СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа «Основы туризма и краеведения». 5-6 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа «Основы  туризма и краеведения».

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа «Основы туризма и краеведения». 5-6 класс»

Рекомендовано Утверждаю







Дополнительная образовательная программа


«Основы туризма и краеведения».



Дополнительная образовательная программа разработана для учащихся 5-6 классов

Срок реализации программы 1 год





Программа разработана:































Пояснительная записка

Самодеятельный пешеходный туризм - трудоёмкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, раз­личные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся. Последнее имеет особое значение для развития детей млад­шего, среднего и старшего школьного возраста. Многие из них начинают испыты­вать в школе вполне естественные и объяснимые сложности с учебной самоорганизацией. В сочетании с высоким автори­тетом и большой ролью в жизни младшего школьника взрос­лых, к которым он обращается за помощью, это может спо­собствовать нежелательному развитию у него привычки во всём полагаться не на самого себя, а на помощь и мнение взрос­лого. Склонность к стандартному поведению в сочетании со стремлением выглядеть в глазах взрослого не хуже других детей порождает конформизм младших школьников, а также ведёт к возможному отказу от своего «Я сам». В силу этих обстоя­тельств одной из задач, которые стоят перед педагогами, яв­ляется создание благоприятных условий для развития самостоятельности учащихся.

Воспитывая в младших школьниках самостоятельность, пе­дагог помогает им решить те задачи, которые встанут перед ними в подростковом возрасте. Ведь позднее у школьника воз­никнет потребность ощущать себя взрослым, и зависимость от других всё больше станет тяготить его. Подросток будет стремиться освободиться от статуса зависимого малыша и утвердить себя в качестве взрослого. С имеющимся же за спи­ной пережитым опытом самостоятельности ему легче будет решать новые задачи, легче проживать переходный возраст.

Утверждение подростком себя как «взрослой» личности нераз­рывно связано с реализацией им собственных потребностей:

  • в самопознании (проявлении интереса к своим взглядам, отношениям, поступкам, определении своих возможностей, стимулируемом к тому же быстрыми изменениями в физи­ческом облике и внутреннем мире подростка);

  • в самореализации (раскрытии своих возможностей и лич­ностных качеств, а также предъявлении их окружающим);

  • в самоидентификации (определении своей принадлежности к-тем или иным социальным группам).

В какие формы выльется реализация этих потребностей, каков будет её характер, во многом зависит от той среды, которая окружает школьника, общности, с которой он себя идентифицирует, и деятельности, в которую он включен. Всё вместе это образует некое пространство его личностного само­утверждения. Педагогам важно создать для учащихся подобное пространство, которое отвечало бы их насущным возрастным потребностям и при этом было бы благоприятным для их нравственного развития. Взрослым надо поддерживать природ­ное любопытство учащихся и желание всё испытать самим, неуёмную физическую энергию и страсть к приключениям и романтике, стремление к независимости,- самостоятельности, потребности проявить себя среди других.

Попадая в новую обстановку, учащиеся имеют больше возможностей познакомиться с иными человеческими отношениями. При повышенных физических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, включении в групповую работу у них появляется принципиальная возможность проверить себя, показать себя, что-то доказать себе и другим. В физически и морально сложных жизненных условиях при поддержке педагога школьники могут научиться поступаться собственными интере­сами, удобствами, благополучием ради других.

Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего школьного и подросткового возраста, так и собственно педа­гогические задачи, связанные с воспитанием учащихся. Эта осо­бенность туристко-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы.

Программа внеурочной туристско-краеведческой, деятельнос­ти учащихся ориентирована на детей подростков.

«Основы туризма и краеведения».

Программа ориентирована на учащихся 5-6 классов и предполагает овладение детьми основными туристскими знаниями, умениями и навыками, укрепление их здоровья и развитие воли и вынос­ливости, формирование адекватной самооценки школьников, воспитание у них чувства ответственности и сопричастности своей малой и большой родине.

Программа может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из раз­ных классов и параллелей. Занятия могут быть кружковыми или клубными.

В связи с этим на базе школы организована секция «Основы туризма и краеведения». Программа разработана с расчетом на одну возрастную группу 5-6 класс, сроки реализации, составленной программы, рассчитана на один год обучения.

Целью секции по туризму является воспитание гармонически развитой личности, массовость, воспитание любви и ответственного отношения к туризму – является главной.


Задачи:

1. Дать знания и полного представления о данном виде спорта.

2. Применяя средства физической культуры активизировать иммунную систему, противостоять заболеваниям, вести организм учащегося к оздоровлению и повышенную трудовой деятельности.

3. Воспитать чувство ответственности, самостоятельности, коллективизма, долга.

4. Качественная подготовка к городским соревнованиям по туризму.

Занятия могут проводиться на улице (изучение топографических знаков, ориентирование), в спортивном зале (физическое развитие), в кабинете (изучение теории), а также участие в школьных и городских соревнованиях.


К концу учебного года учащиеся начального обучения должны владеть знаниями по туризму (ориентирование по карте на небольших территориях, первая медицинская помощь, личная гигиена), уметь выполнять простейшие туристические приемы (вязание узлов, разбивка палатки, разжигание костра) владеть общей физической подготовкой.

К концу учебного года учащиеся второго года обучения должны владеть знаниями по туризму (организация пешего похода, умение оказать первую медицинскую помощь, ориентирование на местности до одного квадратного километра). Уметь выполнять более сложные туристические приемы (обвязки и переправы на опасных участках, разбивка лагеря, общественная гигиена), а также владеть общей физической подготовкой (в особенности выносливостью, координацией).

К концу учебного года учащиеся третьего года обучения должны владеть знаниями по: организации туристского быта (привалы и ночлеги, питание в туристском походе), краеведению, ориентированию в спортивной карте, начальной судейской подготовке, охране природы. Уметь: оказать первую медицинскую помощь, проявить тактику и технику на соревнованиях, судить соревнования на уровне школы.

Знания, умения и навыки учащиеся смогут показать в процессе учебного года, на городских и школьных соревнованиях, качественно выполняя нормативные требования, а также в ходе опроса и творческих работ.


Учебно-тематический план

(5-6 класс)

№ п/п

Название модуля

Общее кол-во

часов

Часы ауди­торных занятий

Часы вне­аудиторных активных занятий

1

Вводноезанятие. Безопасность туриста.

1

1


2

Быт, кухня, песни туриста. Легенды и были родно­го края. Туристская стенгазета.

6

2

4

3

Ориентирование на мест­ности, и в закрытых помещениях.

1

1

10

4

Топография. Туристские узлы и их на­значение

5

1

14

5

Краеведение. Преодоление препятст­вий. Спортивное туристское многоборье.

6

4

32

6

Походы выходного дня. Спортивные походы.

3

1

2



ИТОГО:


72


10


62









Содержание деятельности.


Основы туризма и краеведения.

1. Вводное занятие.

Цели и значение занятий туриз­мом и краеведением. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водое­мов, на болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила об­ращения с огнём. Правила обращения с опасными инструмен­тами и спецснаряжением. Правила общения с местными жите­лями; правила гигиены туриста. Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределение общественно­го снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отно­шение к слабым и отстающим в походе, поведение у вечернего костра и за столом, отношение к памятникам истории и куль­туры, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, от­ношение к природе.

Безопасность туриста.

Правила поведения в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнём: правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила об­щения с местными жителями; правила гигиены туриста.


2. Быт туриста.

Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками. Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа. Палатка, уста­новка палаток разного типа. Походный лагерь. Место для кост­ра. Топливо, правила хранения. Трудовая этика туриста. Тиму­ровская работа па маршруте. Отношение к памятникам исто­рии и культуры. Отношение к природе.

Кухня туриста. Продукты в походе. Ка­лорийность. Походное меню. Упаковка и транспортировка про­дуктов. Сублимированные продукты. Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. Туристская посуда. Уход за котла­ми и канами. Приготовление пиши на костре. Выход группы на пикники с целью отработки навыков приготовления пищи.

Песни туриста. Бардовская песня, ту­ристская песня. Песни Ю. Визбора. В. Высоцкого. В. Ланц-берга, О. Митяева. В. Егорова о человеке, судьбе, профессии.

Легенды и были родного края. Интересные страницы истории родного края: родной край в древности, в Средневековье, в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и т. п. Местные легенды и мифы. Герои и яркие лич­ности родного края. Экскурсия в краеведческий музей: подго­товительная беседа (куда идём, зачем идём, как себя ведём, что смотрим, что обсуждаем после экскурсии), посещение му­зея и беседа с экскурсоводом, возвращение и итоговая беседа о проведённой экскурсии (что запомнилось, что понравилось, что не понравилось, где и как можно организовать следующую экскурсию). Экскурсии или походы выходного дня к местам интересных исторических событий.

Туристская стенгазета. Виды газет, работа ре­дакционной коллегии, название, газетные рубрики и заголовки, вёрстка, оформление. Выбор названия дня туристской газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос. Создание Совета дела для выпуска туристской газе­ты и распределение обязанностей. Выпуск и презентация пер­вого номера газеты, посвященного Всемирному дню туризма. Выпуски номеров, посвященных экологическим проблемам микрорайона, интересным страницам родной истории, совер­шённым туристским походам и экспедициям.


3. Ориентирование на местности.

Что нужно де­лать, если заблудился в лесу, и что нужно знать, чтобы не за­блудиться. Север, юг.запад, восток. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на мест­ности. Карты. Масштаб. Легенда карты. Чтение карт. Обраще­ние с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход. Спор­тивное ориентирование: обучение и тренировки.


4. Топография. Топографические карты и топо­графические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топо­графических карт. Рисование топознаков. Изображение высо­ты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояния до недоступных предметов. Топографическая съёмка местности.

Туристские узлы. Узлы и их применение в ту­ризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрий­ский проводник, восьмёрка, стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный, шкото­вый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн и т. п. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Наведение и снятие верёвочных перил для преодоления препятствий.

5. Краеведение. Рельеф и климатические особеннос­ти родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала. Правила оформления краевед­ческого материала. Презентация краеведческого материала. Крае­ведческий отчёт туристской группы. Краеведческие викторины. Подготовка, организация, проведение и анализ силами турист­ской группы школьной краеведческой олимпиады для учащихся 5-8 классов. Подготовка, организация, проведение и анализ си­лами туристской группы фотовыставки «Знай родной край!».

Преодоление препятствий. Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота, ручьи и реки, горные перевалы и т. п. Страховка и самостраховка. Стра­ховочные обвязки. Правила преодоления лесных завалов. Пере­права по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи альпенштока. Спуск с крутого склона при помощи верёвки. Подъём по крутому склону при помощи верёвки. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым верёвкам. Пере­права при помощи вертикального маятника. Переправа при по­мощи горизонтального маятника. Навесная переправа. Перепра­ва рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий.

Спортивное туристское многоборье. Спортив­ное туристское снаряжение. Страховки и самостраховки. Пре­одоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком. Гори­зонтальный и вертикальный маятник. Переправа по верёвке с перилами (параллельные перила). Подъём по склону по пери­лам спортивным способом. Спуск по склону по перилам спор­тивным способом. Подъём по склону по судейским перилам с самостраховкой. Спуск по склону по судейским перилам с са­мостраховкой. Навесная переправа. Переправы с самонаведе­нием и снятием перил.

6. Походы выходного дня. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пеше­ходного туризма, сбора краеведческого материала и т. п.

Спортивные походы. Пешеходный, лыжный,горный, водный спортивные походы, комбинация. Протяжённость спортивных походов, локальные и протяжённые препятствия, категории сложности спортивных походов. Принципы комплектования группы и требования к участникам спортивных походов. Ориентирование на маршруте. Хронометраж намаршруте. Краеведение на маршруте. Маршрутно-квалификационная комиссия, маршрутная книжка и маршрутный диет, отчёт о спортивном походе в МКК. Спортивные значки и раз­ряды. Подготовка и проведение похода по местам боёв Совет­ской армии в Великой Отечественной войне: изучение исто­рических событий на местности, встречи с местными старо­жилами, посещение школьных и сельских музеев боевой славы, благоустройство братских могил. Подведение итогов похода, подготовка фотоотчёта, технического и краеведческого описа­ния маршрута. Ознакомление с собранным краеведческим ма­териалом других учащихся школы.



Ожидаемые результаты реализации программы


Воспитательные результаты внеурочной туристско-краевед-ческой деятельности школьников распределяются по трём уровням.

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и по­вседневной жизни):

приобретение школьником знаний о пра­вилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; о правилах пе­редвижения по дорогам; о правилах обращения с огнём; о пра­вилах обращения с опасными инструментами; о правилах об­щения с незнакомыми людьми; об основных нормах гигиены; о способах ориентирования на местности и элементарных пра­вилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах от­ношения к природе, к памятникам истории и культуры; о рис­ках и угрозах нарушения этих норм; о действенных способах защиты природы: об истории и культуре родного края; о тен­дерных нормах поведения мальчиков и девочек; об основах организации коллективной творческой деятельности.

  1. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общест­ва и к социальной реальности, в целом):

развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружаю­щих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.

  1. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

приобрете­ние школьником опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответ­ственности за других людей, опыта волонтёрской (доброволь­ческой) деятельности.

























СПИСОК УЧЕНИКОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ

«Основы туризма и краеведения»


5 – 6 КЛАССЫ


1.

2.




График работы:


5–6 классы: пятница, 16.00–18.00


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!