СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа “Забавные мукосольки”

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Забавные мукосольки» обеспечивает приобщение детей к творческой деятельности. Значительное внимание уделяется освоению материала и способам обработки, развивая при этом моторику, координацию движений, глазомер, точность действий и приучая детей к аккуратности, что немало важно и актуально в наше время. Актуальность выбора материала в том, что соленое тесто – экологически чистый, не аллергенный материал. Занятия интересны как и для девочек, так и для мальчиков.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа “Забавные мукосольки”»







Дополнительная образовательная программа “ Забавные мукосольки ”


Архипова Марина Владимировна

учитель технологии и изобразительного искусства





















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 2 имени Героя Социалистического Труда И.В. Комзина»


Утверждаю

Директор МОУ СОШ № 2

________________ Тихонова Н.Ф.

«____»_______________20___г.

Программа принята на основании решения

педагогического совета МОУ школы № 2

Протокол №_1_ от «_30_»_08_2014г.




Дополнительная образовательная программа “ Забавные мукосольки ” Декоративно – прикладное искусство






Возраст детей: 7 - 16 лет.

Срок реализации: 4 года.









Составитель: Архипова Марина Владимировна

учитель высшей квалификационной категории

изобразительного искусства и технологии.












Тольятти

2014 год

Информация об авторе программы:





Название программы


Забавные мукосольки

Фамилия


Архипова

Имя


Марина

Отчество


Владимировна

Образование

высшее


Место работы


МБУ «Школа № 2» г.о. Тольятти

Должность

Учитель изобразительного искусства и технологии

Стаж

32 года


Категория (разряд)


высшая




Содержание.


  1. Пояснительная записка. Цель. Задачи.

  2. Формирование художественных знаний, умений и навыков.

  3. Тематическое планирование.

  4. Содержание программы.

  5. Методическое обеспечение программы.

  6. Литература.





Пояснительная записка.


Декоративно-прикладное искусство – самое древнее искусство: оно возникло ещё в первобытные времена. И в то же время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку в его жизни, в быту. Потому и прикладное, а слово «декор» означает «украшать, придавать красивый вид». Декоративно-прикладное искусство разнообразно по технике исполнения и материалам, из которых выполняются изделия.

Лепка - вид пластики, создание скульптурных произведений из пластичных материалов. Глина и пластилин, которые традиционно используются на уроках в школе - далеко не единственные материалы, из которых можно лепить. Глина имеется не в каждой школе, а пластилин слишком мягкий материал, даже покрытый лаком - подвержен разрушению. Поэтому в качестве материала для занятий лепкой можно использовать соленое тесто.

Лепить - это необыкновенно интересно! На рисунке мир выглядит плоским, а скульптурное произведение многомерно и - что особенно замечательно - многофункционально.

Название программы «Забавные мукосольки» необычное (нестандартное), привлекает внимание детей и взрослых. Одним из основных занятий по программе – лепка, где применяются такие материалы, как мука и соль. Тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.

Актуальность выбора материала в том, что соленое тесто – экологически чистый, не аллергенный материал. Любое прикосновение пальцев оставляет на нем след, своеобразный узор. Из одного комка теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы. Тесто - универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы и надолго сохранить полученный результат.

Поделки из соленого теста уже давно стали одними из самых распространенных и любимых работ на уроках технологии в школе, да и просто интересным и полезным занятием детей и взрослых. Соленое тесто - очень доступный и главное безопасный материал, за счет пластичности которого можно создавать самые разнообразные фигуры: животных, людей, растений, даже панно и целые композиции, которые потом можно раскрасить любыми цветами. Эти предметы не только принесут радость взрослым и детям, но и украсят жилище или станут хорошим подарком для родных. Границ для фантазии не существует.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Лепка развивает не только речь, художественные способности, но и абстрактное и логическое мышление, воображение.

«Забавные мукосольки» - программа дополнительного образования, имеет социально – педагогическую и художественно – эстетическую направленность. Рассчитана на детей в возрасте от 7 до 15 лет по 10-15 человек в группе в зависимости от года обучения. Набор воспитанников свободный по желанию. Срок обучения – 4 года.

Продолжительность учебного блока, в соответствии с учебно-тематическим планом 36 недель. Сроки реализации учебного блока:

  • первый год обучения - 144 часа в год, в неделю по 4 часа,

  • второй год - 144 часа в год, в неделю по 4 часа,

  • третий - 144 часов в год, в неделю по 4 часа,

  • четвертый – 144 часов в год, в неделю по 4 часа.

Режим занятий обучающихся, согласно Сан. Пин.– 40 минут. В объединение принимаются учащиеся от 7 до 17 лет, желающие заниматься данным видам творчества и получить необходимые знания и умения для реализации своих творческих способностей.

Количество детей в группе 1 года обучения – 15 человек;

в группах 2-3 года обучения – 12- 15 человек;

в группе 4 года обучения – 10 человек.

Программа «Забавные мукосольки» обеспечивает приобщение детей к творческой деятельности. Значительное внимание уделяется освоению материала и способам обработки, развивая при этом моторику, координацию движений, глазомер, точность действий и приучая детей к аккуратности, что немало важно и актуально в наше время.

Программа авторская, создана на основе популярной издательской литературы по декоративно-прикладному творчеству и на основе опыта работы с детьми. Интегрируется с такими учебными предметами, как технология и изобразительное искусство, скульптура, дизайн и конструирование, народное творчество и история. Она позволяет изучать культуру предков и современников как целостный мир.

Содержание работ разнообразное, не дублирует учебную программу по технологии, а дополняет соответствующие разделы и темы (художественная обработка материалов).

Основная цель программы: приобщение детей к традиционному искусству художественных народных промыслов, а так же к творческой проектно- конструкторской деятельности.

Основные задачи:

· познакомить с возможностями лепки из теста, с историей развития промысла, с технологическими приемами тестопластики;

· формирование способности самостоятельно создавать творческие работы на основе наблюдений, памяти, художественно-образного мышления,

воображения, фантазии;

· развитие интереса к данному виду деятельности;

· формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений;

· развитие руки, глазомера и других качеств через формирование практических умений.


Творческая деятельность учащихся находит разнообразные формы:

  • индивидуальный труд;

  • коллективный труд;

  • участие в разнообразных мероприятиях (конкурсах, выставках, экскурсиях).


Практическая значимость состоит в том, что выполненные на занятиях художественные работы могут быть использованы как подарки для родных и друзей, а так же участвовать в оформлении школы и интерьера дома.

Освоение материала в основном будет происходить в процессе творческой деятельности детей. Творчество в системе дополнительного образования находит разнообразные формы выражения: это индивидуальные и коллективные работы, мелкая пластика и композиции, которые создаются за несколько занятий.

Весь процесс обучения отражает творческий, исследовательский, информативный и воспитательный характер. Учащиеся научатся проектировать и создавать свои изделия, декоративные панно, смогут участвовать в оформлении школьных кабинетов, детских уголков, комнат. Это поможет в будущем творчески подходить к оформлению своего жилища, продумывать его оригинальное художественное решение.

Практические занятия тесно связаны с трудовым обучением, что дает возможность самостоятельно по своим эскизам изготовить изделие в материале.

Организация деятельности на всех этапах будет действенной только тогда, когда будут использоваться основные методы и приемы для развития творческих способностей личности.

Классификации методов и приемов различны:

1) объяснительно – иллюстративный;

2) репродуктивный;

3) проблемное изложение;

4) исследовательский.

Приёмы создания творческой атмосферы.


  • Проявлять интерес к действиям учеников.

  • Признавать и поощрять множество вариантов ответов, импровизацию.

  • Поощрять чувство предвосхищения и ожидания.

  • Раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного.

  • Искать рациональное звено в ошибках, повышать значение ответа.

  • Развитие потребности самосовершенствования.

  • Способность видеть красивое в окружающем мире.





Формирование художественных знаний,

умений и навыков.

Обучающиеся должны знать:

- способы декоративного оформления интерьера (общественного и жилого

помещения);

- технику безопасности при работе с инструментами (ножницы, резак, стеки);

- санитарно-гигиенические правила при работе с пластичными материалами;

- основные требования к составлению эскиза и проекта изделия;

- этапы работы над изделием (замысел, эскизы, рисунки, подготовка

материалов, изготовление поделки, оформление работы);

- способы изготовления соленого теста и способы сушки изделий;

- виды изделий из теста (рельефы - объёмные лепные фигурки);

- основы композиции и цветоведения;

- технологические приемы работы с соленым тестом;

- правила хранения и ухода за изделиями из соленого теста;

- правила оформления декоративных работ.


Обучающиеся должны уметь:

- выполнять эскизы к творческим работам;

- овладеть приемами работы с соленым тестом;

- организовывать рабочее место;

- самостоятельно выполнять рельефные и объемные композиции;

  • использовать закономерности строения формы при конструировании моделей;

  • умело и аккуратно пользоваться инструментами (ножницы, резак, стеки);

  • владеть навыками формообразования, использование объёмов в выполнении панно;

  • работать индивидуально и коллективно;

- оформлять декоративные работы;

  • использовать в творческих работах приёмы и средства композиции;

  • конструировать объёмно-пространственные композиции;

  • определять основные виды народного творчества (особенности, характеристику);

  • активно участвовать в эстетическом преобразовании среды – дома, школы, города, проявляя активность художественно-творческой компетентности.


Ключевые компетентности:
  • Решение проблем – учащиеся самостоятельно выбирают тип творческой деятельности (вне предложенных учителем тем), берут на себя ответственность за решение принятых самостоятельных задач – выбор стиля для интерьера, выбор темы для творческих изделий.

  • Информационная компетентность – умение находить и извлекать необходимую информацию в условиях её обилия, и усваивать её в виде новых знаний. Учиться обобщать, структурировать учебный материал и применять его на практике.

  • Технологическая компетентность – материал курса изучается последовательно, через изучение технологических приёмов до выполнения проектов; умение работать с эскизами, чертежами, технологическими картами, с конструктивными материалами и инструментами.

  • Коммуникационная компетентность – продуктивное общение со сверстниками и преподавателем, с инструментами, техникой, информационным полем; формулировать вопросы для общения и поиска информации; выполнение творческих работ самостоятельно и коллективно, учатся отстаивать свою точку зрения при защите проекта.


Правильная организация рабочего места, умение работать технологическими картами. Готовность к самообразованию проверяется умением организоваться в группу сотрудничества и объективно оценить собственный вклад. Формой подведения итогов является участие в районных, городских и областных выставках.



Тематическое планирование. 1 год обучения.


п/п

Тема и содержание

занятия

Теорет.

часы

Практ.

часы

Всего

1

Вводная беседа. Основы декоративно-прикладного творчества. Народные промыслы нашей страны, края, города.

1


1

2

История промысла. Материалы и инструменты.

1


1

3

Тестопластика. Основные рецепты приготовления соленого теста.

1

3

4

4

Техника и свойства. Приемы работы с соленым тестом. Способы сушки.

1

3

4

5

Маленькие тисненые панно. Контррельеф.


4

4

6

Изделия из пласта. Плоские украшения, выполненные с помощью лекал.


12

12

7

Барельеф – настенное украшение. Виньетки.

1

15

16

8

Объемные миниатюрные фигурки.


12

12

9

Основы композиции.

Фронтальная композиция. Эскизы.

1

3

4

10

Декоративное панно с налепными узорами.


12

12

11

Герои сказок. Эскизы, выполнение.

2

18

20

12

Куколки на палец. Объёмный портрет.


12

12

13

Настольные игры.


8

8

14

Домашние обереги.


12

12

15

Подвески с жанровыми картинками.

1

19

20

16

Выставка творческих работ.

Подведение итогов.


2

2


Всего:


9

135

144

2 год обучения.


п/п

Тема и содержание

занятия

Теорет.

часы

Практ.

часы

Всего

1

Вводная беседа. Основы народного и декоративно-прикладного искусства.

1


1

2

Материалы и инструменты. Возрождение промысла и применение в быту.

1

2

3

3

Тестопластика. Основные рецепты приготовления соленого теста.

Забавные мукосольки.

1

3

4

4

Контррельеф – украшение интерьера.


8

8

5

Основы цветоведения. Роспись контррельефов.

1

3

4

6

Изготовление цветного теста. Украшения.

1

11

12

7

Подвески с жанровыми картинками из цветного теста.


12

12

8

Изготовление мелких орнаментальных деталей. Растительный мир.

1

17

18

9

Панно с цветами.


12

12

10

Барельеф – панно для интерьера. Живой мир. Использование необычных инструментов.

1

23

24

11

Объемные композиции.

1

11

12

12

Шкатулки.


12

12

13

Мелкая пластика. Объемные игрушки.

1

11

12

14

Смешные и полезные украшения для дома.


8

8

15

Выставка творческих работ.

Подведение итогов.


2

2


Всего:

8

136

144


3 год обучения.


п/п

Тема и содержание

занятия

Теорет.

часы

Практ.

часы

Всего

1

Вводная беседа. Материалы и инструменты. Основные рецепты приготовления соленого теста. Основные приемы лепки.

1

3

4

2

Практическое применение тестопластики в быту (игрушки, украшения интерьера, подарки).

1

3

4

3

Красочные подвески. Цветное тесто.


8

8

4

Кухонные украшения. Фруктовая фантазия.

1

15

16

5

Волшебные деревья.


8

8

6

Подсвечники.


8

8

7

Коробочки для секретов.

1

11

12

8

Подарок своими руками.


8

8

9

Панно с использованием природных материалов.

1

11

12

10

Куклы на каркасе.

1

11

12

11

Работа с каркасом. Карандашница и вазочка.


16

16

12

Сказочные города. Работа по основе.

1

19

20

13

Дружеские шаржи.

1

7

8

14

Забавные зверюшки из соленого теста. Панно.


16

16

15

Выставка творческих работ.

Подведение итогов.


2

2


Всего:

8

136

144

4 год обучения.


п/п

Тема и содержание

занятия

Теорет.

часы

Практ.

часы

Всего

1

Вводная беседа. Материалы и инструменты. Основные рецепты приготовления соленого теста. Основные приемы лепки.

1

3

4

2

Практическое применение тестопластики в дизайне интерьера.

1

3

4

3

Растительные мотивы. Эскизы и приемы лепки цветов и листьев. Панно без багета.


16

16

4

Способы выполнения панно.

Подготовка основы.

1

3

4

5

Законы композиции. Работа с эскизами.

2

2

4

6

Композиция из цветов на основе.


16

16

7

Сюжетная композиция. Эскизы, выполнение.


12

12

8

Рамочки из соленого теста.


12

12

9

Панно с использованием дополнительных материалов. Коллаж.

1

15

16

10

Изготовление оберега для дома.


12

12

11

Подставки под телефон.


8

8

12

Куклы из теста. Народные мотивы.


16

16

13

Разработка проекта по тестопластики.

2


2

14

Выполнение проекта.


16

16

15

Выставка творческих работ.

Подведение итогов.


2

2


Всего:


8

136

144




















Содержание программы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства.


Виды декоративно-прикладного искусства. История возникновения изделий из соленого теста. Возрождение народного промысла. Русские «хлебосольки». Символическое значение вещи. Художественный образ в сюжетных, орнаментальных, сюжетно - декоративных и объёмно-пластических композициях. Практическое применение изделий из соленого теста в быту и дизайнерские разработки современности. Материалы и инструменты, организация рабочего места. Техника безопасности при выполнении изделий из соленого теста.

Практическая работа:

Работа с литературой и источниками Интернет.


Этапы изготовления и обработки изделий.


Основные рецепты теста. Способы окрашивания теста. Декоративная обработка изделий (глазурование, раскрашивание, лакирование). Основные приемы лепки (шарик, колбаска, капелька, пласт). Последовательность изготовления изделий. Способы сушки изделий из соленого теста. Правила хранения и ухода за изделиями из соленого теста.

Практическая работа:

1 год обучения – Объемные миниатюрные фигурки.

2 год обучения – Забавные мукосольки.

3 год обучения – Фрукты.

4 год обучения – Цветы.


Композиция.


Основные законы композиции. Правила, приемы и средства композиции: ритм, симметрия, асимметрия, формат, контраст, цвет, динамика и статика. Работа с эскизами. Фронтально-объемные декоративные композиции для украшения интерьера. Художественный облик объемной композиции.

Практическая работа:

1 год обучения – Декоративное панно.

2 год обучения – Подвески с жанровыми картинками.

3 год обучения – Подарок своими руками.

4 год обучения – Сюжетная композиция. Изготовление оберега для дома.


Рельефные композиции.


Сущность скульптурной пластики: барельеф, контррельеф, рельеф. Использование лекал для рельефного панно. Использование природных элементов и приспособлений в контррельефе. Объемные композиции – мелкая пластика. Технологические приемы выполнения панно на основе. Скульптурное изображение фигуры человека, животных, сказочных героев. Декоративная посуда. Использование подручных материалов для создания необычных рельефов (штампики, ножницы, кружева, пуговицы).

Практическая работа:

1 год обучения – Маленькие тисненые панно. Виньетки. Домашние обереги.

2 год обучения – Панно с цветами. Живой мир. Объемные игрушки.

3 год обучения – Кухонные украшения. Волшебные деревья.

4 год обучения – Панно без багета. Куклы из теста. Рамочки для фотографий.


Цветоведение.


Основные и составные цвета цветового круга. Контрастные и нюансные сочетания цветов. Цветовая гармония. Теплые и холодные цветосочетания. Приемы росписи изделий из соленого теста (акварель, гуашь). Использование водоэмульсионной краски для основы панно.

Практическая работа:

1 год обучения – Герои сказок.

2 год обучения – Красочные подвески.

3 год обучения – Сказочные города.

4 год обучения – Композиция из цветов на основе.


Конструирование.


Основы формообразования - геометрические тела. Технологические приемы выполнения объемных изделий из соленого теста. Закономерности строения формы при конструировании моделей. Изделия на каркасе (коробки, баночки, проволока) и способы крепления деталей.

Практическая работа:

1 год обучения – Куколки на палец. Настольные игры.

2 год обучения – Шкатулки.

3 год обучения – Коробочки для секретов. Куклы на каркасе. Карандашница и

вазочка.

4 год обучения – Подставки под телефон.


Проектная деятельности.

Изучение народных истоков тестопластики. Использование технологических приёмов в работе с соленым тестом. Работа с эскизами, чертежами, технологическими картами, с конструктивными материалами и инструментами. Выполнение творческих работ индивидуально или коллективно. Выбор стиля для интерьера, выбор темы для творческих изделий.

Практическая работа:

1 год обучения – Подвески с жанровыми картинками.

2 год обучения – Смешные и полезные украшения для дома.

3 год обучения – Панно. Забавные зверюшки.

4 год обучения – Сюжетная композиция.

Методическое обеспечение программы.

Выбор методов и форм. Применяемые в работе формы и методы основывается - на психологических особенностях возраста обучающихся. Для теоретических занятий используются методы: информационный, наглядно-иллюстративный, проблемный. На практических занятиях чаще используются методы: консультация, систематизация, сравнение, анализ, синтез. Форма лекции и обсуждения необходима на теоретических занятиях, а форма самостоятельной или групповой работы, деловой игры, исследования, упражнения – для практической.

Форма занятий – урок.

Основными формами занятий являются беседы, практические работы. Для активизации познавательной деятельности обучающихся, развития их интереса к художественной обработке материала (создание творческих работ из соленого теста). Используются различного типа уроки: вводный урок, комбинированный урок, урок – творчества. По каждой теме имеется методический и дидактический материал, образцы выполнения практических работ, поурочный план.

Виды контроля:

  • собеседование;

  • выполнение зарисовок;

  • экспресс-анализ;

  • творческие выставки объединения.

Контроль позволяет определить эффективность обучения по данной программе, внести коррективы в учебный процесс по темам программы, позволяет увидеть результаты своего труда. Сами обучающиеся будут знать уровень своей подготовленности по данному курсу.

Методический материал:

  • демонстрационные плакаты,

  • фотографии, репродукции,

  • иллюстрации,

  • изделия мастеров,

  • работы учащихся,

  • компьютерные диски, дискеты,

  • библиотека по декоративно-прикладному творчеству,

  • пособия по декоративному искусству.

Дидактический материал:

  • карточки – задания,

  • технологические карточки – разработки.

Преимущества соленого теста:

- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

- легко отмывается и не оставляет следов;

- безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз

попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!

- Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

- можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;

- краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;

- поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...

Оборудование: Для занятий воспитанникам необходимо: альбом для выполнения эскизов и зарисовок, чертёжные принадлежности, краски и кисти, стеки, салфетка для рук, резаки, ножницы, подручные приспособления.

Для выполнения панно: ДВП, рамки из багета, синтетический клей.

Кадровое обеспечение: Архипова Марина Владимировна – учитель изобразительного искусства, черчения и технологии.

Материально – техническое оснащение: Помещение в МОУ № 2.

Кабинет: № 309 - Мастерская по художественному труду и изобразительному искусству.


































Литература.


  1. Берсенев Г.К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: ООО Издательство Астрель, 2001.

  2. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. – Ярославль: Академия развития, 1999.

  3. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. - Ярославль: Академия К, 1985.

  4. Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. – Санкт-Петербург: КРИСТАЛЛ, 2001.

  5. Кискальд И. Солёное тесто. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998

  6. Конышева Н.М Чудесная мастерская. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997.

  7. Силаева К.В. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. М.: Эксмо, 2001.

  8. Сокольская Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996.

  9. Чаянова Г.Н. Соленое тесто. – М.: Дрофа-Плюс, 2008.

  10. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1351

  11. http://www.mukosol.ru/

  12. http://stranamasterov.ru/blog/35917













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!