Рекомендовано Утверждаю
Дополнительная образовательная программа
«Основы туризма и краеведения».
Дополнительная образовательная программа разработана для учащихся 5-6 классов
Срок реализации программы 1 год
Программа разработана:
Пояснительная записка
Самодеятельный пешеходный туризм - трудоёмкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся. Последнее имеет особое значение для развития детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Многие из них начинают испытывать в школе вполне естественные и объяснимые сложности с учебной самоорганизацией. В сочетании с высоким авторитетом и большой ролью в жизни младшего школьника взрослых, к которым он обращается за помощью, это может способствовать нежелательному развитию у него привычки во всём полагаться не на самого себя, а на помощь и мнение взрослого. Склонность к стандартному поведению в сочетании со стремлением выглядеть в глазах взрослого не хуже других детей порождает конформизм младших школьников, а также ведёт к возможному отказу от своего «Я сам». В силу этих обстоятельств одной из задач, которые стоят перед педагогами, является создание благоприятных условий для развития самостоятельности учащихся.
Воспитывая в младших школьниках самостоятельность, педагог помогает им решить те задачи, которые встанут перед ними в подростковом возрасте. Ведь позднее у школьника возникнет потребность ощущать себя взрослым, и зависимость от других всё больше станет тяготить его. Подросток будет стремиться освободиться от статуса зависимого малыша и утвердить себя в качестве взрослого. С имеющимся же за спиной пережитым опытом самостоятельности ему легче будет решать новые задачи, легче проживать переходный возраст.
Утверждение подростком себя как «взрослой» личности неразрывно связано с реализацией им собственных потребностей:
в самопознании (проявлении интереса к своим взглядам, отношениям, поступкам, определении своих возможностей, стимулируемом к тому же быстрыми изменениями в физическом облике и внутреннем мире подростка);
в самореализации (раскрытии своих возможностей и личностных качеств, а также предъявлении их окружающим);
в самоидентификации (определении своей принадлежности к-тем или иным социальным группам).
В какие формы выльется реализация этих потребностей, каков будет её характер, во многом зависит от той среды, которая окружает школьника, общности, с которой он себя идентифицирует, и деятельности, в которую он включен. Всё вместе это образует некое пространство его личностного самоутверждения. Педагогам важно создать для учащихся подобное пространство, которое отвечало бы их насущным возрастным потребностям и при этом было бы благоприятным для их нравственного развития. Взрослым надо поддерживать природное любопытство учащихся и желание всё испытать самим, неуёмную физическую энергию и страсть к приключениям и романтике, стремление к независимости,- самостоятельности, потребности проявить себя среди других.
Попадая в новую обстановку, учащиеся имеют больше возможностей познакомиться с иными человеческими отношениями. При повышенных физических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, включении в групповую работу у них появляется принципиальная возможность проверить себя, показать себя, что-то доказать себе и другим. В физически и морально сложных жизненных условиях при поддержке педагога школьники могут научиться поступаться собственными интересами, удобствами, благополучием ради других.
Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего школьного и подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с воспитанием учащихся. Эта особенность туристко-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы.
Программа внеурочной туристско-краеведческой, деятельности учащихся ориентирована на детей подростков.
«Основы туризма и краеведения».
Программа ориентирована на учащихся 5-6 классов и предполагает овладение детьми основными туристскими знаниями, умениями и навыками, укрепление их здоровья и развитие воли и выносливости, формирование адекватной самооценки школьников, воспитание у них чувства ответственности и сопричастности своей малой и большой родине.
Программа может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей. Занятия могут быть кружковыми или клубными.
В связи с этим на базе школы организована секция «Основы туризма и краеведения». Программа разработана с расчетом на одну возрастную группу 5-6 класс, сроки реализации, составленной программы, рассчитана на один год обучения.
Целью секции по туризму является воспитание гармонически развитой личности, массовость, воспитание любви и ответственного отношения к туризму – является главной.
Задачи:
1. Дать знания и полного представления о данном виде спорта.
2. Применяя средства физической культуры активизировать иммунную систему, противостоять заболеваниям, вести организм учащегося к оздоровлению и повышенную трудовой деятельности.
3. Воспитать чувство ответственности, самостоятельности, коллективизма, долга.
4. Качественная подготовка к городским соревнованиям по туризму.
Занятия могут проводиться на улице (изучение топографических знаков, ориентирование), в спортивном зале (физическое развитие), в кабинете (изучение теории), а также участие в школьных и городских соревнованиях.
К концу учебного года учащиеся начального обучения должны владеть знаниями по туризму (ориентирование по карте на небольших территориях, первая медицинская помощь, личная гигиена), уметь выполнять простейшие туристические приемы (вязание узлов, разбивка палатки, разжигание костра) владеть общей физической подготовкой.
К концу учебного года учащиеся второго года обучения должны владеть знаниями по туризму (организация пешего похода, умение оказать первую медицинскую помощь, ориентирование на местности до одного квадратного километра). Уметь выполнять более сложные туристические приемы (обвязки и переправы на опасных участках, разбивка лагеря, общественная гигиена), а также владеть общей физической подготовкой (в особенности выносливостью, координацией).
К концу учебного года учащиеся третьего года обучения должны владеть знаниями по: организации туристского быта (привалы и ночлеги, питание в туристском походе), краеведению, ориентированию в спортивной карте, начальной судейской подготовке, охране природы. Уметь: оказать первую медицинскую помощь, проявить тактику и технику на соревнованиях, судить соревнования на уровне школы.
Знания, умения и навыки учащиеся смогут показать в процессе учебного года, на городских и школьных соревнованиях, качественно выполняя нормативные требования, а также в ходе опроса и творческих работ.
Учебно-тематический план
(5-6 класс)
№ п/п | Название модуля | Общее кол-во часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных активных занятий |
1 | Вводноезанятие. Безопасность туриста. | 1 | 1 | |
2 | Быт, кухня, песни туриста. Легенды и были родного края. Туристская стенгазета. | 6 | 2 | 4 |
3 | Ориентирование на местности, и в закрытых помещениях. | 1 | 1 | 10 |
4 | Топография. Туристские узлы и их назначение | 5 | 1 | 14 |
5 | Краеведение. Преодоление препятствий. Спортивное туристское многоборье. | 6 | 4 | 32 |
6 | Походы выходного дня. Спортивные походы. | 3 | 1 | 2 |
| ИТОГО: | 72 | 10 | 62 |
Содержание деятельности.
Основы туризма и краеведения.
1. Вводное занятие.
Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила обращения с огнём. Правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением. Правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста. Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределение общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к слабым и отстающим в походе, поведение у вечернего костра и за столом, отношение к памятникам истории и культуры, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение к природе.
Безопасность туриста.
Правила поведения в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнём: правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста.
2. Быт туриста.
Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками. Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа. Палатка, установка палаток разного типа. Походный лагерь. Место для костра. Топливо, правила хранения. Трудовая этика туриста. Тимуровская работа па маршруте. Отношение к памятникам истории и культуры. Отношение к природе.
Кухня туриста. Продукты в походе. Калорийность. Походное меню. Упаковка и транспортировка продуктов. Сублимированные продукты. Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. Туристская посуда. Уход за котлами и канами. Приготовление пиши на костре. Выход группы на пикники с целью отработки навыков приготовления пищи.
Песни туриста. Бардовская песня, туристская песня. Песни Ю. Визбора. В. Высоцкого. В. Ланц-берга, О. Митяева. В. Егорова о человеке, судьбе, профессии.
Легенды и были родного края. Интересные страницы истории родного края: родной край в древности, в Средневековье, в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и т. п. Местные легенды и мифы. Герои и яркие личности родного края. Экскурсия в краеведческий музей: подготовительная беседа (куда идём, зачем идём, как себя ведём, что смотрим, что обсуждаем после экскурсии), посещение музея и беседа с экскурсоводом, возвращение и итоговая беседа о проведённой экскурсии (что запомнилось, что понравилось, что не понравилось, где и как можно организовать следующую экскурсию). Экскурсии или походы выходного дня к местам интересных исторических событий.
Туристская стенгазета. Виды газет, работа редакционной коллегии, название, газетные рубрики и заголовки, вёрстка, оформление. Выбор названия дня туристской газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос. Создание Совета дела для выпуска туристской газеты и распределение обязанностей. Выпуск и презентация первого номера газеты, посвященного Всемирному дню туризма. Выпуски номеров, посвященных экологическим проблемам микрорайона, интересным страницам родной истории, совершённым туристским походам и экспедициям.
3. Ориентирование на местности.
Что нужно делать, если заблудился в лесу, и что нужно знать, чтобы не заблудиться. Север, юг.запад, восток. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на местности. Карты. Масштаб. Легенда карты. Чтение карт. Обращение с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход. Спортивное ориентирование: обучение и тренировки.
4. Топография. Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. Рисование топознаков. Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояния до недоступных предметов. Топографическая съёмка местности.
Туристские узлы. Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмёрка, стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный, шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн и т. п. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Наведение и снятие верёвочных перил для преодоления препятствий.
5. Краеведение. Рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала. Правила оформления краеведческого материала. Презентация краеведческого материала. Краеведческий отчёт туристской группы. Краеведческие викторины. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы школьной краеведческой олимпиады для учащихся 5-8 классов. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы фотовыставки «Знай родной край!».
Преодоление препятствий. Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота, ручьи и реки, горные перевалы и т. п. Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Правила преодоления лесных завалов. Переправа по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи альпенштока. Спуск с крутого склона при помощи верёвки. Подъём по крутому склону при помощи верёвки. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым верёвкам. Переправа при помощи вертикального маятника. Переправа при помощи горизонтального маятника. Навесная переправа. Переправа рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий.
Спортивное туристское многоборье. Спортивное туристское снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком. Горизонтальный и вертикальный маятник. Переправа по верёвке с перилами (параллельные перила). Подъём по склону по перилам спортивным способом. Спуск по склону по перилам спортивным способом. Подъём по склону по судейским перилам с самостраховкой. Спуск по склону по судейским перилам с самостраховкой. Навесная переправа. Переправы с самонаведением и снятием перил.
6. Походы выходного дня. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала и т. п.
Спортивные походы. Пешеходный, лыжный,горный, водный спортивные походы, комбинация. Протяжённость спортивных походов, локальные и протяжённые препятствия, категории сложности спортивных походов. Принципы комплектования группы и требования к участникам спортивных походов. Ориентирование на маршруте. Хронометраж намаршруте. Краеведение на маршруте. Маршрутно-квалификационная комиссия, маршрутная книжка и маршрутный диет, отчёт о спортивном походе в МКК. Спортивные значки и разряды. Подготовка и проведение похода по местам боёв Советской армии в Великой Отечественной войне: изучение исторических событий на местности, встречи с местными старожилами, посещение школьных и сельских музеев боевой славы, благоустройство братских могил. Подведение итогов похода, подготовка фотоотчёта, технического и краеведческого описания маршрута. Ознакомление с собранным краеведческим материалом других учащихся школы.
Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной туристско-краевед-ческой деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнём; о правилах обращения с опасными инструментами; о правилах общения с незнакомыми людьми; об основных нормах гигиены; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о рисках и угрозах нарушения этих норм; о действенных способах защиты природы: об истории и культуре родного края; о тендерных нормах поведения мальчиков и девочек; об основах организации коллективной творческой деятельности.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности, в целом):
развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
приобретение школьником опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей, опыта волонтёрской (добровольческой) деятельности.
СПИСОК УЧЕНИКОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ
«Основы туризма и краеведения»
5 – 6 КЛАССЫ
1.
2.
График работы:
5–6 классы: пятница, 16.00–18.00