СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности "Юный натуралист" (экология).

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа способствует формированию представления об экологии как комплексной науки, основных методах, истории становления, основных объектах изучения экологии. теоретических знаний по актуальным проблемам экологии ;  умений и навыков исследовательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности "Юный натуралист" (экология).»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 19 имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Мытарева

города Димитровграда Ульяновской области»  



Рабочая программа творческого объединения

«Юный натуралист»


 Наименование направления: общеинтеллектуальное

Класс: 10 -11

Уровень среднее общее образование

Учитель: Абдулганиева Светлана Сергеевна_

Срок реализации программы, учебный год 2019-2021 учебный год

Количество часов по плану : 153

Количество часов в неделю : 4,5 часа в неделю

Планирование составлено на основе

Чернова Н.М. Основы экологии [Текст] : учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. Сборник программ и методических материалов по образовательной области "Естественные дисциплины».

«  » _____ 2019 г                                             _______________________/ _______________________/

                     (подпись)                    (расшифровка подписи)



Актуальность программы

Неблагоприятная экологическая ситуация диктует необходимость подготовки социально адаптированного выпускника школы, имеющего внутренне согласованную естественнонаучную картину мира, способного самостоятельно находить ответы на актуальные вопросы, совершенствовать свои жизненные планы в первую очередь в отношении с природой и обществом. Но, как свидетельствует анализ практики, выпускники сегодняшней школы, по-прежнему хорошо владея информацией, в недостаточной степени осваивают специальные умения и навыки, необходимые для успешного разрешения проблем, возникающих при интеграции их в общество.

Отличительные особенности программы:

Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, происходит переориентация оценки результата образования с понятий "подготовленность", "образованность" на понятие "компетентность" личности. Теорией педагогической науки определено и практикой доказано, что наиболее эффективным средством в достижении требуемого результата является научная деятельность школьников, которая

  • раскрывает ":перед школьниками очарование, сопровождающее науку, способное победить свойственное большинству людей отвращение к напряжению ума", т.о. создает устойчивую познавательную мотивацию у старшеклассников;

  • развивает творческие способности и вырабатывает у школьников исследовательские навыки;

  • формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

  • способствует их самоопределению, даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;

  • воспитывает целеустремленность и системность в учебной и трудовой деятельности;

  • дает возможность получать дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях;

  • благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению

Адресат программы: дети 13 - 17 лет

психолого-педагогические особенности:

Ученики старших классов общеобразовательной школы – это молодые люди и девушки 15-17 лет, то есть находящиеся на границе между отрочеством (подростковый возраст, период жизни человека от детства до юности, 11-15 лет) и юностью (период жизни после отрочества до взрослости, от 15-ти до 21-25 лет). Таким образом, в этот период имеют место, как особенности отрочества, так и черты юношеского возраста. Старший школьник переживает период начальной стадии физической зрелости, завершение полового развития. Он готов к большим физическим и умственным нагрузкам. В период юности на первый план выходит проблема выбора жизненных ценностей. Важное место здесь занимает проблема поиска будущей профессии. Интересы старшеклассников приобретают довольно широкий размах: международная и внутренняя политика, школьные проблемы, литература, искусство, проявления массовой культуры. Старшеклассники чаще и настойчивее задают вопрос «почему?» и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений. Их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна. Они наиболее критично относятся к учителям. Если для подростка авторитеты учителя и родителей как бы уравновешиваются, дополняясь авторитетом сверстников, то для ученика старших классов значимость отдельного учителя-предметника отделяется от авторитета школы. Основной предмет учебной деятельности старшеклассника – структурная организация, систематизация индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации. Также содержание учебной деятельности старшеклассника составляет развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, анализировать существующие решения и критически их осмысливать. В старшем школьном возрасте расширяются возможности познания (появляются новые дисциплины – теоретические и практические). Новые особенности умственной деятельности оказывают влияние на отдельные психические процессы: внимание, память, воображение, мышление. У старшеклассника преобладает произвольное внимание, он может легко сосредоточиться на предмете деятельности, владеет приемами переключения внимания, может самостоятельно организовать его. На занятии ученик следит за его ходом и ведет записи. Развитие внимательности ведет к совершенствованию наблюдательности, она становится устойчивой и целенаправленной. Память становится произвольной, управляемой. Старшеклассник владеет разными приемами запоминания, может выделить в материале существенное, систематизировать материал, сформулировать то, что запомнилось. Увеличивается объем осмысленного запоминания. Мышление учеников старшего возраста приближается к мышлению взрослого. Старшеклассники выделяют существенное, приходят к пониманию причин того или иного явления. Старшие школьники точно классифицируют более частные и более общие понятия. Развивается теоретическое мышление: ученики мыслят логически, в состоянии заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Для школьника в старших классах важное место занимает выбор профессии, жизненного пути, самоопределения.

Объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;

153 часа

1 год обучения - 153 академических часа в год;

Срок освоения программы Срок освоения программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения:

1 год – 153 часа (2 раза в неделю; 4,5х34=153),

Программа разделена на два модуля:

1 модуль – 70 часа с 01.09.2019 по 31.05.2020г.

2 модуль – 83 часов с 01.09.2020 по 31.05.2021г.

Форма обучения очная

формы организации образовательного процесса: групповая

Методы обучения

Наглядные

Практические

Проблемные

Исследовательские

Показ видеоматериалов, иллюстраций

Тренинг

социальная проба

Постановка и решение проблемы

Выполнение исследовательской работы

Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, лабораторный

Формы проведения занятий

акция

диспут,


аукцион

дискуссия,

семинар

экскурсия

лабораторное занятие

игра сюжетно-ролевая

беседа

эвристическая лекция

игровая программа

круглый стол

мастер-класс

тренинг

викторина

мозговой штурм

практическое занятие

поход

наблюдение

представление

защита проектов

олимпиада

презентация

игра деловая

открытое занятие

творческая мастерская

обсуждение

встреча с интересными людьми

творческий отчет


педагогические технологии - технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология решения изобретательских задач,

Формы подведения итогов реализации программы: реализация творческого проекта, социальные акции, зачет, выставка, презентации с использованием интернет-ресурсов.


Цель и задачи программы.

Цель и задачи программы:

- цель — создание дополнительных условий для развития экологической компетентности старшеклассников, под которой мы понимаем мотивированную способность личности актуализировать экологические знания, умения и навыки, опыт деятельности в конкретной ситуации и на основании ценностных установок адекватно выполнять нормы и правила экологического поведения в окружающей среде, преобразовывать её с учетом личных и социальных потребностей.

- задачи

личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни

- Развитие ценностных ориентаций и мотивационных установок на активное участие в экологической деятельности на основе умелого сочетания личных потребностей с интересами общества и природы

метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности

- Приобретение учащимися опыта познавательной и других известных способов деятельности в области охраны окружающей среды.

образовательные - развитие познавательного интереса к биологии и экологии, включение в познавательную деятельность, приобретение знаний, умений, навыков, компетенции.


Содержание учебного плана


ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОЛОГИИ


  • Цель: Способствовать формированию представления об экологии как комплексной науки, основных методах, истории становления, основных объектах изучения экологии. теоретических знаний по актуальным проблемам экологии ; умений и навыков исследовательской деятельности.

Задачи:

- способствовать формированию знаний о структуре экологии; уровнях организации живой материи; истории становления науки экология; выдающихся ученых и исследователях;

- познакомить с основными методами изучения экологии: наблюдение, описание, эксперимент и т.д.;

- продолжить формирование познавательного интереса к природе;

- способствовать формированию научного мировоззрения;

- развитие мышления, творческих умений;

- развитие умений и навыков исследовательской деятельности.

- способствовать формированию бережного отношения к природе;

Теоретические сведения

Структура современной экологии. Связь с другими науками . История становления. Ученые, исследователи. Задачи экологии. Методы изучения – наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование. Уровни организации живой природы. Понятие о живой и не живой материи.

Практические работы

1.Наблюдение за экосистемой аквариума. Ведение дневника наблюдения.

Форма контроля: семинар, взаимопроверка


ЭКОЛОГИЯ ОСОБИ

  • Цель: Способствовать формированию представления о свойствах живых организмов. Изучение основных закономерностей взаимодействия организмов и среды обитания,

Задачи:

- формирование знаний о свойствах живых организмов; основных путях воздействия факторов окружающей среды на живые организмы;

- дать представление о абиотических и биотических факторах ;

- расширить знания о средах обитания живых организмов;

- продолжить формирование познавательного интереса к природе;

- способствовать формированию бережного отношения к природе;

Теоретические сведения:

Понятии об абиотических и биотических факторах среды. Диапазон условий (температуры, влажности, солевого состава и др.), в пределах которого возможно существование и размножение организмов. Кривая толерантности. Многомерная модель экологической ниши. Взаимодействие факторов. Переживание неблагоприятных условий

Типы и уровни адаптации живых организмов. Гомеостаз. Экологическая валентность. Автотрофы, гетеротрофы. Заменимые и незаменимые ресурсы. Лимитирующая концентрация необходимого ресурса. Рацион, ассимиляция, траты на обмен, рост и размножение.

Жизненные циклы. Конкуренция за ресурсы между разными функциями. Представление о r- и К-отборе.

Практические работы

1.Наблюдение за живыми организмами. Выявление основных свойств живого организма. (семинар)

2. Изучение влияния микроклимата на развитие растений

3.Изучение приспособленности живых организмов к экологическим факторам среды.

4. Построение модели экологической ниши организмов по имеющимся условиям.

5. Сравнение жизненных циклов разных организмов

6. Сравнительный анализ r- и К- стратегий выживания организмов

Экскурсии

1.Экскурсия в осенний лес. Влияние климатических факторов на растительный и животный мир.

Форма контроля : тестирование, зачет, защита проекта, открытое занятие


СООБЩЕСТВА

  • Цель: Способствовать формированию системных знаний о закономерностях функционирования природных сообществ.

Задачи :

- дать представление о природных сообществах как взаимосвязанных структур биосферы
- показать структуру сообщества(видовую, трофическую, топическую и т.д.);

- показать сложные взаимосвязи в сообществе;

- дать представление о пищевых цепях и передаче вещества и энергии:;

- дать представление о динамике природных экосистем

- продолжить формирование представления о нарушении равновесии природного сообщества;

- способствовать формированию научного мировоззрения;

- умение работать с ПК, создание презентаций

- умение анализировать, сравнивать

- способствовать формированию бережного отношения к природе;

- умение работать в группе

Теоретические сведения

Определение сообщества. Структура сообществ. Видовое разнообразие.Островные сообщества.Расхождение экологических ниш в сообществе. Основные типы эколого-ценотических стратегий по Л.Г.Раменскому и Ф.Грайму: виоленты (компетиторы), патиенты (стресс-толеранты) и эксплеренты (рудералы).

Динамика сообществ во времени. Первичные и вторичные сукцессии. Климаксные сообщества. Изменения видового разнообразия в ходе сукцессии. Связь между продуктивностью и разнообразием. Устойчивость сообществ. Локальная и общая устойчивость. Нарушение структуры сообществ под влиянием антропогенных воздействий. Разработка мер по охране биоразнообразия.

Практические работы:

1.Изучение сукцессии в лесном биогеоценозе

Экскурсии

1.Экскурсия в лесной биогеоценоз дубовая роща. Видовая структура сообщества

2. Экскурсия на пресноводный водоем. Сукцессия – зарастание водоема.

Форма контроля : зачет, создание презентаций

ЭКОЛОГИЯ ПОПУЛЯЦИЙ

  • Цель: Показать важную роль популяции как основного элемента экосистемы и единицы эволюционного процесса. Познакомиться с основными методами оценки важных характеристик популяции.

Задачи:

- способствовать формированию знаний о популяции; основных характеристиках

- познакомить с основными методами изучения популяции;

- дать представление о редких и изчезающих растениях и животных; мерах их охраны

- продолжить формирование представления о функционировании природных сообществ;

- способствовать формированию научного мировоззрения;

- научиться решать экологические задачи;

- научиться применять статистические методы обработки результатов,

- способствовать формированию бережного отношения к растениям, животным - показать необходимость существования любого вида в природе

Теоретические сведения:

Определение популяции в экологии. Статические характеристики популяции: общая численность, плотность, структура (размерная, возрастная, половая). Территориальное поведение.

Динамические характеристики популяции: скорость роста численности, рождаемость, смертность. Основные типы кривых выживания организмов. Демографические таблицы.

Экспоненциальный рост популяции.

Динамика численности популяций. Проблема охраны редких и исчезающих видов. Красные книги.

Практические работы

1.Методы оценки размеров популяции

2.Построение моделей роста численности, рождаемости, смертности в популяциях.

3.Модель Лотки- Вольтерры для популяции жертвы и хищника.

4.Построение динамических и статических таблиц выживания

5.Построение кривых выживания и расчета продолжительности жизни

6. Расчет скорости экспоненциального роста по демографическим таблицам

Экскурсии

  1. Экскурсия в природный парк «Дубовая роща» и « Березовая роща» - особоохраняемые природные территории г.Димитровграда

Форма контроля: тестирование


ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОПУЛЯЦИЙ

  • Цель : Показать многообразие и целесообразность взаимодействия организмов в природе. Дать представление о биологическом многообразии как условии устойчивости экосистем.

Задачи :

- познакомить с основными типами взаимоотношений в природе : конкуренции, симбиозе, паразитизме, хищничестве и т.д.;
- дать представление о исчерпаемости ресурсов среды обитания

- продолжить формирование представления о нарушении равновесии природного сообщества

- развитие мышления, умения строить элементарные экологические модели, решать задачи, применять статистичестие методы;

- способствовать формированию бережного отношения к природе;

- умение работать в группе

Теоретические сведения

Разные типы взаимодействий популяций и способы их выявления. Хищничество. Колебания "хищник - жертва". Модель Лотки - Вольтерры. Роль миграции хищника и жертвы в поддержании их сосуществования. Взаимоотношения "хищник - жертва" в природе. Коэволюция хищника и жертвы. . Взаимодействия растительноядных животных и растений.

Паразитизм. Экто и эндопаразиты. Приспособления паразитов.

Конкуренция. Эксплуатация и интерференция. Соотношение внутривидовой и межвидовой конкуренции. Теоретический подход к изучению конкуренции. Модель Вольтерры - Лотки - Гаузе . Лабораторные опыты по конкуренции. Модели взаимодействия видов через потребление общих ресурсов. "Пороговая концентрация" ресурса и конкурентное преимущество. Конкуренция за два ресурса: графическая модель Д.Тилмана.

Степень допустимого перекрывания экологических ниш.

Симбиоз. Мутуализм. Примеры мутуализма среди животных, а также животных с растениями. Опылители. Микориза - мутуализм высших растений и грибов. Лишайники.

Практические работы

1.Модель Лотки- Вольтерры для популяции жертвы и хищника. Создание математической модели системы «хищник – жертва».

2.Изучение внутривидовой конкуренции за пищевые ресурсы.

3. Конкуренция за два ресурса: графическая модель Д.Тилмана

4. Изучение конкуренции. Принцип конкурентного исключения Гаузе. Построение графиков.

5. Изучение лишайников как пример тесного симбиоза.

Форма контроля: анкетирование, защита проекта, зачет



Планируемые результаты.


Личностные, метапредметные и предметные результаты


Личностным результатом обучения данному курсу является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся:

– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране..

- развитие творческих способностей и выработка у школьников исследовательских навыков


Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания, нацеленные на:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам экологии ;

– умение использовать знания для созидательной деятельности.


Метапредметными результатами изучения курса «Закономерности функционирования живых систем» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. - составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.


Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством экологического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления.

- выявлять причины и следствия простых явлений.

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

- строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей.

- составлять тезисы, различные виды планов.

- уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

-представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника:

– осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;

– освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Псковской

области, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования

современных социальных и природных проблем;

– использование карт для получения краеведческой информации.


Коммуникативные УУД:

– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.


Предметными результатами изучения данного курса являются

следующие умения:

– понимать роль различных источников экологической информации;

анализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории области и района и возникающие при этом экологические проблемы;

– знать особенности природы, населения Ульяновской области

– формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

– определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;

– определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;

– оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа

разнообразных источников информации;

– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;

– использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;



Учебно - тематический план


Номер модуля

Количество часов по теории

Количество часов по практическим занятиям

Всего

1

Модуль 1




2

Экология особи и популяций. Сообщества.

64,5

7,5

72

3

Модуль 2




4

Экология и взаимодействие популяций

68

13

81


ВСЕГО

132,5

20,5

153

Календарный учебный план



Название раздела, темы

Теор.

Прак.

Всего

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

1 МОДУЛЬ: Экология особи и популяций. Сообщества. ( 72часов)

1.

Экология как наука, познающая живой облик биосферы

Введение термина "экология" Эрнстом Геккелем в 1866 г. для обозначения науки о взаимодействиях организма и среды.

2


2

Комбинированное

тестирование

2.


Множественность корней современной экологии

Развитие экологии в ХХ столетии


2,5


2,5

Комплексное занятие, практическое,

Опрос, наблюдение,

3.

Уровни организации живой материи, изучаемые экологией


2


2

Комплексное занятие, практическое,

Опрос, наблюдение,

4.

Изучение механизмов, определяющих распространение и обилие организмов (популяционный подход)

Изучение протекающих с участием организмов процессов трансформации вещества и энергии в экосистемах и биосфере (экосистемный подход).

2,5

2,5

Комплексное занятие, практическое,

Тестирование, наблюдение, опрос,

5.

Роль теоретических моделей (гипотез), экспериментов и полевых наблюдений.

1

1

2

Комплексное занятие, тренинг, практическое, защита рефератов

Тестирование, наблюдение, опрос,

зачет,

6.

Фундаментальные свойства живых систем.

Организм как дискретная самовоспроизводящаяся структура, связанная обменом веществ с окружающей средой

2

0,5

2,5

Комплексное занятие, тренинг, практическое, защита рефератов

Опрос, наблюдение,

анализ выполнения практических заданий

7.

Два типа экологических факторов: условия и ресурсы

Абиотические и биотические факторы.


2

0

2

Комплексное занятие

Тестирование, наблюдение, опрос,

8.


Экологическое значение основных абиотических факторов: тепла, освещенности, влажности, солености, концентрации биогенных элементов

Представление о физико-химической среде обитания организмов; особенности водной, почвенной и воздушной сред.

2

0,5

2,5

Комплексное занятие, тренинг, практическое,

Тестирование, наблюдение, опрос,

зачет, анализ выполнения практических заданий

9.

Диапазон условий (температуры, влажности, солевого состава и др.), в пределах которого возможно существование и размножение организмов

Гомеостаз (сохранение постоянства внутренней среды организма); принципы регуляции жизненных функций

2


2

Комплексное занятие

Опрос, наблюдение,

10.

Кривая толерантности

Экологическая валентность. Типы и уровни адаптации, ее генетические пределы

2



0,5

2,5

Комплексное занятие, тренинг, практическое,

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

11.

Эврибионты и стенобионты

Многомерная модель экологической ниши; потенциальная и реализованная ниша

2


2

Комплексное занятие, тренинг, практическое,

Тестирование, наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий

12.

Взаимодействие факторов. Переживание неблагоприятных условий в

покоящемся состоянии

2

0,5

2,5

Комплексное занятие

творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль

13.

Обменные процессы, связывающие организмы со средой

Биогенные элементы

2


2

Комплексное занятие

Опрос, наблюдение,

14.

Зависимость организмов от разных источников энергии (фототрофы и

хемотрофы) и разных источников углерода (автотрофы и гетеротрофы)

2,5


2,5

Комплексное занятие

Опрос, наблюдение,

15.

Первичная продукция - чистая и валовая

Фотосинтез и дыхание растений

1

1

2

Комплексное занятие

Тестирование, наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий

16.

Заменимые и незаменимые ресурсы

Лимитирующая концентрация необходимого ресурса. "Закон Ю.Либиха". закон Шелфорда

2,5


2,5

Комплексное занятие

творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль

17.

Гетеротрофы. Поступление энергии с пищей и её дальнейшая трансформация

Рацион, ассимиляция, траты на обмен, рост и размножение

2


2

Комплексное занятие

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

18.

Потребление кислорода как показатель скорости обмена. Зависимость общего обмена и его интенсивности от массы тела

2

0,5

2,5

Комплексное занятие

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

19.

Влияние температуры на организмы. Эктотермы и эндотермы

Гомойо- и пойкилотермность.

2


2

Комплексное занятие,

Тестирование, наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий

20.

Зависимость интенсивности обмена и скорости развития от температуры. Правило «суммы температур»

2

0,5

2,5

Комплексное занятие,

Тестирование, наблюдение, опрос,

зачет, творческая работа,

21.

Жизненные циклы

Полициклические (размножающиеся многократно) и моноциклические (размножающиеся однократно) организмы

2

2

Комплексное занятие, практическое, защита рефератов

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

22.

Стресс как экологический фактор


2,5


2,5

Комплексное занятие

Опрос, наблюдение,

23.

Конкуренция за ресурсы между разными функциями. Представление о r- и К-отборе

2

2

Комплексное занятие, тренинг, практическое занятие

Тестирование, наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий

24.

Определение сообщества

Структура сообществ

2

0,5

2,5

Комплексное занятие

Тестирование, наблюдение, опрос,

25.

Видовое разнообразие сообщества.

Индексы видового разнообразия, их зависимость от числа видов и соотношения их численностей.

2

2

2

Комплексное занятие

Опрос, наблюдение,

26.

Роль конкуренции и хищничества в формировании и поддержании структуры сообществ.

2

0,5

2,5

Комплексное занятие

Тестирование, наблюдение, опрос,

27.

Островные сообщества: соотношение случайности заселения и биотических взаимодействий в формировании видового состава.

2


2

Комплексное занятие

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

28.

Расхождение экологических ниш в сообществе.

2

0,5

2,5

Комплексное занятие

Тестирование, наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий

29.

Основные типы эколого-ценотических стратегий по Л.Г.Раменскому и Ф.Грайму: виоленты (компетиторы), патиенты (стресс-толеранты) и эксплеренты (рудералы). Стратегии организмов.

2


2

Комплексное занятие

Опрос, наблюдение,

30.

Динамика сообществ во времени. Первичные и вторичные сукцессии.

Климаксные сообщества.

2

0,5

2,5

Комплексное занятие

Тестирование, наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий

31.

Устойчивость сообществ. Локальная и общая устойчивость

2


2

Комплексное занятие,

Опрос, наблюдение,

32.

Нарушение структуры сообществ под влиянием антропогенных воздействий. Разработка мер по охране биоразнообразия

2

0,5

2,5

Комплексное занятие, тренинг, практическое, защита рефератов

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

2 МОДУЛЬ: Экология и взаимодействие популяций ( 81 часа)

33

Определение популяции в экологии и генетике

Генетическая неоднородность популяции. Иерархическая структура популяций

2


2

Комплексное занятие, тренинг, практическое, защита рефератов

Опрос, наблюдение,

34

Статические характеристики популяции: общая численность, плотность, структура (размерная, возрастная, половая).

2

0,5

2,5

Комплексное занятие, тренинг, практическое, защита рефератов

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

35

Связь между размерами организмов и плотностью популяции

2


2

Комплексное занятие

Тестирование, наблюдение, опрос,

36

Популяция в пространстве: случайное, агрегированное (пятнистое) и регулярное размещение особей

Территориальное поведение

2

0,5

2,5

Комплексное занятие

Опрос, наблюдение,

37

Динамические характеристики популяции: скорость роста численности, рождаемость, смертность, интенсивность иммиграции и эмиграции

2

0

2

Комплексное занятие, тренинг, практическое, защита рефератов

Тестирование, наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий

38

Динамика популяции как баланс протекающих в ней процессов .

2

0,5

2,5

Комплексное занятие

Опрос, наблюдение,

39

Разнообразие типов динамики популяций. Циклические колебания численности грызунов, зайцеообразных и хищных

2

2

Комплексное занятие, тренинг, практическое занятие

Тестирование, наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий

40

Когортные (динамические) и статические таблицы выживания : способы их построения

2

0,5

2,5

Комплексное занятие, практическое занятие

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

41

Расчет ожидаемой продолжительности дальнейшей жизни для разных возрастов. Основные типы кривых выживания организмов

1

1

2

Комплексное занятие

Тестирование, наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий

42

Демографические таблицы, учитывающие интенсивность размножения. Определение коэффициента воспроизводства R0. Время генерации и способы его оценки.

2


2

Комплексное занятие

Опрос, наблюдение,

43

Экспоненциальный рост популяции. Скорость экспоненциального роста: её зависимость от характеристик организма (размера и др.), обеспеченности ресурсами и условий среды

2

2

Комплексное занятие

Тестирование, наблюдение, опрос

44

Расчет скорости экспоненциального роста по демографическим таблицам

1

1

2

Комплексное занятие

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

45

Репродуктивная структура популяции. Разные типы возрастной структуры популяций и их связь с динамикой численности

2


2

Комплексное занятие

Тестирование, наблюдение, опрос,

46

Проблема динамики численности популяций. Логистическая модель регуляции роста численности: предпосылки и следствия


2


2

Комплексное занятие

Опрос, наблюдение,

47

Минимальный размер популяции, необходимый для её благополучного существования

1

1

2

Комплексное занятие, защита рефератов

Тестирование, наблюдение, опрос,

48

Проблема охраны редких и исчезающих видов. Красные книги.

2


2

Комплексное занятие, защита рефератов

Опрос, наблюдение,

49

Редкие и исчезающие виды Ульяновской области. Красная книга Ульяновской области

1

1

2

Комплексное занятие, защита рефератов

Тестирование, наблюдение, опрос,

50

Смена механизмов регуляции в зависимости от достигнутого уровня численности

2


2

Комплексное занятие

Опрос, наблюдение,

51

Виды-вредители и их происхождение. Ограничение численности видов-вредителей: истребительные и регулирующие меры.


2


2

Комплексное занятие

Тестирование, наблюдение, опрос,

52

Пестициды. Последствия применения хлорорганических пестицидов: накопление в высших звеньях трофической цепи. Современные требования к пестицидам.

2


2

Комплексное занятие

Опрос, наблюдение,

53

Использование естественных врагов для контролирования видов-вредителей.

1

1

2

Комплексное занятие, защита рефератов

Тестирование, наблюдение, опрос,

54

Разные типы взаимодействий популяций и способы их выявления.

2


2

Комплексное занятие, защита рефератов

Тестирование, наблюдение, опрос,

55

Отношения "ресурс - потребитель" (хищник – жертва).

2


2

Комплексное занятие

Опрос, наблюдение,

56

Реакция потребителя на увеличение количества ресурса (числа жертв).

2


2

Комплексное занятие

Тестирование, наблюдение, опрос,

57

Пороговая концентрация" ресурса - минимальное содержание ресурса, допускающее поддержание стационарной (постоянной) численности.

1

1

2

Комплексное занятие

Опрос, наблюдение,

58

Колебания "хищник - жертва". Модель Лотки – Вольтерры

Попытки создания экспериментальных систем "хищник - жертва".

1

1

2

Комплексное занятие

Тестирование, наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий

59

Роль миграции хищника и жертвы в поддержании их сосуществования.

2


2

Комплексное занятие

Опрос, наблюдение,

60

Взаимоотношения "хищник - жертва" в природе.

Коэволюция хищника и жертвы

2


2

Комплексное занятие

Тестирование, наблюдение, опрос,

61

Оптимальная стратегия выбора жертв.

2


2

Комплексное занятие

Опрос, наблюдение,

62

Особые виды "хищничества".

Взаимодействия растительноядных животных и растений.

2


2

Комплексное занятие

Тестирование, наблюдение, опрос,

63

Механизмы защиты высших наземных растений от выедания фитофагами и "цена" этой защиты.

2


2

Комплексное занятие

Опрос, наблюдение,

64

Паразитизм. Экзо и эндопаразиты.

Приспособления паразитов для прикрепления к хозяину.

2


2

Комплексное занятие

Тестирование, наблюдение, опрос,

65

Конкуренция.

Эксплуатация и интерференция.

Соотношение внутривидовой и межвидовой конкуренции.

2


2

Комплексное занятие

Опрос, наблюдение,

66

Теоретический подход к изучению конкуренции. Модель Вольтерры - Лотки - Гаузе и ее ограничения.

Лабораторные опыты по конкуренции.

1

1

2

Комплексное занятие, практическое занятие

Тестирование, наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий

67

Пороговая концентрация" ресурса и конкурентное преимущество.

2


2

Комплексное занятие

Опрос, наблюдение,

68

Конкуренция за два ресурса: графическая модель Д.Тилмана

1

1

2

Комплексное занятие, тренинг, практическое занятие

Тестирование, наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий

69

Принцип конкурентного исключения (закон Гаузе) и его современная трактовка.

1

1

2

Комплексное занятие, тренинг, практическое занятие

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

70

Сосуществование конкурирующих видов. Степень допустимого перекрывания экологических ниш

2


2

Комплексное занятие, тренинг, практическое

Тестирование, наблюдение, опрос,

71

Симбиоз. Примеры

Мутуализм. Примеры мутуализма среди животных, а также животных с растениями.

1

1

2

Комплексное занятие, тренинг, практическое,

Опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий

72

Комменсализм, амменсализм. Нахлебничество, квартиранство, сотрапезничество. Нейтрализм.

1


1

Комплексное занятие

Тестирование, наблюдение, опрос,


2Методические материалы

Методические материалы:

  • разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д);

  • рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

  • дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

Виды дидактических материалов

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов:

  • естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты и т.п.);

  • объемный ( макеты и муляжи растений и их плодов, образцы изделий);

  • картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);

  • звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);

  • смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);

  • дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);

  • аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.


Список литературы

Литература для педагога

  1. Аникеев, В. В. Руководство к практическим занятиям по микробиологии [Текст] : учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. институтов / В.В. Аникеев, К.А. Лукомская. - М. : Просвещение, 1983. - 127 с.

  2. Вайнерт, Э. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем [Текст] / Э. Вайнерт, Р. Вальтер, Т. Ветцель. - М. : Мир, 1988. - 348 с.

  3. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера [Текст] / В.И. Вернадский. - М. : Рольф, 2002. - 576 с.

  4. Добрецова, Н.В. Как приобщить школьников к исследовательской работе [Текст] / Н.В. Добрецова // Биология в школе. - 1991. - № 4. - С. 59-62.

  5. Дядюн, Т.В. Практикум "Мир воздуха" [Текст] / Т.В. Дядюн // Биология в школе. - 2000. - № 3. - С. 15-16.

  6. Дядюн, Т.В. Практикум "Мир воздуха" [Текст] / Т.В. Дядюн // Биология в школе. - 2000. - № 3. - С. 15-16.

  7. Дядюн, Т.В. Практикум "Мир воздуха" [Текст] / Т.В. Дядюн // Биология в школе. - 2000.- № 4. - С. 12-14.

  8. Дядюн, Т.В. Практикум "Мир воздуха" [Текст] / Т.В. Дядюн // Биология в школе. - 2001. - № 1. - С. 12-13.

  9. Дядюн, Т.В. Персонификация биологии в исследовательской деятельности учащихся и её воспитывающая функция. [Текст] / Т.В. Дядюн // Вестник Дома учителя, электронная газета, №3(10), 15 декабря, 2010г. С.10-11

  10. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе [Текст] : пособие для учит. / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. - М. : Просвещение, 1984. - 160 с.

  11. Зверев, И.Д. Охрана природы и образование [Текст] / И.Д. Зверев // Образование в современном мире: состояние и тенденции развития : сб. науч. статей / под. ред. М.И. Кондакова. - М. : Педагогика, 1986. - С. 228-245.

  12. Кохановский, В.П. Философия и методология науки [Текст] : учебник для высших учебных заведений. В.П. Кохановский - Ростов н/Д.: "Феникс", 1999.

  13. Мамедов, Н.М. Подготовка учащихся по экологии. Содержание и требования [Текст] / Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина // Биология в школе. - 1996. - № 2. - С. 23-24.

  14. Мамедов, Н.М. Основы общей экологии [Текст] : учебник для старших классов общеобразовательной школы. / Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, С.Н. Глазычев. - М. : Устойчивый мир, 2000. - 272 с.

  15. Мельчаков, Ю. Л. Помоги себе сам или практические советы по оценке и улучшению качества среды [Текст] : учебное пособие / Ю.Л. Мельчаков ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: 1994. - 62 с.

  16. Миркин, Б.М. Популярный экологический словарь [Текст] / под ред. А.М. Гилярова. - М. : Устойчивый мир, 1999. - 304 с.

  17. Моисеева, Л. В. Региональное экологическое образование: теория и практика [Текст] : дис. ... докт. пед. наук /Л. В. Моисеева ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б.и.], 1997. - 375 c.

  18. Нобел, Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир [Текст] / Б. Нобел. - М. : Мир, 1993. - 424 с.

  19. Моисеев, Н.Н. Экология и образование [Текст] / Н.Н. Моисеев. - М. : Юнисам, 1996. - 192 с.

  20. Моисеев, Н.Н. Расставание с простотой [Текст] / Н.Н. Моисеев. - М. : Аграф, 1998. - 480 с.

  21. Печчеи, А. Человеческие качества [Текст] / А. Печчеи. - М. : Прогресс, 1995. - 268 с.

  22. Протасов, В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России [Текст] : учеб. и справ. пособие / В.Ф. Протасов. - М. : Финансы и статистика, 2000. - 672 с.

  23. Сикорская, Г.П. Учет экологических факторов в формировании здоровьесберегающей среды жизнедеятельности образовательного учреждения [Текст] / Г.П. Сикорская // Здоровье, физическое развитие и образование: состояние, проблемы и перспективы : материалы регион, науч.-практ. конф. , Екатринбург, 2005г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатринбург, 2005. - С. 223-224.

  24. Тюмасева З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования [Текст] : монография / З.И. Тюмасева ; Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск : [б.и.], 2006. - 322 с.

  25. Урал и экология [Текст] : учеб. пособие. / под. ред. А.М.Черняева [и др.]. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2000. - 284 с.

  26. Чернова, Н.М. Основы экологии [Текст] : учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. - М. : Дрофа, 1999. - 288 с.

  27. Экологическая педагогика [Текст] : сб. научных статей по материалам XII Междунар. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. ; под. ред. Л.В. Моисеевой. - Екатеринбург : [б.и.], 2006. - 326 с.

  28. Сборник программ и методических материалов по образовательной области "Естественные дисциплины".- Екатеринбург.:ИРРО, 1996.

  29. Солопов Е.Ф. Концепция современного естествознания: Учебное пособие для вузов. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС. 1999.

Литература для обучающихся и родителей

  1. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера [Текст] / В.И. Вернадский. - М. : Рольф, 2002. - 576 с.

  2. Дядюн, Т.В. Персонификация биологии в исследовательской деятельности учащихся и её воспитывающая функция. [Текст] / Т.В. Дядюн // Вестник Дома учителя, электронная газета, №3(10), 15 декабря, 2010г. С.10-11

  3. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе [Текст] : пособие для учит. / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. - М. : Просвещение, 1984. - 160 с.

  4. Зверев, И.Д. Охрана природы и образование [Текст] / И.Д. Зверев // Образование в современном мире: состояние и тенденции развития : сб. науч. статей / под. ред. М.И. Кондакова. - М. : Педагогика, 1986. - С. 228-245.

  5. Кохановский, В.П. Философия и методология науки [Текст] : учебник для высших учебных заведений. В.П. Кохановский - Ростов н/Д.: "Феникс", 1999.

  6. Мамедов, Н.М. Подготовка учащихся по экологии. Содержание и требования [Текст] / Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина // Биология в школе. - 1996. - № 2. - С. 23-24.

  7. Мамедов, Н.М. Основы общей экологии [Текст] : учебник для старших классов общеобразовательной школы. / Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, С.Н. Глазычев. - М. : Устойчивый мир, 2000. - 272 с.

  8. Мельчаков, Ю. Л. Помоги себе сам или практические советы по оценке и улучшению качества среды [Текст] : учебное пособие / Ю.Л. Мельчаков ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: 1994. - 62 с.

  9. Миркин, Б.М. Популярный экологический словарь [Текст] / под ред. А.М. Гилярова. - М. : Устойчивый мир, 1999. - 304 с.

  10. Моисеева, Л. В. Региональное экологическое образование: теория и практика [Текст] : дис. ... докт. пед. наук /Л. В. Моисеева ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б.и.], 1997. - 375 c.

  11. Нобел, Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир [Текст] / Б. Нобел. - М. : Мир, 1993. - 424 с.

  12. Печчеи, А. Человеческие качества [Текст] / А. Печчеи. - М. : Прогресс, 1995. - 268 с.

  13. Сикорская, Г.П. Учет экологических факторов в формировании здоровьесберегающей среды жизнедеятельности образовательного учреждения [Текст] / Г.П. Сикорская // Здоровье, физическое развитие и образование: состояние, проблемы и перспективы : материалы регион, науч.-практ. конф. , Екатринбург, 2005г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатринбург, 2005. - С. 223-224.

  14. Чернова, Н.М. Основы экологии [Текст] : учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. - М. : Дрофа, 1999. - 288 с.

  15. Экологическая педагогика [Текст] : сб. научных статей по материалам XII Междунар. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. ; под. ред. Л.В. Моисеевой. - Екатеринбург : [б.и.], 2006. - 326 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!