СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа Художественно-эстетической направленности Театральная студия "Бригантина" 5-9 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театральная деятельность учащихся в коррекционной школе-интернате VI вида. План работы поможет педагогам дополнительного образования, занимающихся театральной деятельностью в школе систематизировать свои занятия и сделать мир творчества более ярким и насыщенным. 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа Художественно-эстетической направленности Театральная студия "Бригантина" 5-9 класс»


«Рассмотрено»

на заседании

педагогического совета

Протокол №__1__от «_28___»августа 2021 г.

«Согласовано»

Заместитель Директора КГОБУ «Коррекционная (специальная) общеобразовательная школа – интернат VI вида»

Стрелкова О.Ю. __________

«Утверждаю»

Директор КГОБУ «Коррекционная (специальная) общеобразовательная школа – интернат VI вида»

Приказ №__________

от «__29__»августа_2021г.

Ардашева И.Г._________











Дополнительная образовательная программа

Художественно эстетической направленности

Театральной студии «БРИГАНТИНА»

для учащихся 5-9 классов

срок реализации 1 год (2021-2022)








Программа разработана:

Гончарук Маргаритой Александровной

учителем высшей категории












ВЛАДИВОСТОК 2021-2022



Программа работы театральной студии

«БРИГАНТИНА»

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 для учащихся 5-9 классов, рассчитана на 136 часов

Составитель: Гончарук М.А., учитель истории

Пояснительная записка к программе

 Актуальность

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

 Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

 Основные задачи

1. Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии, народный балаганный театр).

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

 Структура программы

В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

  Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Организация театральной деятельности в средних классах школы.

 

 Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.



  Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

  Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

  Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

  Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

  Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

  Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

  Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

  Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

  Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.









Задачи

 

  • Развивать чуткость к сценическому искусству.

  • Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.

  • Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.

  • Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

  • Расширять представления детей об окружающей действительности.

  • Активизировать ассоциативное и образное мышление.

  • Развивать воображение и веру в сценический вымысел.

  • Учить действовать на сценической площадке естественно.

  • Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.

  • Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.

  • Развивать умение владеть своим телом. Совершенствовать двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений.

  • Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела, с помощью жестов и мимики.

  • Углублять представления о предметах, декорациях. Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.

  • Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы, сцены.

  • Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.

  • Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.

  • Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.

  • Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения. Поддерживать инициативу детей в пересказывании содержания литературного текста, сохраняя выразительные средства, характерные для данного произведения. Формировать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта.

  • Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые, используя персонажей известных сказок, изменив характеры героев на противоположные.

  • Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.

  • Воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости,



хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.

  • Побуждать использование импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша для создания образа персонажа драматического спектакля.

  • Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, создавая яркий танцевальный образ героя.

  • Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки  от разных звуков, включать их в игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

  • Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

  • Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.

  • Воспитывать зрительскую культуру.

 

Предполагаемые умения и навыки детей

 

  • Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

  • Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

  • Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.

  • Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

  • Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.

  • Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.

  • Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.

  • Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

  • Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

  • Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

  • Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.

  • Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

  • Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.

  • Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

  • Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.


Календарно – тематическое планирование театральной студии «Бригантина»

Дата


Заня-тия

Тема

Кол-во часов

план

факт

Все-го

Тео-рия

Прак-тика




1

Введение. Инструктаж по технике безопасности. Художественное восприятие действительности.


2


2


-





2

2

-



2

Формирование театрального характера мышления

2

2

-



3 - 10

Восстановление спектакля «Дерсу Узала» (чтение произведения, просмотр фильма, прослушивание музыки, распределение ролей, репетиции)

16

-

16



11

Многообразие выразительных средств в театре:

- драматургия

2

2

-



12

- декорация и ДХО

2

2

-



13

- костюм, грим

2

2

-



14

Подготовка театрализованного представления

«Средство от вранья»

2

2

-





26

10

16



15

Исполнительное искусство актера – стержень театрального искусства


2

2

-



16-19

Свет, музыкальное оформление и шумовое оформление


8

2

6



10

4

6



20

Основное направление актерского искусства


2

2

-



21-29

Подготовка театрализованного представления: Спектакль «Собачье сердце»

(чтение пьесы, распределение ролей, подбор музыки)

18

2

16



20

4

16



30

Внутренняя и внешняя техника актера (психотехника)

2

2

-



31

Туалет актера – тренировка техники

2

2

-



32

Тренинг творческой психотехники актера:

- развитие навыков рабочего самочувствия;

2

2

-

33

- развитие творческого восприятия;

2

2

-

34

- развитие творческих навыков физического самочувствия;

2

2

-

35

- развитие артистической смелости и элементов характерности

2

2

-

36-43

Подготовка театрализованного представления : «Собачье сердце».


16

-

16


28

12

16



44

Комплексные упражнения на овладение элементами системы

2

2

-



45

Упражнения на достижение мышечной свободы

2

-

2



46

Упражнения на внимание


2

-

2



47

Упражнения на развитие воображения

2

-

2



48

Упражнения на развитие эмоциональной памяти

2

-

2



49

Упражнения на память физических действий

2

-

2



50


Упражнения на развитие актерской смелости и непосредственности

2

-

2



51

Упражнения на сценическое общение

2

-

2



52


Упражнения на темпоритм сценического действия

2

-

2





18

2

16



53


Использование элементов системы в выполнении простого сценического действия


2

-

2



54-62


Работа над театрализованным музыкальным мероприятием к празднику «К юбилею полета в космос первого космонавта».


18

-

18



63-68


Работа над мероприятием «Будем помнить навечно!»

12

-

12






ВСЕГО

136

34

102






ИТОГО

136



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

(индивидуальные занятия)


Дата

Заня-тия

Тема

Кол-во часов

план

факт

Все-го

Тео-рия

Практика





1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.


1

1

-



2

Мир вокруг нас

1

1

-



3-7

В гостях у сказки

5

1

4



8-9

Веселая гимнастика

2

1

1



10-11

Зарядка для лица и языка

2

1

1



12-13

Как звучат слова

2

-

2



14-15

Игры-говорилки

2

-

2



16

Тренинг творческой психотехники актера:

развитие навыков рабочего самочувствия

1

1

-



17

Развитие творческого восприятия

1

-

1



18

Развитие творческих навыков физического самочувствия


1

-

1



19

Развитие артистической смелости и элементов характерности


1

-

1



20

Волшебной музыки страна

1

1

-



21

В мире загадочных звуков

1

-

1



22

Рисуем музыку

1

-

1



23

Упражнения на достижение мышечной свободы

1

-

1



24

Упражнения на внимание


1

-

1



25

Упражнения на развитие воображения

1

-

1



26-31

Подготовка отдельного концертного номера

6

-

6



32-34

Подготовка отдельного концертного номера

3

-

3




ВСЕГО

34

7

27



Учебный план.



п/п

Разделы и темы

Количество часов


всего


теория

практика

1

Введение

2

2

-

2

Формирование театрального характера мышления

26

10

16

3

Исполнительное искусство актера

10

4

6

4

Основное направление актерского искусства

20

4

16

5

Внутренняя и внешняя техника актера

28

12

16

6

Комплексные упражнения

18

2

16

7

Работа над музыкальным детским представлением

32

-

32

Итого:


34

102


Всего:


136





Литература:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Театральные постановки в средней школе» - Волгоград: Учитель, 2009

  2. Афанасенко Е.Х. «Детский музыкальный театр» - Волгоград: Учитель, 2009

  3. Гальцова Е.А. «Детско-юношеский театр мюзикла» - Волгоград: Учитель, 2009.

  4. Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.

  5. Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.

  6. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.

  7. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.










Театральная постановка «Тропою Дерсу»


 
























Театральная постановка «Все мы дети земли русской»



Постановка «Будем помнить навечно!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!