СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная экономика» социально-педагогической направленности

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная экономика» социально-педагогической направленности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная экономика» социально-педагогической направленности»


«Занимательная экономика»

Направленность: социально-педагогическая

Вид программы по уровню освоения - стартовый


Возраст учащихся- 11 – 15 лет






Срок реализации программы – 1 год

Составитель: Попова Марина Михайловна,

педагог дополнительного образования














Усть-Кулом

2021

Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная экономика» социально-педагогической направленности разработана в соответствии с нормативно-правовыми требованиями законодательства в сфере образования:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р)

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (№ 196 от 09.11.2018г.)

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных-дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми (Приложение к Письму МО РК от 27.01.2016 г. № 07-27/45)

  • Постановление администрации МР «Усть-Куломский» от 02.04.2018 № 398 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей»

  • Устав МУДО «Районный Дом детского творчества» с. Усть-Кулом и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность организации дополнительного образования.

Актуальность программы.

Актуальность программы дополнительного образования «Занимательная экономика» – это своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне­ развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

А также в мире современной экономической политики, постоянного внедрения инноваций, быстро меняющейся информации необходимо развивать в детях новые компетентности, такие как мобильность, способность самообучаться, осваивать и применять знания, активность, инициативу. Создание интереса детей и подростков к предпринимательству рассматривается как перспективное направление обучения, обеспечивающее социализацию детей и подростков через формирование социально-экономических компетенций.

Новизна программы заключается в том, что занятия проводятся на основе личностного подхода в образовании провозглашен ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики. Он рассматривается как построение особого рода педагогического процесса (со специфическими целями, содержанием, технологиями), который ориентирован на развитие и саморазвитие личностных свойств учащегося.

Отличительные особенности данной программы в том, что занятия построены на индивидуальном подходе к каждому ребенку: более сильным детям будет интересна сложная ситуация, менее подготовленным, можно предложить работу проще.

Педагогическая целесообразность – на каждом занятии планируется использование игровых моментов, групповых, индивидуальных, коллективных форм работы. Программа, рассчитанная для учащихся подросткового школьного возраста, имеет интегрированный характер, что осуществляется межпредметными связями с математикой (решение математических задач с экономическим содержанием, сравнение величин), с развитием речи (объяснение пословиц и поговорок, составление рассказов, анализ художественных текстов), с окружающим миром (знакомство с природными ресурсами, экологией), с изобразительным искусством (рисование рекламы, объектов экономической деятельности).


Адресат программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная экономика» предназначена для детей в возрасте от 11 до 15 лет. Критериев отбора для прохождения программы нет. Дети принимаются на основании письменных заявлений от родителей (законных представителей) и согласия на обработку персональных данных.

Вид программы по уровню освоения - стартовый.

Объем программы.


Год обучения

Количество часов в неделю

Количество недель в учебном году

Всего часов

Первый

1

36

36


Сроки реализации программы- 1 год.

Формы обучения- очная.


Режим занятий- 36 часов в год, 1 раз в неделю по 1 академическому часу (45 минут).


Особенности организации образовательного процесса. Состав группы – постоянный, 7- 10 человек. Формы занятий - групповые и индивидуальные.


Цель программы: Формирование интереса к основам экономики и предпринимательства.


Задачи:

Образовательные:

1) познакомить учащихся с элементарными сведениями об экономике и предпринимательстве, раскрыть значение экономических понятий и терминов, с которыми школьники встречаются в своей повседневной жизни;

2) формировать представления о потребностях в экономических (жилище, еда, одежда) и духовных (общение, дружба, любовь, забота) благах;


Развивающие:

  1. способствовать развитию экономической культуры учащихся;

  2. воспитывать правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли-продажи);

  3. способствовать развитию у учащихся находчивости, оригинальности мысли, смекалки, изобразительности.

  4. способствовать раскрытию способностей каждой личности на основе удовлетворения интересов и нереализованных в школе позитивных потребностей, прежде всего, духовных, интеллектуальных и двигательных;


Воспитательные:

1) пробудить в детях желание трудиться, помогать своей семье;

2) способствовать воспитанию уважения к своей трудовой деятельности и к труду товарищей.



Содержание программы

Учебно-тематический план


Раздел (тема)


Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1

-

наблюдения

Мой дом

1

1

-

наблюдения

Слова «хочу» и «надо»

1

-

1

викторина

Труд и профессии

1

1

-

тест

Наука «экономика»

10

5

5

наблюдения

5.1. Значение науки «экономика»


1

1

наблюдения

5.2. Путешествие на необитаемый остров


1

1

квест

5.3. Выбор


1

1

наблюдения

5.4. Что мы знаем о науке «экономике»?


1

1

викторина

5.5. Путешествие в страну натурального хозяйства


1

1

наблюдения

Наш микрорайон

11

5

6

наблюдения

6.1. Наш микрорайон


1

1

наблюдения

6.2. Кондитерская фабрика


1

1

наблюдения

6.3. Упаковка


1

1

наблюдения

6.4. Общественные услуги


1

1

тест

6.5. Производство товаров и услуг


1

1

викторина

6.6. Дерево решений


-

1

наблюдения

Деньги. История развития денег

1

1

-

викторина

Как образуется цена

1

-

1

наблюдения

Творческий проект

4

2

2

наблюдения

9.1. Творческий проект


1

1

наблюдения

9.2. Практическая работа над проектом


1

1

выступление

Мы - потребители

2

1

1

наблюдения

Богатство и доходы семьи

1

1

-

викторина

Воспитательная работа

1

-

1

наблюдения

Итоговые занятия

1

-

1

тест

Итого:

36

17

19



Содержание


Тема 1. Вводное занятие (1ч)

Теория: Введение в программу. Правила поведения в кабинете и учебном заведении. Инструктаж по технике безопасности и правилах дорожного движения.

Практика: Игры на знакомство, сплочение коллектива. Оформление эмблемы кружка.


Тема 2. Мой дом (1ч)

Теория: Домашнее хозяйство. Семья и обязанности членов семьи. Доходы и бюджет семьи. Совместные занятия, интересы. Роль образования. Доходы и расходы семьи.

Практика: Упражнения: «7 Я»; «Мои интересы»; «Обязанности». Рисование на тему «Моя семья»; «Мои потребности».


Тема 3. Слова «хочу» и «надо» (1ч)

Теория: Понятия «хочу» и «надо». Беседа о потребностях людей. Категории потребностей.

Практика: Игра «Мы идём в поход». Рисование на тему «Мои потребности».


Тема 4. Труд и профессии (1ч)

Теория: Понятия «труд» и «профессии». Профессии моих родителей. Роль труда в жизни человека. Разделение труда. Взаимосвязанный труд людей разных профессий.

Практика: Профессии моих родителей (рисование на тему). Моя будущая профессия (рисование на тему). Игры «Профессия»; «Пантомима»; «Наше предприятие» «Предприятие и банк»; «Менеджер»; «Все работы хороши». Блиц-опрос «Кем я хочу быть». Упражнение «Узнай профессию по картинке». Экскурсия в МУДО «Районный Дом творчества» с. Усть-Кулом. Итоговое занятие.


Тема 5. Наука «экономика» (10ч)

5.1. Наука «экономика» (2ч)

Теория: Понятие «экономики».

Практика: Выполнение заданий. Игры «Очаг», «Семья», «Наведи порядок».

5.2. Путешествие на необитаемый остров (2ч)

Теория: Путешествие на необитаемый остров. Кораблекрушение. Ограниченность.

Практика: Выполнение заданий. Игры «Путешествие», «Собери вещи». Работа в группах по карточкам.

5.3. Выбор (2ч)

Теория: Выбор для человека.

Практика: Выполнение заданий (Работа в группах).

    1. Что мы знаем о науке «экономике»? (2ч)

Теория: Проверка знаний об основах экономики, повторение изученного материала.

Практика: Проверь себя (разгадывание кроссворда, выполнение заданий).

5.5.Путешествие в страну натурального хозяйства (2ч)

Теория: Путешествие с гномом – Экономом в прошлое. Товарное хозяйство. Обмен.

Практика: Рисование на тему «Что мы умеем делать своими руками?». Выполнение заданий. Решение задач. Игра «Обмен». Проверь себя: блиц-игра. Самостоятельная работа в группах. Итоговое занятие.


Тема 6. Наш микрорайон (11ч)

6.1. Наш микрорайон (2ч)

Теория: Микрорайон (общество). Наше село. Ресурсы села. Предприятия.

Практика: Рисование на тему: «Предприятие в моем представлении». Экскурсия по селу. Творческая работа «Плакат микрорайона» (Выполнение коллажа: предприятия, учреждения, профессии).

6.2. Кондитерская фабрика (2ч)

Теория: Кондитерская фабрика – система работы. Индивидуальное и конвейерное производство. Качество. Брак.

Практика: Игра «Предприятие». Игра «День зарплаты».

6.3. Упаковка (2ч)

Теория: Требования к упаковке. Реклама.

Практика: Экспертиза (работа в группах). Творческая работа эскиз упаковки.

6.4. Общественные услуги (2ч)

Теория: Общественные услуги «Что мы умеем, чем можем помочь» (Что такое услуги, виды услуг, где можно приобрести услуги).

Практика: Игра «Предприятие». Рассказ – беседа на тему «Моё село в будущем».

6.5. Производство товаров и услуг (2ч)

Теория: Производство товаров и услуг. Производственная технология. Роль качества товара.

Практика: Игра «Товар – услуга».

6.6. Дерево решений (1ч)

Практика: Аренда. Анализ ситуаций. Проверь себя: разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок (по пройденным темам). Игра «Наш город».

Итоговое занятие.


Тема 7. Деньги. История развития денег (1ч)

Теория: Деньги. История развития денег. Роль денег в жизни человека и общества. История денежной единицы в России. Современные деньги.

Практика: Рисование на тему «Деньги сказочной страны». Составление сказки «Путешествие монеты».


Тема 8. Как образуется цена (1ч)

Теория: Создание товара. Знакомство с понятиями «ресурсы», «сырьё», «продукт», «товар», «банк», «спрос», «предложение».

Практика: Проект «Создаём продукт».

Тема 9. Творческий проект (4ч)

13.1.Творческий проект (2ч)

Теория: Понятие «проект». Этапы работы над проектом.

Практика: Составление проекта (поиск информации; работа в группах).

13.2. Практическая работа над проектом (2ч)

Теория: Структура проекта. План реализации проекта. Распределение обязанностей.

Практика: Творческая работа над проектом.


Тема 10. Мы - потребители (2ч)

Теория: Что значит экономить? Покупатели и продавцы. Почему цены разные? Экономика в школе. Путешествие в страну Волшебницы Экономики.

Практика: Работа над проектом «Открываем магазин». Игра» Магазин».


Тема 11. Богатство и доходы семьи (1ч)

Теория: Понятия «Богатство». Заработная плата и её формы. Безработица. Аренда.

Практика: Разбор сказки «Богач и бедняк». Игра «Кастинг». Разгадывание кроссворда «Профессии». Итоговое занятие.


Тема 12. Воспитательная работа (1ч)

Практика: Беседа «Для чего нужны добрые слова». Конкурсы «Богатыри», посвященные Дню Отечества. Масленичные гуляния.


Тема 13. Итоговые занятия (1ч)

Практика: Экономическая игра «Mini Boss». Подведение итогов. Коллективное обсуждение, чему научились . Изготовление поделок на выставку – продажу. Участие в выставке-продаже.






п/п

Направление воспитательной работы

Наименование мероприятий

Дата выполнения

Планируемый результат

Примечание

1

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Посвящение в кружковцы

Начало сентября

Повышение популярности детских объединений, престижа работы педагогов дополнительного образования Учреждения


2

Духовно-нравственное воспитание, воспитание семейных ценностей

«За все тебя благодарю» концерт, посвященный Дню Матери

26 ноября

Повышение роли и значимости матери в семье и обществе


3

Гражданско-патриотическое воспитание

«Герои Отечества» беседа, просмотр фильма

«Блокада Ленинграда»

9 декабря




27 января

Патриотическое воспитание подрастающего поколения


4

Гражданско-патриотическое воспитание, воспитание семейных ценностей

Конкурс «А ну-ка, мальчики!»

22.02

Патриотическое воспитание подрастающего поколения


5

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

Фестиваль профессий «Калейдоскоп профессий»

апрель

Приобретенные знания о профессиях в Усть-Куломском районе


6

Гражданско-патриотическое воспитание, воспитание семейных ценностей

Фестиваль «Победная Весна» «Война не проходит бесследно» беседа, просмотр фильма о ВОВ (в рамках)

7 мая

Воспитание патриотизма, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны









п/п

Направление воспитательной работы

Наименование мероприятий

Дата выполнения

Планируемый результат

Примечание

1

Духовно-нравственное воспитание

«Чтобы сердце и душа были молоды всегда!» (видеопоздравление в группе ВК)

1 октября

Выявление творческих способностей учащихся, воспитание уважения к старшему поколению


2

Правовое воспитание и культура безопасности

«У терроризма нет будущего» (беседы в ДО)

октябрь

обеспечение антитеррористической защищенности, противодействия экстремизму


3

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Акция «Поздравь учителя» (видеопоздравление в группе ВК)

5 октября

Выявление творческих способностей учащихся, повышение значимости педагогов для учащихся


5

Гражданско-патриотическое воспитание

Беседа в ДО «Поисковые отряды на страже войны»

Конец апреля-начало мая

Патриотическое воспитание подрастающего поколения


6

Гражданско-патриотическое воспитание, воспитание семейных ценностей

Поздравительная открытка от ДО «С Днем Великой Победы!»

1-9 мая

Знание и понимание огромного значения Победы в жизни каждого россиянина







п/п

Направление воспитательной работы

Наименование мероприятий

Дата выполнения

Планированный результат

Примечание

1.

Воспитание семейных ценностей

Открытые занятия для родителей в детских объединениях

В течении года

Укрепление дружеских отношения родителей и детей, и педагога


2

Воспитание семейных ценностей

Тренинги с родителями

В течении года

Налаживание отношений родителей и детей


3.

Воспитание семейных ценностей

Мастер классы педагогов для родителей

В течении года

Тесное сотрудничество педагога с родителями


3.

Воспитание семейных ценностей

Родительские собрания

В течении года

Проявление большего интереса родителей к образовательному процессу






п/п

Направление воспитательной работы

Наименование мероприятий

Дата выполнения

Планированный результат

Примечание

1.

Воспитание положительного отношения к труду


Фестиваль профессий (экскурсии на предприятия родного села; конкурс проектов и презентаций на темы «Профессии вокруг нас», «Профессии моих родителей», «Редкая профессия», «Мир профессий»; профориентационные тренинги; интересные встречи с профессионалами своего дела и другие)

Март, апрель

Знание и понимание важности каждой профессии


2.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение


Показ презентаций о профессиях в Республике Коми

В течение учебного года

Самоопределение учащихся в выборе профессии



ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ


Сентябрь

Дни открытых дверей


Беседа «Техника безопасности», «Пожарная безопасность».


Беседа «Лента памяти»

Акция «Хорошие манеры или будьте вежливы друг с другом»

Игровая программа «Взаимопомощь-это важно!»



Октябрь

Беседа, посвященная Дню пожилых людей «Спешите делать добро»

Беседа «Вредные привычки и их последствия»



Ноябрь

Беседа, посвященная Дню народного единства «В единстве наша сила»


Беседа «Права, обязанности, ответственность!» «Я-личность!»

Беседа «Что такое толерантность?»



Январь

Беседа-практикум с элементами тренинга «Умей сказать: «Нет!»»




Февраль

Беседа военно-патриотичекая «День защитника отечества»



Март

Беседа + Презентация Женский день 8 Марта


Апрель

Юморина, посвященная Дню смеха

Викторина развлекательная «Удивительный мир космоса»

Беседа, игра-викторина «ЗОЖ-наше будущее»



Май

Беседа «Первомай-как все начиналось. История возникновения праздника 1 Мая »

Акция «Георгиевская ленточка»

Беседа «УРА КАНИКУЛЫ», инструктаж на летний период


Ожидаемые результаты обучения

Предметные:

1) учащиеся знают основы экономики и предпринимательства, умело раскрывают значения экономических понятий и терминов, которые встречаются в повседневной жизни;

2) у учащихся сформированы представления о потребностях в экономических и духовных благах;


Метапредметные:

  1. учащиеся проявляют экономическую культуру в повседневной жизни;

  2. правильно относятся к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли-продажи);

  3. учащиеся стали находчивее, стали оригинально мыслить, проявляют смекалку и изобразительность.


Личностные:

1) ребята с удовольствием занимаются, желают трудиться, помогать своей семье;

2) стали уважительнее относиться к своей трудовой деятельности и к труду товарищей.


Календарный учебный график программы представлен в Приложении 1


Материально-техническое обеспечение программы:

Наименование

Количество

Примечание

Помещение

1


Парты

5 шт.


Стул

10 шт.


Доска

1 шт.


Мультимедиа проектор

1 шт.


Ноутбук

1 шт.


Flash-память/карта

1 шт.


Экран

1 шт.


Учебно-методическая литература




Здоровьесбережение

Главное условие программы – обучение без нанесения вреда здоровью детей.

Для сохранения здоровья учащихся в объединении учебно-воспитательный процесс организован с соблюдением расписания занятий.

Согласно санитарным нормам во время занятий помещение должно иметь естественное освещение и условия воздушной среды в помещении должны соответствовать нормам.

Большое внимание уделяется правилам безопасности.

  1. Систематически, два раза в год, проводятся инструктажи по технике пожарной безопасности;

  2. Проводятся правила поведения на улице;

  3. Текущие инструктажи – на каждом занятии.

В деятельности коллектива применяются методы по здоровьесбережению:

  • метод формирования сознания по здоровьесбережению, который включает такие формы работы, как беседа, объяснение, демонстрация, внушение, приведение положительных примеров здорового образа жизни;

  • метод разумной организации деятельности с предвидением результатов;

  • методы стимулирования должного поведения (поощрение, одобрение, похвала, осуждение).


Формы аттестации.


Механизм и формы оценки результатов: организация выставки, защита проекта (изделия), письменные задания. Формы и методы диагностики: наблюдение, викторина, игры по командам, эстафеты.


Диагностика результативности реализации программы

Результативность реализации программы оценивается по уровню сформированности умений, навыков, знаний, культуре общения по 10-тибальной системе оценки:

  1. Высокий уровень (8-10 баллов): Ребенок всегда активно ведет себя на занятиях. Задает вопросы и отвечает на них. Самостоятельно находит информацию из различных источников. Проявляет интерес к изучаемому материалу. Самостоятельно и аккуратно выполняет поставленные задания. Активно участвует в выполнении групповых творческих работ.

  2. Средний уровень (5-7 баллов): учащийся проявляет ситуативный интерес к темам занятий, к участию в творческих работах. Нужную информацию находит при помощи педагога.

  3. Низкий уровень (3-4 балла): учащийся не проявляет интерес к изучаемому материалу. Пассивен на занятиях и быстро теряет интерес к самостоятельной групповой работе во время выполнения творческих заданий.


Характеристика оценочных материалов программы.


Предмет оценивания

Формы и методы оценивания

Критерии оценивания

Показатели оценивания

Виды контроля/аттестации

1

Знания по теме «семейный бюджет»

Решение логических задач (самостоятельная групповая работа) Приложение 1

Системность, прочность знаний

1 балл-выполняет задание с помощью педагога.

2 балла-

выполняет самостоятельно, допускает несущественные ошибки, прибегает к подсказке.

3 балла-свободно применяет умения, самостоятельно исправляет ошибки.

Промежуточный

2.

Знания по теме «Домашнее хозяйство»

Тестирование Приложение 2

Степень самостоятельности выполнения действий

1 балл-

применяет умение, с опорой на подсказки педагога.

2 балла-

применяет умения на практике, возможны незначительные ошибки, которые сам исправляет.

3 балла-

свободно применяет умения на практике.

Промежуточный


Методическое обеспечение программы


Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний учащимися. Для чего в работе используются: учебники, справочники; дидактический материал; дополнительная литература.

В работе используются следующие методы:

  • показ педагогом приемов работы;

  • беседа, объяснение, применение визуальных средств: наглядных дидактических пособий, схем;

  • практическая работа.


Список литературы


Литература для педагога

  1. Зайченко Н.А. Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды. – Санкт-Петербург, 1998

  2. Райзберг Б.А. Твоя экономика. - Москва: Школа – Пресс, 1996

  3. Романовская Н.И. Экономическая игротека. – Москва: Школа – Пресс, 1994

  4. Смирнова Т.В. Белка и компания. Книга для чтения. – Самара: Учебная литература. Издательский Дом «Фёдоров», 2011

  5. Смирнова Т.В. Проснякова Т.Н. Методические рекомендации в помощь учителю экономики 2-4 классов

  6. Фирсов Е.Г. «Интеллектуальные игры для школьников. Экономика». – Ярославль, 1998

  7. Школа юного экономиста. Разработки занятий для учащихся младшего школьного возраста / авт.сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008 – 312 с.

  8. Журналы: Начальная школа: № 1/1998 год. Приложение к газете «Первое сентября» апрель № 13–15/2000 год. Приложение к газете «Первое сентября», апрель, № 19-20/2002

Литература для учащихся

    1. Смирнова Т.В. Белка и компания. Книга для чтения. – Самара: Учебная литература. Издательский Дом «Фёдоров», 2011

    2. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Экономический словарь. – Самара: Учебная литература. Издательский Дом «Фёдоров», 2008











Приложение 1

  1. Распределить обязанности в группе. Заполнить таблицу.



№ задания

Имя

1.Расчет дохода семьи.



2. Определение расходов на оплату коммунальных услуг.


3.Расчет расходов на питание на прочие нужды.


4. Оформление результатов работы.





  1. Выполнить задания.

  2. Представить результаты работы:

- заполнить таблицу о доходах и расходах семьи;

- сделать вывод о бюджете семьи.



Задание 1: Познакомьтесь с составом и доходом семьи.

Для вашей проектной работы необходимо по имеющимся данным рассчитать бюджет семьи, используя данные таблиц.

Состав семьи:

Член семьи

Вид занятий

Папа

Работает слесарем на заводе

Мама

Воспитатель детского сада

Бабушка

пенсионерка

Сын

Учащийся школы

Дочь

Воспитанница детского сада



Доходы:

Член семьи

Доход

Папа

15 000 руб.

Мама

5 000 руб.

Бабушка

6 300 руб.

Сын

-

Дочь

-


Задание 2: Рассчитайте расходы на оплату коммунальных услуг.



Вид платежа

Расчет на 1 человека

Расчет на всех членов семьи

Отопление


1344руб

Содержание жилья


302 руб

Текущий ремонт


172 руб

Вода

1 куб. м.

42 руб

5 куб.м.

Канализация

1 куб. м.

19руб

5 куб.м.

Подогрев воды

1 куб.м

102 руб

3 куб.м

Электроэнергия

1 кВт

3 руб

145 кВт

Газ

32руб


Вывоз мусора

34 руб


Итого:



Задание 3: Рассчитайте расходы на питание.

Наименование продукта

Суточный

расход


Расход на месяц

П/П

1

Хлеб и хлебобулочные изделия

30руб


2

Сахар и кондитерские изделия

90руб


3

Масло растительное и животное

80руб


4

Мясо и колбасные изделия

250руб.


5

Рыба

160руб


6

Молоко и молочные изделия

100руб


7

Яйцо

40руб


8

Картофель

50 руб


9

Овощи

180руб


10

Фрукты

150руб



Итого:



Задание 4: Рассчитайте прочие расходы:


Наименование

Расход на 1 чел.

Расход на семью

Налоги

900 руб


Оплата сотовой связи

150 руб


Транспортные расходы

880 руб


Бытовые нужды

500 руб


Одежда и обувь

1500 руб


Кредиты


1200 руб

Оплата за детский сад

980руб


Питание в школе

200руб за 1 неделю


Итого:



Семья ______________________________________________________________________

Общая сумма дохода семьи за один месяц ______________________________________



Расходная часть семейного бюджета

п\п

Название статьи расходов

Сумма

(руб.)

1

Питание


2

Одежда и обувь


3

Бытовые нужды


4

Оплата квартиры


5

Транспортные расходы


6

Платежи, налоги


Общий итог ________________(рублей)


Результаты выполнения заданий


Задание 1





Задание2





Задание3




Задание 4






Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Приложение 2

Тест с ответами: «Домашнее хозяйство»

1. Что из названного является важной характеристикой семьи:
а) совместный труд +
б) раздельный бюджет
в) раздельный труд

2. Что из названного является важной характеристикой семьи:
а) раздельный труд
б) воспитание детей +
в) раздельный бюджет

3. Успешное ведение домашнего хозяйства зависит от такого качества, как:
а) быстрота
б) ловкость
в) бережливость +

4. Успешное ведение домашнего хозяйства зависит от такого качества, как:
а) трудолюбие +
б) ловкость
в) недоверчивость

5. Что из перечисленного можно отнести к источникам экономии в домашнем хозяйстве:
а) расточительность
б) скупость, мелочность
в) планирование расходов +

6. Успешное ведение домашнего хозяйства зависит от такого качества, как:
а) быстрота
б) экономность +
в) скупость

7. Такого человека называют рачительным хозяином:
а) весёлый
б) спортивный
в) бережливый +

8. Такого человека называют рачительным хозяином:
а) старательный +
б) скуповатый
в) мелочный

9. Средства, ценности, запасы, возможности, которые используются для ведения домашнего хозяйства:
а) инстинкты
б) способности
в) ресурсы +

10. Уберите лишнее:
Хозяин дома:
а) принимает решения по всем вопросам семейной жизни
б) заботится прежде всего о своём благополучии и покое +
в) планирует домашние дела, покупки, отдых

11. Такого человека называют рачительным хозяином:
а) скуповатый
б) трудолюбивый +
в) спортивный

12. Обособленная ячейка общества, в рамках которой происходит производство общественного продукта, его потребление, а также воспроизводство рабочей силы, то есть самого человека:
а) домашнее хозяйство +
б) общее хозяйство
в) общественное хозяйство

13. Жилище относится к:
а) предметам роскоши
б) энергетическим ресурсам
в) предметам первой необходимости +

14. До Октябрьской революции в России при переписях населения учитывались:
а) домохозяйства +
б) только люди
в) только пенсионеры

15. Укажите один из факторных доходов семьи:
а) денежный капитал
б) банковский процент +
в) потребительские товары

16. Какого человека называют рачительным хозяином:
а) весёлый
б) экономный +
в) мелочный

17. Лица, снимающие жилое помещение у отдельных граждан, в состав домохозяйства владельца жилого помещения:
а) входят
б) входят частично
в) не входят +

18. Хозяин в доме сам принимает решения по всем вопросам жизни своей семьи, не советуясь с другими членами семьи. Правильно ли выражение:
а) нет
б) да +
в) отчасти

19. Ключевое отличие домохозяйства от семьи:
а) один человек не может быть домохозяйством, но может быть семьёй
б) один человек не может быть домохозяйством и не может быть семьёй
в) один человек может быть домохозяйством, но не может быть семьёй +

20. Ключевое отличие домохозяйства от семьи:
а) домохозяйство не может состоять из людей, не связанных родственными отношениям
б) домохозяйство может состоять из людей, не связанных родственными отношениям +
в) один человек не может быть домохозяйством, но может быть семьёй

21. Домохозяйство может быть:
а) коллективным +
б) единоличным
в) нейтральным

22. Внесемейные и общественные домохозяйства не связаны между собой такими отношениями:
а) коллективными
б) брачно-родственными +
в) деловыми

23. Пример коллективного домохозяйства:
а) семья
б) оба варианта верны
в) общежитие +

24. Пример коллективного домашнего хозяйства:
а) семья
б) школа-интернат +
в) оба варианта верны

25. К обязательным расходам домохозяйства относятся:
а) покупка путевки на турбазу
б) покупка книг
в) оплата коммунальных услуг +

26. К обязательным расходам домохозяйства не относятся:
а) оплата коммунальных услуг
б) покупка путевки на турбазу +
в) оба варианта верны

27. В каком примере описан источник доходов домохозяйства:
а) Сергей высадил саженцы яблонь на дачном участке +
б) Надежда сдала куртку в химчистку
в) Ольга посещает дополнительные занятия

28. Семья К. желает приобрести квартиру. Какой кредит ей необходимо запросить в банке:
а) сберегательный
б) коммерческий
в) ипотечный +

29. Семья П. решила в отпуск съездить на море. Для поездки она решила накопить денег. На чем в структуре потребления домохозяйства семье П. проще всего сократить свои расходы:
а) развлечения +
б) инфляция
в) коммунальные платежи






Приложение 3

Календарный учебный график


Месяц

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Сентябрь


Беседа


Игра


1



Вводное занятие (1ч)

Теория: Введение в программу. Правила поведения в кабинете и учебном заведении. Инструктаж по технике безопасности и правилах дорожного движения.

Класс


наблюдения



Беседа

Практические занятия


1



Мой дом (1ч)

Теория: Домашнее хозяйство. Семья и обязанности членов семьи. Доходы и бюджет семьи. Доходы и расходы семьи.


Класс


наблюдения



Беседа


Игра


1



Слова «хочу» и «надо» (1ч)

Теория: Понятия «хочу» и «надо». Беседа о потребностях людей.


Класс


викторина



Беседа

Игра


1


Труд и профессии (1ч)

Теория: Понятия «труд» и «профессии». Знакомство с профессиями. Профессии моих родителей.


Класс


тест

Октябрь

Беседа


Игра


1

1

Наука «экономика» (2ч)

Теория: Понятие «экономики».

Практика: Выполнение заданий. Игра-тест «Что такое экономика».

Класс


наблюдения



Беседа

Игра


1

1


Путешествие на необитаемый остров (2ч)

Теория: Путешествие на необитаемый остров.

Практика: Игры «Путешествие», «Собери вещи».

Класс


квест

Ноябрь

Беседа

Практические задания


1

1

Выбор (2ч)

Теория: Выбор для человека.

Практика: Выполнение заданий (работа в группах).

Класс


викторина



Беседа


Практические задания


1

1

Что мы знаем о науке «экономике»? (2ч)

Теория: Проверка знаний об основах экономики, повторение изученного материала.

Практика: Проверь себя (разгадывание кроссворда, выполнение заданий). Игра «Экономическая азбука».

Класс


наблюдения

  1. +

Декабрь

Беседа


Практические задания


1


1

Путешествие в страну натурального хозяйства (2ч)

Теория: Путешествие с гномом – Экономом в прошлое.

Практика: Рисование на тему «Что мы умеем делать своими руками?».

Класс


наблюдения



Беседа

Практические задания


1

1

Наш микрорайон (2ч)

Теория: Микрорайон (общество).

Практика: Рисование на тему: «Предприятие в моем представлении».

Класс


наблюдения

Январь


Беседа


Игра


1


1

Кондитерская фабрика (2ч)

Теория: Кондитерская фабрика – система работы. Индивидуальное и конвейерное производство.

Практика: Игра «Предприятие».

Класс


наблюдения



Беседа

Практические задания


1

1

Упаковка (2ч)

Теория: Требования к упаковке. Реклама.

Практика: Экспертиза (работа в группах). Творческая работа эскиз упаковки.

Класс


викторина

Февраль


Беседа


Игра


1


1

Общественные услуги (2ч)

Теория: Общественные услуги «Что мы умеем, чем можем помочь»

Практика: Игра «Предприятие».

Класс


наблюдения



Беседа



Игра


1



1

Производство товаров и услуг (2ч)

Теория: Производство товаров и услуг. Производственная технология. Роль качества товара.

Практика: Игра «Товар – услуга».

Класс


наблюдения

Март

Практические занятия


1

Дерево решений (1ч)

Практика: Аренда. Анализ ситуаций.

Класс


наблюдения



Беседа

Практические задания


1


Деньги. История развития денег (1ч)

Теория: Деньги. История развития денег.

Практика: Рисование на тему «Деньги сказочной страны».

Класс


наблюдения



Беседа

Практические задания


1


Как образуется цена (1ч)

Теория: Создание товара. Знакомство с понятиями «ресурсы», «сырьё», «продукт», «товар», «банк», «спрос», «предложение».

Практика: Проект «Создаём продукт».

Класс


выступление



Беседа

Практические задания


1

1

Творческий проект (2ч)

Теория: Понятие «проект». Этапы работы над проектом.

Практика: Составлени проекта (поиск информации).

Класс


наблюдения

Апрель


Беседа

Практические задания


1


1

Практическая работа над проектом (2ч)

Теория: Структура проекта. План реализации проекта.

Практика: Творческая работа над проектом.

Класс


наблюдения



Беседа


Практические задания


1


1


Мы - потребители (2ч)

Теория: Что значит экономить? Покупатели и продавцы. Почему цены разные?

Практика: Работа над проектом «Открываем магазин».

Класс


тест

Май


Беседа


Практические задания


1


Богатство и доходы семьи (1ч)

Теория: Понятия «Богатство». Заработная плата и её формы. Безработица. Аренда.

Практика: Разбор сказки «Богач и бедняк». Игра «Кастинг». Разгадывание кроссворда «Профессии».

Класс


викторина


Самостоятельная работа


1


Итоговые занятия (1ч)

Практика: Изготовление поделок на выставку – продажу.

Класс


тест



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!