Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчёркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей». Общеобразовательная школа должна развивать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Важной задачей воспитания является формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности. Данная программа дополнительного образования призвана вызвать интерес к предмету, способствовать развитию физического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной и ответственной деятельности обучающихся и способствовать повышению качества физической подготовки учащихся, развитию ключевых компетенций воспитанников.
Элективный курс предназначен для учащихся 8 классов, рассчитан на 17 часов, выбран исходя из конкретных условий материально технической базы, запросов учащихся, предназначен расширить и углубить практические знания учащихся по темам «Электрические явления. Электрический ток» В рамках курса учащиеся познакомятся с историей возникновения и развития теории электричества, с именами ученых (Иоффе, Милликен, Гальвани, Вольта, Ом), внесших вклад в ее развитие.
Данный курс направлен на формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с физическими приборами, умение увидеть проблему и наметить пути ее решения, подразумевает творческую работу детей в условиях кабинета физики, а также поисковую работу вне школы
В ходе исследовательской работы учащиеся учатся проводить эксперимент, обрабатывать и обобщать полученную информацию. Курс предусматривает индивидуальную, групповую и коллективную формы работы учащихся. Используются различные виды самостоятельной работы и контроля знаний. На первом занятии учащиеся знакомятся с программой курса, разбиваются на группы с учётом личных симпатий, каждая из которых получает задание (в виде проблемного вопроса). В группе выбирается лидер, с которым учитель поддерживает связь вне занятий. Планируется исследовательская работа по проверке выдвинутой гипотезы. По итогам исследований каждая группа подготавливает отчет в виде мультимедийных презентаций, буклетов, листовок, газет, стендов. В рамках предусматривается выступление перед классом по разработанной теме, выставка работ.
Реализация курса предполагает использование следующих потенциальных возможностей повышения степени готовности учащихся к самообразовательной деятельности: через самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы, а также интернет - источников; прослушивание лекций в сочетание с лабораторными работами, семинарами; использование телекоммуникационных средств; проведение творческого конкурса, публичной защиты проектов; проведение экскурсий на предприятия; создание простейших приборов, электрифицированных стендов.
Электризация тел. Учёт и применение электризации на производстве и в быту. Электрические явления в природе. Электрические рыбы. Электрический заряд. Опыты Иоффе и Милликена (о дроблении заряда). Электрические заряды в туче. Атмосферное электричество. Опыты Гальвани. Источники питания. Сила тока, напряжение, сопротивление, проводимость. Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления на участке цепи. Элементы электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение элементов цепи. Применение электрических цепей в быту и на производстве.
Изучаемые в курсе понятия: заряд, электрический ток, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электрические цепи, элементы электрической цепи, соединение элементов цепи, источники тока, электрические цепи бытовых приборов, квартиры, автомобиля. Изучаемые законы: закон Ома для участка и полной цепи. Изучаемые явления: электризация тел.
№ урока | Тема урока Цель | Содержание урока | Приборы и материалы | Домашнее задание | Деятельность учеников |
1 | Электризация тел. Изучить явление электризации, развивать навыки работы с приборами. | Объявление конкурса, разделение на группы. Электризация тел, электрический заряд, конструирование электроскопа, жизнь и деятельность Иоффе. | Эбонитовая и стеклянная палочки, штатив, мелкие неметаллические тела, металлическая гильза, электроскоп, электрометр, фольга металлическая, картон, ножницы, скрепка. | Подготовить сообщение о жизни и деятельности Иоффе | Эвристическая беседа, наблюдение опытов, обобщение, конструирование. Формирование групп, выбор темы исследований. |
2 | Электризация трением в быту и на производстве. Показать роль электризации, способы и средства борьбы и учета статического электричества. | Электрические поля на производстве, синтетические материалы, влияние электризации на технологические процессы, на организм человека. | Аэрозоль, гигрофилы, глицерин, антистатик. Компьютер, мультимедийный проектор. | Исследование по теме: «Использование электрических полей» | Индивидуальная работа с дополнительной литературой, поиск в Интернете |
3 | Электрические рыбы. Вызвать интерес к природным электрическим явлениям, расширить кругозор. | Священная рыба древнего Рима, Аристотель, Скрибоний, Александро Вольта, виды электрических рыб, электрические органы рыб, ванна Нерона. | Эпидиаскоп, электрофорная машина. Компьютер, мультимедийный проектор. | Исследование по теме, оформить стенгазету. | Индивидуальная работа с дополнительной литературой, поиск в Интернете |
4 | Опыты Иоффе и Милликена (о дроблении заряда). Показать роль опытов в изучении теории. | Биографии ученых, принципиальная схема опытной установки, демонстрация опытов. | Усилитель УЗЧ, манка. Компьютер, мультимедийный проектор. | Подготовить сообщения об ученых | Индивидуальная работа с дополнительной литературой, поиск в Интернете |
5 | Электрические заряды в туче. Познакомить с электрическими явлениями в туче, процессом ее образования. | Описание грозовых явлений поэтами, писателями. Этапы развития тучи, Распределение электрических зарядов в туче. | Компьютер, мультимедийный проектор. | Подготовить стихи о грозе, написание реферата. | Составление плана лекции Работа с дополнительной литературой, другими источниками информации. |
6 | Атмосферное электричество. Изучить электрические процессы в ионосфере. | Электрические токи в атмосфере, электропроводность атмосферы, ионосфера, физика космических лучей, токи зарядки и токи разрядки, их связь с погодой. | Компьютер, мультимедийный проектор. | Подобрать фотоснимки, рисунки - электрические явления в природе. | Составление конспекта лекции. Работа с дополнительной литературой, другими источниками информации. |
7 | Как быстро могла бы разрядиться Земля? Поставить ученика в позицию исследователя. | Задача о разрядке конденсатора, позволяющая оценить время, в течение которого разрядился бы Земной «конденсатор» | Компьютер, мультимедийный проектор, конденсатор | Подбирать материал по теме | Творческая работа в малых группах. |
8 | Почему происходит разделение зарядов в туче или облаке? Изучить механизмы разделения зарядов. | Физические механизмы разделения электрических зарядов в туче. | Компьютер, мультимедийный проектор. | Подбирать материал по теме | Творческая работа в малых группах. |
9 | Опыты Гальвани Познакомить с опытами Гальвани и открытием Вольта. | Опыты Луиджи Гальвани, роль опыта в познании, роль открытия Александро Вольта в развитии теории электромагнетизма. | Компьютер, мультимедийный проектор. | Подготовить сообщение о Гальвани, Вольта, принести лимон, яблоко. | Работа с дополнительной литературой, составление кроссворда |
10 | Гальванический элемент Развивать навык работы с приборами. | Опыт А. Вольта, примеры гальванических элементов, практическая работа по созданию гальванического элемента. | Катушка-моток, магнитная стрелка, соединительные провода, картон, монетки, раствор соли. | Применение гальванических элементов. Подобрать информацию. | Практическая деятельность по созданию гальванического элемента. |
11 | Элементы электрических цепей Развивать навык работы с приборами, умение работать в группах. | Электрические цепи, элементы электрических цепей, | Измерительные приборы, лампа, резистор, реостат, источник питания, ключ. | Подобрать информацию по предложенной теме. | Работа в группах по составлению плана исследования и оформлению отчёта по исследованию. |
12 | Последовательное и параллельное соединение цепей Развивать умение анализировать результаты опыта, составлять отчёт | Правила составления и проверки электрических цепей, виды соединений, сборка цепей, чтение схем электрических цепей, решение простейших задач. | Амперметр, вольтметр, реостат, лампа на подставке, соединительные провода, источник питания, ключ, резистор. | Работа над исследованием. | Работа в группах и парах по конструкции электрических цепей, построению схем, правила ТБ. |
13 | Конструкция и сборка простейших электрических цепей Развивать умение анализировать результаты опыта, составлять отчёт | Схемы электрических цепей, сборка электрических цепей, изучение электроизмерительных приборов, проведение опытов, оформление результатов опытов. | Амперметр, вольтметр, реостат, лампа на подставке, соединительные провода, источник питания, ключ, резистор. | Подготовка к конкурсу. | Работа в группах, экспериментальная деятельность |
14 | Сила тока, напряжение, сопротивление, соотношение между ними в различных цепях Развивать умение постановки опыта, анализировать результаты, составлять отчёт | Исследование последовательного и параллельного соединений. Практикум. | Амперметр, вольтметр, реостат, лампа на подставке, соединительные провода, источник питания, ключ, резистор. | Подготовка к конкурсу. | Работа в группах, экспериментальная деятельность |
15 | Исследование электрических цепей Развивать умение работать с приборами, составлять отчёт по результатам опытов. | Практикум. | Амперметр, вольтметр, реостат, лампа на подставке, соединительные провода, источник питания, ключ, резистор. | Оформление отчёта | Работа в группах, экспериментальная деятельность |
16 | Конструкция достаточно сложных электрических цепей Развитие практической направленности обучаемых | Практикум. | Амперметр, вольтметр, реостат, лампа на подставке, соединительные провода, источник питания, ключ, резистор. | Подготовить защиту своего проекта в виде презентации, газеты, листовки, буклета и т.д. | Работа в группах, экспериментальная деятельность |
17 | «Цепи всякие нужны, цепи разные важны» Урок-конференция Подвести итоги | Выставка работ, защита, подведение итогов, награждение. | Компьютер, мультимедийный проектор. | | Коллективные и индивидуальные. Защита проектов, выступления. |
Компьютер, мультимедийный проектор.
Школьный вольтметр, школьный амперметр, магазин сопротивлений демонстрационный, лампа накаливания, ключ замыкания цепи, соединительные провода, источник постоянного тока, электролит, цинковые и угольные пластинки, стеклянная и эбонитовая палочки, электроизоляционные штативы, шёлковая нить, металлическая фольга, гигрофилы,антистатик, усилитель звуковой частоты, электроскоп, электрометр, конденсатор, катушка-моток, магнитная стрелка, электрофорная машина.