СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа "Заповедная школа"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа направлена на становление у учащихся экологической культуры, ценностного отношения к природным объектам, ...

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа "Заповедная школа"»


Пояснительная записка


Нормативные основы программы

Содержание настоящей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы разработано с учетом:

- Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей»;

- Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»;

- Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

- «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» СанПиН 2.4.4.3172-14;

- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;

- Устава МОУ Керчомской СОШ;

- Лицензии МОУ Керчомской СОШ на образовательную деятельность;

- Образовательной программы МОУ Керчомской СОШ.

Биологическое разнообразие на планете Земля представляет собой ничем не восполнимую ценность: экологическую, генетическую, экономическую, научную, культурную, рекреационную, эстетическую и образовательную. В то же время разнообразие биологических видов стремительно сокращается под действием антропогенного фактора, что зафиксировано во многих международных документах последних лет. Очень важно предвидеть и устранить причины этого глобального явления. Одним из действенных направлений защиты и сохранения живой природы, в том числе среды обитания видов, является создание системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Однако наиболее надежным гарантом сохранения дикой природы как на особо охраняемых территориях, так и за их пределами является высокий уровень экологической культуры людей.




Актуальность

Как указано в Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), «Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа».

Как отмечается в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва), приоритетами государственной политики в области воспитания является создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.

Современный уровень экологической культуры людей спровоцировал экологический кризис, проявляющийся в состоянии окружающей среды и качестве жизни человека. В настоящее время актуальным становится вопрос сохранения биосферы и выживания человечества, для решения которого необходимо видоизменить сферы деятельности человека в направлении уменьшения давления на биосферу, посредством нравственного совершенствования людей, изменения человеческих качеств, выработки гуманистических ценностей и идеалов.

Для достижения гармонизации взаимоотношений общества и природы необходимо целенаправленно изменять культуру современного человека в соответствии с гуманистическими и экологическими ценностями, формировать культуру, которая станет способом гармоничного соединения человека с природой на основе глубокого познания сущности природы, формировать культуру устойчивого развития, и первостепенная роль в этом процессе отводится экологическому образованию.


Основные сведения о программе

Программа «Заповедная школа» направлена на формирование у учащихся:

- экосистемного понимания закономерностей развития природы;

- умения выявлять экологические противоречия и проблемы;

- умения анализировать причины и последствия экологических проблем;

- способности обоснования вариантов решения экологических противоречий;

- способности осознанного выбора стратегии действий.

Программа «Заповедная школа» не ставит целью погружение детей в узкоспециализированные предметы, например, основы охраны окружающей среды, лесоведение или гидробиологию, – для этого разработаны специальные программы. Данная программа направлена на становление у учащихся экологической культуры, экологического стиля мышления, ценностного отношения к природным объектам, на формирование понимания и принятия ценности любых форм жизни, как необходимого условия сохранения биоразнообразия на Земле и условия выживания самого человека. В содержание программы включены темы, направленные на смену экологического сознания с антропоцентрического, которым обладает подавляющее большинство подростков на экоцентрическое, смену прагматического отношения к природе на непрагматическое.

В программе рассматриваются вопросы необходимости перехода на устойчивый путь развития с целью повышения качества жизни человека и сохранения жизнеобеспечивающих условий не только для настоящего, но и последующих поколений людей.

Тип – дополнительная образовательная программа

Вид – авторская, программа составлена на основе программы

Социховской Ольги Николаевны, ГБУ РК "Центр по ООПТ"

Направленность – естественнонаучная

По признаку –общеразвивающая

По возрастному принципу - разновозрастная

По характеру деятельности – познавательная

По сроку реализации – 1учебный год

Программа рассчитана на учащихся 13-16 лет, проявляющих интерес к предметам натуралистического профиля. В объединение принимаются как мальчики, так и девочки. Зачисление обучающихся производится по желанию детей на основании письменного заявления родителей (законных представителей).

Количество детей в группе 8-10 человек, согласно техники безопасности во время экскурсионных, практических занятий.

Образовательная программа «Заповедная школа» рассчитана на реализацию в течение 70 часов за один учебный год.

Занятия по программе «Заповедная школа» организуются один раз в неделю, продолжительность занятия – один академический час (45 минут). На экскурсии и практические занятия отводится по два часа. Если практические занятия проводятся в учебном кабинете, то обязательно организуется 10-минутный перерыв для отдыха учащихся и проветривания кабинета.

На подготовку к конкурсам и конференциям учебно-тематическим планом предусмотрено 6 академических часов на индивидуальную работу с учащимися.

Цель: формирование экологической культуры учащихся посредством вовлечения в исследовательскую и проектную деятельность по изучению природных экосистем и отдельных природных объектов, в том числе на особо охраняемых природных территориях.

Задачи:

Обучающие:

- расширить знания о закономерностях функционирования экосистем;

- расширить знания учащихся об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) Республики Коми;

- обучить умению формулировать экологические проблемы разного уровня (глобальные, региональные, локальные), анализировать их причины, прогнозировать последствия, находить варианты решения данных проблем;

- обучить методам и правилам экологического мониторинга;

- обучить правилам написания отчета, публичного представления и защиты результатов исследовательской работы;


Развивающие:

- развивать экологическое мышление;

- развивать экологическое сознание;

- развивать коммуникативные умения и способности;

- развивать мотивацию на природоохранную деятельность;

- способствовать внедрению природосберегающих и экологосообразных моделей поведения во все сферы жизнедеятельности;


Воспитательные:

- воспитывать ценностное отношение ко всем природным объектам и формам жизни;

- воспитывать отношение к качеству окружающей среды как к наивысшей ценности;

- воспитывать культуру научного исследования;


Учебно-тематический план


Наименование

разделов программы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Моя республика

7

12

19

2.

Экологические проблемы.

Пути решения экологических проблем

9

10

19

3.

Лесные экосистемы

6

2

8

4.

Водные экосистемы

4

2

6

5.

Болотные экосистемы

1

4

5

6.

Итоговое занятие

1

6

7

8

Индивидуальные занятия

2

4

6


ИТОГО

30

40

70



Календарно-тематическое планирование

Тема

Тип занятия

Кол-во часов

Примечания

Раздел 1. Моя республика (19 часов)



Человек и природа

теория

1



Республика Коми на карте Российской Федерации.

теория

1



Географическое положение Республики Коми

теория

1



Символы Республики Коми

теория

1



Территориальное деление республики

теория

1



Пазл-игра «Моя республика»

практика

2



Экскурсия на ООПТ. Фенологические наблюдения.

Экологическая акция «Следы в природе»

практика

2



Экскурсия на ООПТ. Фенологические наблюдения.

Экологическая акция «Следы в природе»

практика

2



Природа Республики Коми.

История создания и развития системы ООПТ России и Республики Коми

теория

1



Чудеса Республики Коми

теория

1



Интеллектуальная игра «Знатоки городов Республики Коми»

практика

2



«Реки и озера Республики Коми»

практика

2



Игра «Живи, моя Республика»

практика

2


Раздел 2. Экологические проблемы. Пути решения экологических проблем (19 час)


Экологические проблемы

теория

1



Причины экологических проблем. Решение проблем

теория

1



Экологические законы

теория

1



«Для меня это важно!»

практика

2



Синичкин день

практика

2



Эколого-социальный проект «Кормушка»

практика

2



Эколого-социальный проект «Кормушка»

практика

2



Категории ООПТ

теория

1



Государственные природные заказники

теория

1



ООПТ федерального значения

теория

1



Памятники природы

теория

1



Мониторинг природных объектов

теория

1



Красная книга РК.

практика

2



Без вины виноватые

теория

1


Раздел 3. Лесные экосистемы (8 часов)


Экосистема, ее состав

теория

1



Организация лесной экосистемы

теория

1



Сукцессии лесных экосистем

теория

1



Лесопользование. Традиционное лесопользование

теория

1



Основы устойчивого лесоуправления

теория

1



Функции леса

теория

1



Следы жизнедеятельности лесных животных

практика

2


Раздел 4. Водные системы (6 часов)


Экологическая акция «Дыши, рыбка, большая и маленькая!»

практика

2



Водные объекты.

теория

1



Водоем – целостное природное сообщество. Жизнь в водоеме

теория

1



Охрана водных объектов

теория

1



День Земли

теория

1


Раздел 5. Болотные экосистемы (5 часов)


Болотные ООПТ республики

теория

1



Весенняя миграция птиц

практика

2



Охраняемые объекты природы

практика

2


Раздел 6. Итоговое занятие (7 часов)


Итоги учебного года

теория

1



Экологический поход

«Я – часть природы»

практика

2



Мониторинг состояния природных объектов и систем

практика

2



Экологическая акция «Следы в природе»

практика

2


Раздел 7. Индивидуальная работа с учащимися (6 часов)


Участие учащихся в учебных конференциях. Правила представления и защиты исследовательских работ. Оформление презентации. Основные ошибки, допускаемые участниками конференций. Конференция и этика.

теория

2




Содержание программы


Раздел 1. Моя республика (19 часов)

Теория (7 часов): Знакомство с программой деятельности кружка. Техника безопасности на занятиях. Природа. Экологическая культура человека. Республика Коми на карте Российской Федерации. Символы Республики Коми. Территориальное деление Республики. Природа Республики Коми. ООПТ Республики Коми. Чудеса Республики Коми.

Практика (12 часов): Пазл-игра «Моя республика». Экскурсия в природу «Охраняемые объекты природы». Фенологические наблюдения в природе. Экологическая акция «Следы в природе» (сбор мусора). Игра «Живи, моя Республика». Викторина «Реки и озера Республики Коми». Интеллектуальная викторина «Знатоки городов Республики Коми».


Раздел 2. Экологические проблемы. Пути решения экологических проблем (19 час)

Теория (9 часов): Экологические проблемы (глобальные, региональные, локальные). Снижение биоразнообразия, сокращение мест обитания диких видов. Причины экологических проблем. Пути решения экологических проблем (повышение уровня экологической культуры населения, смена системы ценностей, переориентация экологического сознания (антропоцентризм – экоцентризм), переход на устойчивое развитие). Снижение качества жизни человека как следствие загрязнения атмосферного воздуха, воды, деградации почв и накопления отходов. Экологические законы. ООПТ. История создания и развития системы ООПТ России и Республики Коми. Категории и функции ООПТ. Государственный природный биосферный заповедник «Печоро-Илычский». Национальный парк «Югыд ва». Государственные природные заказники. Памятники природы. Мониторинг окружающей среды. Красная книга. «Вредные» и «полезные» организмы.

Практика (10 часов): Экологическая игра «Ценности». Эколого-социальный проект «Кормушка». Разработка «местной» Красной книги.


Раздел 3. Лес. Лесные экосистемы (8 часов)

Теория (6 часов): Экосистема, ее состав. Лес как экосистема. Древостой. Тип леса. Продуценты, консументы, редуценты. Взаимоотношения между лесными видами организмов. Сукцессия. Причины сукцессий. Методы мониторинга лесных экосистем. Глобальные, экологические и жизнеобеспечивающие функции леса. Основы устойчивого лесопользования. Главное, промежуточное, второстепенное лесопользование. Традиционное лесопользование. Особенности традиционного коми жилища. Лесные ООПТ республики. Лесные заказники. Лесные памятники природы. Девственные леса Коми.

Практика (2 часа): Экскурсия в лес. Наблюдения за жизнедеятельностью лесных животных. Ознакомление с методикой зимнего учета численности млекопитающих.


Раздел 4. Водные экосистемы. Жизнь в водоеме (6 часов)

Теория (4 часа): Водные объекты. Водоем – целостное природное сообщество. Экологические группы гидробионтов. Адаптация организмов к водной среде обитания. Водные, ихтиологические ООПТ республики. Методы мониторинга водных объектов. Биоиндикация. Всемирный день Воды. Международный день Земли.

Практика (2 часа): Экологическая акция «Дыши, рыбка, большая и маленькая!»


Раздел 5. Болотные экосистемы (5 часов)

Теория (1 час): Болото – целостное природное сообщество. Типы болот. Функции болот. Болотные ООПТ республики, района.

Практика (4 часа): Экскурсия в природу. Изучение весенних миграций птиц.


Раздел 6. Итоговое занятие (7 часов)

Теория (1 час): Подведение итогов. Итоговый контроль.

Практика (6 часов): Экологический поход «Я – часть природы». Подвижные экологические игры.


Раздел 7. Индивидуальные занятия (6 часов)

Теория (2 часа): Республиканские мероприятия эколого-биологической направленности. Ознакомление с Положениями конкурсов и конференций.

Практика (4 часа): Подготовка отчета по результатам исследовательской (проектной) работы. Подготовка доклада, публичная защита результатов исследовательской (проектной) работы.



Планируемые результаты освоения программы


Предполагается, что по окончанию обучения по данной программе учащиеся достигнут следующих образовательных результатов:


  1. Предметные результаты:

- расширение объема знаний о закономерностях функционирования экосистем;

- знание классификации ООПТ, понимание их роли;

- умение вычленять экологические проблемы разного уровня (глобальные, региональные, локальные), анализировать их причины, прогнозировать последствия, находить варианты решения выявленных экологических проблем;

- овладение методиками экологического мониторинга.


  1. Метапредметные результаты:

- способность ориентироваться в современных экологических противоречиях, в мире экологических ценностей;

- способность к работе в команде, к сотрудничеству;

- способность выстраивать свою жизнедеятельность с учетом норм и правил экологической этики и умение транслировать эти модели на окружающих;

- способность к работе с источниками информации, описанию, выдвижению гипотез, анализированию, обобщению, моделированию, структурированию знаний в области экологии;

- умение писать отчет по теме исследования (проекта), публично представлять и защищать результаты работы.


  1. Личностные результаты:

- способность идентифицировать себя как гражданина России, Республики Коми, как части природы;

- устойчивое ценностное отношение к природным объектам (этическое, эстетическое, когнитивное);

- сформированность основ культуры экоповедения и культуры научного исследования.



Формы подведения итогов: в течение учебного года обучающиеся готовят результаты своих исследований, которые они могут представить на мероприятиях (конференции, собрания, …), разноуровневых конкурсах ( н-р, ЮнИОС, «Подрост», научная эколого-биологическая олимпиада обучающихся ОДОД, «Моя малая родина» и т.д.)

На занятиях кружка используются следующие формы и методы: беседа, игра, акция, экскурсия, наблюдения, самостоятельная работа, практическая работа, эксперимент, исследование, проект, инструктаж, мониторинг.


Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате работы по программе «Заповедная школа» учащиеся должны

Знать:

- закономерности функционирования экосистем;

- классификации ООПТ, понимание их роли;

- экологические проблемы разного уровня (глобальные, региональные, локальные), анализировать их причины, прогнозировать последствия, находить варианты решения выявленных экологических проблем;

-методики экологического мониторинга.


Уметь:

-ориентироваться в современных экологических противоречиях, в мире экологических ценностей;

- работать в команде, сотрудничать;

- выстраивать свою жизнедеятельность с учетом норм и правил экологической этики и транслировать эти модели на окружающих;

-работать с источниками информации, описывать, выдвигать гипотезы, анализировать, обобщать, моделировать, структурировать знания в области экологии;

- писать отчет по теме исследования (проекта), публично представлять и защищать результаты работы.


Методическое обеспечение программы

  1. Компьютер

  2. Фотоаппарат

  3. Атлас Республики Коми

  4. Картографический материал

  5. Рабочая тетрадь

  6. Красная Книга

  7. Перчатки, мешки

  8. Картинки





















Литература


  1. Атлас Республики Коми. – М.: Феория, 2011. – 448 с.: ил., карт.

  2. Бобрецов А.В., Нейфельд Н.Д. Печоро-Илычский заповедник: природное разнообразие. Сыктывкар, 2010. – 31 с.

  3. Земля заповедных лесов (Печоро-Илычский биосферный заповедник) – Сыктывкар, 2000, 159 с., 181 илл., 9 табл.

  4. Исследовательская работа школьников. // Научно-методический и информационно-публицистический журнал 26 (4) 2008. 277 с.

  5. Кадастр особо охраняемых природных территорий Республики Коми / Под ред. С.В. Дегтевой и В.И. Пономарева. Сыктывкар, 2014. – 428 с.

  6. Колесникова, И.А., Воспитание исследователей природы. // Внешкольник. Дополнительное образование и социальное воспитание детей и молодёжи. Информационно-методический журнал. № 2 (131) 2009. С – 24.

  7. Красная книга Республики Коми / Под. Ред. А.И. Таскаева. Сыктывкар, 2009. 791 с.

  8. Н.И. Солодова, Л.Б. Христова, Н.И. Малахова. Основы устойчивого управления лесным хозяйством: учебное пособие для 8,9,10 кл. общеобразовательнй школы – СПБ.: 2006. – 111 с.

  9. Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. Учебно-методическое издани е. – ФЦДЮТиК, 216 с., илл.

  10. Тимофеев А.Н. Внеурочная деятельность школьников в полевых условиях: биоэкологические исследования. // Биология в школе. – 2015. - № 4. – С. 55-63.

  11. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования / Ягодин Г.А., Аргунова М.В. – М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2012. – 336 с.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!