СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа "Школа юного урбаниста"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урбанистика — наука, посвященная развитию различных городских систем, их взаимодействию между собой и с жителями города. Растущие потребности в кадрах высококвалифицированных архитекторов, строителей и дизайнеров вызывают необходимость привлечения внимания школьников к этим профессиям. Возраст обучающихся (10-11классы) – время для дальнейшего самоопределения, есть возможность попробовать свои силы в новой профессии.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа "Школа юного урбаниста"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти

«Школа № 2 имени Героя Социалистического Труда И.В. Комзина»






«Рассмотрено» «Согласовано»: «Утверждаю»

на заседании методического заместитель директора по Директор МБУ «Школы № 2»

объединения УВР__________________ Тихонова Н.Ф. _____________

Протокол № от « » сентября 2020 года от « » сентября 2020 года

от « » 2020 года











Дополнительная образовательная программа

«Школа юного урбаниста»


Возраст: 10-11 классы (16-18 лет)

Срок реализации программы: 2 года





Автор: Архипова Марина Владимировна, учитель ИЗО и технологии высшей категории МБУ «Школа № 2»

г.о. Тольятти









Тольятти

2020

Пояснительная записка


Урбанистика — наука, посвященная развитию различных городских систем (транспорт, пешеходная инфраструктура, экология, здравоохранения и другие), их взаимодействию между собой и с жителями города. Все, что происходит с городом, что происходило раньше или планируется в будущем.

Урбанист является специалистом, который отвечает за планирование внутри города. Его работа направлена на то, чтобы сделать мегаполис удобным для жизни, передвижения, отдыха: транспортная развязка, ландшафтный дизайн, архитектура, коммерческая и жилая застройка. Профессия новая, ее востребованность ежегодно возрастает, что обусловлено расширением городов, необходимостью внедрять современные технологии в уже имеющуюся инфраструктуру. Урбанистом может стать специалист, который имеет глубокие познания об архитектуре, строительстве, транспортном планировании, градостроительстве.

Актуальность программы. Растущие потребности в кадрах высококвалифицированных архитекторов, строителей и дизайнеров вызывают необходимость привлечения внимания школьников к этим профессиям. Возраст обучающихся (10-11классы) – время для дальнейшего самоопределения, есть возможность попробовать свои силы в новой профессии.

Программа внеурочной деятельности «Школа юного урбаниста» – примерная. В процессе обучения возможны проведение корректировок сложности задач и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими программного материала.

Тип образовательной программы: модифицированная.

Программа разработана в 2019 году, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.

  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

  4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

  5. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

  6. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).

  7. Права ребёнка. Нормативные правовые документы, М.. Творческий Центр ОФЕОС, 2005.

  8. Программой развития универсальных учебных действий.

  9. Учебного плана МБУ «Школа № 2» городского округа Тольятти.

Педагогическая целесообразность: данная программа формирует у школьников начальные профессиональные знания, развивает технику владения чертежными инструментами, графическую грамотность, прививает навыки ориентирования в пространстве и на листе бумаги, расширяет знания и умения детей в решении конструкторских задач. Программа способствует формированию у обучающихся устойчивости замысла, оказывает помощь в умении планировать свой результат, пробуждению чувства творческого удовлетворения.

Цель программы: развитие о обучающихся креативных архитектурно-художественных способностей через проектную деятельность.

Задачи программы:

Обучающие:

- познакомить с понятием «урбанистика», показать ее будущие перспективы;

- сформировать представление о профессии урбаниста, его творческой и практической работе;

- познакомить с основными видами плоскостных композиций, схем и чертежей;

- знакомить с основами конструирования и моделирования;

- сформировать представления о проектной деятельности, научить планировать свою работу, выражать свои идеи, защищать свои проекты;

- обучить приемам построения предметов в трехмерном пространстве;

- познакомить с основными понятиями и определениями композиции, дизайна, архитектуры;

- формировать умения и навыки работы с различными материалами, ручными и чертёжными инструментами;

Воспитательные:

- воспитать культуру поведения на занятиях, культуру общения в коллективе;

- воспитывать чувство уважения к истории культуры города, республики, своего Отечества;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

- сформировать культуру восприятия произведений архитектуры и дизайна.

Развивающие:

- развивать художественно-творческие способности детей, образное и ассоциативное мышление, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально - эстетическое восприятие действительности;

- развивать мелкую моторику кистей рук, зрительную память, глазомер;

- развивать стремление к самообразованию.

Возраст обучающихся. Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности «Школа юного урбаниста» рассчитана на школьников от 16 - 18 лет (10-11 классы) без специальной художественной подготовки.

Срок реализации программы: 2 года (70 часов)

Форма и режимы занятий: Занятия проводятся в групповой форме 1 раз в неделю по 1 академическому часу (в соответствии с САНПИН_2.4.4.3172 - 14)

Межпредметные связи. Программа предусматривает связь с такими предметами как: изобразительное искусство, экология, черчение, начертательная геометрия, история, архитектура, дизайн, технология, математика, ОБЖ.

Ожидаемый результат. Участие в конкурсах, выставках, грантах – реализация проектов в жизни города, микрорайона.

Отличительной особенностью данной программы от всех существующих программ (например, программы «Дизайн и архитектура в жизни человека» под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2018), разработанная программа рассчитана на курс обучения школьников основам урбанистики. Занимаясь созданием проекта, урбанист рассматривает город как крупное предприятие, где пребывают и работают люди, имеющие собственный вкус, привычки, требования. Современная урбанистка имеет несколько направлений: социология города; экология города; архитектура и городской дизайн.

Курс разработан при консультационной поддержке Центра урбанистики и стратегического развития территории Тольяттинского государственного университета.

Программа включает в себя изучение некоторых теоретических положений по курсам геометрии и черчения и закрепление данного материала при выполнении рисунков, чертежей и создание объёмных макетов. Кроме того, занятия архитектурным макетированием содействуют развитию потребности активно преобразовывать окружающую среду в соответствии со своими интересами и потребностями.


Планируемые результаты освоения программы


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы:

•        воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

•        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

•        развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

•  развитие способности ставить перед собой определенные цели, задачи; умение делать выводы.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • освоить для себя новые художественные знания и умения и, возможно, продолжить образование в данном направлении;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;


Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

Выпускник получит возможность научиться:

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• раскрытие потенциала конструктивного мышления и оттачивания творческих способностей;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.


Предметные результаты

Выпускник научится:

  • осознавать современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве;

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале объемных композиций;

  • анализировать композицию объ­емов, составляющих общий облик, об­раз современной постройки;

  • композиционным навыкам работы с различными художественными материалами;

  • понимать сочетание различных объемов в здании;

  • понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

  • иметь общее представление об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

  • характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

  • осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов;

  • применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

  • работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

  • овладевать способами обозначения на макете рельефа местности и природ­ных объектов.

  • понимать эстетическое и экологи­ческое взаимное сосуществование при­роды и архитектуры.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

  • понимать значение преемственности в искусстве архитектуры и искать собственный способ «примирения» прошлого и настоящего в процессе реконструкции городов;

  • рассматривать и объяснять планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей;

  • учитывать в проекте инженерно-бытовые санитарно-технические задачи;

  • владеть навыками формообразования, использования объемов в архитектуре и в пространстве;

  • сформировать определенные умения и навыки в художественном конструировании (составление эскизов, рисунков, чертежей проектов, макетирование, моделирование).

Образовательный процесс реализуется в двух формах организации деятельности: теоретическая часть (история архитектуры, дизайна, бумаги, техника безопасности, введение в урбанистику) предполагается в виде бесед с последующим контролем; практическая часть – разработка проектов на улучшение окружающей городской среды (изготовление макетов), защита проектов на конкурсах. Программа предусматривает как индивидуальную форму работы, так и коллективное творчество.




Учебный план


п/п

Разделы

Количество часов

I год обучения

II год обучения

1

Вводное занятие

1

1

2

Основы композиции.

5

4

3

Азбука графической грамотности

7

7

4

Основы городского дизайна.

5

4

5

Городское пространство

5

7

6

Макетирование

8

6

7

Проект

4

6


Итого:

35

35

70




Тематический план 1 год обучения


№/п

тема занятия

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

1


1

2

Основы композиции.

1

4

5

2.1

Виды композиции. Средства композиции, приемы и методы.

1


1

2.2

Цвет в композиционном решении.


1

1

2.3

Композиция объемов и форм из геометрических тел.


2

2

2.4

Принципы построения пространственных и плоскостных композиций.


1

1

3

Азбука графической грамотности

2

5

7

3.1

Черчение. Инструменты, оборудование и материалы чертёжника. Знакомство с планом и чертежом.

1


1

3.2

Графические способы выполнения и чтения изображений процессов, явлений, объектов.


2

2

3.3

Аксонометрические проекции.

1


1

3.4

Геометрические проекции куба, параллелепипеда, цилиндра, конуса.


1

1

3.5

Развертки геометрических тел.


2

2

4

Основы городского дизайна.

1

4

5

4.1

Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование.

1


1

4.2

Взаимосвязь формы и материала.


1

1

4.3

Дизайн в архитектуре.


1

1

4.4

Ландшафтный дизайн.


2

2

5

Городское пространство

3

2

5

5.1

Архитектурное наследие и история мировой архитектуры.

1


1

5.2

Этапы возникновения городов.

1


1

5.3

Анализ городского объекта.

1

2

3

6

Макетирование

2

6

8

6.1

Основные приемы обработки бумаги, картона, пластичных материалов.

1

1

2

6.2

Базовые формы конструирования.


1

1

6.3

Изобразительные средства передачи фактуры различных материалов.


2

2

6.4

Модель пространства. Рельеф.


1

1

6.5

Пространственное расположение объектов.

1

1

2

7

Проект


4

4


Итого:



35



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I год обучения.

Раздел 1. Вводное занятие

Всего часов: 1, из них: теоретических - 1.

Краткое содержание. Организационные вопросы. Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Правила внутреннего распорядка. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.

Форма занятия: фронтальная.

Приёмы методической организации: беседа, рассказ.

Дидактический материал: ПК. Презентация. Информационные материалы.

Форма подведения итогов: устный опрос.

Раздел 2. Основы композиции

Всего часов: 5, из них: теоретических - 1; практических - 4.

Краткое содержание. Виды композиций (плоскостная, объемно-фронтальная, объемно-пространственная, глубинно-пространственная). Средства композиции, приемы и методы работы. Главное и второстепенное в изделии. Пропорции. Симметрия и асимметрия. Композиция объемов и форм из геометрических тел. Динамичность формы. Статичность. Контраст. Принципы построения пространственных и плоскостных композиций. Равновесие формы. Цвет в композиционном решении. Пространственные свойства цвета. Соответствие силуэтной формы и декора. Выявление композиционного центра: выразительным силуэтом, размером, размещением.

Практическая работа:

- Организовать глубинно-пространственную композицию, в основе которой лежит симметрия – сначала относительно оси, затем относительно центра.

- Создать асимметричную композицию, которая была бы пластически интересна со всех сторон.

- Выполнить оригинальную объемно-пространственную композицию, в основе которой лежит ритм, используя цвет и различные графические решения.

Объекты труда: Информационные материалы. Эскизы, чертежи, технические рисунки. Альбом для рисования, формат А0, карандаши, линейки, кисти, гуашь, резак, клей ПВА, ножницы, картон.

Форма занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Приёмы методической организации: беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.

Дидактический материал: Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по дизайну, информационные материалы, мультимедийные презентации.

Форма подведения итогов: анализ учебных работ, устный опрос.

Раздел 3. Азбука графической грамотности

Всего часов: 7, из них: теоретических - 2; практических - 5.

Краткое содержание. Черчение. Инструменты, оборудование и материалы чертёжника. Правила техники безопасной работы чертёжными инструментами. Знакомство с планом и чертежом. Правила оформления чертежей. Графические способы выполнения и чтения изображений процессов, явлений, объектов. Аксонометрические проекции. Изометрическое проецирование. Фронтальное диметрическое проецирование. Технический рисунок. Геометрические проекции куба, параллелепипеда, цилиндра, конуса. Построение комплексного чертежа в системе прямоугольных проекций. Эскизы. Элементы конструирования в черчении. Постановка задачи конструирования.

Практическая работа:

- Приобретение умений и навыков работы инструментами графика.

- Выполнение графической работы «Чертёж плоской детали».

Выполнение практической работы «Аксонометрические проекции

плоских фигур».

- Выполнение графической работы «Изометрическая проекция детали».

- Выполнение практической работы «Технический рисунок детали».

Объекты труда: Информационные материалы. Учебник «Черчение». Эскизы, чертежи, технические рисунки. Формат А4, чертёжные инструменты.

Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.

Приёмы методической организации: Беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.

Дидактический материал: ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации. Образцы чертежей. Карточки-задания.

Формы подведения итогов: Анализ учебных работ, устный опрос, тестирование, просмотр, отбор лучших проектных работ.


Раздел 4. Основы городского дизайна

Всего часов: 5, из них: теоретических - 1; практических - 4.

Краткое содержание. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Взаимосвязь формы и материала. Объекты декорирования. Дизайн в архитектуре. Ландшафтный дизайн. Стили в ландшафтном дизайне. Направления дизайна среды: дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн, экологический дизайн. Специфика ландшафтного дизайна. Принципы планировки, создание микроландшафта. Учёт особенностей микрорельефа. Элементы ландшафтного дизайна. Террасы, дорожки, элементы озеленения. Проектирование пространственной и предметной среды. Инструкции по ТБ.

Практическая работа. Принципы планировки, создание микроландшафта.

- Анализ стилей ландшафтного дизайна.

- Выполнение эскиза ландшафта. Варианты: детская игровая площадка,

школьные клумбы.

- Изготовление макета игровой площадки, школьные клумбы.

Объекты труда: информационные материалы. Материалы: дерево, пластмасса, пенопласт, проволока, жесть, пластилин, бумага, картон, природный материал, акварельные краски, гуашь. Инструменты: карандаши, циркуль, клей, ножницы, молоток, плоскогубцы, круглогубцы, иглы.

Форма занятия: фронтальная, индивидуальная.

Приёмы методической организации: беседа, рассказ, показ, консультации.

Дидактический материал: ПК, мультимедийная презентация. Материалы, оборудование, инструменты как наглядное пособие. Инструкции по ТБ. Форма подведения итогов: устный опрос, выставка макетов, отбор лучших проектных работ.


Раздел 6. Макетирование

Всего часов: 8, из них: теоретических - 2; практических - 6.

Краткое содержание. Основные приемы обработки бумаги, картона, пластичных материалов. Макетирование. Макетирование как вид представления проектов. Наглядность. Объёмность. Выбор материалов для создания макетов. Этапы выполнения макетов из различных материалов. Изобразительные средства передачи фактуры различных материалов. Модель пространства. Рельеф. Основы проектирования. Базовые формы конструирования. Различные виды представления проектов: эскизы, чертежи, технические рисунки, макеты, модели. Законы художественного конструирования: единство формы и содержания. Пространственное расположение объектов. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.

Практическая работа:

- Анализ обработки бумаги, картона, пластичных материалов.

- Выполнение макета проектируемого изделия. Коллективный мини-проект «Разработка школьной спортивной площадки».

Объекты труда: Информационные материалы. Анализ обработки бумаги, картона, пластичных материалов. Выполнение макета проектируемого изделия. Коллективный мини-проект «Разработка школьной спортивной площадки».

Формы занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Приёмы методической организации: Беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.

Дидактический материал: ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации. Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по дизайну и макетированию.

Формы подведения итогов: Устный опрос, просмотр, отбор лучших проектных работ.

Раздел 5. Городское пространство

Всего часов: 5, из них: теоретических - 3; практических - 2.

Краткое содержание. Архитектурное наследие и история мировой архитектуры. Влияние эпох на стиль архитектуры. Основные виды архитектуры. Элементы архитектуры. Этапы возникновения городов. Градостроительство (создание новых городов и поселков и реконструкция старых городских районов). Этапы проектирования архитектурного сооружения. Анализ городского объекта. Понятие архитектурной графики и проектной документации.

Практическая работа:

- Анализ стилей в архитектуре. Обзор памятников архитектуры.

- Тематическая композиция «Мой город».

Объекты труда: Информационные материалы. Книги по архитектуре. Материалы: бумага, картон, гуашь. Инструменты: карандаш, чертежные инструменты, клей, ножницы.

Формы занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Приёмы методической организации: Беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.

Дидактический материал: ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации. Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по архитектуре.

Формы подведения итогов: Устный опрос, просмотр, отбор лучших проектных работ.


Раздел 6. Проект

Всего часов: 4, из них: практических - 4.

Практическая работа: «Парк моего детства»; «Школьный автодром»

Объекты труда: Информационные материалы. Книги по архитектуре. Материалы: бумага, картон, гуашь. Инструменты: карандаш, чертежные инструменты, клей, ножницы.

Формы занятий: групповая, коллективная.

Приёмы методической организации: индивидуальные консультации.

Тематический план 2 год обучения


№/п

тема занятия

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

1


1

2

Основы композиции.

1

3

4

2.1

Соразмерность и пропорциональность.

1


1

2.2

Смысловое и стилевое единство элементов композиции.


1

1

2.3

Средство архитектурной композиции и их роль в творческом процессе.


2

2

3

Азбука графической грамотности

2

5

7

3.1

Построение комплексного чертежа в системе прямоугольных проекций.

1


1

3.2

Перспективные и аксонометрические виды.

1

1

2

3.3

Элементы конструирования в черчении. Постановка задачи конструирования.


2

2

3.4

Проектная и архитектурная графика.


2

2

4

Основы городского дизайна.

2

2

4

4.1

Типология городской среды.

1


1

4.2

Малые архитектурные формы.


2

2

4.3

Социология города.

1


1

5

Городское пространство

4

3

7

5.1

Бионическое формообразование.

1

1

2

5.2

Здания и сооружения. Элементы экстерьера.


1

1

5.3

Экология города. Устойчивое развитие.

1

1

2

5.4

Градоформирование Тольятти.

2


2

6

Макетирование.

1

5

6

6.1

Роль и значение материала в конструкции.

1

2

3

6.2

Пластические разработки поверхности.


1

1

6.3

Тематическое моделирование.


2

2

7

Проект.


6

6


Итого:



35


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

II год обучения.

Раздел 1. Вводное занятие

Всего часов: 1, из них: теоретических - 1.

Краткое содержание. Организационные вопросы. Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Правила внутреннего распорядка. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.

Форма занятия: фронтальная.

Приёмы методической организации: беседа, рассказ.

Дидактический материал: ПК. Презентация. Информационные материалы.

Форма подведения итогов: устный опрос.

Раздел 2. Основы композиции

Всего часов: 4, из них: теоретических - 1; практических - 3.

Краткое содержание. Соразмерность и пропорциональность. Структура композиционного построения композиции: массивность – пространственность, асимметрия – асимметрия, легкость – тяжесть, динамика – статика, контраст – нюанс. Смысловое и стилевое единство элементов композиции. Средство архитектурной композиции и их роль в творческом процессе.

Практическая работа. Варианты:

- Композиция с доминантой геометрической формы.

- Композиция на экологическую тематику.

Объекты труда: Информационные материалы. Эскизы, чертежи, технические рисунки. Альбом для рисования, форматы А4, карандаши, линейки, кисти, гуашь, резак, клей ПВА, ножницы, картон.

Форма занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Приёмы методической организации: беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.

Дидактический материал: Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по дизайну, информационные материалы, мультимедийные презентации.

Форма подведения итогов: анализ учебных работ, устный опрос.

Раздел 3. Азбука графической грамотности

Всего часов: 7, из них: теоретических - 2; практических - 5.

Краткое содержание. Построение комплексного чертежа в системе прямоугольных проекций. Перспективные и аксонометрические виды. Прямая линейная перспектива. Панорамная перспектива. Три вида аксонометрии: 1. Изометрия (измерение по всем трём координатным осям одинаковое); 2. Диметрия (измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей — другое); 3. Триметрия (измерение по всем трём осям различное). Элементы конструирования в черчении. Основа эргономического подхода в формировании пространства. Постановка задачи конструирования. Проектная и архитектурная графика.

Практическая работа:

- Выполнение практической работы «Технический рисунок детали».

- Конструирование по собственному замыслу 

Объекты труда: Информационные материалы. Учебник «Черчение». Эскизы, чертежи, технические рисунки. Альбом для черчения, форматы А4, чертёжные инструменты.

Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.

Приёмы методической организации: Беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.

Дидактический материал: ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации. Образцы чертежей. Карточки-задания.

Формы подведения итогов: Анализ учебных работ, устный опрос, тестирование, просмотр, отбор лучших проектных работ.


Раздел 4. Основы городского дизайна

Всего часов: 4, из них: теоретических - 2; практических - 2.

Краткое содержание. Типология городской среды. Разнообразие видов и форм среды. Разнообразие городского ландшафта. Направления дизайна среды: дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн, экологический дизайн. Малые архитектурные формы. Социология города. Город как социально-территориальная общность. Специфика ландшафтного дизайна. Принципы планировки, создание микроландшафта. Учёт особенностей микрорельефа. Элементы ландшафтного дизайна. Террасы, дорожки, элементы озеленения. Объекты декорирования.

Практическая работа: Разработка технополиса «Разумный город».

Объекты труда: информационные материалы. Материалы: бумага, картон, краски. Чертежные инструменты.

Форма занятия: фронтальная, индивидуальная.

Приёмы методической организации: беседа, рассказ, показ, консультации.

Дидактический материал: ПК, мультимедийная презентация. Материалы, оборудование, инструменты как наглядное пособие. Инструкции по ТБ. Форма подведения итогов: устный опрос, отбор лучших работ.


Раздел 5. Городское пространство

Всего часов: 5, из них: теоретических - 3; практических - 2.

Краткое содержание. Архитектурное наследие и история мировой архитектуры. Влияние эпох на стиль архитектуры. Основные виды архитектуры. Элементы архитектуры. Этапы возникновения городов. Градостроительство (создание новых городов и поселков и реконструкция старых городских районов). Этапы проектирования архитектурного сооружения. Анализ городского объекта. Понятие архитектурной графики и проектной документации.

Практическая работа:

- Анализ стилей в архитектуре. Обзор памятников архитектуры.

- Тематическая композиция «Мой город»

Объекты труда: Информационные материалы. Книги по архитектуре. Материалы: бумага, картон, гуашь. Инструменты: карандаш, циркуль, клей, ножницы

Формы занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Приёмы методической организации: Беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.

Дидактический материал: ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации. Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по архитектуре.

Формы подведения итогов: Устный опрос, просмотр, отбор лучших проектных работ.

Раздел 6. Макетирование

Всего часов: 6, из них: теоретических - 1; практических - 5.

Краткое содержание. Основные приемы обработки бумаги, картона, пластичных материалов. Роль и значение материала в конструкции. Выбор материалов для создания макетов. Пластические разработки поверхности. Макетные приемы выявления и разработки поверхности. Иллюзорное разрушение плоскости. Объем. Тематическое моделирование. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.

Практическая работа:

- Плоскостные композиции.

- Открытая пространственная композиция

Объекты труда: Информационные материалы. Книги по макетированию. Материалы: пенопласт, проволока, жесть, бумага, картон, природный материал, акриловые краски. Инструменты: карандаши, циркуль, клей, ножницы, молоток, плоскогубцы, канцелярский нож.

Формы занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Приёмы методической организации: Беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.

Дидактический материал: ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации. Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по дизайну и макетированию.

Формы подведения итогов: Устный опрос, просмотр, отбор лучших проектных работ.


Раздел 6. Проект

Всего часов: 6, из них: практических - 6.

Практическая работа: «Экогород»; «Скверы родного города»

Объекты труда: Информационные материалы. Книги по архитектуре. Материалы: бумага, картон, гуашь. Инструменты: карандаш, чертежные инструменты, клей, ножницы, канцелярский нож.

Формы занятий: групповая, коллективная.

Приёмы методической организации: индивидуальные консультации.

Дидактический материал: ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации. Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по архитектуре.

Формы подведения итогов: просмотр, отбор лучших проектных работ.







В современном понимании урбанистика является синтезом архитектуры, дизайна, сооружений, комплексов зданий и сооружений, а также населенных пунктов и комплексов населенных пунктов, основным предназначением которых является обеспечение различных потребностей человека. В эпоху всеобщей компьютеризации общественность уже забывает про ручную подачу проектов. А при этом лишь бумага обладает такими пластическими свойствами как гибкость, прочность, вариативность одновременно. Таким образом предполагается макетирование от простых геометрических форм, абстрактных композиций домов до детально проработанных усложнённых средовых композиций целых улиц, районов, собственного представления города будущего.


Материально-техническое обеспечение

Заключается в оснащении аудитории для практической работы, где можно выполнять макеты различной сложности. Основными материалами для макетов служат простые в обращении однотонная бумага типа «Ватман» и тонкий картон, а также современные и более трудоемкие, такие как оракал, фомикс и др. Все выше перечисленные материалы наиболее приближены к основным архитектурно-строительным материалам по многим характеристикам и одновременно достаточно абстрактны для того, чтобы обеспечить устойчивый момент обобщения и предельную степень сравнимости, что очень важно при обсуждении работ.

Для работы с бумагой и картоном необходимы следующие инструменты:

1. Макетный нож или резак с лезвием из стали особой закалки, хорошо заточенный. Желательно пользоваться макетными ножами с лезвиями стандартной ширины в 9 или 18 мм.

2. Циркульный нож для вырезания окружностей и дуг. Если такого ножа нет, то можно использовать измеритель с сильно заточенной иглой, чтобы он прорезал бумагу или циркуль с рейсфедером. Для этого в рейсфедер вставляется обломанная по диагонали бритва и крепко зажимается.

3. Ножницы с прямыми концами.

4. Клей. Наиболее удобен для склеивания бумаги и картона клей ПВА, так как он белого цвета и не оставляет следов на листе

5. Чертежная доска или подрамник для вычерчивания разверток, деталей макета.

6. Специальная основа для резки деталей макета (можно использовать небольшой кусок фанеры, пластика, оргалита или линолеума).

7. Чертежные принадлежности.

8. Металлическая линейка.

9. Пинцет.






Список литературы


1. Бартенев И.А., Батажова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей: Учебное пособие. – М.: Изобразительное искусство, 1983

2. Ботвинников А.Д. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. - М.: ООО Астрель, АСТ, 2001

  1. Журналы и каталоги по дизайну.

4. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона: Учебное пособие. – М.: Книжный дом «Университет», 2000

5. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объёмного конструирования. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001

6. Сокольникова И.М. Основы композиции, - Обнинск: Титул, 1996

7. Соловьев С.А. Перспектива. – М.: Просвещение, 1981

8. Холмянский Л.М., ЩипановА.С. Дизайн, - М.: Просвещение, 1985

9. https://docplayer.ru/28550005-Arhitekturnoe-maketirovanie.html

Архитектурное макетирование: метод. указания к лабораторным занятиям / Т.Б. Ефимова; под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. Ю.П. Скачкова. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 16 с.

10. https://docplayer.ru/35941250-Kompozicionnoe-modelirovanie.html

Архитектурное макетирование: метод. Указания к лабораторным занятиям / Т.Б. Ефимова; под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. Ю.П. Скачкова. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 16 с.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!