Практическая работа |
| Создание и презентация медийного продукта | 4 | 1 | 3 | Презентация медийного продукта |
Итого: 18 часов |
Модуль 2. |
7 | Раздел «Съемка видеороликов» | 8 | - | 8 | Создание влога |
| Написание сценария видеоролика. Порядок основных элементов сценария | 2 | - | 2 | Сценарий |
| Оформление ролика. Подготовка к съемке видеоролика | 2 | - | 2 | Практическая работа со светом, звуком и монтажем |
| Подбор аудиосопровождения видеоролика, спецэффектов | 4 | - | 4 | Практическая работа |
8 | Раздел «Монтаж ролика» | 8 | - | 8 | |
| Вставка спецэффектов при видеомонтаже | 2 | - | 2 | Практическая работа |
| Монтаж видеоматериала | 5 | - | 5 | Практическая работа |
| Презентация медийного продукта | 1 | - | 1 | Показ медиапродукта |
Итого 18 часов |
Механизм и критерии оценки освоение программы
Для определения успешности и эффективности освоения программы проводится контроль знаний, умений, навыков воспитанников по следующим критериям:
- усвоение теоретического материала, владение специальной терминологией,
- владение практическими умениями и навыками, креативность выполнения практических заданий, владение информационной культурой.
Контроль проводится в следующих формах:
тестирование (теоретический раздел), защита творческих работ и проектов
(практический раздел).
Критерии теоретического раздела:
- соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
- знание специфики телевизионной информации и экранной журналистики;
Формы и методы проведения практического раздела:
- создание медийной продукции.
Критерии практического раздела:
- навыки владения технологией создания медийной продукции;
- навыки владения приѐмами работы с видеокамерой;
- навыки владения основами видеомонтажа.
- навыки работы в кадре и за кадром.
Способы диагностики и контроля результатов
Диагностика | Содержание | Период | Способ |
Первичная | Степень интересов и уровень подготовленности обучающихся | январь | наблюдение |
Промежуточная | Степень развития познавательных, интеллектуальных, творческих способностей обучающихся | март | внутригрупповые соревнования по созданию контента |
Итоговая | Степень развития знаний и умений в результате освоения программы | май | создание медиапродукта |
Список литературы
Литература для педагога:
101 способ изменить мир. Книга для журналистов и не только./ Белокрыльцева А. , АНО «Студио-Диалог», 2009.
А. Асеева, Т. Лаптева, К. Ильин. Активатор дайджест. Сборник методических разработок, г. Ульяновск, №1, - 2007 г.
А. Асеева, Т. Лаптева, К. Ильин. Активатор. Как стать ньюсмейкером?, - методический сборник. – УОМОО «Молодёжный инициативный центр», - г. Ульяновск. №3. - 2007 г.
Брайант, Дженнингз, Томпсон, Сузан. Основы воздействия СМИ.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 432с. ил.
Виноградова С.М. «Слагаемые журналистской профессии в книге «Основы творческой деятельности журналиста»/ составитель Корконосенко С.Б., Спб., 2000.
Ворошилов В.В. Журналистика. – учебник. 3-е издание. – Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 447с.
Гуревич С.М. «ГАЗЕТА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА», - Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.
Джеси Ламертон. Учитесь говорить, - М.: АСТ «Астрель», 2005
Джон Таунзент. Карманный справочник по проведению Интервью. – М., 2004
Инджиев А.А. универсальный справочник начинающего журналиста/ А.А. Инджиев. – Ростов н/Д.: Фениск, 2007. – 496 с.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. – М.: «Аспект Пресс», 2001. – 287с.
Лазутина Г. В. «ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА», Учебник для вузов, - М.: «Аспект Пресс», 2001
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов. – М.: «Апект Пресс», 2001. – 240с.
Литература для обучающегося:
Инджиев А.А. универсальный справочник начинающего журналиста/ А.А. Инджиев. – Ростов н/Д.: Фениск, 2007. – 496 с.
Пробный урок. «Журналистика». – Украина: Изд-во школы ЕШКО, 2004 г.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2001. с. 31-39
Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: Очерки теории и практики: учебное пособие/ О.Р. Самарцев, - М.: академический Проект, 2007.
Тертычный А.А. «Основы журналистики», - М.: Аспект Пресс, 2000.
Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Стокгольм, 1999 г.
Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика, М., 2004. с. 11-22
22